Научная статья на тему 'Институциональные условия и факторы инновационного развития республики Узбекистан'

Институциональные условия и факторы инновационного развития республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камилова М. Х.

На сегодня очевиден факт того, что для успешного продолжения начатых в республике процессов модернизации требуются глубокие институциональные реформы, так как нынешние институты, определяющие инвестиционный климат и предпринимательскую среду, не в полной мере способствуют инновационной направленности экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные условия и факторы инновационного развития республики Узбекистан»

а

ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Камилова М.Х.

к.э.н., с.н.с. ИЭ АН РУз

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

На сегодня очевиден факт того, что для успешного продолжения начатых в республике процессов модернизации требуются глубокие институциональные реформы, так как нынешние институты, определяющие инвестиционный климат и предпринимательскую среду, не в полной мере способствуют инновационной направленности экономики.

Во многих трансформационных экономиках происходят радикальные изменения в институтах системы экономико-правовых и социальных отношений. Но закономерности институциональных сдвигов не выявлены. Институциональные изменения происходят эволюционно, так как институты, как отметил Д. Норт, Являются результатом перемен, связанных с формированием индивидуального поведения. Отсюда влияние институциональных факторов и условий на развитие технологий и инноваций недостаточно разработано.

Институциональные изменения определяются многими исследователями ин-ституционализма как постоянный процесс количественно-качественных преобразований и изменений разных социальных и экономических институтов. До сих пор в республике модернизация осуществлялась сверху и прежде всего в технологической сфере, а институциональные реформы проводились в ограниченном виде. Однако представленная Президентом И.А. Каримовым на совместном заседании палат Олий Мажлиса «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования граждан-

1 Норт Д.Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997

ского общества в стране» (12 ноября 2010 года) направлена именно на институциональные изменения2. Важной целью их является стимулирование инновационной деятельности предпринимательства, широких слоев населения. Более того дальнейшая эффективность рыночного механизма в экономике будет зависеть от завершенности начатых институциональных преобразований как сверху, так и снизу.

Таким образом, модернизация есть процесс как технологический, так и институциональный. Меры государственной власти по стимулированию инноваций, формированию в обществе инновационной идеологии и культуры инновационного предпринимательства должны способствовать реформированию институциональной среды.

Институциональная среда - это комплекс формальных и неформальных институтов, создающих институциональные условия для реализации инновационного потенциала страны. Он отражается в следующих показателях: число научных учреждений, а также персонал, занятый исследованиями и разработками; затраты на технологические инновации; число высших учебных заведений и студентов в них; число изобретений, зарегистриро-

2 «Народное слово». 13 ноября 2010 г.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 8, 2012

V___/

ванных патентов; количество кандидатов и докторов наук, затраты на НИОКР. Показатель численности персонала, занятого исследованиями и разработками, является значимым для патентной, инновационной и предпринимательской активности в стране. В свою очередь патенты наряду с количеством публикаций являются индикатором создания знаний.

Следовательно, институциональные условия создаются институтами на макро - и микро уровнях и могут благоприятствовать или же препятствовать осуществлению инновационной деятельности. Более того, в странах с трансформируемыми экономиками отсутствуют институты инновационной инфраструктуры, являющиеся связкой в цепочке «наука - производство». Нынешние институты, связанные с инновационной сферой, могут способствовать возникновению препятствий и появлению т .н. «институциональных ловушек» (Полтерович В.М.1) в следующих направлениях:

1. транзакционные издержки;

2. права собственности;

3. контрактные соглашения;

4. отсутствие или недостаточность институционального и межличностного доверия.

Транзакционные издержки в определенной степени ответственны за характер распределения и защиты прав собственности, которые оказывают влияние на систему стимулов и экономические результаты2. Д. Норт к транзакционным издержкам относит:

□ издержки поиска информации;

□ издержки заключения хозяйственного контракта;

□ издержки измерения (блага);

□ издержки спецификации и защиты прав собственности;

1 Полтерович В.М. Проблема формирования национальной инновационной системы// Экономика и математические методы. №2, 2009.

2 Э.Фуроботн, Р.Рихтер. Институты и экономическая теория. СПб, 2005

□ издержки оппортунистического поведения (нечестность, сокрытие информации)3.

К институтам инновационной сферы на макро уровне относятся формальные законодательно закрепленные нормы, а к институтам на микро уровне относят формальные и неформальные институты, со -действующие воспроизводству инноваций. В индекс Всемирного экономиче-ского форума (ВЭФ) среди 12 показателей конкурентоспособности национальной экономики входят как важный базисный фактор - институты, способность вне -дрять новые технологии и инновации. По методологии ВЭФ в качестве институтов рассматриваются - права собственности, коррупция, злоупотребление властью, неэффективность правительства, безопасность и частные институты (этика и прозрачность деятельности).

