Научная статья на тему 'Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании'

Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КВАЛИФИКАЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / EDUCATIONAL STANDARD / QUALIFICATION / LEARNING OUTCOMES / NATIONAL QUALIFICATIONS SYSTEM / EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинов Владимир Игоревич, Есенина Екатерина Юрьевна

В статье анализируется одно из ключевых понятий современного профессионального образования – образовательный стандарт. Рассматривается его взаимосвязь с национальной системой квалификаций и профессиональными стандартами. Описываются причины изменений в концептуальных подходах к стандартизации и предлагаются возможные пути ее развития в целях обеспечения качества профессионального образования. Диверсификация и мобильность современных квалификаций, быстрая смена технологий меняют содержание образования, оно становится пластичным и изменчивым; формируется иная культура обретения знаний и специальности, основанная на результатах и подразумевающая разделение ответственности между участниками образовательного процесса при разработке вариативных, гибких образовательных программ и управлении ими на основании общих правил. Общемировой тенденцией последних лет является распространение стандартов, регламентирующих качество обучения и ориентированных на его результат «на выходе». Именно таким должен стать разрабатываемый в настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования четвертого поколения (ФГОС ПО-4). Авторы статьи показывают структуру будущего стандарта и выделяют этапы его внедрения. Демонстрируется также механизм создания нормативно-правового обеспечения профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинов Владимир Игоревич, Есенина Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the Conceptual Approach to Standardization of Vocational Education

The paper analyzes educational standards as the key concept of modern education; their interrelation with the national qualifications system and professional standards being considered. The authors denote the reasons for changing the conceptual approach to the standard developments, and demonstrate the possible ways of educational quality assurance. Diversification and mobility of the modern qualifications along with the fast technological changes affects the educational content and knowledge acquisition, and requires the variable and flexible educational curricula and management. The global development trends, concerning the educational quality standards, involve their orientation on the learning outcomes, which should be taken into account while developing the Federal State Educational Standards of the fourth generation. The authors reveal the structure of the future standard, outline its implementation stages, and demonstrate the mechanism guaranteeing the regulatory legal provision of professional education.

Текст научной работы на тему «Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании»

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

УДК 377+378

В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К СТАНДАРТИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье анализируется одно из ключевых понятий современного профессионального образования - образовательный стандарт. Рассматривается его взаимосвязь с национальной системой квалификаций и профессиональными стандартами. Описываются причины изменений в концептуальных подходах к стандартизации и предлагаются возможные пути ее развития в целях обеспечения качества профессионального образования.

Диверсификация и мобильность современных квалификаций, быстрая смена технологий меняют содержание образования, оно становится пластичным и изменчивым; формируется иная культура обретения знаний и специальности, основанная на результатах и подразумевающая разделение ответственности между участниками образовательного процесса при разработке вариативных, гибких образовательных программ и управлении ими на основании общих правил. Общемировой тенденцией последних лет является распространение стандартов, регламентирующих качество обучения и ориентированных на его результат «на выходе». Именно таким должен стать разрабатываемый в настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования четвертого поколения (ФГОС ПО-4). Авторы статьи показывают структуру будущего стандарта и выделяют этапы его внедрения. Демон-

стрируется также механизм создания нормативно-правового обеспечения профессионального образования.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, квалификация, результаты обучения, национальная система квалификаций, качество профессионального образования.

Abstract. The paper analyzes educational standards as the key concept of modern education; their interrelation with the national qualifications system and professional standards being considered. The authors denote the reasons for changing the conceptual approach to the standard developments, and demonstrate the possible ways of educational quality assurance.

Diversification and mobility of the modern qualifications along with the fast technological changes affects the educational content and knowledge acquisition, and requires the variable and flexible educational curricula and management. The global development trends, concerning the educational quality standards, involve their orientation on the learning outcomes, which should be taken into account while developing the Federal State Educational Standards of the fourth generation. The authors reveal the structure of the future standard, outline its implementation stages, and demonstrate the mechanism guaranteeing the regulatory legal provision of professional education.

Keywords: federal state educational standard, educational standard, qualification, learning outcomes, national qualifications system, education quality.

