Научная статья на тему 'Управление экономическим образованием: смыслы и пределы стандартизации'

Управление экономическим образованием: смыслы и пределы стандартизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкасская Галина Викторовна

В статье рассматриваются процессы стандартизации экономического профессионального образования в условиях глобальных связей, поскольку стандартизация образования с середины прошлого века является одной из глобальных тенденций в реформировании профессионального образования во всем мире, рассматриваемой как средство достижения соответствия результатов деятельности системы образования потребностям общества/системы общественного производства в национальном и мировом масштабе. Рассмотрена сорокалетняя история реформирования национальной системы экономического образования, отраженная в стандартах и классификаторах. Проанализированы потребность, процессы и основные характеристики стандартизации экономического образования в стране. Предложен авторский взгляд на истоки глобальных подходов к стандартизации и унификации на разных ступенях образования. Сделаны выводы о смысле и пределах стандартизации и унификации профессионального экономического образования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черкасская Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление экономическим образованием: смыслы и пределы стандартизации»

НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 33:378

Черкасская Г. В.

Управление экономическим образованием: смыслы и пределы стандартизации

В статье рассматриваются процессы стандартизации экономического профессионального образования в условиях глобальных связей, поскольку стандартизация образования с середины прошлого века является одной из глобальных тенденций в реформировании профессионального образования во всем мире, рассматриваемой как средство достижения соответствия результатов деятельности системы образования потребностям общества/системы общественного производства в национальном и мировом масштабе. Рассмотрена сорокалетняя история реформирования национальной системы экономического образования, отраженная в стандартах и классификаторах. Проанализированы потребность, процессы и основные характеристики стандартизации экономического образования в стране. Предложен авторский взгляд на истоки глобальных подходов к стандартизации и унификации на разных ступенях образования. Сделаны выводы о смысле и пределах стандартизации и унификации профессионального экономического образования в современных условиях.

Ключевые слова: экономическое образование, профессиональное образование, стандартизация образования, система образования.

ГРНТИ: Экономика/Экономические науки: 06.01.39 Пропаганда и популяризация экономических знаний.

ВАК: 08.00.05

Cherkasskaya G. V.

Management of economic education: meanings and limits of standardization

The article deals with the processes of standardization of economic vocational education in the context of global relations, since the standardization of education since the middle of the last century is one of the global trends in the reform of vocational education worldwide, considered as a means of achieving compliance of the results of the educational system with the needs of society/public production system on a national and global scale. The forty-year history of reforming the national system of economic educa-

© Черкасская Г. В., 2018 © Cherkasskaya G. V., 2018

tion reflected in the standards and classifiers is considered. The need, processes and main characteristics of standardization of economic education in the country are analyzed. The author's view on the origins of global approaches to standardization and unification at different levels of education is offered. Conclusions are made about the meaning and limits of standardization and unification of professional economic education in modern conditions.

Key words: education, professional education, standardization of education, unification of education, education system.

JEL classifications: А 11, А 20

Реформа российского образования в соответствии с мировыми трендами осуществляется на всех своих уровнях методами унификации и стандартизации. С одной стороны, понятно, что если всеобщее право на образование в социальном государстве подразумевает и не-

W WW W

кий общий видимый и полезный для общества результат, то задача национальной системы образования состоит в том, чтобы этот результат обеспечить. С другой стороны - насколько могут быть адекватны этой задаче имеющиеся в настоящий момент требования к результату, формируемые мировыми стандартами и стандартами образования в нашей стране? Поскольку в последнее время специалистам в этой области стали, на наш взгляд, уже вполне очевидны определенные проблемы в реформировании экономического образования, связанные с его унификацией и стандартизацией, то для решения этих проблем необходим строгий научный анализ сложившейся ситуации.

Рассмотрим историю вопроса. Известно, что стандартизация образования с середины прошлого века является одной из глобальных тенденций в реформировании профессионального образования во всем мире, рассматриваемой как средство достижения соответствия результатов деятельности системы образования потребностям общества/системы общественного производства в национальном и мировом масштабе. В соответствии с общепринятым пониманием стандарта как документа основной целью стандартизации в системе образования

является создание системы нормативной документации, определяющей требования к уровню и качеству образования и обеспечивающей контроль за результатом образовательного процесса.

Можно даже согласиться с распространённым на просторах интернета утверждением (первоисточник - [1]), что стандартизация образования - это «установление единых требований к результатам образовательной деятельности в однотипных учебных заведениях, не исключающее многообразия способов их достижения», с тем, чтобы выпускник имел широкие возможности выбора, в том числе альтернативы продолжения обучения или простого трудоустройства по специальности, в том числе вне пределов своего города, региона и страны».

Это утверждение согласуется с тем фактом, что идеи стандартизации образования поддерживаются как минимум двумя глобальными международными организациями - ЮНЭСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) и ИСО (Международная организация по стандартизации), а также региональными международными организациями как, например, «Инициатива центра педагогических исследований» и «Европейский центр развития профессиональной подготовки», опирающимися в своей деятельности на Римский договор 1957 г. (ст. 128) и Решение Совета ЕС о соответствии квалификационных удостоверений между странами-членами ЕС [17, с. 15].

Международная стандартная классификация образования (МСКО), разработанная ЮНЕСКО в начале 70-х гг. для того, чтобы служить «инструментом, способствующим сбору, компиляции и изложению статистических данных об образовании как по отдельным странам, так и в международном масштабе», имеет несколько редакций. Первая была принята Международной конференцией по образованию (Женева, 1975 г.) и затем утверждена Генеральной конференцией

ЮНЕСКО, когда она приняла пересмотренную рекомендацию о международной стандартизации статистики в области образования на своей двадцатой сессии (Париж, 1978 г.). Первоначальный вариант МСКО классифицировал образовательные программы в зависимости от их содержания, следуя при этом двум главным направлениям: ступень образования и область образования. Вторая редакция была подготовлена и принята в 1997 г., последняя - в 2011, уже при непосредственном участии Института статистики ЮНЕСКО [19]. В ней указано, что Международная стандартная классификация образования (МСКО) является частью Международной системы социальных и экономических классификаций Организации Объединенных Наций, применяемых в статистике с целью сбора и анализа сопоставимых на международном уровне данных; руководством для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций по уровням и областям образования; результатом международного соглашения и документом, официально утверждённый странами-участницами на Генеральной конференции ЮНЕСКО [19]. Техническое расширение к последней редакции - «МСКО: области образования и профессиональной подготовки» - было принято в 2013 г.

В связи с вышеизложенным для нашей страны стандартизация образования, в том числе экономического, также начинается с этих документов. И в первую очередь это проявилось в реформе самой системы профессионального образования, которая претерпела всем известные изменения в связи с переходом на Болонскую систему.

Таким образом, проблема качества стандартизации в каждой национальной системе образования распадается на две части: 1) качество международных норм, внедряемых страной; 2) качество организационных мероприятий по внедрению международных стандартов на национальном уровне.

В данном контексте интересно, что если уровни и области образования в настоящее время уже достаточно интернациональны, т. е. повсеместно принята традиционная для Европы система научного остепенения/присвоения квалификации «бакалавриат - магистратура», то специфическими объектами стандартизации в разных странах в зависимости от принятой (традиционной или модернизированной) модели организации профессионального образования могут являться: учебные планы (контроль над учебными планами); работа образовательного учреждения в рамках государственной программы; экзаменационные требования; уровни квалификации (Великобритания); структура профессионального образования; основы профессионального образования; классификатор профессий; продолжительность подготовки; требования к знаниям и умениям (Федеративная Республика Германия); требования приема; содержание учебного плана; продолжительность обучения; общий объем учебного времени; пособия и обучающие средства (Япония) [17].

