Научная статья на тему 'Пути формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея'

Пути формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3697
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PEDAGOGICAL CULTURE / TEACHER OF PROFESSIONAL LYCEUM / COMPONENTS OF PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алова Наталья Николаевна, Романова Каринэ Евгеньевна

В статье рассматривается актуальная проблема формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея, которую мы понимаем как интегративную характеристику высокой профессионально-педагогической подготовленности и умелости в осуществлении педагогической деятельности, внутренне обусловленную высокоразвитыми личностными качествами, необходимыми для успешного решения педагогических задач и проектирующую его общую культуру в сферу профессии. Выделены компоненты педагогической культуры: аксиологический, технологический, когнитивный. Представлено краткое содержание курсов повышения квалификации по данной тематике. Программа курсов направлена на формирование целостного представления о социокультурного пространства, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, о созданном мире и роли техники и технологии в современном мире, понимании ценности профессионального образования, умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания, приобретение слушателями опыта созидательной деятельности, опыта познания и самообразования, формирование профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея»

Исследования молодъхученъх

УДК 371.11

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ

Н. Н. Алова, К. Е. Романова

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея, которую мы понимаем как интегративную характеристику высокой профессионально-педагогической подготовленности и умелости в осуществлении педагогической деятельности, внутренне обусловленную высокоразвитыми личностными качествами, необходимыми для успешного решения педагогических задач и проектирующую его общую культуру в сферу профессии. Выделены компоненты педагогической культуры: аксиологический, технологический, когнитивный. Представлено краткое содержание курсов повышения квалификации по данной тематике. Программа курсов направлена на формирование целостного представления о социокультурного пространства, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, о созданном мире и роли техники и технологии в современном мире, понимании ценности профессионального образования, умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания, приобретение слушателями опыта созидательной деятельности, опыта познания и самообразования, формирование профессиональных компетенций.

The article deals with the actual problem of formation of professional lyceum teacher’s pedagogical culture which is considered as the integrative characteristic of high professional and pedagogical preparedness and skill in his pedagogical activity, internally caused by the advanced personal qualities necessary for the successful solution of pedagogical tasks and the general culture projecting it in the sphere of a profession. Components of pedagogical culture are allocated: axio-logical, technological and cognitive. The summary of advanced training courses on this subject is submitted. The program of courses is directed on

formation of complete representation about the sociocultural space based on acquired knowledge, abilities and ways of activity, about the created world and an equipment and technology role in the modern world, understanding of value of professional education, ability to explain objects and processes of surrounding reality - the natural, social, cultural, technical environment, using for this purpose technical and technological knowledge, acquisition by listeners of experience of creative activity, knowledge and self-education experience, formation of professional competences.

Ключевые слова: педагогическая культура, преподаватель профессионального лицея, компоненты педагогической культуры.

Pedagogical culture, teacher of professional lyceum, components of pedagogical culture.

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих кон -кретных проявлениях.

Всплеск исследований по данной проблематике приходится на 90-е годы XX столетия и начало XXI века. С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные как общетеоретическим основам педагогической культуры (А. В. Барабанщиков, В. Л. Бенин, Е. В. Бондаревская, Н. Д. Никандров, В. А. Сла-стенин, Г. И. Чижакова и др.), так и ее отдельным аспектам: методологическому (В. А. Сла-стенин, В. В. Краевский, А. Н. Ходусов); гуманитарному (Г. И. Гайсина, Е. Н. Шиянов); эт-нопедагогическому (В. А. Николаев, В. К. Шаповалов); политехническому (В. А. Комелина,

В. Д. Симоненко); историко-педагогическому (А. К. Колесова, З. И. Равкин); нравственноэстетическому (Е. Н. Богданов, Н. Б. Крылова); коммуникативному (В. С. Грехнев, Ш. А. Магомедов, А. В. Мудрик); технологическому (М. М. Левина, Н. Г. Руденко); духовному (Е. И. Артамонова, Н. Е. Щуркова, Е. Г. Силяе-

Н. Н. Алова, К Е. Романова

Пути формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея

ва); физическому (М. Я. Виленский). В их работах педагогическая культура понимается как важная часть общей культуры учителя, выражающаяся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