Отсюда основными элементами институциональной среды, оказывающими влияние на инновационное развитие экономики, являются:

□ правовая система, формирующая основные правила в сфере науки, образования и инноваций;

□ институты системы распределения, спецификации и защиты прав интеллектуальной собственности (ИС), которые ре -гулируют правила обмена интеллектуальной собственностью, механизм защиты прав ИС;

□ система государственной научно-технической и инновационной политики, включающая институты, непосредственно взаимодействующие с производителями, инноваторами и потребителями (например, Комитет по науке и технологиям, Агентство по интеллектуальной собственности, Фонд реконструкции и развития и т.п.), обеспечивающие эффективность механизма инфосмента4 в сфере науки и технологий;

3 Д. Норт. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М. 1997.

4 исполнения, принуждения к исполнению (законов и постановлений правительства)

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 8, 2012

□ институты инновационной инфраструктуры, находящиеся в зародышевом состоянии в республике, основное предназначение которых быть связующим звеном в системе внедрения нововведений в производство;

□ система науки и образования со своей стороны выступает решающим фактором, влияющим на качество самих институтов и в целом институциональной среды. Эффективность же институциональной среды зависит от её способности снижать транзакционные издержки. То есть, влияние институциональных факторов на инновационное развитие проявляется в снижении уровня административных барьеров и торговых ограничений; защиты прав собственности и прежде всего интеллектуальной собственности, которая по оценкам исследователей составляет до 40% активов современных предприятий1.

До настоящего времени, в изданных в нашей стране и странах СНГ экономической литературе- исследующие теоретические аспекты экономические явлений, проблемы активизации инновационной деятельности - недооценивается влияние институциональной среды. В частности, это касается использования основных положений и методов анализа институционально-эволюционной теории - теории прав собственности и транзак-ционных издержек, теории общественного выбора, рассматривающих инновации, инновационную деятельность во взаимосвязи с явлениями правовой и социальной сфер.

Слабо разработаны вопросы качества институтов институциональной среды и её влияние на инновационное развитие экономики. Отсутствует также комплексный подход к анализу воздействия интеллектуальной среды республики на инновационную деятельность. Новая институциональная экономика позволяет анализировать вопросы инноваций и техно-

1 Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. Под ред. Б.З.Мильнера.- М.2010

логического развития, при этом акцентируя внимание на социальной структуре, защите прав собственности и исполнение контрактов. Важную роль в этом играет институциональная политика (ИП) государства, являющегося составной частью институциональной среды, способного активно влиять на ускорение процессов модернизации и инновационного развития. Как отмечает один из основных зарубежных исследователей этого вопроса Т. Эгертссон, важны агенты институциональной политики: законодатели, обладатели прав и носители обязанностей, а также инструменты ИП - правила, формальные и неформальные, принуждение и убеждение2.

Корректируя различные правила и методы принуждения их к исполнению, власти через институциональную политику могут изменить социальные системы. Но данный аспект недостаточно исследован. Инновационное развитие, согласно Глазьеву С.Ю. это - замещение технологических укладов, которое требует, как правило, соответствующих изменений в социальных и институциональных системах. Институциональная структура технологических укладов, включает национальные и международные режимы экономического регулирования, базовые экономические институты и институциональные процессы, а также способы организации инновационной активности3.

Другой исследователь институциона-лизма Р. Нельсон предполагает интеграцию технологического и институционального детерминизма в экономическом развитии. В частности он выделяет два типа технологий: физические технологии - это технологии в традиционном понимании, т. е. способы производства материальных благ; и, социальные технологии - охваты-

2 T.Eggertsson. Imperfect institutions: possibilities and limits of reform. University of Michigan Press, 2005

3 Глазьев С.Ю. Возможности и ограничения социально-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике: научный доклад/Отделение общественных наук РАН: Национальный институт развития. М.2008. С.7,9

V___/

Таблица 1

Показатели инновационной активности в Республике Узбекистан1

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Государственные затраты на НИОКР (в расчете на одного занятого, сумов) 1615 2228 2496 2589 4289 4520

Частные затраты на НИОКР (в расчете на одного занятого, сумов) 234 273 215 356 234 247

Количество патентных заявок 407 272 312 288 235 370

Количество патентов на 100 тыс. занятых 4,0 2,6 2,9 2,6 3,0 3,1

вающие все основные виды экономических институтов: распространенные «правила игры» (Д. Норт), «способы управления» (О. Уильямсон), а также процедуры общественного выбора действий (Дж. Бьюкенен), обеспечивающие снижение транзакционных издержек в экономике (согласно Р. Коузу)1. Б. Лундвал указывает, что инновации, как процесс взаимодействия между производителями и потребителями результатов знаний, можно рассматривать как микро уровень новой теории3.

