Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции градостроителей'

Профессиональные компетенции градостроителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
913
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И КОМПЕТЕНЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ / TYPES OF TOWN-PLANNING ACTIVITY / THE EDUCATIONAL STANDARD AND COMPETENCES OF TOWN-PLANNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крашенинников А. В.

Новая редакция Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Градостроительство (ФГОС ВПО третьего поколения) пока находится в стадии разработки. Работа над этим документом поставила вопрос о систематизации компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза. Рассмотрены различные подходы к определению объектов и видов градостроительной деятельности, формализации базовых компетенций, необходимых для участия в практической деятельности и подготовки градостроителей в высшей школе. Предлагаемая статья является авторской редакцией статьи «Образовательный стандарт и компетенции градостроителей», опубликованной в журнале « Архитектура и строительство России» в феврале 2009 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крашенинников А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCES OF TOWN-PLANNERS

The new edition of the federal state educational standard of high professional education in Urban planning (the third generation of educational standards) is still at the stage of development. The work on this document has raised the question about systematization of the competences, which should be possessed by the graduates of high education. The various approaches on determination of objects and types of town-planning activity, on formalization of basic competences and curriculum in urban planning are considered. This article is the author's edition of the article «The educational standard and the competences of town-planners», published in journal «Architecture and construction of Russia» in February, 2009.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции градостроителей»

УДК 712.25

А.В. Крашенинников - доктор архитектуры, профессор

Московский архитектурный институт (Государственная академия) - МАРХИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ

АННОТАЦИЯ

Новая редакция Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Градостроительство (ФГОС ВПО третьего поколения) пока находится в стадии разработки. Работа над этим документом поставила вопрос о систематизации компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза.

Рассмотрены различные подходы к определению объектов и видов градостроительной деятельности, формализации базовых компетенций, необходимых для участия в практической деятельности и подготовки градостроителей в высшей школе.

Предлагаемая статья является авторской редакцией статьи «Образовательный стандарт и компетенции градостроителей», опубликованной в журнале «Архитектура и строительство России» в феврале 2009 года.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Виды градостроительной деятельности, образовательный стандарт и компетенции градостроителей.

A.V. Krasheninnikov - doctor of architecture, professor

Moscow Architectural Institute (State Academy)

PROFESSIONAL COMPETENCES OF TOWN-PLANNERS

ABSTRACT

The new edition of the federal state educational standard of high professional education in Urban planning (the third generation of educational standards) is still at the stage of development. The work on this document has raised the question about systematization of the competences, which should be possessed by the graduates of high education.

The various approaches on determination of objects and types of town-planning activity, on formalization of basic competences and curriculum in urban planning are considered.

This article is the author's edition of the article «The educational standard and the competences of town-planners», published in journal «Architecture and construction of Russia» in February, 2009.

KEYWORDS: Types of town-planning activity, the educational standard and competences of town-planners.

Градостроительство сформировалось как специальный раздел архитектурного проектирования, связанный с планировкой городов и их элементов. Однако, помимо проектной составляющей, практика градостроительства 20 века была связана с управлением, финансированием и организацией градостроительной деятельности. «Сформировавшись как специальный раздел архитектурного проектирования, связанный с планировкой городов и их элементов, сегодня градостроительство охватывает широкий круг объектов» - (Яргина З.Н. и др. Основы теории градостроительства. - М., 1986. - С. 6).

Согласно теории советского градостроительства, основным назначением профессии было «проектирование планировки населенных мест и пространственной организации обширных территориальных систем», а теория градостроительства была направлена на обоснование проектных решений.

Исследования градостроительных систем со временем стали неотъемлемой частью градостроительной деятельности. Градостроительные исследования - это дополнительные затраты, оправданные только при стратегическом подходе и долговременных целях. Отсутствие стратегических целей или нежелание следовать им делают излишней и теорию градостроительства. К сожалению, в условиях слабо выраженного общественного интереса рентабельность отдельных проектов становится главным критерием эффективности. Не отрицая необходимость современного управления, основанного на информационных технологиях, следует отметить, что градостроительный менеджмент - это только одна из сфер деятельности градостроителей. Очень медленно происходит осознание потребности в собственной, локальной градостроительной политике муниципальных образований.

