Научная статья на тему 'ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваненко Г.С., Адаева О.Б.

Введение. Вопросы формирования функциональной грамотности вообще и читательской в частности применительно к учащимся начальной и основной школы активно обсуждаются в научно-методическом сообществе, в то время как студенческая аудитория пока не стала объектом такого же пристального внимания. Предметом настоящего исследования является методическое обеспечение процесса формирования читательских умений студентов педагогического вуза в аспекте профессиональной функциональной грамотности. Материалы и методы. В качестве методов исследования использовался анализ научно-методической литературы, описывающей результаты диагностики, формирования и оценки функциональной грамотности, и рефлексия собственной научно-педагогической деятельности и опыта разработки заданий по читательской грамотности. Результаты. Определена типология профессиональных педагогических речевых ситуаций, в основе которой лежит учет целей, характера и условий коммуникации. Выделены ситуации, связанные с обучающей деятельностью учителя, осуществляемой на уроке и при подготовке к нему; с внеурочной воспитательной работой; общением с учащимися и их родителями, с коллегами и руководством; с необходимостью постоянного самообразования. В разных речевых ситуациях от учителя требуется выбрать достоверную и актуальную информацию из разных источников, обобщить ее, переложить ее на язык, доступный школьникам, сформулировать свою позицию по вопросам социального, политического, нравственно-этического характера, повлиять на формирование системы взглядов обучающихся, убедить в чем-либо их родителей, правильно интерпретировать должностные инструкции, противостоять чужому прагматичному и целенаправленному негативному влиянию. Эти действия возможны при условии регулярного обращения к текстам разных стилей, жанров и типов предъявления информации. Обсуждение. Предметом для обсуждения в педагогическом сообществе могут стать результаты проведенного на втором и третьем курсах филологического факультета педагогического вуза диагностического исследования овладения будущими учителями рядом необходимых читательских навыков. Перечень дефицитных читательских умений студентов, конечно, нуждается в уточнении в рамках более масштабного исследования. Однако уже сейчас можно констатировать, что будущие учителя не в полной мере успешно умеют переключать внимание с одного фрагмента текста на другой, работать с графической информацией, сопоставлять информацию и выстраивать логические связи, анализировать не только предложенный текст, но и задание к нему, оценивать качество и достоверность информационного источника, применять полученную информацию в новых условиях, опираясь на личный опыт и креативные способности. Полагаем, что преодоление выявленных проблем возможно при регулярном использовании во время практических занятий информационных задач, которые носили бы, по возможности, междисциплинарный характер, были бы направлены на формирование всех групп читательских умений, опирались на составные аутентичные тексты, востребованные в учительской практике. Заключение. Политематичность учительского чтения определяет требования к его читательским умениям. В статье представлены пять групп умений: 1) находить и извлекать информацию, 2) осуществлять аналитические процедуры, 3) осуществлять синтетические процедуры, 4) критически оценивать информацию, 5) связывать полученную информацию с жизнью. Описаны результаты пилотного исследования, диагностирующего читательские умения студентов педвуза. Констатируется, что студенты-филологи испытывают затруднения при работе с графической информацией, не умеют анализировать задания к тексту, выстраивать логические связи между частями текста, оценивать надежность, достоверность информационного источника. Делается вывод о необходимости планомерной целенаправленной работы по формированию читательских умений на основе текстов разных стилей и типов, востребованных в реальной профессиональной учительской практике. Результаты могут быть полезны преподавателям вуза, заинтересованным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иваненко Г.С., Адаева О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMING READING SKILLS OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITYS

Introduction. The issues of the formation of functional literacy in general and reading literacy in particular in relation to primary and secondary school students are actively discussed in the scientific and methodological community, while the student audience has not yet become the object of the same close attention. The subject of this study is the methodological support of the process of forming the reading skills of students of a pedagogical university in the aspect of professional functional literacy. Materials and methods . As research methods, we used the analysis of scientific and methodological literature describing the results of diagnostics, formation and evaluation of functional literacy, and reflection of our own scientific and pedagogical activities and experience in developing tasks for reading literacy. Results. The typology of professional pedagogical speech situations is determined, which is based on the consideration of the goals, nature and conditions of communication. Situations related to the teaching activity of the teacher, carried out in the classroom and in preparation for it, are highlighted; with extracurricular educational work; communication with students and their parents, with colleagues and management; with the need for constant self-education. In different speech situations, the teacher is required to select reliable and relevant information from various sources, summarize it, translate it into a language accessible to schoolchildren, formulate their position on social, political, moral and ethical issues, influence the formation of a system of views of their students, convince in something of their parents, to correctly interpret job descriptions, to resist someone else's pragmatic and purposeful negative influence. These actions are possible under the condition of regular reference to texts of different styles, genres and types of presentation of information. Discussion . The subject for discussion in the pedagogical community can be the results of a diagnostic study conducted in the 2nd and 3rd years of the Faculty of Philology of a pedagogical university on the acquisition by future teachers of a number of necessary reading skills. The list of deficient reading skills of students, of course, needs to be clarified as part of a larger study. However, it can already be stated that future teachers are not fully able to successfully switch their attention from one piece of text to another, work with graphic information, compare information and build logical connections, analyze not only the proposed text, but also the task for it, evaluate the quality and reliability of the information source, apply the information received in new conditions, based on personal experience and creative abilities. We believe that overcoming the identified problems is possible with the regular use of information tasks during practical classes, which would be, if possible, interdisciplinary in nature, would be aimed at the formation of all groups of reading skills, based on composite authentic texts that are in demand in teacher practice. Conclusion. The polythematic nature of teacher reading determines the requirements for his reading skills. The article presents five groups of skills: 1) to find and extract information, 2) to carry out analytical procedures, 3) to carry out synthetic procedures, 4) to critically evaluate information, 5) to connect the received information with life. The results of a pilot study diagnosing the reading skills of students of a pedagogical university are described. It is stated that philology students experience difficulties when working with graphic information, they do not know how to analyze tasks for the text, build logical connections between parts of the text, evaluate the reliability and reliability of the information source. The conclusion is made about the need for systematic, purposeful work on the formation of reading skills based on texts of different styles and types tha

Текст научной работы на тему «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Научная статья УДК 378.4 ББК 74.489

DOI 10.25588/6703.2022.49.43.005

Г. С. Иваненко1, О. Б. Адаева2

1ORCID № 0000-0003-1454-5047 Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: gala.april@mail.ru

2ORCID № 0000-0001-5933-365X Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

П

и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный ^

£

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. ^

E-mail: adaevaob@yandex.ru о

а ж

у д

е

Аннотация

Введение. Вопросы формирования функциональной гра- ^ мотности вообще и читательской в частности применительно к учащимся начальной и основной школы активно обсуждаются в научно-методическом сообществе, в то время как студенческая | аудитория пока не стала объектом такого же пристального внимания. Предметом настоящего исследования является методическое обеспечение процесса формирования читательских умений студентов педагогического вуза в аспекте профессиональной функциональной грамотности.

о № а

е д

а

§

о г к

л

е

о §

г о

а

© Иваненко Г. С., Адаева О. Б., 2022

Материалы и методы. В качестве методов исследования использовался анализ научно-методической литературы, описывающей результаты диагностики, формирования и оценки функциональной грамотности, и рефлексия собственной научно-педагогической деятельности и опыта разработки заданий по читательской грамотности.

Результаты. Определена типология профессиональных педагогических речевых ситуаций, в основе которой лежит учет целей, характера и условий коммуникации. Выделены ситуации, связанные с обучающей деятельностью учителя, осуществляемой на уроке и при подготовке к нему; с внеурочной воспитательной работой; общением с учащимися и их родителями, с коллегами и руководством; с необходимостью постоянного самообразования. В разных речевых ситуациях от учителя требуется выбрать достоверную и актуальную информацию из разных источников, обобщить ее, переложить ее на язык, доступный школьникам, сформулировать свою позицию по вопросам социального, политического, нравственно-этического характера, повлиять на формирование системы взглядов обучающихся, убедить в чем-либо их родителей, правильно интерпретировать должностные инструкции, противостоять чужому прагматичному и целенаправленному негативному влиянию. Эти действия возможны при условии регулярного обращения к текстам разных стилей, жанров и типов предъявле-

на

«о

а

^ ния информации.

