относя к последним когнитивный, мотивационный, деятельностный, технологический, коммуникационный, социальный и оценочный.
Для выявления уровня сформированности мотивационного и когнитивного компонентов, которые мы также рассматриваем в качестве критериев, определяющих уровень сформированности компетентности в сфере финансовой безопасности перед началом обучения в вузе, мы разработали следующую анкету для студентов - будущих экономистов, которые готовятся по таким направлениям подготовки по федеральным государственным стандартам высшего образования нового поколения (ФГОС ВО 3++), как 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), 38.04.08 Финансы и кредит (уровень магистратуры), 38.04.09 Государственный аудит (уровень магистратуры), 38.05.01 Экономическая безопасность (уровень специалитета):
1. Что Вы понимаете под термином «компетентность в сфере финансовой безопасности»?
2. Назовите компоненты в структуре «компетентности в сфере финансовой безопасности».
3. Как Вы считаете, какое понятие шире: «компетентность в сфере финансовой безопасности» или «компетенция в сфере финансовой безопасности», «профессиональная компетентность» или «компетентность в сфере финансовой безопасности»? Обоснуйте свой ответ.
4. Какие компетенции, указанные в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования поколения 3+ и 3++ по направлениям подготовки/специальности 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), 38.04.08 Финансы и кредит (уровень магистратуры), 38.04.09 Государственный аудит (уровень магистратуры), 38.05.01 Экономическая безопасность (уровень специалитета), можно отнести к компетенциям в сфере финансовой безопасности?
5. Есть ли различия в содержании компетенций в сфере финансовой безопасности в стандартах двух поколений? В чем причина сходства и различия.
6. Как Вы считаете, надо ли экономисту иметь знания в области финансовой безопасности. Почему?
7. Как Вы думаете, когда нужно начинать изучать основы финансовой безопасности?
8. Нужны ли специальные дисциплины в области финансовой безопасности, которые следует ввести в структуру экономического образования? Обоснуйте Ваш ответ.
9. Если да, назовите, какие, по Вашему мнению, спецкурсы или дисциплины в области права, юриспруденции нужно ввести в структуру экономического образования?
10. Что Вы вкладываете в понятие «финансовая грамотность»?
11. Какие способы защиты от мошенников Вы можете назвать?
12. Какие знания в области финансовой безопасности Вы считаете наиболее важными для своей профессиональной деятельности экономиста?
13. Какие знания в области финансовой безопасности Вы считаете наиболее важными для защиты государства?
14. Какие знания в области финансовой безопасности Вы считаете наиболее важными для защиты семьи?
Библиографический список
15. Какие знания в области финансовой безопасности Вы считаете наиболее важными для защиты международной экономической деятельности государств?
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, мы предлагаем ввести дисциплину «Актуальные вопросы финансовой безопасности».
Кроме того, хотелось бы отметить, что для повышения качества реализации образовательных программ, повышения эффективности формирования компетентности в сфере финансовой безопасности необходимо системное отслеживание карьерных продвижений выпускников ОПОП, расширение контактов с работодателями, ведение реестра работодателей, ранжирование их по значимости, производство презентационных материалов по ОПОП для выхода на работодателей, партнеров, регуляторов, совершенствование механизма анализа и использования информации от выпускников и их работодателей для управления, повышения качества и актуальности реализуемой ОПОП, более активное вовлечение выпускников в реализацию ОПОП с целью совершенствования и релевантности требованиям рынка труда, учет результатов анализа информации, полученной от выпускников и рынка труда, в целях управления спектром востребованных направлений и профилей подготовки.
В качестве способов повышения качества подготовки специалистов, их профессиональной компетентности можно назвать развитие сетевой формы реализации ОПОП, расширяющей возможности ее ресурсного обеспечения; настройку или замену программных продуктов для дистанционного обучения; информирование обучающихся о формах социальной поддержки обучающихся, попавших в сложную жизненную ситуацию; выявление потребностей обучающихся на разных этапах освоения ОПОП в дополнительных услугах и ресурсах, их анализ и обоснование; доведение до сведения обучающихся и их родителей развитие договорных отношений с партнерами и профессиональным сообществом на предмет использования их ресурсов в целях освоения ОПОП; планирование развития ОПОП и выпускающей кафедры на пятилетний период; проведение систематического исследования, анализа и повышение результативности деятельности по проектированию, разработке и реализации образовательных программ ВО по критериям конкурентоспособности в рамках каждого экономического направления с целью выявления сильных сторон, областей для улучшения и неиспользованных возможностей, организация проведения руководителями ОПОП ежегодной самооценки ОПОП, и независимого аудита; ведение ежегодной отчетности по результатам оценки ОПОП (с учетом результатов аудитов и опросов) - порт-фолио ОПОП; вовлечение НПР и обучающихся в международную деятельность; введение новых форм внеучебной работы (например, проектной деятельности) для формирования активных членов гражданского общества, проведение оценки эффективности социальной, воспитательной и кураторской работы.
