Научная статья на тему 'Формирование правовой компетентности бакалавров педагогики'

Формирование правовой компетентности бакалавров педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Жанна Сергеевна

В статье рассматривается возможность формирования правовой компетенции бакалавров педагогики в условиях модернизации высшего образования. Анализируется понятие «правовая компетентность» и основные факторы формирования правовой компетентности. Показана важная роль социокультурной среды вуза в развитии правовой активности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Жанна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой компетентности бакалавров педагогики»

УДК 378.016

Максимова Жанна Сергеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики филиала Кемеровского государственного университета в г. Анжеро-Судженске, maks.js@mail.ru, Анжеро-Судженск

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В статье рассматривается возможность формирования правовой компетенции бакалавров педагогики в условиях модернизации высшего образования. Анализируется понятие «правовая компетентность» и основные факторы формирования правовой компетентности. Показана важная роль социокультурной среды вуза в развитии правовой активности студентов.

Ключевые слова: правовая компетентность, правовая подготовка, междисциплинарная интеграция, социокультурная среда.

Maksimova Zhanna Sergeevna

Candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer of chair ofpsychology and pedagogics of the branch of Kemerovo State University in Anzhero-Sudzhensk, maks.js@mail.ru, Anzhero-Sudzhensk.

FORMATION OF THE LEGAL COMPETENCE OF PEDAGOGICS BACHELORS

Abstract. The article considers the possibility of forming of legal competence in the training system of teachers in the conditions of modernization of higher education. The article offers the analysis the concept of «legal competence» and the main factors of its forming. The important role of social - cultural environment of the university in the development of independent legal activity of students was shown.

Key words: the legal competence, legal training, interdisciplinary integration, social - cultural environment.

Интеграция российского высшего образования в единое европейское образовательное пространство определила переход на двухуровневую систему образования и поставила перед высшим профессиональным образованием задачу проектирования ком-петентностной модели выпускника вуза, отражающей междисциплинарные требования к результату образования.

Реализация данной модели вузами требует: разработку содержания дисциплин, выделяющего из обширного объема знаний умений и навыков типовые проблемы и задачи, решение которых требует профессия; поиск таких технологий диагностики результатов освоения дисциплины, которые соответствуют трудоемкости дисциплины и приобретаемым компетенциям.

Предметом данной статьи является рассмотрение в контексте перечисленных задач сущности правовой компетентности бакалавров педагогики, специфики ее развития,

возможности организации социокультурной среды вуза, способствующей формированию правовой компетентности.

В научно - педагогическом сообществе России все еще велик разброс мнений относительно трактовок терминов компетентность, педагогическая компетентность и правовая компетентность педагога. Приведем ряд определений термина правовая компетентность, используемых в диссертационных исследованиях последнего десятилетия.

Правовая компетентность - интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний, в способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально - ценностных характеристик личности учащихся, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения учащихся. Структура правовой компетентности включает ценностный, когнитивный, коммуникативный и рефлексивный ком-

поненты. Уровни развития: интуитивный (низкий); нормативный (средний); активный (высокий); креативный (высший) [3, с. 4].

Правовая компетентность - готовность применять систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой защиты детства, правового воспитания обучающихся. Структура правовой компетентности: мотивационно-ценностный,

когнитивный, коммуникативный и деятельностно-рефлексивный компоненты [4, с. 3].

Утверждение в 2009 году квалификационных характеристик должностей работников образования законодательно закрепило понятия компетентность, профессиональная, информационная, правовая компетентность и др. В этом документе под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач [2, с. 2].

Рассматривая все перечисленные определения можно сделать следующие замечания. Сущность, структура, уровни формирования правовой компетентности педагога, взаимосвязь с другими педагогическими компетенциями понимаются исследователями неоднозначно и основная причина многообразия мнений - недостаток фундаментальных знаний о личности в современной науке. По-нашему мнению, нельзя определять правовую компетентность педагога как способность оказывать влияние на процесс развития и саморазвития социально - ценностных характеристик личности учащихся. Также нельзя определять правовую компетентность педагога как способность осуществлять правовое воспитание, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения учащихся. Поскольку, безусловно, эффективное выполнение перечисленных видов педагогической деятельности требует, не только сформированности всех профессиональных, общекультурных компетенций

педагога, но и сформированного опыта социально - ценностной деятельности личности студента, что возможно только при определенных педагогических условиях.

Принимая во внимание дискуссионность термина, правовая компетентность педагога в качестве рабочего примем следующее определение: правовая компетентность педагога - готовность соблюдать и защищать права педагогов, обучающихся, их родителей или законных представителей способами, предусмотренными законом.

