ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ОФИЦЕРА (В АВИАЦИОННЫХ СФЕРАХ) Хамдамов Х.К.1, Маматкулов Б.Х.2, Ахаткулов А.А.3
'ХамдамовХайдарали Каримович - старший преподаватель;
2Маматкулов БаходирХатамович - преподаватель;
3Ахаткулов Анвар Алмасович - преподаватель, кафедра естественных наук, Джизакское высшее военное авиационное училище, г. Джизак, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрываются важность военной психологии и педагогики, авиационной и инженерной психологии как отрасли современной науки, проблемы и перспективы внедрения психологических дисциплин в психолого-педагогической подготовке современного офицера. На основе привлечения многих ранее неиспользованных источников проанализированы основные направления и перспективные проблемы военной и авиационной психологии.
Ключевые слова: психологическая подготовка, военная психология, военная педагогика, авиационная психология, авиапедагогика, воспитание, обучение, образование, развитие, психологическая подготовка, самовоспитание, самообразование, психологическая подготовка, военно-педагогический процесс, познавательные психические процессы, эмоционально-волевые психические процессы, инженерная психология, воспитательная функция.
Идея воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности отражает постоянное стремление человека к овладению достижениями как национальной, так и общечеловеческой, мировой культуры, к духовно -нравственному и физическому совершенству. Во всесторонней подготовке будущих офицеров, в сложном процессе их профессионального обучения важное место занимает психологическая подготовка, формирование личности, обладающей психическими и моральными качествами, необходимыми для успешного освоения специальностью. На основе выработанных качеств личности, таких черт характера, как мужество, смелость, самообладание, решительность, самостоятельность, самоотверженность, целеустремленность, выдержка, инициатива, воля, гордость и чувство сопричастности.
Расширение функций офицера в современном гражданском обществе, усложнение задач и содержания национального воспитания военнослужащих обуславливает повышение требований к личности офицера. Офицер сегодня должен быт высокообразованным, обладать высоким уровнем интеллектуального, нравственного и физического развития, хорошо знать характер личного состава. От него требуется высокий профессионализм в службе, социальная активность, сознательное и творческое отношение к своему труду, умение сотрудничать с курсантами, слушателями и вообще со всеми сослуживцами.
С первых дней обретения независимости Республики Узбекистан наше правительство уделяет особое, постоянное внимание морально-психологической подготовке воинов к защите Родины, рассматривая её как средство дальнейшего повышения их морального духа, совершенствование их морально -психологических качеств, подчеркивая неразрывную связь психологической стойкости с боевым мастерством воина.
Подготовка такого офицера является задачей высших военных учебных заведений. Психо лого-педагогическая подготовка военных кадров в системе высшего военного образования составляет органическую часть развития государства, важнейшее звено общей системы военного образования и воспитания. Она является важным фактором сохранения на должном уровне военной техники, обеспечивает расширенное воспроизводство современной военной техники и ресурсной базы Республики.
В процессе общения между командирами и личным составом складывается психология воинского коллектива. Формирование и развитие психологии воинского коллектива происходит в определенных условиях военной деятельности, где она проявляется специфично. Так психика воина и психология воинского коллектива формируются и развиваются в условиях военной деятельности. К основным методам военной психологии можно отнести: наблюдение, эксперимент, беседу, опрос, тест, моделирование, метод изучения документов, или анализ деятельности человека.
Уяснив военную психологию необходимо рассмотреть военную педагогику. Важным фактором развития военно-педагогической теории является такое всестороннее изучение и обобщение передового опыта учебно-воспитательной деятельности командиров, общественных организаций в области обучения и воспитания не может быть подлинно-научной, военно-педагогической теории, призванной освещать путь военно-педагогической практики. В высших военных образовательных учреждениях военная педагогика изучает педагогические закономерности целенаправленного воздействия на воинов и воинские коллективы в целях формирования у них духовно-просветительских и боевых качеств, боевого мастерства, развития их умственных и физических сил. Также она изучает и раскрывает наиболее устойчивые и существенные связи и отношения между обучением, воспитанием, развитием, психической подготовкой воинов. В военной педагогике сложилась система основных понятий, отражающих ту или иную сторону подготовки воинов или воинских коллективов. К числу таких понятий относятся: воспитание, обучение, образование, развитие, психологическая подготовка, самовоспитание, самообразование, психологическая подготовка, военно-педагогический процесс.
В процессе обучения и воспитания высших военных авиационных училищах курсанты начинают овладевать качествами военного летчика и инженера. Деятельность офицера на современном этапе развития общества приобретает целостный характер. Свойство целостности его труда проявляется, во -первых, в реализации его основной функции-формировании всесторонне развитого офицера, гармонической личности воина, во-вторых, в комплексном подходе к воспитанию воина, обеспечивающем единство идейного, умственного, нравственного, физического, трудового воспитания, в-третьих, в содружестве военных коллективов, командирских коллективов, в-четвертых, в гармоничном сочетании различных видов его деятельности (воспитательной, общественной, самообразовательной).
Специальная подготовка будущих офицеров направлена на вооружение их глубокими и всесторонними знаниями и умениями по своей специальности, овладение современной военной техникой, которая является основой учебного предмета в военном образовательным учреждении, практическими умениями.