О

о «

ж

50 Ж

а

.50

Обсуждение. Предметом для обсуждения в педагогическом сообществе могут стать результаты проведенного на втором и

^ третьем курсах филологического факультета педагогического вуза

и

к; диагностического исследования овладения будущими учителями

рядом необходимых читательских навыков. Перечень дефицитных читательских умений студентов, конечно, нуждается в уточнении в рамках более масштабного исследования. Однако уже сейчас можно констатировать, что будущие учителя не в полной мере успешно умеют переключать внимание с одного фрагмента текста на другой, работать с графической информацией, сопоставлять информацию и выстраивать логические связи, анализировать не только предложенный текст, но и задание к нему, оценивать качество и достоверность информационного источника, применять полученную информацию в новых условиях, опираясь на личный опыт и креативные способности. Полагаем, что преодоление выявленных проблем возможно при регулярном использовании во ут время практических занятий информационных задач, которые но- ^ сили бы, по возможности, междисциплинарный характер, были бы направлены на формирование всех групп читательских умений, опирались на составные аутентичные тексты, востребованные в учительской практике.

Заключение. Политематичность учительского чтения определяет требования к его читательским умениям. В статье представлены пять групп умений: 1) находить и извлекать информацию, 2) осуществлять аналитические процедуры, 3) осуществлять синте-

у

тические процедуры, 4) критически оценивать информацию, 5) е

н

связывать полученную информацию с жизнью. Описаны резуль-

е

таты пилотного исследования, диагностирующего читательские да

о

умения студентов педвуза. Констатируется, что студенты-фило- и

че

логи испытывают затруднения при работе с графической информа- ск

го

цией, не умеют анализировать задания к тексту, выстраивать логи- в

ческие связи между частями текста, оценивать надежность, й

достоверность информационного источника. Делается вывод о необходимости планомерной целенаправленной работы по формированию читательских умений на основе текстов разных стилей и типов, востребованных в реальной профессиональной учительской практике. Результаты могут быть полезны преподавателям вуза, заинтересованным в развитии читательских умений обучающихся.

Ключевые слова: функциональная грамотность; читательская грамотность; читательские умения; образовательный процесс в педагогическом вузе; профессиональная деятельность учителя. Основные положения:

- определена типология профессиональных педагогических речевых ситуаций, требующих владения читательскими умениями;

- уточнены читательские умения студентов - будущих учителей, необходимые для успешного обучения в вузе и осуществления профессиональной деятельности;

- на основании диагностических заданий изучены читательские умения студентов;

- выдвинуты предположения о причинах проблем в овладении студентами навыками читательской грамотности;

- предложены педагогические пути совершенствования читательской грамотности студентов педагогического вуза.

«о

1 Введение (Introduction)

tq Сегодня педагогическое сообщество пришло к пониманию:

о

о

к н е н

а

в мире, обладающем увеличивающимся с каждым годом объемом знаний в различных областях, образовательные векторы неизбежно должны сместиться с накопительно-репродуктивных моделей знания

и

к; на избирательно-функциональные. Образовательные и научно-

исследовательские структуры занимаются разработками методик функционализации обучения [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Основой всех видов грамотности современного человека является читательская, становящаяся или не становящаяся, в зависимости от уровня сформиро-ванности, проводником в мир социального, профессионального, личностного успеха [7; 8]. Технологии становления осмысленного чтения у школьников существовали и ранее, сейчас они развиваются: предлагается работа с текстами, которые игнорировались (например, тексты заданий, инструкций, объявлений) [10], выявляется специфика чтения текстов различных стилей и жанров [11], предлагаются средства формирования аксиологической составляющей читательской грамотности [12], разрабатываются олимпиад- ^ ные задания по смысловому чтению [13], проводится анализ ко- ^ гнитивных механизмов восприятия учебного текста [14].

