Научная статья на тему 'Проблемы координации образовательного и профессионального стандартов на этапе додипломной подготовки врачей'

Проблемы координации образовательного и профессионального стандартов на этапе додипломной подготовки врачей Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРАВОВАЯ И ЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / MEDICAL EDUCATION / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARDS / PROFESSIONAL / LEGAL AND ETHICAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Породенко Валерий Анатольевич, Ломакина Галина Владимировна, Травенко Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 350063, г. Краснодар, Российская Федерация Цель работы анализ изменений образовательных стандартов и проектов Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС ВО 3++) по направлению подготовки «клиническая медицина» в сопоставлении с требованиями профессиональных стандартов. В качестве задач определено выделение дискуссионных и неоднозначных проблем, касающихся исключения из образовательных стандартов ряда принципиально важных требований к уровню знаний и компетенций выпускников. В статье рассмотрены вопросы актуализации проектов ФГОС ВО 3++, ориентированных на стандарты профессиональной деятельности специалистов здравоохранения. Результаты. Выделены проблемы, касающиеся исключения из образовательных стандартов принципиально важных требований к формированию профессионально-правовых и этических компетенций выпускников медицинских вузов. Обозначено противоречие между потребностью системы здравоохранения в юридически грамотных врачах и существующей системой обучения, не ориентированной на формирование их правовой компетенции. Проанализированы 5 поколений образовательных стандартов. Показано постепенное вытеснение компетенций профессионально-правовой и этической направленности. Обоснованы, сформулированы и предложены к введению в программы подготовки врачей всех направлений профессионально-правовые и этические компетенции и индикаторы их достижений. Заключение. Показана целесообразность 2-этапного преподавания вопросов медицинского права. I этап должны составлять дисциплины «Основы профессиональной деятельности врача» и «Правовые основы деятельности врача». На кафедре судебной медицины ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России 1-ю изучают на II курсе педиатрического факультета, а 2-ю на II курсе лечебного факультета и III курсе медико-профилактического факультета. В рамках перехода на ФГОС ВО 3++ предложено включение данных дисциплин в виде обязательных элективных курсов в учебные планы подготовки врачей, в том числе и на стоматологическом факультете, как основных, формирующих профессионально-правовую и этическую компетенции специалиста здравоохранения в соответствии с профессиональными стандартами. Разработана программа для выпускников медицинского вуза «Правовые вопросы предстоящей профессиональной деятельности», которую предложено включить в виде обязательного электива на II этапе изучения медицинского права будущими врачами. Программа электива ориентирована на профессиональные стандарты в соответствии с направлениями подготовки специалистов и предусматривает регулярную переработку с учетом меняющегося законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Породенко Валерий Анатольевич, Ломакина Галина Владимировна, Травенко Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS WITH COORDINATION OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARDS AT THE STAGE OF PHYSICIANS TRAINING AT UNDERGRADUATE LEVEL

The aim of this work was to analyze changes in educational standards and projects of the Federal State Educational Standards of Higher Education (FSES HE 3++) of a new generation in relation to training in the field of «clinical medicine» in comparison with professional standards requirements. Allocation of controversial and intricate problems, regarding exclusion a number of fundamentally important requirements for the level of graduates' skills and competencies from educational standards, was defined as this research objective. In the article issues of FSES HE 3++ projects actualization, which are focused on Professional Practices Standards of health professionals, are discussed. Results. Problems related to the exclusion of fundamentally important requirements for formation of professional, legal and ethical competences of medical graduates from educational standards are highlighted. Contradiction between healthcare system demand for legally qualified doctors and existing educational system, which is not oriented towards formation of their legal competence, is represented. Five generations of educational standards have been analyzed. Gradual replacement of professional, legal and ethical competences is shown. Professional, legal and ethical competences and indicators of their achievements have been grounded, formulated and proposed for introduction into training programs for doctors of all specialties. Conclusion. Practicability of two-stage process of medical law issues teaching is shown. The first stage should be represented by the following disciplines that are studied at the Department of Forensic Medicine of Kuban State Medical University «Professional foundations of medical practice» (second course of faculty of pediatrics) and «Legal foundations of medical practice» (second course of medical faculty and third course of public health faculty). In terms of transition to FSES HE 3++, it was proposed to include these disciplines in form of mandatory elective courses in curricula to train doctors, including future dentists, as major, that form professional, legal and ethical competences of a health care professional in accordance with occupational standards. A program for medical graduates has been developed: «Legal issues of upcoming professional activity». It was proposed to include it form of compulsory elective education at the 2nd stage of medical law study. The elective program is focused on professional standards in accordance with strategic lines of specialists training and provides for possibility of its regular processing in accordance with changing legislation.