В современной российской практике образовательный стандарт воспринимается прежде всего как документ, с помощью которого осуществляется функция государственного контроля в сфере образования1. Однако постепенно смысловое наполнение этого понятия замещается: стандарт начинает осознаваться как инструмент управления качеством образования, инструмент развития, позволяющий преодолеть дисбаланс между потребностями экономики и возможностями профессионального образования, создающий условия для формирования эффективных механизмов взаимодействия этих двух сфер.

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вступающий в силу с сентября 2013 года, трактует это понятие как «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Из носителя содержания образования стандарт превращается в научно-методический документ, обеспечивающий реализацию новой дидактической стратегии. Однако стратегия может быть жизнеспособной только при условии изменения ментальности кадров профессионального образования и общества в целом: нужен переворот в сознании для появления твердой убежденности в том, что знания в образовательном процессе служат практике профессиональной деятельности и выводятся из ее потребностей. На это неизбежно уйдет несколько лет, но это единственно возможный путь.

Современные экономические реалии обусловили появление новой национальной системы квалификаций, которой нужны большая гибкость и вариативность образовательных программ, управляемость этих программ на основе не только образовательных, но и профессиональных стандартов, а также классификаторов открытого типа.

Понятие образовательного стандарта, которое за последние два десятилетия неоднократно менялось на законодательном уровне (стандарты, определяющие требования к минимуму содержания; стандарты, определяющим требования к результатам освоения основной образовательной программы), остается одним из ключевых в новой системе, но, поскольку оно продолжает развиваться и деформироваться, необходимо его дополнительное научное осмысление на концептуальном уровне.

Анализ различных точек зрения, существующих в мировой практике образования, показывает, что понимание стандарта варьируется в зависимости от общей направленности образовательной политики страны - от унификации, нормирования деятельности и жесткого контроля до свободы выбора участников образовательного процесса. Соответственно, различаются типы стандартов - по регламентации содержания образования (стандарты, созданные по принципу входных результатов), образовательного процесса (процессуальные стандарты), качества результатов обучения (стандарты, ориентированные на принцип результатов «на выходе»). Широкое распространение в настоящее время последнего типа стандартов является общемировой тенденцией и связано с объективными причинами - диверсификацией и мобильностью современных квалификаций, быстрой сменой технологий, при которых содержание образования становится пластичным и изменчивым.

Именно поэтому стала формироваться иная культура образования, основанная на результатах (learning outcomes) и подразумевающая разделение ответственности между участниками образовательного процесса при разработке вариативных, гибких образовательных программ и управлении ими на основании общих правил.

Понятие результата (learning outcomes) подразумевает двойственное единство - результат собственно процесса получения и усвоения знаний, доказывающий достижение обучающимся или выпускником определенного уровня образования (образовательная квалификация) и результат его подготовки к выполнению определенного вида трудовой деятельности (профессиональная квалификация).

В международной практике существует понятие квалификационных стандартов (qualification standards), вмещающее в себя понятия профессионального (occupational) и образовательного (educational) стандарта, а также соответствующих им оценочных средств и процедур (assessment standards), которые представляют собой определенную целостность.

Уяснение взаимосвязи профессиональных, образовательных стандартов и соответствующей им системы оценивания результатов образования (обучения) и квалификаций обеспечивает более эффективное взаимодействие работодателей, общества и системы профессионального образования в современных условиях.

В нашей стране на основании Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» понятие «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС-3) было определено как совокупность требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, введенные в действие с сентября 2011 г., принципиально поменяли предмет стандартизации, заложили основу концептуальных изменений в системе российского профессионального образования, связанных с внедрением компе-тентностного подхода (learning outcomes), создали условия для выстраивания диалога между сферами труда и образования. В отсут-

ствие достаточного количества профессиональных стандартов было сформировано нормативное поле, обеспечивающее участие объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования1.

ФГОС-3 предоставляют свободу в формировании образовательной программы за счет вариативной части. В настоящий момент в довольно сложных и неоднозначных условиях накапливается опыт разработки и реализации компетеностно ориентированных программ с учетом требований рынка труда. Сложность и неоднозначность связана именно с трудностями перемен в сознании, ментальностью разработчиков - педагогических кадров профессионального образования. Вместе с тем акцент на применении знаний в трудовой деятельности на «результат на выходе», заданный федеральными государственными образовательными стандартами, диктуют логику тщательного, дидактически целесообразного отбора содержания всех элементов образовательных программ, поиск иных подходов к организации образовательного процесса и оцениванию его итогов. Сегодня очевидно, что следует учить прежде всего прилагать освоенные умения и знания на практике, оценивать готовность именно к этому.