Формирование правовой компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки происходит: в процессе учебной деятельности по освоению дисциплин, содержащих правовые знания; в процессе реализации социально-правовой активности личности; в процессе деятельности студента в период педагогической практики; в процессе самообразования и профессионального самовоспитания.

Итак, рассмотрим возможность формирования правовой компетентности в процессе учебной деятельности по освоению дисциплин, содержащих правовые знания с учетом перехода на ФГОС ВПО третьего поколения. На сайте координационного совета учебнометодических объединений и научно-методических советов высшей школы доступны ПрООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 педагогическое образование различных профилей. Обзор ПрООП бакалавриата показал, что правовая подготовка бакалавров педагогики реализуется в процессе изучения дисциплины «Образовательное право» (трудоемкость 72 часа из них 36 аудиторных), входящей в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Сравнение рабочих программ дисциплин «Образовательное право» различных вузов показало в основном их идентичность программе «Нормативно-правовое обеспечение образования» рекомендованной Министерством образования РФ для направлений педагогического образования и утвержденной еще в 2004 году. Содержание программы состоит из 11 обширных разделов и предлагает для рассмотрения весь массив образовательного законодательства РФ, включая нормы гражданского, трудового и административного права, а также основные правовые акты международного обра-

зовательного законодательства при 36 часах аудиторной работы. Учитывая объем динамично меняющегося образовательного законодательства, большой набор отраслевых и подзаконных актов, планируемое утверждение Кодекса РФ об образовании, а также то, что студенты педагогических специальностей заинтересованы, прежде всего, в изучении дисциплин профессионального цикла становится понятно, что данная программа является ориентиром для непрерывного профессионального самообразования.

С другой стороны, в последние годы наблюдается усиление процесса правовой институционализации в сфере правового регулирования образовательных отношений. Можно констатировать в образовании развивается качественно новая социально - правовая ситуация, что подтверждают многочисленные факты. Например, при Минобрнауки создан Федеральный Центр образовательного законодательства. На его сайте доступны результаты исследований в области образовательного права, а также решения конституционного суда, судов общей юрисдикции о защите прав обучающихся. На федеральном сайте (и некоторых региональных сайтах) прокуратуры РФ подводятся итоги проверок исполнения законов в сфере образования. Происходит становление института уполномоченного по правам ребенка как инструмента независимого государственного контроля. Создан Общественный совет при Минобрнауки России, который на своем сайте размещает общественные экспертизы проектов нормативных правовых актов. С целью обеспечения демократизации образования, оперативного решения вопросов, возникающих в образовательных отношениях, регулярно органы управления образованием всех уровней организуют работу «горячих линий». Эта новая правая реальность должна получить адекватное отражение в процессе правовой подготовки будущих педагогов.

Решение данного вопроса, на наш взгляд, возможно при выполнении следующих условий: актуализации школьных базовых правовых знаний; обеспечение междисциплинарной интеграции курсов, содержащих знания из области образовательного права; усиление практической направленности содержания правовой подготовки.

Первое условие - актуализация школьных базовых правовых знаний. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву (изучается с 6-го по 11-ый класс в курсе «Обществознание») включает внушительный список разделов. Приведем лишь некоторые темы, знания которых нужно актуализировать в процессе правовой подготовки будущего учителя. Система российского права, правила приема в образовательные учреждения профессионального образования, порядок оказания дополнительных платных образовательных услуг, порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора, основные правила и принципы гражданского процесса, международная защита прав человека [5, с. 84-131].

Результаты ЕГЭ по обществознанию входят в перечень вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Результаты входного контроля знаний по дисциплине «Образовательное право» и результаты ЕГЭ по обществозна-нию связывает положительная корреляция, что подтверждает возможность актуализации школьных базовых правовых знаний в процессе профессионального педагогического образования.

Второе условие - обеспечение междисциплинарной интеграции. Базовая часть профессионального цикла всех ПрООП предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (трудоемкость 72 часа), содержащей требования к безопасности в сфере педагогической профессиональной деятельности. Законодательные и правовые акты в области безопасности и охраны здоровья субъектов образовательного процесса - необходимый материал по установлению межпредметных связей.

Дисциплина «Экономика образования» (трудоемкость 72 часа), входящая в состав базовой части гуманитарного, социально и экономического цикла знакомит студентов с правами образовательных учреждений в отношении объектов собственности, с нормативно-правовым обеспечением бюджетного финансирования в сфере образования.

