Научная статья на тему 'Перспективы развития институтов инновационной инфраструктуры'

Перспективы развития институтов инновационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходжаева К. А.

Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. Очевидно, что инновационная инфраструктура является составной частью национальной инновационной системы (НИС). Определяющую роль в функционировании НИС играет государство, которое определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. В НИС входят собственно субъекты инновационной деятельности – организации и физические лица, участвующие в создании и продвижении инновационного продукта, и объекты инфраструктуры – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития институтов инновационной инфраструктуры»

V___/

Ходжаева К.А.

младший научный сотрудник Института экономики АН РУз

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. Очевидно, что инновационная инфраструктура является составной частью национальной инновационной системы (НИС). Определяющую роль в функционировании НИС играет государство, которое определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. В НИС входят собственно субъекты инновационной деятельно -сти - организации и физические лица, участвующие в создании и продвижении инновационного продукта, и объекты инфраструктуры - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности.

Основным результатом функционирования НИС является увеличение объемов производства наукоемкой продукции. Поэтому основной целью анализа функционирования НИС и инновационной инфраструктуры является определение мер, которые стимулируют рост объемов продаж наукоемкой продукции национальных предприятий.

Основной задачей инфраструктуры инновационной деятельности является содействие расширению ресурсной базы экономики инновационного типа. Следует, однако, отметить, что объекты инновационной инфраструктуры могут решать лишь часть проблем и успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры. Инновационная система для успешного функционирования должна иметь также благоприятную нормативно-правовую базу и эффективную систему вывода на

рынки продукции инновационных предприятий.

Охарактеризуем роль отдельных элементов инфраструктуры: технологической, консалтинговой, инфраструктуры подготовки кадров, информационной, финансовой и сбытовой инфраструктуры, и проблемы их развития, а также необходимые для этого меры.

Технологическая инфраструктура

Технологическая инфраструкту-

ра призвана создать условия для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Сюда относятся технопарки (ТП) и инновационно-технологические центры (ИТЦ), которые в основном обеспечивают доступ к производственным площадям, и инновационно-технологические комплексы, дополнительно обеспечивающие также доступ к производственным мощностям. Другой вариант обеспечения доступа к производственным площадям - организация промышленных пар-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 4, 2012

ков на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много практически во всех регионах.

Следующий вопрос, который должна решать технологическая инфраструктура -обеспечение доступа малым предприятиям к производственным мощностям. Создавая площади для размещения МП, нужно иметь в виду и необходимость обеспечения возможностей изготовления ими своей производственной продукции. Эту задачу призваны решать инновационно-промышленные комплексы (ИПК) и технологические кластеры. ИПК создавались, как правило, на базе незадействованных производственных мощностях крупных предприятий. До сих пор загрузка крупных предприятий позволяла рассчитывать на размещение на них заказов МП. При этом складывалась парадоксальная ситуация, когда МП по субконтрактам загружали крупные предприятия, в то время как в развитых странах ситуация в основном обратная. С ростом экономики эти возможности уменьшаются, поскольку крупные предприятия увеличивают объемы производства и в первую очередь выполняют на своей производственной базе собственные заказы.

В последнее время стала актуальной организация "кластеров", которые фактически выполняют роль инновационно-промышленных парков. Для полноты рассмотрения следует упомянуть также о технико-внедренческих зонах, которые также можно отнести к элементам технологической инфраструктуры.

Важной составляющей технологической инфраструктуры являются Центры коллективного пользования производственным оборудованием. Очевидно, что обеспечение всех малых предприятий современным производственным оборудованием невозможно в силу того, что относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современное производительное оборудование. При стоимости современного станка в несколько сотен тысяч долларов его покупку и эффективную эксплуатацию при выпуске собственной продукции может позволить себе только до-

статочно крупное предприятие (мы не рассматриваем здесь вопрос доступности и стоимости кредитов на покупку оборудования для малых и средних предприятий, а только вопросы его рентабельной эксплуатации). Таким образом, от использования новых технологий в производстве в силу этой причины оказывается отсеченным огромный пласт малых и средних предприятий. Выход из этой ситуации возможен за счет коллективного использования оборудования в центрах услуг.

