Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА В ВУЗЕ'

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОГНИТИВНЫЙ И РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРИТЕРИИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕСТ / ЭССЕ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Честнихина А.Д.

Актуальность проблемы обусловлена высокими требованиями общества к правовой компетентности врача, определенными в федеральных государственных стандартах высшего образования. В статье приводится авторская модель формирования правовой компетентности будущего врача в вузе, диагностические задания, позволяющие определить уровень развития когнитивного и рефлексивного критериев правовой компетентности студентов, получающих медицинское образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURAL AND CONTENT MODEL OF THE FORMATION OF THE LEGAL COMPETENCE OF THE FUTURE DOCTOR AT THE UNIVERSITY

The urgency of the problem is due to the high requirements of society for the legal competence of a doctor, defined in the federal state standards of higher education. The article presents the author’s model of the formation of the legal competence of a future doctor at a university, diagnostic tasks that allow determining the level of development of cognitive and reflexive criteria of legal competence of students receiving medical education.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА В ВУЗЕ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.14 ЧЕСТНИХИНА А. Д.

старший преподаватель кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: romanova_orel@mail.ru

UDC 378.14

CHESTNYKHINA A.D.

Senior Lecturer of the Department of Public Health, Health and Hygiene of the Orel State University E-mail: romanova_orel@mail.ru

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩЕГО ВРАЧА В ВУЗЕ

THE STRUCTURAL AND CONTENT MODEL OF THE FORMATION OF THE LEGAL COMPETENCE OF THE FUTURE DOCTOR AT THE UNIVERSITY

Актуальность проблемы обусловлена высокими требованиями общества к правовой компетентности врача, определенными в федеральных государственных стандартах высшего образования. В статье приводится авторская модель формирования правовой компетентности будущего врача в вузе, диагностические задания, позволяющие определить уровень развития когнитивного и рефлексивного критериев правовой компетентности студентов, получающих медицинское образование.

Ключевые слова: модель формирования правовой компетентности, федеральный государственный стандарт, правовая компетенция, когнитивный и рефлексивный критерии, медицинское образование, тест, эссе.

The urgency of the problem is due to the high requirements of society for the legal competence of a doctor, defined in the federal state standards of higher education. The article presents the author's model of the formation of the legal competence of a future doctor at a university, diagnostic tasks that allow determining the level of development of cognitive and reflexive criteria of legal competence of students receiving medical education.

Keywords: model of legal competence formation, federal state standard, legal competence, cognitive and reflexive criteria, medical education, test, essay.

Современная модель специалиста медицинского профиля включает как необходимый элемент его правовую компетентность, под которой понимается знание правового обеспечения лечебной деятельности и нормативной базы, регулирующей правила и порядок оказания медицинской помощи. В качестве рабочего определения мы рассматриваем правовую компетентность врача как целостное, профессионально-значимое качество личности, предполагающее владение определенным набором правовых компетенций, необходимых для эффективной врачебной деятельности. Формирование правовой компетентности предполагает обязанность будущего врача освоить нормативные дисциплины в части свода законов, регламентирующих медицинскую сферу, без знания которых невозможна его профессиональная деятельность.

В структуру правой компетентности мы включаем также правовые компетенции, которые названы в федеральных государственных стандартах высшего образования.

Например, федеральных государственных стандартах высшего образования поколения 3+ по направлениям подготовки: 31.05.01 Лечебное дело (уровень специа-литета), 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета). 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета) определена следующая правовая компетенция, над формированием которой необходимо работать в вузе: способность

использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности (ОПК-3).

Во ФГОС ВО 3++ - специалитет по специальностям 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология называются две правовые компетенции: универсальную и общепрофессиональную:

«Наименование категории (группы) универсальных компетенций

Гражданская позиция

Код и наименование универсальной компетенции выпускника

УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению

Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций

Этические и правовые основы профессиональной деятельности

Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника

ОПК-1. Способен реализовывать моральные и правовые нормы, этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности».

Структурно-содержательная модель формирования правовой компетентности будущего врача включает следующие блоки:

- целевой блок (формирование правовой компетентности будущего врача);

© Честнихина А.Д. © Chestnykhina A.D.

- содержательный блок (курс «Правоведение» и специализированная дисциплина «Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения», где рассматриваются правовые вопросы в области здравоохранения и медицины);

- организационно-деятельностный блок (различные формы и методы работы со студентами, их учебная деятельность);

- критериально-оценочный блок (критерии и показатели сформированности правовой компетентности будущего врача);

- результативный блок (результат - формировании правовой компетентности будущего врача).