В современной педагогической науке нет общепринятого определения педагогической культуры. Авторы понимают ее с различных точек зрения:

- совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных сил педагога, его способностей и возможностей [5, с. 110];

- сложную социальную характеристику личности учителя, отражающую его педагогическую позицию; как показатель уровня его духовного, нравственного, интеллектуального развития, его знаний, умений и навыков, высокого профессионализма, профессионально-значимых качеств личности, необходимых для успешного решения педагогических задач [1, с. 20];

- часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания образовательно-воспитательных процессов [3, с. 43];

- интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии, синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания, наличие культуротворческих способностей [4, с. 70];

- часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для социализации личности, осуществления образовательно-воспитательных процессов [2, с. 192].

Педагогическая культура мастера профессионального лицея рассматривается как много -гранное качество личности, обеспечивающее ему успешность педагогической деятельности на всех ее иерархических уровнях, во всех ее социальнопсихологических, технологических и нравственно-эстетических компонентах [6, с. 32].

На основании теоретико-методологического исследования мы определяем педагогиче-

скую культуру преподавателя профессионального лицея как интегративную характеристику его высокой профессионально-педагогической подготовленности и умелости в осуществлении педагогической деятельности, внутренне обусловленную высокоразвитыми личностными качествами, необходимыми для успешного решения педагогических задач и проектирующую его общую культуру в сферу профессии.

Мы выделяем следующие компоненты педагогической культуры преподавателя профессионального лицея.

1. Аксиологический компонент педагогической культуры включает совокупность педа -гогических ценностей, распространяющихся на современном этапе развития начального профессионального образования. В процессе педагогической деятельности происходит овладение определенными идеями, концепциями, совокупностью знаний и умений. Знания, идеи, концепции, имеющие в данный момент большую значимость для общества и педагогической системы учреждений начального профессионального образования, и выступают в качестве педагогических ценностей.

Ценности педагога - это внутренний, эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий его отношение к окружающему миру, к себе и моделирующий содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности [7].

Педагогические ценности объективны, т. к. формируются исторически, в ходе развития общества, образования и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.

По мере изменения условий социальнопедагогической деятельности, развития потребностей общества и образования, личности изменяются, переоцениваются и педагогические ценности. В истории педагогики отчетливо прослеживается эволюция теории обучения от схоластической к объяснительно-иллюстративной, а от нее - к проблемно-развивающей.

Степень присвоения личностью педагогических ценностей зависит от состояния педагогического сознания, т. к. факт установки ценностей, той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе оценки ее личностью.

Научное обеспечение системы ‘Научно-теоретический журнал 81 л ^

■' г ^ повышения квалификации кадров

Исследования молодыхученых ЧИППКРО

Профессионально-педагогическое сознание выполняет сложную регулятивную функцию: оно структурирует вокруг личностного «ядра» все многообразие способов учебной, методической, воспитательной, научной, общественнопедагогической деятельности. Иерархия видов деятельности педагога стимулирует развитие индивидуальности. Каждый преподаватель актуализирует часть профессиональной деятельности и те педагогические ценности, которые являются для него жизненно и профессионально необходимыми.

2. Технологический компонент педагогической культуры теснейшим образом связан с таким понятием, как педагогическая деятельность. Поэтому в некоторых источниках он рассматривается как деятельностный компонент профессионально-педагогической культуры. Технологический компонент раскрывает деятельностный характер, способы и приемы взаимодействия обучающихся и педагогов системы начального образовательного образования, культуру общения, использование педагогической техники, информационных и образовательных технология.

Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой педагога, предстает как способ его профессиональной деятельности, обеспечивающий решение различного рода профессиональных задач. Процесс решения задач составляет технологию педагогической деятельности как компонента профессионально-педагогической культуры педагога [9].