Для целенаправленной работы со школьниками над формированием читательской грамотности мы сначала должны подготовить учителя, который способен не только применить предлагаемые тактики, но и участвовать в разработке стратегий функционального обучения, хотя бы на вверенном участке, исходя из уровня подготовки обучающихся, возраста, специализации класса. Обзор литературы по теме показал малую представленность материалов, разработок, размышлений на тему «формирование чита- е

н

тельской грамотности учителя» [15; 16]. Мы задумались: каковы

туры? Повторяют ли речевые умения будущего учителя-словесника умения, которые должно сформировать у ученика? Или они чем-то различаются? Каков ее реальный уровень у наших студентов, какими средствами можно ее проверить? Востребованность отве-

о в

пе

речевые педагогические ситуации, требующие читательской куль- а

г о

г и ч е с

ког

г

о

з а

тов на эти вопросы и определяет актуальность предлагаемого читателям материала.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

На первом этапе исследования использовался анализ научно-методической литературы, описывающий уже разработанные педагогикой методы определения сформированности читательских умений, результаты диагностики и оценки функциональной грамотности. Основными методами исследования стали общенаучные процедуры анализа и синтеза. Анализу подверглись выделенные на основе рефлексии собственной научно-педагогической деятельности ситуации востребованности читательской грамотности в профессиональной деятельности учителя, в результате синтеза они были классифицированы и соотнесены с типологией читательских умений.

Для определения качества читательских навыков студентов применено тестирование. Задания для диагностической работы составлялись с учетом уже типологизированных ситуаций востребованности читательской грамотности в деятельности учителя и выявленных читательских умений, которые необходимы педагогу для успешной реализации профессиональных компетенций.

Исследование качества читательских умений студентов проводилось на базе филологического факультета Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического универси-

а

«о

а

^ тета и включало диагностическую работу, в написании которой

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о «

ж

50 Ж

а

50

^ количественных приемов обработки данных. Исследовательская

и

к; беседа по итогам выполнения работы помогла обозначить и сфор-

приняли участие 73 студента 2 и 3 курсов.

Результаты тестирования были исследованы при помощи

мулировать предположительные причины совершенных читательских ошибок. Интерпретация полученных данных осуществлена по результатам включения их в социально-исторический и психолого-педагогический контекст.

3 Результаты (Results)

1 Типология профессиональных педагогических речевых ситуаций для реализации читательских умений

Несмотря на универсальный характер читательских умений, каждая сфера деятельности предполагает определенную специфику их реализации. Проявляется такая специфика и в работе педагога. Предпримем попытку описать особенности реализации читательской грамотности учителя, рассматривая типологически у

организованные речевые ситуации. Основанием классификации ^ речевых ситуаций стал основополагающий коммуникативно-риторический и когнитивный комплекс факторов: коммуникант учителя, цель и характер коммуникации, условия коммуникации.

1.1 Обучающая деятельность. Первый тип речевых ситуаций, требующих использования навыков читательской грамотности, связан с обучающей деятельностью учителя, осуществляемой на уроке и при подготовке к нему. Нашему студенту, будущему учителю, предстоит читать учебники для школьников и

у

методические рекомендации для учителя. Требования к читатель- н ским умениям, которые должны быть сформированы у выпускника

чения на уроке, по своему объему и характеру существенно отличаются от аналогичных требований, например, к выпускнику технического или медицинского вуза.

