Научная статья на тему 'Сущность и содержание понятия «Социально-коммуникативная культура» применительно к подготовке магистров по направлению «Педагогическое образование» (магистерская программа «Языковое образование: иностранные языки»)'

Сущность и содержание понятия «Социально-коммуникативная культура» применительно к подготовке магистров по направлению «Педагогическое образование» (магистерская программа «Языковое образование: иностранные языки») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Падалка Н. М., Тарасюк Н. А.

Статья посвящена многоаспектной характеристике содержания понятия «социально-коммуникативная культура» магистров педагогического образования, обучающихся по программе «Языковое образование: иностранные языки». Авторы статьи считают, что социально-коммуникативная культура является комплексным явлением включающим в себя педагогический, психологический и методический компоненты. Процесс формирования социально-коммуникативной культуры предполагает овладение социально-коммуникативными знаниями, умениями, способами и приемами творческой деятельности, социально-коммуникативным опытом. Важнейшим компонентом социально-коммуникативной культуры является формирование у будущих магистров адекватного ценностно-смыслового отношения к иноязычному профессиональному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Падалка Н. М., Тарасюк Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание понятия «Социально-коммуникативная культура» применительно к подготовке магистров по направлению «Педагогическое образование» (магистерская программа «Языковое образование: иностранные языки»)»

УДК: 378.02:37.016

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА

«ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»)

© 2017 Н. М. Падалка1, Н. А. Тарасюк2

1 аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков

е-mail: n.padalkaagm ail.com 2профессор кафедры методики преподавания иностранных языков е-mail: n_a_tatasuk@,mail.ru

Курский государственный университет

Статья посвящена многоаспектной характеристике содержания понятия «социально-коммуникативная культура» магистров педагогического образования, обучающихся по программе «Языковое образование: иностранные языки». Авторы статьи считают, что социально-коммуникативная культура является комплексным явлением включающим в себя педагогический, психологический и методический компоненты. Процесс формирования социально-коммуникативной культуры предполагает овладение социально-коммуникативными знаниями, умениями, способами и приемами творческой деятельности, социально-коммуникативным опытом. Важнейшим компонентом социально-коммуникативной культуры является формирование у будущих магистров адекватного ценностно-смыслового отношения к иноязычному профессиональному образованию.

Ключевые слова: магистры педагогического образования, иноязычное образование, социально-коммуникативная культура, методика формирования социально-коммуникативной культуры.

Введение федеральных государственных стандартов нового поколения требует подготовки высококвалифицированных кадров по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» (магистерская программа «Языковое образование: иностранные языки»), способных гибко реагировать на вызовы и потребности современного информационного общества. В современном мире социальное взаимодействие и работа с информацией стали настолько взаимосвязанными процессами, что представляется целесообразным говорить о необходимости формирования социально-коммуникативной культуры у будущего магистра педагогического образования (магистерская программа «Языковое образование: иностранные языки»).

Согласно словарю философскому энциклопедическому словарю под редакцией А.А. Ивина, понятие «культура» имеет многоаспектную характеристику и употребляется для обозначения уровня совершенства того или иного явления или его ценности [Философия: энцикл. слов. 2004: 378]. Применительно к профессиональному педагогическому иноязычному образованию социально-коммуникативная культура рассматривается как комплексное явление включающее в себя следующие составляющие: знания, умения, творческие способы выполнения профессиональной деятельности, профессиональный опыт, ценностно-смысловое отношение к профессиональной педагогической деятельности в сфере иноязычного образования.

Социально-коммуникативная культура связана с формированием следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Общекультурные компетенции:

- способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности;

- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

- способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности.

Общепрофессиональные компетенции:

- готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности;

- готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия;

- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру.

Рассмотрим более детально все составляющие социально-коммуникативной культуры магистров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (магистерская программа «Языковое образование: иностранные языки»).

