Научная статья на тему 'Пути формирования коммуникативной толерантности учащихся старшего школьного возраста'

Пути формирования коммуникативной толерантности учащихся старшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная толерантность / учитель / учащиеся старшего школьного возраста / коммуникация / интолерантность / социальное взаимодействие. / communicative tolerance / teacher / high school students / communication / tolerance / social interaction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П. В. Дашкуева

В данной статье автор подвергает рассмотрению основные пути формирования коммуникативной толерантности у учащихся старшего школьного возраста. При этом основное внимание уделяется различным приёмам работы со старшеклассниками в рамках внеурочной деятельности. После рассмотрения применимых для развития коммуникативной толерантности форм внеурочной работы демонстрируется связь, возникающая в процессе развития коммуникативной толерантности между внеурочной и урочной, а также внешкольной деятельностью. Автор также показывает основные возможности урочной деятельности в данном процессе. Кроме того, изучаются объективные изменения в жизни современного российского общества и, в частности, в системе российского школьного образования, взаимосвязанные с метаморфозами в роли и месте выработки у учащихся коммуникативной толерантности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMING COMMUNICATIVE TOLERANCE IN HIGH SCHOOL STUDENTS

The author of the article analyzes the basic ways to form communicative tolerance among high school students. The main attention is paid to various methods of working with high school students in the framework of extracurricular activities. After considering forms of extracurricular work that are applicable to the development of communicative tolerance, the author demonstrates the relationship that occurs in the process of developing communicative tolerance between extracurricular and scheduled, as well as extracurricular activities. The researcher shows the main opportunities lesson activities in this process. In addition, the work studies objective changes in the life of modern Russian society and, in particular, in the system of Russian school education, which are interrelated with metamorphoses in the role and place of developing students’ communicative tolerance.

Текст научной работы на тему «Пути формирования коммуникативной толерантности учащихся старшего школьного возраста»

2. Bobykina I.A. Akmeologicheskaya koncepciya formirovaniya kul'tury lingvosamoobrazovaniya studentov v usloviyah professional'noj inoyazychnoj podgotovki: aktual'nost razrabotki i opyt realizacii. Vestnik ChGPU. 2011; № 6: 16 - 24.

3. Bobykina I.A. Osobennosti prakticheskoj realizacii koncepcii formirovaniya kul'tury lingvosamoobrazovaniya pri obuchenii inostrannomu yazyku v vuze. Vestnik ChGPU. 2011; № 11: 23 - 29.

4. Grigoryan V.G., Himich P.G. Rol' prepodavatelya v organizacii samostoyatel'noj raboty studentov po uchebnoj discipline. Zhurnal universiteta vodnyh kommunikacij. 2009; Vypusk 1: 165 - 169.

5. V'yaskova I.V. Primenenie mul'timedijnoj prezentacii v prepodavanii inostrannogo yazyka v vuze. Problemy iperspektivyrazvitiya obrazovaniya v Rossii. 2011; № 9: 254 - 256.

6. Abdrafikova A.R., Ul'yanova A.N. Ispol'zovanie Web 2.0-platformy Nearpod dlya organizacii samostoyatel'noj raboty uchaschihsya na urokah anglijskogo yazyka. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6: 307 - 311.

7. Fadeeva V.A. Novejshie veb-servisy v lingvodidaktike: didakticheskie vozmozhnosti iprimenenie. Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2017.

8. Nurmieva R.R., Pershina N.O. Ispol'zovanie veb-kvest tehnologij v obuchenii inostrannym yazykam. Kazanskij vestnik molodyh uchenyh. 2018; № 5: 187 - 191.

9. Dodge B. Webquests: A technique for Internet-based learning. Distance Educator. 1995; № 1: 10 - 13.

10. Aksenova N.V. Obuchenie inostrannomu yazyku v tehnicheskom vuze na platforme «Blackboard». Molodoj uchenyj. 2009; № 7: 223 - 226.

Статья поступила в редакцию 25.03.20

УДК 37.013.32

Dashkueva P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: fubazaeva@mail.ru

WAYS OF FORMING COMMUNICATIVE TOLERANCE IN HIGH SCHOOL STUDENTS. The author of the article analyzes the basic ways to form communicative tolerance among high school students. The main attention is paid to various methods of working with high school students in the framework of extracurricular activities. After considering forms of extracurricular work that are applicable to the development of communicative tolerance, the author demonstrates the relationship that occurs in the process of developing communicative tolerance between extracurricular and scheduled, as well as extracurricular activities. The researcher shows the main opportunities lesson activities in this process. In addition, the work studies objective changes in the life of modern Russian society and, in particular, in the system of Russian school education, which are interrelated with metamorphoses in the role and place of developing students' communicative tolerance.

