Научная статья на тему 'Проектирование рабочей программы новой дисциплины "Административно-правовое регулирование медицинской деятельности" по модулю "Вопросы административной ответственности" на базе компетенций ФГОС во третьего поколения'

Проектирование рабочей программы новой дисциплины "Административно-правовое регулирование медицинской деятельности" по модулю "Вопросы административной ответственности" на базе компетенций ФГОС во третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
297
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORKING PROGRAM / THE COMPETENCE OF MEDICAL ACTIVITIES / MEDICAL ACTIVITY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Породенко Валерий Анатольевич, Травенко Елена Николаевна, Ломакина Людмила Иосифовна

С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения по различным направлениям подготовки врачей вузы ведут разработки новых и усовершенствование действующих рабочих программ, которые должны учитывать требования профессиональных стандартов специалистов медицинского профиля, вводимых Министерством труда и социальной защиты РФ. При этом в характеристиках обобщенных трудовых функций практически всех введенных стандартов в требованиях к образованию и обучению врачей указаны правовые составляющие. Особенно остро стоит вопрос об ответственности врачей и медицинских организаций за некачественное оказание медицинской помощи. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) имеется множество составов административных правонарушений, субъектами которых выступают медицинские организации и медработники. В последние годы в КоАП РФ уже внесено более 20 статей за правонарушения в сфере медицинской и фармацевтической деятельности и подготовлено к принятию еще более десятка. Недостаточная правовая осведомленность медицинских работников нередко оборачивается привлечением медицинской организации и ее сотрудников к административной ответственности. В связи с актуальностью задачи подготовки врачей в области административного права в учебный процесс ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России (ФГБОУ ВО КубГМУ) введена новая дисциплина «Административно-правовое регулирование медицинской деятельности», которая не имеет примерной учебной программы, разработанной соответствующим Учебно-методическим объединением (УМ О) и утвержденной Минобрнауки РФ. Данная дисциплина включает 2 модуля и преподается на VI курсе обучения врачей-педиатров, врачей-лечебников и на V курсе врачей-стоматологов. Модуль 2-й новой дисциплины «Вопросы административной ответственности» разработан преподавателями кафедры судебной медицины. Целями модуля являются усвоение студентами основ административных правоотношений в здравоохранении, анализ административно-правового статуса медицинских организаций и их работников применительно к вопросам административной ответственности за правонарушения в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Результаты. Разработана рабочая программа дисциплины по модулю «Вопросы административной ответственности» на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения для студентов медицинского университета. Общий объем модуля 54 ч (1,5 зачетных единиц), которые включают лекционные, практические занятия и самостоятельную работу. Выделены и наполнены содержанием компетенции, формируемые при изучении дисциплины. Разработано методическое обеспечение учебного процесса: тексты и презентации лекций, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, тестовый контроль, комплекты ситуационных задач. Изданы методические указания для студентов. Заключение. Представленные учебно-методические материалы не имеют аналогов и могут быть использованы для составления учебно-методического комплекса по вопросам медицинского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Породенко Валерий Анатольевич, Травенко Елена Николаевна, Ломакина Людмила Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of the working program of the new discipline of "Administrative-legal regulation of medical activity" of the module "Administrative Responsibility" based on competences in GEF''s third generation

With the introduction of the new GEF's third generation on various areas of training doctors universities lead the development of new and improvement of existing work programs, which should take into account the requirements of professional standards specialists medical profile, imposed by the Ministry of labour and social protection. In doing so, in characteristics of generalized labour functions almost all imposed standards in education and training requirements doctors indicated legal components. Especially acute is the issue of the responsibility of doctors and medical organizations for poor medical care. In the Code of Administrative Offences of the Russian Federation there are many formulations of administrative offences, the subjects of which are medical organizations and health workers. In recent years, the code of administrative offences has already made more than 20 articles for violations in the sphere of medical and pharmaceutical activity and is prepared to take even more than a dozen. Lack of legal awareness among medical professionals often turns involving a medical organization and its employees to administrative responsibility. In connection with the relevance of the task of training physicians in the field of administrative law in the teaching process in Kuban State Medical University introduced a new discipline «administrative-legal regulation of medical practice», that does not have an exemplary curriculum developed by relevant teaching Association and approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation. This discipline includes two modules and taught at the 6 course doctors-paediatricians, doctors-practitioners and 5 course of doctors-dentists. Module 2 of the new discipline of "administrative responsibility", developed by the teachers of the Department of forensic medicine. The aim of the module is an assimilation of students the foundations of administrative legal relations in health care, analysis of administrative and legal status of medical organizations and their employees concerning matters of administrative responsibility for violations in the sphere of health protection and medical care. The results. Developed a working program discipline module "administrative responsibility" based on competences in GEF third generation for students of Medical University. The total volume of 54 hours module (test days 1.5 units), which include lectures, practical exercises and independent work. Allocated and filled with content competence generated when studying the discipline. Elaborated methodical maintenance of educational process: texts and presentation of lectures, practical training plans, tasks for independent work, test kits, situational tasks. Methodical instructions for students. Conclusion. Submitted by teaching materials are unique and can be used to compile educational and methodical complex on health law.

