Научная статья на тему 'Пути формирования национальной инновационной системы'

Пути формирования национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нарзакулова М. П.

В настоящее время в республике проводится целенаправленная работа по сохранению и развитию научного, научно-технического и инновационного потенциалов. Совершенствуется система управления наукой, расширяется и укрепляется на современной основе законодательная и нормативно-правовая база научно-инновационной деятельности, реорганизовываются академическая и вузовская наука, принимаются меры по повышению технического и технологического уровня производства, развитию информационной и инновационной инфраструктуры, малых и частных наукоемких предприятий, комплекса высоких технологий и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути формирования национальной инновационной системы»

ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Нарзакулова М.П.

Институт Экономики АН РУз, к.э.н.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

В настоящее время в республике проводится целенаправленная работа по сохранению и развитию научного, научно-технического и инновационного потенциалов. Совершенствуется система управле-ния наукой, расширяется и укрепляется на современной основе законодательная и нормативно-правовая база научно-инновационной деятельности, реорганизовываются академическая и вузовская наука, принимаются меры по повышению технического и технологического уровня производства, развитию информационной и инновационной инфраструктуры, малых и частных наукоемких предприятий, комплекса высоких технологий и т.д.

Все эти меры не имеют, однако, системного характера и не ставят целью формирование адекватной развитым рыночным отношениям и международным стандартам национальной инновационной системы Узбекистана. В результате республика располагает лишь отдельными - пусть и важными - фрагментами потенциально целостной НИС: научными и образовательными учреждениями, инновационно ориентированными производственными предприятиями, инфраструктуры с различной степенью их ин-новационности и креативности.

В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов национальной экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

Для реализации этой стратегической установки целесообразно разработать научно обоснованную и практически ориентированную программу перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках «узбекской модели». Главным и наиболее эффек-

тивным механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

НИС представляет собой совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством, коммерческой реализацией знаний, технологий и комплекса институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских структур. Она охватывает всю совокупность субъектов и объектов научно-инновационной деятельности в базисных сферах экономики: науке, образовании, производстве, рынке и комплекс институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих инновационные процессы.

Для создания эффективной национальной инновационной системы необходимо:

повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, поскольку в настоящее время инновационная активность сконцентрирована в узком числе секторов, а технологическое обновление производства опирается преимущественно

(---^—^

ИКТИСОДИЕТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 3

V___/

Рисунок 1

Структура национальной инновационной системы

Государственный сектор

Частнопредпринимательский сектор

Органы государственного управления наукой и инновациями

Система инеппутов, влияющих на формирование инновационной среды: законы,

Система частного финансирования науки и инноваций

Государственные научные центры, академии и лаборатории

Венчурные компании в сфере высоких технологий

Научные центры крупных корпораций

Государственные Частные

учебные учебные

заведения заведения

Научные лаборатории

Инновационные инкубаторы

Технопарки, инновационные центры

на импорт технологии, а не на местные разработки;

повысить эффективность фундаментальной и прикладной науки, так как происходит постепенная утрата созданных в предыдущие годы заделов, старение кадров, имеет место снижение уровня исследований, слабая интеграция в мировую науку отсутствует ориентация на потребности экономики;

преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры, поскольку многие ее элементы созданы, но не поддерживают инновационный процесс на протяжении всего пути генерации, коммерциализации и внедрения разработок.

В промышленно развитых государствах 80-90% прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Переход на инновационный путь развития этих стран стал возможен благодаря созданию национальных инновационных систем, что является главным достижением XXI века. Явившись закономерным результатом предшествующего индустриального развития, НИС как действенная система институтов позволила высокоразвитым странам обеспечить блестящие технологические прорывы и поддерживать конкурентоспособность своих экономик на самом высоком уровне.

Стратегия развития НИС определяется проводимой 'государственной макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, внутренних товарных рынков, рынков труда и также историческими, культурными традициями и особенностями страны.

Несмотря на это структуры реальных НИС высокоразвитых стран имеют общее и в составе элементов НИС, их функциональной классификации и схемах взаимодействия.