Изменение структуры2 российской системы профессионального образования, обусловленное введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, дает формальное основание внесения корректив в федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования.

Однако существуют причины и условия для более содержательных и серьезных изменений ФГОС-3.

1 Роль организаций работодателей была закреплена Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 307-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». Таким образом, были внесены поправки в федеральный закон «Об образовании» 1992 г.

2 Уровень начального профессионального образования упраздняется и соответствующие ему программы относятся к среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению; вводятся три уровня высшего профессионального образования.

Стала явной тенденция к разделению понятий образовательной и профессиональной квалификаций, а также зон ответственности за описание требований к ним соответственно в образовательных и профессиональных стандартах.

За последние несколько лет создана нормативная база1 для развития независимой системы оценки качества образования и сертификации квалификаций, ведущим принципом которой является разграничение понятий «результаты образования (обучения)» и «профессиональная квалификация».

Результаты образования должны вести к получению профессиональной квалификации, тем не менее они не тождественны ей.

Характеристика профессиональной квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида трудовой деятельности2, должна быть представлена в профессиональном стандарте, на который возлагается обширный функционал. Этот документ среди прочего рассматривается как основа:

• обновления и формирования содержания образовательных стандартов и программ профессионального образования;

• разработки средств для процедур оценивания результатов образования и сертификации квалификаций.

Содержание ст. 12 «Образовательные программы» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет положение о том, что именно «образовательные программы определяют содержание образования», которое «должно обеспечивать получение квалификации».

А ст. 92 «Государственная аккредитация образовательной деятельности» того же закона дает возможность говорить о тенденции к стандартизации результатов профессионального образования в рам-

1 Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (утверждено Министерством образования и науки РФ и РСПП № АФ-318/03 от 31.07.2009); Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (утверждено Министерством образования и науки РФ и РСПП № АФ-317/03 от 31.07.2009); статьи 95, 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273.

2 Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения)».

ках укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки: «При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии обучающихся, завершающих обучение по этим образовательным программам в текущем учебном году».

Параллельно идущие в сферах труда и профессионального образования процессы стандартизации должны обеспечить формирование рабочих групп от заинтересованных сторон в разных сферах профессиональной деятельности в целях налаживания устойчивого непрерывного диалога бизнеса и образования в процессе разработки, внедрения и использования профессиональных и образовательных стандартов, а также на их основе программ и оценочных средств.

Однако приходится констатировать, что воплощение идеи 90-х гг. XX в. о стандарте как «общественно-образовательном договоре» [3, с. 13], системе взаимных обязательств всех участников до сих пор остается проблематичным. Договор между представителями образования, работодателями, обучающимися и их семьями, государственными органами управления как образовательной, так и экономической сфер жизненно необходим, но пока так и не найдены механизмы его достижения на практике. Однако возможно обосновать и описать основные методологические подходы и принципы образовательных стандартов четвертого поколения, которые станут логическим продолжением и развитием предшествующих и позволят ФГОС-4 стать инструментом управления качеством профессионального образования и частью национальной системы квалификаций.

Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования четвертого поколения (ФГОС ПО-4) сочетает в себе две функции. Это нормативный документ, определяющий государственные требования к результатам соответствующего уровня образования выпускников, и одновременно методический документ, устанавливающий правила формирования структуры

и алгоритм разработки содержания основной (профессиональной) образовательной программы и ее элементов (дисциплин, модулей), а также фондов оценочных средств и требований к оснащению и кадровому составу сопровождения образовательного процесса.

Миссия ФГОС ПО-4 состоит в нормативно-методическом объединении деятельности всех участников образовательного процесса, направленной на получение выпускником определенного уровня образования и квалификации1.

