УДК 614.2:34
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© 2005 г. Е. Ю. Яценко, С. Д. Эммануилов, *В. В. Попов, **О. А. Цыганова
Департамент здравоохранения администрации Архангельской области, *Северный государственный медицинский университет,
"Областной фонд обязательного медицинского страхования, г. Архангельск
Правовое регулирование медицинской деятельности в настоящее время является одним из приоритетных направлений развития отечественного здравоохранения. На примере данных мониторинга судебных разбирательств в системе обязательного медицинского страхования, а также материалов социологических исследований показан значительный рост числа жалоб граждан на неправильные или неправомерные действия медицинских работников при исполнении ими своих профессиональных обязанностей, свидетельствующий о повышении правовой грамотности населения. В то же время указывается на недостаточный уровень медико-правовых знаний специалистов сферы здравоохранения, что препятствует эффективному реформированию и дальнейшему развитию отрасли. Рассматриваются факторы, способствующие сохранению проблемы юридической неподготовленности медицинских работников.
Ключевые слова: правовая грамотность, правовое регулирование, медико-правовые знания, медицинское право.
На протяжении всей истории человечества медицинская деятельность регламентировалась двумя формами социального регулирования — моралью и правом. Однако со второй половины ХХ века роль этикоправового регулирования медицины и сферы здравоохранения в целом значительно возросла [9]. Проблемы разработки действенных механизмов законодательного обеспечения вопросов защиты прав пациентов, взаимоотношений в социально-правовой системе «врач — больной» приобрели особую актуальность и остроту в первые годы после Второй мировой войны, когда вслед за Нюрнбергским процессом над главарями фашистского режима состоялся суд над 23 нацистскими медиками, участвовавшими в проведении актов геноцида в концентрационных лагерях и своими бесчеловечными деяниями извратившими гуманную суть врачебной профессии.
Кроме того, бурное развитие научно-технического прогресса в послевоенный период превратило здравоохранение в мощную хозяйственную отрасль, оснащенную сложнейшей техникой и обширным набором диагностических и сильнодействующих лечебных средств, обращение с которыми требует особой осторожности, серьезной подготовки и высокой квалификации, что привело к появлению и развитию новых областей медицины и соответствующих диагностических и лечебных технологий. Применение их на практике продиктовало необходимость решения ряда правовых вопросов [8].
На современном этапе существования медицины и здравоохранения правовое и этическое регулирование отношений между пациентом и врачом, вопросов оказания различных видов медицинской помощи, проведения биомедицинских исследований и экспериментов, использования новых методов диагностики и лечения, а также многого другого получило интенсивное развитие. Подтверждением этому служит принятие в последние годы большого количества законодательных актов, документов международных и российских правительственных и неправительственных организаций по данным направлениям, постепенное выделение медицинского права в самостоятельную отрасль, возникновение новой области гуманитарного знания — биомедицинской этики (биоэтики) [9, 18]. Россия вошла в состав цивилизованных государств, представленных на международном уровне своей Национальной ассоциацией медицинского права (НАМП).
В целом взаимосвязь медицины и права как двух отраслей общественных отношений привлекает в настоящее время повышенное внимание. Связано это с целым рядом причин, основными из которых, по справедливому замечанию С. Г. Стеценко [22], является смена приоритетов в вопросах регламентации оказания медицинской помощи населению, а также интенсивный прогресс ряда направлений медицинской науки. Пра-
вовое регулирование медицинской деятельности на сегодняшний день стало одним из главных направлений развития отечественного здравоохранения.
Анализ процесса становления и развития этикоправовой ситуации в системе здравоохранения России позволяет говорить о том, что медицинское право и биоэтика уже стали неотъемлемой частью российской медицины. Однако, несмотря на это, этико-правовые подходы и инструментарий зачастую еще не играют той роли, которую они должны играть в системе управления здравоохранением страны, в организации медицинской помощи населению. При этом исследование существующих этических и правовых проблем приобретает особую актуальность, поскольку недостаток знаний по этим вопросам препятствует созданию и реализации оптимальной концепции реформирования здравоохранения России как на федеральном, так и на региональном уровнях [9].
