Научная статья на тему 'Технологическая культура в высшем педагогическом образовании'

Технологическая культура в высшем педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
850
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / MODERN EDUCATION / TECHNOLOGY / TECHNOLOGICAL CULTURE OF A PERSON / TECHNOLOGICAL APPROACH IN RESEARCH / MODEL OF FORMING TECHNOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубцова Елена Тарасовна

Современное педагогическое образование предусматривает высокое качество подготовки учителя, включающее в себя технологическую культуру. Владение технологической культурой важно для учителя любой специальности. Технологическая культура в педагогическом образовании тесно связана с педагогической культурой, включает в себя владение педагогическими технологиями, определённые знания и умения, мышление, мировоззрение, профессионально активную педагогическую позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF TECHNOLOGICAL CULTURE IN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

Modern education implies high quality of teachers training which includes technological culture. To master technological culture is important for a teacher of any speciality. Technological culture in education is closely connected with pedagogical culture; it includes the ability to use pedagogical technologies, definite knowledge and skills, process of thinking, worldview and active professional pedagogical position.

Текст научной работы на тему «Технологическая культура в высшем педагогическом образовании»

УДК 378 ББК 74.580 Р 82

Е.Т. Рубцова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и

образовательной практики Армавирской государственной педагогической академии; E-mail:

elenarubc@rambler. ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

(Рецензирована)

Аннотация. Современное педагогическое образование предусматривает высокое качество подготовки учителя, включающее в себя технологическую культуру. Владение технологической культурой важно для учителя любой специальности. Технологическая культура в педагогическом образовании тесно связана с педагогической культурой, включает в себя владение педагогическими технологиями, определённые знания и умения, мышление, мировоззрение, профессионально активную педагогическую позицию.

Ключевые слова: современное педагогическое образование, технология, технологическая культура личности, технологический подход в исследовании, модель формирования технологической культуры.

E.T. Rubtsova

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Theory, History of Pedagogy and

Educational Practice, Armavir State Pedagogical Academy; E-mail: elenarubc@rambler. ru

ON THE ISSUE OF TECHNOLOGICAL CULTURE IN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

Abstract. Modem education implies high quality of teachers’ training which includes technological culture. To master technological culture is important for a teacher of any speciality. Technological culture in education is closely connected with pedagogical culture; it includes the ability to use pedagogical technologies, definite knowledge and skills, process of thinking, worldview and active professional pedagogical position.

Key words: modern education, technology, technological culture of a person, technological approach in research, model of forming technological culture.

Современное педагогическое образование нацелено на высокое качество подготовки учителя. В высшем педагогическом образовании существуют противоречия между:

- требуемым современным социумом уровнем технологической культуры и компетентности и не отвечающим этим требованиям в массовой практике качеством подготовки педагогов различных образовательных ступеней;

- теоретико-прикладными задачами, решаемыми педагогами, новыми требованиями обновления образования и имеющейся подготовкой студентов, недостаточной методологической разработанностью подходов в системе профессионального педагогического образования, в частности, технологической культуры;

- ориентацией на высокое качество подготовки педагогов и недостаточным уровнем подготовки абитуриентов;

- увеличением в учебном процессе доли самостоятельной работы и недостаточным уровнем имеющихся у них знаний, умений, навыков, психологической готовности к организации самостоятельной образовательной деятельности;

- классическим репродуктивным характером нынешней системы педагогического об-

разования и необходимостью личностно ориентированного подхода, создания индивидуальной траектории овладения технологической культурой;

- современными требованиями жизни к педагогу, в частности, владением им технологической культурой и имеющейся в настоящее время системой подготовки учителей-пред-метников, нацеленной в основном на реализацию функции преподавания конкретного предмета;

- традиционно сложившимся представлением об образовании, развивающем личность человека, и наличным в педагогических учреждениях учебно-воспитательным процессом, не учитывающим современные реалии;

- необходимостью активной профессиональной позиции работающего педагога и преимущественно пассивной учащегося-студента, когда он чаще всего выступает в позиции объекта воспитания-обучения;

- традиционными взглядами на процесс обучения и требованиями Болонского процесса к профессионально-образовательному развитию интегрированного европейского сообщества;

- широкой распространённостью педагогической профессии и потребностью образовательных учреждений в учителях высокой квалификации, владеющих технологической культурой;

- относительно успешным внедрением новых образовательных, в том числе компьютерных, технологий в образовательную практику и недостаточным уровнем сформированно-сти технологической культуры;

- постоянно усложняющимися требованиями к качеству современных педагогических технологий и традиционными способами их применения;

- необходимостью формирования технологической культуры и отсутствием необходимого учебно-методического оснащения для решения этой задачи;

- критериями владения технологической культурой, появившимися в результате профессиональной деятельности лучших педагогов, и прежними методами оценки.