о № а

педагогического вуза для успешного руководства процессом обу- а

§

о

§

к л

а

о §

§ о

Is

а

1.1.1 Универсальным проявлением читательской грамотности является способность извлекать из прочитанного текста информацию. Однако людям, чья деятельность жестко регламентирована инструкциями, на практике приходится пользоваться меньшим перечнем читательских умений по извлечению информации. Учителю же нужно уметь не только извлечь информацию из источника, но и сравнить сведения из различных источников и применить навык критической оценки предложенных подходов. Сопоставление, выявление общего и различного в текстах на одну тему, выявление наличия или отсутствия логических оснований классификаций, доказательств тезисов, иллюстраций положений — все перечисленные читательские умения необходимы для успешной подготовки к уроку.

1.1.2 Если врач и инженер могут получить информацию из текста и сразу начать ее применять, у учителя путь от получения информации до применения осложняется еще одним этапом — упрощением, переводом в форму, соответствующую уровню подготовки ученика. Отделить собственно сам процесс получения информации из текста от его обработки практически невозможно, потому что если научные сведения приняты педагогом в несистематизированном виде, то и процесс обучения унаследует отсутствие типологического структурирования, причина которого — в неана-

50

литичности чтения, в несформированности навыка читательской ^ грамотности по систематизации получаемой информации. ^ 1.1.3 Деятельность учителя, как и деятельность актера,

ж

^ предполагает умение выразительно прочитать текст, в том числе

а

^ художественный, воздействие которого строится не столько на раи

к; циональной, сколько на эмоциональной составляющей содержания.

Для учителей русского языка и литературы, истории и культурологии необходимым признаком высокого уровня читательской грамотности является умение получать рациональную и иррациональную информацию, и, при их дифференциации, способность к эмпатии, которая средствами интонирования эксплицируется и доносится до слушателя-ученика.

1.2 Внеурочная воспитательная деятельность. Учитель не только обучает, но и воспитывает ученика. И процесс воспитания, формирования личности осуществляется не только на уроке, но и за его пределами. Учитель проводит классные часы и мероприятия, имеющие широчайшую тематику и проблематику: организационную, патриотическую, нравственно-этическую, об- ^ щекультурно-просветительскую, экологическую. При подготовке ^ к общению на перечисленные и многие другие темы учитель должен изучить многочисленные тексты различных стилей: от научной статьи о влиянии питания на умственную деятельность ученика (научный стиль) и текста законов о привлечении несовершеннолетних к уголовной ответственности (официально-деловой стиль) до выступления президента (публицистический стиль) и постов в социальной сети для изучения факторов кон-фликтогенности в молодежной среде (разговорный стиль).

у

1.2.1 Политематичность учительского чтения опреде- н ляет требование к его читательским умениям: учитель должен |

а

уметь переходить с одного стилистического регистра на другой. а

о

Это значит, что при подготовке будущего педагога в вузах мы и

ч

ес

должны рассматривать тексты различных стилей не только на дис- к

го

циплинах «Стилистика» и «Культура речи», но и при изучении дру- 1

гих дисциплин. Кроме того, сложившаяся практика исследовать й

а в е а д

тексты всех стилей в рамках стилистического анализа преимущественно с точки зрения реализации языковых признаков стиля и жанра, отраженная в последнних КИМах ЕГЭ, представляется не соответствующей задаче по формированию читательской грамотности. Педагогу, особенно педагогу-нефилологу, в профессиональной деятельности нужно будет не стиль и подстиль определять, а извлекать из текста смысл. На формирование навыка чтения с извлечением максимального количества смысловых компонентов и должны мы направлять свои усилия.

1.2.2 В мире информационных войн учитель должен помочь ученику занять взвешенную и грамотную позицию по отношению к поступающей к нему разнородной информации. Для этого сам учитель должен уметь плавать в этих информационных водах. И главное, чего следует попытаться избежать, — это попадания под чужое прагматичное и целенаправленное воздействие. Современная наука не обладает универсальным инструментарием определения такого воздействия, но некоторые разработки все же имеются. Главное — определение вектора воздействия.