Таким образом, можно сделать выводы, что изучение финансово-экономических дисциплин обязательной части учебного плана, введение специальных дисциплин, посвященных вопросам финансовой безопасности, в часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также повышение качества организации образовательного процесса и реализации образовательных программ по экономическим направлениям подготовки позволят повысить эффективность формирования и развития компетентности в сфере финансовой безопасности будущих экономистов.
1. Гордячкова О.В., Калаврий Т.Ю. Личные финансы и финансовая безопасность: учебное пособие. Москва: Мир науки, 2021. Available at: https://izdmn.com/ PDF/48MNNPU21.pdf
2. Зайков В.П., Ковеза Б.Т. Понятие финансовой безопасности: классификация, направления развития инвестиционно-налоговый аспект Вестник Университета Российской академии образования. Научно-практический журнал. 2017; № 3: 74-81.
3. Лукоянова Н.А. Сущность и структура профессиональной компетентности экономиста. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-professionalnoy-kompetentnosti-ekonomista
4. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели. Вестник института образования человека. 2012; № 2.
References
1. Gordyachkova O.V., Kalavrij T.Yu. Lichnye finansy i finansovaya bezopasnost': uchebnoe posobie. Moskva: Mir nauki, 2021. Available at: https://izdmn.com/PDF/48MNNPU21.pdf
2. Zajkov V.P., Koveza B.T. Ponyatie finansovoj bezopasnosti: klassifikaciya, napravleniya razvitiya investicionno-nalogovyj aspekt. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2017; № 3: 74-81.
3. Lukoyanova N.A. Suschnost' i struktura professional'noj kompetentnosti 'ekonomista. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-professionalnoy-kompetentnosti-ekonomista
4. Hutorskoj A.V., Hutorskaya L.N. Kompetentnost' kak didakticheskoe ponyatie: soderzhanie, struktura i modeli. Vestnikinstituta obrazovaniya cheloveka. 2012; № 2.
Статья поступила в редакцию 14.11.22
УДК 378
Chemezova B.A., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Parnikova G.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Senior Lecturer, Head of Department, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov
(Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Dyachkovsky N.S., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Head of Department, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
NEW APPROACHES TO PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF NURSING DURING THE COVID-19 PANDEMIC. The article presents a scientific analysis of the problems of developing innovative approaches to the professional training of nursing specialists based on a regional-ethnic approach, which were exacerbated by the events of 2020-2021 associated with the pandemic. Methods of interviewing students and employers were used to improve the quality of professional
training of future specialists. One of the important means of achieving this goal is the proposed new approaches to the professional training of nursing specialists based on a regional-ethnic approach. To eliminate the shortage of professional personnel in the field of healthcare, the study suggests a systematic approach, including targeted training of medical workers in the field; creation of an attractive professional environment; introduction of individual and organizational measures to reduce the risk of professional activity; consulting organizations in medical institutions for working youth; creation of "social elevators" for specialists working in organizations providing primary health care.
Key words: educational standard, individualization of professional training, educational environment, educational trajectory, nursing, regional-ethnic approach.
Б.А. Чемезова, ст. преп., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, Е-mail: [email protected] Г.М. Парникова, д-р пед. наук, проф., доц., зав. каф. английской филологии, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: [email protected]
Н.С. Дьячковский, канд. мед. наук., доц., зав. каф. сестринского дела, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: [email protected]
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19
В статье представлен научный анализ проблем развития инновационных подходов к профессиональной подготовке специалистов сестринского дела на основе регионально-этнического подхода, которые были обострены событиями 2020-2021 гг., связанными с пандемией. Использованы методы опроса студентов и работодателей для улучшения качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Одним из важных средств реализации поставленной цели являются предлагаемые новые подходы к профессиональной подготовке специалистов сестринского дела на основе регионально-этнического подхода. Для устранения нехватки профессиональных кадров в сфере здравоохранения в исследовании предлагается системный подход, включающий целенаправленную подготовку медицинских работников на местах; создание привлекательной профессиональной среды; введение индивидуальных и организационных мер по снижению риска профессиональной деятельности; консультационные организации в медицинских учреждениях для работающей молодежи; создание «социальных лифтов» для специалистов, работающих в организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Ключевые слова: образовательный стандарт, индивидуализация профессиональной подготовки, образовательная среда, образовательная траектория, сестринское дело, регионально-этнический подход.
