Научная статья на тему 'Теоретические положения, обеспечивающие эффективность формирования стратегий профессионального общения будущих магистров педагогического образования в поликультурной среде'

Теоретические положения, обеспечивающие эффективность формирования стратегий профессионального общения будущих магистров педагогического образования в поликультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машкина Н.П., Тарасюк Н.А.

Владение стратегиями профессионального общения позволяет будущим магистрам педагогического образования эффективно реализовывать все виды деятельности. Решение коммуникативных задач в поликультурной среде требует учета всех аспектов иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машкина Н.П., Тарасюк Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические положения, обеспечивающие эффективность формирования стратегий профессионального общения будущих магистров педагогического образования в поликультурной среде»

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

© 2018 Н. П. Машкина1, Н. А. Тарасюк2

1аспирант 2 курса факультета иностранных языков e-mail: mashkinanatashaamail. ru 2докт. пед. наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков e-mail: n a tarasukamiail. ru

Курский государственный университет

Владение стратегиями профессионального общения позволяет будущим магистрам педагогического образования эффективно реализовывать все виды деятельности. Решение коммуникативных задач в поликультурной среде требует учета всех аспектов иноязычного образования.

Ключевые слова: стратегии профессионального общения, продуктивная деятельность, коммуникативный подход, мотивация.

Эффективное овладение стратегиями профессионального общения в поликультурной среде способствует обеспечению будущими магистрами педагогического образования решения профессиональных задач по следующим аспектам иноязычного образования: развивающего, обучающего, воспитательного, познавательного.

В современной педагогической литературе существуют различные трактовки понятия «стратегии». Однако большинство авторов едины во мнении, что стратегия -это «обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. ... набор правил для принятия решений, которыми специалист руководствуется в своей деятельности» [Зуб 2005: 251].

Многие авторы делают акцент на актуальность влияния стратегии на результаты образовательной деятельности. Среди различных видов стратегий приоритетное место отводится коммуникативным стратегиям, которые рассматриваются как совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в процессе общения теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативных целей [Клюев 2002: 18]. Невозможно представить профессионально направленные стратегии без коммуникативных стратегий, которые обеспечивают создание внутренней и внешней мотивации на различных уровнях иноязычного образования.

Теоретический уровень владения стратегиями подразумевает овладение знаниями основных видов стратегий профессиональной деятельности педагога и знаниями, отражающими национально-культурные особенности, их применение в поликультурной среде.

Практический уровень владения стратегиями предполагает овладение лингвистическими и социокультурными умениями, а также приемами анализа эффективности применяемых стратегий. Стратегии профессионального общения неразрывно связаны с процессом формирования ценностного отношения к стратегиям

как к средству педагогического воздействия. Данное воздействие обладает следующими характеристиками:

• целостность (взаимосвязь всех видов деятельности);

• организованность (управление ходом образовательного процесса);

• целенаправленность (наличие предполагаемого результата);

• мотивированность (заинтересованность объектов педагогического воздействия);

• результативность (итог педагогического воздействия).

При изучении иностранного языка на первый план выходит социальная мотивация и коммуникативная мотивация, а также стратегия перспективного развития личности.

В основе владения стратегиями профессионального общения лежат социальные нормы профессионального общения, лингвистические знания и социокультурные знания. Коммуникативные стратегии являются основой профессионального общения, которое направлено на достижение продуктивного сотрудничества, при котором достигается определенный результат и развиваются партнерские отношения.

Стратегии профессиональной коммуникации пронизывают все аспекты иноязычного образования, которое комплексно формирует культуру профессионального общения, обеспечивающую выполнение следующих функций:

- передача информации;

- согласование взаимодействия;

- регулирование межсубъектных отношений.

Овладевая стратегиями профессионального общения, будущий магистр педагогического образования также овладевает его социальной составляющей. Поэтому важное место в процессе формирования культуры профессионального общения занимают коммуникативные навыки, а именно: 1) навык общения «на людях»; 2) навык организации совместной творческой деятельности; 3) навык организации и управления общением [Кан-Калик 1987: 76].

Процесс овладения профессиональной культурой общения сопровождается процессом овладения рефлексивной культурой по формуле: «Знать, уметь, творить, хотеть» [Лернер 1981: 97]. Соответственно, образовательная деятельность будущего магистра педагогического образования предполагает не только обучение, но и развитие, и познание, и воспитание.

Поликультурная среда обеспечивает многообразие коммуникативных задач, формирующихся различными способами формулирования мысли. При этом следует учитывать логичность, целенаправленность, содержательность. Исходя из этих параметров можно сделать вывод об уровне владения стратегиями профессионального общения будущими магистрами педагогического образования. Сформированность стратегий профессиональной коммуникации характеризуется реализацией творческой, продуктивной деятельности, где продуктивность присутствует и в речемыслительных процесса,х и в использовании речевых средств [Пассов 1983: 74-76]. Следовательно, ведущим подходом при овладении стратегиями и формировании культуры профессионального общения является коммуникативный. По мнению Е.И. Пассова, при данном подходе «процесс образования, где это возможно и целесообразно, строится адекватно процессу коммуникации» [Пассов 1989: 4]. При этом коммуникативность проявляется в следующих закономерностях:

1) личностный характер общения;

2) функциональный характер общения;

3) ситуативность общения;

4) эвристичность [Там же: 5].