В последние годы в связи с кардинальными изменениями политических и социально-экономических условий хозяйствования во всех сферах, включая здравоохранение, у пациента появилась принципиальная возможность не только выбора лечебного учреждения, врача, методов диагностики, профилактики и лечения, но и отстаивания своих интересов в различных государственных и негосударственных органах. Уже не является редкостью, когда жалобы и заявления заинтересованных лиц направляются в органы прокуратуры, суды, комитеты и другие организации по защите прав потребителей, органы власти и управления. По обращениям граждан возбуждаются гражданские и уголовные «врачебные» дела, проводятся ведомственные проверки, что отражается на деятельности многих учреждений здравоохранения, юрисдикционных органов, а также непосредственно вовлеченных в сферу того или иного вида производства медицинских работников и их пациентах [13].
Подобная ситуация не является исключительной и характерной лишь для России. Количество жалоб и претензий к медицинским работникам в развитых странах Европы и Америки также имеет тенденцию к нарастанию. Так, например, в США каждый седьмой врач привлекался к уголовной или гражданской ответственности, а в Калифорнии — каждый четвертый. В период с 1991 по 1994 год число выплат по искам в этой стране увеличилось вдвое по сравнению с предшествующим периодом и составило более 800 тысяч. При этом выплачиваемые в качестве компенсации суммы были весьма значительны. В 79 случаях они превышали 1 млн долларов США. Выплачивать такие крупные суммы практическим врачам в большинстве случаев не под силу, что обусловливает роль медицинского страхования. В Великобритании в 1995 году судебные расходы, связанные с рассмотрением дел о врачебных ошибках, составили около 150 млн фунтов стерлингов. Во Франции общее количество уголовных дел и наложенных на медицинских работников уголовных наказаний относительно невелико, но позво-
ляет судить о наличии тенденции к росту числа дел, которые выигрывают пациенты. В последнее десятилетие ХХ века в Германии число исков к врачам и клиникам по поводу некачественного оказания медицинской помощи увеличилось в 5 раз. Следует отметить, что по опыту зарубежных стран наиболее часто конфликты с пациентами возникают в хирургии (офтальмологической, косметологической), стоматологии, акушерстве и гинекологии [5, 7, 8].
В отечественной литературе обобщенные данные о случаях причинения вреда пациентам, послуживших причиной судебных разбирательств в рамках как гражданских, так и уголовных процессов, встречаются исключительно редко. Мониторинг судебных разбирательств, связанных с оказанием медицинской помощи, ведется только в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Большой интерес представляют данные ежегодно проводимого Федеральным фондом ОМС анализа ведомственной статистической отчетности по форме «ПГ» «Организация защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования». Так, в период с 1996 по 2003 год показатель обращаемости застрахованных пациентов с жалобами по поводу нарушения их прав вырос практически в 11,5 раза (с 36 900 случаев в 1996 г. до 423 754 в 2003-м). В судебном производстве находилось 4 475 дел. Их количество возросло с 218 в 1996 году (из них удовлетворено 57 исков) до 661 в 2003-м (удовлетворено 288). Общие суммы возмещения увеличились с 0,33 млн руб. в 1996 году до 3,71 млн руб. в 2003-м. Сумма возмещения в среднем на иск в 2003 году составила 12 896,0 руб. (против 5 790 руб. в 1996 г.) [1, 5, 10].
Как указывает И. Ю. Григорьев, в настоящее время в России отмечается тенденция снижения числа уголовных дел против врачей и увеличения дел гражданско-правовых, которая свидетельствует о том, что пациенты все меньше хотят «посадить» врача и все больше стремятся к материальной компенсации причиненного им вреда [5]. Это подтверждается, например, данными Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы. В соответствии с ними в период с 1990 по 2000 год общее количество «врачебных» дел увеличилось с 44 до 91. При этом число уголовных дел уменьшилось с 40 в 1990 году до 33 в 2000-м, в то время как число гражданско-правовых дел, напротив, увеличилось с 4 в 1990 году до 58 в 2000-м (т. е. в 14,5 раза) [7].
