Научная статья на тему 'Организационно-экономические механизмы мотивации инновационной деятельности на промышленных предприятиях'

Организационно-экономические механизмы мотивации инновационной деятельности на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимова Н. Р.

Одной из важнейших целей модернизации экономики Узбекистана является обеспечение устойчивости функционирования промышленных предприятий и выявление факторов смягчения воздействия на их деятельность мирового финансово-экономического кризиса. Немаловажное значение в рыночных условиях приобретают проблемы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий и их восприимчивости к нововведениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические механизмы мотивации инновационной деятельности на промышленных предприятиях»

а

ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Алимова Н.Р.

к.э.н. Института экономики АН РУз

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Одной из важнейших целей модернизации экономи-ки Узбекистана является обеспечение устойчивости функционирования промышленных предприятий и выявление факторов смягчения воздействия на их деятельность мирового финансово-экономического кризиса. Немаловажное значение в рыночных условиях приобретают проблемы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий и их восприимчивости к нововведениям.

Как отметил Президент Республики Узбекистан И.А Каримов «Важнейшим приоритетом для нас продолжает оставаться модернизация, техническое и технологическое перевооружение производства, ускоренное обновление ведущих отраслей экономики».1

Мировой финансово-экономический кризис обусловил необходимость переоценки взглядов на побудительные силы, приводящие к росту эффективности производства на основе снижение издержек и ценовой конкуренции на внешних рынках. Что предопределило появление новых мотивационных механизмов, определяющих инновационную активность предприятий и заставляющие переосмыслить взгляды на данную проблему.

В условиях глобализации, охватывающей все новые сферы деятельности, конкуренция обостряется не только в национальных рамках, но и на мировых рынках. Поэтому отечественным предприятиям приходится все активнее и острее со-

1 И.А Каримов. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа. Народное слово.22 января 2011г.

перничать по качеству и техническому уровню продукции с зарубежными компаниями, которые по ряду позиций имеют определенные преимущества.

Весомый вклад в развитие промышленности продолжают вносить такие отрасли, как автомобилестроение, электроника, легкая, пищевая, химическая, нефтехимическая промышленность. По данным Государственного комитета по статистики РУз за 2010 год общий объем производства промышленной продукции составил 33580,5 миллиард сум в том числе: электроэнергетика - 2822,3 миллиард сум, химическая и нефтехимическая - 1702,1 миллиард сум, машиностроение и металлообработка - 5432,6 миллиард сум, легкая - 4489,1 миллиард сум, пищевая -4231,9 миллиард сум.

Положительные результаты по сравнению с прошлыми годами в основном достигнуты благодаря стимулированию производства готовой и локализуемой продукции, проведению технологической модернизации предприятий целого ряда отраслей, в частности, предприятий химической отрасли. Этот процесс связан с переводом промышленности с сырьевой

(---^—^

ИКТИСОДИЕТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 3

V___/

ориентации на выпуск готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости.

В рамках Постановлений Президента Республики Узбекистан «О программе мер по реализации важнейших проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению производства на 2009-2014 годы» от 12 марта 2009 г. № ПП-1072 и «О программе модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий химической промышленности на период 2007-2011 годы» от 27.07.2007 № ПП-677 (В настоящее Постановление внесены изменения в соответствии с Постановлением Президента РУз от 12.10.2009 г. № ПП-1204) намечены Программные перспективы развития химической отрасли.

Реализация инновационной стратегии развития химической отрасли требует решения следующих основных задач:

- углубление структурных преобразований в химической промышленности путём модернизации, технического и технологического обновления производств за счет привлечения внутренних и внешних инвестиций;

- создание производств высоколиквидных химических товаров пользующихся повышенным спросом внутри и страны и на международных рынках;

- снижение себестоимости продукции на основе локализации производства для удовлетворения потребностей производства;

- обеспечение устойчивого роста экспортного потенциала отрасли, расширение рынков сбыта новых видов продукции;

- повышение производительности труда и занятости за счёт ввода в эксплуатацию новых производств и предприятий;

- последовательное снижение производственных затрат и себестоимости химической продукции, повышение на этой основе её конкурентоспособности;

- оптимизация объёмов производства и ассортимента производимых минеральных удобрений, поэтапное увеличение доли наукоемкой продукции в объёме товарной продукции;

- обновление производственных фондов отрасли путём строительства современных мощностей, вывода устаревших производств;

- привлечение иностранных инвестиций для создания в отрасли производств с использованием прогрессивных инновационных технологий.