Объекты градостроительной деятельности

Градостроительными объектами являются территориальные образования (например, города, поселения, округа и др.), а объектом градостроительной деятельности становятся системы проектной документации, отношения физических и юридических лиц; явления, закономерности, процессы, которые ведут к изменению форм территориально-планировочной организации жизни людей.

Объекты градостроительной деятельности принадлежат к четырем группам:

• Градостроительная политика;

• Градостроительная теория;

• Градостроительные проекты;

• Градостроительное управление.

Сфера профессиональной деятельности градостроителей охватывает политику, проектирование, исследования, организацию и управление.

Рис. 1. Объекты градостроительной деятельности

Градостроительная политика - включает стратегические цели и приоритеты развития территории, нормативно-правовую базу и порядок управления градостроительными системами. Градостроительная политика определяет: программы и задания для исследования и проектирования; критерии и принципы оценки градостроительной деятельности; требования к профессионализму участников и к качеству градостроительной продукции.

Градостроительное проектирование - включает решения по пространственно-планировочной организации урбанизированных территорий. Градостроительные проекты являются результатом креативной созидательной деятельности, синтезирующей пространственные решения для конкретной территории. Градостроительные проекты представляют собой: территориальные планы (карты), документы градостроительного зонирования и планировки территории, генеральные планы участков застройки, решения в области архитектуры, транспорта, инженерной

инфраструктуры, озеленения и ландшафта, городского дизайна и благоустройства. Градостроительная документация лежит в основе инвестиционной, архитектурной, строительной, административной, управленческой деятельности в отношении объектов недвижимости.

Градостроительные исследования - включают фундаментальные закономерности развития территорий (на основе экономико-географических, социальногеографических, физико-географических, социологических, экологических, геологических, правоведческих и др. знаний), оформляемые в виде градостроительных теорий, методы и средства прогнозирования и программирования развития территории, прикладные исследования для формирования рекомендаций, планов и программ градостроительной политики, обоснований, прогнозов и оценки последствий градостроительной деятельности.

Градостроительное управление - включает организационные, регулирующие, информационные отношения между государством, муниципальными структурами, местным сообществом, застройщиками и другими участниками градостроительной деятельности (в форме административной работы в федеральных, субфедеральных, муниципальных органах территориального планирования; в виде создания и ведения (поддержания) информационных систем градостроительной документации; в виде планирования и контроля процессов, влияющих на реализацию проектных решений и градостроительной политики).

Виды градостроительной деятельности

Градостроительная деятельность в широком понимании включает в себя: научные исследования; изыскания; планирование и проектирование; управленческую деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, регулирование архитектурно-строительной и инженерно-строительной деятельности; организационную, инвестиционную и кредитно-финансовую деятельность; деятельность по формированию и функционированию систем информационного обеспечения всех перечисленных выше видов деятельности.

Перечисленные виды деятельности достаточно независимы, однако вклад каждого из них в подготовку, принятие и реализацию градостроительных решений настолько важен, что эффективная градостроительная деятельность без их участия практически неосуществима (НП Гильдия градостроителей // http://ggrad.ru/, 2008 г.).

«Градостроительная деятельность - комплекс взаимоувязанных научных и практических действий в области планирования, программирования и проектирования развития планировки и застройки городов, учитывающих совокупность социальноэкономических, строительно-технологических, архитектурно-художественных, а также санитарнотехнических задач и методов их решения в данной области»

(Смоляр И.М. Терминологический словарь по градостроительству. - РААСН, 2004. - С. 44).

Согласно Градостроительному кодексу РФ градостроительная деятельность - «деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства».

