Научная статья на тему 'Теоретические аспекты становления и развития инновационной экономики'

Теоретические аспекты становления и развития инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимова Г. А.

Стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики является комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире. Инновационная экономика основана на знаниях, инновациях, благожелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты становления и развития инновационной экономики»

V___/

Алимова Г.А.

старший преподаватель кафедры «Управления бизнесом» НУУз им. Мирзо Улугбека, к.э.н.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики является комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире. Инновационная экономика основана на знаниях, инновациях, благожелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности.

Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, выступая с докладом на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, подчеркивал, что «объективный анализ, логика и последовательность наших преобразований, оценка их соответствия самым современным рыночным нормам диктуют настоятельную потребность дальнейшего углубления, совершенствования и либерализации системы управления экономикой».1 В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается не-жизнеспособным2. Базой инновационной экономики являются информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии, которые в своем развитии ради -

1 Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. -Народное слово, 13 ноября 2010г.

2 Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Журнал Инновации: Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке /Журнал Инновации.-2003 - № 1. http://stra.teg.ru/lenta/

innovation/515/print

кально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально изменяют интеллектуальную деятельность.

Абстрактные рассуждения об инновационной экономике не дадут эффекта. Поэтому правильный выбор теории (модели) инновационного развития, в наибольшей степени отвечающей специфике национальной экономики, в наших условиях для Узбекской модели реформирования, требует отработки соответствующей системы индикаторов и тестирования альтернативных гипотез влияния фактора инновационного развития на экономический рост3.

С этих позиций рассмотрение теоретических аспектов этапа или стадии, на которой находится каждая из рассматриваемых экономических систем, с позиций ее инновационной восприимчивости, является основополагающей базой для исследований. В среде экономистов, футороло-гов, философов разного толка не прекращаются дискуссии об этапах человеческого развития. Наиболее популярной признаётся концепция Олвина Тофлера сформулированная еще в 80х годах прошлого

3 См. Чепель С. Макроэкономические и институциональные предпосылки перехода к инновационной модели экономического развития. Тезисы доклада на Международной конференции. Ташкент 2010 г.

века1. В рамках этой концепции, уровень развития экономики характеризуется степенью ее зависимости от природной среды. Теория «волнового развития» Тофле-ра рассматривает экономическую историю как переход из одного типа производства в другой. Так, первым сложился так называемый первичный сектор экономики, включающий сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых, которые использовались непосредственно самими производителями. На этом типе основывалась экономика всех человеческих обществ, вплоть до периода позднего Европейского ренессанса2. Развитие из недр первичного сектора - перерабатывающей промышленности «вторичного сектора» -ознаменовало становление промышленного типа экономики.

В XX веке непосредственной производительной силой становится наука. На поверхности явлений это проявляется в том, что над производством товаров надстраивается - производство услуг, технологий, программного обеспечения и прочих нематериальных богатств, оптимизация финансовых потоков, логистика. В советской экономической школе сферу услуг и торговли не признавали в качестве производителя добавленной стоимости, поскольку в её концепции главной производительной силой являлся лишь рабочий класс, а всякой «интеллигенции» отводилась лишь роль прослойки, работники торговли и сферы услуг рассматривались как «третий отряд пролетариата» наиболее развращенный и приближенный к мелкой буржуазии.

Последнее десятилетие XX века вывело на первые роли производительных факторов - производство фундаментальных результатов и формирование уровня квалификации работников. И далее, в рамках этих воззрений, в первой трети XXl века на первый план выходит специфический сектор, связанный с формированием мо-тиваций3. Однако, эту концепцияю можно бы еще оспорить.

1 Alvin Toffler, "The Third Wave", 1980, Bantam Books, USA

2 Евгения Гильбо. Отрывок из курса Постиндустриальная цивилизация: «Начало постиндустриальной эры» http://www.gilbo.ru/

3 Там же.

Такие тенденции перераспределения ролей производительных факторов предопределяют то, что на нынешнем этапе развития, важнейшим элементом экономического развития и внедрения инноваций и модернизации экономики в настоящее время рассматривается переход к экономике основанной на знаниях (ЭОЗ). ЭОЗ - это экономика, в которой знания, творчество и инновации играют все большую и важную роль в обеспечении и поддержании экономического роста. При формировании ЭОЗ необходим прагматичный подход, который бы основывался на учёте новых ключевых тенденций в развитии страны, внешних вызовов и потенциальных возможностей создаваемых изменениями на глобальном и региональном уровнях4. Экономика знаний тесно связана с процессом информатизации общества. В междисциплинарном словаре по глобалистике содержание термина экономика знаний определяется как: «Экономика знаний — тип экономики, в которой значительная часть валового национального продукта (ВНП) создается в отраслях, непосредственно производящих новые знания, информационные блага и услуги, а также оборудование для передачи и обработки знаний»5.