Чтобы преодолеть вышеуказанные противоречия, необходимо разработать и апробировать современную модель профессиональной подготовки педагога на разных образовательных уровнях, обеспечивающую устойчивые связи между целями, содержанием, условиями, средствами и результатами. В её основу должна быть положена идея формирования технологической культуры педагога.

Необходимость формирования у будущих учителей различных специальностей технологической культуры учителей как направление исследования основывается на понимании актуальности внедрения культурологических знаний в профессиональнопедагогическую культуру и педагогическую технологию. Культурологический подход распространяется шире предметных дисциплин культурологии и мировой художественной культуры, включающих лишь теоретический цикл истории. Его расширение связано с практической деятельностью овладения знаниями, мировоззрением и формированием технологической культуры средствами общепрофессиональной подготовки, научноисследовательской и воспитательной деятельности. Современные представления об уровневых характеристиках культуры послужили основой определения понятия «технологическая культура учителя», выделения соответствующих её компонентов, включенных в функциональные блоки. Сложность феномена технологической культуры очевидна, т.к. это явление недостаточно изучено вообще и в рамках профессиональной деятельности учителя в частности. Для обоснования новой концепции технологической культуры, которая выводит ее за традиционные рамки профессиональной культуры, необходимо было сделать выбор теоретических идей, составляющих основу исследования, и определить его исходные положения. В нашем исследовании основным, системообразующим понятием является «технологическая культура». Круг основных понятий, которые помогают раскрыть сущность этого феномена, определялся путём анализа опыта мировой общей и педагогической культуры. К понятию мировой культуры мы обратились, исходя из того, что

оно является общим, и, следовательно, как педагогическая, так и технологическая культура реализует определенные, присущие мировой культуре цели и функции. Технологическую культуру мы рассматриваем через призму культуры педагогической.

Вместе с тем в педагогическом образовании актуальны задачи разработки целевых технологических проектов, адаптивных программ, алгоритмических процедурных предписаний в организации учебной деятельности с элементами эвристики; функциональных схем для различных педагогических систем, многовариантных методик, оценочных критериев их эффективности, концептуальных моделей будущих результатов; диагностических методик состояния педагогических систем, методик коррекционных процессов, индивидуальных технологий обучения и ряд других [1, с. 49], предназначенных для учителя, потому что именно он, по мнению В. А. Сластёнина, в сложившейся иерархии целей современного педагогического образования находится на первом плане [2, с. 7]. Содержание гуманитарных, педагогических знаний необходимо ориентировать на изучение отечественной материальной и духовной культуры. Процесс «трансплантации» культурного опыта родного народа и человечества в духовный мир личности с необходимостью требует присвоения этого опыта самим педагогом [3, с. 41].

Итоговым результатом педагогического образования должно быть формирование у будущего учителя профессиональной, технологической культуры, которая представляет собой систему инновационных педагогических идей, профессионально ценностных технологических ориентаций, универсальных способов познания и оптимальных технологий педагогической деятельности. Наличие технологической культуры открывает перед будущим учителем новые пласты духовной жизни человечества, творческие перспективы профессиональной деятельности. Базовые основания профессиональной культуры учителя должны закладываться всем содержанием вузовской подготовки учителя. Это относится и к культуре технологической, но первостепенная роль в её формировании отводится блоку общепедагогических дисциплин, теоретическое освоение которых подкреплено творческой деятельностью студента и преподавателя во время педагогической практики, внеакадемической воспитательной, научно-исследовательской работы. Учитывая творческий характер профессии учителя, мы в процессе вузовской подготовки проектировали условия для творческой самореализации личности каждого студента, аспиранта, преподавателя, выявления и формирования его творческой индивидуальности. Для формирования технологической культуры важен не только массово-репродуктивный, но и индивидуальнотворческий подход в педагогическом образовании. Он позволяет развивать неповторимую личностную технологию профессиональной деятельности.

