Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ'

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность в сфере финансовой безопасности / студенты вуза / бакалавриат / магистратура / специалитет / профессиональная компетентность / педагогическая категория / экономическое направление подготовки / competence in the field of financial security / university students / bachelor’s degree / master’s degree / specialty / professional competence / pedagogical category / economic direction of training

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.С. Шемякина

Современное общество, отвечая на вызовы политического, экономического, социального характера, вызванные глобальными потрясениями в области межгосударственных отношений, предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности специалистов в сфере экономики, требуя от них сформированные знания в области финансовой безопасности. Причем данные знания и готовность их применять должны формироваться для профессиональной деятельности на различных уровнях: межгосударственном, национальном, отраслевом, территориальном, локальном (в отдельно взятой организации, фирме, учреждении). Начинать формировать компетентность в сфере финансовой безопасности необходимо начиная с детского возраста, при обучении в школе. Однако наиболее сензитивным периодом для ее формирования является этап обучения в высшей школе, когда компетентность в сфере финансовой безопасности формируется у студентов экономических направлений подготовки (специальностей) как составная часть профессиональной компетентности будущего экономиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М.С. Шемякина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF BACHELORS IN THE PERIOD OF GLOBAL INSTABILITY

Modern society, responding to the challenges of a political, economic, and social nature caused by global upheavals in the field of interstate relations, places high demands on the professional competence of specialists in the field of economics, requiring them to have formed competence in the field of financial security. Moreover, this knowledge and willingness to apply it should be formed for professional activity at various levels: interstate, national, sectoral, territorial, local (in a single organization, firm, institution). It is necessary to begin to form competence in the field of financial security, starting from childhood, when studying at school. However, the most sensitive period to form it is the stage of higher education, when competence in the field of financial security is formed among students of economic training areas (specialties) as an integral part of the professional competence of a future economist.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 37.013.78

Shemyakina M.S., senior teacher, Department of Economics and Management, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: shmc26@gmail.com

FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF BACHELORS IN THE PERIOD OF GLOBAL INSTABILITY. Modern society, responding to the challenges of a political, economic, and social nature caused by global upheavals in the field of interstate relations, places high demands on the professional competence of specialists in the field of economics, requiring them to have formed competence in the field of financial security. Moreover, this knowledge and willingness to apply it should be formed for professional activity at various levels: interstate, national, sectoral, territorial, local (in a single organization, firm, institution). It is necessary to begin to form competence in the field of financial security, starting from childhood, when studying at school. However, the most sensitive period to form it is the stage of higher education, when competence in the field of financial security is formed among students of economic training areas (specialties) as an integral part of the professional competence of a future economist.

Key words: competence in the field of financial security, university students, bachelor's degree, master's degree, specialty, professional competence, pedagogical category, economic direction of training.

М.С. Шемякина, ст. преп., Московского международного университета, г. Москва, E-mail: shmc26@gmail.com

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ

Современное общество, отвечая на вызовы политического, экономического, социального характера, вызванные глобальными потрясениями в области межгосударственных отношений, предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности специалистов в сфере экономики, требуя от них сформированные знания в области финансовой безопасности. Причем данные знания и готовность их применять должны формироваться для профессиональной деятельности на различных уровнях: межгосударственном, национальном, отраслевом, территориальном, локальном (в отдельно взятой организации, фирме, учреждении). Начинать формировать компетентность в сфере финансовой безопасности необходимо начиная с детского возраста, при обучении в школе. Однако наиболее сензитивным периодом для ее формирования является этап обучения в высшей школе, когда компетентность в сфере финансовой безопасности формируется у студентов экономических направлений подготовки (специальностей) как составная часть профессиональной компетентности будущего экономиста.