Основные функции институциональной среды предполагают: снижение неопределенности и транзакционных издержек, создание устойчивой среды для взаимодействия экономических субъектов, в частности в инновационной сфере, а также определенные распределительные и поведенческие функции. Важнейший показатель - результативность основных элементов институциональной среды: в инновационной сфере это результативность науки, которая выражается в показателях инновационной активности в национальной экономике (см. Таблицу 1).

Начиная с 2005 года затраты на научно-технологические исследования в республике значительно увеличились, но по уровню финансирования НИОКР республика заметно отстает от среднемирового уровня. Большая часть научных исследований финансируется государством. Частный сектор фактически не участвует

1 См.: «Вопросы экономики», №7, 2011.

2 Источник: Основные показатели научно-технического потенциала. Статбюллетень. - Госкомитет РУз по статистике за соответствующие годы; www.patent.uz

3 См.: «Вопросы экономики», №9,2010.

в инновационном процессе. В республике венчурные фонды не получили широ -кого развития, а малый и средний бизнес не очень охотно вкладывает средства в инновации из-за высокой рискованности инновационных проектов, отсутствия финансовых средств.

Наиболее серьезное стимулирование изобретательской деятельности выражается в количестве регистрируемых заявок на патенты (резиденты и нерезиденты). Как показывает практика, наиболее конкурентоспособные экономики мира активно привлекают нерезидентов (48% - в США, 83% в Израиле)4. Количество патентов в Республике, как видно из таблицы, является небольшим относительно уровня инвестиций в НИОКР. Между тем пошаговые инновации, выявляемые патентами, являются принципиальными элементами процесса развития национальной экономики. Как показывает исследование, проведенное в США, рост числа индекса инноваций - патентов, выдан -ных Бюро по патентам и торговым знакам страны, на 1% способствует экономиче-скому росту на 0,9 п. п.5

Освоение инноваций в республике в основном пока происходит через закупку машин и оборудования. Наиболее инерционная динамика характерна для исследований и разработок: если их удельный вес в 2006 г. в общем объеме затрат на инновации составил 15,9%, то в 2010 г. уже 8,8%. Совсем незначительна доля средств, затрачиваемых на приобрете-

4 См.: "Journal of Institutional Studies" V.3, № 1, 2011.

5 Chen, Derek H.C, and Carl J. Dahlman. Knowledge and Development— A Cross-Section Approach. «Policy Research Working Paper 3366». World Bank, Washington, DC, 2004.

ние новых технологий, в частности прав на патенты и лицензии - 0,6%1. Одной из причин такого смещения инновационного развития в сторону освоения готовых технологий является то, что руководство государственных предприятий практически не готово рисковать, предпочитая инвестирование в повышение технологического уровня производства и желания быстро окупить вложенные средства. Поэтому государство должно оказывать особое содействие корпорациям, начавшим коммерциализацию результатов научно-технической деятельности отечественных НИИ.

Причем как показывает практика, наряду с ПИИ необходимо активно привлекать в инновационную сферу страны квалифицированных специалистов(в частности, для создания и развития институтов инновационной инфраструктуры в республике). Для этого институциональная среда должна быть благоприятной для инновационной деятельности.

Как уже отмечалось во второй половине 2000-х годов в разы были увеличены затраты на сферу НИОКР, что позволило сохранить и развить имеющиеся научно-исследовательские заделы в институтах Академии наук республики и в ряде ВУЗов, где в настоящее время остро стоит проблема коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Для этого необходимо активизировать процесс создания институтов инновационной инфраструктуры, которые должны быть связующим звеном между производителями и потребителями инновационных продуктов.

На инновационный настрой субъектов экономической системы активное влияние в трансформируемых экономиках оказывает официальная политика государства в инновационной сфере. За годы административной экономики, когда отсутствовала конкуренция, люди отвыкли брать на себя ответственность и ри-

1 Основные показатели научно-технического потенциала. Статбюллетень. - Госкомитета РУз по статистике за соответствующие годы.

ски, которые при внедрении нововведений увеличиваются в разы, т.е. здесь, как отмечает российский исследователь Мал-кина М.Ю., можно говорить о психологической неготовности человека к инновационному поведению2.