Примем, что качество международных норм в сфере образования, одобренных международным сообществом и внедряемых нашей страной, не может быть в настоящее время скорректировано. Тогда на первый план выходит практика внедрения этих международных норм в национальную систему профессионального образования, прямо формирующая качество как самой системы, так и ее результата - собственно профессионального образования у конкретных носителей, непосредственно принимающих участие в экономической деятельности.

До разделения профильного министерства в 2018 г. вопросами практического реформирования системы образования занималось как само Министерство образования и науки РФ, так и соответствующие службы, в том числе Рособрнадзор. Они, опираясь на динамично изменяющийся в соответствии с международными нормами/требова-

ниями федеральный закон «Об образовании в РФ» [5], высказывания и мнения руководителей государства, а также различные государственные программы и проекты по развитию образования [15; 20], постоянно создавали и изменяли нормативно-методическую и правоприменительную базу стандартизации и унификации образования, в том числе экономического.

Таким образом, первичным объектом стандартизации в России стали уровни профессионального образования, вторичным - области профессиональной подготовки, а третичным - содержание образовательных программ.

После ряда последовательных изменений уровни профессионального образования в нашей стране сформированы от начального и среднего до трехуровневого высшего (включая специалитет) и после-высшего профессионального образования. При этом дополнительное профобразование по-прежнему возможно на любой из этих ступеней.

Последовавшее затем изменение отечественных стандартов областей профподготовки было связано в первую очередь с двумя аспектами:

•внедрением дополнительных уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура) как основных;

• необходимостью перехода на международные классификаторы (стандарты) от стандартов СССР.

В настоящее время к причинам стандартизации образования добавилось еще одно направление - экспорт образования. Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» главными своими результатами видит «создание нормативно-правовой основы для системного экспорта российских образовательных услуг (в том числе упрощение миграционного, трудового законодательства для студентов и преподавателей из числа иностранных граждан); формирование институциональной инфраструктуры для ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2018 г. №4 (Вып. 12). С. 64

реализации экспорта образовательных услуг; наращивание компетенций профессиональных кадров в российских вузах, нацеленных на экспорт образовательных услуг, разработку системы мероприятий по повышению их квалификации; создание системы маркетинга российского образования и комплексных мероприятий по продвижению российских интеллектуальных «брендов» и проектов; оказание информационно-консультационной поддержки российским вузам по экспорту образовательных услуг» [2]. Экспорт образования чаще всего положителен для страны-экспортера - это возможность не только зарабатывать, но и продвигать собственный бренд и систему мировоззрения, создавать долгосрочную систему связей в третьих странах и проч.

Однако экспорт именно экономического образования в настоящее время может быть затруднен, поскольку наша [отечественная] экономическая теория носит фундаментальный и одновременно живой полемический характер, нацелена на реальную экономику и позитивное целеполагание экономической деятельности в отличие от существующего экономического «империализма», носящего временной характер [23; 25]. Большая часть наших экономистов прекрасно видит проблемы господствующей экономической теории, ее провалы и интеллектуальный уровень, и именно поэтому им так трудно разместить свои теоретические статьи в иностранных научных изданиях, хотя там пользуются спросом практические информационно насыщенные статьи о конкретных отношениях, производствах, отраслях и территориях нашей страны.

Таким образом, если мы проанализируем последовательно перечни специальностей и направлений подготовки хотя бы с 70-х гг. прошлого века по настоящее время (табл. 1-7), мы наглядно увидим траекторию трансформации представлений о роли и необходимости экономистов в системе общественного производства.

Специальности и специализации высшего экономического образования 1975 г. (СССР)

Индекс Наименование специальности и специализаций Наименование квалификации

XVII группа - ЭКОНОМИКА

1701 Планирование народного хозяйства: - планирование цен Экономист

1702 Планирование промышленности Экономист

1703 Экономика и планирование материально-технического снабжения Экономист

1704 Экономика труда: - экономика трудовых ресурсов Экономист

1705 Экономика и организация горной промышленности: - экономика и организация горной промышленности - экономика и организация геологоразведочных работ Горный инженер-экономист

1706 Экономика и организация нефтяной и газовой промышленности: - экономика и организация нефтегазодобывающей промышленности - экономика и организация нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности - экономика и организация транспорта и хранения нефти, и газа Инженер-экономист

1707 Экономика и организация энергетики Инженер-экономист

1708 Экономика и организация металлургической промышленности: - экономика и организация черной металлургии - экономика и организация цветной металлургии - организация и нормирование труда Инженер-экономист

1709 Экономика и организация машиностроительной промышленности: - экономика и организация машиностроительной промышленности - экономика и организация авиационной промышленности - организация и нормирование труда Инженер-экономист

1711 Экономика и организация химической промышленности Инженер-экономист

1712 Экономика и организация полиграфической промышленности Инженер-экономист

1713 Экономика кинематографии Экономист кинематографии и телевидения

1714 Экономика и организация промышленности предметов широкого потребления: - экономика и организация текстильной промышленности - экономика и организация легкой промышленности Инженер-экономист

1715 Экономика и организация сельского хозяйства Экономист-организатор с/х производства

1716 Планирование сельского хозяйства Экономист

1717 Экономика и организация заготовок продуктов сельского хозяйства Экономист

1718 Экономика и организация промышленности продовольственных товаров: - экономика и организация промышленности продовольственных товаров - экономика и организация промышленности по хранению и переработке зерна - экономика и организация мясной и молочной промышленности - экономика и организация рыбной промышленности и хозяйства Инженер-экономист

1719 Экономика и организация лесной промышленности и лесного хозяйства Инженер-экономист

1720 Экономика и организация деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности: - экономика и организация деревообрабатывающей промышленности - экономика и организация целлюлозно-бумажной промышленности Инженер-экономист

1721 Экономика и организация строительства: - экономика и организация промышленного и гражданского строительства - экономика и организация строительства на железных дорогах - экономика и организация строительства автомобильных дорог - экономика и организация гидротехнического строительства - организация и нормирование труда Инженер-экономист

1722 Экономика и организация городового хозяйства: - экономика и организация городского хозяйства - экономика и организация жилищного хозяйства Инженер-экономист

1723 Экономика и организация железнодорожного транспорта Инженер-экономист путей сообщения

1724 Экономика и организация водного транспорта Инженер-экономист

1725 Экономика и организация автомобильного транспорта Инженер-экономист

1726 Экономика и организация воздушного транспорта Инженер-экономист

1727 Книговедение и организация книжной торговли Книговед-организатор

1728 Экономика и организация связи Инженер-экономист связи

1729 Экономика торговли: - экономика торговли - экономика общественного питания Экономист

1731 Международные экономические отношения: - международные валютно-кредитные отношения - экономика внешней торговли - экономика и организация перевозок внешнеторговых грузов Экономист по международным экономическим отношениям со знанием иностранного языка

1732 Товароведение и организация торговли промышленными товарами: - товароведение животного сырья Товаровед высшей квалификации

1733 Товароведение и организация торговли продовольственными товарами Товаровед высшей квалификация

1734 Финансы и кредит: - финансы - кредит - финансирование и кредитование капитальных вложений - финансы промышленности - государственное страхование - финансы отраслей народного хозяйства Экономист

1736 Статистика Экономист

1737 Бухгалтерский учет: - учет в промышленности - учет в сельском хозяйстве - учет в банках - учет на транспорте - учет в торговле - учет во внешней торговле - бюджетный учет Экономист

1738 Организация механизированной обработки экономической информации книжной торговли Инженер-экономист

1740 Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве Экономист по бухгалтерскому учету в с/х

1741 Экономика и организация бытового обслуживания Инженер-экономист

1742 Экономика и организация радиоэлектронной промышленности Инженер-экономист

1743 Экономика и организация промышленности строительных материалов Инженер-экономист

1744 Экономика и организация водного хозяйства Инженер-экономист

1745 Организация управления производством в машиностроительной промышленности Инженер-экономист по организации управления (ОУ)