Ключевые слова: компетентность в сфере финансовой безопасности, студенты вуза, бакалавриат, магистратура, специалитет, профессиональная компетентность, педагогическая категория, экономическое направление подготовки.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что в условиях перестройки мирового устройства с однополярного на многополярный мир существование вызовов, которые испытывает со стороны Запада Российская Федерация во всех сферах, включая экономическую, социальную, сферу финансовой безопасности, особое значение приобретает качественная подготовка в высшей школе специалистов для различных отраслей экономики и, прежде всего, будущих экономистов, которые готовятся по таким направлениям подготовки по федеральным государственным стандартам высшего образования нового поколения (ФГОС ВО 3++), как 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), 38.04.08 Финансы и кредит (уровень магистратуры), 38.04.09 Государственный аудит (уровень магистратуры), 38.05.01 Экономическая безопасность (уровень специалитета) [1-4].

Цель данной статьи заключается в описании сущности, структуры компетентности в сфере финансовой безопасности как педагогической категории и исследовании возможностей ее формирования вузе.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- рассмотреть такие понятия, как «компетентность», «профессиональная компетентность», «компетентность в сфере финансовой безопасности», структуры, составные компоненты компетентности в сфере финансовой безопасности;

- предложить анкету для студентов различных уровней подготовки (бакалавриат, магистратура, специалитет), выявляющую уровень сформированности мотивационного и когнитивного компонентов компетентности в сфере финансовой безопасности;

- предложить рекомендации по формированию компетентности в сфере финансовой безопасности при обучении студентов по направлению подготовки 38.03.01 (бакалавриат).

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя анализ, теоретические методы (анализ научной, педагогической и методической литературы, нормативных актов) и практические аспекты (разработка анкеты для студентов, выработка методических рекомендаций).

Научная новизна статьи определяется выявлением особенностей компетентности в сфере финансовой безопасности как педагогической категории, разработкой оригинальной анкеты для студентов различных уровней обучения в высшей школе, по вопросам финансовой безопасности. Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о структуре, компонентном наполнении понятия «компетентность в сфере финансовой безопасности». Практическая значимость представлена через разработку анкеты и методических рекомендаций по формированию компетентности в сфере финансовой безопасности.

Мы определяем компетентность в сфере финансовой безопасности как интегративное качество личности, которое включает в себя и знания, умения и навыки в сфере финансовой безопасности, и поведение, которое соответствует требованиям финансовой безопасности, и компетенции, часть из которых определена в ФГОС ВО 3++ нового поколения, например, по направлению подготовки

38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) - УК-10, УК-11, ОПК-4, часть - профессиональные компетенции (ПК) - формулируется самой образовательной организацией.

В качестве профессиональных компетенций мы предлагаем включить в список формируемых следующие компетенции:

- способен принимать экономические решения, обоснованные с точки зрения финансовой безопасности;

- способен в своей деятельности соблюдать требования финансовой безопасности и т. д.

Компетентность вслед за исследователями мы рассматриваем шире компетенций, включая их в качестве структурных компонентов в компетентность [4].

В литературе существует много подходов к определению профессиональной компетентности будущего экономиста: нам близки среди них те, которые рассматривают ее и как «сложное, интегративное личностное образование, основанное на состоянии когнитивных, эмоционально-волевых, мотивационных и др. сфер личности» [3], и как потенциал специалиста, в который входят и знания, умения и навыки, и компетенции, и способности [3]. Последний поход можно считать универсальным, преобразующим «традиционные ориентиры образования в современные и интерактивные» [3].

Компетентность в конкретной профессиональной деятельности тесно связана с ее ведущими характеристиками и, прежде всего, с предметом и содержанием.

Сфера финансовой безопасности является важнейшим компонентом предмета и содержания подготовки современной молодежи [1].

«Финансовая безопасность - состояние финансовых отношений, при котором создаются приемлемые условия и необходимые ресурсы для расширенного воспроизводства, экономического роста и роста благосостояния населения, стабильности, сохранения целостности и единства финансовой системы государства (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), для успешного противостояния внутренним и внешним угрозам России в финансовой сфере» [2].

Мы согласны с мнением В.П. Зайкова и Б.Т. Ковеза, что «теоретическое осмысление понятия «финансовая безопасность» происходит в различных направлениях, аспектах, практически затрагивает все стороны жизнедеятельности и состояния современного общества. Проблема финансовой безопасности имеет место на общенациональном уровне, уровне функционирования организаций, бизнеса и является неотъемлемой частью личной безопасности» [2].