На западе такой подход получил широкое распространение. Например, до 20% лазерного производственного оборудования устанавливается в так называемых job-shop'ах (центрах, оказывающих услуги по лазерной обработке материалов). Следует отметить, что не только малые и средние, но также и крупные предприятия являются клиентами таких центров.

Одним из основных результатов организации центров коллективного пользования станет обеспечение доступа к современным технологиям для малых и средних предприятий, для которых покупка собственного дорогостоящего технологического оборудования практически невозможна. Если для оснащения региональных центров использовать частично бюджетные средства, их окупаемость за счет увеличения объемов производства предприятий, пользующихся услугами центра, и соответствующего увеличения выплат налогов может быть предельно быстрой.

Имеются дополнительные положительные эффекты, которые дает организация региональных центров коллективного пользования:

- генерация дополнительных объемов производства,

- генерация налоговых поступлений от увеличения объемов производства,

- повышение конкурентоспособности - расширение сбыта, увеличение объемов продаж промышленной продукции за счет использования передовых производственных технологий, повышение экспортного потенциала национальных производственных предприятий за счет по-

V___/

вышения качества производимой продукции,

- создание новых рабочих мест для высококвалифицированных кадров и расширение объемов подготовки квалифицированных кадров,

- сохранение производственного потенциала ведущих предприятий.

Как видно из приведенного перечня, организация центров коллективного пользования позволяет экономически целесообразно обеспечить большому количеству региональных промышленных предприятий доступ к современным технологиям и дает много положительных побочных эффектов, способствующих переводу региональной промышленности на инновационный путь развития.

Консалтинговая инфраструктура

Следующий блок инфраструктурных предприятий включает консалтинговые организации. Важность этих структур для обеспечения инновационной деятельности заключается в том, что инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретается только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) "непрофессиональными" менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие. Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры (офисы) трансферта технологий (ЦТТ). Основной задачей ЦТТ является коммерциализация разработок, создаваемых в материнских организациях. Для решения этой задачи ЦТТ должны обладать возможностям оказания консалтинговых услуг по достаточно широкому спектру вопросов - финансовых, экономических, маркетинговых, а также часто и по внешнеэкономической деятельности.

Инфраструктура подготовки кадров

Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны. При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в качестве одной из основных проблем следует отметить, что в настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок. Общая потребность в таких кадрах составляет несколько десятков тысяч человек. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

В настоящее время возрастает потребность в подготовке специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства. В свою очередь следует отметить и дефицит квалифицированных преподавателей для подготовки кадров. В этой связи еще раз следует отметить роль системы консалтинга. Поскольку обучение кадров процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, следует предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции. Эта система не повторяет систему ЦТТ, хотя и должна работать с ней в тесной увязке, а обеспечивает разовый консалтинг по отдельным вопросам, возникающим у предприятий. Возможно, эту систему целесообразно строить как си-

стему экспресс обучения основам инновационных подходов.

На первом этапе (1-3 года) система консалтинга должна закрыть потребность в информации в области продвижения и маркетинга инновационной продукции предприятий. Целесообразно предусмотреть государственную поддержку для этой системы на первые три-пять лет для того, чтобы сформировать потребность у предприятий в таких услугах (для предприятий услуги должны иметь на первом этапе символическую стоимость). Базой для создания сети консалтинга могут стать создаваемые в настоящее время центры трансферта технологий, укомплектованные необходимыми специалистами. Для успешного решения проблемы обеспечения доступа к консалтингу, необходимо обеспечить поддержку работы таких центров со стороны местных администраций. Создаваемые центры целесообразно связать в единую сеть, обеспечивающую доступ к консалтинговым ресурсам других организаций - членов сети при отсутствии нужных специалистов в регионе. По оценкам количество центров консалтинга должно составлять из расчета 1 центр консалтинга на 400-500 промышленных предприятий.