1746 Организация управления производством в металлургической промышленности Инженер-экономист по ОУ

1747 Организация управления производством в химической промышленности Инженер-экономист по ОУ

1748 Организация управления в строительстве Инженер-экономист по ОУ

1749 Организация управления в городском хозяйстве Инженер-экономист по ОУ

1750 Организация управления на автомобильном транспорте Инженер-экономист по ОУ

1751 Организация управления в энергетике Инженер-экономист по ОУ

Согласно данным табл. 1 [3] высшее экономическое образование классической экономики развитого социализма носит строго отраслевой характер и предполагает инженерный характер экономической деятельности в отраслях материального производства (реальной экономики). В связи с этим закономерностью были экономические кафедры в профильных институтах, дававших полный спектр отраслевого высшего профессионального образования (от конструкторов и инженеров-эксплуатационщиков до инженеров-экономистов). Ведь именно при таком подходе экономист изначально имеет полное представление о проблемах и особенностях конкретного производства и способен сразу осуществлять активную профессиональную деятель-

ность в сложной технической или технологической среде. В 1987 г. такой подход частично еще сохранился (табл. 2). Зато в период последовавших реформ по понятным причинам наше государство сняло с себя такую обязанность - обеспечивать в плановом порядке подготовку отраслевых кадров обслуживающих профессий. Но оправдана ли полная ликвидация экономических кафедр в профильных отраслевых вузах, действующих в рыночных условиях? На наш взгляд - совершенно не оправдана.

Таблица 2

Специальности высшего экономического образования 1987 г. (поздний СССР)

Индекс Наименование специальности и специализаций Наименование квалификации

060000 Общеэкономические специальности

060001 Политическая экономия Экономист

060002 Экономика и управление производством Экономист

060003 Экономическое и социальное планирование Экономист

060004 Финансы и кредит Экономист

060005 Ценообразование Экономист

060006 Экономика и социология труда Экономист

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

060007 Статистика Экономист

060008 Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности Экономист

060009 Экономическая кибернетика Экономист

060010 Международные экономические отношения Экономист

070000 Инженерно-экономические специальности

070001 Экономика и управление в машиностроении Инженер-экономист

070002 Экономика и управление в металлургии Инженер-экономист

070003 Экономика и управление в отраслях топливно- энер- Инженер-

гетического комплекса экономист

070004 Экономика и управление в отраслях химико-лесного Инженер-

комплекса экономист

070005 Экономика и управление издательским делом и полиграфией Инженер-экономист

070006 Экономика и управление в отраслях агропромышлен- Инженер-

ного комплекса экономист

070007 Экономика и управление текстильной и легкой про- Инженер-

мышленностью экономист

070008 Экономика и управление в строительстве Инженер-экономист

070009 Экономика и управление в торговле и общественном питании Инженер-экономист

070010 Экономика и управление в связи Инженер-экономист

070011 Экономика и управление на транспорте Инженер-экономист

070012 Экономика и управление в социально-культурной сфере Инженер-экономист

070013 Экономика и управление научными исследованиями и проектированием Инженер-экономист

070014 Экономика и управление в отраслях горной промышленности и геологии Инженер-экономист

070015 Экономическая информатика и автоматизированные системы управления Инженер-экономист

070016 Организация производства Инженер-экономист

Как видим, из почти пятидесяти специальностей 1975 года в СССР в 1987 г. осталось 26 [4]. Очевидна попытка укрупнения специальностей в соответствии со сложившейся отраслевой спецификой.

Еще меньше специальностей осталось в РФ в 1993 г., когда был принят ОК 009-93 (общероссийский классификатор специальностей по образованию - ОКСО). ОКСО был создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления народным хозяйством РФ с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач: регулирования приема и выпуска специалистов; статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов; интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры; сопоставимости образовательной статистики

России и других стран [11-13]. Отметим, что объектами классификации в ОКСО явились одновременно по замыслу авторов группы специальностей, области знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации, а элементом таблицы стало соответствие индексам МСКО (табл. 3).

Таблица 3

Специальности, направления и специализации профессионального экономического образования по ОКСО 1993 г.

Индекс по ОКСО Наименование специальности, направления и специализаций Индекс по МКСО

Специальности СПО

0600 00 1 Экономика и управление

0601 00 1 Экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям) 53012

0602 00 1 Менеджмент (по отраслям) 53401

0603 00 1 Финансы (по отраслям) 53436

0604 00 1 Банковское дело 53436

0605 00 1 Статистика 54611

0606 00 1 Страховое дело (по отраслям) 58999

0607 00 1 Маркетинг (по отраслям) 53434

0608 00 1 Коммерция (по отраслям) 53434

0609 00 1 Экспертиза качества потребительских товаров 55299

0610 00 1 Биржевая деятельность 53436

0611 00 1 Делопроизводство и архивоведение 53404

Специальности ВПО

0600 00 3 Экономика и управление

0601 00 3 Теоретическая экономика 63012

0602 00 3 Экономика и социология труда 63012

0603 00 3 Экономика природопользования 63012

0604 00 3 Финансы и кредит 63012

0605 00 3 Бухгалтерский учет и аудит 63403

0606 00 3 Мировая экономика 63012

0607 00 3 Национальная экономика 63012

0608 00 3 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) 63012

0609 00 3 Экономика и управление аграрным производством 66212

0610 00 3 Государственное и муниципальное управление 63452

0611 00 3 Менеджмент 63401

0612 00 3 Менеджмент в социальной сфере 63462

0613 00 3 Документоведение и документационное обеспечение управления 63409

0614 00 3 Коммерция 63012

0615 00 3 Маркетинг 63012

0616 00 3 Товароведение и коммерческая экспертиза качества потребительских товаров 63012

0617 00 3 Статистика 64611

0618 00 3 Математические методы и исследования операций в экономике 63012

Направления ВПО

5215 00 2 Менеджмент 63401

5216 00 2 Экономика 63012

5220 00 2 Коммерция 63012

5221 00 2 Аграрная экономика 66212

5222 00 2 Статистика 64611

5223 00 2 Информационные системы в экономике 63012

ОКСО 1993 г. свидетельствует о попытке перехода к международной практике направлений, а не специальностей, хотя направлений пока указано всего шесть, а появление специальности СПО «Биржевая деятельность» прямо свидетельствует о буйном расцвете эйфории фондовых рынков и биржевой деятельности.

Следующий ОКСО был принят в 2003 г., в него вносили изменения по мере необходимости, но в конце концов он был заменен на новый в 2016 г. [13] ОКСО-2003 охватывал высшее и среднее профессиональное образование, основываясь на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» [5], и был предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач: определения прогнозной потребности, регулирования приема и выпуска специалистов; регламентации лицензионной деятельности и статистического учета в

образовании; интеграции системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство. При этом объектами классификации в ОКСО были только специальности высшего и среднего профессионального образования, но в новом смысле -как третий уровень иерархической классификации объектов после укрупненных групп специальностей и направлений подготовки [12] (табл. 4).

Таблица 4

Специальности профессионального экономического образования по ОКСО 2003 г. (с изм. по 2010 г.)

