вследствие чего растет противоречивость, напряженность людей, что, в свою очередь, способствует количественному росту психологических, социальных, политических противоречий и конфликтов, росту соматических заболеваний и нервнопсихических нарушений, девиантных форм поведения.
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М. Г. Харитонов
Вопросам повышения квалификации придается исключительно большое значение в связи с необходимостью этнопедагогической переподготовки учителей начальных классов национальной школы, внедрения традиционной педагогической культуры и народного опыта воспитания в практику работы школы, актуальностью проблемы непрерывного образования. Ведущее место в системе повышения квалификации учителей начальных классов национальной школы занимает Чувашский республиканский институт образования, который и сформулировал важнейшие задачи совершенствования этнопедагогических знаний учителей:
- обеспечить опережающий рост квалификации слушателей по сравнению с достигнутым уровнем состояния учебного процесса;
- воспитать потребности самосовершенствования учителей на основе традиционной педагогической культуры;
- сформировать у слушателей систему этнопедагогических знаний, умений и навыков;
п обеспечить необходимый уровень этнопедагогической подготовленности учителей к работе в школе;
- содействовать овладению основами традиционной культуры воспитания, освоению факторов, форм, методов и средств традиционной педагогической культуры (народной педагогики);
- включить учителей в активную этнопедагогическую деятельность по освоению, восстановлению, возрождению, реализации и приумножению ценностей этнокультурных традиций.
Систему повышения квалификации учителя в современной социальной ситуации можно рассматривать как фактор качественного преобразования и совершенствования личности учителя, перехода ее на более высокий уровень мировоззренческой позиции, самостоятельного поиска путей самосовершенствования.
В связи с этим создание и апробация модели повышения квалификации учителей начальных классов национальной школы в настоящее время приобретает особенную актуальность. Затем важно обеспечить переход от модели повышения квалификации, учитывающей преимущественно личностные и профессиональные потребности отдельного учителя, к модели, ориентированной на потребности общеобразовательной школы, на изменение ее социокультурной атмосферы, влияющей на формирование поведения всего коллектива педагогов и учащихся, отчасти, быть может, и родителей.
Новая модель повышения квалификации — это научно-теоретическое обоснование этнопедагогических курсов (теория и практика) для учителей начальных классов, что было осуществлено лабораторией этнопедагогики и этнопсихологии Чувашского республиканского института образования (одноименная кафедра и соответствующая лаборатория при ней в первом составе были созданы Г. Н. Волковым из его бывших студентов, аспирантов и докторантов).
Разработка модели повышения квалификации позволила определить первоочередные задачи подобного эксперимента:
- поиск оптимальной структуры содержания, форм и методов переподготовки слушателей курсов к использованию традиционной педагогической культуры и народной педагогики как уникального инструмента духовно-нравственного и эстетического воспитания личности;
- установление взаимосвязи и преемственности этнопедагогических курсов;
- разработка технологии этнопедагогической переподготовки слушателей.
Основной идеей, определяющей содержание, формы и методы учебного процесса, является идея целостной переподготовки специалиста, единства его общекультурного, профессионального и этнопедагогического развития.
Целостный процесс этнопедагогической подготовки и переподготовки учителя начальных классов национальной школы осуществляется на основании диалектической взаимосвязи трех подсистем:
- образовательной технологии, включающей материально-техническое и организационное обеспечение, комплекс применяемых форм, методов, приемов и средств обучения слушателей;
- отношений, предполагающих формирование творческого, эмоционально-волевого и оценочного отношения личности к коллегам и к самому себе;
- личностных и профессиональных качеств, составляющих результат целостного процесса профессиональной, культурологической и этнопедагогической переподготовки специалистов.
Нами разработаны критерии этнопедагогической подготовки и переподготовки учителей начальных классов национальной школы. Ее содержание и объем определяются с помощью сравнительно-сопоставительной методики. Назовем несколько качественных параметров, с помощью которых можно было судить о темпах продвижения слушателей курсов по пути все большей профессионализации в сфере этнопедагогической подготовки и переподготовки учителей начальных классов национальной школы.
Это, прежде всего, проявление у слушателей заинтересованности и озабоченности в деле «возрождения и сохранения в общеобразовательной школе элементов традиционной педагогической культуры» (Г. Н. Волков); охрана и развитие прогрессивных народных традиций в среде учащихся; закрепление народных традиций, обычаев, обрядов в школе с помощью этнопедагогических методов; развитие традиционной педагогической культуры в обучении и воспитании школьников.