Значительный рост числа жалоб граждан на неправильные или неправомерные действия медицинских работников при исполнении ими своих профессиональных обязанностей обусловил возрастание в последние годы и количества судебно-медицинских экспертиз, проведенных в гражданском процессе, в котором в качестве ответчиков выступают учреждения здравоохранения, а третьими лицами — специалисты-медики (в основном врачи) [16]. Анализ структуры этих экспертиз, выполненных в Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы за 1999—2001 годы,
позволяет говорить об устойчивой тенденции увеличения их числа (более чем в 2 раза). При этом больше всего гражданских исков было подано на действия врачей-стоматологов, в основном стоматологов-тера-певтов и стоматологов-ортопедов (в группе врачей терапевтического профиля); офтальмологов, акушеров-гинекологов, хирургов (в группе врачей хирургического профиля); врачей, практикующих в области пластической хирургии и косметологии (из них чаще всего претензии предъявлялись к врачам, производившим операции по коррекции лица или его частей, а также формы и размеров молочных желез и других частей тела) [16].
Таким образом, увеличение числа так называемых «врачебных» дел, привлечений работников системы здравоохранения к уголовной и гражданской ответственности свидетельствует о несомненном повышении правовой грамотности населения и, соответственно, его требований к качеству медицинской помощи [7, 14]. Об этом свидетельствует и специальное социологическое исследование, поведенное в Республике Татарстан. Респонденты (более 500 жителей г. Казань) при ответе на вопрос «Готовы ли Вы обратиться в суд в случае нанесения ущерба Вашему здоровью или здоровью Ваших близких?» дали положительный ответ («да» или «скорее да, чем нет») в 49,3 % случаев. В большинстве своем это будут делать лица, наиболее информированные в сфере прав граждан при получении медицинской помощи.
Данным исследованием была также определена связь между готовностью респондента обратиться в суд и его возрастом. Установлено, что исковые заявления в суд подадут прежде всего молодые граждане — новое поколение; можно также ожидать, что от 30 до 50 % взрослого населения в спорных ситуациях в системе здравоохранения будут отстаивать свои права, проявляя различные виды активности [14]. Следовательно, отечественному здравоохранению, страховым организациям, ассоциациям врачей и конкретным медицинским работникам необходимо быть готовыми к такому проявлению правосознания граждан. Тем более что процесс повышения правовой грамотности населения в дальнейшем активизируется в связи со все более широким освещением в обществе информации о правах граждан при получении медицинской помощи, о возможности и порядке возмещения физического и морального вреда пациентам. К тому же в настоящее время идет постепенное становление института адвокатуры по вопросам медицины [14, 22].
Показательным является и мнение медицинских работников относительно возможных юридических последствий своих действий в ходе лечебно-диагностического процесса. Так, при проведении анонимного анкетирования 50 врачей ряда лечебно-профилактических учреждений г. Самары каждый второй респондент (57 %) отметил в своей практике случаи, которые могли, на его взгляд, закончиться обращением пациента в суд [17].
Данные факты заставляют по-новому рассматривать аспекты отношения медицинских работников к юридической регламентации охраны здоровья населения, к овладению ими знаниями по правовым вопросам медицинской деятельности. Без изучения фундаментальной законодательной базы и применения специалистами отрасли современных правовых знаний и умений не может быть и речи о проведении эффективного реформирования и дальнейшего развития здравоохранения страны [3, 22].
Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации (РФ) об охране здоровья граждан, сертификат специалиста выдается медицинскому работнику только при наличии надлежащих знаний по теории и практике избранной специальности и вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан [15]. Несмотря на это, в настоящее время уровень медико-правовых знаний у лиц медицинского персонала зачастую крайне низок, а правовая подготовка специалистов сферы здравоохранения как важнейшая составная часть их общей профессиональной подготовки в большинстве регионов страны находится в неудовлетворительном состоянии. Действительно, далеко не все врачи, не говоря уже о среднем медицинском персонале, четко знают как свои права и обязанности, так и права пациентов. А ведь сегодня знание прав пациента стало необходимым абсолютно для всех, в том числе и для медицинских работников, не только по соображениям их надлежащего соблюдения, но и потому, что все люди без исключения и независимо от профессиональной принадлежности в тот или иной период своей жизни становятся пациентами [19, 21].