Базисными сферами национальной экономики, создающими фундамент НИС, являются такие сферы, как генерации знаний, их распространения и применения; коммерциализации нововведений, образовании и профессиональной подготовки кадров; инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение; управления и регулирования.

Организации и предприятия этих сфер в зависимости от степени их инновационно-сти и креативности полностью или частично входят в НИС, образуя ее подсистемы, сегменты и их взаимосвязи, т.е. структуру НИС.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 9, 2012

ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

На рисунке 1 представлена схема такой структуры как обобщение характерных черт моделей НИС различных стран.

Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие указанных элементов, показывает, что роль частного сектора состоит в создании технологий на основе собственных исследований и разработок в научных центрах крупных корпораций, малых наукоемких фирм и в рыночном освоении инноваций; роль государства - в содействии производству в освоении фундаментальных знаний и комплекса высоких технологий, а также в создании инфраструктуры и благоприятного институционального климата для инновационной деятельности.

В рамках этой общей модели формируются национальные особенности НИС. Они проявляются в большей или меньшей роли государства и частного сектора в выполнении названных функций, роли крупного и мелкого бизнеса, в соотношении фундаментальных, прикладных исследований и разработок, в динамике развития, отраслевой и региональной структурах инновационной деятельности.

Правительства стимулируют рост участия предпринимательского сектора в финансировании исследовательских работ (ИР). В результате в настоящее время он обеспечивает большую часть внутренних затрат на исследования и разработки: 56 % - в ЕС, 63 % - в США, 74 % - в Японии. В странах ОЭСР доля затрат корпораций в общем объеме национальных исследований и разработок в среднем приближается к 70%.

Динамично развивается сектор высоких технологий. В странах Европейского Союза (ЕС) высокотехнологичный сектор включает 137 тысяч предприятий. Доля занятых в высокотехнологичном бизнесе ЕС составляет в промышленности - 7 %, в сфере услуг - 3,5 %. Производительность труда в нем почти в 1,5 раза выше, чем в среднем по промышленности. Лидерами в развитии высокотехнологичного производства являются Германия (11 % занятых) и Словения (8,9% занятых), а в сфере высокотехнологичных услуг - Швеция (4,9% занятых) и Финляндия (4,7% занятых)1.

1 Методические рекомендации по разработке прогноза научно-технологического и социально-экономического развития России на период до 2030 года. М.:ИНЭС, 2010

Особую значимость в процессах функционирования НИС развитых стран имеет организация передачи инноваций из сферы получения знаний в производство. Достигается это посредством создания рынка объектов интеллектуальной собственности и инновационной инфраструктуры. К последней относятся бизнес-инновационные, телекоммуникационные и торговые сети, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, финансовые и другие структуры. В странах ЕС активно поддерживается кооперация университетов и промышленности, реализуемая посредством развития университетских инновационных центров, центров трансфера технологий, агентств технологического брокерства, региональных центров новых технологий.

Высокоразвитые страны активизируют обучение инновационному менеджменту. Это выражается в организации учебных курсов по проблемам наукоемких предприятий для выпускников вузов, инженеров и ученых, специальных курсов по инновационной политике для руководящих работников, тренингов по предпринимательству для студентов, менеджеров и собственников малых предприятий.

Важное место в функционировании НИС занимают системы научно-технической информации, обеспечение предприятий информационно-коммуникационными технологиями, создание электронной среды для деятельности бизнеса и государства, использования сети Интернет.

Ключевая роль в формировании НИС принадлежит государству, которое устанавливает правила функционирования НИС, а также обеспечивает необходимую ресурсную поддержку, включая финансирование.

Отчетливо проявляется тенденция возрастания масштабов финансирования научных исследований и разработок. Высокоразвитые страны стремятся обеспечить науко-емкость на уровне 3% валового внутреннего продукта. В 2010 году наукоемкость ВВП в ЕС составила 2,23%, в США - 2,85 %, в Японии - 3,45 %. Лидерами по наукоемкости ВВП являются Швеция - 4,3 % и Финляндия - 3,5 %2.