Этнопедагогическая подготовка и переподготовка слушателей предполагает наличие нескольких функциональных направлений, вытекающих из целей их деятельности: диагностической, организаторской, просветительской и прогностической функций.
Диагностическая функция предполагает определение состояния приобщенности учащихся к народным традициям, выявление потребностей и интересов младших школьников, учителей школы в сфере традиционной педагогической культуры. Речь идет о том, чтобы практически осуществить комплексный этнопедагогический анализ школьной среды, выявить уровень сохранности народного опыта воспитания, традиций, обычаев, обрядов, народных праздников. Здесь важно установить состояние, причинно-следственные связи, пути, формы, методы улучшения практики работы на основе укрепления, возрождения традиционной культуры воспитания, восстановления этнокультурных традиций, сохранения прогрессивных этиопедагоги-ческих традиций.
Диагностика этнопедагогических процессов служит основным средством самоконтроля специалиста, она открывает возможности для прогнозирования и проектирования этнопедагогической деятельности, оптимизирует дальнейшее осуществление функций управления и коррекции в этом направлении. Диагностическая функция решает задачи, отличающиеся от обычного эмпирического распознавания педа-
гогических процессов и явлений, поскольку она опирается на выводы этнопедагоги-ческих исследований.
Организаторская функция наиболее полно проявляется в стимулировании инициативы учителей, администрации школы в традиционных для народной практики формах этнопедагогической деятельности, в организационно-методической помощи по проведению уроков, внеклассных и общешкольных мероприятий на народной основе.
Просветительская функция решает следующие задачи: формирование у учителей начальных классов национальной школы умения анализировать и оценивать свою этнопедагогическую деятельность и осуществлять ее корректировку, содействовать раскрытию и развитию методологической и этнопедагогической культуры, творческого потенциала педагога. В период курсов повышения квалификации идет не просто наращивание этнопедагогических знаний, умений и навыков педагога, но и ставятся цели более глобальные: научить осмыслению своего этнопедагогического опыта и опыта коллег; способствовать развитию этнопедагогической культуры учителя, содействовать освоению умений рациональной работы в тех условиях, в которых они трудятся. Просветительская функция состоит также в том, чтобы через преподаваемые учебные предметы и внеклассные мероприятия способствовать раскрытию перспективных путей, направлений, форм и методов возрождения, развития и укрепления музыкального, поэтического и других жанров фольклора, традиционной педагогической культуры, народных игр и праздников.
Прогностическая функция заключается в выработке стратегии и тактики целевого планирования возможных образовательных и воспитательных результатов, помогает учителям разрабатывать программы возрождения, сохранения и развития в общеобразовательной школе традиционной культуры воспитания (народных обычаев, традиций, обрядов и т. д.). Она также предполагает использование источников народной мудрости, которые помогут успешно решать задачи по прогнозированию содержания этнопедагогической деятельности. От прогностических функций зависят:
- способность учителя начальных классов связать свою профессиональную деятельность с формированием будущих идеалов общества, прогнозировать национальный образ личности нового поколения;
- умение проектировать результаты педагогических воздействий, связанных с использованием традиционной педагогической культуры и народной педагогики, планировать пути их осуществления;
- умение планировать работу по руководству разными видами этно-педагоги-ческой деятельности учащихся, теоретически обоснованно выбирать факторы, методы, средства и приемы народного воспитания и организационные формы учебновоспитательной работы по их использованию для обеспечения решения педагогических задач;
- умение прогнозировать использование в учебном процессе различных по содержанию этнопедагогических материалов, выделять и точно формулировать их конкретные педагогические задачи, определять условия их решения.
Разработанная нами этнопедагогическая модель подготовки и переподготовки учителя начальных классов национальной школы включает четыре блока знаний, умений и навыков: образовательно-этнокультурный, диагностический, организационно-методический, самообразовательно-просветительский.