Важность научных исследований профессиональной подготовки специалистов сестринского дела определена внутренними и внешними факторами, которые обусловили современное образование для подготовки медицинских специалистов. В частности, в последние годы следует отметить много важных событий в отношении подготовки медицинских сестер.
Проблема подготовки медицинских кадров организована как в России, так и в международном сообществе в целом. Нехватка среднего медицинского персонала особенно ощущается в нашей стране. По разным данным, цифра составляет около 130 тыс. специалистов. В связи с этим образовательная подготовка, среднее профессиональное образование имеют особое значение для подготовки данного вида персонала.
Основной целью сестринского дела является удовлетворение потребностей больных, желающих выздороветь, укрепление здоровья и самостоятельности [1, с. 2-3]. В то же время качество профессиональной подготовки медицинских сестер подвергалось сомнению в российских и зарубежных исследованиях. В частности, такие исследователи, как Д. Доран, М. Кунст и М.Мд. Малик [4], К. Rebhan и соавт. указывают на тревожную тенденцию, связанную с подготовкой кадров в сфере здравоохранения, наметившуюся в последние годы и вызвавшую споры среди врачей и персонала больниц в других странах [5, с. 5]. Финансовая реструктуризация ударила по здравоохранению в Европе, что, наряду с низкой заработной платой, привело к значительному сокращению штата.
Исследователи объясняют, почему в разных странах ощущается нехватка медицинских работников: нерациональное использование специалистов; потеря
медицинских работников из-за низкой заработной платы; ограниченные возможности для обучения медицинских работников [2, с. 175-176].
В настоящее время существуют решения многих проблем в области исследования технологий преподавания в сестринском образовании (знание методик преподавания, мастер-классы, дискуссии с ведущими специалистами, проблемные методы обучения и т. д.). Эти методы, формы и методы обучения становятся все более индивидуализированными [2, с. 176].
В данной статье описаны новые формы и мероприятия по организации обучения сестринского персонала с использованием внутреннего анализа для раскрытия метода в отечественном и международном исследовательском поле.
Анализ в данном исследовании основан на данных опроса 2020 года о качестве образования студентов-медиков ФГАОУ ВО СВФУ им. М.К. Аммосова. В 2020 г в бакалавриате обучались 55 студентов, далее под МИ открыли СПО в 2020 г, на внебюджетной основе поступили 54 студента. Опрос проводился с помощью анкеты. В анкетировании приняли участие 55 студентов бакалавриата по специальности 34.03.01 Сестринское дело. Результаты опроса представлены на рис. 1.
Анализируя результаты анкетирования, следует отметить, что в целом по всем анкетам получено более 50% результатов удовлетворенности. Студенты
- организацией внеклассной работы. - наличием и эффективностью контактов;
- отношениями с преподавателями;
- техникой образовательного процесса; - материальным обеспечением; - методикой образовательной программы;
- учебным обеспечением;
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
70
30
80
70
Рис. 1. Результаты анкетирования студентов колледжа об уровне Рис.2.Результатыанкетирования студентовколледжаобуровне
их удовлетворенностикачествомполученныхобразовательных услуг их удовлетворенности рядом параметров
[составлено аттохоми истнтыонееор] [составленоавторами исследования]
показали наивысшую удовлетворенность учебным обеспечением и методикой образовательной программы (95%), наименьшую удовлетворенность - материальным обеспечением и техникой образовательного процесса (79,0%).
На вопрос о том, как студенты оценивают уровень удовлетворенности рядом параметров (по шкале от 0 до 100%): учебным обеспечением; методикой образовательной программы; материальным обеспечением; техникой образовательного процесса; отношениями с преподавателями; наличием и эффективностью контактов; организацией внеклассной работы, были получены следующие ответы.
По результатам анкетирования, учебным обеспечением студенты удовлетворены на 50%; методикой образовательной программы - на 60%; материальным обеспечением - на 40%; техникой образовательного процесса - на 70%; отношениями с преподавателями - на 80%; наличием и эффективностью контактов - на 80%; организацией внеклассной работы - на 70%.
На рис. 3 представлены ответы на вопросы, в какой степени студенты удовлетворены обучением в дистанционной форме: организацией дистанционного обучения в ФГАОУ ВО СВФУ им. М.К. Аммосова.
20
I
Удовлетворен(-а) полностью
Скорее да, чем нет
Не удовлетворенна
Готовый лекционный материал находится в СДО шоосИе
Лекционный материал присылался на электронную почту для самостоятельного изучения
Записанная лекция в платформе
Онлайн в режиме реального времени
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
В 20% преподаватели предоставляют материал лекций онлайн в режиме реального времени, в 30% - как записанную лекцию в платформе, в 10% лекционный материал присылался на электронную почту для самостоятельного изучения, в 40% - готовый лекционный материал находится в СДО Moodle.