1.3 Коммуникация с родителями. Коммуникация с родителями требует подготовленности учителя в сфере общей и возрастной психологии, педагогики, риторики. Родители по выступлениям учителя на родительском собрании судят об уровне его общей культуры, компетентности, способности дать ребенку

^ предметные знания, нравственно-этические и гражданские ори-^ ентиры. Для установления контакта с родителями современный учитель должен много и осмысленно читать. Навык быстрого об-

^ зорного чтения текстов самых различных типов — необходимое

и

к; для обозначенной речевой ситуации читательское умение.

1.4 Коммуникация с коллективом и руководством.

Учитель - член рабочего коллектива, построенного по иерархическому принципу, что предполагает востребованность определенных читательских умений. Деятельность педагога регламентируется законодательными и подзаконными актами. Школа имеет устав, который нужно уметь прочитать правильно, четко определяя границы разрешительных и запретительных норм. Жизнь школы определяется приказами директора, решениями педагогических советов и комиссий различного уровня, и все эти произведения речи также должны быть интерпретированы учителям адекватно, с соблюдением всех смысловых составляющих.

1.5 Самообразование. Учитель — не только препода- ^ ватель-предметник. Любая научная дисциплина имеет историю ^ развития, включена в контекст современного естественно-научного и гуманитарного знания. Широта кругозора формируется чтением научной, научно-популярной, художественной и публицистической литературы, из которой учитель в идеале должен извлекать метафорические и символические смыслы, проецируя их на социального *

политические, культурно-исторические процессы современности. §

е

н *

Й

ного, двух и более временных пластов, хронология событий;

- при беглом ознакомлении с длинным текстом учиться находить места, из которых можно извлечь информацию: аннотация, выводы, подразделы, рубрикация, оглавление, сноски;

2. Типология читательских умений, востребованных в профессиональной деятельности учителя

2.1 Находить и извлекать информацию: н

- уметь составлять фактуальную сетку содержания

ж

о |

е

текста: действующий субъект, время, место действия, наличие од- а

§

о § *

л

е

о §

§ о а

а в е а д

- выявлять фрагменты текста, содержащие проблему, которой посвящен текст, и фрагменты, выражающие идею текста, то есть ответ на проблемный вопрос.

2.2 Осуществлять аналитические процедуры:

- устанавливать между фактами, явлениями, предметами гипонимо-гиперонимические отношения;

- различать источник информации: дифференцировать автора и рассказчика, учитывать ссылку на источник информации:

- выявлять систему оценочных установок в тексте, отделять субъективное мнение автора от фактуальных сведений.

2.3 Осуществлять синтетические процедуры:

- выделять главное, отличая от второстепенного;

- устанавливать между фактами связи: причинно-следственные, дополнения, противопоставления;

- извлекать подтекст, который является результатом синтеза вербализованной информации.

2.4 Критически оценивать информацию:

- видеть несоответствие заявленных в тексте фактов;

- видеть избыточную информацию;

- видеть тезисы, доказанные и не доказанные аргументами.

2.5 Связывать полученную информацию с жизнью:

- уметь на практике следовать инструкциям, содержа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ щимся в тексте;

О

понимать границы запретительных и разрешитель-

ных норм, содержание требований, зафиксированных в тексте;

^ - проецировать символические и метафорические

и

к; смыслы художественной литературы на современные социально-

политические и культурно-исторические реалии;

- проявлять способность к эмпатии;

- использовать информацию из текста для решения практической задачи подготовки и проведения уроков русского языка и литературы.

4 Обсуждение (Discussion)

Владение читательскими умениями исследовалось в ходе диагностической работы у студентов второго и третьего курсов, начавших изучать методику преподавания русского языка. Для чтения были предложены тексты разных типов, работа с которыми имитировала решение профессиональных задач, стоящих перед учителем: прочитать аналитическую инфографику, адаптировать ^ для школьников научно-популярную информацию, оценить досто- ^ верность научных сведений, принять решение о покупке учебного пособия на основании отзывов других покупателей, использовать данные словаря при объяснении нового материала. Для проверки умений находить и извлекать информацию был предложен сплошной учебно-научных текст и инфографика. В первом случае использовалась методика дополнения предложений [17]: студентам необходимо было восстановить пропущенные слова, ориентируясь на