2 Ленчук, Е.Б. Инновационный аспект формирования научно-технической политики в современной России. М.: Науковедение, 2011г.

(---г-^

ИКТИСОДИЕТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 5

V___/

Схемы государственной поддержки создания и роста высокотехнологичных предприятий реализуются, в частности, через государственные инвестиции в венчурные фонды, налоговые льготы, ускоренную амортизацию.

Дальнейшее развитие НИС связано с их объединением в региональные и глобальные системы. Уже сегодня ОЭСР и ЕС проводят активную политику по выработке общей стратегии инновационного развития стран-членов и механизмов ее реализации, прежде всего в таких сферах, как инновационные системы; развитие человеческих ресурсов; информационные и коммуникационные технологии; деловая среда. Особое внимание в странах ОЭСР уделяется страхованию инновационных рисков государством.

В Узбекистане началось постепенное формирование новых, преимущественно рыночных форм инновационной деятельности. Однако современное состояние научно-технической и инновационной системы республики все еще характеризуется серьезными структурными дисбалансами, непоследовательностью государственной политики, относительно низкой инновационной активностью предпринимательского сектора.

При наличии фактически всех типовых элементов (см. рис. 1) в Узбекистане данная система не получила статус целостной единой национальной. Она принципиально отличается высокой долей государственного сектора, медленным формированием крупных наукоемких корпораций, относительно слабым развитием малого инновационного бизнеса, а также фондового рынка и венчурного капитала как источников финансирования инновационных проектов. Роль и место инновационной деятельности в контексте инвестиционной политики не определено, не конкретизирована ее структура, проявляются лишь отдельные сегменты такие, как формирование институционального устройства инновационной экономики, технологические приоритеты инновационного развития производственной сферы экономики, финансирование научно-технической и инновационной деятельности, развитие инновационного предпринимательства.

Следует отметить, что такое положение проявилось не только в недостаточности финансовых ресурсов, но и в падении платежеспособного спроса на научно-техническую

продукцию со стороны государства и предпринимательского сектора, в ухудшении качественных характеристик научных кадров и материально-технической базы исследований, так что формирование инновационной системы нового типа только лишь начинается.

Новый инновационный бизнес и государство ориентируются на проверенные мировой практикой модели НИС, функционирующих в рыночных условиях. Об этом свидетельствует введение принципов конкурсного финансирования исследований, появление новых форм организационной и экономической поддержки инновационного бизнеса, постепенное формирование системы налогового стимулирования науки и инноваций, законодательное обеспечение прав интеллектуальной собственности, формирование новых инновационных предприятий, способных к созданию коммерчески привлекательных инновационных проектов.

Создание НИС является чрезвычайно сложной научно-теоретической и прикладной проблемой стратегического характера. Её программное решение предполагает выработку как механизма разработки и реализации программных целей и проектов в масштабе общества, государства, экономики, так и специфических механизмов принятия и реализации решений по важнейшим структурным блокам НИС (научному, информационному, технологическому, производственному, подсистеме коммерциализации), а также их ресурсному обеспечению.

Основная роль НИС заключается в обеспечении непрерывного интенсивного потока новых идей, их воплощение в научно-технических разработках и практическом освоении в производстве.

Важными методологическими принципами формирования НИС общесистемного характера являются следующие:

• приверженность эволюционному развитию страны в рамках «узбекской модели» развития;

• ориентация на последовательную и своевременную замену административных методов управления научно-техническим развитием косвенными методами экономического регулирования, стимулирующими творчество, новаторство, саморазвитие организаций;

ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

• перестройка действующих блоков и сегментов, разработка структуры перспективной НИС с учётом опыта высокоразвитых стран, стран-партнеров по региональным союзам и анализа позитивных и негативных сторон отечественной инновационной практики;

• построение новых рыночно ориентированных блоков и сегментов НИС в рамках институциональной «достройки» и сопряжения в системе национальной экономики сфер науки, образования, производства, рынка и НИС как инструмента их интеграции.

Основными принципами построения НИС являются научность, системность, целостность.