Содержание курса «Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения», предполагает изучение следующих правовых вопросов:

- Клевета, как преступление против чести медицинского работника, способы защиты;

- Причинение смерти по неосторожности. (Статья 109 УК РФ);

- Оскорбление медицинского работника, способы защиты;

- Статья 28 УК РФ. Невиновное причинение вреда;

- Правовой статус медицинского работника в РФ;

- Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности. (Ст. 118 УК РФ);

- Гражданско-правой способ защиты от посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию, компенсация морального вреда;

- Юридическая значимость первичной медицинской документации;

- Что такое неосторожность в УК РФ, ее виды;

- Врачебная ошибка;

- Заражение ВИЧ-инфекцией (Статья 122 УК РФ);

- Состав преступления. Понятие и значение для уголовного права;

- Незаконное производство аборта. (Статья 123 УК РФ);

- Международное законодательство в сфере охраны здоровья;

- Обоснованный риск в медицине. (Статья 41 УК РФ);

- Применение физического насилия, угрозы в отношении медицинских работников;

- Необходимая оборона в медицине, статья 37 УК

РФ;

- Содержание ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;

- Юридическое значение диагноза;

- Права и обязанности врача;

- Неоказание помощи больному (Статья 124 УК РФ);

- Права и обязанности пациента;

- Халатность в медицине. (Статья 293 УК РФ);

- Вина. Понятие и значение для уголовного права;

- Медицинская документация, как доказательства по уголовным и административным делам;

- Классификации профессиональных правонарушений медицинских работников, предполагающих уголовную ответственность;

- Гражданская ответственность и порядок привлечения к ней ЛПУ;

- Преступления против государственной власти и государственной службы в сфере медицины;

- Обстоятельства, освобождающие медицинского работника от уголовной ответственности;

- Эвтаназия в России;

- Понятие термина «Врачебная ошибка» в медицине и праве;

- Неоказание помощи больному (Статья 124 УК РФ);

- Компенсация морального вреда пациентам;

- Страхование врачебной ошибки;

- Преступления против жизни и здоровья пациента;

- Преступления против общественного здоровья и общественной нравственности;

- Оставление в опасности (Статья 125 УК РФ);

- Формы неосторожной вины. Различия, примеры и разница в наказании;

- Служебный подлог в медицине, примеры, ответственность;

- Обзор законодательства РФ в сфере охраны здоровья граждан;

- Особенности оказания медицинской помощи не совершеннолетним;

- Получение взятки (Статья 290 УК РФ), посредничество во взяточничестве (Статья 291.1).

Среди форм и методов, включенных в организационно-деятельностный блок, следует назвать, как традиционные формы работы (лекция, практическое занятие), так и инновационные методы обучения (решение проблемных задач, ситуационных задач и др.).

В структуру модели включены пять критериев сформированности правовой компетентности: мотива-ционный, когнитивный, рефлексивный, деятельност-ный и коммуникативный.

Мотивационный (понимание необходимости формирования правовой компетентности, мотивация к получению правовых знаний и к их использованию в будущей профессиональной деятельности).

Когнитивный (знания основных нормативно-правовых актов РФ, нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, знания прав и обязанностей медицинских работников и пациентов)

Рефлексивный (способность сознательно обращать внимание на свою правовую компетентность)

Деятельностный (умения применять положения норм права в конкретных практических ситуациях, реа-лизовывать свои права и свободы в соответствии с правовыми нормами, защищать гражданские права врачей и пациентов и др.).

Коммуникативный (владение коммуникативными умениями и навыками, способность передавать свои

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

правовые знания, обосновывать свое мнение, формулировать свою мысль и т. д.)

Для выявления уровня сформированности моти-вационного и когнитивного критериев правовой компетентности студентов, получающих образование в медицинском институте Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева было предложено ответить на вопросы анкеты:

1. Что Вы понимаете под термином «правовая компетентно сть»?

2. Какие компоненты Вы можете выделить в структуре «правовой компетентности»?

3. Каково, по Вашему мнению, соотношение понятий: «правовая компетентность» и «правовая компетенция»?

4. Какие «правовые компетенции» называются во ФГОС 3 + и ФГОС 3 ++ по УГСН 31.00.00 Клиническая медицина?

5. Есть ли различия в содержании «правовых компетенций» в стандартах двух поколений. В чем причина сходства и различия.