Рис. 2. Виды градостроительной деятельности

В профессиональных кругах принадлежность строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства к видам градостроительной деятельности неоднократно оспаривалась и, по-видимому, нуждается в другой редакции, например: «контроль за строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов капитального строительства».

Территориальное планирование - включает развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, учет интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Результатом территориального планирования становятся документы территориального планирования (в том числе генеральные планы поселений, городских округов) и планы их реализации.

Градостроительное зонирование - включает определение территориальных зон и установление градостроительных регламентов на основе документов территориального планирования и проектов планировки и застройки, с учетом локальных особенностей территории, качества окружающей среды и сохранением объектов культурного наследия. Результатом градостроительного зонирования становятся Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), определяющие градостроительные регламенты, создающие условия

для: планировки территории, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц; привлечения инвестиций и выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Планировка территории - включает выделение элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установление границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Результатом планировки территории становятся градостроительные решения (проекты) элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.

Архитектурно-строительное проектирование, строительство и реконструкция - включает архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения надежности и безопасности объектов капитального строительства. Результатом архитектурностроительного проектирования становятся изыскания, проектная документация; разрешение на строительство, возможность осуществления контроля в процессе строительства, ввод объекта в эксплуатацию.

Для построения системы компетенций профессионального цикла существенными являются следующие основные виды деятельности градостроителей:

• территориальное планирование (ТП);

• градостроительное зонирование (ГЗ);

• планировка территорий (ПТ);

• архитектурно-строительное проектирование (АСП);

• контроль строительства и эксплуатации (КСЭ).

Конкретные виды профессиональной деятельности,

к которым в основном готовится магистр градостроительства, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса. В целом, архитектурно-строительное проектирование и контроль за строительством и эксплуатацией зданий и сооружений объектов городского хозяйства изучаются в рамках других профессий, входят в курс подготовки бакалавров архитектуры, градостроительства, экономистов городского хозяйства.

Модули профессиональных компетенций

Формирование нового поколения образовательных стандартов для градостроителей началось с разработки стандарта не для степени бакалавра, а сразу для магистра, что позволило взглянуть на проблему подготовки градостроителей стратегически: от конечной цели.

Предлагается систематизировать базовую часть профессионального цикла на основе матрицы, образованной типами объектов и видами градостроительной деятельности. Четыре вида профессиональной деятельности в отношении четырех

Таблица

Учебные блоки базовой части профессионального цикла подготовки градостроителей

Объекты профессиональной деятельности Виды градостроительной деятельности

ТП ГЗ ПТ АСП

Градостроительная политика 1 2 3 4

Теория градостроительства 5 6 7 8

Градостроительные проекты 9 10 11 12

Градостроительное управление 13 14 15 16

типов объектов дают 16 учебных модулей, для которых были определены базовые профессиональные компетенции градостроителей.

Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Содержание базовых профессиональных компетенций не вошло в проект ФГОС по градостроительству и публикуется впервые в качестве авторского предложения.

Профессиональные компетенции включают три уровня освоения: «знания», «умения», «навыки».

и Знания ■ Умения Ш Навыки

Рис. 3. Объем учебной нагрузки, необходимой для освоения профессиональных компетенций

1. Градостроительная политика в сфере территориального планирования.

Знания: Основы государственного и муниципального управления территорией.

Умения: Методы и технологии стратегического планирования.

Навыки: Обоснование и защита целей и задач территориального планирования.

2. Градостроительная политика в сфере градостроительного зонирования.

Знания: Основы градостроительного зонирования.

Умения: Методы и технологии социальной и коммерческой адаптации ПЗЗ.

Навыки: Проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки и внесение в них изменений.

3. Градостроительная политика в сфере планировки территории.

Знания: Основы планировки, межевания и административного деления территории.

Умения: Методы и технологии разработки задания для локальной градостроительной программы.

Навыки: Обоснование и защита градостроительной программы для проекта планировки территории (включая экономическое обоснование и общественную экспертизу).