Базовым для модели является образовательно-этнокультурный блок. Он включает в себя определенный объем этнопедагогических знаний. Содержание этих знаний составляют закономерности развития личности, ее интернационализации и интерсоциализации; условия формирования и функционирования национального, этнокультурного самосознания чувашского народа; сущность и содержание национального характера, характерологические особенности чувашского и других народов и народностей, проживающих в Чувашской Республике и Поволжском регионе; на-
родные традиции, фольклор, народное декоративно-прикладное искусство, музыкальное творчество, народные игры и т. д.; «механизмы включения элементов прогрессивного опыта народного воспитания в практическую этнопедагогическую деятельность» (Г. Н. Волков); методика традиционной педагогической культуры; формы, методы, приемы и средства использования чувашской народной педагогики; педагогические воззрения мыслителей, философов, просветителей, деятелей культуры и искусства.
Диагностический блок включает умения изучать возрастные характеристики младших школьников с целью диагностики их дальнейшего развития, основанного на использовании традиционной педагогической культуры; исследовать интересы учащихся в сфере народного опыта воспитания, четко прогнозировать развитие, предупреждать и корректировать нежелательные последствия доступными народно-педагогическими средствами.
Организационно-методический блок связан с выработкой следующих этнопедаго-гических умений и навыков:
- реализовать в общеобразовательной школе первичный спектр национально специфических видов познавательной, игровой художественно-творческой деятельности;
- управлять поведением и активностью детей, используя средства этнической педагогики, увлекать народными играми, обрядами, ритуалами, праздниками, обучением на основе традиционной педагогической культуры: группировать младших школьников с учетом их взаимоотношений, индивидуальных особенностей.
Самообразовательно-просветительский блок предполагает овладение традиционной педагогической культурой и технологией самообразования в области познания этнокультуры и народных традиций, опьгга народного воспитания. С учетом конкретных социально-педагогических условий и обстоятельств учитель начальных классов на основе полученных на курсах повышения квалификации знаний должен методически грамотно помочь коллегам, родителям, всем желающим не интуитивно, а сознательно приобщаться к делу укрепления, сохранения, развития и возрождения народных традиций. Как этнопедагогу ему особенно необходимо овладеть суммой эффективных путей, форм, методов и средств возрождения и укрепления народных традиций.
Основу разработанной нами модели составляет адекватное восприятие слушателями курсов традиционной педагогической культуры (народной педагогики), которое закладывается на лекционных, практических занятиях, на круглых столах и выездных тематических занятиях. Для этого им важно обладать высокой личностной культурой, потребностью духовного самосовершенствования, навыками самообразования. Учителю начальных классов (слушателю) необходимо знать:
- историю родного края, жанры памятников народного творчества, основные виды народных ремесел;
- основы этнопедагогики и этнопсихологии, возрастные, индивидуальные особенности восприятия тех или иных жанров, видов народного творчества и отношения к различным обрядам, традициям, ритуалам;
- традиционные способы, методы, приемы и средства приобщения к национальной культуре, народному искусству, обычаям, традициям;
- историю религии, ее современное состояние, распространенность религиозных учений и течений в регионе, республике, правовые гарантии свободы вероисповедания;
- основы народной этики, эстетики, экологии применительно к практике деятельности общеобразовательной школы;
- современное состояние научных исследований по этнопедагогике и этнопсихологии, тенденции его развития, инновационные устремления.
Ему надлежит:
- способствовать сохранению, укреплению, возрождению и развитию народных традиций, традиционной педагогической культуры;
- воспитать эмоциональное, неравнодушное отношение к духовным ценностям, к многонациональной культуре, понимание необходимости знаний народной педагогики в саморазвитии;
- развивать художественно-творческую деятельность на основе понимания коллективного характера образов, мотивов, сюжетов, народного искусства;
-развивать интерес к устному народному творчеству, песням, играм, танцам;
- сопоставлять этнопедагагические факты;
- использовать разнообразные средства учебной и воспитательной работы (предметы материальной и духовной культуры, виды деятельности);
- проявлять стремление к обогащению духовных ценностей народа;
- формировать бережное отношение к духовному богатству народа;
- проводить педагогическое обследование, беседы, опросы, анкетирование, наблюдение, изучение, обобщать передовой опыт в сфере использования традиционной культуры воспитания (народной педагогики);
- свободно владеть научно-методической литературой по этнопедагогическим проблемам;
- знать воспитательно-развивающий потенциал различных видов народного творчества, оказывать содействие в отборе содержания мероприятий, связанных с традициями родного края, с народно-обрядовой символикой;
- привлекать других учителей школы к возрождению традиционной культуры воспитания и восстановления этнических, традиций.
