Научная статья на тему 'Медико-правовая грамотность как неотъемлемая компетенция врача'

Медико-правовая грамотность как неотъемлемая компетенция врача Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1511
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное медицинское образование / правовая грамотность / готовность к врачебной деятельности / vocational medical education / legal literacy / readiness for independent practice

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зимина Эльвира Витальевна, Дерюшкин Владимир Геннадьевич, Гацура Оксана Алексеевна

В статье авторы обращаются к проблеме медико-правовой грамотности медицинских работников и ее значимости как для практикующих врачей, так и для выпускников медицинских вузов. Рассмотрены некоторые аспекты самооценки медицинскими работниками медико-правовой грамотности при выполнении ими профессиональных задач. Даны рекомендации преподавания правовых аспектов здравоохранения в медицинских вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зимина Эльвира Витальевна, Дерюшкин Владимир Геннадьевич, Гацура Оксана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal literacy as an essential competency of a physician

This paper addressesissues of medical and legal literacy of medical specialistsas well as its importance for practicing doctors and medical students. Crucial problems of medical specialists performing their professional tasks are considered. Recommendations are given on teaching of major healthlegal issues in medical schools.

Текст научной работы на тему «Медико-правовая грамотность как неотъемлемая компетенция врача»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Медико-правовая грамотность как неотъемлемая компетенция врача

Зимина Э.В., Дерюшкин В.Г., Гацура О .А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

В статье авторы обращаются к проблеме медико-правовой грамотности медицинских работников и ее значимости как для практикующих врачей, так и для выпускников медицинских вузов. Рассмотрены некоторые аспекты самооценки медицинскими работниками медико-правовой грамотности при выполнении ими профессиональных задач. Даны рекомендации преподавания правовых аспектов здравоохранения в медицинских вузах.

Ключевые слова:

профессиональное медицинское образование, правовая грамотность, готовность к врачебной деятельности

Для цитирования: Зимина Э.В., Дерюшкин В.Г., Гацура О.А. Медико-правовая грамотность как неотъемлемая компетенция врача // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2019. Т. 8, № 1. С. 95-100. сЫ: 10.24411/2305-3496-2019-11012. Статья поступила в редакцию 14.05.2018. Принята в печать 24.12.2018.

Legal literacy as an essential competency of a physician

Zimina E.V., Deriushkin V.G., A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry Gatsura O.A. of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia

This paper addressesissues of medical and legal literacy of medical specialistsas well as its importance for practicing doctors and medical students. Crucial problems of medical specialists performing their professional tasks are considered. Recommendations are given on teaching of major healthlegal issues in medical schools.

Keywords:

vocational medical education, legal literacy, readiness for independent practice

For citation: Zimina E.V., Deriushkin V.G., Gatsura O.A. Legal literacy as an essential competency of a physician. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2019; 8 (1): 95-100. doi: 10.24411/23053496-2019-11012. (in Russian) Received 14.05.2018. Accepted 24.12.2018.

На современном этапе развития отечественной системы здравоохранения отношения между врачом и пациентом, возникающие в процессе оказания медицинской помощи (МП), регулируются действующими нормативными правовыми документами и должны реализовываться через организационно-управленческие решения в конкретной

медицинской организации (МО) с учетом региональной специфики. Основные принципы российского здравоохранения предусматривают оказание гражданам качественной и доступной МП при гарантированном соблюдении прав пациента. В настоящее время многочисленные критерии оценки качества МП являются общими для всех без исклю-

чения МО и основаны на своевременности оказания помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степени достижения запланированного результата [1, 2]. Среди них ключевым критерием является удовлетворенность МП, т.е. субъективное мнение пациента, его родственников и законных представителей о ее качестве [3]. Очевидно, что врач как основной субъект оказания МП обязан владеть базовыми медико-правовыми знаниями и быть готовым использовать их в конкретных ситуациях своей профессиональной деятельности.

