Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности педагогов в поликультурной среде в условиях повышения их квалификации'

Формирование коммуникативной компетентности педагогов в поликультурной среде в условиях повышения их квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина И.В., Тарасюк Н.А., Поздняков А.В.

Статья посвящена особенностям формирования коммуникативной компетентности педагогических работников в области иноязычного образования в условиях повышения их квалификации. Представлена структура иноязычной коммуникативной компетентности будущих педагогов и ее основные компоненты (мотивационный, когнитивно-коммуникативный, деятельностный), а также критерии и показатели ее сформированности. Особое место в статье уделяется системе педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования коммуникативной компетентности педагогов в поликультурной среде в условиях повышения их квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина И.В., Тарасюк Н.А., Поздняков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности педагогов в поликультурной среде в условиях повышения их квалификации»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ компетентности ПЕДАГОГОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ

© 2018 И. В. Ильина1, Н. А. Тарасюк2, А. В. Поздняков3

1докт. пед. наук, профессор кафедры непрерывного профессионального образования e-mail:fpkkursksu@yandex. ru 2докт. пед. наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков e-mail: n a tarasukamiail. ru

3канд. пед. наук, доцент кафедры психологии образования и социальной педагогики e-mail:fpkkursksu@yandex. ru

Курский государственный университет

Статья посвящена особенностям формирования коммуникативной

компетентности педагогических работников в области иноязычного образования в условиях повышения их квалификации. Представлена структура иноязычной коммуникативной компетентности будущих педагогов и ее основные компоненты (мотивационный, когнитивно-коммуникативный, деятельностный), а также критерии и показатели ее сформированности. Особое место в статье уделяется системе педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования

коммуникативной компетентности педагогов в поликультурной среде в условиях повышения их квалификации.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессиональное

развитие, учителя иностранного языка.

Выполнение требований новых образовательных стандартов в области профессиональной подготовки педагогов иноязычного образования в системе повышения квалификации в условиях глобализации невозможно без обеспечения должного уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности, так как иноязычное общение пронизывает многие аспекты профессиональной деятельности педагога данной сферы и способствует реализации таких функций, как обмен актуальной профессионально значимой информацией, установление

профессиональных межсубъектных отношений, согласование и координация

взаимодействия. Следовательно, формирование иноязычной коммуникативной компетентности у педагогов иноязычного образования является необходимым условием успешного решения ими в дальнейшем профессиональных задач. Между тем процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности у педагогов иноязычного образования, направленный на обеспечение профессионального взаимодействия средствами иностранного языка в поликультурной среде в условиях повышения их квалификации, требует дальнейшего изучения.

На сегодняшний день практически отсутствуют теоретические разработки, направленные на формирование иноязычной коммуникативной компетентности педагогов иноязычного образования в условиях повышения их квалификации.

Следует отметить, что в науке сложилась определенная база, позволяющая рассмотреть эту проблему. Анализ ряда теоретических исследований показал, что в последние годы в центре внимания ученых были:

- теоретические основы компетентностного подхода (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер,

A. В. Хуторской, Т.И. Шамова и др.) и его реализации в языковом образовании (Н.И. Алмазова, А.М. Акопова и др.);

- специфика развития коммуникативной компетентности в процессе обучения иностранному языку (И.Л. Бим, Р.П. Мильруд, Дж. Равен, П.В. Сысоев, И.И. Халеева и др.);

- теоретические и практические аспекты реализации профессиональной подготовки в системе повышения квалификации (И.В.Ильина, Г.Н. Подчалимова,

B. А. Сластенин, П.В. Сысоев и др.);

- теоретические и практические основы обучения иноязычному общению (Е.И. Пассов, А.Г. Соломатина, И.И. Халеева, S. Krashen, W. Rivers);

- разработка критериев оценки иноязычной коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки студентов различных направлений (Е.Н. Соловова, Н.А. Тарасюк и др.).