Текст научной работы на тему «Проблемы координации образовательного и профессионального стандартов на этапе додипломной подготовки врачей»

проблемы координации образовательного и профессионального стандартов на этапе додипломной подготовки врачей

Породенко В.А., Ломакина Г.В., Травенко Е.Н.

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской федерации, 350063, г. Краснодар, Российская федерация

Цель работы - анализ изменений образовательных стандартов и проектов Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС ВО 3++) по направлению подготовки «клиническая медицина» в сопоставлении с требованиями профессиональных стандартов. В качестве задач определено выделение дискуссионных и неоднозначных проблем, касающихся исключения из образовательных стандартов ряда принципиально важных требований к уровню знаний и компетенций выпускников. В статье рассмотрены вопросы актуализации проектов ФГОС ВО 3++, ориентированных на стандарты профессиональной деятельности специалистов здравоохранения.

Результаты. Выделены проблемы, касающиеся исключения из образовательных стандартов принципиально важных требований к формированию профессионально-правовых и этических компетенций выпускников медицинских вузов. Обозначено противоречие между потребностью системы здравоохранения в юридически грамотных врачах и существующей системой обучения, не ориентированной на формирование их правовой компетенции. Проанализированы 5 поколений образовательных стандартов. Показано постепенное вытеснение компетенций профессионально-правовой и этической направленности. Обоснованы, сформулированы и предложены к введению в программы подготовки врачей всех направлений профессионально-правовые и этические компетенции и индикаторы их достижений.

Заключение. Показана целесообразность 2-этапного преподавания вопросов медицинского права. I этап должны составлять дисциплины «Основы профессиональной деятельности врача» и «Правовые основы деятельности врача». На кафедре судебной медицины ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России 1-ю изучают на

II курсе педиатрического факультета, а 2-ю - на II курсе лечебного факультета и

III курсе медико-профилактического факультета. В рамках перехода на ФГОС ВО 3++ предложено включение данных дисциплин в виде обязательных элективных курсов в учебные планы подготовки врачей, в том числе и на стоматологическом факультете, как основных, формирующих профессионально-правовую и этическую компетенции специалиста здравоохранения в соответствии с профессиональными стандартами. Разработана программа для выпускников медицинского вуза «Правовые вопросы предстоящей профессиональной деятельности», которую предложено включить в виде обязательного электива на II этапе изучения медицинского права будущими врачами. Программа электива ориентирована на профессиональные стандарты в соответствии с направлениями подготовки специалистов и предусматривает регулярную переработку с учетом меняющегося законодательства.

финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Породенко В.А., Ломакина Г.В., Травенко Е.Н. Проблемы координации образовательного и профессионального стандартов на этапе додипломной подготовки врачей // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 1. С. 52-62. Со1; 10.24411/2220-8453-2020-11003. статья поступила в редакцию 27.12.2019. Принята в печать 25.02.2020.

Ключевые слова:

медицинское

образование,

образовательные

и профессиональные

стандарты,

профессионально-

правовая

и этическая

компетенции

проблемы координации образовательного и профессионального стандартов

на этапе додипломной подготовки врачей

problems with coordination of educational AND professional sTANDARDs AT THE sTAGE of physicians training at undergraduate level

Porodenko V.A., Lomakina G.V., Travenko E.N.