Необходимым условием реализации задач образования является формирование технологической культуры будущего педагога. Это связано с качеством педагогического образования и педагогической подготовки учителя на различных ступенях образования (начальное, которое даётся в педагогических классах гимназий и учебно-производственных комбинатов; среднее - в педагогических училищах и колледжах; высшее - в педагогических институтах, академиях, университетах; послевузовское, осуществляющееся непосредственно в учреждениях дополнительного педагогического образования, на курсах повышения квалификации, аспирантуре, докторантуре и, конечно, путём кропотливого ежедневного труда по самообразованию).

Процесс овладения технологической культурой будущим учителем должен разворачиваться как процесс открытия и решения творческих задач, инновационной деятельности, использования современных педагогических технологий - на фоне усвоения будущим учителем, особенно гуманитарием, ценностей мировой и отечественной культуры.

Мы полагаем, что технологическая культура - это сложное ценностно-смысловое динамическое образование личности учителя, реализуемое посредством его специфической профессиональной деятельности. Деятельностная концепция культуры предусматривает её изучение как специфического способа человеческой деятельности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, В.М. Межуев и др.) и утверждает неразрывную взаимосвязь

человека, его деятельности и культуры. «Важнейшим исследованием культуры, - пишет В.М. Межуев, - становится раскрытие сущности человеческой деятельности. Связь между деятельностью и культурой является исходной определяющей при её объяснении и изучении» [4, с. 57]. Анализ работ представителей этой концепции культуры показал, что культура понимается ими как творчески созидательная деятельность по преобразованию природы и общества, результатом которой являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, превращение богатства человеческой истории во внутреннее достояние личности, совершенствование всех сущностных человеческих сил. Потому существует столько видов культуры, сколько выделяют разновидностей самой человеческой деятельности. На этом основании в соответствии с предпринятым функциональносодержательным анализом выделяются педагогическая культура как разновидность профессиональной культуры - отражение требований общества к культурному уровню людей, занятых профессиональной деятельностью; технологическая культура как ценностная основа профессиональной педагогической подготовки.

Технологическая культура педагога существует в общей целостной системе культуры в качестве универсального типа. Мы анализируем данное понятие в цепочке: технология -педагогическая технология - технологическая культура. Технология - общий термин для обозначения, прежде всего, процессов, с помощью которых создаются средства для улучшения понимания материальной среды своего обитания, для улучшения контроля за этой средой и более разумного управления ею. Технология включает в себя также и искусство владения процессом, в результате чего персонализируется. При рассмотрении понятия «педагогическая технология» с точки зрения системного анализа следует заметить, что педагогические технологии зародились более трех десятилетий назад в США, были подхвачены многими развитыми странами и получили признание ЮНЕСКО. Началом технологического подхода в образовании и источником обсуждения проблем о сущности, предмете, концепциях, парадигмах, дефинициях новой дисциплины - педагогической технологии - послужило введение в США первых программ аудиовизуального, а впоследствии и компьютерного обучения. Постепенно происходила трансформация термина

- от «технологии в образовании» (technology in education) к «технологии образования» (technology of education), а затем - к «педагогической технологии» (educational technology). В современном педагогическом сознании понятие о педагогической технологии существует на двух уровнях: обыденном и научном [5, с. 11]. К обыденному представлению, не принижая его значимости, можно отнести распространенное суждение о способе деятельности как об этико-гуманном феномене, связанном с индивидуализацией в образовании, с личностноориентированным обучением, методикой достижения целей. Научное представление о педагогической технологии опирается на фундаментальные дидактические исследования, посвященные природе человеческого знания (В.В. Краевский), целостности образовательного процесса (Т.А. Ильина, Г.Д. Кириллова, И.Я. Лернер и др.), личностно-развивающим функциям обучения (В.В. Давыдов, З.И. Васильева, А.П. Тряпицына и др.), специфической природе педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, И.А. Колесникова, В.А. Сластенин и др.).

В отечественной педагогике «технологии в образовании» ассоциируются с инновациями, касающимися организационных форм и методов обучения, методологии проектирования учебного процесса, компьютеризации и т.д. «Технология образования» отождествляется с системой организационных, юридических, экономических, финансовых, хозяйственных, научно-методических, педагогических мероприятий, необходимых для развития образовательных систем, для осуществления образовательного процесса в учебных заведениях.