Исследование факторов, препятствующих проведению инновационной деятельности, имеет не только научное, но и прежде всего, прикладное значение. Они важны как для преодоления проблем в данной сфере деятельности, так и для проведения работ по оценке и отбору инновационных проектов, а также для создания системы действенных стимулов, побуждающих предприятия к активизации инновационной деятельности и повышению интенсивности инновационных преобразований (табл.1).

Среди факторов, при которых возрастает эффективность инноваций, можно назвать: способность руководства и персонала выделять и оценивать экономические, социальные и технологические изменения во внешней среде; ориентация руководства на долгосрочную перспективу и наличие четких стратегических целей и умение анализировать и реализовывать новые идеи.

Основные проблемы, связанные с проведением инновационной деятельности, касаются, прежде всего, недостатка собственных финансовых средств, а также отсутствием поддержки со стороны государства, высокой стоимостью нововведений и низким платежеспособным спросом на новые продукты. Наряду с привлечением заемных средств, одним из основных источников финансирования нововведений являются собственные средства предприятий отрасли.

Становится очевидным, что для построения механизма воздействия на инновационную деятельность предприятий необходимо:

во-первых, выявить перечень основополагающих факторов, активно влияющих на инновационную активность предприятий;

( 4 ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ '

Таблица 1

Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности промышленных предприятий1

Группа факторов Факторы, препятствующие деятельности Факторы, способствующие деятельности

Технико - экономические Недостаток средств для финансирования рискованных проектов; слабость материальной и научно-технической базы; отсутствие резервных мощностей; доминирование интересов текущего производства Наличие резерва материально-технических средств; наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры; материальное поощрение

Юридические Ограничения со стороны налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательств Законодательные меры (льготы) поощряющие инновационную деятельность

Организационно - управленческие излишняя централизация, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых взаимодействий, ориентация на сложившиеся рынки; ориентация на краткосрочную окупаемость; сложность согласования интересов участников инновационных процессов Гибкость организационных структур, стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации; допущение корректировок; децентрализация, формирование целевых, проблемных групп

Социально - психологические Сопротивление изменениям, которые могут вызывать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций. Моральное поощрение, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации и творческого труда

во-вторых, определить - как изменение данных факторов будет влиять на инновационную активность предприятий;

в-третьих, определить перечень мер, позволяющих изменить воздействие того или иного фактора с целью получения необходимых результатов в инновационной среде.

Совокупное воздействие различных факторов на предприятие или организацию представляет собой условия реализации его инновационной деятельности. В свою очередь, условия, способствующие проведению инновационной политики и повышению инновационной активности предприятий, получили название мотивационного механизма.

В связи с этим определены основные компоненты системы мотивацион-ных механизмов активизации инноваци-

1 Источник: составлено автором

онной деятельности предприятий отрасли, включающих:

- оценка инновационных технологий с использованием методов и инструментов технологического аудита (technology audit). Основными особенностями технологического аудита является: выявление тех технологий, которые имеют потенциал коммерциализации; определение путей и способов внедрения этих технологий; осуществление только внешними консультантами; предприятие добровольно проводит технологический аудит; аудит проводится в тесном сотрудничестве с менеджментом и персоналом, который должен быть проинформирован о целях и методах аудита.

Цели и специфика технологического аудита, связаны с типом компании или организации. В силу многообразия их типов возникает и значительное число кон-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 4, 2012

(---г-^

ИКТИСОДИЕТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 5

V___/

кретных целей и методов аудита, зависящих от конкретной ситуации.

Если рассматривать технологический аудит как необходимый этап проектов по трансферу (коммерциализации) технологий, то он должен обслуживать интересы как тех структур, коммерческая стратегия которых предполагает использование технологии в собственном производстве, так и тех, коммерческая стратегия которых предполагает реализацию прав на технические решения в составе технологии. При этом одна и та же структура по отношению к одной и той же технологии в различных проектах может использовать разные стратегии извлечения дохода.

Для предприятий химической промышленности технологический аудит направлен на анализ состояния и выявление возможностей организации как участника процесса трансфера технологий.

Основные цели технологического аудита:

- выявление тех технологий, которые имеют потенциал коммерциализации;

- определение путей и способов выведения этих технологий на рынок;

- выявление тех услуг, которые может оказывать организация.

Важнейшими общими выводами специалистов относительно условий проведения технологического аудита являются следующие:

- технологический аудит эффективно может проводиться только внешними консультантами;

- компания или организация сама должна изъявить желание подвергнуться технологическому аудиту;

- технологический аудит должен проводиться при безусловной поддержке руководства компании и в сотрудничестве с ним;

- технологический аудит должен проводиться в тесном сотрудничестве с персоналом, который должен быть проинформирован о целях и методах аудита.