Понятие квалификации, рассматриваемое как готовность человека к выполнению определенного вида трудовой деятельности, вполне применимо к учебной деятельности. Нормой жизни современного общества становится принцип обучения в течение всей жизни. Образовательная квалификация - это готовность к самостоятельной учебной деятельности, в том числе и в первую очередь умение определять собственный дефицит в информации, добывать ее, обрабатывать и применять.

На языке образовательного стандарта - это общие и общепрофессиональные компетенции, содержание которых разрабатывается с учетом дескрипторов документа «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»2 (национальной рамки квалификаций), что обеспечивает взаимосвязь результатов образования, зафиксированных в ФГОС ПО-4, и общих требований к профессиональной квалификации определенного уровня.

Степень готовности к конкретной разновидности трудовой дяе-тельности в общих чертах задана дескрипторами национальной рамки квалификаций, а графа «Основные пути достижения уровня квалификации» дает ключ к формулировке рядоположенных наимено-

1 В соответствии со ст. 14 «Общие требования к содержанию образования» Федерального закона «Об образовании» 1992 г., «профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации». А в ст. 12 «Образовательные программы» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. говорится о том, что «содержание профессионального образования и обучения должно обеспечивать получение квалификации».

2 Утвержден приказом министра труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12 апреля 2013 г. № 148 н. Уровни квалификаций содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

ваний образовательных квалификаций в ФГОС-4, указывающих на ее уровень, например «квалифицированный рабочий в машиностроении», «специалист среднего звена в строительстве», «бакалавр технических наук», «магистр математических наук» и т. д.

Описание образовательной квалификации через общие и общепрофессиональные компетенции определяет смысловое наполнение комплекса задач воспитывающего, обучающего и развивающего характера в сфере профессионального образования.

Обучающие и развивающие задачи направлены на формирование научных знаний, общепрофессиональных умений и компетенций, дающих личности шанс на успешную профессиональную деятельность и возможность профессионального саморазвития.

Воспитательные задачи профессионального образования состоят в развитии качеств личности, необходимых для формирования общих компетенций, относящихся к определенному уровню квалификации.

Этот триединый комплекс задач, поставленных в русле ком-петентностного подхода, смещает акцент в организации образовательного процесса на развитие у обучающихся способности применять содержание разных элементов программы (дисциплин, модулей) для решения практических задач в учебной и профессиональной деятельности, на овладение способами деятельности.

Результаты образования, характеризующие образовательную квалификацию (общие и общепрофессиональные компетенции), определяются ФГОС ПО-4 и должны быть достигнуты при освоении основной образовательной программы. Помимо них для каждой образовательной программы должны быть составлены перечни результатов, характеризующих профессиональную квалификацию (научного или производственного характера). Это профессиональные компетенции, сгруппированные по видам профессиональной деятельности. Их разработка осуществляется на основе заданного в ФГОС ПО-4 алгоритма, включающего правила перевода требований соответствующего профессионального стандарта на язык образовательной программы.

ФГОС ПО-4 полностью раскрывает требования к результатам профессионального образования в части общих и общепрофессиональных компетенций, определяет общие требования к умениям и знани-

ям, рекомендуемый состав дисциплин отдельных циклов (гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного и общепрофессионального), общий объем учебной нагрузки по циклам в зачетных единицах. Здесь нет требований к результатам в части освоения отдельных видов профессиональной деятельности и составляющих их профессиональных компетенций, но содержатся общие требования к структуре основной (профессиональной) образовательной программы и ее элементов (профессиональных модулей, включая практику, учебных дисциплин) и задается методика их разработки в соответствии с профессиональными стандартами.

Таким образом, одним из первых основополагающих принципов построения ФГОС ПО-4 является разделение и взаимодополняемость образовательной и профессиональной квалификаций.

При этом сохраняется и развивается ряд принципов, заложенных ФГОС ПО-3:

• стандартизация требований к результату освоения образовательной программы, описанных в отношении компетенций;

• синхронизация содержания теоретического и практического обучения;

• междисциплинарность (организация образовательного процесса, ориентированного на применение теоретических сведений разных дисциплин для решения практических задач в рамках трудовых функций1).