На практике это выглядит как получение доходов от зарегистрированных патентов, различные виды роялти, экспорт технологий. На международных рынках экспорт капитала осуществляется в большей степени не как финансовые инвестиции, но скорее как продажа новых технологий и инноваций. Прямые инвестиции становится основной формой экспорта частного предпринимательского капитала, содержащего элементы инновации, относительно того рынка, куда осуществляются эти инвестиции. Именно наличие элементов инноваций делают компании содержащие иностранный капитал более конкурентоспособными как на внутреннем, так и на международном рынке. Ключевым фактором является не обеспе-

4 Узбекистан на пути к экономике, основанной на знаниях: обеспечение устойчивого экономического роста в XXI веке. Центр экономических исследований. Ташкент 2008 г.

5 Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. - М., СПб.: ИЦ «Елима», ИД «Питер», 2006. - 1160 с.

V___/

чение эффективного контроля дающего право непосредственного распоряжения над заграничной компанией, но содержание элементов инновации, делающего компанию конкурентоспособной. По определению МВФ прямыми иностранными инвестициями признаются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству - не менее 10%, в странах Европейского Сообщества - 20-25%, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - 50%:. То есть ключевой фактор это не контрольный пакет в руках иностранного инвестора, а комбинация различных преимуществ, что рассматривается как инновация.

Успешное экономическое развитие тесно связано с увеличением способности страны приобретать, внедрять и распространять современные технологии, то есть способностью страны и общества применять прогрессивные технологии, способы организации производства, другие инновационные факторы способствующие модернизации страны. Способность модернизации страны связана с вопросами потенциала нововведений преодолевать бюрократические, административные и иные препятствия, косность, коррумпированность, восприимчивость международных технологий путем привлечения иностранных инвестиций. В имеющейся литературе подчеркивается важность каналов, посредством которых происходит передача международных технологий. Отмечаются два основных канала: ПИИ и международная торговля. На основе обзора эмпирических данных делается вывод, что влияние этих каналов в разных странах неоднозначно. Предполагается, что вероятные источники этих противоречий в каждой стране зависят от способности к восприятию инноваций. Продолжаются попытки определить, какие характеристики принимающей страны составляют бо-

1 Хлестова И.О. Законодательство и международные договоры о защите иностранных инвестиций// Московский журнал международного права, 1992, № 2, с. 95

лее благоприятные условия для распространения технологий2.

Важнейшим условием распространения инновационных идей и модернизации на этой основе экономики является макроэкономическая стабильность. В этом аспекте, макроэкономическая стабильность рассматривается с позиции наличия потенциала национальной экономики достичь устойчивого экономического роста в течение среднего показателя промежутка времени.

В постиндустриальном обществе основой успешного экономического развития становится не продвижение товара, а продвижение инновации. В этих условиях маркетинг формирует спрос, все более производя новый образ жизни, а не рекламируя товар. Современный маркетинг основывается на создании своего рынка сбыта товаров, что ключевым обра -зом меняет образ жизни. Именно измене -ние образа жизни порождает потребности в новейших технологиях, прежде всего информационных: сотовом телефоне, факсе, принтере, возможности беспрерывно торговать ценными бумагами 24 часа в сутки, CD плеерах, автомобилях с GPS, спутниковом телевидении, банкоматах или интернете. Уже в рамках нового представления об образе жизни современный маркетинг проводит презентаци -онную и пропагандистскую работу, формирует имидж товара и его торговой марки. Сначала новый образ жизни формируется как элитарный, как принадлежность к некоему клубу избранных, и лишь потом по мере увеличения числа пользователей, снижается цена, и продукт становится доступным массовому пользователю3.

Как показывает мировой опыт, многие страны обеспечивают повышение своей конкурентоспособности на базе роста инновационной ёмкости экономики, включающей такие факторы как доля расходов в ВВП на образование, увеличение элиты населения из числа «прогрессивных» потребителей, рост числа ученых и инжене-

2 Султанова Л. Ш. «Подходы к оценке абсорбционной способности экономики» Экономика и финансы. 2011 № 4 стр.7-13.

3 Евгения Гильбо. ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫЙ БИЗНЕС. Постиндустриальный бизнес. http://www. gilbo.ru/

ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

□4

ров, увеличение количества заявок на патенты.