Вопросы правовой грамотности в сфере охраны здоровья граждан РФ являются неотъемлемым компонентом программ подготовки практикующих врачей и не теряют своей актуальности со временем. В связи с этим особая ответственность ложится на административно-управленческий аппарат МО, что требует от руководителей постоянного совершенствования правоприменительной компетенции медицинских работников. В исследовании, проведенном в Дальневосточном федеральном округе [4] и в Ростовской области [5], были получены данные, свидетельствующие о недостаточной информированности медицинских работников по отдельным пунктам законодательства, их неполной готовности к практической реализации навыков правоприменения в работе с пациентами. Вместе с тем, по данным этих же исследований, 83% врачей, 77% студентов и 95% интернов и ординаторов высказывают мнение, что качество МП напрямую зависит от уровня правовой грамотности медицинских работников. В свою очередь, ряд авторов обращает внимание на то, что качественная МП, оказанная с соблюдением правовых норм и учетом этических аспектов взаимоотношений «врач-пациент», будет способствовать уменьшению числа конфликтных ситуаций и повышению удовлетворенности пациентов МП [6, 7].

Необходимость совершенствования правовой грамотности медицинских работников обусловлена еще и тем, что технология организации любых процессов в МО регламентируется локальными нормативными актами, основные положения которых базируются на требованиях действующей законодательной базы. Важно подчеркнуть, что в правовом поле здравоохранения находятся не только медицинские работники всех специальностей, квалификаций, должностей, но и потребители медицинских услуг - пациенты. Активность пациентов по защите собственных прав, подогреваемая СМИ, возрастает с каждым годом, о чем свидетельствует официальная статистика Росздравнадзора. Эта тенденция подтверждается ростом числа обращений граждан в контролирующие органы по поводу ненадлежащего качества МП, отказов от предоставления МП, некорректного поведения врачей и медицинских сестер. Например, в 2015 г. наблюдался рост количества подобных обращений почти на 30% по сравнению с 2014 г. [9]. Как следует из доклада руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения М.А. Мурашко «Об итогах работы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в 2017 году, планах на 2018 год и плановый период» [10], количество обращений, поступивших в центральный аппарат Росздравнадзора в 2017 г., увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 20,3%.

Вступившие в силу с 1 января 2016 г. поправки в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) законодательно закрепили необходимость постоянного повышения уровня квалификации медицинских работников, в том числе в медико-правовых вопросах, являющихся неотъемлемой частью раздела «Необходимые знания» Профессиональных стандартов врачей различных специальностей. В Федеральном законе № 323-ФЗ ст. 73 п. 2 прямо регламентируется обязанность медицинских работников оказывать МП в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями. Согласно приказу Минздрава России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», врач «должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения; системы управления и организацию труда в здравоохранении; статистику состояния здоровья населения; критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; организацию медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; основы менеджмента; порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; основы страховой медицины; правила по охране труда и пожарной безопасности; основы медицины катастроф». В должностных инструкциях также содержатся требования, предъявляемые к уровню освоения медицинскими работниками основ законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан».

Таким образом, приобретение компетенций в области медико-правовой грамотности представляется весьма актуальным для медицинских работников.

Цель исследования - анализ самооценки медико-правовой грамотности медицинских работников с высшим образованием - практикующих врачей (ПВ), интернов/ординаторов (И/О).

Материал и методы

Исследование по изучению субъективно оцениваемой значимости ключевых вопросов медико-правовой грамотности для ПВ и И/О, проходящих последипломную подготовку, было организовано и проведено на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России (далее - Университет).

Всего в добровольном анонимном опросе, проведенном в 2016-2017 гг., приняли участие 787 дипломированных специалистов, в соответствии с целью исследования отнесенных к одной из 2 групп. В 1-ю группу вошли ПВ

Москвы и Московской области (395 респондентов, средний возраст - 39,3 года), оказывающие МП как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Средний стаж работы респондентов составил 14,71+11,45 года (минимальный стаж -1 год, максимальный - 55 лет). Обращает на себя внимание тот факт, что доля врачей со стажем работы до 10 лет превалировала и составляла более 44%. Именно эта группа респондентов свободно владеет и активно использует в своей повседневной работе информационные компьютерные технологии, осведомлена о возможностях или имеет опыт дистанционного образования [7].