Индекс Наименование специальности Код уровня образования Квалификация

080000 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

080100 Экономика 62 Бакалавр экономики

68 Магистр экономики

080101 Экономическая теория 65 Экономист

080102 Мировая экономика 65 Экономист

080103 Национальная экономика 65 Экономист

080104 Экономика труда 65 Экономист

080105 Финансы и кредит 65 Экономист

080106 Финансы (по отраслям) 51 Финансист

52 Финансист с углубленной подготовкой

080107 Налоги и налогообложение 65 Экономист Специалист по налогообложению

52 Специалист по налогообложению

080108 Банковское дело 51 Специалист банковского дела

52 Специалист банковского дела с углубленной подготовкой

080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит 65 Экономист

080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 51 Бухгалтер

52 Бухгалтер с углубленной подготовкой

080111 Маркетинг 65 Маркетолог

080112 Маркетинг (по отраслям) 51 Маркетолог

52 Маркетолог с углубленной подготовкой

080113 Страховое дело (по отраслям) 51 Специалист страхового дела

52 Специалист страхового дела с углубленной подготовкой

080114 Земельно-имущественные отношения 51 Экономист

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52 Экономист с углубленной подготовкой

080115 Таможенное дело 65 Специалист таможенного дела

080116 Математические методы в экономике 65 Экономист-математик

080200 Исключено. - Изменение № 1/20 05 ОКСО, утв. Ростехрегулированием

080201 Исключено. - Изменение № 1/20 05 ОКСО, утв. Ростехрегулированием

080300 Коммерция 62 Бакалавр коммерции

68 Магистр коммерции

080301 Коммерция (торговое дело) 65 Специалист коммерции

080302 Коммерция (по отраслям) 51 Коммерсант

52 Коммерсант с углубленной подготовкой

080400 Товароведение

080401 Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения) 65 Товаровед-эксперт

080402 Товароведение (по группам однородных товаров) 51 Товаровед

52 Товаровед с углубленной подготовкой

080500 Менеджмент 62 Бакалавр менеджмента

68 Магистр менеджмента

080501 Менеджмент (по отраслям) 51 Менеджер

52 Менеджер с углубленной подготовкой

080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) 65 Экономист-менеджер

080503 Антикризисное управление 65 Экономист-менеджер

080504 Государственное и муниципальное управление 65 Менеджер

51 Специалист по государственному и муниципальному управлению

52 Специалист по государственному и муниципальному управлению с углубленной подготовкой

(в ред. Изменения № 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

080505 Управление персоналом 65 Менеджер

080506 Логистика и управление цепями поставок 65 Логист

(в ред. Изменения № 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 № 48-ст)

080507 Менеджмент организации 65 Менеджер

080508 Информационный менеджмент 65 Менеджер

(введено Изменением N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 № 48-ст)

080600 Статистика 62 Бакалавр статистики

68 Магистр статистики

080601 Статистика 65 Экономист

51 Экономист

52 Экономист с углубленной подготовкой

080700 Бизнес-информатика 62 Бакалавр бизнес-информатики

68 Магистр бизнес-информатики

(введено Изменением № 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

080800 Прикладная информатика 62 Бакалавр прикладной информатики

68 Магистр прикладной информатики

(введено Изменением № 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

080801 Прикладная информатика (по областям) 65 Информатик (с указанием области)

(введено Изменением № 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

080802 Прикладная информатика (по отраслям) 51 Техник

52 Старший техник

(введено Изменением № 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием)

Новый ОКСО был принят в 2016 г., однако приказы Минобрнауки уже 2014 и 2015 гг. [8; 18] задавали новые значения и структуру подготовки в сфере экономики и управления. Как видим, была систематизирована совокупность направлений и оставшихся специальностей и упорядочена индексация на всех уровнях экономического образования (начального (НПО), среднего (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО)) (табл. 5).

Сравнительная таблица направлений экономического образования на 2014 г.

Старые направления профессионального образования в сфере экономики и управления Новые направления профессионального образования в сфере экономики и управления

Индекс Наименование Индекс Наименование

НПО, СПО

080203.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы 38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы

100701.01 Продавец, контролер-кассир 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

080110.02 Контролер банка (в СПО) Контролер сберегательного банка (в НПО) 38.01.03 Контролер банка (в СПО) Контролер сберегательного банка (в НПО)

СГ О

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

080118 Страховое дело (по отраслям) 38.02.02 Страховое дело (по отраслям)

080214 Операционная деятельность в логистике 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

100701 Коммерция (по отраслям) 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

080109 Финансы 38.02.06 Финансы

080110 Банковское дело 38.02.07 Банковское дело

В О

Бакалавриат

080100 Экономика 38.03.01 Экономика

080200 Менеджмент 38.03.02 Менеджмент

080400 Управление персоналом 38.03.03 Управление персоналом

081100 Государственное и муниципальное управление 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

080500 Бизнес-информатика 38.03.05 Бизнес-информатика

100700 Торговое дело 38.03.06 Торговое дело

100800 Товароведение 38.03.07 Товароведение

38.03.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура

Магистратура

080100 Экономика 38.04.01 Экономика

080200 Менеджмент 38.04.02 Менеджмент

080400 Управление персоналом 38.04.03 Управление персоналом

081100 Государственное и муниципальное управление 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

080500 Бизнес-информатика 38.04.05 Бизнес-информатика

100700 Торговое дело 38.04.06 Торговое дело

100800 Товароведение 38.04.07 Товароведение

080300 Финансы и кредит 38.04.08 Финансы и кредит

081200 Государственный аудит 38.04.09 Государственный аудит

38.04.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура

Специалитет

080101 Экономическая безопасность 38.05.01 Экономическая безопасность

036401 Таможенное дело 38.05.02 Таможенное дело

Аспирантура

080000 Образование осуществлялось только по научным специальностям 38.06.01 Экономика

Адъюнктура

38.07.02 Экономическая безопасность

Из таблицы наглядно видно, что в конечном варианте номенклатуры направлений образования присутствуют определенная преемственность уровней экономического образования, хотя и нет полного соответствия ранее указанному ОКСО. Есть и более важные изменения: исчезают инженерно-экономический подход и отраслевые экономисты (экономисты конкретных отраслей и производств). Правильно ли это?

Как нам представляется, по замыслу реформаторов необходимая вариативность образования должна была достигаться множественностью профилей подготовки, выбор и формулирование которых является на данном этапе реформирования прерогативой конкретного образовательного учреждения, хотя и в установленных федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) рамках. При этом в каждом ФГОС по экономике есть исчерпывающий перечень видов и задач профессиональной деятельности выпускников, к которым их можно готовить по данному ФГОС (табл. 6; формулировки в таблицах 6 и

7 соответствуют редакциям стандартов, представленных на специализированном сайте ФГОС ВО по адресу: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4/88).

Таблица 6

Сравнительная таблица видов профессиональной деятельности бакалавров по ФГОС ВО 3+ (Экономика и управление)

Код Направление Дата регистрации ФГОС в Минюсте Группировка видов профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности по ФГОС 3+

380301 Экономика 30 ноября 2015 г. № 39906 отраслевые (практические) учетная; банковская; страховая

отраслевые (управление) организационно-управленческая

межотраслевые расчетно- экономическая; расчетно-финансовая

отраслевое образование педагогическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отраслевая наука аналитическая, научно- исследовательская

380302 Менеджмент 09 февраля 2016 г. № 41028 отраслевые (практические) организационно-управленческая; предпринимательская

отраслевые (управление)

межотраслевые информационно-аналитическая

отраслевое образование -

отраслевая наука -

380303 Управление персоналом 19 января 2016 г. № 40640 отраслевые (практические) -

отраслевые (управление) организационно-управленческая и экономическая

межотраслевые информационно- аналитическая; социально- психологическая; проектная; организационная; экономическая

отраслевое образование -

отраслевая наука -

380304 Государственное и муниципальное управление 5 февраля 2015 г. № 35894 отраслевые (практические) -

отраслевые (управление) организационно- управленческая; вспомогательно- технологическая (исполнительская); организационно- регулирующая; исполнительно- распорядительная

межотраслевые информационно-методическая; коммуникативная; проектная

отраслевое образование -

отраслевая наука -

380305 Бизнес-информатика 26 августа 2016 г. № 43447 отраслевые (практические) консалтинговая; инновационно- предпринимательская