Текст научной работы на тему «Проектирование рабочей программы новой дисциплины "Административно-правовое регулирование медицинской деятельности" по модулю "Вопросы административной ответственности" на базе компетенций ФГОС во третьего поколения»

Для корреспонденции

Породенко Валерий Анатольевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой судебной медицины ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России Адрес: 350063, г. Краснодар, ул. Седина, д. 4 Телефон: (861) 2-62-05-43 Е-шаП: [email protected]

Породенко В.А., Травенко Е.Н., Ломакина Л.И.

Проектирование рабочей программы новой дисциплины «Административно-правовое регулирование медицинской деятельности» по модулю «Вопросы административной ответственности» на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения

Porodenko V.A., Travenko E.N., Lomakina L.I.

Design of the working program of the new discipline of «Administrative-legal regulation of medical activity» of the module «Administrative Responsibility» based on competences in GEF's third generation Kuban State Medical University

With the introduction of the new GEF's third generation on various areas of training doctors universities lead the development of new and improvement of existing work programs, which should take into account the requirements of professional standards specialists medical profile, imposed by the Ministry of labour and social protection. In doing so, in characteristics of generalized labour functions almost all imposed standards in education and training requirements doctors indicated legal components. Especially acute is the issue of the responsibility of doctors and medical organizations for poor medical care. In the Code of Administrative Offences of the Russian Federation there are many formulations of administrative offences, the subjects of which are medical organizations and health workers. In recent years, the code of administrative offences has already made more than 20 articles for violations in the sphere of medical and pharmaceutical activity and is prepared to take even more than a dozen. Lack of legal awareness among medical professionals often turns involving a medical organization and its employees to administrative responsibility. In connection with the relevance of the task of training physicians in the field of administrative law in the teaching process in Kuban State Medical University introduced

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Краснодар

С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения по различным направлениям подготовки врачей вузы ведут разработки новых и усовершенствование действующих рабочих программ, которые должны учитывать требования профессиональных стандартов специалистов медицинского профиля, вводимых Министерством труда и социальной защиты РФ. При этом в характеристиках обобщенных трудовых функций практически всех введенных стандартов в требованиях к образованию и обучению врачей указаны правовые составляющие. Особенно остро стоит вопрос об ответственности врачей и медицинских организаций за некачественное оказание медицинской помощи.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) имеется множество составов административных правонарушений, субъектами которых выступают медицинские организации и медработники. В последние годы в КоАП РФ уже внесено более 20 статей за правонарушения в сфере медицинской и фармацевтической деятельности и подготовлено к принятию еще более десятка. Недостаточная правовая осведомленность медицинских работников нередко оборачивается привлечением медицинской организации и ее сотрудников к административной ответственности. В связи с актуальностью задачи подготовки врачей в области административного права в учебный процесс ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России (ФГБОУ ВО КубГМУ) введена новая дисциплина «Административно-правовое регулирование медицинской деятельности», которая не имеет

Породенко В.А., Травенко Е.Н., Ломакина Л.И.

Проектирование рабочей программы новой дисциплины «Административно-правовое регулирование медицинской деятельности» по модулю «Вопросы административной ответственности» на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения

a new discipline «administrative-legal regulation of medical practice», that does not have an exemplary curriculum developed by relevant teaching Association and approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation. This discipline includes two modules and taught at the 6 course doctors-paediatricians, doctors-practitioners and 5 course of doctors-dentists. Module 2 of the new discipline of "administrative responsibility", developed by the teachers of the Department of forensic medicine.

The aim of the module is an assimilation of students the foundations of administrative legal relations in health care, analysis of administrative and legal status of medical organizations and their employees concerning matters of administrative responsibility for violations in the sphere of health protection and medical care.