Информационная инфраструктура

Следующий блок инфраструктуры поддержки инновационной деятельности связан с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающие малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в интернете. Сложившаяся система достаточно эффективно решает ряд проблем. Так техническая информация сейчас доступна в больших объемах практически по всем направлениям науки и техники. Не представляет особых проблем доступ к патентной информации. Основная информация, которая может оказывать влияние на решение задач

инновационного развития и по которой существует значительный дефицит, связана с информацией о рынках.

Еще одна группа вопросов информационного обеспечения инновационной деятельности связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.

Финансовая инфраструктура

По следующей группе предприятий инновационной инфраструктуры идет наиболее оживленная дискуссия - это структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к финансовым ресурсам. В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим, а кредиты слишком короткими для развития инновационной деятельности. Ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий. Но даже для них масштаб обеспечения бюджетными финансовыми средствами составляет не более 5-10% от необходимых объемов.

Венчурное инвестирование, о котором в последнее время ведется много дискуссий, до сих пор остается экзотикой, и значимых успехов на этом направлении пока нет. По-видимому, это связано с тем, что наша промышленность пока не сформировала потребности в развитии венчурных подходов. Поскольку зарубежные схемы венчурного финансирования плохо работают в условиях республики, целесообразно подумать о разработке модификаций схем венчурного финансирования, позволяющих привлечь венчурное финансирование в условиях пока еще неразвитого фондового рынка.

Серьезным вкладом в решение проблемы финансирования могло бы стать привлечение в инновационный бизнес денег крупных производственных предприятий. Большая часть промышленных пред-

V___/

приятий пока не заинтересована в оплате (или не в состоянии оплатить) НИОКР. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки могут только очень крупные покупатели инноваций из сырьевого сектора экономики. В последнее время начато несколько проектов по финансированию перспективных разработок такими компаниями, но масштабы этой деятельности пока незначительны.

Другой путь привлечения рыночных денег в инновационные предприятия - это ускорение инновационного цикла в части расширения масштабов выхода предприятий на рынки с готовой продукцией. Этот путь позволит уже существующим инновационным предприятиям получить дополнительные ресурсы для вывода на рынки новых своих разработок.

Еще одним источником финансирования инноваций является участие предприятий в международных проектах. Расширение поступлений финансов из этого источника возможно с развитием сети центров трансферта технологий с участием иностранных партнеров.

Сбытовая инфраструктура

Одним из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия является развитая система сбыта. В силу объективных причин, связанных с историей развития предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта наукоемкой продукции. Низкая востребованность наукоемкой продукции со стороны промышленных предприятий, на которую часто ссылаются как на одну из причин слабого развития инновационного сектора экономики, объясняется, с одной стороны, низкой платежеспособностью предприятий, а с другой - отсутствием информации о предлагаемых разработчиками возможностях, то есть активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.

Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки. На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции отечественных инновационных предприятий,

а, следовательно, без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом наших предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции.

Классические методы продвижения (такие, как участие в выставках, продажи через интернет), характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной продукции. Потому, что характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения продукции не знакомы потенциальным покупателям. Дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.

Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки. Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу.

Естественно при этом необходимо развивать и другие методы продвижения, существующие в настоящее время - через выставочную деятельность, профессиональные объединения предприятий, посреднические фирмы и систему консалтинговых и маркетинговых фирм.

Поддержка распространения рыночных моделей формирования и развития объектов инновационной инфраструктуры, рассматриваемых как потенциально прибыльный сектор экономики, позволят обеспечить доступность для инновационных компаний необходимых сервисов и специализированных услуг - экспертных, образовательных, консалтинговых, маркетинговых.

В этой связи необходимо обеспечить преимущественную поддержку создания таких объектов инновационной инфраструктуры как бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного доступа к оборудованию и др. Обеспечение целенаправленной поддержки совершен-

ствования деятельности объектов инновационной инфраструктуры, включая: повышение уровня требований к качеству предоставляемых ими услуг, софи-нансируемых из средств государственного бюджета, оказание образовательной и информационно-консультационной поддержки деятельности объектов инновационной инфраструктуры, содействие деятельности профессиональных и саморегулируемых организаций в данной сфере.