Содержание дисциплины «Педагогика»

(базовая часть профессионального цикла, трудоемкость 360 часов) включает многие вопросы, входящие также в содержание дисциплины «Образовательное право». В разделе «Управление системой образования» - лицензирование, аттестация и государственная аккредитация в сфере общего и профессионального образования, система образования и принципы государственной политики в сфере образования, аттестация, повышение квалификации. В разделе «Дидактика» - структура и функция государственного образовательного стандарта, уровни образовательных программ и формы получения образования. С правовыми механизмами обеспечения ЕГЭ студенты - будущие учителя предметники - знакомятся и в курсе дидактики и в курсах предметных методик. В итоге, исключая темы, дублируемые в других дисциплинах, получим совокупность вопросов, которые реально освоить за 36 аудиторных часов.

Третье условие - усиление практической направленности процесса освоения содержания дисциплины «Образовательное право». Для этого необходимо выделение типовых задач, описывающих личностно значимые ситуации реализации прав или затруднений в пользовании своими правами. При решении этих задач студенты получают опыт правового поведения в конкретных конфликтных образовательных ситуациях [1]. В качестве типовой задачи также возможно рассматривать реальный педагогический конфликт, не получивший разрешения средствами профессиональной этики, и приведший к судебному разбирательству. Названные выше информационные ресурсы предоставляют разнообразный юридический материал для выделения таких задач в различных образовательных отношениях: педагог и ученик, педагог и родители, педагог и образовательное учреждение, образовательное учреждение и родители и т. д.

В формировании правовой компетентности будущих учителей важную роль может и должна играть социокультурная среда вуза. Сегодня в системе высшего образования существуют разнообразные по форме студенческие объединения: профсоюзная

организация студентов, студенческие советы, студенческие парламенты и др. Статус студенческого объединения определяется

«Положением о студенческом самоуправлении». Статус и порядок формирования руководящего органа профсоюзной организации студентов определяется коллективным договором на основе Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Уставом профсоюзной организации.

В настоящее время во многих вузах совместно существуют профсоюзная организация студентов и общественное студенческое объединение статус и приоритеты деятельности, которых определяются трёхсторонним соглашением с администрацией образовательного учреждения. Однако обзор, имеющегося сегодня опыта организации воспитательной работы вузов и студенческого самоуправления, практической деятельности студенческих объединений (по материалам сайтов вузов, СМИ и собственных исследований) показывает что вопросы, решаемые самостоятельно студентами связаны главным образом с организацией досуга, культурно-просветительских, спортивных мероприятий в отдельных случаях с предоставлением льгот различным категориям учащихся.

По-нашему мнению, важнейшим фактором, определяющим модель будущего социального поведения личности должно стать развитие правовой активности (как элемента социальной активности). Начальным реальным инструментом развития правовой активности будущих учителей является их правотворческая деятельность, сначала в рамках учебной деятельности в процессе освоения дисциплины «Образовательное право» и затем в практической деятельности студенческих объединений.

В контексте данной статьи под правотворческой деятельностью студентов будем понимать в единстве процессы изучения, разработки, обсуждения и принятия нормативных локальных актов образовательных учреждений. Практика преподавания курса «Образовательное право» показывает, что работа над такими документами как «Положение о студенческом самоуправлении», «Положение о вселении в студенческое общежитие», «О порядке перевода студентов на бюджетную форму обучения [6] и т. д. не оставляют равнодушными даже пассивных в учебной деятельности студентов. Разумеет-

ся, это может быть и создание части локального акта. Например, критерии рейтинговой шкалы по оцениванию самостоятельной работы студентов в положении «О промежуточной аттестации» или пункт о правах и обязанностях студентов в уставе образовательного учреждения.

С позиций личностно-ориентированного педагогического образования (научная школа В. А. Сластенина) организация обучения в высшей педагогической школе предполагает, прежде всего, развитие субъектных качеств, механизмов самореализации личности студента как будущего профессионала. Вне всякого сомнения, такой вид учебной деятельности как обсуждение критериев балльно-рейтинговой шкалы по оцениванию результатов обучения, разработка и принятие нормативных локальных актов образовательных учреждений - необходимое условие построения личностно-ориентированного образовательного процесса.

Обобщая изложенное, можно заключить, что формирование правовой компетентности бакалавров педагогики в условиях модернизации высшего образования требует организационно-методического обеспечения следующих процессов: корректировки содержания правовой подготовки будущих учителей посредством междисциплинарной

интеграции и усиления практической направленности; построения социокультурной среды вуза, создающей возможности для реализации правовой активности.

Библиографический список

1. Агешкина Н. А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования. -М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 130с.

2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14. 08. 2009 № 593 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 16.03.2011).

3. Коротун А. В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2010. - 32 с.

4. Серяева И. Ю. Формирование правовой компетентности студентов университета: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 2005. - 34 с.

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. - М., «Официальные документы в образовании». - № 26, 2004. - 230 с.

6. Феклин С. И. Нормативные правовые и локальные акты в сфере образования: методическое пособие. - М.: Арсенал образования, 2009. - 125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.