На вопрос о том, как преподаватели проводят семинарские занятия, были получены следующие ответы (рис. 5).
45
10 1
Онлайн режиме со всей Онлайн режиме в Задания для выполнения Тесты в СДО тоосИе группой маленьких группах загружали в СДО тоос11е
Рис. 3. Степень удовлетворенности обучением в дистанционной форме: организациейдистанционногообучения вФГАОУВО СВФУ им. М.К. Аммосова,%[составленоавторами исследования]
70% студентов скорее удовлетворены, чем нет, обучением в дистанционной форме.
На вопрос о том, как преподаватели проводят лекционный материал в дис-танционнойформеобучения,былиполученыследующиеответы.
Рис. 5. Как преподаватели проводят семинарские занятия, % [состааленоавторами исследованая]
В 40% преподаватели прюводятсеасиврсоиеланмтия в онлайн-режиме со всей группой, в 10% - в онлайн-режиме в маленьких группах, в 30% - задания для выполнения загружали в СДО Моой1е, в 20% - тесты в СДО Moodle.
Более 70% студентов быстро адаптировались к условиям дистанционного обучения. При этом 10% отметили, что адаптация проходила плохо.
5Т%студпнтос тлветилс, лет сварелпмели оетруднесияи пноцтссссдачи экзаменов в дистанционном режиме, чем нет. При этом 20% студентов вообще не лспытывапиоеоруднвсий гра н.асс эктсменол онлайн.
80% студентов отметили, что им удобно обучаться в дистанционном режи-ню.г^истомЮ% отмелилл, йтооченьтрудно.
Для 40% студентов уровень мотивации к обучению в рамках дистанционной формыувеличился,для 45% уменьшился,для 10% не изменился, при этом 5% затруднили сь лив рпить.
Иа сопров о темдезосуществлялсльвиаим одейств ие с научным руководи-тегел притаписаннл ВКР, сотипoлyсeаыc[тдyющаeотнeты (рис. 6).
50
■
30
20 20
Электронная почта WhatsApp мессенджеры Онлайн конференции ЕООМ
Рис. 4. Как преподаватели проводят лекционный материал в дистанционной формеобучения [составленоавторамиисследования]
Рис. 6. Взаимодействие с научным руководителем при написании ВКР, % [совпсмлесо маыорамиинследлиания]
40
40
30
25
80
20
20
70
70
15
50
10
50
40
30
20
10
10
40
10
30
В 20% использовалась электронная почта, в 30% - WhatsApp мессенджер, в 50% - онлайн-конференции ZOOM.
75% студентов довольны процессом взаимодействия с научным руководителем. При этом 50% студентов оценивают работу педагогов в системе дистанционного образования на «отлично», 30% - «хорошо», 15% - удовлетворительно, 5% как плохую.
Основными проблемами, с которыми сталкиваются студенты при дистанционном обучении, являются мотивация (25%), самоорганизация (60%), самоконтроль (15%).
На вопрос о том, с какими техническими проблемами студенты столкнулись в процессе дистанционного обучения, были получены следующие ответы (рис. 7).
Рис. 7. С какими техническими проблемами студенты столкнулись в процессе дистанционного обучения, %[составленоавторами исследования]
Основнымипроблемамитехническогопланабылиотмечены плохая обратная связь (30%) и несвоевременное получение ответа на вопрос (20%).
На вопрос о том, что студентам понравилось при обучении в дистанционном режиме, были получены следующие варианты ответов (рис. 8).
Рис. 8. Что студентам понравилось при обучении в дистанционном режиме, % [состааленсавторамиисследования]
Около 20% студентов отметили в качестве плюса дистанционного обучения домашнее питание, 30% - индивидуальный темп обучения, 40% - возможность повторно посмотреть видеозапись лекции.
На вопрос, какие инструменты используются в обучении, 20% отметили он-лайн-лекции (YouTube), 40% - ZOOM, 50% - Discord, 20% - Skype, 355 - образовательный портал СДО Moodle.
70% студентов хотели бы продолжить обучение в дистанционной форме в будущем.
Положительные стороны перехода на дистанционные формы обучения представлены на рис. 9.
Комфортная среда в домашних условиях
Открытие интернет магазина
расширили свои знания в области информационных технологий.
чтение книг и просмотр фильмов
дополнительный заработок (репетиторство)
20
25
дополнительные образования
Рис. 9. Положительные стороны перехода на дистанционные формы обучения, % [составлено авторамиисследования]
В 30% случаев в качестве исоаживеаоной стороны перехода на дистанционный формат обучения было отмечено чтение книг и просмотр фильмов, а также комфортная среда в домашних условиях.