Являясь высшими ценностями, жизнь и здоровье человека в реальности нередко оказываются, в буквальном смысле слова, в руках конкретного врача, медицинской сестры и в такой ситуации полностью зависят не только от уровня профессиональных знаний медицинских работников, но и от их добросовестности, правопослушности. Последняя во многом определяется уровнем правовой культуры, внутренней готовности строго соблюдать требования закона при оказании медицинской помощи, неукоснительно выполнять свой профессиональный долг.
Как мировая, так и отечественная юридическая и медицинская практики свидетельствуют — качество и эффективность лечебно-диагностической помощи населению, реальное обеспечение прав и законных интересов граждан в области охраны здоровья находятся в прямой зависимости от правовой культуры медицинских работников. Кроме того, приобретение специалистами сферы здравоохранения медико-правовых знаний ведет к снижению (профилактике) случаев ненадлежащего оказания медицинской помощи и, следовательно, количества гражданских исков пациентов на возмещение причиненного ущерба и морального вреда. Таким образом, приобретать правовые знания становится экономически выгодно [20, 21]. Особое значение это имеет для должностных лиц, руководя-
щего звена учреждений и организаций здравоохранения, что обусловлено более высокими требованиями, предъявляемыми на современном этапе развития страны к профессиональному уровню управленческого персонала системы здравоохранения. От решения такой стратегической задачи, как подготовка специалистов не только по основным направлениям деятельности отрасли, но и по вопросам современного медицинского права, в том числе международного, будет в значительной степени зависеть успех реформ в здравоохранении. В связи с этим, с учетом социальноэкономических процессов, происходящих в государстве, необходимости создания и развития цивилизованного общества, отличающегося здоровым образом жизни и заботой о сохранении здоровья населения, нужны руководители и специалисты нового типа, обладающие знаниями, навыками и умениями в области права и юриспруденции [3, 20].
В то же время социологические исследования показывают, что сами медицинские работники осознают свою недостаточную правовую подготовленность. Это подтверждается, в частности, данными анкетирования, проведенного НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко РАМН, в котором участвовали 300 врачей. Более 50 % респондентов указали на необходимость повышения знаний по правовым основам их деятельности, проведения большой работы в обществе по изменению роли пациента в процессе принятия решения и готовности врача к этому изменению [24]. Подобные факты приводит в своих публикациях и Ю. Д. Сергеев [21].
В сложившемся положении помимо причин объективного характера (несовершенство и неполнота законодательной базы в сфере здравоохранения на протяжении многих десятилетий, отсутствие действенных механизмов обеспечения прав пациентов, существовавший ранее монополизм государственной формы собственности) важное значение имеют и субъективные факторы. Одним из них является правовой нигилизм, которым Россия славилась с незапамятных времен. Многие россияне (в том числе и медицинские работники) и сегодня с недоверием относятся к формальным юридическим процедурам, к действующим законам. Не случайно на открытии I Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, состоявшегося в июне 2003 года в Москве, бывший в то время министром здравоохранения РФ академик РАМН Ю. Л. Шевченко обратил внимание на эту проблему. В своем выступлении он отметил, что «мы живем... на чувственных началах, на корпоративных принципах (что касается врачебной среды), нас защищают наши учителя, старшие товарищи, всевозможные комиссии, рабочие группы», в то время как «весь мир давно уже живет по законам, конкретно прописанным, конкретно трактуемым, причем как в отношении медицинского персонала, так и в отношении пациента» [23]. Безусловно, для подобного неверия и неприятия существуют основания, и решить эту
проблему, пока государство не начнет уделять здравоохранению, этой важнейшей сфере жизни общества, достойное внимание, будет чрезвычайно сложно. Тем не менее законы нужно знать, правильно и своевременно применять, поскольку они являются в первую очередь не запретом или ограничением, а действенным средством, позволяющим эффективно пользоваться своими правами, не затрагивая и не нарушая при этом прав и свобод других граждан и юридических лиц [21].
