Педагогические науки
УДК 37.013.42:378.183
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ з
Ш. И. Нурмурадова. Бухарский инженерно-технологический институт. (Бухара,
Узбекистан)
Аннотация: В данной статье обсуждаются социальная активность педагога и пути ее формирования.
Ключевые слова: педагогические кадры, социальная активность, дидактика, процесс формирования, пути формирования.
Социальная активность педагогических кадров приобретает особое значение в плане обретения высокой всеобщей и профессиональной культуры, конкурентоспособности.
Социальная активность педагогических кадров считается малоизученной проблемой в дидактике. Такая активность видоизменяется в зависимости от перемен, происходящих в социальных отношениях общество на основе государственного заказа, поставленного перед системой непрерывного образования, и приобретает новое значение как качество личности учителя.
Происходящие в нашем обществе изменения - экономические, социальные, духовные и просветительские, а также принципы построения справедливого гражданского общества и развитого правового демократического государства требуют формирования социальной активности педагогических кадров и поднятия ее на более высокую ступень.
Известно, что социальная активность является комплексом действий, который направлен на удовлетворение социальных потребностей личности. Социальная активность учителей увеличивает их потребность в педагогической деятельности, способствует творческому подходу к работе, формирует профессиональное достоинство и гордость, а также помогает найти свое место и статус в обществе, готовит почву для самостоятельного выбора правильного ориентира в общественно-политической жизни и конкурентоспособности.
Чтобы целесообразно выделить частные критерии социальной активности, у учителей следует принять во внимание задачи реформы, стоящие перед системой непрерывного образования в республике, а также современные духовно-
3 Статью представил Мухиддин Мухамматович Бафаев (Бухара, Узбекистан), рецензент к.псх.н. Л.Ф. Чупров (Черно-горск, Россия).
просветительские, политико-правовые и социально-экономические изменения: осмысленное понимание значения социального и государственного заказа, поставленного перед системой непрерывного образования, и реального уровня овладения навыками организации и управления воспитательным процессом в соответствии с современными требованиями осознание целей и задач, поставленных перед учебно-воспитательным процессом на данном этапе и в перспективе, осуществление их на практике; проведение исследований в научном, научно-теоретическом и методическом аспектах с целью повышения непрерывного самообразования; владение умениями рационального отбора и применения на практике современных педагогических и информационных технологий, которые способствуют формирования творческого мышления и стимулируют потребность в самообразовании учащихся; знание задач, содержания, методов и форм воспитания учащихся в духе национальных и общечеловеческих ценностей, преданности Родине, сотрудничества с общественными организациями; формирование отношений, основанных на принципах педагогики сотрудничества и уважения к личности учащихся; знание задач, содержания методов, средств и форм учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в семье и внешкольных учреждениях: умение применять их на практике; владение умениями продуктивной организации общественно полезного труда, формирование в ученическом коллективе дисциплины и самоуправления; владение высокой культурой общения; сформированность нового педагогического мышления; умение реализовать в практической деятельности; знание содержания важных мероприятий, проводимых совместно с международными организациями по внедрению реформ в сфере образования и активное участие в них; пропаганда и активное участие в мероприятиях, проводящихся в стране экологическими, правовыми, политическими и негосударственными организациями, Международным фондом милосердия в целях повышения санитарно-гигиенической культуры и формирования здорового образа жизни.
Социальной активности учителя содействуют внешние и внутренние, объективные и субъективные факторы, особенности учебно-воспитательного процесса и микроклимат образовательного учреждения, где он осуществляет свою деятельность.
В процессе формирования социальной активности значительную роль играют курсы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, которые создают возможность обновлять и углублять профессиональные знания и умения учителей.
В результате анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу о необходимости рассмотреть проблему формирования социальной активности как ведущего качества, неразрывно связанного с профессиональной
подготовкой. Социальной активности учителя влияет на профессиональную подготовку и проявляется в стремлении совершенствовать свои знания, необходимые для расширения научного мировоззрения, углубления знаний по методике, педагогике, психологии, знаний по специальности, а также владения умениями и навыками эффективной деятельности. Социальная активность учителей и профессиональная подготовка есть неразрывный взаимодействующий и взаимозависимый процесс.