The results. Developed a working program discipline module "administrative responsibility" based on competences in GEF third generation for students of Medical University. The total volume of 54 hours module (test days 1.5 units), which include lectures, practical exercises and independent work. Allocated and filled with content competence generated when studying the discipline. Elaborated methodical maintenance of educational process: texts and presentation of lectures, practical training plans, tasks for independent work, test kits, situational tasks. Methodical instructions for students.

Conclusion. Submitted by teaching materials are unique and can be used to compile educational and methodical complex on health law.

Keywords

• working program

• the competence of medical activities

• medical activity

• administrative responsibility

примерной учебной программы, разработанной соответствующим Учебно-методическим объединением (УМ О) и утвержденной Минобрнауки РФ. Данная дисциплина включает 2 модуля и преподается на VI курсе обучения врачей-педиатров, врачей-лечебников и на V курсе врачей-стоматологов. Модуль 2-й новой дисциплины — «Вопросы административной ответственности» — разработан преподавателями кафедры судебной медицины. Целями модуля являются усвоение студентами основ административных правоотношений в здравоохранении, анализ административно-правового статуса медицинских организаций и их работников применительно к вопросам административной ответственности за правонарушения в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Результаты. Разработана рабочая программа дисциплины по модулю «Вопросы административной ответственности» на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения для студентов медицинского университета. Общий объем модуля 54 ч (1,5 зачетных единиц), которые включают лекционные, практические занятия и самостоятельную работу. Выделены и наполнены содержанием компетенции, формируемые при изучении дисциплины. Разработано методическое обеспечение учебного процесса: тексты и презентации лекций, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, тестовый контроль, комплекты ситуационных задач. Изданы методические указания для студентов.

Заключение. Представленные учебно-методические материалы не имеют аналогов и могут быть использованы для составления учебно-методического комплекса по вопросам медицинского права.

Ключевые слова

• рабочая программа

• компетенции

• медицинская деятельность

• административная ответственность

В современной медицине наряду с безудержным реформированием системы здравоохранения невероятно быстро сменяются государственные образовательные стандарты высшего медицинского образования. С введением новых ФГОС ВО третьего поколения по различным направлениям подготовки врачей вузы активно ведут разработки новых и усовершенствование действующих рабочих программ. Поскольку рабочая

программа — это основной документ, определяющий содержание преподаваемой дисциплины, ее качество в значительной степени определяет и качество преподавания.

При этом лавинообразно возрастает количество нормативных документов, регулирующих сферу оказания медицинской помощи и медицинских услуг, усиливается прессинг карающих санкций, грозящих медицинским организациям и врачам за

любые нарушения порядка оказания медицинской помощи, стандартов, клинических протоколов и т.д. Если к этому добавить стремительный рост числа обращений недовольных пациентов (и их родственников) в государственные органы власти, в правоохранительные органы, то проблема вооружения медиков правовыми знаниями приобретает первостепенный характер [1]. Сегодня в правовом пространстве происходят такие стремительные изменения, и правовая грамотность медицинского работника настолько востребована, что начинает занимать все более важное место в квалификационных характеристиках.

В последние годы Министерство труда и социальной защиты РФ ввело профессиональные стандарты — «врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» (приказ от 21 марта 2017 г. № 293н), «врач-педиатр участковый» (приказ от 27 марта 2017 г. № 306н), «врач-стоматолог» (приказ от 10 мая 2016 г. № 227н) и др. При этом в характеристиках обобщенных трудовых функций практически всех специалистов в требованиях к образованию и обучению указаны правовые составляющие. Так, врач-педиатр участковый должен отвечать следующим требованиям: «Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами. Соблюдение законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи» [2]. Врач-лечебник, кроме вышеперечисленного, еще должен знать трудовое законодательство Российской Федерации [3].

Таким образом, сама жизнь заставляет медицинских работников (любого уровня) получать профессионально ориентированные юридические знания. Несомненно, что додипломное медицинское образование должно отражать правовой аспект медицинской деятельности. Необходимость правовой подготовки врачей неоднократно подчеркивали ведущие специалисты в области медицинского права и судебной медицины [4, 5]. Особенно остро стоит вопрос об ответственности врачей и медицинских организаций за некачественное оказание медицинской помощи.