Общепедагогическая подготовка будущего офицера - объективный процесс, в основе которого лежат определенные закономерности:
• обусловленность системы психолого-педагогической подготовки потребностям социально-экономического и духовного развития общества, задачами в области военного воспитания;
• соответствие содержания, форм и методов психо лого -педагогической
61
подготовки уровню развития военной науки и военной практики, характеру и содержанию командирского труда;
• взаимосвязь целей, функций, содержания методов психолого -педагогической подготовки курсантов в высших военных авиационных училищах;
• единство обучения, воспитания и развития будущих офицеров в процессе психолого-педагогической подготовки;
• зависимость качеств военных знаний, умений и навыков от характера, содержания, форм и методов организации учебно -познавательной, учебно -практической, самостоятельной, практической деятельности курсантов;
• зависимость содержания и методов психолого-педагогической подготовки от индивидуальных особенностей курсантов.
Общеметодологический принцип системности и целостности психолого -педагогической подготовки будущих офицеров сочетается с важнейшим принципом взаимодействия общего и, особенно индивидуального в содержании и методах военной подготовки.
Каждый командир, независимо от его специальности, должен соответствовать ряду общих требований, обладать общим кругом командирских знаний, умений и навыков, необходимых для успешной учебно-воспитательной деятельности, а также общечеловеческими качествами личности.
На занятиях по специальным дисциплинам раскрываются диалектический характер учебно-воспитательного процесса и противоречия развития педагогических явлений, дается характеристика основных направлений по проблемам военной авиации.
Психологические процессы принято подразделять на познавательные и эмоционально-волевые. Они играют важную роль в практической деятельности, обучении и воспитании. Они участвуют в познании действительности, в формировании знаний, умений, навыков личности.
Ориентировка в обстановке, практическое использование оружия, боевой техники основываются на работе познавательных психических процессов, особенно мышления. Боевая эффективность воина определяется не только свойствами личности, но и особенностями психических, познавательных процессов. Психические процессы развиваются благодаря упражнениям и тренировкам. Они функционируют в единстве, но каждый из них обладает своими особенностями.
Летчик-инструктор, обучая и воспитывая курсантов должен знать, что и какими органами чувств человек ощущает и какова их взаимозависимость. Ощущения взаимосвязаны с вниманием, памятью, чувствами и другими психическими процессами. В содержании военной подготовки значительное место отводится практическому обучению. Военная практика, на которую отводится одна третья часть учебного времени, оторвана от теоретических курсов. Руководство практикой осуществляют главным образом не преподаватели высших военных образовательных учреждений, а командиры воинских частей. Имеется лишь общий руководитель - преподаватели высших военных образовательных учреждений, которые координируют действия командиров воинских частей -руководителей практики и являются связующим звеном между воинскими частями и высших военных образовательных учреждений. В подготовке современного летчика важную роль играет авиационная психология. Авиационная психология - это отрасль психологии изучающая психику летчика. Одним из важных направлений авиационной психологии считается авиапедагогическая психология. Проблемами авиапедагогической психологии являются: психологическое обоснование всего комплекса вопросов воспитания и обучения летного и диспетчерского состава с использованием летных тренажеров; изучение ошибочных действий и напряженности, что позволяет успешнее решать задачи
борьбы с летной неуспеваемостью; повышение эффективности и качества летного обучения; переучивание и совершенствование; воспитание летно-диспетчерского состава и других контингентов авиации [4].
Руководствуясь задачами правительства, методологией и общенаучной теорией о функциях военных систем, учитывая различные подходы к изучению психолого -педагогической подготовки современного офицера, рассматривая общепедагогическую подготовки офицера в высших военных образовательных учреждениях как сложную динамичную систему, которой инвариантно присущи определенные функции, обеспечивающие ее устойчивое существование.
Одним из важных вопросов психо лого -педагогической подготовки современного офицера в военной авиации является проблема взаимодействия человека и летательного аппарата. Такие проблемы рассматривает инженерная психология. Инженерная авиационная психология рассматривает деятельность летчика и летательного аппарата во взаимосвязи, изучает закономерности процессов информационного взаимодействия. Большой вклад в решение этой проблемы внесли российские психологи К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов, Н.Д. Завалов, В.А. Пономаренко [2].
Воспитательная функция психолого-педагогической подготовки выражает ее направленность на вооружение курсантов фундаментальным знанием основ военного Устава и военной практики, на формирование у них системы психолого -педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной военной деятельности. Эта функция имеет, таким образом, как теоретический, так и практический аспекты, которые должны органически сочетаться, способствуя соединению изучения теории и военной деятельности будущих офицеров.
Список литературы
1. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007 г.
2. Под редакцией Маклакова А.Г. Военная психология. М.: Питер, 2005 г.
3. Хамдамов Х.К., Хайдаров Б.А. Морально-психологическая подготовка летного состава войск ПВО и ВВС. Джизак: ДВВАУ, 2008 г.
4. Платонов К.К., Гольдштейн Б.М. Основы авиационной психологии. М., 1987.
5. Хамдамов Х.К. Авиация психологияси. ЖОХАБЮ-2011.
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕСТИЖА ЧТЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ Каххарова Ш.Ш.
Каххарова Шахло Шайдуллоевна - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится о роли информационно-библиотечных учреждений в привлечении учащихся к чтению. В статье рассматриваются проекты и приемы проведения научно-практической конференции для читательского общения. Ключевые слова: инновация, специфика, стимуляция, творчество.
Чтение детей - одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации. Большую роль в становлении современного читателя играют информационно-библиотечные учреждения, основная деятельность которых направлена на продвижение книги и чтения, привлечение интеллектуалов к