Формирование качеств, необходимых в профессии, готовит почву развития у учителя высокой социальной активности, а также объективной потребности в овладении специальными, психологическими, педагогическими, методическими знаниями и организаторскими навыками.
Если социальная активность педагога сочетается с духовно-просветительской, психологической, интеллектуальной профессиональной подготовкой и создает благоприятную психологическую атмосферу для внедрения на практике задач и целей воспитательно-образовательного процесса и государственного стандарта, то на курсах повышения квалификации сами учителя становятся непосредственными участниками и субъектами, которые себя развивают, исключая внутренние противоречия между профессиональной подготовкой и освоенными знаниями, умениями и навыками.
Повышение квалификации педагогических кадров в нашей республике осуществляется через систему государственных учреждений - институты повышения квалификации (центральные и областные), соответствующие факультеты при вузах, районные методические кабинеты отделов народного образования. Каждый из названных подразделений имеет свои особенности, но цель - общая: эффективно донести до каждого учителя передовой педагогический опыт, зажечь в нем искры творчества и интерес к работе, раскрыть сущность и технологию того или иного опыта.
Слушатели республиканских курсов получают послекурсовое задание -творчески использовать в собственной практике элементы изученного опыта и познакомить с ними учителей своего региона. Как правило, на местах участники курсов становятся руководителями творческих групп по теме изученного опыта и пропагандистами его идей, в чем и проявляется их социальная активность.
Результаты нашего эксперимента по формированию и развитию социальной активности учителей на курсах повышения квалификации и анализ литературы показывают, что можно добиться: конкретного определения перспективных планов развития социальной активности, плодотворного и своевременно использования новых педагогических и информационных технологий на занятиях; создать условия для овладения профессиональными навыками, умениями и видами умственной деятельности; самостоятельного и творческого мышления; овладения умением
анализировать различные проблемные ситуации; организации самовоспитания и саморазвития; организации эффективного самообразования слушателей при самостоятельной работе с учебно-методической, научно-популярной и дополнительной литературой; повседневного умственного труда и исследования; постановки сознательной дисциплины как качества личности; формирования аналитико-критического, творческого и самостоятельного мышления, освоения передовых педагогических технологий и пробуждения потребности для их создания, повышения профессиональной подготовленности через развитие профессиональных знаний и навыков; ориентации слушателей на активное участие в конкурсах и мероприятиях, проводящихся с целью формирования здорового образа жизни, повышения духовной, политической, правовой, экологический и санитарно-гигиенической культуры в сотрудничестве с образовательными учреждениями, махаллями, Международным фондом милосердия и негосударственными организациями.
Эффективная организация учебно-воспитательного процесса на курсах повышения квалификации учителей формирует у слушателей сознательное отношение к обучению, ответственность в проведении исследований с целью поиска, формирования навыков самостоятельного анализа, удовлетворения потребности регулярного пополнения уровня самообразования, формирования социальной активности и, самое главное, играет важную роль в повышении профессиональной подготовленности.
Литература:
1. Библер В.С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы// Психологическая наука и образование. - 1996. - № 4. - С.66.
2. Культура, культурология, и образование (материалы «круглого стола»). Выступление В.А. Лекторского// Вопросы философии, 1997. № 2. - С.45.
3. Курбанов Ш.Э., Сейтхалилов Э.А. Национальная модель и программа по подготовке кадров - достижение и результат независимого Узбекистана. -Ташкент: Шарк, 2001.
— • —
Abstract: In this article social activity of the teacher and a way of its formation are discussed.
Keywords: pedagogical shots, social activity, didactics, process of formation, way of formation.
Сведения об авторе
Шахноза Ибрагимовна Нурмурадова - преподаватель кафедры иностранных языков Бухарского инженерно-технологического института (Бухара, Узбекистан).
© Ш. И. Нурмурадова, 2014. © «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2014.
— • —