Key words: communicative tolerance, teacher, high school students, communication, tolerance, social interaction.

П.В. Дашкуееа. канд. пед. наук, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: fubazaeva@mail.ru

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье автор подвергает рассмотрению основные пути формирования коммуникативной толерантности у учащихся старшего школьного возраста. При этом основное внимание уделяется различным приёмам работы со старшеклассниками в рамках внеурочной деятельности. После рассмотрения применимых для развития коммуникативной толерантности форм внеурочной работы демонстрируется связь, возникающая в процессе развития коммуникативной толерантности между внеурочной и урочной, а также внешкольной деятельностью. Автор также показывает основные возможности урочной деятельности в данном процессе. Кроме того, изучаются объективные изменения в жизни современного российского общества и, в частности, в системе российского школьного образования, взаимосвязанные с метаморфозами в роли и месте выработки у учащихся коммуникативной толерантности.

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, учитель, учащиеся старшего школьного возраста, коммуникация, интолерантность, социальное взаимодействие.

На современном этапе развития научных знаний понятие «толерантность» отличается сложностью и многогранностью. На сегодняшний день данный термин имеет множество аспектов и около сотни определений [1 - 4]. При этом особое знание данный феномен приобрел в теории педагогики в свете гуманистического подхода.

В основе современной парадигмы отечественного образования, в том числе и осуществляемого по программам среднего общего образования, лежит, как известно, субъектно-личностный подход [3, 5 - 7]. Важную часть данного подхода составляют проблемы взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Отношения между родителями и учителями, учителями внутри рабочего коллектива, учителями и старшеклассниками носят межличностный характер.

Можно с определённой долей уверенности утверждать, что такое состояние современного образования ставит толерантность в ряд важных его характеристик [8, с. 38]. В образовательном процессе она выполняет незаменимую функцию стабилизации демократических основ общества, выступая главенствующим звеном механизма социализации личности. Данное понятие может рассматриваться как принцип гражданско-правового поведения, отражающего морально-этические ценности и культурные нормы общества, и как социально-политический императив человеческого сообщества, регулирующий межличностные, международные и межконфессиональные отношения [9, с. 12].

Обращаясь к основным параметрам указанного феномена, следует прежде всего отметить, что в ключе образования первостепенное значение присуще именно межличностной толерантности. Именно её изучение даёт нам широкие возможности для актуализации основных вопросов коммуникации и межличностного взаимодействия в рамках образовательной системы.

В качестве весьма эффективных средств формирования толерантности ряд исследователей называет интерактивные методы обучения [1, 3, 5, 8]. Таким методам присущи огромные возможности в процессе формирования у старших школьников коммуникативной толерантности [8, с. 38 - 39]. Будучи основанными на принципах активности, они создают определённые возможности для переноса полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков в реальную жизнь. Такая особенность рассматриваемых методов представляет собой предпосылку для адаптации личности в условиях современного, динамично меняющегося российского общества [10, с. 253].

Так, развитию коммуникативной толерантности учащихся старшей школы может в немалой степени способствовать проведение проблемных дискуссий. В данном случае во главу угла ставится диалогический подход. Он может иметь применение в рамках классных часов в русле таких методов, как «создание проблемной ситуации», «акцент на лучшее», «эстафета» или «сравнение» [11, с. 122 - 123]. Например, учащимся можно предложить тексты, в которых описываются различные коммуникативные трудности и способы их преодоления. Дальнейшая работа над материалом включает следующие этапы:

1. Знакомство с текстом и осознание того, о какой конкретной трудности идёт речь.

2. Определение более общей проблемы, предложение возможных вариантов её решения.

Ряд небезынтересных с точки зрения раскрытия темы настоящей статьи заданий для старшеклассников, применимых во внеурочной деятельности, предлагается в диссертации Ю.В. Смирновой. Так, по условиям методики «Контраргументы» каждый ученик должен рассказать одноклассникам о своих недостатках. Это могут быть отрицательные черты характера, привычки, мешающие жить и общаться. Затем проходит обсуждение выступления с обязательным выдвижением контраргументов в виде напоминаний товарищу о его достоинствах или представления слабых сторон последнего в выгодном свете [12, с. 195].

В рамках ещё одной методики класс разбивается на мини-группы, члены которых по очереди берут друг у друга интервью на тему «Что было главным в жизни?». При этом «репортёру» следует представить, что интервьюируемый - человек пожилой, но с абсолютно сохранным мышлением. Затем «журналист» должен рассказать группе о состоявшейся беседе во всех подробностях [12, с. 199].