6. Как Вы считаете, надо ли врачу иметь знания в области права, правоведения. Почему?

7. Как Вы думаете, нуждается ли врач в правовой защите? Почему?

8. Нужны ли специальные дисциплины в области права, которые следует ввести в структуру медицинского образования? Обоснуйте Ваш ответ.

9. Если да, назовите, какие, по Вашему мнению, спецкурсы или дисциплины в области права, юриспруденции, нужно ввести в структуру медицинского образования?

10. Как защитить свою врачебную деятельность и какие законы надо знать врачу?

11. В случае неправильной постановки диагноза, какую ответственность несет врач?

12. Какие знания в области права регулируют трудовые отношения: врач - работодатель?

13. Какими нормами права регулируется предоставление отпуска врачу?

14. Какими нормами права регулируется своевременная выплата ему заработной платы?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Какими нормами права регулируется нормирование рабочего времени, сверхурочная работа, условия труда?

16. Какие нормы права регулируют деятельность частнопрактикующего врача?

17. Как осуществляется защита врача от жалоб и обвинений со стороны пациентов и их родственников?

18. Перечислите права врача.

19. Назовите обязанности врача.

20. Назовите права и обязанности пациентов.

Для определения уровня сформированности когнитивного критерия правовой компетентности студентов, получающих медицинское образование в Орловском государственном университете имени И. С. Тургенева было предложено ответить на вопросы теста.

Тест предполагал выбор одного ответа из несколь-

ких: 1) не важно, 2) незначительно важно, 3) очень важно, 4) должен знать и следовать и включал в себя 30 вопросов:

1. Важны ли знания о правах и ответственности медицинских организаций и лечащего врача при оказании медицинской помощи?

2. Важны ли знания о правах и обязанностях граждан в области охраны здоровья?

3. Как Вы считаете, важно ли знание правовых нор для повышения качества оказания медицинской помощи?

4. Насколько важны знания и соблюдение медицинской этики и права среди врачей?

5. Врач должен с величайшим уважением относиться к человеческой жизни и личности пациента

6. Врач должен быть в курсе современных достижений медицины, постоянно повышать свой профессиональный уровень и практиковать в соответствии с текущими медицинскими знаниями

7. Врач не должен рекомендовать или назначать какие-либо средства или манипуляции, которые могут нанести вред здоровью

8. Врач должен оказывать помощь пациенту независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям

9. Врач Он/она не должны критиковать другого врача в присутствии пациентов или другого медицинского персонала

10. Врач Он/она должен придерживаться основных жизненных ценностей и обращаться за советом к коллегам всякий раз, когда есть сомнения

11. Врач Он/она не должен отказывать коллегам в помощи и совете, если это необходимо

12. Врач должен защищать конфиденциальность пациента

13. Врач должен уважать достоинство и личную жизнь пациента

14. Обучение медицинской этике и праву студентов-медиков - важный аспект медицинского образования

15. Обучение медицинской этике и праву следует интегрировать в рамках медицинской программы.

16. Мне интересно узнать больше о медицинская этика и медицинскому праву

17. Образование в области медицинской этики и медицинского права помогло мне лучше понять сложность медицинской практики.

18. Медико-правая грамотность важна при оформлении медицинских документов (в т.ч. рецептов)

19. Медико-правая грамотность важна при разъяснении пациенту его прав

20. Медико-правая грамотность важна при сохранении врачебной тайны

21. Медико-правая грамотность важна при информировании пациентов о неблагоприятном прогнозе лечения

22. Медико-правая грамотность важна при полу-

чении от пациента (законного представителя пациента) ИДС (информированного добровольного согласия) либо отказа на медицинское вмешательство

23. Медико-правая грамотность важна при предложении пациенту дополнительных платных услуг в стенах своей медицинской организации

24. Медико-правая грамотность важна при проведении мероприятия в связи со смертью пациента

25. Медико-правая грамотность важна при обеспечении безопасности медицинской деятельности

26. Медико-правая грамотность важна при оказании медицинской помощи пациенту без полиса ОМС

27. Медико-правая грамотность важна при реализации права пациента при выборе лечащего врача и медицинской организации

28. Медико-правая грамотность важна при общении с представителями фармацевтических компаний

29. Медико-правая грамотность важна при реализации прав пациента на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи

30. Медико-правая грамотность важна при отказе пациенту в оказании медицинской помощи

Для выявления сформированности рефлексивного и коммуникативного критериев правовой компетентности студентов, им было предложено написать эссе на тему: Какие правовые нормы наиболее значимы для врача? Почему? (Обоснуйте свой ответ). Приведем некоторые примеры эссе студентов (с сохранением авторской редакции, в том числе орфографии и пунктуации):

«Значимые правовые нормы для врача:

- Сохранение жизни человека и улучшение ее качества

- Недопустимость причинения вреда пациенту

- Злоупотребление знаниями

- Врачебная тайна - ее соблюдение

Это необходимо для формирования доброжелательного отношения медицинских работников друг к другу».

