- компонент, ориентированный на инновационную предпринимательскую деятельность, должен быть предусмотрен в рамках всех направлений подготовки и специальностей, что частично уже обозначено в универсальных компетенциях образовательных стандартов 3++ (как принятых, так и в проектах) [5]. Однако для выбора профессиональных компетенций требуется разработка «ориентировочных» профессиональных стандартов, которые будут носить исключительно рекомендательный характер, но позволят систематизировать работу в рассматриваемой области и сделать целенаправленным переход регионов, а, следовательно, и всей страны на «рельсы инновационного развития».
Список литературы:
1. Лежнева Н.В. Педагогическое содействие развитию готовности молодежи регионов России к инновационной деятельности // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 159-167
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата). 2015. // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата). 2017. // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380302_B_15062018. pdf
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры). 2017 http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/380402_M_1806 2018.pdf
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата). Проект. 2017 // http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProiFGOSVQ3++ /Bak3++/380301_B_3plus_23112017.pdf
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Экономика» 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры).2017. // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/380401_M_18062018.pdf
7. Чепуренко А.Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки //Вопросы образования. 2017. № 3. С. 248-276
8. Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Университетская среда и предпринимательская активность студентов: роль бизнес-опыта и предпринимательской самоэффективности //Вопросы образования. 2015. № 3. С. 171-207
УДК: 378
ПРОБЛЕМА СООТВЕТСТВИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА, РЕАЛИЗУЕМОЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ ВУЗАМИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО», С СОВРЕМЕННЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ
Зима А.Г., 2018
Санкт-Петербургский государственный архитеткурно-строительный университет, студент,
Санкт-Петербург
Аннотация: на сегодняшний день градостроительная деятельность (далее также -градостроительство) требует решения ряда сложных задач: социально-экономических, инженерно-технических, экологических, эстетических и др. В связи с этим квалифицированность специалиста данной трудовой сферы крайне важна и ценна. Профессиональная (далее также - проф.) мобильность имеет огромный вес в современном, информационном обществе. Обратившись в ЕКС, мы увидим, что профессии, относящиеся к специальности «Градостроительство», широкопрофильны: градостроитель проекта, эколог, социолог, экономист градостроительства и др. [1]. Это показывает, что на рынке труда требуются профессионалы в сфере градостроительства, умеющие решать разноплановые задачи, в обширном диапазоне специализаций и направленностей. В настоящей статье разберем и
проанализируем, как основная проф. образовательная программа направления подготовки «Градостроительство» согласуется с насущными требованиями работодателей по проф. компетентности специалиста-градостроителя.
Ключевые слова: современный архитектор-градостроитель, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность и знания, учебные дисциплины, рабочая программа, направление подготовки «Градостроительство».
THE PROBLEM OF CONSISTENCY OF THE BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS OF BACHELOR, REALIZED ARCHITECTURAL AND CONSTRUCTION UNIVERSITIES BY FIELD OF STUDY "TOWN PLANNING" MODERN TENDENCIES OF PROFESSIONAL TRAINING OF URBAN PLANNERS
ZimaA.G., 2018 Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, student, Saint-Petersburg
Аннотация: to date, urban development (hereinafter also-urban planning) requires the solution of a number of complex problems: socio-economic, engineering, environmental, aesthetic, etc.in this regard, the qualification of a specialist in this field is extremely important and valuable. Professional (further also - the prof.) mobility has huge weight in modern, information society. Turning to the Unified Qualification Guide, we will see that the profession related to the specialty «urban development», a wide profile: urban planner, ecologist, sociologist, economist of urban planning, etc. [1] This shows that the labor market requires professionals in the field of urban planning, who are able to solve diverse problems, in a wide range of specializations and directions. In this article we will analyze and analyze how the main professional educational program of the training direction «urban planning» is consistent with the urgent requirements of employers for professional competence of a specialist-urban planner.
Ключевые слова: modern architect-urban planner, professional activity, professional competence and knowledge, academic disciplines, work program, training direction «urban development».