«открытый» контекст — информацию, данную в явном виде и лока-

у

лизованную в одном месте. Без ошибок с этим заданием справились H только 76 % участников исследования, остальные вставили слова,

а

значение которых не противоречило содержанию текста, но и не 3 соответствовало ей точно. Ошибки такого рода могут быть вызваны, и

а

во-первых, отсутствием привычки постоянно обращаться к тексту g

О

для уточнения информации, во-вторых, сбоями оперативной памяти ^ и механизмов вероятностного прогноза Приемы целенаправленного й

формирования этого механизма у школьников описаны в методической литературе и, полагаем, могут быть использованы при обучении студентов [18].

Значительное снижение результатов мы наблюдали, когда искать информацию надо было в несплошном тексте инфографики, иллюстрирующей достижения российских учащихся в международных исследованиях PISA. На вопрос, какой уровень читательской грамотности продемонстрировали российские школьники в 2018, 78 % студентов дали неверный ответ, продемонстрировав невнимание к формулировке задания и неумение читать разные элементы инфографики — условные обозначения, заголовки и подзаголовки, пиктограммы. Во время обсуждения результатов диагностической работы мы обратили внимание, что многие студенты вообще не считают формулировку задания текстом, который тоже нуждается в анализе: «Я примерно поняла, что надо делать», «А что там читать? И так все понятно», «Я немного не по заданию делала. Это ведь не страшно? Я хотела высказать свое мнение». Такая позиция приводит к тому, что сами будущие учителя крайне небрежно относятся к формулировке заданий для школьников.

Для диагностики умений интерпретировать информацию, то есть извлекать информацию, которая не сообщается прямо, устанавливать скрытые смысловые связи, студентам были предложены фрагменты из научно-популярной книги. Опираясь на про-

а

50

а

--о

tq читанное, необходимо было определить, какие из предложенных

О

о «

ä 50 Ä а

утверждений не противоречат содержанию текста. По сути, это задание проверяло востребованное в школьной практике умения понимать лингвистический текст и кратко пересказывать его своими

и

к; словами, адаптируя в соответствии с уровнем подготовленности

учеников, однако без ошибок с ним справились только 48 % студентов-филологов. Можно предположить, что затруднения вызваны незнанием значения некоторых слов, в том числе и лингвистических терминов, неумением упрощать синтаксические конструкции, используя грамматические синонимы, невниманием к смысловым связям между отдельными частями высказывания. Умение критически оценивать информацию проверялось с помощью задания к фрагменту текста студенческой дипломной работы. Участникам исследования необходимо было найти противоречивую и (или) ошибочную информацию, которая нуждается в проверке и исправлении. 94 % учащихся увидели противоречащие друг другу высказывания, но только 22 % выполнявших задание написали о необ- у

*

ходимости проверить достоверность явно ошибочного суждения. ^

Кроме того, студентам было предложено познакомиться с отзывами об учебно-методическом пособии для учителей, опубликованными на сайте интернет-магазина «Лабиринт», и назвать тот, который они считают наиболее информативным, то есть содержащим полезную, прагматическую информацию. Мы предполагали, что будущие учителя станут ориентироваться на факты о книге и смогут отличить их от субъективного мнения. Успешно с этой работой справились 38 % студентов, 44 % выбрали менее информативный, с нашей точки зрения, отзыв, мотивируя это тем, что он «написан кратко, сжато», «нет эмоций, личных впечатлений», «су-

ному содержанию в интересной форме изложения. И, наконец, 18 % выбрали текст, состоящий почти полностью из фраз: «Замечательное пособие, которое окажет неоценимую помощь педагогам», «Обязательно для неравнодушных учителей», «Написано