Если педагогическая технология направлена на реализацию «разрешающих возможностей» личности в обучении, то проектирование сводится к поиску этих «разрешающих возможностей»; если технология стремится воссоединить единство целей и средств обучения, то процесс выбора и формулировки целей - задача проектирования.

Технология как система знаний о способах и средствах достижения целей обучения, как совокупность, последовательность процедур, применяемых в процессе обучения, требует систематизации этих знаний, поиска требуемых процедур, то есть проектирования.

В технологиях выделяются компоненты: содержательный и процессуальный. Поэтому при проектировании необходимо обращение к отбору содержания учебных заданий, к процессуальным вопросам деятельности, включая оценку этой деятельности как результат достижения целей.

Педагогические технологии устанавливают взгляд на педагогическую действительность как на совокупность ждущих актуализации потенциалов развития. На стадии продумывания, планирования предстоящей педагогической деятельности может идти речь о проектировании педагогических технологий Результатом обучения, как известно, является устойчивое, целесообразное изменение психического состояния обучаемого. Но если в сфере материального производства все его результаты проектируются заранее и планируются способы их достижения, то в учебном процессе ни сам процесс, ни его результаты практически не планируются, а в лучшем случае декларируются, в большинстве случаев даже не определяется количественный результат педагогического воздействия. А.С. Макаренко говорил: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди», между тем и в воспитательном, и в образовательном, и в процессе управления есть технологии, которым можно обучить студентов педагогических вузов, например: гуманитарные

(коммуникативные, ценностно-ориентационные, мотивационно-стимулирующие и др.) [6, с. 9]. Интеграция психолого-педагогической науки с рациональными методами проектирования технологических процессов, с теорией принятия решений, выбора операций и управления может способствовать перестройке системы подготовки будущего учителя в сторону повышения ее качества.

Мы считаем, что педагогическая технология - это целенаправленный, строго логичный процесс чёткого взаимодействия компонентов педагогической системы, гарантирующий желаемый положительный результат. Она является одним из базисных элементов технологической культуры.

Наиболее активно условия формирования технологической культуры в педагогическом образовании могут быть обеспечены в русле культурно-технологической концепции развития общества и образования [7. с. 89-91]. Учитывая данный концептуальный подход, мы обращаем внимание на значение технологического подхода в профессиональном педагогическом образовании будущих учителей, в том числе гуманитарных дисциплин. Им необходимо постичь личностный смысл технологической культуры. Это предполагает наличие представления о технологической культуре как универсальном типе, определяющем облик конкретной исторической эпохи, её духовные и материальные ценности. Важно и установление взаимосвязи, взаимозависимости технологической культуры и высшего педагогического образования; освоение некоторого минимума категорий данной культуры, достаточного для описания специфических особенностей технологической культуры и образования категориального строя сознания педагога; наличие целостного представления о мировоззренческих ценностях современной эпохи; определение жизненного кредо и личностных жизненных идеалов каждого будущего педагога в целом и педагога-гуманитария в частности; осознание специфических особенностей технологической культуры как принципов организации профессиональной педагогической подготовки будущего учителя гуманитарных дисциплин; непрерывное технологическое образование в процессе изучения общепедагогических дисциплин посредством индивидуального освоения различных видов педагогической деятельности. Таким образом, уровень профессиональной педагогической подготовленности учителя мы связываем с наличием у него уровня сформированности технологической культуры, обеспечивающей и направляющей становление мировоззренческой личностной позиции учителя, определение его жизненного кредо, овладение различными видами педагогической деятельности. Мы полагаем, что уровень

сформированности технологической культуры учителя находится в прямой зависимости от уровня развития личности будущего педагога; уровень развития личности будущего педагога зависит от степени усвоения ценностного смысла того универсального типа культуры, в контексте которого данная личность развивалась; универсальные типы культуры, к коим относится технологическая культура, не делятся на «высшие» и «низшие», они соединены друг с другом посредством различных символов и представляют собой многоуровневую систему, функционирование которой не может быть объяснено с помощью традиционных подходов. Осваивая содержание современного приоритетного универсального типа культуры

- технологической, будущий педагог одновременно осваивает содержание универсальных типов культуры, предшествовавших этому современному; личность будущего педагога сама является сложнейшей системой, способной в контексте универсального типа культуры -технологической, порождать педагогически ценностные смыслы, и именно от неё в конечном итоге зависит уровень профессионального педагогического образования.

