Научная статья на тему 'Институциональные особенности формирования и развития инновационной экономики'

Институциональные особенности формирования и развития инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимов Р. А., Курбанова Д. М.

Наша республика обладает значительным инновационным потенциалом и может сделать инновационный рывок, для чего необходимо осуществить комплекс институциональных преобразований, которые послужат основой для последующей технологической модернизации экономики республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные особенности формирования и развития инновационной экономики»

Q

ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Алимов Р.А.

д.э.н., г.н.с. Курбанова Д.М.

к.э.н., с.н.с. Институт экономики АН РУз

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Наша республика обладает значительным инновационным потенциалом и может сделать инновацион-ный рывок, для чего необходимо осуществить комплекс институциональных преобразований, которые послужат основой для последующей технологической модернизации экономики республики.

Следует отметить, что инновационный тип развития экономики предполагает постоянное обновление форм хозяйственной деятельности в соответствии со сдвигами в технологическом базисе производства, ценностных установках общества, производственном и потребительском поведении экономических субъектов, с изменениями, происходящими в социально-экономической системе страны и в связях с мировым экономическим сообществом.

Поскольку экономическая система находится в состоянии постоянных изменений, то трансформируется и институциональная структура, в рамках которой возникают новые институты и в тоже время изменяются либо отмирают устаревшие, меняются их функции, связи, формы, содержание, место и роль в системе экономических отношений. Следует заметить, что развитость системы экономических и социальных институтов определяет направленность и устойчивость развития, как национальной экономики, так и общества в целом.

Исходя из этого, нами институты определены как разработанные формальные (законы, нормативно-правовые акты - постановления, указы) и неформальные (договоры и принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие, которые вместе образуют побудительную струк-

туру экономики и общества. Итак, институциональное развитие экономики происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями, когда первые определяют «правила игры», а вторые являются «игроками».

Если рассматривать развитие институтов с точки зрения развития инновационной экономики, то необходимо выделить несколько этапов его становления, связанных с разработкой и реализацией инновационной идеи:

1) на первом этапе - генерирование идей - основная проблема заключается в усилении кооперационных связей и гармонизации взаимоотношений между академической, вузовской и ведомственной наукой. С этой целью необходима реализация мероприятий таких как:

- создание технопарков, производственных площадок, технополисов;

- формирование инновационных кластеров, которые способствуют налаживанию связей между наукой и производством, академической и ведомственной наукой;

- создание института отбора инновационных проектов с целью адресного финансирования. Для этого необходимо привлечение, как государства, так и частных инвесторов, поскольку при этом будет присутствовать объективность в отборе проектов, и можно предположить, что будут отби-

(---^—^

ИКТИСОДИЕТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 3

V___/

раться действительно инновационные прорывные проекты;

- совершенствование правового поля для развития инновационной экономики. В данном случае речь идет о новой разработке и принятии ряда законов, в частности «О частной собственности», «Об инновационной деятельности», «О науке». Кроме этого целесообразно внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс, в законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность, а также доработка законодательства по защите интеллектуальной собственности в данной сфере.

2) на втором этапе - внедрение в производство инноваций - актуальной задачей является поддержка с одной стороны малых инновационных предприятий, а с другой стороны усиление заинтересованности и восприимчивости крупных предприятий во внедрении инновационных продуктов и технологий. С этой целью необходимо, на наш взгляд, претворение в жизнь некоторых мероприятий, а именно:

- формирование института поддержки малого инновационного предпринимательства (предприятий), в частности речь идет о создании Национального инновационного фонда, который может быть финансирован за счет госбюджета и отчислений части прибыли, полученной от внедрения инновационных товаров, разработанных отечественными учеными1.

- создание института передачи (трансфера) инновационных продуктов и технологий от разработчиков к производителям. В этом направлении было бы актуальным и формирование Республиканского Центра по трансферу инноваций и технологий, а также создание инновационных инжиниринговых центров на базе отраслевых научно-исследовательских институтов.

Важность создания данных институтов заключается в том, что на сегодняшний день большинство внедряемых новых технологий или продуктов имеют зарубежное происхождение. Многие отечественные разработки остаются невостребованными;

1 Расулев А.Ф., Тростянский Д.В. Развитие инновационной деятельности национальной экономики в поскризисный период. //Экономика и финансы - 2011 - №1 - с.8

- совершенствование и упрощение системы патентирования инновационных продуктов, идей и технологий. В данном случае идет речь о возможности получения патентов на изобретения и механизма их использования в практической хозяйственной деятельности. С одной стороны, это стимулирует изобретательскую деятельность отечественных ученых и специалистов, а с другой стороны удешевляет производство инновационных продуктов и внедрения новых технологий (снижение себестоимости за счет снижения трансакционных издержек).