Понятие «технология» первоначально ассоциировалось с производственной сферой деятельности человека, но в последнее время стало активно использоваться в педагогике. Большой интерес к педагогической технологии можно объяснить несколькими причинами:

- многообразные задачи, стоящие перед учебными заведениями, предполагают развитие не только теоретических исследований, но и разработку вопросов технологического обеспечения учебного процесса. В теоретических исследованиях происходит формулировка законов, построение теорий и концепций, в то время как прикладные исследования анализируют саму педагогическую практику, аккумулирующую научные результаты;

- классическая дидактика с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами

и методами обучения и воспитания не всегда оперативно реагирует на научное обоснование новых идей, подходов, методик обучения, а иногда сдерживает внедрение нового;

- широкое внедрение в учебный процесс обучающей, контролирующей техники, информатики и ЭВМ потребовало существенного изменения традиционных способов осуществления педагогического процесса;

- общая дидактика остается очень теоретической, методика обучения и воспитания -очень практической; требуется промежуточное звено, позволяющее связать теорию и практику.

Рассматривая педагогическую технологию в контексте педагогической культуры, правомерно выделить в ее структуре такой элемент, как технология педагогической деятельности, включающего совокупность приемов и способов целостной учебно-воспитательной деятельности педагога.

3. Когнитивный компонент опирается на культуру мышления личности преподавателя профессионального лицея: умение в конкретном видеть общее, из общего выделять конкретное, понимание относительного характера знаний и необходимость уточнять их путем систематического познания; умение анализировать, синтезировать, абстрагировать, классифицировать и обобщать; умение логически мыслить, доказывать и аргументировать, заниматься творческой и исследовательской деятельностью; включает в себя систему ведущих знаний.

Согласно когнитивному компоненту, ключевой в системе формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея является синтезированная «гамма» знаний и практического действия и определяющая результаты. Ценностью педагогической культуры выступает знание. Знание представляет собой существующую ценность, так как оно реально существующая сумма накопленного опыта. Обладание им делает возможным продолжение процесса жизнедеятельности ассоциированного человека. Знание представляет собой и ту ценность, которую надо осуществить, ибо оно не наследуется автоматически, а приобретается в целенаправленной деятельности.

Когнитивная регуляция характеризуется согласованием внутренних средств и способов деятельности (сенсорных, перцептивных эталонов, предметных и концептуальных значений,

Н Н Алова, К Е. Романова

Пути формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея

образов, оперативных единиц восприятия и памяти, образно-концептуальных моделей реальности, моторных схем и программ) с целями и задачами деятельности, со сложившимся представлением об объективном значении проблемной ситуации и ее компонентов, а также тех ее преобразований, которые должны быть произведены для достижения требуемого объективного результата. В нашем случае - достижение высокого уровня педагогической культуры. Это положение подтверждается совокупностью элементов: знание передовых педагогических технологий, знание основ педагогического мастерства, знание методов, приемов и средств обучения и воспитания, знание психологических особенностей обучающихся в системе НПО на различных стадиях подросткового возраста, знание закономерностей и принципов педагогического взаимодействия, гибкое, системное научное познание педагогической культуры, восприятие социальных и педагогических норм, принципов и идеалов, осмысление приобретенных педагогических знаний, готовность к работе по изучению педагогической культуры, актуализация знаний, дидактических способов мышления [8].

С целью формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея нами предложен курс «Педагогическая культура преподавателя профессионального лицея», который играет важную роль в профессионально-педагогическом становлении специалистов. Данная программа предусматривает приобретение слушателями знаний, практических умений в области компонентов педагогической культуры преподавателя профессионального лицея.

Цель изучения курса:

Формирование педагогической культуры преподавателя профессионального лицея.

Задачи:

- сформировать понятие педагогической культуры преподавателя профессионального лицея как высшего уровня овладения методами, способами инженерной деятельности;

- обеспечить усвоение содержания основных структурных компонентов педагогической культуры преподавателя профессионального лицея;

- развить познавательные интересы, техническое мышление, образное мышление, про-

странственное воображение, интеллектуальные, творческие способности;

- воспитание культуры личности во всех ее проявлениях (культуры труда, эстетической, экологической, правовой и др.), самостоятельности, инициативности;

- формирование профессионализма в избранной деятельности в сочетании с широким кругозором и профессиональной мобильностью.