На рис. 10 представлены отрицательные стороны перехода в дистанционные о бучени й.
переутомление зрения
недостаток личного общения
переключаться на новый стиль работы тревожно и утомительно
необходимость разбираться в цифровых технологиях
Рис. Ю.Отрицательныестороны переходав дистанционныеобучения,% [составлено авторами исследования]
В 50% случаев в качестве отрицательной стороны перехода на дистанционный формат обучения был отмечен недостаток личного общения.
Кадровая политика для медицинского персонала определяется системой здравоохранения, основными направлениями ее разработки и следует за развитием сетсмедццинскит тхреждывиТ. Соврхменссоеытхнр системы здраитохра-нныит нди нвстотщеговремднх основоИснснемы в России объявлено базисное зд.атонхрианение.кнророа фо^т^еисипогремципу регионального здравоохра-нения.Соаетстовенвоважсейшрмиибруюупеыхн титй ноыимедисинвкртучреж-дений являются поликлиники (поликлиники для больных), а важнейшим меди-
30
30
25
10
Ю
15
20
25
30
35
20
26
10
20
30
40
50
60
Таблица 1
Нормативно-распорядительные документы, регулирующие развитие кадрового ресурса системы здравоохранения России в 2000-2020 гг.
№ п/п Наименование нормативно-распорядительного документа Статус документа на июнь 2022 г.
1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2002 г. N 210 «О концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации» Действующий
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.11.2002 г. № 350 «О совершенствовании ам-булаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации» (в ред. Приказов Минздравсоцразвития России от 17.01.2005 № 84, от 18.05.2012 № 577н) Утратил силу 17.01.2005 г
3. Решение коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации «Кадровое обеспечение здравоохранения в условиях Выполнения государственного задания на подготовку специалистов». Протокол от 17.12.2002 г. № 18 Действующий
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4.08.2006 г. № 584 «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу» Действующий
5. Указ Президента России от 7.05.2012 г № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» Действующий
6. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 № 483). Утверждена Указом Президента РФ от 9.10.2007 г. № 1351 Действующий
7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 13.01.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020 Действующий
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2013 г № 614-р [170] Действующий
9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.06.2014 № 322 «О методике расчета потребности во врачебных кадрах» [159 Утратил силу 29.11.2019 г
10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.02.2016 г № 132н «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» Действующий
11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8.06.2016 г № 358 «Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения» Действующий
12. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» Действующий
13. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.03.2019 г. № 178 «Об утверждении методики расчета основных и дополнительного показателей федерального проекта «Обеспечение МО системы здравоохранения квалифицированными кадрами» Действующий
14 Постановление Правительства Российской Федерации от 9.10.2019 г № 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» [175 Действующий
15. Приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2019 г № 974 «Об утверждении методики расчета потребности во врачебных кадрах» Действующий
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 7.12.2019 г. № 1610 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг.» Действующий
цинским персоналом - участковые врачи, участковые педиатры и медицинские сестры.
В табл. 1 представлены во времени прямые и косвенные административные документы, направленные на повышение кадрового потенциала здравоохранения в Российской Федерации [3].
Приказ Минздрава России [3] определил важность учета потребностей практического здоровья при разработке трудовой политики. С этой целью план направлен на улучшение численности медицинских работников, системы профессионального образования и подготовки медицинских работников и системы мотивации медицинского персонала на работе, положение медицинских работников в России в начале нового тысячелетия. В России численность медицинских сестер в 2001 г. достигла 604 тыс. человек, медицинских работников - 1400 тыс. человек. Ежегодно после окончания учебных заведений под эгидой Минздрава около 100 000 молодых специалистов оканчивают высшее и среднее образование, а более 400 000 медицинских работников ежегодно повышают свою квалификацию - получили дополнительное профессиональное образование. Для уменьшения дефицита рабочей силы, особенно в сельской местности, продолжалась практика набора людей из высших учебных заведений.
В то же время отечественные ученые и практические медицинские работники отмечают ряд проблем, влияющих на функционирование отрасли, снижающих ее эффективность, - это несоответствие характера работников деятельности по развитию отрасли; объем медицинской помощи, определенный в национальных схемах гарантий; отсутствие больных работников и больных при одновременном дефиците медицинских кадров в системе первичного звена здравоохранения; программы профессиональной переподготовки работников по методам управления здравоохранением; дисбаланс в соотношении врач - медсестра, слабая система управления. Низкий уровень оплаты труда и социальной защищенности медицинских работников способствовали уходу молодых специалистов из свободных профессий и падению популярности медицинских профессий.