В то же время технологическая культура представляет собой личностное образование, посредством осмысления и переосмысления ценностных смыслов и содержания жизнедеятельности носитель технологической культуры обеспечивает своевременную корректировку и адекватное развитие всех остальных видов личностной культуры.

Технологическая культура является по своей природе духовным образованием. Духовность является основанием для зарождения у человека потребности в саморазвитии, а затем в освоении технологической культуры как механизма, обеспечивающего это саморазвитие.

По способу реализации своих функций технологическая культура является психологическим образованием - определенным уровнем развития сознания человека. Она интегрирует личностные качества человека.

Кроме того, технологическая культура является нравственным образованием, о ней можно говорить как о виде нравственной культуры.

Таким образом, мы можем отметить, что технологическая культура педагога опирается на культуру педагогическую. Технологическое новообразование как личностное новообразование педагога позволяет раскрыть качества индивида, личности, субъекта и индивидуальности, интеграция которых обусловливает эффективное саморазвитие учителя в процессе его профессиональной деятельности.

Особо следует отметить роль компетентностного подхода в практической деятельности по овладению технологической культурой будущих учителей, поскольку базовые компетенции являются профессионально значимыми единицами качества образования. Технологическая культура, мы полагаем, входит составной частью в компетентностную модель современного педагога. Поэтому так необходимо в условиях многоуровневого образования сосредоточить основное внимание на формировании компетенций различного плана, особенно общепрофессиональных.

В основу модели формирования технологической культуры входят взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы содержание, организационные формы, методы, средства. Цель формирования технологической культуры: модернизация процесса

формирования технологической культуры будущего учителя в современных условиях. Задачи: освоение студентами технологических знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности; формирование у них технологического мировоззрения и мышления с учётом требований гуманистической педагогики; освоение норм, принципов профессиональной педагогической деятельности, сочетающей учебную и трудовую деятельность, включение будущих учителей в эти виды деятельности; формирование у них активной профессиональной позиции. В числе принципов организации системы подготовки выделяем целенаправленность в формировании педагога, целостность и системность, культуро- и природосообразность, интегративность, проектность, ценностную ориентированность, информативность, модульность, ориентированность высшего педагогического образования на развитие личности педагога; гуманизацию; соответствие

содержания высшего образования современным требованиям подготовки учителя, освоение ими необходимых для работы компетенций и др. Основное содержание: общекультурное, психолого-педагогическое, предметное; по направлениям: учебная работа на занятиях, самостоятельная познавательная деятельность, научно-профессиональное исследование, учебная и производственная педагогическая практика, внеаудиторная профессиональнодосуговая деятельность, самостоятельная работа в разнообразных педагогических сферах. Мы используем разнообразные условия, организационные формы, методы обучения и воспитания будущих специалистов. В числе средств - Госстандарт ВПО, учебные планы, программы, учебники, новые информационные технологии, профессионально ориентированная среда, творческая деятельность студентов и преподавателей. Результат -подготовка профессионально компетентного педагога, владеющего необходимой для самостоятельной педагогической деятельности технологической культурой.

Примечания:

1. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие. М., 2001.

2. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.,

1997.

3. Мищенко Л.И. Построение содержания современного педагогического образования // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 4. М., 2000.

4. Межуев В.М. Предмет теории культуры // Проблемы, теории культуры. М., 1977.

5. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994.

6. Пак М. Гуманитарные технологии в образовании. СПб., 2007.

7. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск, 2001.

References:

1. Levina M.M. Tehnologies of professional pedagogical education: a manual. М., 2001.

2. Pedagogy: a manual / V.A. Slastyonin, I.F. Isaev, A.I. Mishchenko, E.N. Shiyanov. М., 1997.

3. Mishchenko L.I. The structure of the content of the modern pedagogical education // Value priorities of the general and vocational training: materials of the international scient.-pract. conf. P. 4. М., 2000.

4. Mezhuev V.M. The object of culture theory // Problems, culture theories. М., 1977.

5. Serikov V.V. Personal approach in education: conception and technologies. Volgograd, 1994.

6. Pak M. Humanitarian technologies in education. SPb., 2007.

7. Simonenko V.D. Technological culture and education (a cultural and technological conception of the society and education development). Bryansk, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.