Необходимо отдельно остановиться на инфраструктуре коммерциализации. Коммерциализация - это процесс, связанный с практическим использованием результатов научных исследований и разработок с целью вывода на рынок новых или улучшенных продуктов, услуг или процессов с получением коммерческого эффекта.

Она, как правило, она начинается там, где научные исследования уже в основном закончены и имеется чётко определённый продукт или услуга, обладающие свойствами и преимуществами, представляющими ценность для коммерческих потребителей. Коммерциализация заканчивается, когда продукт успешно выведен на рынок - в общем случае, когда достигнута точка безубыточности, то есть доход от продаж превышает операционные расходы. При этом коммерциализация может принимать три основные формы:

- запуск нового бизнес-проекта для коммерческого использования технологии;

- продажа лицензии на использование технологии существующему бизнесу;

- эксплуатация технологии, путём предоставления услуг, включая техническое консультирование, аналитические и экспертные услуги, а также исследования по контрактам.

В этой связи возможно создание Центра системы координации коммерциализации технологий при Академии Наук РУз, который будет осуществлять следующие функции:

- помощь научно-исследовательским организациям и вузам в создании и запуске офисов коммерциализации и опреде-

лении потенциальных проектов по коммерциализации;

- проведение технологического и патентного аудита инновационных разработок;

- взаимодействие научно-исследовательских организаций и вузов с созданной инфраструктурой поддержки коммерциализации, бизнес- структурами и институтами инновационного развития в области коммерциализации инновационных проектов;

- методологическая помощь в разработке совместно с заявителями бизнес-концепции оптимальной стратегии продвижения проектов на рынки;

- оказание консультационных услуг научно-исследовательским организациям в подготовке обоснования концепции проектов по коммерциализации;

- подготовка лицензионных соглашений, контрактов, договоров по управлению интеллектуальной собственностью, оказанию инженерно-консультационных услуг по научно-техническому и производственному сотрудничеству;

- консультирование и обучение сотрудников инфраструктуры коммерциализации по правовым вопросам в области защиты интеллектуальной собственности;

Участие в глобальной инновационной инфраструктуре

Необходимым условием создания и развития инновационных компаний является взаимодействие на уровне бизнес-проектов, и через межправительственные инициативы с ключевыми, с точки зрения технологического сотрудничества, странами. При этом основными странами-партнерами могут стать США, Германия, Франция, Финляндия, Италия, Япония, Великобритания, Республика Корея, Китай, Бразилия, Индия, Израиль, Нидерланды.

Ключевыми направлениями развития международного сотрудничества в сфере инноваций должны стать:

- создание в республике высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 4, 2012

V___/

при привлечении прямых иностранных инвестиций;

- участие в международном трансферте технологий;

активизация международного научно-технического сотрудничества.

Совершенствование инновационной инфраструктуры невозможно без становления институтов развития. Перспективная роль институтов развития в поддержке инноваций и стимулировании развития высокотехнологичных отраслей экономики. Институты развития должны стать одним из основных инструментов решения стратегических задач инновационного развития экономики страны.

Во-первых, они должны выступить в качестве со-организаторов и ключевых источников финансирования крупных проектов, нацеленных на достижение прорывных результатов по стратегически значимым направлениям. Во-вторых, институты развития должны сформировать инфраструктуру, обеспечивающую свободный доступ приоритетных сфер экономики к необходимым финансовым, инновационным и информационным ресурсам.

В первом случае можно говорить о прямом влиянии деятельности данных институтов на параметры социально-экономического развития. Результаты этой деятельности могут быть оценены, как приращение в объемах производства, экспорта, мощностей, в интенсивности внедрения инноваций вследствие осуществления конкретных проектов.

Во втором случае можно говорить о косвенном влиянии деятельности данных институтов на социально-экономическое развитие - через изменения в рыночных условиях, создающие предпосылки для позитивных социально-экономических сдвигов. В этом случае именно эти изменения являются мерилом результативности деятельности институтов развития.