Как видим, студент имеет представление о правовых нормах и этике врача, хотя допускает ошибки: употребляет антоним вместо необходимого слова (например, «злоупотребление знаниями» вместо «незлоупотребление»).

Еще примеры ответа: «Врачи обязаны оказывать помощь согласно своей квалификации, соблюдать врачебные тайны, совершенствовать свои профессиональные навыки, назначать лекарственные препараты в соответствии с законом и т. д.».

«Врач должен хранить «врачебную тайну», данные каждого человека должны оставаться конфеденциаль-ными. Также доктор должен оказывать помощь всем лю-

дям, вне зависимости от расы, национальности и языка».

Или: «Наиболее значимая правовая норма для врача - страхование риска своей профессиональной ответственности».

Встречаются и крайне лаконичные ответы, а не эссе: «Врачебная тайна, одинаковое отношение ко всем пациентам, уважительное отношение к пациентам», «Врачебная тайна».

Есть работы, уже ближе к жанру эссе, демонстрирующие также задатки рефлексии и базовое знание норм в области медицинского права:

«Врачебная ошибка, как вариант развития ситуации.

Почему так важно для понимания врача и пациента осознавать, что врач может совершить ошибку?

В настоящий момент складывается прецедент права, в котором рассматривается ситуация, произошедшая в Калининградской области.

При оказании помощи новорожденному было введено лекарственное средство, которое спровоцировало наступление летальных последствий.

Два врача были привлечены в качестве обвиняемых по уголовному делу.

Суд присяжных оправдал врачей, не увидев в их действиях злого, преступного умысла. Однако это решение было отменено и два врача в настоящий момент находятся под стражей.

По-моему мнению, в РФ должен сформироваться алгоритм признания врачебной ошибки, когда решение будет приниматься авторитетной комиссией, профессионалами своего дела, к которым будут прислушиваться правоохранительные органы и судьи.

Доктора должны быть уверены, что их судьба будет решаться знающими их профессию людьми».

В опросе участвовало 103 человека различных направлений подготовки (специальностей): Лечебное дело, Стоматология, Педиатрия.

Анкетирование, а также выполнение заданий теста и написание эссе показало наличие у студентов необходимого базового уровня правовых знаний, в том числе им в сфере медицинского права, а также способности к рефлексии своей правовой компетентности и правового поведения, мотивации к получению правового образования, а также несовершенство развития коммуникативного критерия правовой способности.

Таким образом, реализация данной модели, включая дополнительные специализированные правовые дисциплины с учетом требований ФГОС для будущих медицинских работников позволит сформировать правовую компетентность будущего врача, обеспечит развитие его профессиональной компетентности и успешную социализацию личности.

Библиографический список

1. Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании// Материалы XII Международной научно-практической конференции. Том. III. Уфа: Издательство: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2018. 389 с.

2. Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова: стратегия формирования правовой компетентности в процессе профессиональной подготовки студентов. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2011. 42 с.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

3. Соболева М.А. Формирование правовой компетенции студентов медицинского института (на примере специальности 060101 Лечебное дело): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2013. 21 с.

4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. №3. С. 20-26.

References

1. The humanistic heritage of the enlighteners in culture and education// Materials of the XII International Scientific and Practical Conference. Vol. III. Ufa: Publishing house: Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, 2018. 389 p.

2. The model of medical education of the Kazakh National Medical University named after S.D.Asfendiyarov: a strategy for the formation of legal competence in the process of professional training of students. Almaty: KazNMU named after S.D. Asfendiyarov, 2011. 42 p.

3. Soboleva M.A. Formation of the legal competence of students of the medical institute (on the example of the specialty 060101 Medical business): autoref. dis. ... candidate of Pedagogical Sciences. Orel, 2013. 21 p.

4. Tatur Yu.G. Competence in the structure of the quality model of specialist training / Yu. G. Tatur / / Higher education today. 2004. No. 3. Pp. 20-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.