Программа направлена на формирование целостного представления о социокультурного пространства, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, о созданном мире и роли техники и технологии в современном мире, понимании ценности профессионального образования, умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания, приобретение слушателями опыта созидательной деятельности, опыта познания и самообразования, формирование профессиональных компетенций.

На основе лекционного курса, дополняя, расширяя и углубляя его, подбирается тематика, и строятся практические занятия, на которых слушатели овладевают практическими умениями и навыками на основе полученных знаний.

Программой предусмотрены творческие проекты, методы активизации умственной деятельности слушателей, следующие формы и методы обучения: исследовательские методы, методы реализации творческих задач, метод кейсов, креативные методы обучения («мозговой штурм», эвристики, синектики), метод проектов, деловые, ролевые, интерактивных игры, эссе и др.; практические задания: графические диктанты, кластеры, «синквейны», разработка технической и технологической документации, использование информационных технологий, блока индивидуальных заданий, творческих работ и др.

Программа предполагает выполнение слушателями самостоятельной работы в виде детальной проработки материалов по литературе, выполнения творческих работ, в написании рефератов.

Оценивание знаний и умений при изучении студентами специального курса «Педагогическая культура преподавателя профессионально-

Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 83 л ^

■' г ^ повышения квалификации кадров

Исследования молодыхученых ЧИППКРО

го лицея» осуществляется методом рейтинговой оценки системы знаний.

На курсах повышения квалификации слушатели изучают следующие темы: культура и образование; социально-педагогические проблемы; пути реализации культурологического подхода в профессиональной подготовке кадров; педагогика как культура; история, теория, технологии; индивидуальная педагогическая культура преподавателя лицея; принципы формирования педагогической культуры препода-вателя профессионального лицея; взаимодействие научной и педагогической деятельности преподавателя профессионального лицея как основа формирования педагогической культуры; педагогическая этика преподавателя профессионального лицея; изучение уровня сфор-мированности педагогической культуры преподавателя профессионального лицея; аксиологический компонент педагогической культуры преподавателя профессионального лицея; технологический компонент педагогической культуры преподавателя профессионального лицея; когнитивный компонент педагогической культуры преподавателя профессионального лицея; культура педагогического общения как условие формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея; культура общения: теория и практика (анализ); педагогическое творчество и педагогическая культура преподавателя профессионального лицея; проведение конкурсов педагогических талантов «Лучший лектор», «Новая педагогическая идея» и т. д.; использование интерактивных методов обучения в профессиональной деятельности; пути повышения профессионализма будущих специалистов; обобщение опыта формирования педагогической культуры препода -вателя профессионального лицея.

Таким образом, мы видим, что программа курса повышения квалификации направлена на решение главой цели: формирования педагогической культуры преподавателя профессио-

нального лицея. На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что формы и методы педагогической подготовки и повышения квалификации преподавателей сочетают в себе традиционный и нетрадиционный подходы, которые определяются соответствующими теориями, концепциями общей педагогики.

Литература

1. Абросимова, З. Ф. Педагогическая культура учителя / З. Ф. Абросимова // Наука и образование Зауралья. - Курган, 1998. - № 2(3). -

С.18-20.

2. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько.

- М. : Педагогика, 1989. - 192 с.

3. Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1999.- № 3. - С. 37-43.

4. Воробьев, Н. Е. О педагогической культуре будущего учителя / Н. Е. Воробьев, В. К. Суханцева, Т. В. Иванова // Педагогика. -М., 1992. - № 1-2. - С. 66-70.

5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и ср. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспи-ров. - М. : Академия, 2000. - 175 с.

6. Кузнецов, В. В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения / В. В. Кузнецов. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 291 с.

7. Романова, К. Е. Личностная зрелость будущего учителя / К. Е. Романова, Т. Г. Кочина // Наука и школа. - М., 2011. - № 2. - С. 96-98.

8. Романова, К. Е. Стратегии формирования педагогического мастерства будущих преподавателей / К. Е. Романова // Приволжский научный журнал. - 2009. - № 1. - С. 189-193.

9. Романова, К. Е. Система развития педагогического мастерства будущих учителей технологии / К. Е. Романова // Приволжский научный журнал. - 2009. - № 2. - С. 175-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.