В основе идеи совершенствования кадрового потенциала системы здравоохранения (2002 г.) лежало создание трех основных векторов:
1. Оптимизация численности и структуры сотрудников.
2. Улучшить обучение работников.
3. Управление человеческими ресурсами здравоохранения.
К инновационным относятся следующие виды деятельности:
1. Сделать потребности профессиональной индустрии совместимыми с программами обучения в стране и повысить эффективность управления рабочими.
2. Развить систему повышения квалификации и разработать государственную политику в области образования учителей как средства повышения их квалификации.
3. Улучшить качество жизни медицинских работников за счет повышения оплаты их труда на основе оценки количества и качества труда.
4. Защищать права медицинских работников.
Кадровое планирование и подготовка медицинского персонала зависят от многих факторов, важнейшими из которых являются следующие: характер движения, особенности населения, состояние здоровья населения, что свидетельствует о необходимости лечения, прогноз естественного движения населения, отрасли и другие важные области.
Для преодоления неравенства в размещении человеческих ресурсов в сельской и городской местности, первичной медико-санитарной помощи - врачебных навыков, профилактического лечения - предпринимались попытки улучшить существующие нормы обеспечения медицинскими кадрами.
Стратегические меры рассматривались в качестве основы для формирования программ приема в вузы и медицинские колледжи, а также объемов подготовки по здравпунктам.
В то же время в целях ограничения возможности рабочих и отбора кандидатов был взят курс на улучшение управленческой работы со старшеклассниками - создание классов, техникумов, медицинских вузов, введение определенных воинских работ в медицинские учреждения.
В целях совершенствования системы непрерывного образования утверждены отраслевые квалификационные требования (стандарты) к медицинским работникам. Стажировка по месту будущей работы студента призвана способствовать развитию навыков, а повышение заработной платы, создание хороших условий труда - улучшению качества рабочей среды. Одним из важнейших направлений совершенствования трудового законодательства является существенное увеличение роста заработной платы и создание справедливой ставки заработной платы в сфере здравоохранения и реальном секторе экономики. Грамотное сочетание различных методов мотивации (реагирование на социальные проблемы, автоматизация рабочих мест, возможность профессионального развития через высшее образование и т. д.) должно быть средством сохранения и интеграции навыков промышленных рабочих.
Однако в начале 21 века на государственном уровне были выявлены области неэффективности системы управления медицинскими работниками, определена стратегия развития отрасли, основанная на большой смене работников для повышения качества медицинской помощи и успешность системы здравоохранения граждан.
Осенью 2002 г. на основе пересмотренной концепции кадровой политики в здравоохранении России Минздрав издает инструкцию, направленную на совершенствование оказания медицинской помощи гражданам [2]. Перечень содержит результаты оценки эффективности системы здравоохранения Российской Федерации для определения роста негативных практик, ограничение труда участковых медицинских сестер.
В конце 2002 г была проведена Коллегия Минздрава России, на которой рассматривались задачи подготовки медицинских кадров [2]. В решении совета отмечено, что медицинские работники являются основным потребителем медицинской помощи, но общая тенденция остается негативной. С 2000 года подготовка медицинских сестер осуществляется на основе трехстороннего договора (студент, учебное заведение, работодатель). Большинство «плановых» студентов (50-60%) прошли интернатуру в медицинских учреждениях в соответствии с контрактом. В университетах создаются центры карьеры для выпускников.
Но эффективность целевого обучения оставалась слабой и не повышала поставленных задач по удержанию специалистов по целевым профессиям из-за отсутствия в договоре социальных гарантий или невозможности их предоставления молодым специалистам.
В связи с этим на руководство учреждений Российской Федерации возложена обязанность следить за положением медицинских работников и при необходимости разрабатывать корректирующие мероприятия. Это включало не только системный анализ положения медицинских кадров в сфере здравоохранения, но и подготовку прогноза потребности в медицинских кадрах, определение региональной системы исследований и заключение трех отобранных договоров; развитие организации труда, системы высшего образования, которая направлена на удовлетворение медицинских потребностей специалистов. Необходимо увеличить количество обучающихся по программам подготовки специалистов в высшем медицинском образовании (30% дефицита кадров в год) до 2024 года.
Одним из основных принципов программы является устранение кадрового дефицита среди поставщиков первичной медико-санитарной помощи и повышение квалификации медицинского персонала. Для решения этого вопроса обновлен блок мероприятий на 2021-2024 годы и обобщены ожидаемые результаты их реализации (табл. 2).
Таблица 2
Мероприятия, направленные на преодоление кадрового дефицита в первичном звене здравоохранения в 2022-2024 гг.