Kuban state Medical University, Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 350063, Krasnodar, russian Federation

The aim of this work was to analyze changes in educational standards and projects of the Federal State Educational Standards of Higher Education (FSES HE 3++) of a new generation in relation to training in the field of «clinical medicine» in comparison with professional standards requirements. Allocation of controversial and intricate problems, regarding exclusion a number of fundamentally important requirements for the level of graduates' skills and competencies from educational standards, was defined as this research objective. In the article issues of FSES HE 3++ projects actualization, which are focused on Professional Practices Standards of health professionals, are discussed.

results. Problems related to the exclusion of fundamentally important requirements for formation of professional, legal and ethical competences of medical graduates from educational standards are highlighted. Contradiction between healthcare system demand for legally qualified doctors and existing educational system, which is not oriented towards formation of their legal competence, is represented. Five generations of educational standards have been analyzed. Gradual replacement of professional, legal and ethical competences is shown. Professional, legal and ethical competences and indicators of their achievements have been grounded, formulated and proposed for introduction into training programs for doctors of all specialties. Conclusion. Practicability of two-stage process of medical law issues teaching is shown. The first stage should be represented by the following disciplines that are studied at the Department of Forensic Medicine of Kuban State Medical University - «Professional foundations of medical practice» (second course of faculty of pediatrics) and «Legal foundations of medical practice» (second course of medical faculty and third course of public health faculty). In terms of transition to FSES HE 3++, it was proposed to include these disciplines in form of mandatory elective courses in curricula to train doctors, including future dentists, as major, that form professional, legal and ethical competences of a health care professional in accordance with occupational standards. A program for medical graduates has been developed: «Legal issues of upcoming professional activity». It was proposed to include it form of compulsory elective education at the 2nd stage of medical law study. The elective program is focused on professional standards in accordance with strategic lines of specialists training and provides for possibility of its regular processing in accordance with changing legislation.

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

For citation: Porodenko V.A., Lomakina G.V., Travenko E.N. Problems with

coordination of educational and professional standards at the stage of physicians

training at undergraduate level. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe

razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (1): 52-62. doi:

10.2441 1/2220-8453-2020-1 1003. (in Russian)

received 27.12.2019. Accepted for publication 25.02.2020.

Keywords:

medical education,

educational and

professional

standards,

professional,

legal and ethical

competences

Вот уже более четверти века здравоохранение в нашей стране находится в процессе перманентного реформирования. Одновременно происходят частые и непредсказуемые изменения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), что требует обновления содержания образования в русле, которое не всегда понятно для вузов. Новые версии ФГОС ВО 3++ ориентированы на стандарты профессиональной деятельности [1]. При этом изменяются количество и формулировка компетенций, которые должны отражать типы задач профессиональной деятельности специалиста.

Современное здравоохранение отличает множество противоречий и сложностей, среди которых одна из самых острых - нормативная регуляция. Медицинское образование долгие годы уделяло мало внимания правовой составляющей медицинской деятельности и вольно или невольно порождало у будущих врачей представление о независимости медицины от юридических норм, а вопрос о правонарушениях освещался в основном на кафедре судебной медицины при разборе врачебных дел, дошедших до суда и потребовавших судебно-медицинской экспертизы.

Однако внедрение рыночных отношений, перевод пациента в статус потребителя медицинских услуг, а врача в статус их поставщика, широкое применение Закона о защите прав потребителей, использование рынка лекарств как источника доходов, политические спекуляции на врачебных ошибках, дискредитация имиджа врача в средствах массовой информации, конкуренция медицинских учреждений разных форм собственности, расширение медикализации и многое другое привели к

лавинообразному нарастанию «врачебных дел». Особенно опасной считается «тенденция юридизации профессиональных случаев», когда любая ошибка врача раздувается в СМИ как проступок или преступление, что влияет на престиж профессии, формирует негативное отношение населения к медицинским работникам и превращает их в незащищенную группу [2, 3]. Дело дошло до того, что в Следственном комитете РФ работают новые подразделения по расследованию преступлений в медицинской сфере [4-6].

Такие устрашающие новации остро ставят проблему правовой подготовки медицинских работников, значение которой много раз подчеркивалось в медицинском и юридическом сообществах [7]. Однако в настоящее время существует явное противоречие между потребностью системы здравоохранения в юридически грамотных врачах и существующей системой обучения, не ориентированной на формирование их правовой компетентности [8].