Следует указать, что правонарушения в сфере здравоохранения регламентируются различными отраслями права: уголовным (преступления), административным, гражданским и трудовым. Основное внимание традиционно уделяется гражданско-правовой и уголовной ответственности. Административная ответственность остается как бы в тени. В то же время, как отмечают многие юристы, КоАП РФ стал самым применяемым законом [6], причем имеется множество составов административных правонарушений, субъектами которых так или иначе могут выступать медицинские организации и медработники. В последние годы в КоАП РФ уже внесено более 20 статей за правонарушения в сфере медицинской и фармацевтической деятельности и подготовлено к принятию еще более десятка. Недостаточная правовая осведомленность медицинских работников нередко оборачивается привлечением медицинской организации и ее сотрудников к административной ответственности.

В связи с актуальностью задачи подготовки врачей в области административного права в учебный процесс КубГМУ введена дисциплина «Административно-правовое регулирование медицинской деятельно-

Породенко В.А., Травенко Е.Н., Ломакина Л.И.

Проектирование рабочей программы новой дисциплины «Административно-правовое регулирование медицинской деятельности» по модулю «Вопросы административной ответственности» на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения

сти», которая разделена на два модуля. Модуль 2-й новой дисциплины — «Вопросы административной ответственности» разработан преподавателями кафедры судебной медицины. Целями модуля являются усвоение студентами основ административных правоотношений в здравоохранении, анализ административно-правового статуса медицинских организаций и их работников применительно к вопросам административной ответственности за правонарушения в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Развитие в России рынка потребительских услуг остро поставило вопросы защиты прав пациентов и врачей, причем наблюдается явное смещение акцентов в сферу защиты прав пациентов как потребителей медицинских услуг и выявления административных правонарушений в деятельности медицинских организаций.

Целью данной работы явилось проектирование рабочей программы дисциплины «Административно-правовое регулирование медицинской деятельности» по модулю «Вопросы административной ответственности» в соответствии с задачами формирования обязательных компетенций. Компетенции, представленные в ФГОС ВО третьего поколения, имеют общий характер и не наполнены конкретным содержанием. Ответственность врача за результаты своей профессиональной деятельности в компетенциях не представлена, хотя это важнейшее условие оказания медицинской помощи (медицинских услуг) [7].

Материал и методы

Использованы информационно-поисковые методы, определяемые требованиями к составлению рабочих программ по

ФГОС ВО третьего поколения и методы анализа судебной практики по материалам административных дел, субъектами которых выступали медицинское организации и медицинские работники.

Проведен анализ компетенций, представленных в ФГОС ВО по направлениям подготовки: 31.05.02 Педиатрия [квалификация (степень) «специалист»] — приказ Минобрнауки РФ от 17.08.2015 г. № 853; 31.05.01 Лечебное дело [квалификация (степень) «специалист»] — приказ Минобрнауки РФ от 9.02.2016 г. № 95; 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета) — приказ Минобрнауки РФ от 9.02.2016 г. № 96.

Результаты

Единственной компетенцией с упоминанием ответственности врача оказалась компетенция ОК-4 — «Способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения». Если учесть, что все виды ответственности являются формой социальной ответственности, то юридическая, а следовательно, и административная ответственность определяется как специфический вид социальной ответственности за счет ее связи с государственным принуждением. Поэтому мы определили планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенции) по специфическим способностям и готовности к применению полученных знаний.

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: — знать:

• правовое регулирование медицинской деятельности. Административное право в системе правового обеспече-

ния охраны здоровья. Нормы здравоохранительного законодательства, за нарушение которых устанавливается административная ответственность медицинских организаций и медработников. Специфические черты административных правоотношений. Субъекты административного права; понятие административного правонарушения и административной ответственности. Административный деликт, состав административного правонарушения. Освобождение от административной ответственности в случаях крайней необходимости и признания в установленном порядке лица невменяемым. Виды административных наказаний, применяемые к медицинским работникам и медицинским организациям: предупреждение; административный штраф; дисквалификацию; административное приостановление деятельности; обязательные работы; административную ответственность за необеспечение прав граждан на охрану здоровья. Невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Невыполнение медицинской организацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязанности о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответ-

ствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Административную ответственность при несоблюдении правил; административно-правовую защиту права пациента на выбор врача и выбор медицинской организации. Отказ в прикреплении на медицинское обслуживание. Административную ответственность при нарушении прав пациентов на защиту сведений, составляющих врачебную тайну. Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации. Нарушение прав пациента на согласие и отказ от медицинского вмешательства. Право пациента на информацию о состоянии своего здоровья и доступ к медицинским документам. Новый порядок ознакомления пациента с оригиналами медицинской документации о состоянии здоровья. Право пациента на видеозапись медицинского вмешательства; обязанности медицинских работников и ограничения, налагаемые на них. Административное урегулирование конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности. Нарушение права больного на облегчение боли как оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством требований. Постановку ошибочного диагноза как нарушение права пациента на информацию о состоянии своего

Породенко В.А., Травенко Е.Н., Ломакина Л.И.