Однако многие вопросы формирования иноязычной коммуникативной компетентности педагогов иноязычного образования в условиях повышения их квалификации недостаточно изучены в теории и методике профессионального образования. Предпринятый анализ проблемы свидетельствует о наличии противоречия при изучении иностранного языка между социальным заказом и требованиями, которые предъявляются к профессиональной коммуникативной деятельности, и фактически низким уровнем сформированности иноязычной коммуникативной компетентности данной категории педагогических работников (Ильина И.В., 2012).

Методологическая основа исследования базируется на концептуальных идеях современной педагогики высшего образования относительно коммуникативных процессов в современном мире и их роли в осуществлении функций образования (И. А. Зимняя, В. А. Сластенин, И.И. Халеева и др.); на положениях компетентностного подхода (Н.И. Алмазова, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.); на идеях коммуникативно-когнитивного и коммуникативного подходов (А.В. Щепилова, Е.И. Пассов и др.), проблемно-деятельностного подхода (Ефимова, Ф.М. Матюшкин и др.), интегративного подхода (В. Н. Шацких и др.).

Формирование иноязычной коммуникативной компетентности у педагогов иноязычного образования в условиях повышения их квалификации реализуется в процессе изучения иностранного языка в интеграции с дисциплинами

профессионального цикла в ходе учебной, научно-исследовательской и практической деятельности в условиях повышения квалификации и предусматривает использование средств речевого воздействия, адекватных конкретной ситуации, что способствует формированию инновационного образовательного пространства и позволяет раскрыть личностные и профессиональные качества педагогов иноязычного образования.

Педагогическая модель формирования иноязычной коммуникативной компетентности у педагогов иноязычного образования в условиях повышения их квалификации основана на принципах: профессиональной направленности,

мотивированности, нелинейности, интегративности, коммуникативной направленности, проблемности [Ильина и соавт. 2015].

В структуре иноязычной коммуникативной компетентности выделяются следующие компоненты: мотивационный, когнитивно-коммуникативный,

деятельностный [Сластенин, Подымова 1997].

В качестве основных критериев и показателей модели выступили следующие: мотивационный (показатели: сформированность ценностных ориентаций к

осуществлению профессиональной деятельности; уровень мотивации к осуществлению профессиональной деятельности; осознание значимости иноязычной коммуникативной компетентности в профессии педагога; готовность к непрерывному профессиональноличностному саморазвитию в области педагогического образования); когнитивнокоммуникативный (показатели: знания относительно средств иноязычного общения; пропедевтические знания об особенностях деятельности педагога в типичных коммуникативных ситуациях; знание коммуникативной составляющей взаимодействия педагогов с различными социальными партнёрами, в том числе зарубежными; знание основ лексической, грамматической и интонационной составляющих коммуникативной компетентности с учетом профессиональной направленности); операционнодеятельностный (показатели: уровень развития умения анализировать ситуации профессионального взаимодействия; владение способами решения профессиональных задач в области педагогической деятельности; умение проектировать своё профессиональное будущее; умение использовать средства иноязычного общения в соответствии с нормами изучаемого иностранного языка и профессиональной направленностью).

Основными педагогическими условиями эффективной реализации модели формирования иноязычной коммуникативной компетентности у педагогов

иноязычного образования в ходе повышения их квалификации являются: формирование положительной мотивации к овладению иноязычной коммуникативной компетентностью; погружение в профессионально направленную коммуникативную межкультурную среду, отражающую проблемы педагогической специфики; осуществление

взаимодействия с представителями международного сообщества; использование интерактивных и исследовательских методов обучения, обеспечение взаимосвязи групповой интерактивной и индивидуальной работы; создание комплекса учебнометодических средств, отражающих специализированные аспекты деятельности педагогов иноязычного образования в условиях повышения их квалификации [Шамова и соавт. 2006].

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись

на региональных, всероссийских и международных конференциях, на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки Курского государственного университета в 2010-2017 гг.