отраслевые (управление) организационно-управленческая

межотраслевые аналитическая; проектная

отраслевое образование -

отраслевая наука научно- исследовательская

380306 Торговое дело 03 декабря 2015 г. № 39956 отраслевые (практические) торгово- технологическая; логистическая

отраслевые (управление) организационно-управленческая

межотраслевые проектная

отраслевое образование -

отраслевая наука научно- исследовательская

380307 Товароведение 31 декабря 2015 г. № 40502 отраслевые (практические) торгово-закупочная; организационно-управленческая в области товарного менеджмента; торгово- технологическая; оценочно- аналитическая

отраслевые (управление) -

межотраслевые -

отраслевое образование -

отраслевая наука -

380308 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура 18 января 2016 г. № 40625 отраслевые (практические) производственно-технологическая

отраслевые (управление) организационно-управленческая

межотраслевые -

отраслевое образование педагогическая

отраслевая наука научно- исследовательская

Как видим из табл. 6, даже вариативность профилей в рамках действующих ФГОС весьма условна, поскольку возможный спектр специализации по каждому направлению мог быть и шире. Особенно это касается направления 380301 Экономика. Кроме того, наблюдается определенная непоследовательность или не системность в определении видов профессиональной экономической деятельности на уровне бакалавриата: ведь если стандартом выделяется отрасль профессионального знания, то она должна обеспечивать свое воспроизводство через отраслевое образование и науку, а такие виды профессиональной деятельности стопроцентно присутствуют в магистратуре (табл. 7), но не в бакалавриате.

Таблица 7

Сравнительная таблица видов профессиональной деятельности магистров по ФГОС ВО 3+ (Экономика и управление)

Код Направление Дата регистрации ФГОС в Минюсте Группировка видов профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности по ФГОС 3+

380401 Экономика 22 апреля 2015 г. № 36995 отраслевые (практические) -

отраслевые (управление) организационно-управленческая

межотраслевые проектно-экономическая

отраслевое образование педагогическая

отраслевая наука аналитическая; научно- исследовательская

380402 Менеджмент 15 апреля 2015 г. № 36854 отраслевые (практические) организационно-управленческая

отраслевые (управление)

межотраслевые аналитическая

отраслевое образование педагогическая

отраслевая наука научно- исследовательская

380403 Управление персоналом 29 апреля 2015 г. № 37058 отраслевые (практические) аналитическая и консультационная

отраслевые (управление) организационно-управленческая и экономическая

межотраслевые социально- психологическая; проектная

отраслевое образование научно- исследовательская и педагогическая

отраслевая наука

380404 Государственное и муниципальное управление 22 декабря 2014 г. № 35294 отраслевые (практические) -

отраслевые (управление) организационно-управленческая; административно-технологическая;

межотраслевые информационно- аналитическая; проектная

отраслевое образование научно- исследовательская и педагогическая

отраслевая наука

380405 Бизнес-информатика 20 апреля 2015 г. № 36935 отраслевые (практические) консалтинговая; инновационно- предпринимательская

отраслевые (управление) организационно-управленческая

межотраслевые аналитическая; проектная

отраслевое образование педагогическая

отраслевая наука научно- исследовательская

380406 Торговое дело 21 апреля 2015 г. № 36960 отраслевые (практические) торгово-технологическая

отраслевые (управление) организационно-управленческая

межотраслевые проектная; экспертная

отраслевое образование педагогическая

отраслевая наука научно- исследовательская

380407 Товароведение 20 апреля 2015 г. № 36930 отраслевые (практические) экспертная; аналитическая; консалтинговая

отраслевые (управление) -

межотраслевые -

отраслевое образование педагогическая

отраслевая наука научно- исследовательская

380408 Финансы и кредит 15 апреля 2015 г. № 36862 отраслевые (практические) проектно- экономическая; консалтинговая;

отраслевые (управление) организационно-управленческая

межотраслевые аналитическая

отраслевое образование педагогическая

отраслевая наука научно- исследовательская

380409 Государственный аудит 15 октября 2015 г. № 39325 отраслевые (практические) экспертно-аналитическая; нормотворческая; правоприменительная в сфере государственного аудита и контроля

отраслевые (управление) организационно-управленческая

межотраслевые -

отраслевое образование педагогическая

отраслевая наука научно- исследовательская

380410 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура 31 декабря 2015 г. № 40498 отраслевые (практические) производственно-технологическая; инновационная и экспертно-аналитическая

отраслевые (управление) организационно-управленческая

межотраслевые -

отраслевое образование педагогическая

отраслевая наука научно- исследовательская

Более того, конкретные перечни и даже некоторые наименования видов деятельности в обеих таблицах вызывают вопросы, поскольку неочевидны необходимость и критерии их выделения. Еще большие ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2018 г. №4 (Вып. 12). С. 83

вопросы вызовет количество и формулировки профессиональных компетенций и профессиональных задач по каждому стандарту, если проводить сквозной матричный анализ всей их совокупности по группе ФГОС ВО «Экономика и управление». Данному вопросу можно посвятить отдельную статью.

Добавим, что в перечне (табл. 5) появился уровень аспирантуры, включающий в себя, как мы видим из соответствующего ФГОС, практически все области экономических наук (табл. 8).

Таблица 8

Сравнительная таблица соответствия границ/областей экономического образования в аспирантуре

Номенклатура научных специальностей [9] Федеральный государственный стандарт (области профессиональной деятельности) [21]

08.00.00 Экономические науки 38.06.01 Экономика

08.00.01 Экономическая теория Экономическая теория Макроэкономическое управление, регулирование и планирование

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т. ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм Экономика и управление предприятием, отраслями и межотраслевыми комплексами Управление инновациями Логистика Экономика предпринимательства Маркетинг Менеджмент

08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит Финансы, денежное обращение и кредит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика Бухгалтерский учет, статистика

08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики Математические и инструментальные методы экономики

08.00.14 Мировая экономика Мировая экономика

Примечание: часть экономических специализаций есть в других номенклатурных позициях (22.00.03. Экономическая социология и проч.)

Номенклатура научных специальностей (левый столбец) составлена в соответствии с ОКСВНК 2013 года [14]. Как видим, раздел 08.00.01 дополнен вернувшимся через 20 лет макроэкономическим планированием, однако большая часть научных специальностей из раздела 08.00.05 отсутствует в принятом в 2015 г. ФГОС по направлению подготовки 380601«Экономика» (аспирантура). И хотя в тексте этого ФГОС расширение вида профессиональной научно-исследовательской деятельности в области экономики составляет более 20 наименований, сам перечень не производит впечатления системного и исчерпывающего в свете упущенных возможностей. Более того, как нам представляется, в данном случае прямо и безосновательно нарушается преемственность структуры кадров, проходящих подготовку в аспирантуре, поскольку именно ФГОС регламентирует и устанавливает не только целезадачную, но и содержательную часть образовательной программы.

Напомним, что Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, в нашей стране был введен в 1992 г. ст. 7 Закона РФ «Об образовании». В соответствие с требованиями данного закона в период с 1994 по 1998 гг. было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов (ГОС) общего, высшего, среднего и начального профессионального образо-

вания. Объектами стандартизации по ГОС первого поколения профессионального образования были: обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников (в профессиональной области и требования к развитию личности будущих специалистов).

Согласно принятому позже (в 1996 г.) закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [7], объектами стандартизации (как федеральные компоненты ГОС ВПО) стали: общие требования к основным образовательным программам (ООП); требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике, к итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников; сроки освоения ООП; максимальный объем учебной нагрузки студентов. В 2000 г. были ведены в действие ГОС ВПО, ГОС СПО и ГОС НПО второго поколения, затем следующего, в настоящее время планируется ввод ФГОС 41.