Машкина Н. П., Тарасюк Н. А. Теоретические положения, обеспечивающие эффективность

формирования стратегий профессионального общения будущих магистров педагогического образования в поликультурной среде

Как и образовательная деятельность будущего магистра педагогического образования, общение выполняет те же функции: обучение, познание, развитие, воспитание. Для адекватного развития обучающихся их возрастным и индивидуальным особенностям должно быть соблюдено единство не только вышеприведенных функций, но также и единство всех аспектов образования; единство всех функций иноязычного образования; единство стратегий, которые обеспечивают мотивационно-стимулирующую и диагностическую функции.

В качестве критериев и показателей эффективности овладения стратегиями профессионального общения выступают:

• знания о теоретических аспектах применяемых стратегий профессионального общения;

• владение стратегиями на практике;

• умение осуществлять рефлективно-аналитическую деятельность по эффеткивному применению стратегий профессионального общения.

Достаточный уровень развития профессиональной рефлексии способствует достижению качественных результатов как в сфере иноязычного образования, так и в сфере профессионального образования в целом.

Стратегии профессионального общения неразрывны с научно-исследовательскими стратегиями будущего магистра педагогического образования идолжны быть направлены на анализ эффективности различных аспектов иноязычного образования: его целей, задач, содержания, средств, приемов, условий реализации.

Приоритетными принципами, обеспечивающими эффективность процесса овладения стратегиями, при этом являются:

• принцип профессиональной направленности;

• принцип культурной рефлексии;

• принцип интегративности;

• принцип индивидуализации;

• принцип речемыслительной активности.

Принцип профессиональной направленности является ведущим при овладении стратегиями. Принцип культурной рефлексии предполагает активное социальное взаимодействие с представителями различных культур и выбор наиболее адекватных стратегий в поликультурной среде. Принцип интегративности предусматривает объединение ведущих видов профессиональной деятельности будущих магистров и всех аспектов иноязычного профессионального образования, обеспечивает овладение стратегиями через вовлечение студентов магистратуры в наиболее значимые виды профессиональной деятельности. Принцип индивидуализации способствует раскрытию личности каждого магистра посредством учета его индивидуально-личностной и субъектной составляющих. Принцип речемыслительной активности предполагает раскрытие креативных способностей студентов магистратуры.

Результатом соблюдения данных принципов является сформированность стратегий профессионального общения, адекватных образовательным задачам в постоянно меняющейся поликультурной среде. Поликультурная обращенность будущих магистров педагогического образования предполагает владение иностранным языком как социальным кодом, способствующим решению различных коммуникативных задач.

Процесс овладения стратегиями профессионального общения будущими магистрами педагогического образования можно разделить на следующие уровни: низкий, средний, высокий и высший.

Первый уровень характеризуется наличием только репродуктивной деятельности. Второй уровень отличает наличие творческой составляющей в репродуктивно-продуктивной деятельностью. На третьем уровне имеют место творческие, продуктивные действия. На четвертом уровне творческие, продуктивные действия наиболее эффективны и гибки в постоянно меняющихся ситуациях профессионального общения.

Для достижения высшего уровня владения стратегиями профессионального общения В.А. Сластениным, М.Л. Степкиным, Л.Ф. Спириным и Н.Л. Фрумкиным была разработана система заданий для обучения студентов магистратуры решению профессиональных задач в наиболее значимых для них видах деятельности. Именно умение решать профессиональные задачи, в том числе и коммуникативные, является показателем сформированности основ профессионализма и культуры профессионального общения, включающей в себя четыре группы умений: перцептивно-аналитические, прогностическо-проектировочные, продуктивные и рефлексивно-коррекционные.

Перцептивно-аналитические умения подразумевают оценку коммуникативной ситуации, понимание партнера по общению и учет его психического состояния, адаптацию к изменяющимся условиям коммуникации. Прогностическо-проектировочные умения отвечают за формулировку коммуникативной задачи, ее решение и ожидаемый результат. Продуктивные умения подразумевают установление речевого контакта и его поддержание, создание благоприятной коммуникативной обстановки. Рефлексивно-коррекционные умения отвечают за контроль психического состояния и речевых действий, оценку логичности, целенаправленности, актуальности и выразительность высказываний.

К наиболее типичным видам заданий могут быть отнесены следующие:

• чтение профессионально ориентированного текста с составлением к нему глоссария;

• поиск в тексте терминов, имеющих отношение к профессиональной культуре общения;

• соотнесение понятий;

• составление вопросов по теме текста;

• выражение собственного мнения;

• составление теста на усвоение новой информации;

• ролевая профессионально ориентированная игра на иностранном языке.

Владение стратегиями профессионального общения на высшем уровне позволяет

будущему магистру педагогического образования осуществлять рефлексивную деятельность: самоанализ, самопроектирование, самоконтроль, личностное и профессиональное самосовершенстование; самостоятельно приобретать новые знания и умения; анализировать, проектировать, реализовывать и оценивать свою профессиональную деятельность, таким образом определяя свою образовательную траекторию.

Таким образом, основными задачами для будущих магистров педагогического образования, овладевающими стратегиями профессионального общения, являются:

• получение поликультурных знаний;

• культурное самоопределение;

• профессиональное становление.

Машкина Н. П., Тарасюк Н. А. Теоретические положения, обеспечивающие эффективность

формирования стратегий профессионального общения будущих магистров педагогического образования в поликультурной среде

Библиографический список

Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 415 с.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учит. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация: учеб. пособие для ун-тов и ин-тов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 320 с.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

186 с.

Пассов Е.И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1983. 199 с.

Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 278 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.