Целью данной работы стал анализ образовательных стандартов разных поколений и проектов ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки «Клиническая медицина» в сопоставлении с требованиями профессиональных стандартов (ПС), выделение дискуссионных и неоднозначных проблем, касающихся исключения из образовательных стандартов ряда принципиально важных требований к уровню правовых знаний и компетенций выпускников.

материал и методы

В работе использованы информационно-поисковые методы и методы анализа официальных документов,судебной практики, научных публикаций и материалов

проблемы координации образовательного и профессионального стандартов

на этапе додипломной подготовки врачей

периодическом печати, а также анализ результатов учебно-методической работы преподавателей кафедры судебной медицины и психиатрии.

результаты и обсуждение

Анализ утвержденных ПС «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» (приказ Минтруда РФ № 293-н от 21 марта 2017 г.), «Врач-педиатр участковый» (приказ Минтруда РФ № 306-н от 27 марта 2017 г.), «Врач-стоматолог» (приказ Минтруда РФ № 227-н от 10 мая 2016 г.) и проектов ФГОС ВО 3++ 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия» и 31.05.03 «Стоматология» выявил серьезные пробелы в образовательных стандартах в части формирования профессионально-правовой и этической компетентности будущих специалистов здравоохранения.

В настоящее время принято уже более 50 ПС по специализациям, причем все содержат практически одинаковые требования к осуществлению общетрудовых функций в части профессионально-пра-

вовой и этической компетентности медицинского работника, закрепленные в базовом законе здравоохранения -Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Закон об охране здоровья) [9] (табл. 1). Врачей стоматологического профиля прямо предупреждают о допуске к работе только при отсутствии «судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям». Для специалистов лечебного профиля в части законодательства еще добавлено требование знаний обязательного медицинского страхования и трудового законодательства РФ.

Кроме того, Закон об охране здоровья содержит ссылки на необходимость обращения к законодательству России более чем в 20 статьях, не считая ссылок на законы субъектов РФ.

Причем понятно, что речь идет не только о федеральных законах, но и о подзаконных актах, которые в медицине

Таблица 1. Требования профессиональных стандартов к обобщенной трудовой функции врачей в части профессионально-правовых и этических компетенций

Обобщенная трудовая функция Требование профессионального стандарта

Особые условия допуска Отсутствие ограничений на занятие профессиональной дея-к работе тельностью, установленных действующим законодательством Российской Федерации

Другие характеристики Соблюдение врачебной тайны. Соблюдение Клятвы врача. Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (законными представителями пациентов), коллегами. Знание законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи

в основном представлены приказами и распоряжениями Минздрава России, обязательными для исполнения всеми медицинскими организациями и медицинскими работниками. Требование соблюдать моральные и этические нормы содержат ст. 6 и 73 Закона об охране здоровья. В ст. 36.1 регламентирована деятельность этического комитета.

Логично полагать, что в основе профессионально-правовой и этической культуры медицинского работника лежат знания Закона об охране здоровья, умение ориентироваться в источниках медицинского права и нормативах, на которые ссылается законодатель, а также

умение применять текущее законодательство для решения профессиональных задач и следовать нравственным традициям отечественной медицины. Это подтверждает п. 1 ст. 73, где сказано, что «... медицинские работники.осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии».

Значение сопряжения профессиональных и образовательных стандартов подвергается сомнению, так как ПС устаревают и срок их жизни - 3-5 лет [10, 11]. На этот счет можно возразить, что трудовые функции, относящиеся к профес-

Таблица 2. Эволюция правовой составляющей деятельности врача в образовательных стандартах I—V поколений

Поколение образовательных стандартов

I II III

ГОС ГОС ВПО (ГОС-2) ФГОС ВПО ФГОС ВО 3+ ФГОС ВО 3+++

Переход к компетен-цим Модернизированные Актуализированные с учетом ПС

1992-1993 2000 2009 2014-2016 2018

Предусматривает формирование профессионально-правово! и этической компетентности

нет да да частично нет

Требования... по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

ГСЭ.Ф.06 Правоведение. Медицинское право, биоэтика и деонтология - важные нормативные системы в сфере охраны здоровья граждан.

ГСЭ.Р.00: Биоэтика. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения.