3) на третьем этапе - реализация инновационной продукции - существует проблема коммерциализации инноваций и технологий, как показывает опыт развитых стран приступивших к формированию НИС - из 100 инновационных идей лишь 30% имеют коммерческий успех. Решением данной проблемы может стать развитие рынка инноваций и технологий (РИТ), которое должно осуществляться на базе взаимодействия между механизмами вложений в реальные объекты инвестирования инноваций и инструментами финансового инвестирования, условием формирования которых является рыночный спрос на инвестиционные ресурсы. Финансовое инвестирование может осуществляться посредством купли-продажи реальных инновационных и НИОКР объектов, инновационных проектов и программ, конкурентоспособных инновационных товаров и технологий и т.д.

Следует заметить, что при формировании и функционировании РИТ, необходимо соблюдать главный принцип, а именно допуск всех научных разработчиков и инно-ваторов, собственников научных идей, открытий, изобретений, патентов, неовещест-вленных технологий и ноу-хау, к любым видам торгов, т.е. биржевым, конкурсным, аукционным и др.

Причем для инноваторов, даже не имеющих специальной биржевой лицензии, все операции должны проводиться на официальных торгах (это могут Интернет-торги), с соблюдением всех правил регистрации прав собственности на инновации и авторских прав на научные идеи и теории.

В итоге, формирование РИТ может стать катализатором для индустриально-инновационного развития национальной

а

ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

экономики республики, способом реализации инновационных идей, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику. Данный вид рынка актуален с точки зрения мирового экономического вектора развития, что может способствовать гармоничному участию страны в международном разделении труда, а также развитию экономики и общества.

Таким образом, формирование инновационной экономики требует выработки новой экономической стратегии развития республики, которая направленная на создание и развитие ее институциональных основ.

При этом необходимо отметить, что существуют определенные особенности в институциональном развитии, которые необходимо учитывать в развитии инновационной экономики республики, что в свою очередь влияет на создание условий для формирования новых конкурентоспособных производств и предприятий - отраслей высоких технологий и сервисных услуг, что является в перспективе стержнем экономического развития Узбекистана, а также в части повышения конкурентоспособности экономики страны в целом.

В данном контексте важную роль играет государство. Актуализация данного вопроса на сегодняшний день очевидна: причины мирового финансово-экономического кризиса ярко демонстрируют необходимость усиления и расширения сфер государственного регулирования в национальной экономике. И прежде всего, это связано с проблемой формирования и функционирования институциональных основ инновационного развития экономики страны, которые имеет свои особенности.

В данном случае мы выделяем несколько направлений институциональных особенностей формирования и развития инновационной экономики:

I) институт государства, мы имеем в виду, повышение роли экономической политики.

На сегодняшний день мировая экономическая практика позволяет сделать вывод об усилении роли государства в активизации процессов формирования институциональных основ инновационного развития национальной экономики. Существу-

ет несколько причин, по которым процесс формирования и развития институтов может идти медленно, либо даже не будет, завершен полностью:

- недостаточность средств или отсутствие привлекательности финансирования инноваций и технологий;

- недостаточная развитость научной среды, не генерирующей инновационные проекты или отсутствие информации о наличии таких проектов;

- отсутствие достаточного количества инновационных менеджеров или тяжелое налоговое бремя, не дающее развиваться и быть успешными инновационным предприятиям;

- неразвитость фондового рынка, механизмов защиты интеллектуальной собственности и др.

В данных условиях именно государственное регулирование может способствовать последовательной реализации политики по институциональному реформированию национального хозяйства, а это основывается на особой роли государства в инновационной экономике, которая, по нашему мнению, обусловлена:

а) недостаточностью инвестирования в НИОКР, поскольку рынки инноваций не обладают достаточной степенью защищенности. Так, если не существует защиты интеллектуальной собственности, то трудно продавать информацию на открытом рынке. В результате предприятия не могут полностью защитить свою интеллектуальную собственность, и при отсутствии эффективного рынка информации предприятия инвестируют в НИОКР меньше, чем необходимо. В данном случае именно государство может оказывать поддержку в проведении НИ-ОКР, в частности фундаментальным исследованиям в университетах, исследовательских институтах и предприятиях;

б) координацией связей между участниками инновационной системы, в частности предприятиями, исследовательскими институтами, университетами, институтами развития и государственными структурами. Однако институты могут иметь совершенно разные приоритеты, препятствующие эффективному сотрудничеству. Для поддержания долгосрочной эффективности инновационной системы необходимо, чтобы го-