Принцип научности требует объективности анализа, опоры на научные закономерности, обоснованности и доказательности выводов и рекомендаций.

Принцип системности обуславливает рассмотрение явлений в их всесторонности, взаимосвязи и полноте, компонентов и подсистем НИС в их системной иерархии и сетевых структурах.

Принцип целостности обеспечивает построение единой целостной НИС на основе единства идеологии, целей деятельности, сетевых технологий, единого информационного пространства, единой экономической и правовой среды, интегрирующей роли государства и инновационной культуры общества. Целостная НИС связывает все ее компоненты в единое целое, ликвидирует ведомственные «разрывы», снижает потери времени, устраняет дублирование функций и средств.

Следуя этим принципам, НИС должна стать эффективным инструментом разработки и реализации научно-технической политики, перевода экономики на инновационный путь развития, предусматривающий построение постиндустриального, информационного общества, «новой экономики» в рамках «узбекской модели» развития и формирования социально ориентированного рыночного хозяйства.

Охватывая сферы генерации, распространения, применения, коммерциализации знаний модель НИС - как совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продук-

ции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государственной инновационной политики - включает ряд подсистем.

Основу НИС составляет подсистема генерации знаний, которая представляет собой совокупность научно-технических организаций государственного и частного секторов, выполняющих фундаментальные, прикладные исследования и разработки: государственные научные центры, академические и отраслевые институты, университеты, вузы, подразделения заводской науки, конструкторские бюро, создающие интеллектуальный продукт, образцы новой продукции и технологий.

Подсистема образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров включает в себя университеты, вузы, колледжи, другие учреждения среднего и профессионального образования, а также систему организации переподготовки и повышения квалификации кадров, включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности и т.д.

Подсистема инновационной деятельности, производства, реализации продукции и услуг включает в себя малые и крупные предприятия, отраслевые и региональные инновационно-технические центры, а также концерны, корпорации и финансово-промышленные группы, торговые сети, центры сервиса и т.д.

Подсистема технологической инфраструктуры охватывает центры поддержки инновационного предпринимательства, технопарки, телекоммуникационные сети, бизнес-инкубаторы, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, информационные центры и центры трансфера технологий, систему научно-технических коммуникаций, включая систему научно-технической информации, демонстрационные залы и т.д.;

Подсистема финансовой инфраструктуры, включающая организационные и правовые механизмы финансирования и ресурсного обеспечения всех стадий инновационного цикла, включая инвестиционные компании, банки и другие финансовые структуры, инвестиционные и инновационные фонды, венчурные фонды, бюджетное финансирование, если задачу (заказ) ставит государство.

(---^—^

ИКТИСОДИЕТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 7

V___/

Подсистема информационной инфраструктуры охватывает информационные ресурсы, технологии и системы, информационно-телекоммуникационные сети, рынок ИКТ, опосредующие и соединяющие все сегменты НИС.

Подсистема управления и регулирования включает:

• нормативно-правовой блок, содержащий совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы, условия и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью организаций между собой и с другими организациями, а также правовые акты в области внешнеторгового, налогового, таможенного регулирования;

• блок управления и регулирования, включающий государственный, отраслевой, сетевой, матричный, вертикальный механизмы интеграции всех подсистем и элементов НИС на основе новейших управленческих и информационных технологий.

Ядром всей инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции, эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчи-

вый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления.

Инновационная деятельность в основном охватывает:

• проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного спроса;

• развитие инфраструктуры инновационной системы;

• вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;

• технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции;

• проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок.

Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки и технологий.

Список литературы:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий» от 07.08.2006г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» от 15 июля 2008г. № ПП-916.

3. Каримов И.А. Все наши устремления и программы- во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа. - «Народное слово», 22 января 2011.

4. Глазьев С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс замещения доминирующих технологических укладов. М.: Наука, 2009

5. Ленчук, Е.Б. Инновационный аспект формирования научно-технической политики в современной России. М.: Науковедение, 2011г.

6. Методические рекомендации по разработке прогноза научно-технологического и социально-экономического развития России на период до 2030 года. М.:ИНЭС, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.