Далее, рассматривая место внеурочной деятельности в процессе формирования коммуникативной толерантности учащихся старшего школьного возраста, отметим, что большим потенциалом в этом смысле обладают культурно-просветительные учреждения Чеченской Республики [9, с. 16]. В их числе могут быть названы:

• Государственная филармония;

• Государственный ансамбль танца «Вайнах»;

• Государственный ансамбль песни и танца «Нохчо»;

• Республиканский детский ансамбль песни и танца «Башлам» имени X. Алиева;

• Государственный детский ансамбль песни и танца «Даймохк» имени М. Эсамбаева;

• Чеченский государственный драматический театр имени Х. Нурадилова;

• Государственный русский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова;

• Чеченский государственный театр юного зрителя;

• Чеченский молодежный театр «Серло».

Одной из основных целей их деятельности должно стать воспитание у старших школьников толерантного восприятия человеческих отношений на основе национально-художественных традиций собственного народа. Будучи формой коллективного творчества, культурно-просветительская деятельность благоприятствует созданию реальных условий для развития коммуникативной толерантности. Патриотизм и интернационализм, транслируемые в молодежную среду, в свою очередь, являются факторами нравственной социализации и формирования подлинной толерантной личности в коллективной деятельности [13, с. 140].

В целом, говоря о роли внеурочной деятельности в формировании у школьников старшего звена коммуникативной толерантности, немаловажно отметить, что этот род деятельности не должен существовать в отрыве от основного образовательного процесса и деятельности внешкольной [14, с. 266]. В педагогической литературе неоднократно отмечалась малая вероятность сколь-нибудь высокой эффективности воспитательного процесса без помощи семьи обучающихся [12, 14 - 15]. Совместная внеучебная деятельность способствует сближению участников образовательного процесса: учеников, родителей, педагогов, выработке чувства взаимной симпатии и коммуникативной толерантности [15, с. 118].

Развитие коммуникативной толерантности может проходить также в рамках урочной деятельности. Например, рассуждая о терпимости, можно приводить примеры из истории России: становление и различные аспекты социокультурного бытия Новгородской республики, называемой «колыбелью русской демократии» или либеральные реформы Александра II, существенно ослабившие сословные перегородки, тем самым поспособствовавшие объединению нации [14, с. 277].

Библиографический список

Кроме того, при изучении обществознания и особенно истории России следует обращать внимание учащихся, в частности старшеклассников, на богатейшие традиции, связанные с межнациональной толерантностью, мирным сосуществованием десятков этнокультур внутри нашей страны в самые разные эпохи [16, с. 81 - 82].

Таким образом, мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что важную часть субъектно-личностного подхода, являющегося сегодня основой парадигмы российского образования, составляют проблемы взаимоотношений между участниками образовательного процесса. В подобных условиях межличностная толерантность становится одной из наиболее значимых его характеристик.

В целях наиболее эффективного её формирования применимы интерактивные методы обучения.

Например, в рамках внеурочной деятельности в старших классах могут быть использованы такие методы, как «создание проблемной ситуации», «акцент на лучшее», «эстафета» или «сравнение».

В этой связи также стоит сказать о значительном потенциале в этом плане культурно-просветительных учреждений, в том числе расположенных на территории Чеченской республики, при условии, что одной из основных целей их деятельности станет воспитание у старших школьников толерантного восприятия человеческих отношений на основе национально-художественных традиций собственного народа. Патриотизм и интернационализм, транслируемые таким образом в молодежную среду, являются значимыми факторами нравственной социализации и, соответственно, формирования у старшеклассников коммуникативной толерантности.

Кроме того, стоит отметить, что в процессе формирования коммуникативной толерантности внеурочная деятельность при всех своих возможностях не должна существовать в отрыве от основного образовательного процесса, а равно внешкольной деятельности.

Плодотворное развитие коммуникативной толерантности у старшеклассников может проходить также в рамках урочной деятельности. Например, её формированию могут послужить примеры, изучаемые в курсе истории России.

1. Богданова Л.Н. Исследование толерантности. Всероссийский криминологический журнал. 2011; № 1: 75 - 80.

2. Дементьева Е.В. Психологическая культура человека: современное состояние проблемы. Вестник Мордовского госуниверситета. 2011; № 2: 12 - 17.

3. Ионова С.В. Эмоциональные эффекты позитивной формы общения. ВестникРУДН. Серия: Лингвистика. 2015; № 1: 20 - 30.

4. Касьянова Е.И., Виноградова Н.И. Теоретический анализ коммуникативной толерантности. Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2014; № 4: 28 - 34.