(---г-^

ИКТИСОДИЕТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 5

V___/

сударство создавало стимулы, которые содействуют перемещению знаний между организациями на различных стадиях инновационного процесса, уменьшая, таким образом, системные сбои при коммерциализации новых технологий. В связи с этим государство должно осуществлять финансирование исходя из выбранных приоритетов инновационного развития экономики;

в) инертностью систем. Институциональные изменения требуют более продолжительного времени, в то время как внешние стимулы могут спровоцировать более быстрые изменения в данном случае. Когда развитие инновационной системы сдерживается на уровне институтов и организаций, то вмешательство государства может стимулировать новые направления развития. Таким образом, инновационная политика может способствовать большей гибкости НИС и ее эффективному развитию;

г) отсутствием комплексной информации о перспективных исследованиях, инновациях и технологиях. Получение информации о перспективных направлениях развития бизнеса является процессом достаточно сложным и дорогим для участников рынка. В данном случае именно государство с помощью независимых экспертов, на основании тенденций рынка сможет определять перспективные направления государственных инвестиций в инновации. В то же время частный капитал, на основе направлений инвестиций государства, может участвовать в совместных инвестициях или осуществлять независимые инвестиции в те инновации, которые он считает перспективными.

Исходя из вышесказанного, в институте-механизме государственного регулирования инновационной экономикой можно выделить следующие области1:

- создание условий бизнесу для инвестирования в инновации (инновационная инфраструктура);

- инновационные проекты частных инвесторов совместно с государственными инвестициями;

- проекты по совместному инвестированию стратегических инноваций, создающих

1 Румянцев А.А. Некоторые вопросы институционального развития инновационной деятельно-сти.//Инновации (С-Петербург) - 2011. - №3.- с.45

новейшую технологическую базу экономики.

- подготовка высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики.

Говоря об инновационной инфраструктуре, необходимо отметить, что, прежде всего, институциональные преобразования в данной сфере должны быть направлены на развитие высокотехнологичных производств в отраслях промышленности за счет:

- образования центров науки и высоких технологий на основе научных институтов системы Академии наук, а также научных организаций, занимающих лидирующее положение в соответствующих областях науки и техники;

- создание инжиниринговых фирм с финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой инфраструктурой на основе реструктуризации отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов;

- формирование инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных комплексов, научно-технологических парков совместно с вузами ориентированных на производство и реализацию наукоемкой продукции с привлечением национальных и иностранных инвестиций.

Значительный инновационный прогресс в экономике страны можно осуществить при разработке и реализации крупных стратегических проектов или программ по направлениям нового технологического уклада, при осуществлении которых под эгидой и при непосредственном участии государства могут быть задействованы все ресурсы страны - финансовые, материальные, трудовые, интеллектуальные. Как показывает опыт развитых рыночных стран, все это осуществимо при мощной государственной поддержке.

Другими словами крупномасштабные стратегические проекты могут быть реализованы и получить свое развитие при условии долгосрочных государственных инвестиций для создания технологической среды с целью осуществления экономического рывка, повышения производительности труда, интенсификации производства, что ведет к повышению конкурентоспособности экономики и благосостояния на-

а

ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

селения страны. В этой связи актуализируется вопрос финансирования крупных прорывных инновационных проектов, исходя из этого целесообразно создание Национального инновационного фонда, источниками которого могут выступать средства государственного бюджета, а также отчисления части прибыли, полученной от внедрения инновационных продуктов, разработанных отечественными учеными и специалистами1. В тоже время средства предприятий также могут стать источником формирования средств Фонда.

II) институт индикативного планирования. На основе актуализации вопроса государственного регулирования в инновационной экономике представляется важным развитие института индикативного планирования отраслей экономики, необходимость которого возрастает в условиях модернизации и инновационной деятельности предприятий, поскольку усложняется, масштабируется выпускаемая продукция, а конкуренция усиливается.

В тоже время «актуальность задачи формирования новой системы планирования в Узбекистане объясняется необходимостью комплексного решения широкого спектра задач регулирования национальной экономики в условиях ее рыночной модернизации. Мировая практика планирования показывает, что в условиях рыночной экономики наиболее приемлемы индикативные методы планирования, дающие определенную свободу предпринимательству и обеспечивающие участие государственных органов управления в контроле за производством необходимого минимума материальных благ для общества»2.

