Научная статья на тему 'Повышение эффективности правового образования в условиях междицсиплинарной интеграции в школе'

Повышение эффективности правового образования в условиях междицсиплинарной интеграции в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВО / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LEGAL EDUCATION / LAW / INTERDISCIPLINARY APPROACH / LEGAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фефелов С.В., Агаева А.В.

В статье анализируются проблемы организация правового образования в школе. Предлагается новый подход к правовому образованию при реализации основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Обосновывается необходимость межпредметной интеграции для формирования правовой компетентности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF LEGAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION AT SCHOOLS

The article analyzes the problems of the organization of legal education in schools. It proposes a new approach to legal education in the implementation of basic educational programs of basic general and secondary general education. The author substantiates the necessity of interdisciplinary integration for the formation of students' legal competence.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности правового образования в условиях междицсиплинарной интеграции в школе»

УДК 373.1 ФЕФЕЛОВ С.В.

доктор исторических наук, профессор, кафедра истории правовых учений, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: t-igip@list.ru АГАЕВА А.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра истории правовых учений, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail:alb-agaeva@yandex.ru

UDC 373.1 FEFELOV S.V.

Doctor of Historical Sciences, professor, Department of History of Legal Studies, Orel State University E-mail: t-igip@list.ru AGAEVA A.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Department of History of Legal Studies, Orel State University

E-mail: alb-agaeva@yandex.ru

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖДИЦСИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ШКОЛЕ

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF LEGAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION AT SCHOOLS

В статье анализируются проблемы организация правового образования в школе. Предлагается новый подход к правовому образованию при реализации основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Обосновывается необходимость межпредметной интеграции для формирования правовой компетентности учащихся.

Ключевые слова: правовое образование, право, междисциплинарный подход, правовая компетентность.

The article analyzes the problems of the organization of legal education in schools. It proposes a new approach to legal education in the implementation of basic educational programs of basic general and secondary general education. The author substantiates the necessity of interdisciplinary integration for the formation of students' legal competence.

Keywords: legal education, law, interdisciplinary approach, legal competence.

Правовое образование в рамках школы является одним из значимых факторов личностного развития обучающихся. Формирование социально активной личности, занимающей активную гражданскую позицию, в полной мере отвечает запросам устойчивого общественного развития.

Формирование институтов гражданского общества в России идет медленно, достаточно высоким остается уровень правового нигилизма и наоборот низким уровень правовой грамотности. Личность, у которой не сформирован определенный уровень правовой компетентности, подвергается более высокому риску нарушения его прав в различных сферах жизни. Как отмечают исследователи, «именно правовая личность способна использовать право, формальную правовую свободу, реализует свою активность, права контроля и самозащиты от правового и политического неравенства, нарушений прав и свобод человека» [4, с. 5].

Нормативной основой для реализации правового образования в школе являются Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего общего образования. Их положения ориентируют педагогов на формирование у учащихся социальной активности, уважения к закону и правопорядку, осознания ответственности как

перед семьей, так и перед обществом и государством. Сформированное правосознание рассматривается как один из значимых результатов освоения обучающимися образовательной программы.

Правовое образование в школе должно носить системный характер и способствовать формированию как личностных значимых характеристик обучающегося, так предметных и метапредметных результатов. Результатом правового образования должна стать правовая компетентность выпускника школы.

Применение компетентностного подхода при реализации правового образования в школе является оправданным, так как обеспечивает формирование значимых личностных качеств и формированию необходимых компетенций, способствует саморазвитию и самоопределению обучающихся. также считаем, что необходимо исходить из широкого понимания компетентности как результата овладения обучающимся на достаточном уровне необходимыми компетенциями [2].

Ранее нами уже отмечалась целесообразность и продуктивность компетентностного подхода, так как он, во-первых, «не приводит к противопоставлению компетентности и готовности, а, во-вторых, он позволяет рассматривать готовность как систему сформированных компетенций» [3, с. 301].

© Фефелов С.В., Агаева А.В. © Fеfelov S.V., Agaeva A.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Правовая компетентность при этом может быть рассмотрена как результат овладения правовыми компетенциями. Последние подразумевают и определенные знания, умения, навыки правового характера, и социально-значимые качества личности, указывающие на уровень правосознания и правовой культуры индивида. Личностный компонент играет огромную роль, поскольку указывает на те качества личности, которые обеспечивают ее правовую социализацию [1].

Однако не менее значимым является и когнитивный компонент. Его формирование подразумевает получение определенных результатов в предметной области обществоведческого характера.

В рамках основного общего образования данная область получила название «Общественно-научные предметы», в рамках среднего общего образования -«Общественные науки».

К сожалению, как отдельный предмет «Право» предусмотрено только Федеральным образовательным стандартом среднего общего образования. На предыдущей ступени образования цели правового образования достигаются через учебный курс «Обществознание». В рамках его изучения у обучающихся необходимо сформировать определенный уровень правосознания, позволяющий соотносить свое поведение и поведение других людей с нормами, закрепленными в российском законодательстве и осознавать значимость обеспечения правопорядка правовыми средствами. Считаем, что формирование столь значимой цели в рамках достаточно объемного курса «Обществознание» достаточно затруднительно и не позволяет учащемуся овладеть необходимыми знаниями на системном уровне. Обширность и динамичность отечественного законодательства требует выделения уже на данной ступени образования отдельного предмета «Право». Изучение правовых вопросов в рамках «Обществознания» приводит к формированию у учеников фрагментарных правовых знаний и затрудняет понимание ценности системы правового регулирования. Негативным результатом такого подхода является незнание подростками правовых способов разрешения правозначимых ситуаций.