Кроме того, в республике недостаточно развит механизм защиты прав собственности и частности в системе интеллектуальной собственности, т.е. инвестор, вкладывая в инновационный проект, не может быть уверенным в получении интеллектуальной ренты от соответствующего инновационного продукта и технологии. Существуют серьезные проблемы, связанные с противоречиями и координацией интересов участников инновационного процесса. Как показывает практика, нет доверия между его агентами - владельцами результатов научно-технической деятельности и представителями бизнеса, занимающихся их коммерциализацией. Видимо здесь имеются определенные недоработки в соответствующем законе.

Целесообразно в инновационной политике переходить от представлений об инновациях как о научно-технических разработках, ориентировать её на развитие и укрепление сегментов формирования НИС: предпринимательство - наука - образование - инновационная инфраструктура. При этом одновременно в тех сферах, где возможно, необходимо переходить от вертикальных подходов к горизонтальной системе управления инновационной деятельностью. Для этого все части инновационной системы должны активно в ней участвовать; самым слабым звеном на данном этапе в ней является предпринимательство.

Концентрация научно-исследовательской деятельности в республике лишь в НИИ Академии наук является одной из причин слабой вовлеченности предпринимательства в инновационный процесс. Целесообразна реорганизация системы научно-исследовательской деятельности

2 Малкина М.Ю. Институциональные ловушки инновационного развития Российской экономи-ки//журнал институциональных исследований. Т.3, №1.- 2011.

V___/

- создание государственно-коммерческих организаций. Этот процесс в республике идет, но в недостаточной мере.

При финансировании не должны отождествляться техническое переоснащение, проводимое в рамках программы модернизации промышленности и инновации фундаментального характера, которые ведутся рядом институтов АН Республики. Назрела острая необходимость в создании высокотехнологичных инновационных фирм - как звена между наукой и производством, где могли бы реа-лизовываться предпринимательская инициатива ученых-исследователей. В республике имеются потенциал для создания и развития такого рода институтов, занимающихся коммерциализацией результатов научно-технической деятельности исследовательских институтов и лабораторий университетов.

Финансовое обеспечение инновационной деятельности в основном происходит через государственный бюджет, который почти полностью пока направлен на инвестирование в технологическое обновление; инвестиции в подлинно инновационные проекты малы, хотя это и оправдано незавершенностью процессов модернизации, технологического обновления предприятий.

Финансирование же инновационных проектов, как уже отмечалось, предполагает крупные риски, поэтому оправдано будет делать это на долевой основе с привлечением частного капитала и стимулирования вложений иностранных инвесторов. Следовательно, необходимо развитие институциональной среды для международного научно-технического сотрудничества республики. Государственные институты могут способствовать преодолению разнообразных координирующих, организационных, финансовых барьеров, ограничивающих взаимосвязи и взаимодействия участников инновационных процессов с зарубежными партнерами. Стимулируют инновационный процесс и международная мобильность и более активное участие в международных проек-

тах ученых Узбекистана, что заставляет их быть в курсе последних достижений науки и поддерживать личные контакты с коллегами, через которые распространяются знания.

Реструктуризация научно-

исследовательской деятельности предполагает перенос части фундаментальных исследований в ВУЗы и переориентацию части научно-исследовательских институтов на обслуживание нарождающегося сектора высокотехнологичного предпринимательства. Так, Институт энергетики и автоматики АН РУз создал такого рода совместное внедренческое предприятие с корпорацией «Узбекнефтегаз» --«УзНА-НОнефтегаз», основная цель которого внедрение в нефтегазовую отрасль инновационных продуктов в области нанотех-нологий.

Диверсификация источников финансирования потребует четкого разграничения прав интеллектуальной собственности между участниками инновационного процесса. Таким образом, необходимо создание специализированного института (возможно в рамках Фонда реконструкции и развития) для поддержки подлинно инновационных, а следовательно, высоко-рискованных проектов, с передачей соответствующих полномочий от государственных институтов.

В соответствии с опросом, который проводится для составления индекса деловой активности (ИДА) Центром экономических исследований и Торгово-промышленной палатой Узбекистана с 2009г., в 2011году среди крупных предприятий почти 64% и среди малых пред -приятий 60% заявили о том, что затраты на НИОКР и модернизацию не изменились.

В последние годы в Республике коммерциализация отечественных научных разработок становится приоритетом инновационной деятельности государства, поэтому государству в институциональной среде инновационной деятельно-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 8, 2012

сти необходимо стимулировать не только конкуренцию, но и отношения кооперации, особенно с представителями малого и частного предпринимательства.