Первой составляющей социально-коммуникативной культуры являются знания, необходимые для обеспечения эффективности реализации социально-коммуникативных задач в сфере иноязычного образования. Данная номенклатура знаний включает в себя:

а) социальные знания: о стилях профессионального социального взаимодействия с различными субъектами образования, о средствах профессионального социального взаимодействия, о приемах профессионального социального взаимодействии;

б) коммуникативные знания: об адекватности использования средств коммуникации в конкретных профессиональных ситуациях профессионального взаимодействия в сфере иноязычного образования, о способах и приемах установления профессиональной коммуникации, об особенностях коммуникации с учащимися, родителями, представителями методических объединений, администрацией.

Следующим компонентом являются социально-коммуникативные умения.

В данном исследовании термин «умение» рассматривается в соответствии с трактовкой А.Н. Леонтьева, который считает, что «умение - это процесс, последовательность действий, входящая в состав специальной (профессиональной) деятельности человека, это психическое свойство личности, ставшее внутренней возможностью наиболее успешного выполнения деятельности» [Леонтьев 2001: 64]. Необходимо отметить, что социально-коммуникативные умения обеспечивают эффективность выполнения ведущих видов профессиональной деятельности будущего магистра педагогического образования, а именно: педагогической, культурно-просветительской, научно-исследовательской, проектной и др. В этой связи представляется значимой позиция В. А. Сластенина, который подчеркивает, что профессиональные умения связаны между собой определенными отношениями и всегда направлены на решение профессиональных задач в постоянно изменяющихся условиях [Сластенин 2000: 65].

Падалка Н. М., Тарасюк Н. А. Сущность и содержание понятия «социально-коммуникативная культура» применительно к подготовке магистров по направлению «Педагогическое образование» (магистерская программа «Языковое образование: иностранные языки»)

С точки зрения данного исследования представляется важным тот факт, что разные ученые выделили такие аспекты умения, которые определяют его как основу высокой квалификации специалиста при осуществлении им профессиональной деятельности. Это сознательность, целенаправленность, интеллектуальность, слияние в эвристических процедурах умственных и практических действий, произвольность, обобщенность, плановость, антиципированность действий, продуктивность, динамичность, интегративность, самостоятельность и иерархичность.

Одной из приоритетных целей профессиональной подготовки студентов, ее завершающим этапом не должно стать усвоение разнообразных знаний - напротив, их усвоение должно происходить в ходе формирования у студентов таких профессионально значимых умений, которые необходимы и достаточны для успешной реализации ими всего комплекса профессиональных функций в сфере образования.

Представляется актуальным отметить, что процесс развития социально-коммуникативных умений должен быть построен с учетом вариативности использования средств коммуникативной прагматики в соответствии с адекватными лингвистическими параметрами изучаемого иностранного языка в конкретной социально-детерминированной ситуации профессионального взаимодействия. Социально-коммуникативные умения характеризуются комплексным характером и могут быть объединены в следующие группы:

1) умение общаться «на людях»;

2) умение организовать совместную творческую деятельность с субъектами профессиональной коммуникации через верно созданную систему общения;

3) умение целенаправленно организовать общение и грамотно управлять им [Канн-Калик 1987: 62].

Следующим компонентом социально-коммуникативной культуры являются творческие способы и приемы профессиональной деятельности (прием конкретизации, прием объяснения, прием ролевого общения, прием персонификации, обобщения и др.). Реализация социально-коммуникативных способов и приемов взаимодействия осуществляется только в творческой деятельности, позволяющей вывести процесс формирования социально-коммуникативной культуры на новый качественный уровень.

Формирование социально-коммуникативной культуры невозможно без овладения социально-коммуникативным опытом в сфере иноязычного профессионального образования, который приобретается не только в процессе производственной практики, но также в процессе осуществления социально-коммуникативного взаимодействия с отечественными и зарубежными партнерами по образовательному процессу. Под партнерами понимаются студенты, ученики, преподаватели, учителя, представители администрации. Социально-коммуникативный опыт включает в себя:

1) устные ответы на занятиях;

2) общение с одногруппниками и коллегами в процессе решения учебных задач;

3) выступления на семинарах, педсоветах, конференциях, научных форумах;

4) общение с обучаемыми в ходе педагогической практики;

5) общение с преподавателями;

6) общение с более опытными коллегами;

7) общение с администрацией в ходе согласования внеклассных мероприятий.