Порядок проведения технологического аудита включает в себя такие фазы: подготовка организации к аудиту, сбор информации, классификация и анализ, раз-

работка рекомендаций, составление отчета, презентация отчета.

Особенности аудита компаний, извлекающих доход за счет применения технологий в собственной производственной деятельности, и организаций-разработчиков, извлекающих доход от реализации прав на объекты интеллектуальной собственности в составе технологии, практически не отличаются по выполняемым действиям. И в том и в другом случае они включают в себя инвентаризацию технологий. Для компаний важно выявить неучтенные технологические активы, на создание которых они потратили определенные средства. Часто оказывается, что необходимые юридически значимые действия не были выполнены и компания теряет контроль над своими технологиями в силу невозможности присвоить права на технические решения в составе этих технологий. Поэтому важнейшие вопросы для компании, кроме ее инновационной восприимчивости, — это вопросы целесообразного приобретения прав на технологии, необходимые для достижения поставленных бизнес-целей, как за счет лицензионных сделок, так и за счет заказов на разработку. При этом компания не должна ни вести, ни заказывать НИОКРы, направленные на создание технологий, если не знает заранее, для каких коммерческих целей ей нужны результаты этих НИОКР и каким коммерческим требованиям они должны удовлетворять. Поэтому аудит должен быть направлен на обеспечение повышения квалификации персонала компании как заказчика в сфере НИОКР, технологий и нематериальных активов. Она должна уметь ставить перед исследователями и разработчиками задачи, решение которых даст максимальную экономическую выгоду.

Последовательность этапов активизации инновационной деятельности должна включать разработку системы мониторинга. Этапы должны позволять концентрацию ресурсных возможностей предприятия на перспективных инновационных проектах. При разработке системы мониторинга эффективности использования инновационного потенциала пред-

а

ИК.ТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

приятий отрасли необходимо использование успешного опыта, накопленного в этой области зарубежными специалистами. При этом целесообразно ориентироваться как на принятые международные стандарты в данной области, представляющие рекомендации по учету различных аспектов, характеризующих инновационную деятельность предприятия, так и на опыт проведения мониторинга на национальном уровне. Такой подход позволит, с одной стороны, получать информацию дающую возможность осуществлять мониторинг использования инновационного потенциала, основанного на применяемых в развитых странах методиках, с другой стороны, учитывать специфику инновационных процессов в химической отрасли страны, что обеспечит гибкость при принятии управленческих решений.

В связи с выведением стратегии инновационного развития на корпоративный уровень и включением ее в число базовых, необходимо также усовершенствовать подходы к осуществлению комплексного контроля над происходящими изменениями в среде функционирования предприятия, как и другие методы формирования стратегического поведения. Чтобы своевременно предвидеть позитивные события и выявить негативные тенденции, а также оценить их возможное влияние на результативность процесса освоения нововведений, в инновационном менеджменте рекомендуется использовать методы технологического мониторинга. Данная система позволяет:

- анализировать те события (по мере их наступления или предзнаменования), которые могут особым образом повлиять па вероятность и характер будущих результатов инновационных проектов;

- отслеживать наметившиеся позитивные или негативные тенденции и вносить своевременные изменения или корректировки в направления инновационного развития предприятия;

- определять современную значимость и стратегическую актуальность реализуемых технологических разработок во избежание рыночного риска представления

несвоевременной или неудачной инновации.

Применение технологического мониторинга позволяет выделять во внешней и внутренней среде такие прошлые события и прогнозировать те будущие тенденции, которые следует рассматривать как жизненно важные направления для активизации инновационной деятельности предприятий химической промышленности. Если эти методы интегрировать в процесс формирования стратегического планирования предприятия, то они смогут обеспечить эффективное оперативное управление реализацией стратегии инновационного развития.

Далее сформированную стратегию инновационного развития интегрируют с корпоративной системой перспективного прогнозирования. Деятельность по разработке и внедрению новой или улучшающей технологии выводится с функционального на корпоративный уровень.

При этом эффективное выполнение технологических целей и задач зависит при этом от инновационной политики предприятия. Она в свою очередь, является частью общей корпоративной политики предприятия, обеспечивающей определение и выбор наиболее эффективных стратегий инновационного развития и их своевременную реализацию.

Последовательность формирования инновационной политики на предприятии можно представить в рамках нескольких основных этапов.

1. Анализ состояния инновационных процессов в предшествующем периоде, выработка рекомендаций. Основной целью проведения такого анализа является изучение динамики, масштабов, форм и эффективности инновационного развития на предприятии в ретроспективе. Проведенный анализ позволяет выявить позитивные моменты и негативные тенденции, выработать рекомендации по их учету при формировании направлений инновационного развития.