ОК-8; ПК-1; ПК-4; ПК-27

ОК-4; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-5; ОПК-6

УК ОПК ПК

Примечание. ГОС - государственный образовательный стандарт; ВПО - высшее профессиональное образование; ФГОС ВПО - федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования; ФГОС ВО - федеральные образовательные стандарты высшего образования; ОК - общекультурные компетенции; ОПК - общепрофессиональные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УК - универсальные компетенции.

проблемы координации образовательного и профессионального стандартов

на этапе додипломной подготовки врачей

сионально-правовой и этической компетенции, исходят из Закона об охране здоровья, который в этом отношении с 2011 г. не претерпел изменений (за исключением введения аккредитации специалиста), поэтому полагать, что сопряжение с ПС устареет и не будет соответствовать изменившимся условиям профессиональной деятельности, нет оснований.

Возникает резонный вопрос, каким именно образом врач будет получать знания медицинского законодательства, обеспечивающие перечисленные выше трудовые функции, если обучение им в проекте ФГОС ВО 3++ не предусмотрено? К сожалению, практически никак. Налицо конфликт между декларируемыми ценностями и реальной программой обучения врачей. В образовательных стандартах наблюдается постепенное вытеснение необходимости формирования профессионально-правовой и этической компетенций будущих врачей. В табл. 2 представлена правовая и этическая составляющая деятельности врача в образовательных стандартах разных поколений.

Как видим, наиболее полно профессионально-правая и этическая компетентности представлены в ГОС ВПО 2000 г., в котором прямо указано, что в рамках дисциплины «правоведение» изучается «медицинское право». ФГОС ВПО 2009 г. также указывает конкретные компетенции, формирующие профессионально-правовую и этическую компетентность, но без упоминания дисциплин, которые их формируют (только «биоэтика»). Дальнейшее вытеснение профессионально-правовой и этической компетенций привело к тому, что в проектах ФГОС ВО 3++ их уже нет, на их место встали универсальные компетенции, примерно одинаковые для

всех специалистов, получающих высшее образование.

Создается впечатление, что разработчики ФГОС ВО 3++ или намеренно игнорируют правовую и этическую составляющую профессиональной деятельности врача, или не имеют о ней ни малейшего понятия. В то же время включение в ПС знаний законодательства в сфере охраны здоровья, программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, а также вопросов этики и деонтологии профессиональной деятельности ставит вопрос о разработке компетенций и индикаторов их достижений, а также определении дисциплин, изучение которых формировало бы эти компетенции. Проекты ФГОС ВО 3++, являющиеся уже V поколением государственных стандартов за период с 1993 г., подвергаются обоснованной критике [1215]. Трудности актуализации в основном отмечаются в связи с недостаточно корректными формулировками отдельных компетенций, неясной логикой их составления и отсутствием утвержденных на федеральном уровне Примерных основных образовательных программ (ПООП) для многих специальностей.

Кроме того, стремление разработчиков унифицировать всю сферу образования и сделать ее одинаковой в части универсальных компетенций (УК) вступает в противоречие с природой человеческих способностей. Педагоги и психологи, утвердившие необходимость индивидуализации обучения, давно выявили сферы человеческой деятельности, в которых могут развиться индивидуальные особенности человека, являющиеся предпосылками способностей [16]. Анализ формулировок УК проекта ФГОС ВО 3++ приводит

к мысли, что они более уместны в подготовке менеджера здравоохранения, но не врача-практика, а главная гуманистическая составляющая медицины - закон и нравственность - как бы отошли на второй план.

На кафедре судебной медицины студентам педиатрического факультета мы преподаем учебную дисциплину «основы профессиональной деятельности врача», которая относится к профессиональному циклу дисциплин С. 3 вариативной части. На лечебном факультете несколько лет преподавали учебную дисциплину «правовые основы деятельности врача», которая относилась к профессиональному циклу дисциплин С. 3 вариативной части. На медико-профилактическом факультете преподают дисциплину «правовые основы деятельности врача», которая относится к профессиональному циклу дисциплин С. 1 базовой части. Цель изучения этих дисциплин -формирование профессионально-правовой и нравственной культуры врача на базе изучения законодательства в сфере охраны здоровья. Однако принятый ФГОС ВО 3++ и ПООП ФУМО (Федеральное учебно-методическое объединение) подготовки специалистов медико-профилактического профиля, как и проекты по другим специалитетам, не позволяют определить дисциплину, которая предусматривает преподавание правовых основ профессиональной медицинской деятельности по охране здоровья. В перечне общепрофессиональных компетенций (ОПК) специалиста медико-профилактического дела правовые вопросы содержит ОПК-1 (способен реализовать моральные и правовые нормы, этические деонтологические принципы в профессиональной деятельности), однако дисциплины «правовые основы деятельности врача» уже нет.