Следующим важнейшим компонентом социально-коммуникативной культуры

является формирование ценностно-смыслового отношения к выполняемой социально-коммуникативной деятельности, которая осуществляется в процессе передачи студентам и усвоения ими наиболее значимых социально-коммуникативных ценностей:

ценности общения как канала учения, развития, воспитания и познания; ценности социального взаимодействия в процессе решения личностных и профессиональных задач; ценности личностного фактора социальных субъектов иноязычного образования в процессе решения профессиональных задач и др.

Достижение же профессионального мастерства невозможно без владения социально-коммуникативными умениями, поэтому они должны являться составной частью профессиональной подготовки будущего педагога иностранного языка и, наряду со знаниями, входить в общую структуру профессиональной деятельности специалиста в данной области. Об уровне профессиональной подготовки педагогов мы можем судить не только по количеству и содержанию профессиональных знаний, но и по наличию профессиональных педагогических умений, приобретенных на основе знаний и путем вовлечения студентов в творческие способы выполнения педагогической деятельности в процессе решения типичных профессиональных задач [Верещагина 1985: 32]. Под творческими способами понимаются нестандартные, более эффективные способы выполнения учебных, исследовательских и преподавательских задач.

После почти двадцатилетнего опыта преподавания в условиях компьютеризации образования большинство преподавателей, учителей и методистов сходятся во мнении, что технические средства, особенно в деле обучения иностранному языку, могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процесс обучения. За долгие годы обучения школьников и студентов иностранным языкам был получен бесценный опыт, выявлены физиологические, ментальные, социальные особенности учеников, на их основе были разработаны эффективные рабочие методики, показывающие стабильный результат, в связи с чем любое изменение в учебном процессе должно быть научно обосновано и внедряться с известной степенью критичности.

Предложение выделить социально-коммуникативную культуру как отдельное важное явление в отечественном иноязычном образовании продиктовано требованиями времени. Постоянные требования к повышению личной эффективности со стороны работодателей, огромный спрос на литературу и курсы по тайм-менеджменту - все требования к современному трудящемуся любой отрасли сводятся к одному: рационально использовать свое время, сокращать его затраты. В любой работе, особенно в преподавании и обучении, когда говорящий и слушатель, помимо специфических профессиональных навыков, владеют еще и навыками общения, достижение конечного результата требует существенно меньшего количества затраченного времени. Именно поэтому мы считаем, что социально-коммуникативная культура, включающая в общение еще и социальный аспект - очень важный фактор успешного обучения и профессионального успеха личности.

Помимо этого, социально-коммуникативная культура обеспечивает реализацию четырех основных компонентов профессиональной деятельности: конструктивных, организаторских, коммуникативных, гностических [Кузьмина 1985: 12].

Социально-коммуникативная культура определяет эффективность практической готовности магистров педагогического образования. Следует отметить, что социально-коммуникативная культура обеспечивает продуктивность техники профессионального общения, способствует успешному управлению общением и установлению оптимального психологического контакта и обратной эмоциональной связи с социальными партнерами в сфере профессиональной деятельности [Сластенин 2002: 78].

Социально-коммуникативная культура, наряду с педагогическим компонентом, включает в себя психологический компонент, который направлен на достижение эффективности формирования психологического климата в процессе реализации

Падалка Н. М., Тарасюк Н. А. Сущность и содержание понятия «социально-коммуникативная культура» применительно к подготовке магистров по направлению «Педагогическое образование» (магистерская программа «Языковое образование: иностранные языки»)

социально-коммуникативной задачи в сфере иноязычного образования. В этой связи представляется значимой точка зрения А.Б. Добровича, который отмечает, что совершенствование форм общения требует от будущего педагога, помимо прочего, еще и современных психологических знаний (иначе говоря, умений, которые интегрируют в себя и психологические знания) с целью успешного осуществления всех аспектов контакта с партнером по коммуникации: взаимонаправленности, взаимоинформирования, взаимоотражения и взаимоотключения [Добрович 1987: 87-89].