В Узбекистане уделяется значительное внимание этому фактору повышения конкурентоспособности, реализуемого в рамках Национальной программы подготовки кадров. По данным ПРООН доля расходов на образование в ВВП Узбекистана составила - 9,0%1 в бюджете страны подавляющая часть расходов приходится на образование. Для сравнения, расходы на образование составляли в Казахстане - 4,7%, Кыргызстане - 5%, Таджикистане - 2,8%, России - 4,1%, Великобритании

- 5,4%, Германии - 4,8%, Италии - 4,7%, США -5,4%, Индии - 3,4%, Китае - 4,7%.

Вместе с тем, проблемой для восприимчивости инновационной экономики и ее модернизации сохраняются проблемы связанные с инерционностью мышления. Это проявляется в отсутствии в общественном сознании понимание важности науки, использования научных знаний для технологической модернизации - как главного в современном мире фактора национальной конкурентоспособности и безопасности. Это понимание не до конца сформировалось и на многих уровнях отраслевого и территориального управления.

Невысокий уровень востребованности наукоемкой продукции со стороны ее потенциальных потребителей объясняется, с одной стороны, их низкой платежеспособностью, заинтересованностью импорта техники и технологий извне, а с другой

- незавершенностью до уровня внедрения или производства разработок, а также недостаточно активной работы по совместному продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей. Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки. На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции отечественных инновационных предприятий, а, следовательно, без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации

1 Доклад о человеческом развитии. Узбекистан 2007-2008». Ташкент, ПРООН, 2008.С.176

по выходу отечественных предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции2.

Анализ источников финансирования инвестиций в основной капитал в Республике Узбекистан в 2005—2009 гг. показывает, что около половины средств в структуре финансирования инвестиций в основной капитал составляют средства предприятий и населения 5877,46 млрд. сумов (53,9 %).. Эта доля в ближайшем будущем должна существенно снизиться за счет роста других источников3. По данным правительства Узбекистана, в результате реализации планируемых в 2009-2014 гг. более 300 инвестиционных проектов общей стоимостью 55,4 млрд. долл., в структуре вложений, порядка 50 процентов будет приходиться на иностранные инвестиции, около 30 процентов - собственные средства узбекских предприятий и компаний, 20 процентов - средства Фонда реконструкции и развития и коммерческих банков Узбекистана.4

Необходимо отметить, что наша республика обладает значительным потенциалом и может сделать инновационный рывок, для которого ей необходимо осуществить комплекс институциональных преобразований, которые послужат основой для последующей технологической модернизации.

Для обеспечения инновационной активности и выхода на уровень стран, обеспечивающих устойчивое развитие на основе внедрения высоких технологий, в экономике Узбекистана следует осуществить комплекс приоритетных мероприятий, а именно, необходимо оказывать целевую государственную поддержку отечественным предприятиям с для диверсификации производства. С другой стороны, мы не поддерживаем позицию в соответствии с которой «для ускорения раз-

2 Расулев А.Ф., Тростянский Д.В. Развитие инновационной деятельности национальной экономики в посткризисный период. Экономика и финансы 2011, №1. стр 4

3 Султанова Л.Ш., Ёкубжонов А.Р. Финансирование инновационной деятельности в Узбекистане: оценка потенциальных возможностей. Экономика и финансы. №3 2010. стр. 71-82

4 Р.Азимов. Доклад на международной научно-практической конференции «Эффективность антикризисных программ и приоритеты посткризисного развития (на примере Узбекистана)» 13.04.2010. www.uza.uz

V___/

вития технологических (инновационных) кластеров возможно применение таких мер как налоговые каникулы, инвестиционные вычеты, снижение стандартных ставок налогов и платежей, обнуление импортных пошлин»1. Если какой-то инновационный проект не обладает достаточным экономическим резервом роста, конкурентоспособностью, внутренним потенциалом, то его реализация не приведет к модернизации экономики, а наоборот, этот проект будет требовать новых льгот, для своего существования.

С учетом необходимости роста производства на новой технологической основе, что требует значительных финансовых вливаний, инвестиционную политику целесообразно осуществлять на следующих принципах:

• приоритетным направлением социально-экономического развития рассматривать подготовку научных кадров, способных генерировть новые инновационные идеи, с усилением защиты прав их интеллектуальной собственности, что должно служить стимулом их активной деятельности;

• пажнейшим фактором социально-экономического развития страны рассма-тивать фундаментальных исследований на прорывных направлениях инновационного развития, подготовку для этого научно-исследовательских кадров, мобилизовать дополнительные источники для их финансирования;

• размещение централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с государственными целевыми программами на конкурентной основе;

• усиление государственного контроля над целевым расходованием средств привлеченных под гарантию правительства и выделяемых из Фонда реконструкции и развития, обращая внимание на прогрессивность приоретаемых технологий и учитывая в них долю инноваций отечественных разработок;

• совершенствование нормативно - правовой базы в целях привлечения

1 Курбанова Д.М. Проблемы формирования инновационных кластеров в РеспубликеУзбекистан. Экономика и финансы №5. 2010. стр. 66-70.