Мы считаем целесообразным при переходе на ФГОС ВО 3++ сохранить в виде обязательных элективных курсов указанные дисциплины в учебном плане вуза как основные, формирующие профессионально-правовую и этическую компетентность врача, а также ввести в программу подготовки врачей всех направлений профессиональные компетенции, предлагаемые кафедрой:

- ПК-(1) Способен применять и соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

- ПК-(2) Способен соблюдать врачебную тайну, Клятву врача, принципы врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (законными представителями пациента), коллегами.

Индикаторами их достижения считать:

- ИД-1 ПК-(1). Умеет находить и использовать действующие законы и подзаконные акты, регламентирующие медицинскую деятельность, для решения практических задач.

- ИД-2 ПК-(1). Владеет способами соблюдения и защиты прав участников правоотношений в сфере охраны здоровья.

- ИД-3 ПК-(1). Владеет алгоритмом правовой оценки профессиональных (врачебных) ошибок и правонарушений (проступков/преступлений) в медицине.

- ИД-1 ПК-(2). Умеет соблюдать конфиденциальность при работе с медицинскими документами, с индивидуальными данными пациентов и их законных представителей. Умеет использовать в работе принципы информационной безопас-

проблемы координации образовательного и профессионального стандартов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на этапе додипломной подготовки врачей

ности. Владеет методами оценки противоправных и аморальных действий медицинского персонала.

Однако изучение вопросов, относящихся к медицинскому праву, только на младших курсах явно недостаточно. Нужен второй этап для выпускников, приступающих к работе. О необходимости двухэтапного преподавания вопросов медицинского права на младших и старших курсах упоминалось неоднократно в наших работах [17] и работах других специалистов [18]. В этом аспекте нами разработан электив для студентов старших курсов «Правовые вопросы предстоящей профессиональной деятельности». Программа электива построена в соответствии с требованиями ПС для каждого специалитета в отдельности.

К примеру: «Требования к образованию и обучению ПС в программе электива представлены вопросами по аккредитации специалиста».

Условие ПС: «Особые условия допуска к работе. Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью», в программе электива освещено вопросами: «Отсутствие судимости. Трудовой кодекс РФ, ст. 331, 351.1. Запрет на занятие профессиональной деятельностью для врача. Реабилитирующие основания для погашения судимости врача» и т.д.

Указание ПС: на «Соблюдение законодательства в сфере охраны здоровья», - прямо рекомендует изучение Закона об охране здоровья (в текущей редакции), а также вопросов: «Правовой статус медицинских работников и медицинских организаций. Врачебные ошибки, ятрогении и правонарушения в медицине. Контроль качества оказания медицинской помощи.

Закон о защите прав потребителей и административное законодательство в современном здравоохранении» и т.д.

ЗАКлюЧЕНИЕ

В современных социально-экономических и сверхнормативных условиях функционирования системы здравоохранения существенно возрастает значение правовой компетентности врачей. Именно поэтому целесообразно ввести двухэтапное преподавание вопросов медицинского права. Первый этап должны составлять дисциплины, изучаемые на кафедре судебной медицины ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, - «Основы профессиональной деятельности врача» на II курсе педиатрического факультета, «Правовые основы деятельности врача» на II курсе лечебного факультета и III курсе медико-профилактического факультета. В рамках перехода на ФГОС ВО 3++ предложено включение данных дисциплин в виде обязательных элективных курсов в учебные планы подготовки врачей, в том числе и на стоматологическом факультете, как основных, формирующих профессионально-правовую и этическую компетенции специалиста здравоохранения в соответствии с ПС. Разработана программа для выпускников медицинского вуза «Правовые вопросы предстоящей профессиональной деятельности», которую предложено включить в виде обязательного электива на II этапе изучения медицинского права будущими врачами. Программа электива ориентирована на ПС в соответствии с направлениями подготовки специалистов и предусматривает регулярную переработку с учетом меняющегося законодательства.