Представляется значимой для данного исследования концепция В.В. Соколовой, в соответствии с которой будущий магистр должен быть способен регулировать собственное психическое состояние, то есть настраиваться на позитивные контакты с окружающими, сдерживать свои отрицательные эмоции, «читать» внутреннее состояние собеседника по его внешним проявлениям, обоснованно и выразительно формулировать убедительные аргументы, излагать материал, необходимый для решения образовательных задач [Соколова 1995: 72].

Социально-коммуникативная культура требует от будущего магистра быть эффективным субъектом общения. А.В. Мудрик считает, что субъект общения должен уметь переносить уже известные ему ранее знания, навыки, приемы общения, варианты принятия решения в новую коммуникативную ситуацию, он должен уметь трансформировать их в соответствии с новыми условиями. Каждая ситуация общения является, по сути, уникальной, то есть единственной в своем роде, поэтому необходимо уметь находить новые решения на основе комбинации уже известных приемов, а также создавать новые способы и приемы, применимые для решения вновь возникающих ситуаций [Мудрик 2006: 34-37].

Социально-коммуникативная культура наряду с педагогическим и психологическим компонентами включает в себя методический компонент, который предусматривает овладение методикой социально-коммуникативного взаимодействия в процессе решения образовательных задач на различных ступенях обучения. В этой связи представляется важным остановиться на формах организации занятий, направленных на формирование социально-коммуникативной культуры.

Т.С. Григорьева, Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская, А.У. Хараш являются сторонниками применения социально-психологических тренингов, которые направлены на расширение потенциала социально-коммуникативного взаимодействия в процессе решения учебных, развивающих, познавательных и воспитательных задач в сфере иноязычного образования на основе использования средств социально-коммуникативной культуры. Тренинги направлены на овладение нормами иноязычного общения с целью оказания воздействия субъекта образовательного процесса в постоянно изменяющихся социокультурных ситуациях.

Таким образом, социально-коммуникативная культура - это интегральное качество личности будущего магистра педагогического образования, обеспечивающее достижение эффективного социально-коммуникативного профессионального взаимодействия в сфере иноязычного педагогического образования на основе реализации системы социально-коммуникативных знаний, умений, способов, творческих приемов профессиональной деятельности и ценностно-смысловых отношений к ней. Необходимо отметить, что эффективность процесса формирования социально-коммуникативной культуры обеспечивается лишь при высоком уровне профессиональной активности будущего магистра, которая позволяет осуществить переход социально значимых ценностей в личностные ценности в процессе реализации иноязычного образования.

Таким образом, под социально-коммуникативной культурой магистра педагогического образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (магистерская программа «Языковое образование: иностранные языки») понимается, что студент-магистрант занимается своей деятельностью, будучи постоянно включенным в социально-коммуникативный процесс. Основные виды профессиональной деятельности магистра педагогического образования (образовательная, научно-исследовательская, культурно-просветительская и др.) сопряжены с постоянным взаимодействием с преподавателями, студентами, учителями школ, коллегами, зарубежными партнерами в сфере иноязычного образования, участниками исследования. Многоаспектность решения профессиональных задач в сфере иноязычного профессионального образования требует высокого уровня социально-коммуникативной культуры, который может быть достигнут при условии применения специальной методики обучения, направленной на овладение педагогической, психологической и методической составляющими социально-коммуникативной культуры.

Проблема исследования социально-коммуникативной культуры магистров педагогического образования требует дальнейшей проработки во всех её аспектах, так как повышение уровня осведомленности в этой области повысит эффективность образовательного процесса как для преподавателей, так и для студентов.

Библиографический список

Верещагина И.Н. Практические занятия по методике // Повышение качества профессионально-методической подготовки студентов - будущих учителей иностранного языка. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. С. 31-38.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: кн. для учит. и родителей. М.: Просвещение, 1987. 207 с.

Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учит. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л.: Знание, 1985.

32 с.

Леонтьев A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избр. психол. тр. М.: Москов. психол.-социальн. ин-т; Воронеж: НПО «Модэк», 2001. 448 с.

Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. М.: РАО-МПСИ, 2006. 428 с.

Сластенин В.А. Педагогический процесс как система. М.: Издат. дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. 488 с.

Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. 192 с.

Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.