Помимо поддержки проектов по приоритетным направлениям, институты развития должны создать доступных для производителей всех отраслей с высокой степенью переработки продукции системы экспортного кредитования и страхования,

государственных гарантий при выполнении совместных с иностранными заказчиками проектов в сфере высоких технологий, лизинга высокотехнологичного дорогостоящего оборудования.

Институты развития уже в течение ближайших лет должны сформировать комплексную инфраструктуру поддержки прикладных инноваций, охватывающую все стадии инновационного процесса, а также все сферы поддержки: финансовую, производственно-технологическую, кадровую, информационно-

консультативную, и др.

Специализированные институты развития должны стать со-организаторами и основными источниками финансирования по нескольким крупным инновационным проектам, направленным на развитие классов технологий, определяющих национальную безопасность и стратегические конкурентные позиции страны.

Система институтов поддержки инноваций должна быть комплексной, то есть закрывать «провалы рынка» на всех тех стадиях развития инноваций, где они имеют место. В противном случае неизбежно возникнут «узкие места», мешающие продвижению инновационного бизнеса.

В сложившейся системе институтов развития в республике пока неоправданно скромное место занимают нефинансовые институты (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий и др.). В то же время эти типы институтов достаточно востребованы. Кроме того, в силу самой природы своей деятельности, они обладают существенно большей защищенностью от коррупционных рисков по сравнению с финансовыми институтами развития.

Отсюда возникает необходимость разработать комплекс мер по обеспечению развития системы нефинансовых институтов развития.

В условиях низкой инновационной активности корпоративного сектора, неразвитых финансовых рынков наиболее эффективной является форма универсальных институтов поддержки инноваций. Последние становятся «оболочкой», защищающей от неблагоприятной внешней

[ 22

среды инновационный процесс, обеспечивающей непрерывность инновационной цепочки.

Однако такая конструкция предъявляет повышенные требования к качеству управления, в том числе к добросовестности и профессионализму управляющих, их знаниям, опыту, умению видеть перспективы и рисковать. Качество менеджмента должно быть даже более высоким, чем в случае с «обычным» венчурным фондом. Ведь возможность рыночной, эмпирической проверки эффективности выбора того или другого направления инвестирования может представиться только на завершающих стадиях инновационного проекта.

Представляется, что в условиях Узбекистана речь может идти не о создании единой организационной структуры, замыкающей на себе все звенья инвестиционной цепочки, а скорее о тесной координации между самостоятельными институ-

тами, отвечающими за различные звенья. Такая координация должна предусматривать возможность непрерывного отслеживания проектов по всей цепочке и их упрощенной передачи от одного института к другому, но при сохранении за принимающей стороной возможности отказа;

- создание и управление базами данных по коммерциализуемым проектам, патентам, потенциальным инвесторам, научно-исследовательским организациям и предприятиям;

- привлечение местных и иностранных консультантов и координирование их работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение семинаров и конференций, объединяющих вместе представителей научно-исследовательских кругов и бизнес сообщества;

- подготовка информационных материалов по коммерциализуемым проектам, в том числе для выставок и различных форумов.

Список литературы:

1. Каримов И.А. «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана», Ташкент, «Узбекистан», 2009

2. Азимов Р.С. Доклад первого заместителя премьер-министра, министра финансов РУз на международной научно-практической конференции «Эффективность антикризисных программ и приоритеты посткризисного развития (на примере Узбекистана)» 13.04.2010. www.uza.uz

3. Ашуров М.С. Некоторые особенности модернизации на предприятиях Узбекистана //Экономика и финансы. - Ташкент, 2010, №7.

4. Воронова Т.А., Борисова М.С. Экономика знаний - путь инновационного развития национального и мирового хозяйства.//Инновации. - Москва, 2010, №8.

5. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Интегральный макропрогноз инновационно технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года /авт. вступ. ст. А. Д. Некипелов/ — М.: Институт экономических стратегий, 2006.

6. Шелюбская Н., «Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы». - Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». - №3, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.