2-я группа включала И/О (392 респондента, средний возраст - 24,5 года), ранее не имевших опыта врачебной работы, поступивших в 2016 г. в университет на обучение по образовательным программам высшего медицинского образования.

В рамках проведенного исследования использован авторский опросник, состоящий из 15 пунктов (табл. 1). Респондентам предложили комплексно оценить собственную готовность к практическому применению медико-правовых знаний в своей врачебной деятельности по 10-балльной шкале, где 1 балл предполагал наименьшую самооценку, 10 баллов - наивысшую.

Представленная версия опросника не вызывала затруднений у респондентов и показала высокую надежность по коэффициенту альфа Кронбаха (а=0,93). В опроснике был дополнительный пункт, предполагавший множественный выбор, что позволяло оценить наиболее приемлемые, по мнению респондентов, пути повышения их профессиональной правовой грамотности:

■ образовательная и консультативная помощь со стороны профессиональных ассоциаций;

■ введение в цикл повышения квалификации занятий по правовой тематике;

■ увеличение числа изданий по медико-правовой тематике;

■ самообразование;

■ другое.

Анализ полученных данных при помощи теста Колмогорова-Смирнова выявил неправильное распределение средних баллов в обеих группах респондентов, поэтому при дальнейшей статистической обработке использовали непараметрические методы. Средние величины были выражены в виде медианы с указанием межквартильного размаха. Достоверность различий между исследуемыми группами оценивали с помощью У-критерия Манна-Уитни, рассчитывали х2 Пирсона. Результаты опроса обработаны с помощью программы Statistica 13.2.

Результаты и обсуждение

В ходе анализа полученных результатов установлено, что все участники исследования довольно высоко оценивали собственную уверенность в медико-правовой состоятельности (табл. 2).

Если свести полученные в результате опроса данные к более привычной 5-балльной системе, становится очевидно, что на оценку «удовлетворительно», т.е. ниже 6 баллов, оценивали себя лишь И/О по 4 пунктам опросника, касающимся сугубо практических аспектов врачебной деятельности (п. 8, 10, 12 и 14). Принимая во внимание тенденцию несколько завышать уверенность в собственной компетентности в правовых вопросах как ПВ, так и И/О, следует отметить, что положения Федерального закона № 323-ФЗ одинаково хорошо усвоены в обеих группах (п. 5-7, 9, 11, 13).

По ряду вопросов анкеты, касающихся непосредственного общения врача с пациентом и требующих отработки

Таблица 1. Содержание авторского опросника, разработанного для изучения самооценки медико-правовой грамотности медицинских работников

№ Самооценка медико-правовой грамотности

п/п профессиональные ситуации баллы*

1 Оформление медицинских документов (в том числе рецептов) 1 2 3 4 5 6 7 г 3 9 10

2 Разъяснение пациенту его прав 1 II 2 3 4 5 6 II 7 « В 9 | 10

3 Отказ пациенту в оказании медицинской помощи 1 2 3 4 5 6 7 £ 3 9 10

4 Сохранение врачебной тайны 1 II 2 3 4 5 6 II 7 « В 9 | 10

5 Информирование пациентов о неблагоприятном прогнозе лечения 1 2 3 4 5 6 7 £ 3 9 10

6 Организация дополнительных консилиумов и консультаций других специалистов 1 II 2 3 4 5 6 II 7 « В 9 | 10

7 Получение от пациента (законного представителя пациента) информированного 1 2 3 4 5 6 7 <: 3 9 10

добровольного согласия на медицинское вмешательство

8 Направление пациента на врачебную комиссию и МСЭ 1 II 2 3 4 5 6 II 7 « В 9 | 10