Введение:
Бакалавр-градостроитель - специалист среднего звена, обладающий определенным рядом общепрофессиональных компетенций, решающий различные задачи в сфере градостроительства, реализующий и координирующий работу бригад, звеньев [2].
Работа градостроителя характеризуется широким спектром объектов, на которые она нацелена. В него входит градостроительная (далее - градостр.) политика, определяющая цели, задачи и направленность градостр. работы, планы и программы градостр. развития территорий, нормативная документация, пространственные концептуальные решения для определенной местности в зависимости от ряда факторов на основе проектов градостр. планирования, градостр. зонирования, генеральных планов поселений и городских округов, планировки и застройки городских и сельских поселений, их реализация, градорегулирование и т.д. [3].
Важно отметить многопрофильную специализацию, которой должен обладать выпускник, ведь область работы высококвалифицированного специалиста обширна, включает архитектурную и строительную сферу деятельности. Поэтому и ряд задач, которые решает градостроитель, также требует высокой компетентности.
Основная часть:
Специалист, изучивший бакалаврскую программу, должен соответствовать выдвигаемым работодателями требованиям. Эти требования подразделяются по сферам градостроительства, включают в себя ряд компетенций, которыми должен владеть выпускник. Одной из основных сфер является исследовательская, включающая:
- выполнение научных исследований, нацеленных на решение ряда проблем, возникающих в ходе градостр. процесса, мотивировка и составление плана пространственного развития;
- мотивировку и утверждение проектных концепций, гарантирующих стабильное
территориальное развитие, охрану и эксплуатацию объектов историко-культурного наследия [3].
В рабочих программах архитектурно-строительных ВУЗов мы можем отметить дисциплины, изучение которых нацелено, как раз, на решение описанных ранее задач.
Это «Градостроительная политика», «Градостроительный анализ», «Ландшафтно-визуальный анализ», «Градостроительное планирование» и др. [4]. Именно эти дисциплины учат будущего специалиста навыкам в области градостр. политики, создания программ градостр. развития малых и больших городов, выполнения ландшафтно-визуального, градостр. анализа, формируют методологию предпроектного анализа. Данные навыки одни из ключевых в градостр. деятельности.
Такие предметы, как «История», «История мировой архитектуры», «История архитектуры и градостроительства», «История русской архитектуры», «Культурология», «Эстетика» - являются важным ключом к формированию культурной личности [5]. Личности, владеющей знаниями истории и теории архитектуры, градостроительства, имеющей ценностные, высокоморальные ориентиры, относящейся бережно и внимательно к архитектурно-историческому наследию своей страны, города, края. Без этого невозможно представить высококвалифицированного специалиста.
«Градостроительная реконструкция и развитие поселений», «Градостроительная реконструкция и развитие промышленных и прибрежных территорий» - ценные и значимые дисциплины, способствующие освоению методов охраны, сохранения и эксплуатации объектов культурного наследия [4]. Ведь проблема реконструкции, реставрации и реновации весьма актуальна сегодня.
Подчеркнем, что квалифицированный градостроитель обладает навыками как архитектора, так и строителя. Специалист должен иметь знания о технологии возведения зданий и сооружений, их безопасной эксплуатации, влиянии на них факторов среды: температурных, влажностных, световых, шумовых и т. д. Поэтому включение в изучение предметов технической направленности крайне важно.
Первая группа таких предметов, среди которых «Сопротивление материалов», «Теоретическая и строительная механика», «Архитектурная физика», «Архитектурно-строительные конструкции», важнейшая, ведь эти дисциплины нацелены на фундаментальное, подробное изучение объекта деятельности архитектора-градостроителя - здания, его конструктивных особенностей, внутреннего устройства, изучение различных физических процессов, применимых к процессу строительства и эксплуатации сооружения [5]. И выпускник, овладевший этими знаниями, будет всецело обладать тем набором компетенций, которые помогут ему решать функционально-практические, строительно-технические задачи в ходе проектирования и строительства. А надежное и экономно-рациональное проектирование зданий и сооружений - одно из ключевых требований современных застроек.