Еще один из принципов ФГОС ПО-4 - преемственность результатов на разных уровнях образования. Требования к образовательным квалификациям по всем уровням профессионального образования представлены в рамках определенной укрупненной группы в следующей последовательности:

• квалифицированный рабочий (первый уровень среднего профессионального образования (СПО-1));

• специалист среднего звена (второй уровень среднего профессионального образования (СПО-2));

• бакалавр (первый уровень высшего профессионального образования (ВПО-1));

1 См. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении макета профессионального стандарта» от 12 апреля 2013 г. № 147-М.

• магистр или специалист (второй уровень высшего профессионального образования (ВПО-2));

• кандидат (доктор) наук (третий уровень высшего профессионального образования (ВПО-3)).

Общие и общепрофессиональные компетенции, сформулированные на основе документа «Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (национальной рамки квалификаций), демонстрируют постепенное нарастание степени полномочий и ответственности выпускника, расширение, углубление характера его профессиональных знаний и умений, необходимых в трудовой деятельности, определенной наименованием укрупненной группы профессий.

Как видим, принцип преемственности помогает установить связь между уровнями квалификаций в соответствии с национальной рамкой квалификаций. Можно говорить в данном случае и о преемственности уровней квалификации, связанных с профессиональным и общцм образованием, но не с точки зрения преемственности знаний и умений по конкретной дисциплине (это может быть определено в конкретной образовательной программе), а с позиций развития общих компетенций и способов деятельности. Уместно также отметить формирующуюся в профессиональном образовании новую дидактическую стратегию, акцентирующую внимание на готовности применять знания и влияющую на общее образование. Это является нормой для европейского образования, что подтверждается, например, существованием такого рода тестов, как PISA.

Описанный подход дает возможность увидеть общее и различное в квалификациях разного уровня образования в одной и той же профессиональной области, обоснованно сформировать рекомендуемый состав учебных циклов и дисциплин, обеспечивающих основу для получения соответствующей профессиональной квалификации, т. е. реализовать еще один из принципов ФГОС ПО-4 - «целесообразность целей» [1].

Из принципов преемственности результатов на разных уровнях образования и целесообразности целей вытекает принцип формирования учебной нагрузки в зачетных единицах и модульной организации образовательного процесса.

Зачетная единица - термин, определяющий подход к системе оценки результатов обучения в новых условиях1. С ее помощью определяется общая учебная нагрузка студента, включающая все виды работ, аудиторные и самостоятельные. Ее измерение в часах условно по отношению к достижению установленных результатов среднестатистическим студентом. Кому-то может понадобиться больше времени, чтобы добиться этих результатов, кому-то меньше. Отсюда распространенная в западноевропейских университетах идея индивидуальной образовательной траектории, которая на более низких уровнях транспонируется еще в идею возможности признания неформального обучения. Главным здесь становится качество промежуточного или конечного результатов (цели обучения).

Объем обучения, как правило, описывается как номинальное или среднее время для учащегося, требующееся для достижения результатов образования. Важно отметить, что условное время обучения не то же самое, что реально потраченное время. Условное время может включать в себя:

• посещение лекций, консультаций, тренингов, обучение «он-лайн» (очная форма);

• самостоятельную работу студента;

• применение и совершенствование умений и знаний (практику);

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 в статье 13, пп. 3-5 предоставляет возможность образовательным организациям (причем не только высшего образования) использовать зачетные единицы и модульную организацию образовательного процесса:

«3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

• подготовку контрольных работ, их оценку и «получение обратной связи».

Время, затраченное на эти виды работы, не единственный показатель в данном случае. Зачетные единицы основаны на достижении определенных результатов обучения и могут оцениваться независимо от места учебы или педагогических технологий. Образовательные программы почти всегда строятся на основе условного учебного времени, и основной целью системы признания и переноса зачетных единиц является развитие системы признания предшествующего обучения и уменьшение времени формального образования. Это особенно важно по отношению к зачетным единицам, общим для разных квалификаций, в целях сокращения сроков освоения образовательных программ.

Модульная организация образовательного процесса с использованием зачетных единиц позволяет формировать гибкие индивидуальные учебные планы студентов, учитывающие их способности и потребности, и упрощает систему перезачета модулей и зачетных единиц, что повышает мобильность студентов, создает условия для развития системы гарантии качества образования. Каждый модуль может состоять из нескольких зачетных единиц и представлять собой законченную самостоятельную часть программы соответствующего уровня. Могут быть сформированы модули подготовительных курсов, что облегчит работу с абитуриентами при подготовке к поступлению в образовательную организацию и работу с более слабыми студентами на первом курсе.