4. Градостроительная политика в сфере архитектурностроительного проектирования, строительства, реконструкции.

Знания: Градостроительный регламент участка застройки.

Умения: Методы и средства формирования условий (задания) на подготовку архитектурно-строительного проекта.

Навыки: Публичное обсуждение проекта

строительства или других изменений недвижимости.

5. Исследования в территориальном планировании.

Знания: Проблемы и задачи комплексного развития территории.

Умения: Методы и технологии градостроительного анализа и прогнозирования.

Навыки: Формирование и оценка альтернативных вариантов территориального развития.

6. Исследования в градостроительном зонировании.

Знания: Проблемы и задачи градостроительного

зонирования.

Умения: Методы анализа и оценки

градостроительного зонирования территории.

Навыки: Формирование рекомендаций и оценка предложений по градостроительному зонированию территории.

7. Исследования по планировке территории.

Знания: Проблемы и задачи планировки и застройки

урбанизированной территории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Умения: Методы анализа и оценки

градостроительного регламента.

Навыки: Формирование рекомендаций и оценка эффективности градостроительного регламента территории.

8. Исследования в области архитектурного строительного проектирования.

Знания: Типология градостроительных объектов.

Умения: Методы анализа и оценки архитектурных решений.

Навыки: Прогноз и оценка последствий реализации архитектурного проекта.

9. Проект территориального планирования.

Знания: Основы территориального планирования (проектирование градостроительных систем).

Умения: Методы и приемы территориального планирования (разработка схем территориального планирования, генерального плана города и муниципального образования).

Навыки: Разработка и защита проекта генерального плана города или муниципального образования.

10. Проект градостроительного зонирования территории.

Знания: Основы градостроительного зонирования.

Умения: Методы и приемы градостроительного зонирования (для города или муниципального образования).

Навыки: Разработка и защита градостроительного регламента (в составе Правил землепользования и застройки).

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (Градостроительный кодекс РФ).

11. Проект планировки территории.

Знания: Основы градостроительного проектирования.

Умения: Методы и приемы планировки территории (для фрагмента города или группы кварталов).

Навыки: Разработка и защита проекта планировки градостроительного комплекса (участка городской территории единовременного освоения).

12. Проект архитектурно-строительного решения.

Знания: Основы архитектурного проектирования.

Умения: Приемы разработки архитектурного проекта

(включая решения по генеральному плану участка и прилегающей территории).

Навыки: Разработка и защита архитектурного проекта, включая генеральный план участка (решения по вертикальной планировке, благоустройству, озеленению, дизайну городской среды).

13. Управление территориальным развитием.

Знания: Информационное и правовое обеспечение

градостроительного управления.

Умения: Порядок и процедуры подготовки и реализации схемы территориального планирования (генерального плана города).

Навыки: Разработка плана мероприятий по реализации схемы территориального планирования (генерального плана поселения, городского округа).

14. Подготовка и реализация Правил землепользования и застройки.

Знания: Основы муниципального управления градостроительной деятельностью.

Умения: Порядок и процедуры градорегулирования, строительного контроля, надзора за строительством.

Навыки: Разработка плана мероприятий по подготовке, согласованию и внедрению ПЗЗ.

15. Подготовка и реализация проекта планировки территории.

Знания: Основы управления градостроительным проектом (девелопмент).

Умения: Порядок и процедуры реализации градостроительной программы.

Навыки: Разработка плана мероприятий по подготовке, согласованию и реализации градостроительной программы.

16. Управление подготовкой и реализацией АСП.

Знания: Управление проектом в архитектурной

мастерской.

Умения: Порядок координации работ по разработке, согласованию и утверждению архитектурностроительного проекта (АСП).

Навыки: Разработка плана мероприятий по подготовке, согласованию и строительству архитектурностроительного проекта.