Изучение дисциплин «Архитектурно-строительные технологии» и «Архитектурная типология жилых и общественных зданий» также играет важную роль в формировании компетенций молодого специалиста: овладение методами возведения зданий и сооружений, изучение основных положений в области проведения отдельных производственно-технологических процессов с использованием различных строительных материалов и конструкций, концептуальных архитектурно-планировочных решений, формирование общего представления о принципах, свойствах, тенденциях типологии зданий и сооружений, знакомство со строительными нормами и правилами в сфере проектирования [6], [7].
Осведомленность о естественной и искусственной среде, системе жизнеобеспечения городов и поселений дадут такие разделы, как «Инженерные системы зданий и сооружений», «Комплексное инженерное благоустройство территорий», «Социально-экологические основы архитектурного проектирования» [6], [8]. Приспособление местности под строительство изначально сложная концептуальная задача, а ее надежное благоустройство - важный элемент всего строительного процесса. Градостроитель должен владеть знаниями всего комплекса мероприятий, направленных на формирование комфортной, функционально-решенной, привлекательной среды для жизни, работы и отдыха человека в соответствии с назначением, архитектурно-градостроительной концепцией застройки.
Формированию проф. культуры безопасности способствует такой важный и нужный предмет, как «Безопасность жизнедеятельность». Ведь обеспечение безопасности в трудовой деятельности
является одним из важнейших условий ее стабильного, правильного, надлежащего осуществления и функционирования. Полноценный труд требует поддержания соответствующего уровня физической подготовки. Дисциплина «Физическая культура» поможет укреплению мотивационно-ценностного отношения к занятиям спортом [5].
Специалисту в информационном веке требуются умение пространственно мыслить, владеть программами моделирования и проектирования. На это нацелены следующие предметы: «Композиционное моделирование», «Компьютерное моделирование», «Компьютерное проектирование» [5], [9]. Важно развить у студентов навык визуализации проектных концепций при помощи пластического языка модели, программ для проектирования и моделирования, методологию проектно-творческого процесса.
Одной из основных сфер работы градостроителя является проектная деятельность, проф. задачи которой включают:
- создание проектов градостр. планирования, градостр. зонирования и планировки территорий, проектов жилых построек и комплексов;
- подготовку проектно-строительной документации;
- визуализацию и обоснование архитектурных концепций;
- владение основами моделирования, макетирования [3].
Среди изучаемых дисциплин в архитектурно-строительных ВУЗах, нацеленных на решение поставленных трудовых задач, выделим «Градостроительное проектирование», «Градостроительное планирование», «Основы архитектурного проектирования», «Методология проектирования» и др. [4].
Решение экономических, демографических, социальных, санитарно-гигиенических проблем одна из важных составляющих работы градостроителя. Учебные разделы, такие как «Экономика», «Экология среды», «Социология», «Градостроительная политика», «Экономическая география», способствуют развитию у выпускников навыка работы с данными проблемами [5]. Ведь процесс формирования благоприятной среды обитания людей - крайне важная градостр. тематика. Только после изучения влияния различных факторов, динамики социально-экономических, общественно-демографических и иных процессов специалист реализует разработанный градостр. проект, программу.
Координационно-коммуникативная, педагогическая деятельность - одна из важнейших сфер работы архитектора-строителя. Дисциплины «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи», «Основы делового общения и презентации», а также участие в различных общественно-культурных мероприятиях, конференциях, проводимых архитектурно-строительными ВУЗами, развивают у выпускника коммуникативные навыки, умение грамотно и свободно общаться на русском и иностранных языках, презентовать различные проектные решения [5].
Подчеркнем, что специалисту архитектурного профиля важно уметь работать в коллективе, быть готовым к взаимодействию с коллегами, консолидации с профессионалами других сфер деятельности. Этому способствует функционирование в Вузах центров студенческого досуга и творчества, в которые может записаться любой желающий в свободное от учебы время.
Еще следует заметить, что тенденции современного градостроительства нацелены на эстетическую форму презентации и визуализации проектных работ. Это умение во многом закладывается, развивается именно на уроках рисунка. Дисциплины «Рисунок» и «Живопись» формируют навык свободно выражать свои творческие идеи в процессе изобразительного мышления [5].