Проектирование рабочей программы новой дисциплины «Административно-правовое регулирование медицинской деятельности» по модулю «Вопросы административной ответственности» на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения

здоровья. Запрет на выполнение медицинских вмешательств без согласия пациента. Нарушение права пациента на получение информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство;

• недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. Административную ответственность за отказ в оказании медицинской помощи;

• нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Положения о порядке занятия народной медициной и получении разрешения на занятие народной медициной на территории Краснодарского края, согласно приказу МЗ КК от 19 октября 2015 г. № 5961. Административное правонарушение по ст. 6.2 КоАП «Незаконное занятие народной медициной». Административное правонарушение по ст. 6.33 КоАП «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок»;

• нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий. Административную ответственность за «Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения»;

• информационные правоотношения в здравоохранении, понятие и сущ-

ность документа, правовое и экспертное значение медицинской документации, требования к ведению медицинской документации, ответственность медучреждений и должностных лиц за ненадлежащее ведение документов; ответственность врача за некачественное и неправильное оформление медицинской документации;

— уметь:

• анализировать научную юридическую литературу и официальные нормативные документы законодательства в здравоохранении;

— владеть:

• навыками работы с законами и подзаконными актами в сфере административно-правового регулирования медицинской деятельности. Еще одна серьезная проблема современного здравоохранения — ответственность граждан и пациентов в сфере охраны здоровья. Правам пациентов и ответственности за нарушение прав уделено большое внимание, в то время как вопросы ответственности самих граждан и пациентов за сохранение собственного здоровья в правовом отношении освещаются явно недостаточно. Между тем именно административное право позволяет разобраться в этой проблеме.

В рабочую программу нашей дисциплины мы включили компетенцию ПК-9 — «Готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами...». У стоматологов — «...с различными стоматологическими заболеваниями.». Показателями достижения готовности к лечению пациентов нами определено, что студенты должны:

— знать:

• ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Обязанности граждан в сфере охраны здоровья»;

регулирование обязанностей граждан в сфере охраны здоровья административно-правовыми средствами. Административную ответственность за немедицинское употребление наркотических средств — «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ»;

«Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ» — ст. 6.9.1 КоАП; обязанность граждан проходить медицинские осмотры. Ответственность за непрохождение периодических медосмотров и за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного периодического медицинского осмотра; обязанность граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, проходить медицинское обследование, лечение и заниматься профилактикой. Административное правонарушение по ст. 6.1 КоАП РФ «Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения». Обязанности пациентов, больных туберкулезом. Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-

эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; обязанность граждан, находящихся на лечении, соблюдать режим лечения и соблюдать правила поведения в медицинских организациях. Административную ответственность за: употребление спиртных напитков на территории медицинской организации (ст. 20.21 КоАП); курение табака (ст. 6.24 КоАП); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.29 КоАП); побои (ст. 6.1.1 КоАП); оскорбления медицинского персонала (ст. 5.61 КоАП); повреждение имущества (ст. 7.17 КоАП); организацию и участие в проведении азартных игр (ст. 14.1.1 КоАП); нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов (ст. 6.3 КоАП); выбрасывание мусора в местах, не предназначенных для этого (ст. 6.4 КоАП); использование электрических приборов, таких как утюг, плитки, кипятильники, телевизоры (ст. 7.19 КоАП) и т.д.;

— уметь:

применять знания прав и обязанностей пациентов к административно-правовым отношениям. Определять пути использования административно-правовых методов воздействия на пациентов;

— владеть:

способами информационного поиска необходимых нормативных документов

Породенко В.А., Травенко Е.Н., Ломакина Л.И.

Проектирование рабочей программы новой дисциплины «Административно-правовое регулирование медицинской деятельности» по модулю «Вопросы административной ответственности» на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения

в административном законодательстве

для применения в конкретных ситуациях взаимоотношений с пациентами.