С целью проверки эффективности применения предлагаемой педагогической модели было проведено опытно-экспериментальное обучение, в котором приняли участие 214 учителей иностранного языка. В ходе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи: 1) определение исходного уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности у педагогов иноязычного образования в условиях повышения их квалификации; 2) апробация различных форм учебных занятий и определение их эффективности с точки зрения формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетентности, направленных на развитие у слушателей повышения квалификации когнитивных, мотивационных и деятельностных качеств; 3) выявление динамики сформированности иноязычной коммуникативной компетентности у педагогов иноязычного образования в условиях повышения их квалификации на основе разработанных критериев и показателей; 4) проверка эмпирическим путем сформулированных на основе теоретического анализа педагогических условий и технологического обеспечения процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности у педагогов иноязычного образования в условиях повышения их квалификации.

С целью решения поставленных задач в ходе констатирующего эксперимента был использован следующий инструментарий: диагностические задания,

анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, интервьюирование, сбор и анализ документации. Все студенты были разбиты на две примерно равные группы: контрольную, включавшую 102 человека, и экспериментальную, в которую вошли 112 обучающихся.

В ходе диагностики уровня сформированности у студентов мотивационного критерия была применена методика «Мотивация профессиональной деятельности», разработанная К. Замфир в модификации А. Реана, а также было проведено анкетирование обучающихся. Результаты анкетирования показали, что уровень мотивации к осуществлению профессионального общения у педагогов иноязычного образования в условиях повышения их квалификации низкий (58% в КГ и 63% с в ЭГ) и требует дальнейшего формирования.

В процессе опытно-экспериментальной работы особое внимание уделялось когнитивно-коммуникативному критерию. Так, студентам предлагалось принять участие в виртуальном телемосте с зарубежными представителями педагогического сообщества.

Перед онлайн-встречей необходимо было согласовать тему телемоста, изучить материал по данной теме, посетить веб-сайт университета-партнера, сформулировать вопросы к иностранным участникам, спроектировать сценарий онлайн-встречи и апробировать его на занятии (офлайн-коммуникация). Выбор тем для обсуждения определялся в зависимости от аспекта иноязычной коммуникативной компетентности (например, «Особенности осуществления профессионального педагогического взаимодействия в условиях глобализации»). Слушателям предлагалось высказаться по данной теме, осуществляя коммуникацию с различными социальными партнёрами, представителями академической среды, работниками методических центров. Только 8% слушателей в КГ и 9% в ЭГ показали высокий уровень иноязычной коммуникативной компетентности в ходе взаимодействия с различными социальными партнёрами.

На констатирующем этапе также определялся уровень сформированности операционно-деятельностного критерия у педагогов иноязычного образования в условиях повышения их квалификации, в том числе анализировалось умение использовать средства иноязычного общения в соответствии с нормами изучаемого иностранного языка. Слушателям предлагалось просмотреть видеозаписи семинаров по проблемам иноязычного образования с представителями образовательных центров США. На данных семинарах слушатели и обучающиеся из других стран представляли себя и свои образовательные учреждения, где они осуществляют образовательную деятельность. Затем слушатели анализировали и комментировали высказывания, давали оценку речевой деятельности, готовили презентацию на английском языке, представляющую возможные способы решения поставленных проблем в условиях современной российской и зарубежной школы. Анализ высказываний слушателей показал низкий уровень сформированности данного умения у 75% обучающихся в КГ и 77% - в ЭГ.

Результаты констатирующего эксперимента в целом свидетельствуют о том, что слушатели испытывали трудности в ходе общения как на родном, так и на иностранном языке по проблемам иноязычного образования. Данные, полученные в ходе диагностического исследования, указывают на то, что сформированность иноязычной коммуникативной компетентности находится на низком уровне, следовательно, требуется введение специально разработанной педагогической модели и ее технологического обеспечения, направленных на решение данной задачи.

Логика формирующего эксперимента заключалась в создании для одной из групп слушателей экспериментальной ситуации, в которой на основе соответствующих педагогических условий возникает возможность проследить степень выраженности и устойчивости результатов реализации разработанной педагогической модели.

Цель формирующего эксперимента заключалась в определении педагогических условий и экспериментальной проверке эффективности технологического обеспечения процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности у педагогов в условиях повышения их квалификации.