В блоке субъективных факторов правовой неграмотности медицинских работников можно назвать и одну из самых больных проблем отечественного здравоохранения — большинство российских врачей не читает специальной медицинской литературы, необходимой им по профилю деятельности [2]. Стоит ли говорить о литературе, касающейся юридических аспектов медицины? И дело здесь не в том, что наши врачи нелюбознательны или умственно ленивы. Это совсем не так. В каждом учреждении здравоохранения есть немало энергичных и любознательных людей, которые при этом не имеют возможности регулярно и своевременно знакомиться с необходимой литературой. Причины — и в неудовлетворительном состоянии библиотечного фонда лечебно-профилактических учреждений и в малом количестве подобной литературы. Кроме того, многие нормативные правовые акты сложны для понимания не имеющего юридической подготовки врача, дорогостоящие научно-практические комментарии к ним также часто написаны языком, понятным лишь квалифицированным юристам [21]. В последнее время ситуация с литературой улучшилась. На полках книжных магазинов появляются издания по вопросам медицины и права как научно-популярного, так и учебно-методического характера. Но следует отметить, что многие из них ориентированы в первую очередь на пациентов, а не на медицинских работников.
Подобный «перекос» ощущается и в действующем законодательстве. Например, защите прав пациентов в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан посвящено 18 статей и лишь одна — защите прав врача. Такая правовая незащищенность медицинских работников создает благоприятный фон для увеличения количества необоснованных претензий в их адрес, появления исков по заведомо ложным обвинениям с корыстной целью. Все это, естественно, крайне отрицательно сказывается на деятельности учреждений здравоохранения и конкретных медицинских работников. Не вызывает сомнений тот факт, что правам пациента необходима надежная защита, но это должно быть неразрывно связано с ростом социально-правовой защищенности врача, всего медицинского персонала. Как справедливо отметил в своем выступлении на вышеназванном Всероссийском съезде президент НАМП, член-корреспоцдент РАМН, профессор Ю. Д. Сергеев, не нужно «уменьшать» права пациента, следует «увеличить» права медицинских работников [21, 23].
Возвращаясь к вопросу о возможности получения информации о юридических аспектах здравоохранения и медицины, необходимо отметить, что с развитием компьютерных технологий большим подспорьем для медицинских работников является возможность использования ресурсов существующих информационно-правовых систем, таких, как «Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс». Сложности при этом возникают, конечно, для специалистов, работающих в сельской местности.
И наконец, в качестве третьего субъективного фактора, способствующего сохранению проблемы юридической неподготовленности медицинских работников, можно назвать противоречия, существующие между юристами и медиками в вопросах законотворчества в области здравоохранения, разобщенность представителей правовой и медицинской науки. Действительно, несмотря на то, что профессии врача и юриста, как это ни покажется странным на первый взгляд, имеют много общего (история возникновения профессий, восходящая к истокам цивилизации, призвание к защите высших человеческих ценностей, их высокая востребованность обществом и, соответственно, высокие требования общества к квалификации врача и юриста, что предопределяет меру их ответственности перед законом) [4]), понимание между представителями этих сфер общественных отношений зачастую отсутствует. В настоящее время новые законы о здравоохранении и медицинской деятельности часто создаются не профессиональными юристами, а медицинскими работниками (и другими специалистами). Это приводит к тому, что они во многих случаях недостаточно проработаны и строятся в соответствии с медицинскими, а не правовыми критериями, отсюда их незавершенность и нередко невостребованность [11]. В других ситуациях все происходит с точностью до наоборот, и законы, написанные исключительно с юридических позиций, становятся трудными для восприятия медицинскими работниками или вовсе непонятны им.