№ п/п Действие Результат
1. Анализ систем оплаты труда в сфере оказания ПМСП, скорой МП, работников РБ, структуру заработной платы (оклад, стимулирующие, компенсационные выплаты и т. д.) Разработка единых подходов по отраслевому регулированию оплаты труда в сфере оказания ПМСП, скорой МП, работников РБ
2. Корректировка показателей и необходимой численности и нагрузки на медработников в сфере оказания ПМСП, скорой МП, работников РБ Расчет реальной потребности в медработниках, в сфере оказания ПМСП, скорой МП, работников РБ
3. Обоснование основных параметров системы оплаты труда медработников, в сфере оказания ПМСП, скорой МП, работников РБ Подготовка и принятие МПА отраслевой системы оплаты труда
4. Внедрение отраслевой системы оплаты труда медработников Увеличение ЗП медработников в сфере оказания ПМСП, скорой МП, работников РБ
Административная система подготовки медицинских работников и внедрения профессиональных услуг должна быть завершена с учетом приема студентов, имеющих опыт работы в базовой системе здравоохранения. Понятно, что это сократит и предотвратит рост численности медицинских работников в крупных областных и районных больницах, университетских клиниках и укрепит важные связи. Кроме того, поскольку врачи имеют непосредственные знания в области передовой медицины, улучшается качество медицинского обслуживания.
По результатам собственного исследования проиллюстрированы социальные и организационные риски трансформации медицинских работников с учетом использования этнической принадлежности сообщества (табл. 3).
Анализ нормативно-правовых документов, регулирующих оказание государственной (муниципальной) медицинской помощи, показал наличие единого способа создания сети медицинских учреждений с учетом численности населения, нагрузки основных учреждений здравоохранения, наличие утвержденной методики расчета потребности региональной системы здравоохранения в ме-
Таблица 3
№ п/п Типы рисков Контент Направления преодоления трансформаций
1. Экономический - низкий уровень оплаты труда; - устранение возрастных и финансовых деприваций профессиональной группы медсестер;
оплата труда не соответствует его интенсивности и степени ответственности
повышение уровня оплаты труда;
предоставление служебного жилья
2. Профессиональный - снижение престижа профессии врача; - формирование «социальных лифтов» для специалистов, работающих в организациях, оказывающих ПМСП, включающих карьерный рост, направление в «целевую» ординатуру, на профессиональную переподготовку по дополнительной специальности и т. д.
плохое отношение общества к врачам
3. Социально-психологический - профессиональное выгорание; - необходимость психологического консультирования и сопровождения медсестер;
высокая заболеваемость медицинских работников
бесплатное санаторно-курортное лечение для медицинских работников
4. Организационный - дефицит врачебных кадров; - целевая подготовка специалистов для регионального здравоохранения;
диспропорции в распределении
профориентационная работа с будущими врачами, начиная со школьной скамьи
5. Социально-правовой - отсутствие притока в отрасль молодых специалистов; - организация наставничества в медицинских организациях для молодых специалистов;
отсутствие института наставничества для молодых специалистов
страхование профессиональных рисков
Социально-организационные риски перемен региональных для региональных медицинских работников и пути их преодоления
дицинских учреждениях. В то же время планирование процессов управления кадрами в здравоохранении не отражает истинного характера обеспеченности ими, что приводит к формированию неравенств в системах регионального здравоохранения, влияющих на доступность и качество медицинского обслуживания.
В современной юридической практике отсутствуют меры, основанные на фактических данных, для решения проблемы неравенства рабочей силы и текущей нехватки/избытка специалистов в различных секторах.
По результатам собственных исследований представлены социальные и организационные риски перемен для передовых медицинских работников.
В условиях нехватки профессиональных коллективов в сфере здравоохранения, недоподготовленности медицинских кадров для решения проблемы повышения способности людей в обществе важен системный подход, а именно:
Библиографический список
- целенаправленная подготовка медицинских работников на местах, которую следует считать ключевой частью долгосрочного планирования и которая не подходит для решения краткосрочной кадровой проблемы из-за длительного ожидания (6-8 лет и более) результатов;
- создание привлекательной профессиональной среды;
- введение индивидуальных и организационных мер по снижению риска профессиональной деятельности (в том числе медицинских сестер из профессиональных организаций, имеющих право и возможность оказания юридической помощи для снижения риска совершения различных видов преступлений);
- консультационные организации в медицинских учреждениях для работающей молодежи;
- создание «социальных лифтов» для специалистов, работающих в организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
1. Днепров С.А., Каткова А.Л. Визуализация в профессиональном образовании будущих медицинских работников в процессе перехода к доказательной медицине. Бизнес. Образование. Право. 2021; № 2 (55): 310-314.