Профессиональная квалификация связана с определенным профессиональным модулем образовательной программы, соответствующим какому-либо виду профессиональной деятельности, или отдельной программой в целом.

Не всякая образовательная программа должна завершаться присвоением профессиональной квалификации, некоторые из них могут предлагать широкую образовательную подготовку, позволяющую в дальнейшем либо продолжить обучение на более высоком уровне, либо получить профессиональную квалификацию путем освоения конкретного модуля1.

1 Скорее всего, такие программы будут существовать на уровне бакалавриата. Образование и наука. 2013. № 7 (106) 29

С принципом определения учебной нагрузки в зачетных единицах связано понятие практикоориентированности образовательной программы. Степень практикоориентированности, ее профессиональной направленности вытекает из соотношения объема учебной нагрузки, достаточного для профессиональной квалификации, и объема учебной нагрузки, обеспечивающего образовательную квалификацию.

Как следует из вышесказанного, некоторые программы могут вообще быть не практикоориентированными, а нацеленными только на освоение компетенций, связанных с учебной деятельностью. Вполне приемлемы варианты программ, отвечающих потребностям отдельных граждан либо развивающие качества личности, нужные, например, в исследовательской деятельности (своего рода подготовительные версии).

Необходимо продуманное единообразное обозначение образовательной и профессиональной квалификаций в документах, которые получают выпускники профессионального образования, в образовательных стандартах, перечнях и классификаторах программ и квалификаций.

Как уже отмечалось, наименование образовательной квалификации сопряжено с уровнем квалификации в национальной рамке квалификаций и должно включать в себя наименование типа образовательной программы соответствующего уровня обучения и наименование направления подготовки. Так, формулировка «квалифицированный рабочий в строительстве» может стать одним из наименований в ФГОС-4.

Наименование профессиональной квалификации зависит от наименования профессии (например, мастер отделочных работ) и может быть конкретизировано через указание вида (видов) деятельности, к выполнению которого готов выпускник (например, «монтажник каркасно-обшивных конструкций»). Это возможно отразить в документе об образовании или отдельном сертификате. Конкретизация производится при выдаче документов об освоении образовательной программы (или ее части - модуля).

В высшем профессиональном образовании при формулировании наименования образовательной квалификации должна указываться степень в определенной научной области (бакалавр технических наук, магистр технических наук, доктор технических наук и т. п.). Профес-

сиональная квалификация, как было сказано выше, призвана отражать наименование вида (видов) профессиональной деятельности, к которым готов выпускник. Например: магистр технических наук, профессиональная квалификация - инженер по монтажу внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции.

Структура ФГОС ПО-4 состоит из трех разделов и может быть представлена следующим образом.

Раздел 1. Требования к результатам освоения основной (профессиональной) образовательной программы.

1.1. Характеристика образовательной квалификации - перечень общих и общепрофессиональных компетенций (по уровням образования: СПО-1; СПО-2; ВПО-1; ВПО-2; ВПО-3).

1.2. Алгоритм разработки дидактического описания профессиональной квалификации как результата профессионального образования (перечня видов профессиональной деятельности и составляющих их профессиональных компетенций). Этот алгоритм будет одинаков для всех образовательных стандартов профессионального образования.

Раздел 2. Требования к структуре основной (профессиональной) образовательной программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура основной (профессиональной) образовательной программы может быть представлена четырьмя циклами в разном сочетании в зависимости от уровня образования:

1) гуманитарные и социально-экономические дисциплины (цикл ГСЭ);

2) естественнонаучные и математические дисциплины (цикл ЕН);

3) общепрофессиональные дисциплины (цикл ОП);

4) профессиональная подготовка (цикл ПП).

В федеральном государственном образовательном стандарте профессионального образования четвертого поколения представлен рекомендуемый перечень дисциплин циклов ГСЭ; ЕН; ОП и общие требования к умениям и знаниям по каждому из циклов. Указывается рекомендуемое количество зачетных единиц на все циклы (ГСЭ; ЕН; ОП; ПП).