Образовательный стандарт подготовки магистров

Новый стандарт* отличает ряд новшеств, сближающих образование в России с другими странами в соответствии с положениями Болонской конвенции:

• двухуровневая структура подготовки (бакалавры и магистры);

• оценка трудоёмкости обучения в зачётных единицах (кредитах);

• модульное построение профессионального цикла;

• выделение базовой и вариативной части в учебном плане;

• построение учебного процесса на основе комплекса компетенций, которыми должен владеть выпускник.

Переход от системы компетенций к структуре образовательной программы осуществляется в следующей последовательности: комплексные виды деятельности - компетенции - модули профессионального цикла ООП - дисциплины -структурные элементы дисциплин (теоретический и практический; вводный, основной и продвинутый). Такой подход позволит взаимообусловить компетенции и учебные модули образовательных программ.

В ходе обучения магистр градостроительства должен освоить цикл Общенаучных дисциплин и Профессиональный цикл, поделенные на модули.

* Проект Федерального государственного

образовательного стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО третьего поколения) по направлению Градостроительство, степень магистра.

Учебный модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения.

Очевидно, что существуют основные и сопутствующие виды деятельности. Основные виды профессиональной деятельности направлены на развитие территориальных форм расселения, сопутствующие - на обеспечение градостроительной деятельности. К сопутствующим, но обязательным для изучения, относятся: теория и история

градостроительства; педагогика; методы прикладных исследований; информационно-правовое обеспечение градостроительной деятельности; профессиональные коммуникации.

1. Базовая часть общенаучного цикла включает следующие модули дисциплин:

• Теория и история градостроительства;

• Общенаучные методы прикладных исследований;

• Информационно-правовое обеспечение градостроительной деятельности;

• Профессиональные коммуникации (язык профессионального общения).

2. Базовая часть профессионального цикла

охватывает минимальный набор профессиональных знаний, которыми должен владеть выпускник вуза.

Базовая часть профессионального цикла подготовки градостроителей включает, таким образом, 16 учебных модулей, из которых большая часть должна быть получена на уровне бакалавриата, а остальные - на уровне магистратуры и в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).

Учебные модули базовой части составляют не более трети профессионального цикла подготовки магистра. Большая часть учебного времени отводится на специализацию в рамках магистерских программ.** Магистерские программы дают возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых учебных модулей.

Современная политика в области образования поддерживает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, вузовских и межвузовских

**«Стандарт» предусматривает широкие возможности для формирования индивидуальных учебных программ в каждом вузе. Суммарная трудоемкость базовых составляющих (которые прописаны как обязательные для всех вузов) должна составлять не более 30 % от общей трудоемкости указанных учебных циклов основной образовательной программы (ООП).

телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям для магистратуры станет семинар (проектный семинар), продолжающийся на регулярной основе не менее семестра, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистранта. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 % аудиторных занятий (определяется с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 % аудиторных занятий (Макет ФГОС, 2008).

Профили подготовки градостроителей

Предполагается, что вузы будут самостоятельно разрабатывать основные образовательные программы с учетом как собственных традиций и возможностей, так и потребности регионального рынка труда. Это позволит со временем получить градостроительные школы с индивидуальным, неповторимым творческим обликом, избавиться от унифицированности и занять собственные ниши в профессиональном спектре образовательных услуг, а студенту - получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и дальнейшего обучения, проведения исследований.

Магистр градостроительства рассматривается авторами проекта как вторая профессиональная академическая степень. В ходе разработки проекта стандарта обозначилась необходимость «профилизации магистров» по видам профессиональной деятельности, например, по направлениям «Планирование и проектирование», «Научные исследования и

педагогика», «Градостроительная политика»,

«Организация, управление и информатизация».