9 Предложение пациенту дополнительных платных услуг в стенах своей медицинской организации 1 2 3 4 5 6 7 г 3 9 10

10 Порядок действий в связи со смертью пациента 1 II 2 3 4 5 6 II 7 « В 9 | 10

11 Обеспечение безопасности медицинской деятельности 1 2 3 4 5 6 7 г 3 9 10

12 Оказание медицинской помощи пациенту без полиса ОМС 1 II 2 3 4 5 6 II 7 « В 9 | 10

13 Реализация прав пациента при выборе лечащего врача и медицинской 1 2 3 4 5 6 7 <: 3 9 10

организации

14 Общение с представителями фармацевтических компаний 1 II 2 3 4 5 6 II 7 « В 9 | 10

15 Реализация прав пациента на возмещение ущерба в случае причинения 1 2 3 4 5 6 7 <: 3 9 10

вреда здоровью при оказании медицинской помощи

Примечание. * - 1- совершенно не уверен; 10 - абсолютно уверен.

Таблица 2. Самооценка медико-правовой грамотности при выполнении отдельных профессиональных задач участниками опроса

Пункты опросника Практикующие Интерны/ Р

(профессиональные задачи) врачи ординаторы

(а Кронбаха=0,93) (1-я группа) (2-я группа)

медиана (межквартильный размах)

1. Оформление медицинских документов (в том числе рецептов) 8 (3) 7 (3) 0,000

2. Разъяснение пациенту его прав 8 (2) 7 (4) 0,000

3. Отказ пациенту в оказании медицинской помощи 9 (3) 8 (4) 0,000

4. Сохранение врачебной тайны 10 (2) 9 (2) 0,004

5. Информирование пациентов о неблагоприятном прогнозе лечения 8 (2) 8 (3) 0,18

6. Организация дополнительных консилиумов и консультаций других специалистов 8 (3) 8 (3) 10,28

7. Получение от пациента (законного представителя пациента) информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство 9 (2) 9 (3) 0,09

8. Направление пациента на врачебную комиссию и МСЭ 8 (4) 6 (4) 0,000

9. Предложение пациенту дополнительных платных услуг в стенах своей медицинской организации 7 (5) 7 (4) 0,24

10. Порядок действий в связи со смертью пациента 7 (4) 5 (6) 0,000

11. Обеспечение безопасности медицинской деятельности 9 (3) 8 (3) 0,06

12. Оказание медицинской помощи пациенту без полиса ОМС 8 (5) 6 (4) 0,000

13. Реализация прав пациента при выборе лечащего врача и медицинской организации 8 (3) 8 (3) 0,16

14. Общение с представителями фармацевтических компаний 7 (4) 6 (4) 0,000

15. Реализация прав пациента на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи 8 (3) 7 (4) 0,000

правового регулирования медицинской деятельности, и в частности при оказании медицинских услуг и коммуникации с пациентом.

Респонденты проведенного исследования предлагали возможные пути повышения и поддержания правовой грамотности врача при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Мнения ПВ в сравнении с мнением И/О по этому вопросу представлены на рисунке.

Выходя за рамки представленных на рисунке результатов, следует уточнить, что в п. «Другое» как в группе ПВ, так и среди И/О респонденты считали необходимым активизировать и расширить работу юриста в своей МО, к которому можно было бы обращаться за консультацией по спорным или непонятным вопросам правового характера. Предлагалось также освободить врача от несвойственных ему функций юридического характера.

Резюмируя пожелания респондентов о путях получения актуальной правовой информации, можно с уверенностью отметить, что первое ранговое место в обеих группах принадлежит необходимости освещения правовой тематики в рамках циклов повышения квалификации (90,1 и 83,0% соответственно). Такой выбор еще раз подчеркивает актуальность внесения данной тематики в программы повышения профессиональной квалификации ПВ и учебные программы И/О. Обращает на себя внимание факт, что образовательная и консультативная помощь профессиональных ассоциаций утрачивает доверие у опытных ПВ по сравнению с И/О, причем различие мнений достигало статистической значимости (критерий х2 Пирсона = 20,73, р<0,01). Так, если каждый 2-й И/О доверяет профессиональным ассоциациям, то в группе ПВ - только каждый 3-й респондент.