Институциональные аспекты инновационной деятельности предполагают выполнение множества задач помимо исследований и разработок. Европейская классификация в области науки и инноваций ERAWATCH выделяет следующие виды инновационной деятельности:

□ поддержка предпринимательства, включая деятельность бизнес-инкубаторов;

□ пропаганда инноваций (что недостаточно проводится в нашей республике);

□ развитие кооперации и стимулирование развития кластеров;

□ распространение технологий на уровне предприятий и т.д.1

В ходе анализа механизма финансирования инноваций государством выявлены ряд слабых моментов, снижающих эффективность функционирования в республике формирующейся НИС:

□ нечеткая регламентация прав интеллектуальной собственности и ограничительный характер действующих норм;

□ отсутствие четко установленного механизма коммерциализации изобретений;

□ несовершенные правила бюджетного финансирования инновационных проектов;

□ несовершенная система оценки инновационных проектов.

Исправление данной ситуации предполагает осуществление следующих мер: а) улучшение системы оценки интеллектуальной собственности; б) предоставление предприятиям права на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет госбюджета; в) создание на базе АН РУз институциональную основу для деятельности рынка интеллектуальной собственности, своего рода государственную

1 ERAWATCH http://cordis.europa.eu/erawatch/ index.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инновационную корпорацию, основными функциями которой должны стать:

- координирование усилий по созданию и развитию институтов инновационной инфраструктуры формирующейся инновационной среды республики;

- проведение отбора и экспертизу инновационных проектов, обладающих коммерческим потенциалом;

- обеспечение участия государства в трансферте технологий за рубеж;

- подготовка лицензионных соглашений, контрактов, договоров по управлению интеллектуальной собственностью, оказание инженерно-консультационных услуг о научно-техническом и производственном сотрудничестве;

- оказание правовой помощи в случае нарушения прав патентообладателей и недобросовестной конкуренции;

- выявление и правовая охрана результатов научно-технической деятельности и соответственно ОИС, полученных за счет госбюджета и передача в промышленное освоение;

- осуществление стимулирование мотивации партнерства во взаимодействии промышленности и науки;

- исполнение государственных заказов на подготовку кадров специалистов по оценке инновационных проектов, а также предпринимателей, специализирующихся в сфере инновационной деятельности.

Отсюда, основными направлениями совершенствования качества институциональной среды с целью стимулирования инновационной деятельности, на наш взгляд, могли быть:

- мероприятия по снижению административного регулирования деятельности институтов сферы генерирующей знания, инновации. Чрезмерное регулирование помимо увеличения транзакционных издержек снижает эффективность интеллектуальных ресурсов. Целесообразно упрощение процедуры лицензирования и государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности, а также выдачи патентов;

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 8, 2012

V___/

- дальнейшее повышение эффективности и результативности инновационной сферы зависит от оптимизации органов государственного управления в сфере ИС, в целом науки и образования;

- более активное содействие государством широкому внедрению в производство инновационных технологий и изобретений, научно-технических и других креативных разработок;

- создание единой высокоэффективной системы правовой охраны ИС во взаимодействии с другими государственными институтами (правоохранительными,

таможенными и др.). Совершенствование законодательства в области регулирования прав интеллектуальной собственности, по нашему мнению, один из важнейших институциональных факторов инновационного развития экономики1;

- подготовка кадров в сфере инновационной деятельности для государственных и хозяйствующих институтов;

- содействие активному участию республики в международной патентно-правовой системе интеллектуальной собственности.

Список литературы:

1. Постановление президента РУз И.А.Каримова «О программе мер по реализации важнейших проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению производства на 2009-2014 годы», №1072 от 12.03.2009г.

2. Д. Норт. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М. 1997.

3. Фуроботн, Р.Рихтер. Институты и экономическая теория. СПб, 2005.

4. Балацкий Е. Роль оптимизма в инновационном развитии экономики// Общество и экономика.№1, 2010.

5. Вишневский В. и Дементьев Инновации, институты и эволюция// Вопросы экономики. №9,2010.

6. Малкина М.Ю. Институциональные ловушки инновационного развития Российской экономики//журнал институциональных исследований. Т.3, №1. 2011.

7. Комков Н.И., Иващенко Н.П. Институциональные проблемы освоения инноваций. М.2009.

8. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. Под ред. Б.З. Мильнера.- М.2010.

9. Chen, Derek H.C, and Carl J. Dahlman. Knowledge and Development— A Cross-Section Approach. «Policy Research Working Paper 3366». World Bank, Washington, DC, 2004.

10.ERAWATCH http://cordis.europa.eu/erawatch/index. European Commission.

1 Система охраны ИС в республике регулируется следующими законами, приятыми за период с 1993 по 2010 годы: «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах»; «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»; «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; «Об авторском праве и смежных правах»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.