Данные факты, безусловно, не способствуют повышению уровня медико-правовых знаний специалистов сферы здравоохранения. Преодолевать подобные противоречия и разобщенность необходимо и потому, что множество новых и дискуссионных проблем, лежащих на стыке права, биологии, генетики и медицины (в том числе физиологии и нейрофизиологии, психологии и патопсихологии, неврологии и психиатрии, геронтологии и гериатрии и т. п.), возможно решить на современном уровне только совместными усилиями представителей различных областей научных знаний
— учеными и практиками, в том числе медицинскими работниками и юристами. При этом эффективность результатов их сотрудничества несомненно повысится, если содержание и практика взаимоотношений будут, ради пользы дела, строиться на основе взаимопонимания и уважения к иному мнению, корректности, терпимости, учета законоположений [12].
Следует отметить, что с некоторыми из перечисленных проблем сталкиваются и в странах Европы. Так, среди основных факторов, мешающих реализации прав пациента в европейских государствах, указываются такие, как незнание специалистами-меди-ками действующего медицинского законодательства, консервативный подход некоторых врачей к правам пациентов и их участию в принятии решений, непонимание, существующее между юристами и специалис-тами-медиками, и др. [25].
В заключение хотелось бы отметить, что формировать багаж правовых знаний у медицинских работников необходимо со студенческой скамьи. Этой теме мы посвятим одну из следующих публикаций, в которой попытаемся наметить возможные пути выхода из ситуации, сложившейся в области правового обучения специалистов сферы здравоохранения России, а также проанализируем данные социологического исследования, проведенного среди врачей Северо-Запада России и посвященного затронутой проблематике.
И в качестве эпилога процитируем видного отечественного ученого профессора Н. И. Гуревича, который еще в 1948 году на страницах журнала «Хирургия» писал: «... врачебные контингенты, не инструктированные в юридических нормах своей профессии за время прохождения академического курса, когда становятся лицом к лицу с многообразием и сложностью практической деятельности врача, не могут не испытывать серьезных затруднений и нередко тягостных переживаний» [6].
Список литературы
1. Азаров А. А. Организационно-правовое обеспечение конституционного права граждан на медицинскую помощь / А. А. Азаров, И. А. Захаров, Н. В. Косолапова, О. В. Никульникова // Здравоохранение. — 2000. — № 10. — С. 15—23.
2. Врач нечитающий — одна из самых больных проблем отечественного здравоохранения. Постановка вопроса. (Редакционный материал) // Главный врач. — 2002. — № 2. — С. 58.
3. Герасименко Н. Ф. Правовые знания — фундаментальная основа развития отечественного здравоохранения / Н. Ф. Герасименко, Ю. И. Григорьев, И. Б. Истомина // Здравоохранение. — 1999. — № 4. — С. 23—26.
4. Глазырин Ф. В. Сходство двух профессий: врач — юрист / Ф. В. Глазырин // Медицинское право. — 2003.
— № 3. — С. 15—18.
5. Григорьев И. Ю. Юридическая оценка врачебных ошибок и дефектов медицинской помощи / И. Ю. Григорьев // Проблемы управления здравоохранением. — 2003.
— № 2 — С. 11—20.
6. Гуревич Н. И. Несколько замечаний к статье доц. И. Я. Бычкова «Юридические вопросы в хирургической практике» / Н. И. Гуревич // Хирургия. — 1948. — № 5. — С. 13—19.
7. Жаров В. В. Практика возбуждения гражданских и уголовных «врачебных» дел / В. В. Жаров, С. П. Фадеев // Здравоохранение. — 2001. — № 10. — С. 161 —166.
8. Жиляева Е. П. Аналитический обзор по защите прав пациентов в промышленно развитых странах / Е. П. Жи-
ляева, Е. В. Жилинская, В. Ю. Семенов и др.; Под ред.
B. В. Гришина. — М.: Федеральный фонд ОМС, 1997. — 108 с.
9. Зыятдинов К. Ш. Некоторые этико-правовые проблемы взаимоотношений врача и пациента / К. Ш. Зыят-динов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2000. — № 2. — С. 22—25.