и закрепления этих компетенций в условиях реальной клинической практики (п. 1-4, 8, 10, 12, 14, 15), самооценка И/О была статистически достоверно ниже, чем у ПВ.

Прослеживается взаимосвязь регулярности (частоты) использования навыков применения положений нормативных правовых актов с уверенностью в их правильном применении.

В комментариях к анкете отдельные респонденты обеих групп отмечали личную потребность в совершенствовании медико-правовых компетенций ввиду сложности трактовки отдельных новелл законодательства в области

% 100

Профессиональные Занятия Тематические Само- Другое

сообщества* правовой издания образование тематики

■ ПВ ■ И/О

Сравнение мнений группы практикующих врачей (ПВ) и интернов/ординаторов (И/О) о путях повышения уровня правовой грамотности (*р<0,01)

Заметим, что необходимости повышения роли профессиональных ассоциаций в последнее время уделяется большое внимание на разных уровнях, от Минздрава России до общественных организаций. Вероятно, именно этот путь станет оптимальным как для повышения грамотности медицинских работников в правовых вопросах, так и для их профессиональной защиты.

Самообразование как путь совершенствования медико-правовой компетентности для респондентов, принимавших участие в исследовании, оказался наименее приемлемым. Лишь 1 респондент из 10 выбирал именно этот ответ, что может свидетельствовать об отсутствии у медицинских работников навыка самостоятельной работы с нормативными правовыми документами.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют убедиться в том, что для современного врача владение медико-правовыми знаниями, готовность и умение их применять во благо пациентам наряду с клиническими навыками является неотъемлемой компетенцией для успешного осуществления трудовых функций по оказанию качественной медицинской помощи.

Нормативная правовая база отечественного здравоохранения неразрывно связана с другими областями законодательства. Она регулярно обновляется вместе с разработкой и внедрением современных методов лечения заболеваний, появлением инновационных технологических решений и модернизацией медицинского оборудования - это взаимосвязанный динамический процесс. Естественным образом приобретение врачом необходимых медико-правовых знаний должно быть сопряжено по времени с изменениями норма-

тивной правовой базы и постоянно проводиться как в системе непрерывного медицинского образования, так и в процессе обучения студентов дисциплинам «Медицинское право» и «Общественное здоровье и здравоохранение». Целесообразно изучение актуализированных разделов вышеуказанных дисциплин на старших курсах, что позволит выпускникам начать профессиональную деятельность в практической медицине с соответствующим требованиям сегодняшнего дня багажом медико-правовых компетенций.

В условиях модернизации отрасли дополнительный элективный цикл, посвященный вопросам правовой грамотности, поможет подготовить будущего врача к новым реалиям его профессиональной деятельности и обеспечит оказание пациентоориентированной медицинской помощи. Подобный цикл целесообразно предусмотреть на последнем курсе обучения в медицинском вузе.

Сформировав соответствующие медико-правовые компетенции, выпускники будут готовы к преодолению сложностей правовых коллизий в сфере здравоохранения. Вместе с этим постоянное совершенствование правовой грамотности с помощью профессиональных организаций и высококвалифицированных специалистов в области вузовского и последипломного медицинского образования, несомненно, поможет врачу-специалисту преодолеть те сложности, которые возникают при попытках самостоятельного изучения правовых вопросов в сфере здравоохранения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Зимина Эльвира Витальевна (Zimina Elvira V.) - доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения лечебного факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-3590-753X

Дерюшкин Владимир Геннадьевич (Deriushkin Vladimir G.) - магистр государственного и муниципального управления, преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения лечебного факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-5218-8648

Гацура Оксана Алексеевна (Gatsura Oxana A.) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения лечебного факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-1053-9224

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (последняя редакция от 07.03.2018).

2. Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (дата обращения: 05.2018)

3. Кобякова О.С., Деев И.А., Тюфилин Д.С., Куликов Е.С. и др. Удовлетворенность медицинской помощью: как измерить и сравнить? // Социальные аспекты здоровья населения. 2016. № 3 (49).

11Р1_: http://vestnik.mednet.ru/content/view/753/30/lang,ru/ (дата обращения: 05.2018)

4. Трусова Л.Н., Рассказова В.Н. Сравнительная оценка правовой грамотности в области здравоохранения у практикующих врачей и студентов медицинского университета // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8-3. С. 166-168.

5. Приз Е.В. Научное обоснование методов повышения правовой грамотности медицинских работников : автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2005.

6. Гурочкина Н.Ю., Тучик Е.С., Перламутров Ю.Н. Повышение медико-правовых знаний врачей-дерматовенерологов - условие для снижения конфликта «врач-пациент» // Организационно-правовые вопросы экспертной деятельности. 2006. Т. 6, № 2 (22). С. 26-28.

7. Дерюшкин В.Г. Пути совершенствования правовой грамотности медицинских работников : дис. ... магистра гос. и муниципального управления. М., 2017.

8. Ширикадзе Д.Т., Иванов И.В., Павлова Е.Е. Анализ обращения граждан в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения

за период 2014-2015 гг. // Вестн. Росздравнадзора. 2016. № 6. С. 9-12.

9. Гацура С.В., Гацура О.А., Майчук Е.Ю. Самооценка готовности выпускников 2017 г. к началу врачебной деятельности // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 2 (19). С. 16-21.

10. Мурашко М.А. Об итогах работы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в 2017 году, планах на 2018 год и плановый период. 11Р1_: http://www.roszdravnadzor.ru.

REFERENCES

1. The Federal Law «On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation» from 21.11.2011 No. 323-FZ (last edition from 29.12.2017). (in Russian)

2. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of May 10, 2017 No. 203n «On the approval of criteria for assessing the quality of care» (date of access February 26, 2018). (in Russian)

3. Kobyakova O.S., Deev I.A., Tyufilin D.S., Kulikov E.S., et al. Satisfaction with medical care: how to measure and compare? Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social Aspects of Public Health]. 2016; 3 (49). http:// vestnik.mednet.ru/content/view/753/30/lang,ru/ (date access February 26, 2018). (in Russian)

4. Trusova L.N., Rasskazova V.N. Comparative assessment of legal literacy in the field of public health in practicing doctors and students of medical university. Mezhdunarodniy zhurnal prikladnikh i fundamental'nikh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Researches]. 2014; (8-3): 166-8. (in Russian)

5. Priz E.V. Scientific substantiation of methods of increase of legal literacy of medical personnel : Autoabstract of Diss. Moscow, 2005. (in Russian)

6. Gurochkina N.Yu., Tuchik E.S., Perlamutrov Yu.N. Increase of medical and legal knowledge of dermatovenereologists is a condition for reducing the «doctor-patient» conflict. Organizatsionno-pravovye voprosy ekspertnoy deyatel'nosti [Organizational and Legal Issues of Expert Activity]. 2006; 2 (22): 26-8. (in Russian)

7. Deriushkin V.G. The ways of improving legal literacy of medical personnel : Diss. Moscow, 2017: 99. (in Russian)

8. Shirikadze D.T., Ivanov I.V., Pavlova E.E. The analysis of citizens' appeal to the Federal Service for Supervision of Health in the period 20142015. Vestnik Roszravnadzora [Bulletin of Roszravnadzor]. 2016; (6): 9-12. (in Russian)

9. Gatsura S.V., Gatsura O.A., Maychuk E.Yu. Readiness of medical graduates 2017 for independent practice. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2017; 2 (19): 16-21. (in Russian)

10. Murashko M. On the results of the work of the Federal Service for Supervision of Health care in 2017, plans for 2018 and the planning period. http://www.roszdravnadzor.ru. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.