Важным при современных темпах развития территорий является умение проверять, анализировать и оценивать стандарты строительства существующих и строящихся объектов, производить градостр. экспертизу. Учебные разделы, целью изучения которых является формирование вышеописанных умений, вошли прочно в перечень изучаемых предметов. Это дисциплины старших курсов: «Градостроительный анализ», «Ландшафтно-визуальный анализ», «Архитектурное и градостроительное законодательство, право и нормирование», «Правовое зонирование и регламентирование в условиях реконструкции» [4].
При создании и введении рабочего проекта в жизнь особенно важно, чтобы градостроитель
владел знаниями о свойствах строительных материалов, об их физических характеристиках. Эти знания получает студент при изучении таких разделов, как «Архитектурное материаловедение», «Строительные материалы» и др. Ведь профессионал градостр. сферы деятельности должен иметь навык работы как архитектора, так и строителя. Это позволяет специалисту более фундаментально, с практической точки зрения взглянуть на тот или иной проект, оценить его целесообразность.
Вывод:
Итак, в настоящей статье мы посмотрели, какими умениями и компетенциями должен обладать высококвалифицированный специалист, какие требования устремлены к современному градостроителю и какие задачи необходимо решать. Проанализировали, как ОПОП направления подготовки «Градостроительство», реализуемая СПбГАСУ, связана с современными тенденциями развития градостроительства, с потребностями работодателей.
После проведенного сравнительного анализа можно сделать вывод, что данная образовательная программа бакалавриата, утвержденная СПбГАСУ, полностью соответствует федеральному государственному стандарту по соответствующему направлению подготовки. Преподаваемые дисциплины ставят своей целью формирование нужных, важных, актуальных на практике навыков профессионалу градостроительства.
Можно утвердить, что целью описанной нами программы является формирование общеобразовательных, общепредметных, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных знаний, умений и компетенций, всецело позволяющих выпускнику с успехом работать в выбранной сфере работы и быть востребованным на трудовом рынке.
Список литературы:
1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017 // http://bizlog.ru/ URL: http://bizlog.ru/eks/eks-5/ (дата обращения: 10.08.2018).
2. Агасьянц A.A. К вопросу подготовки специалистов градостроительного направления // lerschtul.ru URL: http://lerschtul.ru/obrasoYanie/k-voprosu-podgotovki-specialistov-gradostroitelnogo-napravleniya.html (дата обращения: 10.08.2018).
3. Описание основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) // www.spbgasu.ru URL: http://www.spbgasu.ru/upload-files/obrazovatdei atelnost/ucheb_rab/2016_new_l 80516/23 092016/07.03.04.pdf (дата обращения: 10.08.2018).
4.Учебные дисциплины // www.spbgasu.ru URL: http://www.spbgasu.m/Studentam/Kafedry/Kafedra_gradostroitelstva/Uchebnye_discipliny/ (дата обращения: 10.08.2018).
5. Аннотации к рабочим программам дисциплин и практик // www.spbgasu.ru URL: http://www.spbgasu.ru/upload-files/obrazovatdejatelnost/ucheb_rab/plan/270900.62_ann.doc (дата обращения: 10.08.2018).
6.Учебные дисциплины // www.spbgasu.ru URL: http://www.spbgasuTu/Studentairi/Kafedry/Kafedra_arhitekturnogo_proektirovaniya/Uchebny
(дата обращения: 10.08.2018).
7.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "Архитеткурно-строительные технологии" // kgasu.ru URL: https://www.kgasu.ru/upload/iblock/642/ast-arkh.pdf (дата обращения: 10.08.2018).
8.Учебные дисциплины // www.spbgasu.ru URL: http://www.spbgasu.ru/Studentam/Kafedry/Kafedra_geodezii/Uchebnye_discipliny/ (дата обращения: 11.08.2018).
9.Учебные дисциплины // www.spbgasu.ru URL: https://www.spbgasu.m/Studentam/Kafedry/informacionnyh_technology/Discipliny/ (дата обращения: 11.08.2018).