На этапе формирующего эксперимента использовалось учебно-методическое обеспечение «Иностранный язык: Профессиональный английский для педагогов иноязычного образования», которое применялось в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык»; использовалась специальная система упражнений, моделирующая особенности иноязычной коммуникации в сфере иноязычного педагогического образования; привлекались коммуникационно-информационные средства (материалы профессиональных сайтов на иностранном языке,

образовательные онлайн-платформы), а также аудиовизуальные (документальные и художественные фильмы). Аутентичные материалы представляли естественные ситуации общения и отражали поведенческие особенности субъектов коммуникации в сфере иноязычного образования.

Использовались различные виды упражнений, направленные на формирование иноязычной коммуникативной компетентности.

Также в ходе формирующего эксперимента было организовано инновационное объединение - клуб «Иноязычное образование без границ», обеспечивающий общение с иностранными участниками стажировок и практик за рубежом с помощью интерактивных технологий (социальные сети, блоги, вики) для сбора информации, связанной с педагогической деятельностью в сфере иноязычного образования.

По окончании эксперимента был измерен уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетентности у слушателей. Данные, полученные в ходе формирующего этапа исследования, сравнивались с данными, полученными в ходе констатирующего этапа исследования в контрольной и экспериментальной группах. Так, в экспериментальной группе уровень мотивации к осуществлению профессионального общения в области иноязычного образования низким оказался только у 32% обучающихся, а в контрольной группе он составил 50%, тогда как на констатирующем этапе этот показатель составлял 58% в КГ и 63% - в ЭГ. Таким образом, наблюдается положительная динамика сформированности иноязычной коммуникативной компетентности. Высокий уровень проявления коммуникативной составляющей взаимодействия слушателей с различными социальными партнерами показали 21% студентов в экспериментальной группе, то есть прирост по данному показателю составил 13%.

Количественная и качественная интерпретация результатов контрольных срезов после проведения эксперимента по всем трём критериям демонстрирует постоянное увеличение числа слушателей, справившихся со всеми заданиями на высоком уровне, и уменьшение количества слушателей, показавших при выполнении заданий средний уровень; одновременно увеличивается число тех, кто справился со всеми заданиями на среднем уровне, и уменьшается количество обучающихся, выполнивших задания на низком уровне (рис.).

Диаграмма изменения процентного количества слушателей, имеющих высокий уровень сформированное™ показателей иноязычной коммуникативной компетентности

Для проверки достоверности результатов, полученных в ходе исследования, проводилась обработка экспериментальных данных статистическими методами с

2

использованием критерия х (хи-квадрат), который позволяет сравнивать

распределение объектов в двух совокупностях по состоянию некоторого свойства на основе измерений этого свойства в двух независимых выборках из рассчитываемых совокупностей.

Выводы. В исследовании конкретизированы сущность и содержание иноязычной коммуникативной компетентности педагогов иноязычного образования в условиях повышения их квалификации, которая рассматривается как компетентность, определяющая их готовность к иноязычной коммуникации в поликультуртной среде в процессе изучения иностранного языка в интеграции с дисциплинами профессионального цикла в ходе учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.

Иноязычная коммуникативная компетентность педагогов иноязычного образования в условиях повышения их квалификации является составляющей профессиональной компетентности, направленной на межкультурную коммуникацию, и формируется в процессе изучения иностранного языка и дисциплин специальной подготовки в вузе; указанная компетентность представляет собой интегративную характеристику личности педагогов иноязычного образования в условиях повышения их квалификации, отражающую особенности их профессиональной деятельности, обеспечивает эффективную самореализацию будущих педагогов при решении ими профессиональных задач и способствует успешному осуществлению коммуникации с коллегами, зарубежными партнёрами посредством использования приобретённых профессиональных знаний, умений, освоенных способов творческой деятельности и накопленного опыта с помощью системы лингвистических, социолингвистических, социокультурных, прагматических, дискурсивных, стратегических средств.

Библиографический список

Ильина И.В. Кластерная технология формирования дискурсивной

компетентности будущих врачей / Е.А. Никитина, И.В. Ильина, К.М. Лопата, О.П. Довгер // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2015. № 2 (15). С. 89-94.

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.

Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. М.: Академия, 2006. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.