Содержание дисциплины разработано по следующим темам, изучаемым на лекциях и практических занятиях:

1) Правовое регулирование медицинской деятельности. Административное право в системе правового обеспечения охраны здоровья;

2) Административное правонарушение и административная ответственность;

3) Регулирование обязанностей граждан и пациентов в сфере охраны здоровья административно-правовыми средствами;

4) Защита прав пациентов административно-правовыми средствами;

5) Административно-правовое регулирование в области прав и обязанностей медицинских работников и медицинских организаций.

Общая трудоемкость модуля 2 дисциплины составляет 1,5 зачетных единиц — 54 ч, из которых 12 ч выделено на лекционный курс, 24 ч — на практические занятия и 18 ч отведено на самостоятельную работу.

Учебно-методическое обеспечение представлено изданным пособием — Методические указания для внеаудиторной подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Административно-правовое регулирование медицинской деятельности (вопросы административной ответственности)» / сост. Л.И. Ломакина, В.А. Породенко, Е.Н. Травенко, Е.И. Бы-

строва, А.В. Ильина. Под ред. профессора В.А. Породенко. Кубанский государственный медицинский университет — Краснодар: КубГМУ, 2017. — 37 с. Кроме того, на занятиях студенты пользуются раздаточным материалом для самостоятельной работы в виде ситуационных задач, проверочных вопросов, тестовых заданий, нормативных документов.

Заключение

Разработана рабочая программа дисциплины по модулю «Вопросы административной ответственности» на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения для студентов медицинского университета. Общий объем модуля 54 ч (1,5 зачетных единиц), которые включают лекционные, практические занятия и самостоятельную работу.

Выделены и наполнены содержанием компетенции, формируемые при изучении дисциплины. Разработано методическое обеспечение учебного процесса: тексты и презентации лекций, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, тестовый контроль, комплекты ситуационных задач. Изданы методические указания для студентов.

Представленные учебно-методические материалы не имеют аналогов и могут быть использованы для составления учебно-методического комплекса по вопросам медицинского права.

Сведения об авторах

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Краснодар:

Породенко Валерий Анатольевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой судебной медицины E-mail: [email protected]

Травенко Елена Николаевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры судебной медицины

Ломакина Людмила Иосифовна — кандидат медицинских наук, доцент, старший преподаватель кафедры судебной медицины

Литература

1. Лаптев В.А. Медицинская деятельность: правовая природа и источники правового регулирования // Медицинское право. 2013. № 3. С. 15-18.

2. Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 марта 2017 года № 306н.

3. Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 293.

4. Сергеев Ю.Д., Кузьмин С.Б. Законодательное закрепление правового статуса медицинского работника - актуальная проблема // Медицинское право. 2014. № 4. С. 3-7.

5. Трусова, Л.Н., Рассказова В.Н. Правовая грамотность — защита профессиональной деятельности врача // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 1. С. 25—28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ерохина Т.В. Административная ответственность за нарушения, посягающие на здоровье граждан // Правовые вопросы в здравоохранении. 2016. № 5. С. 18—28.

7. Сенокосова Е.К. Противоречия в системе оказания медицинской помощи как детерминанты медицинской преступности // Вестник Омского университета. Сер. «Право». 2016. № 3 (48). С. 216—219.

References

1. Laptev V.A. Medical activities: legal nature and sources of legal regulation. Meditsinskoe pravo [Medical Law]. 2013; (3): 15—8. (in Russian)

2. Professional standard «pediatrician precinct». Approved by order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation from March 27, 2017 year No. 306n. (in Russian)

3. Professional standard «doctor-Medic (doctor-therapist district)». Approved by order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation from March 21, 2017 No. 293. (in Russian)

4. Sergeev Ju.D., Kuz'min S.B. Codification of the legal status of medical worker-current issue. Meditsinskoe pravo [Medical Law]. 2014; (4): 3—7. (in Russian)

5. Trusova L.N., Rasskazova V.N. Legal literacy is protection of the professional activities of doctor. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [The Problem of Social Hygiene, Health and Medical History]. 2014; (1): 25—8. (in Russian)

6. Erohina T.V. Administrative responsibility for violations, infringing on citizens' health. Pravovie voprosy v zdravookhranenii [Legal Issues in Health Care]. 2016; (5): 18—28. (in Russian)

7. Senokosova E.K. The contradictions in the system of medical assistance as determinants of medical crime. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo» [Bulletin of the University of Omsk. Series «Right»]. 2016; 3 (48): 216—9. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.