Для успешной реализации воспитательного потенциала традиционной педагогической культуры в учебном процессе необходимо опираться на соблюдение ряда педагогических условий.
Первое состоит в специально «направленном отборе материала этнического содержания» (Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова), позволяющего слушателям курсов воспринимать, обогащать и затем передавать учащимся национальный образ в различных видах этнопедагогической деятельности, стимулировать их стремление к созданию собственных учебных этнопедагогических проектов и программ. Отбор содержания материала по приобщению учителей начальных классов к традиционной педагогической культуре осуществляется с учетом следующих факторен: этнопедагогической направленности курсов; близости к содержанию народного опыта воспитания; яркости национальных образов, возможности передачи национальных образов в разнообразной деятельности, опоры на богатство нравственно-эстетического содержания традиционной педагогической культуры; подчинения преподавания задачам этнопедагогической подготовки и переподготовки учителей начальных классов национальной школы.
Освоение в режиме активного диалога народного опыта воспитания и традиционной педагогической культуры, обыгрывание ситуаций, анализ народных игр, пословиц и поговорок, беседы об этикете чувашского народа, сравнение жизненного опыта разных поколений — все это позволяет слушателям курсов полнее воспринимать и передавать в речевой, познавательной и изыскательной деятельности своеобразие народной культуры воспитания.
Для более глубокого проникновения в суть характерных черт традиционной педагогической культуры чувашей лабораторией этнопедагогики и этнопсихологии под руководством Г. Н. Волкова был разработан и использован комплекс дидактических, сюжетно-ролевых и этически направленных игр народно-педагогического содержания. Освоение слушателями курсов комплексного содержания способствовало формированию представлений о народном опыте воспитания, практических уме-
ний отображать характерные черты народной педагогики в разнообразной творческой деятельности.
Второе условие заключается в необходимости подчинить преподавание курсов «Народное воспитание и обучение школьников Сентги», «Чувашское народное декоративно-прикладное искусство», «Учителя — мастера народных промыслов» развитию у слушателей достаточно глубокого понимания традиционной культуры воспитания. Обязательным условием при этом является достижение педагогического результата с помощью следующих этапов:
первый этап — формирование интереса к содержанию традиционной педагогической культуры и народно-педагогического опыта, стремление отображать этнопедагоги-ческий материал в образовательных и воспитательных проектах и программах;
второй этап — развитие творческой самостоятельности, авторского начала в воспроизведении народной педагогической культуры в доступных для учителя начальных классов формах работы, начиная с заданий репродуктивного характера и последующего наращивания элементов самодеятельности;
третий этап — развитие самостоятельности и творчества в отражении типичных черт народного опыта воспитания в различных видах практической этнопедагоги-ческой деятельности.
Развитию самостоятельности слушателей в отражении черт традиционной педагогической культуры и народной педагогики способствуют такие формы и методы проведения занятий преподавателем, как этнопедагогические проблемные, игровые, деловые ситуации из сферы школьной жизни, быта, досуга; мероприятия, направленные на вычленение черт национального образа, разработка собственных творческих версий по мотивам народных сказок и преданий, театрализация народных произведений.
Активная позиция слушателя в творческом воссоздании традиционной педагогической культуры обеспечивается его включением в целостный учебный процесс этнопедагошческого содержания, наличием анализа и поиска средств выразительности народной педагогики в воспитании и обучении подрастающего поколения, развитием у учителей начальных классов умения отражать черты народного опыта воспитания в нестандартных, нетрадиционных формах.
Комплексное решение обозначенных проблем оказалось возможным благодаря введению в систему повышения квалификации учителей курсов «Народное воспитание и обучение школьников Сентги», «Чувашское народное декоративно-прикладное искусство», «Учителя — мастера народных промыслов», которые были направлены на овладение программами обучения и воспитания школьников на основе народной педагогики, методами научного исследования, умениями их применять для исследования собственной этноледагогической практики и изучения опыта коллег, умениями проектировать более оптимальные и эффективные варианты решения этнопедагогических задач в профессиональной практике. Все это и определяет содержание послевузовского этапа повышения квалификации учителей начальных классов национальной школы.
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНОЙ АФОРИСТИКИ АЛТАЙЦЕВ
Н. В. Кергилова
Бережное отношение к национальной памяти, к обычаям, традициям, языку, культурному наследию народа являлось и является непреходящей жизненной ценностью общества. К сожалению, до недавнего времени многие народные идеалы и