К позитивным особенностям ГОСов второго поколения специалисты относили: учет тарифно-квалифицированных характеристик Минтруда России при формировании требований к выпускникам образовательных программ; согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими роль работодателей; одновременная разработка ГОС для всех ступеней ВПО, включая магистратуру, что повысило технологичность документов и введения их в практику; разработка стандартов по «укрупненным» направлениям подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии [10].

1 иКЬ: http://fgosvo.ru/

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2018 г. №4 (Вып. 12). С. 86

Непродуманность и даже неоправданная жесткость, по мнению практиков, многих аспектов ФГОС ВПО, а также принятие нового Закона об образовании [6], потребовали сначала внесения в стандарты соответствующих поправок, а затем и перехода к следующей ступени -ФГОС ВО.

Поэтому к позитивным особенностям уже ФГОС ВО как стандартов третьего поколения специалисты относили:

а) «установление единых требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций (динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда) в области профессиональной деятельности и в социально-личностной сфере, в том числе к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ;

б) расширение академической свободы вузов при формировании основных образовательных программ [по профилям], вариативность циклов, дисциплин, модулей; введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы» [10].

Все это вместе при правильной позиции и необходимом профессионализме образовательных учреждений может создать необходимую в современном глобальном и динамичном мире вариативность профессионального экономического образования даже в условиях ограниченности набора видов деятельности в каждом ФГОС и соблюдения требований достижения типовых компетенций при однотипном обучении/образовании. Однако и администрация, и профессорско-преподавательский корпус высшего образования могут предъявить справедливые претензии к организационной стороне внедрения стандартизации на уровне ФГОС - за объем быстро устаревающей мето-

дической и организационной работы, невнятность требований контролирующих органов и суровость наказаний за любое «несоответствие».

В то же время продолжающаяся в обществе дискуссия по поводу экономического образования ставит (с завидной регулярностью) вопрос о соответствии результатов образования, воплощенных в молодых специалистах с определенной квалификацией, ожиданиям и запросам работодателей, столь же регулярно указывая на их «очевидное несоответствие». Устранить это несоответствие была призвана провозглашенная целевая направленность подготовки на готовность/способность выпускника к решению установленного набора профзадач или соответствие его профессиональных качеств конкретному профстандарту. Между тем, экономическое образование в условиях экономики знаний может и должно иметь не только узкопрактическую, но и более широкую направленность, не сводимую к одной профессии и тем более рабочему месту. Теория «Т»- и «Ш»-компетентности, когда современному специалисту следует знать не только свою профессию, но и смежные, для большей адаптивности в современном производстве, вполне актуальна, и пример эффективной компании «Технониколь» (см. серию публикаций в журнале «Эксперт» за 2018 г.), где все специалисты имеют возможности подменять друг друга в большей или меньшей степени, обладая необходимыми профессиональными навыками, очень показателен. Такая вариативность весьма удобна в малых и средних предприятиях, позволяя оптимизировать и численность, и нагрузку персонала, и результаты производства.

Кроме того, в ближайшем будущем не может быть закончена работа по стандартизации профессиональной деятельности, осуществляемая Министерством труда и социальной защиты РФ. Например, не полностью разработаны Минтрудом трудовые функции, связываемые

с профессией экономиста или экономическими компетенциями [16]. Так, в Реестре трудовых функций (программно-аппаратный комплекс «Профстандарты», совместная разработка Минтруда и ВНИИ труда1) экономические знания требуются только для 134 трудовых функций (уровни квалификации от 3 до 8).

В свою очередь, если посмотреть готовность профстандартов в области экономики и управления (коды проф. деятельности 07 и 08), то мы увидим очевидную в настоящее время ограниченность их перечня (табл. 9), не позволяющую одномоментно реализовать их для всех направлений экономического образования.

Таблица 9

Перечень готовых профессиональных стандартов, размещенных на ресурсах Министерства труда и социальной защиты, применимых к области экономики

Наименование профессионального стандарта (ПС) Ответственная за разработку ПС организация

Область профессиональной деятельности 08

Специалист по лизинговой деятельности Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей», Москва

Специалист по дистанционному банковскому обслуживанию Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей», Москва

Специалист по работе с инвестиционными проектами Ассоциация участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка», Москва

Специалист по платежным услугам Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Специалист по операциям на межбанковском рынке «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООР), Москва

Специалист по потребительскому кредитованию Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП (ООР)), Москва

1 иКЬ: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-trudovyh-funkcij/?.. _1=20

Специалист по операциям с драгоценными металлами Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП (ООР)), Москва

Актуарий Российский союз промышленников и предпринимателей, Москва

Маркетолог Ассоциация участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций», Москва

Бухгалтер НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (НП «ИПБ России»), Москва

Специалист в оценочной деятельности Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций, Москва

Специалист в сфере закупок ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), Москва

Эксперт в сфере закупок ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), Москва

Статистик ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Москва

Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга», Москва

Специалист по работе с залогами Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Специалист по управлению рисками Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Специалист по кредитному брокериджу Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Специалист по корпоративному кредитованию Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Специалист по работе с просроченной задолженностью Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Специалист по страхованию Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Специалист по ипотечному кредитованию Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Внутренний аудитор Некоммерческое партнерство «Институт внутренних аудиторов», Москва

Специалист по факторинговым операциям Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Специалист по финансовому консультированию Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Специалист казначейства банка Ассоциация участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций», Москва

Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер) Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Страховой брокер Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Специалист рынка ценных бумаг Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Специалист по микрофинансовым операциям Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Аудитор ООО «Аудиторская служба «СТЕК», город Москва

Специалист по платежным системам Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), Москва

Специалист по организации и установлению выплат социального характера Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Москва

Специалист по организации назначения и выплаты пенсии Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Москва

Специалист по организации администрирования страховых взносов Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Москва

Специалист по организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Москва

Область профессиональной деятельности 07

Специалист в сфере национальных и религиозных отношений ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Москва

Специалист по формированию электронного архива НП «Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников», Москва

Специалист по процессному управлению ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», г. Магнитогорск, Челябинская область

Специалист по дистанционному информационно- справочному обслуживанию НП «Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников», Москва

Специалист по управлению документацией организации НП «Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников», Москва

Специалист административно-хозяйственной деятельности Ассоциация «Объединение административно-хозяйственных профессионалов», Москва

Специалист по управлению персоналом Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей», Москва

Специалист по организационному и документаци-онному обеспечению управления организацией НП «Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников», Москва

Специалист в области медиации (медиатор) АНО «Центр медиации и права», Москва

Из перечней готовых профстандартов и их авторов видна очевидная заинтересованность конкретных работодателей в конкретных специалистах, решающих конкретные задачи. Но стоит ли ради таких узких задач ограничивать возможности высшего экономического образования? Разве не это [экономическое] образование в экономике знаний является ключевым не только и не столько для исполнительской работы, сколько для организаторской, от предпринимателей и управленцев до новых самозанятых («свободных художников»)? Ведь человек, вооруженных истинным экономическим знанием, не только

является компетентным экономическим актором в системе общественного производства, но и способен сам создавать инновации и даже новых экономических акторов, обеспечивая столь необходимое национальной и мировой экономике разнообразие экономических сущностей, процессов и продуктов. Соответственно, результатом функционирования национальной системы экономического образования могут и должны быть специалисты разного профиля, от узкого, соответствующего профстандарту так называемого «рабочего места», до столь широкого, что и профстандарт не возможен и не нужен.

Это приводит нас к мысли, что внедряемые в настоящее время в нашу систему экономического образования «мировые стандарты», касающиеся целей, содержания, результатов и процедур обучения и оценки результатов, не являются, мягко говоря, оптимальными.

В связи с вышеизложенным и на основании ранее высказанных взглядов мы пришли к ряду умозаключений.