10. Итоги деятельности системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2003 год // Вестник обязательного медицинского страхования. — 2004. — № 4. — С. 26—57.
11. Косарева В. Ю. Право и медицина: проблемы взаимодействия. К итогам Всероссийской научно-практической конференции / В. Ю. Косарева // Журнал российского права. — 2003. — № 7. — С. 154—158.
12. Михеев Р. И. Пути научного сотрудничества юристов и медиков на рубеже столетий / Р. И. Михеев // Медицина и право — материалы конференции, Москва, февраль 1999 г. — М.: Издательство МАП, 1999. —
C. 46—57.
13. Мохов А. А. Разрешение «врачебных дел» органами негосударственной гражданской юрисдикции /
A. А. Мохов // Медицинское право. — 2004. — № 1. — С. 44—48.
14. Назарова И. Б. Права пациента и его отношение к здоровью (на примере Республики Татарстан) / И. Б. Назарова // Здравоохранение. — 1999. — № 3. — С. 54—61.
15. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. —№ 33.
16. Пашинян Г. А. Экспертиза профессиональных ошибок медицинских работников в гражданском судопроизводстве / Г. А. Пашинян, В. В. Жаров, В. В. Зайцев // Медицинское право. — 2004. — № 1. — С. 37—41.
17. Сергеев В. В. Медицинские и юридические аспекты врачебных ошибок / В. В. Сергеев, С. О. Захаров // Здравоохранение Российской Федерации. — 2000. — № 1. — С. 7—9.
18. Сергеев В. В. О преподавании медицинского права и биоэтики / В. В. Сергеев, С. О. Захаров, Е. Р. Ильина,
B. А. Купряхин // Медицинское право. — 2003. — № 3.
— С. 49—51.
19. Сергеев Ю. Д. Согласие и право на медицинское вмешательство / Ю. Д. Сергеев // Медицинская газета.
— 1996. — № 40. — С. 6—7.
20. Сергеев Ю. Д. Медик и закон / Ю. Д. Сергеев // Медицинская газета. — 1996. — № 96. — С. 6.
21. Сергеев Ю. Д. Лучшая защита и пациента, и врача
— в знании законов / Ю. Д. Сергеев // Медицинская газета. — 1997. — № 28. — С. 8—9.
22. Стеценко С. Г. Защита прав пациента и информированное согласие / С. Г. Стеценко // Здравоохранение.
— 2001. — № 12. — С. 129—135.
23. Федотов С. Всероссийский съезд (Национальный конгресс) по медицинскому праву (информационный обзор открытия съезда) / С. Федотов // Медицинское право. — 2003. — № 3. — С. 55—62.
24. Филатов В. Б. Этические и правовые основы во взаимоотношениях врача и пациента / В. Б. Филатов, Р. В. Коротких, Н. Х. Лукова // Здравоохранение. — 2001. — № 3. — С. 173—175.
25. Фоллберг Л. Последствия Амстердамской декларации — революция прав в Европе? / Л. Фоллберг // Медицинское право. — 2004. — № 1. — С. 48—51.
PROBLEM OF LEGAL AWARENESS ENHANCEMENT AMONG MEDICAL PROFESSIONALS
Ye. Yu. Yatsenko, S. D. Emmanuilov, *V. V. Popov,
**O. A. Tsyganova
Health Care Department of Arkhangelsk region administration,
*Northern State Medical University,
**Regional fund of obligatory medical insurance, Arkhangelsk
The authors of the article point out that legal regulation in the sphere of medical activity is one of priority directions of blighty health care system development nowadays. Data on trials in the system of obligatory medical insurance and sociological researches indicate the significant increase of citizens complaints against wrong and lawless actions during executing professional duties by medical specialists. This fact speaks about enhancement of populations legal awareness. At the same time it is pointed out that insufficient level of medical and juridical knowledge of medical professionals balks effective reforms and further development of the branch. The authors examine the factors which cause the problem of juridical unfitness of medical professionals.
Key words: legal awareness, legal regulations, medical-juridical knowledge, medical law.