сведения об авторах

породенко Балерий Анатольевич (valery A. Porodenko)* - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой судебной медицины ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, Краснодар, Российская Федерация Е-mail: porodenko520mail.ru https://orcid.org/0000-0001-6353-7380

Ломакина Галина Владимировна (Galina V. Lomakina) - ассистент кафедры психиатрии факультета повышения квалификации и последипломной подготовки специалистов ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, Краснодар, Российская Федерация E-mail lomakina230yandex.ru

Травенко Елена Николаевна (Elena N. Travenko) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры судебной медицины ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, Краснодар, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

литература

1. Письмо Минобрнауки России от 21.01.2019 № МН-2.1/222 «О применении актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования».

2. Бударин Г.Ю. Принципы соотношения юридических, этических и профессиональных регуляторов медицинской деятельности // Медицинское право. 2015. № 1. С. 52-56.

3. Породенко В.А., Ломакина Л.И., Травенко Е.Н. Проблемы и противоречия в законодательстве, относящемся к правонарушениям субъектов медицинской деятельности // Проблемы ненадлежащего оказания медицинской помощи (экспертно-правовые вопросы): материалы III межрегиональной научно-практической конференции. М. : Национальный институт медицинского права, 2014. С. 177-182.

4. Белей К. Пять громких уголовных дел 2018 года против врачей // Правовые вопр. в здравоохр. 2019. № 2. С. 70-79.

5. Шипилина О., Белей К., Маровнина О. Круглый стол «Элина Сушкевич есть в каждой клинике. Как защитить врачей от уголовного преследования» // Правовые вопр. в здравоохр. 2019. № 8. С. 14-19.

6. Винокурова М.А. Ятрогенные преступления: новый вид виновно совершенных общественно опасных деяний XXI века? // Евразийский юридический журн. 2016. № 3 (94). С. 198-202.

7. Сергеев Ю.Д., Павлова Ю.В., Каменская Н.А., Поспелова С.И. и др. Первой Российской кафедре медицинского права первого МГМУ им. И.М. Сеченова - 20 лет // Медицинское право России : материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. : Национальный институт медицинского права, 2015. С. 17-26.

8. Соболева М.А. Педагогические условия формирования правовой компетенции студентов медицинского института // Образование и общество. 2013. № 3 (80). С. 32-36.

9. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26-31.

10. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В, Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5-15.

11. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-03 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: https://www.rosmlnzdrav.ru.

12. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 4. С. 66-75.

*Автор для корреспонденции.

проблемы координации образовательного и профессионального стандартов

на этапе додипломной подготовки врачей

13. Остапенко В.М., Шкитин В.А. Проблема реализации ФГОС ВО (3++) в российской медицинской школе // Медицинское образование XXI века: компетентность^ подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования : сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием. Витебск : ВГМУ, 2017. С. 112-116.

14. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5-15.

15. Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 5-12.

16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2010. 304 с.

17. Породенко В.А., Ломакина Л.И., Травенко Е.Н., Быстрова Е.И. и др. Преемственность и роль медицинского права при изучении дисциплины «Правовые основы деятельности врача» // Актуальные проблемы судебной медицины и медицинского права : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. М. : ЮрИнфоЗдрав, 2014. С. 325-331.

18. Гецманова И.В. Особенности преподавания правовых знаний в медицинском вузе // Пробл. экспертизы в медицине. 2015. Т. 15, № 3-4. С. 7-9.

references

1. Letter of the Ministry of Education and Science of Russia No. МН-2.1/222. (January 21, 2019) «On the application of updated federal state educational standards of higher education». (in Russian)

2. Budarin G.Yu. Principles of the ratio of legal, ethical and professional medical regulators. Meditsinskoe pravo [Medical Law]. 2015; (1): 52-6. (in Russian)