2.1. Структура основной профессиональной образовательной программы уровня СПО-1 представлена циклами общепрофессиональных дисциплин и профессиональной подготовки (ОП + ПП).

Структура основной профессиональной образовательной программы уровня СПО-2 состоит из циклов гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, математических, общепрофессиональных дисциплин и профессиональной подготовки (ГСЭ+ЕН+ОП+ПП).

Структура основной (профессиональной) образовательной программы уровня ВПО-1 может быть представлена циклами гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, математических и общепрофессиональных дисциплин (ГСЭ + ЕН + ОП). Для прикладного бакалавриата к перечисленному добавляется профессиональная подготовка (ГСЭ + ЕН + ОП + ПП).

Структура основной образовательной программы уровня ВПО-2 выглядит следующим образом: ГСЭ + ЕН + ОП + ПП.

На уровне ВПО-3 структура основной образовательной программы - ОП + ПП.

2.2. Алгоритм разработки элементов основной (профессиональной) образовательной программы (модулей и дисциплин).

2.3. Алгоритм разработки фонда оценочных средств основной (профессиональной) образовательной программы.

Для всех образовательных стандартов профессионального образования алгоритмы будут аналогичны.

Раздел 3. Требования к условиям реализации основной (профессиональной) образовательной программы.

В разделе описан алгоритм работы с профессиональными стандартами с целью определения и составления требований к материально-техническим, информационно-методическим и кадровым условиям реализации основной (профессиональной) образовательной программы.

Несмотря на преемственность с ФГОС ПО-3, необходимо обеспечить плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования четвертого поколения, так как их внедрение требует предварительной подготовки, а также разработки и легализации сопутствующих и поддерживающих нормативно-методических документов.

Можно выделить несколько этапов внедрения ФГОС ПО-4.

Первый шаг - подготовительный. Следует определить номенклатуру укрупненных групп профессий, специальностей, на-

правлений подготовки, по которым предполагается разработка ФГОС ПО-4, а также перечень общих и общепрофессиональных компетенций; умений и знаний, характеризующих требования к образовательным квалификациям.

Такая работа требует анализа состава циклов ГСЭ, ЕН, ОП и требований к умениям и знаниям по данным циклам, содержащихся в федеральных государственных образовательных стандартах предшествующего поколения. Для уточнения и актуализации данной информации нужно проанализировать и содержание профессиональных стандартов, которые в настоящее время еще не готовы окончательно.

Очевидно, что аналитическую работу целесообразно проводить параллельно с разработкой профессиональных стандартов, создавать межведомственные и межотраслевые рабочие группы, отвечающие за подготовку как профессиональных, так и образовательных стандартов, приведение их в соответствие друг с другом.

Необходимо составить методические рекомендации по использованию в данной работе в качестве единого методологического ориентира документа «Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (национальной рамки квалификаций).

Следующие три шага взаимосвязаны. Это, прежде всего, введение в действие классификатора образовательных программ открытого типа.

В настоящий момент классификация образовательных программ профессионального образования привязана к перечням, которые формируются Минобрнауки России.

Между тем понятие «перечень» и «классификатор» имеют существенные отличия. Перечень подразумевает закрытый список, заданный в определенный момент времени. Классификатор же является инструментом кодирования (классификации) и предполагает регулярное изучение состояния классифицируемых единиц, удаление устаревших и введение новых.

В настоящий момент в соответствии с вступающим в силу Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 происходит обновление Общероссийского классификатора специальностей по образованию

(ОКСО). Множество объектов классификации ОКСО-2013 составляют профессиональные образовательные программы всех типов, предусмотренных указанным законом. Горизонтальная подсистема классификации ранжирует образовательные программы по направленности на сферу будущей профессиональной деятельности обучающихся. Вертикальная подсистема выделяет образовательные программы по уровням и типам квалификации, присвоением которой завершается освоение образовательной программы. Уровни квалификации соответствуют уже неоднократно упомянутому документу «Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов».