Профессиональная компетентность включает в себя содержательные (общекультурные (универсальные), общепрофессиональные и профессиональные компетенции) и функциональные компоненты (когнитивный, мотивационный, де-ятельностный, технологический, коммуникационный, социальный, оценочный).

Рассматривая компетентность в сфере финансовой безопасности как важнейшую часть профессиональной компетентности будущего экономиста, мы выделяем в ее структуре также содержательные и функциональные компоненты,

относя к последним когнитивный, мотивационный, деятельностный, технологический, коммуникационный, социальный и оценочный.

Для выявления уровня сформированности мотивационного и когнитивного компонентов, которые мы также рассматриваем в качестве критериев, определяющих уровень сформированности компетентности в сфере финансовой безопасности перед началом обучения в вузе, мы разработали следующую анкету для студентов - будущих экономистов, которые готовятся по таким направлениям подготовки по федеральным государственным стандартам высшего образования нового поколения (ФГОС ВО 3++), как 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), 38.04.08 Финансы и кредит (уровень магистратуры), 38.04.09 Государственный аудит (уровень магистратуры), 38.05.01 Экономическая безопасность (уровень специалитета):

1. Что Вы понимаете под термином «компетентность в сфере финансовой безопасности»?

2. Назовите компоненты в структуре «компетентности в сфере финансовой безопасности».

3. Как Вы считаете, какое понятие шире: «компетентность в сфере финансовой безопасности» или «компетенция в сфере финансовой безопасности», «профессиональная компетентность» или «компетентность в сфере финансовой безопасности»? Обоснуйте свой ответ.

4. Какие компетенции, указанные в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования поколения 3+ и 3++ по направлениям подготовки/специальности 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), 38.04.08 Финансы и кредит (уровень магистратуры), 38.04.09 Государственный аудит (уровень магистратуры), 38.05.01 Экономическая безопасность (уровень специалитета), можно отнести к компетенциям в сфере финансовой безопасности?

5. Есть ли различия в содержании компетенций в сфере финансовой безопасности в стандартах двух поколений? В чем причина сходства и различия.

6. Как Вы считаете, надо ли экономисту иметь знания в области финансовой безопасности. Почему?

7. Как Вы думаете, когда нужно начинать изучать основы финансовой безопасности?

8. Нужны ли специальные дисциплины в области финансовой безопасности, которые следует ввести в структуру экономического образования? Обоснуйте Ваш ответ.

9. Если да, назовите, какие, по Вашему мнению, спецкурсы или дисциплины в области права, юриспруденции нужно ввести в структуру экономического образования?

10. Что Вы вкладываете в понятие «финансовая грамотность»?

11. Какие способы защиты от мошенников Вы можете назвать?

12. Какие знания в области финансовой безопасности Вы считаете наиболее важными для своей профессиональной деятельности экономиста?

13. Какие знания в области финансовой безопасности Вы считаете наиболее важными для защиты государства?

14. Какие знания в области финансовой безопасности Вы считаете наиболее важными для защиты семьи?

Библиографический список

15. Какие знания в области финансовой безопасности Вы считаете наиболее важными для защиты международной экономической деятельности государств?

В часть, формируемую участниками образовательных отношений, мы предлагаем ввести дисциплину «Актуальные вопросы финансовой безопасности».

Кроме того, хотелось бы отметить, что для повышения качества реализации образовательных программ, повышения эффективности формирования компетентности в сфере финансовой безопасности необходимо системное отслеживание карьерных продвижений выпускников ОПОП, расширение контактов с работодателями, ведение реестра работодателей, ранжирование их по значимости, производство презентационных материалов по ОПОП для выхода на работодателей, партнеров, регуляторов, совершенствование механизма анализа и использования информации от выпускников и их работодателей для управления, повышения качества и актуальности реализуемой ОПОП, более активное вовлечение выпускников в реализацию ОПОП с целью совершенствования и релевантности требованиям рынка труда, учет результатов анализа информации, полученной от выпускников и рынка труда, в целях управления спектром востребованных направлений и профилей подготовки.