5. Ананьев Б.Г Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

6. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии: сборник сочинений: в 6 т. - Москва: Педагогика, 1982; Т. 1.

7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Санкт-Петербург: Питер, 2012.

8. Хороших П.П., Носко И.В. Формирование коммуникативной толерантности средствами социально-коммуникативного тренинга: педагогический эксперимент. Педагогика и просвещение. 2018; № 3: 37 - 45.

9. Дашкуева П.В. Формирование коммуникативной толерантности городских старшеклассников средствами культурно-просветительской деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Грозный, 2018.

10. Алипханова Ф.Н. Дидактические основы духовно-нравственного воспитания. Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы: материалы Межвузовской студенческой и международной научно-практических конференций. Москва: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2018: 247 - 255.

11. Шишкина Н.А. Конструктивный диалог как средство воспитания толерантности старшеклассника. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2011.

12. Смирнова Ю.В. Воспитание межнациональной толерантности старшеклассников в общеобразовательной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.

13. Дашкуева П.В., Магомеддибирова З.А., Шахбанова П.Г. Формирование толерантной среды средствами коллективно-творческой деятельности учащейся молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 4: 139 - 141.

14. Самохин И.С. Развитие толерантности у учащихся старшей школы в условиях российского инклюзивного образования. Научный диалог. 2017; № 4: 257 - 272.

15. Гребенец Е.С. Формирование коммуникативной толерантности у старшеклассников во внеучебной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

16. Голошумова ГС. Этнокультурные традиции в образовании. Научно-практический журнал «Гуманизация образования». 2016; № 6: 81 - 84.

References

1. Bogdanova L.N. Issledovanie tolerantnosti. Vserossijskij kriminologicheskijzhurnal. 2011; № 1: 75 - 80.

2. Dement'eva E.V. Psihologicheskaya kul'tura cheloveka: sovremennoe sostoyanie problemy. Vestnik Mordovskogo gosuniversiteta. 2011; № 2: 12 - 17.

3. lonova S.V. 'Emocional'nye 'effekty pozitivnoj formy obscheniya. Vestnik RUDN. Seriya: Lingvistika. 2015; № 1: 20 - 30.

4. Kas'yanova E.I., Vinogradova N.I. Teoreticheskij analiz kommunikativnoj tolerantnosti. UchenyezapiskiZabGU. Seriya: Filosofiya, sociologiya, kul'turologiya, social'naya rabota. 2014; № 4: 28 - 34.

5. Anan'ev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

6. Vygotskij L.S. Voprosy teorii i istoriipsihologii: sbornik sochinenij: v 6 t. - Moskva: Pedagogika, 1982; T. 1.

7. Rubinshtejn S.L. Chelovek i mir. Sankt-Peterburg: Piter, 2012.

8. Horoshih P.P., Nosko I.V. Formirovanie kommunikativnoj tolerantnosti sredstvami social'no-kommunikativnogo treninga: pedagogicheskij 'eksperiment. Pedagogika i prosveschenie. 2018; № 3: 37 - 45.

9. Dashkueva P.V. Formirovanie kommunikativnoj tolerantnosti gorodskih starsheklassnikov sredstvami kul'turno-prosvetitel'skoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Groznyj, 2018.

10. Aliphanova F.N. Didakticheskie osnovy duhovno-nravstvennogo vospitaniya. Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: sostoyanie iperspektivy: materialy Mezhvuzovskoj studencheskoj i mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva: OOO «Direktmedia Pablishing», 2018: 247 - 255.

11. Shishkina N.A. Konstruktivnyj dialog kaksredstvo vospitaniya tolerantnosti starsheklassnika. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2011.

12. Smirnova Yu.V. Vospitanie mezhnacional'noj tolerantnosti starsheklassnikov v obscheobrazovatel'noj shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peter-burg, 2012.

13. Dashkueva P.V., Magomeddibirova Z.A., Shahbanova P.G. Formirovanie tolerantnoj sredy sredstvami kollektivno-tvorcheskoj deyatel'nosti uchaschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 4: 139 - 141.

14. Samohin I.S. Razvitie tolerantnosti u uchaschihsya starshej shkoly v usloviyah rossijskogo inklyuzivnogo obrazovaniya. Nauchnyjdialog. 2017; № 4: 257 - 272.

15. Grebenec E.S. Formirovanie kommunikativnoj tolerantnosti u starsheklassnikov vo vneuchebnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

16. Goloshumova G.S. 'Etnokul'turnye tradicii v obrazovanii. Nauchno-prakticheskijzhurnal «Gumanizaciya obrazovaniya». 2016; № 6: 81 - 84.

Статья поступила в редакцию 20.03.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.