Во-первых, именно специфическая («колониальная» [22]) глобализация экономики в лице ее основных акторов (бенефициариев) выявила и с конца прошлого века внесла в повестку дня международных организаций потребность в унифицированном образовании как основе обеспечения мобильности требуемой в разных странах рабочей силы. Тренды разнонаправленного перемещения производств и работников в зависимости от сферы деятельности могут быть обеспечены с точки зрения действующих организаторов общественного производства только путем сближения национальных систем образования. Результат достигается через описанную выше деятельность международных организаций и национальных правительств, возможно искренне верящих в ценности свободы и труда. Отметим, что именно такой путь экономит средства в первую очередь работодателей, поскольку в данном случае все расходы и риски выбора профессии несут сами работники и

государства, предоставляющие бесплатное профессиональное образование. Международная же мобильность трудоспособного и образованного населения с перспективой осесть в странах иммиграции, как известно, крайне вредна для будущего стран эмиграции, создающих за свой счет это население. Тем не менее достаточно широко осуществляется унификация и стандартизация профессионального образования, особенно низовых уровней.

Во-вторых, очевидное стремление международных и национальных работодателей получить бесплатно готового работника, востребованного только и исключительно «здесь и сейчас», т. е. в конкретной производственной системе конкретного работодателя, вступает в объективное противоречие с законами развития социально-экономических систем (СЭС), требующих наличия опережающих компетенций, формируемых на основе фундаментальных знаний, у значительной части трудоспособных с тем, чтобы обеспечить нужную в условиях технологических революций мобильность не внутри одного предприятия/работодателя, а внутри всей СЭС [24].

В-третьих, в «экономике знании» как современной стадии развития СЭС, и свободном демократическом обществе экономическое знание (и общее, и профессиональное) является, по нашему мнению, наряду с юридическим, базовым, как ранее философское, для возможности самообеспечения и самореализации любого индивида с разной степенью трудоспособности через участие в общественной системе производства. Чем сложнее социально-экономическая система, тем более востребованы эти знания на любом уровне социальной и производственной иерархии. Более того, только широкая распространенность именно фундаментального и истинного экономического знания создает качественные возможности мобильности экономических акторов, мигрирующих в течение своей жизни между различными формами

занятости (от самозанятости до занятости по найму) и различными ролями в организационной иерархии общественного производства (от исполнителя до «Творца» в терминологии А. Рэнд). Не предлагать сегодня возможностей высшего экономического образования как можно более широким слоям населения страны - это значит ограничивать возможности национального роста за счет как свободной предпринимательской инициативы в экономической деятельности, так и эффективности экономически обоснованных решений, принимаемых социальными акторами любой природы в любой своей деятельности.

В-четвертых, действующие и внедряемые мировые стандарты, начиная с классификаторов, в области науки и образования не кажутся нам в полной мере системными ни в текущей, ни в перспективной повестке, что, в принципе, естественно при свободном (хаотичном) развитии этих областей человеческой деятельности в рыночной экономике в отличие от экономики плановой. «Общемировые» господствующие подходы к необходимости и размерам национальных систем образования, особенно высшего образования, также вызывают вопросы, поскольку очевидны попытки со стороны глобальных функционеров уменьшить роль и размеры и ограничить развитие систем образования в странах бывшего соцлагеря. В таком контексте полное растворение наших стандартов образования в стандартах международных, на наш взгляд, - это шаг назад, который может иметь далеко идущие последствия для темпов и направлений нашего развития в условиях экономики знаний.

В-пятых, мы видим, что современная национальная система экономического профессионального образования в нашей стране является несовершенной, в том числе из-за неоптимального целеполагания, и находится на определенной стадии своего формирования и буквально в точке бифуркации в связи с наметившимся трендом на сокраще-

ние ее размеров путем спецмероприятий контролирующих органов. Безусловно, фейковое образование должно быть ликвидировано, но автоматическое продолжение уничтожающего тренда может окончательно погубить отечественные научные экономические школы, формирующие как раз истинное и фундаментальное экономическое знание о реальной, а не виртуальной, экономике. На наш взгляд, определённая свобода даже не национальных, а, например, опорных региональных вузов, по формированию мульти- или широкопрофильных экономических ОПОП с учетом региональной специфики, может дать региону импульс развития больший, чем даже привлечение иностранных инвестиций.

В данном контексте мы можем сформулировать следующие выводы.

Профессиональное и общее экономическое образование - важная часть образовательной среды, а его качество, распространенность и доступность для населения всех возрастов есть залог успешности/устойчивости национальной экономики.

Качественная стандартизация и унификация экономического образования, рассчитанная на обеспечение необходимого уровня и количества экономических знаний как результата основных и дополнительных образовательных программ, и образовательных учреждений, способных эти программы реализовывать, необходима. Однако такая стандартизация должна иметь границы, позволяющие сохранить вариативность экономического образования, его фундаментальность, актуальность и перспективность. При этом государственные образовательные стандарты высшего экономического образования, в отличие от среднего, должны перспективно формироваться с учётом интересов государства как основного организатора системы общественного производства в современных условиях, работодателей, будущих работников и системы/организаций образования, ориентируясь

не столько на конкретные узкопрофессиональные компетенции, сколько на общие возможности и перспективы применения экономических знаний в социально-экономической деятельности. Например, именно стандартом можно было бы вводить необходимость получения определенного модуля экономических знаний на всех направлениях высшего образования [26] с тем, чтобы выпускники любых вузов могли быть адекватными не только в своей профессиональной, но и в любой экономической деятельности.

В связи с этим при дальнейшем совершенствовании образовательных стандартов высшего экономического образования следует расширить и сделать более качественными перечень, структуру и формулировки видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций, а также предусмотреть возможности обучения в режиме «свободного диплома», не привязываемого в обязательном порядке к каким-либо профстандартам.

Кроме того, ответственным органам государственной власти можно рекомендовать вести мониторинг и анализ открытых и закрывающихся направленностей (профилей) по экономическим направлениям с тем, чтобы на условиях госзаказа на рыночных условиях формировать недостающие, но системообразующие образовательные программы, руководствуясь стратегическими и перспективными планами развития отраслей, производств, территорий и страны в целом.

Список литературы

1. Вишняков С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999.

2. Гармонизация Международной стандартной классификации: Области образования и профессиональной подготовки 2013 (МСКО-О 2013) с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО) и Общероссийским классификатором специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК»): материалы семинара. - URL: http://nic.gov.ru/ru/nic/ news/Isced 2013 14 11 17

3. Об утверждении Перечня действующих специальностей и специализаций высших учебных заведений СССР: Приказ Минвуза СССР от 05.09.1975 № 831. -URL: http://nopriz.ru/upload/iblock/a2e/prikaz-minvuza-sssr-ot-05.09.1975-n-831.pdf

4. Об утверждении перечня специальностей вузов СССР: Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 17 ноября 1987 г. № 790. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= ESU&n=9525# 004111741605210839

5. Об образовании: федер. закон РФ от 13.01.1996 № 12-ФЗ.

6. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ.

8. О соответствии специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки РФ от 29 октября 2013 г. № 1199 (с изменениями), специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки РФ от 28 сентября 2009 г. № 355 (с изменениями): Приказ Минообрнауки РФ от 05.06.2014 № 632.

9. Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени: Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. № 59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. О ходе выполнения работ по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения: справка по вопросу к заседанию коллегии Минобрнауки России 25 января 2011 года. - URL: https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=41nd&from=yandex.ru...129038.425

11. ОК 009-93 Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО.

12. ОК 009-2003 Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО.

13. ОК 009-2016 Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО.

14. ОК 017-2013 Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК).

15. Развитие образования на 2013-2020 годы: гос. Государственная программа Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №295.