В качестве способов повышения качества подготовки специалистов, их профессиональной компетентности можно назвать развитие сетевой формы реализации ОПОП, расширяющей возможности ее ресурсного обеспечения; настройку или замену программных продуктов для дистанционного обучения; информирование обучающихся о формах социальной поддержки обучающихся, попавших в сложную жизненную ситуацию; выявление потребностей обучающихся на разных этапах освоения ОПОП в дополнительных услугах и ресурсах, их анализ и обоснование; доведение до сведения обучающихся и их родителей развитие договорных отношений с партнерами и профессиональным сообществом на предмет использования их ресурсов в целях освоения ОПОП; планирование развития ОПОП и выпускающей кафедры на пятилетний период; проведение систематического исследования, анализа и повышение результативности деятельности по проектированию, разработке и реализации образовательных программ ВО по критериям конкурентоспособности в рамках каждого экономического направления с целью выявления сильных сторон, областей для улучшения и неиспользованных возможностей, организация проведения руководителями ОПОП ежегодной самооценки ОПОП, и независимого аудита; ведение ежегодной отчетности по результатам оценки ОПОП (с учетом результатов аудитов и опросов) - порт-фолио ОПОП; вовлечение НПР и обучающихся в международную деятельность; введение новых форм внеучебной работы (например, проектной деятельности) для формирования активных членов гражданского общества, проведение оценки эффективности социальной, воспитательной и кураторской работы.

Таким образом, можно сделать выводы, что изучение финансово-экономических дисциплин обязательной части учебного плана, введение специальных дисциплин, посвященных вопросам финансовой безопасности, в часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также повышение качества организации образовательного процесса и реализации образовательных программ по экономическим направлениям подготовки позволят повысить эффективность формирования и развития компетентности в сфере финансовой безопасности будущих экономистов.

1. Гордячкова О.В., Калаврий Т.Ю. Личные финансы и финансовая безопасность: учебное пособие. Москва: Мир науки, 2021. Available at: https://izdmn.com/ PDF/48MNNPU21.pdf

2. Зайков В.П., Ковеза Б.Т. Понятие финансовой безопасности: классификация, направления развития инвестиционно-налоговый аспект Вестник Университета Российской академии образования. Научно-практический журнал. 2017; № 3: 74-81.

3. Лукоянова Н.А. Сущность и структура профессиональной компетентности экономиста. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-professionalnoy-kompetentnosti-ekonomista

4. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели. Вестник института образования человека. 2012; № 2.

References

1. Gordyachkova O.V., Kalavrij T.Yu. Lichnye finansy i finansovaya bezopasnost': uchebnoe posobie. Moskva: Mir nauki, 2021. Available at: https://izdmn.com/PDF/48MNNPU21.pdf

2. Zajkov V.P., Koveza B.T. Ponyatie finansovoj bezopasnosti: klassifikaciya, napravleniya razvitiya investicionno-nalogovyj aspekt. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2017; № 3: 74-81.

3. Lukoyanova N.A. Suschnost' i struktura professional'noj kompetentnosti 'ekonomista. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-professionalnoy-kompetentnosti-ekonomista

4. Hutorskoj A.V., Hutorskaya L.N. Kompetentnost' kak didakticheskoe ponyatie: soderzhanie, struktura i modeli. Vestnikinstituta obrazovaniya cheloveka. 2012; № 2.

Статья поступила в редакцию 14.11.22

УДК 378

Chemezova B.A., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: branzulja@mail.ru

Parnikova G.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Senior Lecturer, Head of Department, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov

(Yakutsk, Russia), E-mail: allerigor@yandex.ru

Dyachkovsky N.S., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Head of Department, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: nsd2004@list.ru

NEW APPROACHES TO PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF NURSING DURING THE COVID-19 PANDEMIC. The article presents a scientific analysis of the problems of developing innovative approaches to the professional training of nursing specialists based on a regional-ethnic approach, which were exacerbated by the events of 2020-2021 associated with the pandemic. Methods of interviewing students and employers were used to improve the quality of professional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.