Основное назначение индикативного планирования заключается в информационно-ориентирующейся, а точнее в мотивационной функции, которая гармонизирует общественные и частные интересы в экономике, а именно государство ориентирует частные предприятия на выполнение тех задач, которые являются

1 Расулев А.Ф., Тростянский Д.В. Развитие инновационной деятельности национальной экономики в поскризисный период.//Экономика и финансы - 2011 - №1 - с.8

2 Алимов Р.А., Расулев А.Ф. Планирование как фактор регулирования рыночной экономики.// Общество и экономика (Москва) - 2007 - №11-12.

важными с точки зрения национальных интересов страны.

Индикативное планирование является одним из активных косвенных методов государственного регулирования, важное значение которого заключается в том, что предприниматели, корпорации, предприятия, организации могут более адекватно реагировать и ориентироваться в экономической конъюнктуре, составляя свои производственные и иные средне - и долгосрочные планы согласовывая их с национальными стратегическими целями и интересами достижения экономического благосостояния страны.

Следует отметить, что переход к индикативному планированию в экономической практике республики позволит совершенствовать и развивать взаимоотношения правительственных органов с бизнес-средой и с институтами гражданского общества, на базе доступности информации о планах правительства для хозяйствующих субъектов и населения. Особое значение индикативного планирования возрастает в условиях модернизации и инновационного развития, поскольку такие планы помогают предприятиям и организациям снизить неопределенность хозяйственного развития, а также повышают предсказуемость спроса на выпускаемую продукцию, что может стать обоснованием для принятия управленческих решений о техническом развитии и внедрении новшеств на предприятии.

В целом, использование и развитие института индикативного планирования может выступать как направление дальнейшего совершенствования механизма сочетания рыночной экономики с государственным регулированием, направленное на решение задач модернизации, технологического обновления и инновационного развития экономики. В данном контексте индикативное планирование может способствовать (косвенно) направлению бизнес-деятельности инвесторов в значимые для государства сферы экономики, а также технологической модернизации производства, диверсификации и обновлению продукции предприятий.

III) институт нормативно-правовой базы. Формирование и совершенствование нормативно-правового пространства явля-

(---^—^

ИКТИСОДИЕТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 7

V___/

ется одним из ключевых моментов институционального развития инновационной экономики.

В данном контексте, заметим, что в Узбекистане проводится постоянный мониторинг законодательной базы экономики, на основе которого идет непрерывный процесс совершенствования нормативно-правовых основ национального хозяйства. Выступление Президента РУз И.Каримова на совместном заседании Законодательной Палаты и Сената Олий Мажлиса содержит много законодательных инициатив, в частности в сфере экономики. Наиболее значительные из них принятие нового Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», в новой редакции Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», а также «О конкуренции» и «О разгосударствлении и приватизации»1.

Что касается вопроса совершенствования нормативно-правового пространства инновационного развития экономики, то необходима разработка и принятие нового закона «Об инновационной деятельности» и закрепление основных понятий в гражданском законодательстве. Также необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, а также совершенствование законодательства в части инвестиционной деятельности, в частности разработка и принятие

нового закона «Об инвестиционных и паевых фондах». Важной является проблема защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере, поэтому необходи -ма разработка и принятие закона «О защите интеллектуальной собственности», которая крайне необходима для формирования и развития инновационной экономике в республике. Приоритетным рынком становится рынок информации, инноваций и технологий, для развития, которого просто жизненно необходима защита специфического «интеллектуального» товара.

Таким образом, в республике в части формирования институциональных основ инновационной экономики необходимо дальнейшее совершенствование его нормативно-правового обеспечения, а именно разработка и принятие новых законов, и пересмотр ряда существующих законов (к примеру «О конкуренции»).

В целом, при переходе на инновационный путь развития национальной экономики необходимо учитывать институциональные особенности присущие как экономике данной страны,так и инновационной экономике, поскольку существуют институты, которые можно сохранить и совершенствовать их деятельность. Однако многие институты необходимо коренным образом реформировать и создавать принципиально новые соответствующие инновационному типу развития экономики, к примеру, институты инновационной инфраструктуры.

Список литературы:

1. Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране./ Доклад Президента РУз на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажли -са Республики Узбекистан. - Народное слово, 12 ноября 2010 г.

2. Алимов Р.А., Расулев А.Ф. Планирование как фактор регулирования рыночной экономики.// Общество и экономика (Москва) - 2007 - №11-12.

3. Расулев А.Ф., Тростянский Д.В. Развитие инновационной деятельности национальной экономики в поскризисный период. //Экономика и финансы -2011 - №1 - с.8

4. Румянцев А.А. Некоторые вопросы институционального развития инно-вационной деятельности.//Инновации (С-Петербург) - 2011. - №3.- с.45

1 Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране./ Доклад Президента РУз на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - Народное слово, 12 ноября 2010 г.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 8, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.