иностранных инвестиций, стимулируя при этом новизну и инновационность инвестиций;

• стимулирование инвестиционного процесса на предприятиях всех форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования инвестиционных проектов на основе новейших технических решений;

• расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

При этом, самым главным фактором повышения эффективности роста на основе инновационных факторов роста и модернизации экономики является мотивации труда и системы стимулов, направленных на повышение его эффективности. Именно стимулирование труда преподавателей, преподающих наиболее прогрессивные дисциплины и ученных занятых на разработках наиболее перспективных направлений модернизации страны - дадут самый ощутимый эффект. При этом долж -ны учитываться мотивы и разрабатывать -ся системы стимулирования как на уровне каждой стадии жизненного цикла инновационного процесса, так и для всего инновационного процесса в целом.

Применение такой стратегии развития экономики Узбекистана обеспечит не только дальнейшее развитие тех отраслей экономики Республики, которые сейчас конкурентоспособны за счет естественных сравнительных преимуществ, но и создадут условия для формирования новых конкурентоспособных производств и предприятий - отраслей высоких технологий и сервисных услуг. В перспективе это станет стержнем экономического развития Узбекистана, как в части повышения конкурентоспособности, экономики, так и страны в целом.

Генератором данного процесса является государство, поскольку по масштабам работ, это под силу лишь государству, а частный бизнес может и должен стимулироваться для участия в качестве партнера в реализации данной стратегии экономического развития страны.

Во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 15 июля 2008 г. № 916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения иннова-

ционных проектов и технологий в производство», в 2010 году ежегодно проводится Республиканская ярмарка инновационных идей, технологий и проектов, на которых регулярно представляются значительное количество новых разработок. Вместе с тем, необходимо усилить аналитическую работу по оценке факторов влияющих на восприимчивость производства к внедрению этих разработок.

На сегодняшний день в стране сложились предпосылки существенной пе-

реориентации приоритетов государства, частного бизнеса и научного сообщества на активизацию инновационной деятельности. Признание необходимости и стимулирование государством структурных изменений, общее улучшение инвестиционного климата, существенное улучшение институциональной базы, в том числе инновационной деятельности, меры принятые по развитию науки и образования будут способствовать развитию этих процессов.

Список литературы:

1. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год. 21.01.2011

2. Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - Народное слово, 13 ноября 2010г.

3. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Журнал Инновации: Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке /Журнал Ин-новации.-2003 - № 1. http://stra.teg.ru/lenta /innovation /515/print

4. Чепель С. Макроэкономические и институциональные предпосылки перехода к инновационной модели экономического развития. Тезисы доклада на Международной конференции. Ташкент 2010 г.

5. Alvin Toffler, "The Third Wave", 1980, Bantam Books, USA

6. Евгения Гильбо. Отрывок из курса Постиндустриальная цивилизация: «Начало постиндустриальной эры» http://www.gilbo.ru/

7. Узбекистан на пути к экономике, основанной на знаниях: обеспечение устойчивого экономического роста в XXI веке. Центр экономических исследований. Ташкент 2008 г.

8. Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. - М., СПб.: ИЦ «Елима», ИД «Питер», 2006. - 1160 с.

9. Хлестова И.О. Законодательство и международные договоры о защите иностранных инвестиций // Московский журнал международного права, 1992, № 2,

10.Султанова Л. Ш. Подходы к оценке абсорбционной способности экономики // Экономика и финансы. 2011 № 4 стр.7-13.

11.Расулев А. Ф. Тростянский Д. В., Развитие инновационной деятельности национальной экономики в посткризисный период. // Экономика и финансы 2011, №1. стр 4

12.Султанова Л.Ш. Ёкубжонов А.Р Финансирование инновационной деятельности в Узбекистане: оценка потенциальных возможностей. // Экономика и финансы. №3 2010. стр. 71-82.

13.Р. Азимов. Доклад на международной научно-практической конференции «Эффективность антикризисных программ и приоритеты посткризисного развития (на примере Узбекистана)» 13.04.2010. www.uza.uz

14.Курбанова Д.М. Проблемы формирования инновационных кластеров-вРеспубликеУзбекистан Экономика и финансы №5. 2010. стр. 66-70.

15.Алимова Н. Стимулирование инновационного развития в условиях модернизации национальной экономики. // Экономика и финансы. №5 2010 стр. 70-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.