2. Разработка конкурентоспособного инновационного поведения в предстоящем периоде, постановка целей и задач и их координация с корпоративными пла-

(---^—^

ИКТИСОДИЕТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 7

V___/

нами развития. На основе результатов SWOT-анализа, состояния инновационных процессов на предприятии, его корпоративных ориентиров роста и развития осуществляется генерирование инновационных идей. Перспективные новые и улучшающие технологии ранжируют на основе классификации инноваций, определяя их возможности в плане экономического роста и конкурентоспособности предприятия. На этапе реализации эти параметры послужат основой для внутрихозяйственного анализа и контроля прогнозируемых и достигнутых показателей экономического роста и развития.

3. Исследование инновационной активности в предшествующем периоде и оценка современного состояния инновационной инфраструктуры. Варианты новых и/или улучшающих технологий оценивают с позиции их эффективной реализации в инфраструктурных условиях предприятия. Для этого проводят анализ осуществленных НИОКР, сравнивают полученные результаты с предстоящими целями и задачами.

4. Формирование инновационных стратегий, согласование их по срокам, ресурсам и исполнителям. Это формирование осуществляется с учетом альтернативных вариантов разработки и реализации инновационных проектов в разные сроки, с использованием ресурсов из всевозможных источников, с привлечением различных специалистов.

5. Определение экономической эффективности, отбор и формирование портфеля инновационных проектов. Сформированные на предыдущем этапе варианты стратегий инновационного развития представляют в форме инновационно-инвестиционных проектов или бизнес-планов.

6. Оценка инновационного потенциала и обеспечение на корпоративном уровне эффективного оперативного управления стратегиями инновационного развития. На этом этапе проводится окончательный отбор в пользу той стратегии инновационного развития, которая отвечает требованиям организационно-экономического обеспечения.

7. Анализ и контроль поставленных и достигнутых стратегических цепей инновационного развития, выявление отклонений. В процессе реализации стратегий инновационного развития обеспечивается не только их организационно-экономическая поддержка, и своевременная корректировка при существенных изменениях конъюнктуры на рынке.

В процессе коммерциализации целесообразно придерживаться основных экономических параметров эффективности инноваций, которые были определены в инновационном проекте, включая планы по охвату сегментов рынка, увеличению выручки, росту чистого дохода, повышению производительности труда. При этом важно помнить о необходимости непрерывного инновационного развития и о важности своевременного перехода на разработку и выведение новых продуктов.

Применение технологического мониторинга на практике позволяет установить взаимосвязи между процессом реализации общей стратегии предприятия и стратегией инновационного развития. На этой основе вовлечение новых технологий в хозяйственный оборот действительно становится общей корпоративной целью и перестает быть частной функциональной задачей.

Разработка и реализация стратегии инновационного развития предприятия состоит из следующих этапов:

- первый этап (подготовительный) предприятию рекомендуется осуществить анализ и планирование стратегии инновационного развития согласно разработанной методологии. Основная организационная цель данного этапа состоит в формировании группы по разработке и реализации выбранного типа и масштаба технологии, а именно внедрении базисных или улучшающих инноваций;

- второй этап (процессуальный) предстоит реализовать разработанную стратегию. Для ее эффективного выполнения целесообразно из состава корпоративного управления выделить руководителя,

d

ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

который будет отвечать за реализацию намеченных планов;

- третий этап (завершающий) проводится окончательный контроль достижения намеченных результатов. Наряду с традиционными задачами, решаемыми при реализации проектов, для внедрения новой технологии следует осуществить патентно-правовую защиту инновации, а также организовать подбор кадров для вновь вводимой производственной линии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организационно-экономический механизм технологического мониторинга

предприятия позволяет установить взаимосвязь и взаимодействие между структурной и содержательной сторонами технологического контроля.

Таким образом, совершенствование мотивации организационных подразделений предприятий химической отрасли, участвующими в процессе разработки и реализации инноваций, осуществляется на основе реализации организационно-экономического механизма, технологического аудита и мониторинга стратегии инновационного развития.

Список литературы:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О программе мер по реализации важнейших проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению производства на 2009-2014 годы» от 12 марта 2009 г. № ПП-1072

2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О программе модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий химической промышленности на период 2007-2011 годы» от 27.07.2007 № ПП-677 (В настоящее Постановление внесены изменения в соответствии с Постановлением Президента РУз от 12.10.2009 г. № ПП-1204)

3. И.А Каримов. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа. Народное слово.22 января 2011г.

4. Отчетные материалы ГАК «Узкимёсаноат»

5. www.stat.uz

6. The Chemistry of Knowledge. McKinsey Quarterly 2008 No 4.

7. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. М.: АНХ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.