3. Porodenko V.A., Lomakina L.I., Travenko E.N. Problems and contradictions in legislation dealing with offences of medical subjects. In: Problemy nenadlezhashchego okazaniya meditsinskoy pomoshchi (ekspertno-pravovyye voprosy): materialy III mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Problems of Inadequate Medical Care (Expert-Legal Issues): Materials of the III interregional scientific-practical conference]. Moscow: Natsional'nyy institut meditsinskogo prava, 2014: 177-82. (in Russian)

4. Beley K. Five high-profile criminal cases of 2018 against doctors. Pravovie voprosy v zdravookhranenii [Legal Issues in Health Care]. 2019; (2): 70-9. (in Russian)

5. Shipilina O., Beley K., Marovnina O. The roundtable «Elina Sushkevich is in every clinic. How to protect doctors from prosecution». Pravovie voprosy v zdravookhranenii [Legal Issues in Health Care]. 2019; (8): 14-9. (in Russian)

6. Vinokurova M.A. Yatrogo crimes: a new kind of guilty committed socially dangerous acts of the 21st century? Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal [Eurasian Legal Journal]. 2016; 3 (94): 198-202. (in Russian)

7. Sergeyev Yu.D., Pavlova Yu.V., Kamenskaya N.A., Pospelova S.I., et al. The first Russian Department of Medical Law of the first Moscow State University. I.M. Sechenova - 20 years. In: Meditsinskoye pravo Rossii: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Medical Law of Russia: Materials of the all-Russian scientific and practical conference]. Moscow: Natsional'nyy institut meditsinskogo prava, 2015: 17-26. (in Russian)

8. Soboleva M.A. Educational conditions for the formation of legal competence of medical students. Obrazovanie i obshchestvo [Education and Society]. 2013; 3 (80): 32-6. (in Russian)

9. Belotserkovskiy A.V. On the issue of harmonizing educational and professional standards. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2015; (6): 26-31. (in Russian)

10. Pilipenko S.A., ZHidkov A.A., Karavayeva E.V, Serova A.V. Pairing fGOS and professional standards: identified problems, possible approaches, recommendations for actualization. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2016; 6 (202): 5-15. (in Russian)

11. Federal law of November 21, 2011 No. 323-Fz «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation». URL: https://www.rosminzdrav.ru. (in Russian)

12. Mishin I.N. Critical assessment of the formation of the list of competencies in the FGOS VO (3++). Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2018; 27 (4): 66-75. (in Russian)

13. Ostapenko V.M., SHkitin V.A. The problem of the implementation of FGOS VO (3++) in the Russian medical school. In: Meditsinskoye obrazovaniye XXI veka: kompetentnostnyy podkhod i ego realizatsiya v sisteme nepreryvnogo meditsinskogo i farmatsevticheskogo obrazovaniya: sbornik materialov Respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Medical Education of the XXI

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Century: Competence Approach and its Implementation in the System of Continuous Medical and Pharmaceutical Education: Collection of materials of the Republican scientific and practical conference with international participation]. Vitebsk: VGMU, 2017: 112-6. (in Russian)

14. Pilipenko S.A., Zhidkov A.A., Karavayeva E.V., Serova A.V. Pairing fGOS and professional standards: identified problems, possible approaches, recommendations for actualization. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2016; 6 (202): 5-15. (in Russian)

15. Karavayeva E.V. Higher education qualifications and professional qualifications: «pairing with tension». Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2017; 12 (218): 5-12. (in Russian)

16. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination: a textbook for university students. Moscow: Akademiya, 2010: 304 p. (in Russian)

17. Porodenko V.A., Lomakina L.I., Travenko E.N., Bystrova E.I., et al. The continuity and role of medical law in the study of the discipline «Legal Foundations of Physician Activity». In: Aktual'nyye problemy sudebnoy meditsiny i meditsinskogo prava: materialy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Actual Problems of Forensic Medicine and Medical Law: Materials of the interregional scientific and practical conference with international participation]. Moscow: NP ITs «YurInfoZdrav», 2014: 325-31. (in Russian)

18. Getsmanova I.V. Features of teaching legal knowledge at a medical school. Problemy ekspertizy v meditsine [Problems of Expertise in Medicine]. 2015; 15 (3-4): 7-9. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.