2. Матвейчик Т.В. Теория сестринского дела: учебное пособие. Минск, 2016.
3. Минздрав: дефицит среднего медперсонала увеличивается. Available at: https://vademec.ru/news/2019/03/28/minzdrav-defitsit-srednego-medpersonala-uvelichivaetsya
4. Doran D.M., Pringle D. Patient outcomes as an accountability. Nursing Outcomes: The State of Science. 2011: 1-27.
5. The changing landscape of nursing. Best practices in nursing. Nursing education. Available at: https://laerdal.com/learn/best-practices- in-nursing-education/ References
1. Dneprov S.A., Katkova A.L. Vizualizaciya v professional'nom obrazovanii buduschih medicinskih rabotnikov v processe perehoda k dokazatel'noj medicine. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021; № 2 (55): 310-314.
2. Matvejchik T.V. Teoriya sestrinskogo dela: uchebnoe posobie. Minsk, 2016.
3. Minzdrav: deficit srednego medpersonala uvelichivaetsya. Available at: https://vademec.ru/news/2019/03/28/minzdrav-defitsit-srednego-medpersonala-uvelichivaetsya
4. Doran D.M., Pringle D. Patient outcomes as an accountability. Nursing Outcomes: The State of Science. 2011: 1-27.
5. The changing landscape of nursing. Best practices in nursing. Nursing education. Available at: https://laerdal.com/learn/best-practices- in-nursing-education/ https://laerdal.com/ learn/best-practices-in-nursing-education/
Статья поступила в редакцию 07.11.22
УДК 378.01
Artemenko N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University, Transport College (Novorossiysk, Russia),
E-mail: [email protected]
Belogurov S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University, Transport College (Novorossiysk, Russia),
E-mail: [email protected]
ON WAYS TO FORM A CULTURE OF LOGICAL THINKING OF FUTURE LAWYERS IN THE STUDY OF "ORATORY". The article reveals a problem of developing a model for the formation of a culture of logical thinking of future law specialists in teaching "Oratory". The authors clarify the concept of "culture of thinking," reveal the pedagogical potential of the subject "Oratory" in development of the culture of logical thinking in the totality of conceptual, organizational, meaningful, diagnostic components. The article also describes conditions for the effective functioning of the model. The proposed model can be implemented when organizing the training process both in universities and institutions of the system of secondary vocational education, and in the system of advanced training. The developed model is implemented in the educational process when studying "Oratory" by future specialists. Students' understanding of the significance of the value, cognitive and reflective components of the culture of logical thinking can be considered criteria for the success of the functioning of the educational model. The criteria are revealed through characteristics that allow reflecting the structural components of the model.
Key words: culture of thinking, culture of logical thinking, logical thinking, oratory, project activity, project, model of formation of culture of logical thinking, communicative competence.
Н.А. Артеменко, канд. пед. наук, доц., преп., Транспортный колледж Государственного морского университета имени адм. Ф.Ф. Ушакова,
г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
С.В. Белогуров, канд. пед. наук, преп., Транспортный колледж Государственного морского университета имени адм. Ф.Ф. Ушакова,
г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
О СПОСОБАХ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РИТОРИКИ
В данной статье раскрывается проблема разработки модели формирования культуры логического мышления будущих специалистов юридического профиля при освоении дисциплины «Риторика». Авторами уточнено понятие «культура мышления», раскрыт педагогический потенциал предмета «Риторика» в развитии культуры логического мышления в совокупности концептуального, организационного, содержательного, диагностического компонентов. Также в статье описаны условия эффективного функционирования модели. Предложенная модель может быть реализована при организации процесса обучения как в вузах и в учреждениях системы среднего профессионального образования, так и в системе повышения квалификации. Разработанная модель нашла применение в учебном процессе при изучении будущими специалистами дисциплины «Риторика». Понимание обучающимися значимости ценностной, когнитивной и рефлексивной составляющих культуры логического мышления можно считать критериями успешности функционирования образовательной модели. Критерии раскрываются через признаки, которые позволяют отразить структурные компоненты модели.
Ключевые слова: культура мышления, культура логического мышления, логическое мышление, риторика, проектная деятельность, проект, модель формирования культуры логического мышления, коммуникативная компетентность.
Сегодня актуальна задача подготовки специалиста, способного решать нестандартные задачи в рамках выбранной профессии и адекватно отвечать на все вызовы современности. В связи с этим перед учреждениями высшего и среднего профессионального образования встает необходимость обучения и воспитания
студентов и курсантов с учетом сегодняшних реалий, социально-экономической и политической ситуации в нашей стране.
Проанализировав психолого-педагогические труды в области культуры мышления, мы можем утверждать, что понятие «культура мышления» исследо-