Специализация вызвана сжатыми сроками обучения и различной базовой подготовкой студентов для решения задач повышенной сложности:

- в области градостроительного планирования и проектирования - специализированные, междисциплинарные и концептуально инновационные проекты;

- в области научных исследований -

фундаментальные и прикладные исследования, позволяющие анализировать, прогнозировать, обосновывать и оценивать градостроительные решения;

- в области градостроительной политики -

стратегическое и оперативное планирование, составляющее основу градостроительных программ, заданий для проектирования и исследований, построения организационно-правовых условий развития территории;

- в области управления и информационного сопровождения градостроительной деятельности -планирование, реализация и контроль мероприятий в сфере недвижимости (в том числе инвестирование, строительство, смены владельца и назначения, эксплуатация объектов капитального строительства и реконструкция).

Обладатели профессиональной академической степени магистра градостроительства должны составить основу педагогического корпуса градостроительных школ в программах бакалавриата.

Состав и наполнение учебных программ магистра градостроительства определяются вузом совместно с саморегулируемыми организациями (гильдиями градостроителей, проектировщиков, строителей и др.).

Продолжить обучение по квалификации магистра градостроительства смогут бакалавры различных профилей, прежде всего получившие квалификацию бакалавра Градостроительства, Архитектуры, Строительства, Дизайна архитектурной среды, Реставрации и реконструкции архитектурного наследия, Ландшафтной архитектуры, Городского строительства и других проектных специальностей.

Учитывая различный характер предварительной подготовки, было бы целесообразным на первом этапе выделить в квалификации МАГИСТР ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА хотя бы два профиля «Градостроитель проектировщик» и «Градостроитель управленец».

При поступлении студента на обучение квалификационная приемная комиссия должна определять возможность получения выбранного профиля в рамках квалификации. При определении индивидуальной траектории обучения магистра следует предусмотреть возможность получить недостающие компетенции из цикла бакалавра градостроительства за счет увеличения срока обучения в магистратуре.

Послевузовское образование и повышение квалификации.

Как отмечалось в решениях «круглого стола» на тему «Формирование законодательной базы системы непрерывного образования взрослых» (18 декабря 2008 года // 1Щр://соипсП.gov.ru/inf р5/аппоипсс5/2008/12/ item8776.html), концепция образования в мире за последние годы претерпела весьма существенные изменения. Если раньше обновление знаний на планете происходило каждые 20-30 лет, и общество в лице одного поколения не так остро чувствовало недостаток современных знаний, то сегодня знания обновляются на 20 % в год, т.е. полностью за каждые 5 лет. Необходимость постоянного совершенствования профессиональных

знаний и умений привела к разработке в ведущих странах мира новой образовательной стратегии, получившей название «Live Long Learning (обучение в течение всей жизни)».

Участники градостроительной деятельности

Рис. 4. Учебные программы ЦПК УРБАНИСТИКА МАРХИ рассматривают градостроительную деятельность с позиций застройщика, города, проектировщика и строительных (эксплуатирующих) организаций. Специалисты различного профиля должны учитывать баланс интересов всех участников использования территории // wwwiud-marhi.ucoz.ru

В Градостроительном кодексе РФ содержится требование повышать квалификацию специалистов, работающих в сфере градостроительства. Одним из центров дополнительного образования для градостроителей является Московский архитектурный институт. Факультет повышения квалификации градостроителей (ФПК градостроителей) МАРХИ действует уже более 40 лет. С 2007 года преемником ФПК стал Центр повышения квалификации УРБАНИСТИКА (ЦПК УРБАНИСТИКА) МАРХИ. Учебные программы ЦПК Урбанистика предназначены для повышения квалификации специалистов, работающих в сфере градостроительства, муниципального управления, архитектуры (http://www.marhi.ru/kvaliiyspccial).

Литература

1. Градостроительный кодекс РФ. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №9 190-ФЗ.

2. Бархин Б.Г. Методика архитектурного

проектирования. - М.: Стройиздат, 1982.

3. Яргина З.И., Косицкий Я.В., Владимиров В.В. и др. Основы теории градостроительства. - М.: Стройиздат, 1986.

4. Приложение к приказу Министерства

здравоохранения и социального развития РФ от 23.04.2008 г. № 188 «Единый квалификационный справочник должностей руководителей,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

специалистов и других служащих».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.