В рамках среднего общего образования предусмотрено изучение права как отдельного предмета на базовом и углубленном уровне. На базовом уровне у обучающихся формируют систему правовых знаний и представлений о государстве и его основных характеристиках, о праве и правовых нормах, российской системе законодательства, юридической деятельности и судоустройстве. В результате овладения данным курсом обучающиеся должны уметь разграничивать правомерное и противоправное поведение, владеть навыками применения права и поиска правовой информации. Правовая социализация выпускников не возможна без знания ими способов разрешения правовых конфликтов, определенного уровня правового мышления и умения применять эти знания в конкретных жизненных ситуациях в границах правомерного поведения.

Изучение права на углубленном уровне не пред-

полагает более глубокое, детальное изучение и освоение тех же самых вопросов, что и на базовом уровне. Выпускник школы, освоивший право на углубленном уровне овладевает навыками правовой аргументации, более глубоким знанием особенностей российской правовой системы, умеет не только применять правовые нормы, но и оценивать их.

В целом, такая система организации правового образования в современной школе имеет как ряд достоинств, так и ряд недостатков. К первым можно отнести комплексность изучения права как одного из регуляторов, входящих в систему социальных норм. Ко вторым, - неизбежные издержки такого подхода, когда к трактовке правовых понятий, толкованию норм права, учитель подходит не с чисто юридических, а с более широких обществоведческих позиций. Это увеличивает риск деформации правосознания обучающегося, формирования у него искаженного, чаще всего, упрощенного, представления о праве.

Фрагментарность правового образования в школе усиливается за счет того, что отсутствуют системные межпредметные связи между предметами обществоведческого блока и иными предметами. Например, изучение предмета «Информатика» предполагает формирование у выпускника школы понимания правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. Это весьма значимая задача в условиях нарастания цифровизации общества и формирования цифровой экономики. Считаем, что решение данной задачи должно обеспечиваться именно через изучение правового компонента. Ученик должен понимать границы правомерного поведения в сети Интернет, знать признаки мошеннического, противоправного поведения в информационной сети, знать основы права интеллектуальной собственности и принципов информационной безопасности.

Такая же проблема межпредметной разорванности существует и применительно к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Одним из результатов его освоения должны быть сформированные у обучающегося представления о противоправных действиях экстремистского и террористического характера, система знаний основ обороны государства и прохождения воинской службы и несения воинской обязанности. Очевидно, что для достижения значимого результата выпускник, как минимум, должен знать нормативные основы российской системы чрезвычайных ситуаций, основы военного права. Однако включенность этих вопросов в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» повышает риск их фрагментарного, бессистемного изучения.

Решение сложившейся ситуации разорванности правового компонента за счет распределения в «теле» различных учебных предметов требует интегративного междисциплинарного подхода. Это значит, например, что, изучению вопросов противоправного поведения в сети Интернет должна предшествовать сформированные в рамках предмета «Право» система представлений

о противоправном поведении в целом, знание основ уголовного права, умение различать правомерное и противоправное поведение. Аналогично, формирование знаний о российской системе чрезвычайных ситуаций должно базироваться на системных знаниях функций государства, системы государственных органов.

Именно при таком подходе удастся улучшить пра-

вовую компетентность выпускников школ, разрешить ситуацию формального подхода к изучению правового компонента в рамках непрофильных дисциплин. Значимым является и то, что межпредметная интеграция позволяет лучше мотивировать обучающихся, формирует у них понимание многообразия жизненных ситуация, в которых необходимы те или иные правовые компетенции.

Библиографический список

1. ИголевичН.И., Майоров В.И. Профессиональная подготовка юриста: компетентностный подход и базовая модель компетентности // Право и образование. 2008. №10. С. 17-19.

2. Ишкильдина Г.Р. Правовая компетентность личности в период модернизации современного российского общества // Евразийский юридический журнал. 2012. № 10 (53). С. 126-129.

3. Образцов П.И., Агаева А.В. Коммуникативная готовность в системе профессиональной подготовки студентов-юристов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2(46). С. 299-302.

4. ПлешковаИ.А. Особенности правового образования в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С. 5-12.

References

1. Igolevich N.I., Mayorov VI. Professional training of a lawyer: competence approach and basic competence model // Law and Education. 2008. №10. p. 17-19.

2. Ishkildina G.R. Legal competence of the individual in the period of modernization of modern Russian society // Eurasian legal journal. 2012. № 10 (53). p. 126-129.

3. ObraztsovPI,AgaevaA.V. Communicative readiness in the system oftraining law students // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Humanities and Social Sciences. 2012. № 2 (46). p. 299-302.

4. Pleshkova I.A. Features of legal education in the modern school // Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2012. № 2. Pp. 5-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.