Новая редакция ОКСО - следующая ступень в системе классификации образования, однако перехода на классификатор открытого типа (у которого гибкая кодировка, позволяющая оперативно добавлять появляющиеся программы и удалять устаревшие в соответствии с развитием системы профессиональных стандартов и квалификаций в стране) пока не произошло. ОКСО-2013 привязан к ряду перечней закрытого типа, не обладающих едиными подходами к формулировке квалификаций и не согласованных с системой профессиональных стандартов. Список перечней следующий:

• профессии и специальности среднего профессионального образования;

• направления подготовки высшего образования с присвоением лицу квалификации «бакалавр»;

• направления подготовки высшего образования с присвоением лицу квалификации «магистр»;

• специальности высшего образования с присвоением лицу квалификации «специалист»;

• направления подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

• направления подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки;

• направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Дальнейшие меры по внедрению ФГОС ПО-4 - разработка примерных основных (профессиональных) образовательных про-

грамм, формирование их банка и параллельно - фондов оценочных средств, прежде всего для проведения государственной итоговой аттестации выпускников, процедур независимой оценки и сертификации квалификаций. Подобная работа требует последовательных действий межведомственных и межотраслевых рабочих групп в течение нескольких лет.

Механизм создания нормативно-правового обеспечения профессионального образования, отвечающего современным требованиям, в общем виде показан на рисунке.

Система профессионального образования в России

> Г

Общероссийский классификатор образовательных программ

> * ' 1 1 1 V

Единый перечень направлений подготовки, специальностей и профессий Программы образовательных организаций

> *

г

ФГОС по Профессиональные стандарты

> ^ Тх Л А 1 АГ ^ 1

Уровни квалификаций (НРК РФ) Общероссийский классификатор профессий

> к А

Система нормативно-правовых документов управления профессионально-квалификационной структурой рынка труда

> к

Рынок труда

Механизм разработки нормативно-правового обеспечения профессионального образования (идеальная модель)

Применение такого механизма предполагает встречное движение как со стороны представителей рынка труда (разработка

профессиональных стандартов, осуществляемая в профессиональных сообществах), так и со стороны образовательной сферы (разработка классификатора образовательных программ, перечня направлений подготовки, специальностей и профессий, ФГОС ПО).

Важно, что при этом единым документом, выступающим своеобразным регулятором для разработки нормативного обеспечения и со стороны профессиональной, и со стороны образовательной сферы, должны стать «Уровни квалификаций».

Литература

1. Берган С. Квалификации - осмысление понятия. М.: АВАНГЛИОН-ПРИНТ, 2013. 373 с.

2. Блинов В. И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. М.: ФИРО, 2007. С. 23-24.

3. Днепров Э. Д. Каким должен быть образовательный стандарт. М., 2002. 176 с.

4. Перспективы развития системы классификации в образовании Российской Федерации: материалы семинара, 9 апреля 2013 года - сайт ФГАУ «ФИРО» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=8332.

5. План разработки профессиональных стандартов на 20122015 годы: распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. № 2204-р.

6. Предложение по разработке Общероссийского классификатора образовательных программ (ОКОП) [Электрон. ресурс] / ФИРО. М.: 2008. 41 с.. Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/ departaments / head / methodic /base / Tab 1 / okop_2008. doc.

7. О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

8. Сазонов Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как вектор инновационного развития российских университетов // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 21-32.

References

1. Bergan S. Qualifications - understanding concepts. M.: AVANGLION-PRINT, 2013. 373 p.

2. Blinov V. I. Conceptual basis for the development of the federal state educational standards for a new generation. M.: FIRO, 2007. P. 23-24.

3. Dneprov E. D. What should be the educational standard. M., 2002. 176 p.

4. Prospects of development of the system of classification in the formation of the Russian Federation, April 9, 2013 [Electron. resource]. URL: http://www.firo.ru/?p=8332

5. The plan to develop professional standards for 2012-2015: Decree of the Russian Federation of November 29, 2012. № 2204-r.

6. Proposal for the development of the Russian Classification of educational programs [Electron. resource]. M.: FIRO, 2008. 41 p. URL: http: / / portal.tpu.ru :7777/ departaments / head / methodic / base / Tab 1 /okop_2008.doc.

7. On the Rules of the development, adoption and application of professional standards. 22.01.2013. № 23.

8. Sazonov B. A. Individual-based organization of the educational process as a vector of innovation development of Russian universities / / Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 4. P. 21-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.