16. Развитие системы профессиональных квалификаций / авт.-сост.: Лейбо-вич А. Н., Волошина И. А., Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Клинк О. Ф., Новиков П. Н., Прянишникова О. Д., Факторович А. А. - М.: Издательство «Перо», 2018. - 20 с. -URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/upload/iblock/da8/Развитие%20системы%20про-фессиональных%20квалификаций.pdf

17. Симухин Г. Стандартизация профессионального образования: история, опыт, проблемы // Высшее образование в России. - 2001. - № 4. - С. 13-28.

18. Соответствие направлений подготовки бакалавриата и магистратуры, специальностей специалитета ВО: приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № 1245 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 29 июня 2015 г. № 633.

19. Сопроводительное руководство к Международной стандартной классификации образования 2011. - URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/ documents/isced-fields-of-education-training-2013-ru.pdf

20. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Подготовка кадров высшей квалифика-

ции. Направление подготовки 38.06.01 Экономика, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 898.

22. Черкасская Г.В. Глобализация как способ управления социально-экономическими отношениями // ХХМ Царскосельские чтения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. Т. III. - С. 60-64.

23. Черкасская Г. В. Либеральная и эгалитарные экономические теории как основа создания систем социальной защиты мирового образца // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - Т. 6. Экономика. - 2009. - № 4. - С. 95-123.

24. Черкасская Г. В. Социально-экономическое развитие страны, социальный капитал и средний класс // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир VI международная научно-практическая конференция: сборник статей. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 56-66.

25. Черкасская Г. В. Целеполагание в российском образовании: проблемы и перспективы // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - Т. 6. Экономика. - 2015. - № 2. -С. 93-101.

26. Черкасская Г.В. Экономическая составляющая неэкономического профессионального образования // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - Т. 6. Экономика. - 2017. - № 2. - С. 322-329.

27. Программно-аппаратный комплекс «Профстандарты». - URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professi-onalnykh -standartov/reestr-trudovyh-funkcij/?.. _1=20

28. Специализированный сайт ФГОС ВО. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4Z88

References

1. Vishnyakov S.M. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. Moscow: NMC SPO Publ. 1999.

2. Garmonizaciya Mezhdunarodnoj standartnoj klassifikacii: Oblasti obrazovaniya i professional'noj podgotovki 2013 (MSKO-O 2013) s Obshcherossijskim klassifikatorom special'nostej po obrazovaniyu (OKSO) i Obshcherossijskim klassifikatorom spe-cial'nostej vysshej nauchnoj kvalifikacii (OKSVNK»): materialy seminara. URL: http://nic.gov.ru/ru/nic/news/Isced_2013_14_11_17

3. Ob utverzhdenii Perechnya dejstvuyushchih special'nostej i specializacij vysshih uchebnyh zavedenij SSSR: Prikaz Minvuza SSSR ot 05.09.1975 № 831. URL: http://nopriz.ru/upload/iblock/a2e/prikaz-minvuza-sssr-ot-05.09.1975-n-831.pdf

4. Ob utverzhdenii perechnya special'nostej vuzov SSSR: Prikaz Ministerstva vysshego i srednego special'nogo obrazovaniya SSSR ot17 noyabrya 1987 goda № 790. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n= 9525# 004111741605210839

5. Ob obrazovanii: fed. zakon RF ot 13.01.1996 № 12-FZ.

6. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: fed. zakon RF ot 29.12.2012 № 273-FZ.

7. O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii: fed. zakon RF ot 22.08.1996 № 125-FZ.

8. O sootvetstvii special'nostej srednego professional'nogo obrazovaniya, perechen' kotoryh utverzhden prikazom Minobrnauki RF ot 29 oktyabrya 2013 g. № 1199 (s izmeneniyami), special'nostyam srednego professional'nogo obrazovaniya, perechen' kotoryh utverzhden prikazom Minobrnauki RF ot 28 sentyabrya 2009 g. № 355 (s izmeneniyami): Prikaz Minoobrnauki RF ot 05.06.2014 № 632.

9. Ob utverzhdenii Nomenklatury nauchnyh special'nostej, po kotorym pri-suzhdayutsya uchenye stepeni: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 25 fevralya 2009 g. № 59.

10. O hode vypolneniya rabot po perekhodu na federal'nye gosudarstvennye obra-zovatel'nye standarty novogo pokoleniya: spravka po voprosu k zasedaniyu kollegii Mi-

nobrnauki Rossii 25 yanvarya 2011 goda. URL: https://yandex.ru/clck/jsredir?bu= 41nd&from=yandex. ru...129038.425

11. OK 009-93 Obshcherossijskij klassifikator special'nostej po obrazovaniyu OKSO.

12. OK 009-2003 Obshcherossijskij klassifikator special'nostej po obrazovaniyu OKSO.

13. OK 009-2016 Obshcherossijskij klassifikator special'nostej po obrazovaniyu OKSO.

14. OK 017-2013 Obshcherossijskij klassifikator special'nostej vysshej nauchnoj kvalifikacii (OKSVNK).

15. Razvitie obrazovaniya na 2013-2020 gody: gos. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii, utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 295.

16. Razvitie sistemy professional'nyh kvalifikacij. avt.-sost.: Lejbovich A. N., Vo-loshina I. A., Blinov V. I., Esenina E. Yu., Klink O. F., Novikov P. N., Pryanishnikova O. D., Faktorovich A. A. Moscow: Izdatel'stvo «Pero» Publ, 2018. 20 p. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/upload/iblock/da8/Razvitie%20sistemy%20professional' nyh%20kvalifikacij.pdf

17. Simuhin G. Standartizaciya professional'nogo obrazovaniya: istoriya, opyt, problem. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2001. № 4. P. 13-28.

18. Sootvetstvie napravlenij podgotovki bakalavriata i magistratury, special'nostej specialiteta VO: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 18 noyabrya 2013 g. № 1245 s izmeneni-yami, vnesennymi prikazom Minobrnauki RF ot 29 iyunya 2015 g. № 633.

19. Soprovoditel'noe rukovodstvo k Mezhdunarodnoj standartnoj klassifikacii obrazovaniya 2011. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-fields-of-education-training-2013-ru.pdf

20. Federal'naya celevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody, utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 7 fevralya 2011 g. №61.

21. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya. Podgotovka kadrov vysshej kvalifikacii. Napravlenie podgotovki 38.06.01 Ekonomika, utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 30 iyulya 2014 g. № 898.

22. Cherkasskaya G.V. Globalizaciya kak sposob upravleniya social'no-ekonomicheskimi otnosheniyami. HHII Carskosel'skie chteniya: materialy Mezhdunar. nauchno-prakt. konferencii. Sankt-Peterburg: LGU im. A.S. Pushkina, 2018. T. III. P. 60-64.

23. Cherkasskaya G.V. Liberal'naya i egalitarnye ekonomicheskie teorii kak osno-va sozdaniya sistem social'noj zashchity mirovogo obrazca. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta A.S. Pushkina. T. 6. Ekonomika. 2009. № 4. P. 95-123.

24. Cherkasskaya G.V. Social'no-ekonomicheskoe razvitie strany, social'nyj kapital i srednij klass. Problemy i puti social'no-ekonomicheskogo razvitiya: gorod, region, stra-na, mir VI mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya: sbornik statej. Sankt-Peterburg: LGU imeni A.S. Pushkina, 2016. P. 56-66.

25. Cherkasskaya G.V. Celepolaganie v rossijskom obrazovanii: problemy i per-spektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. T. 6. Ekonomika. 2015, № 2. P. 93-101.

26. Cherkasskaya G.V. Ekonomicheskaya sostavlyayushchaya neekonomich-eskogo professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. T. 6. Ekonomika. 2017. № 2. P. 322-329.

27. Programmno-apparatnyj kompleks «Profstandarty». URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professi-onalnykh -standartov/reestr-trudovyh-funkcij/?.. _1=20

28. Specializirovannyj sajt FGOS VO. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91M/88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.