у д е н

о № е

хое изложение без эмоциональной лексики», отказывая объектив- а

§

о г * ч е с

ког г

о а

грамотно и увлекательно», «Сразу хочется попробовать на практике», «Книга очень понравилась». На вопрос «Почему выбрали именно этот отзыв?» мы получили следующие ответы: «Обилие эпитетов очень привлекает внимание», «Изящно написа-но», «Приятно читать», «Автор описал книгу красочно». Для проверки умения использовать полученную текстовую информацию было предложено задание — прочитать словарные статьи из этимологического словаря и подготовить для школьников историческую справку, объясняющую правописание таких словарных слов, как жилет, каникулы, кампания и компания, механическое запоминание которых далеко не всегда протекает успешно. Даже несмотря на небольшой объем словарных статей, в них содержится избыточная для выполнения задания информация: указание на время заимствования, на языки-посредники, на первоначальный вариант слова, на славянские параллели. Студентам надо было выбрать только то слово в языке-источнике, в котором сомнительный гласный находится в сильной позиции, создать вторичный текст для объяснения нового словарного слова, продумать форму записи в рукописном словарике школьников. Успешно с этой работой справились лишь 25 % второкурсников и 42 % третьекурсников, между тем именно умение эффективно применять прочитанную информацию характеризует человека как функционально грамотного.

Перечень дефицитных читательских умений студентов, ко-

а в е а

-"О

^ нечно, нуждается в уточнении в рамках более масштабного иссле-

о

о"

«

н е н а

¡3

дования, в том числе и с привлечением электронных текстов, работа с которыми имеет свою специфику [19-21]. Однако уже сейчас мы можем констатировать, что студенты испытывают те же затрудне-

и

к; ния, что и школьники основной школы: не умеют переключать

внимание с одного фрагмента текста на другой, работать с графической информацией, хотя в реальной жизни сталкиваются с визуализацией постоянно, сопоставлять информацию и выстраивать логические связи, анализировать не только предложенный текст, но и задание к нему, оценивать качество и достоверность информационного источника, применять полученную информацию в новых условиях, опираясь на личный опыт и креативные способности [22; 23]. Полагаем, что преодоление выявленных проблем возможно при регулярном использовании во время практических занятий информационных задач [24], которые носили бы, по возможности, междисциплинарный характер, были бы направлены на формирование всех групп читательских умений, опирались на составные аутен- у

тичные тексты, востребованные в учительской практике [25; 26]. ^ 5 Заключение (Conclusion)

Политематичность учительского чтения определяет требования к его читательским умениям, которые можно объединить в пять групп: 1) находить и извлекать информацию, 2) осуществлять аналитические процедуры, 3) осуществлять синтетические процедуры, 4) критически оценивать информацию, 5) связывать полученную информацию с жизнью.

Для успешного формирования читательских умений будущих учителей считаем важным соблюдать следующие условия: е 1) учить разным видам чтения: и быстрому сканирующему,

2) предлагать для анализа тексты разных стилей и типов, востребованные в реальной учительской практике, прежде всего тексты составные, множественные, содержащие противоречивую информацию;

ж

о № Ж

выхватывающему детали, и медленному, вдумчивому; 3

§

о

§

s л

Ж

о §

§ о

Is

а

3) задания по читательской грамотности предлагать не от случая к случаю с целью контроля, а регулярно на всех изучаемых дисциплинах;

4) учить анализировать короткие тексты (определения в учебниках, задания к упражнениям, инструкции к контрольным и экзаменационным работам, алгоритмы действий, словарные статьи и под.);

5) сместить акценты с идентификации типов и стилей речи, изобразительно-выразительных средств на осмысление текстооб-разующих функций того или иного структурного элемента речевого произведения.

Библиографический список

1 Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 13-33.

2. Дроздова О. Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: формирование методической базы // Русский язык в школе. 2013. № 8. С. 5-11.

3. Иваненко Г. С. Функциональная грамотность: дискурсивная типология // Русский язык в поликультурном мире : сборник научных статей IV Международного симпозиума, 9-11 июня 2020 г. : в 2 т. / отв. ред. Г. Ю. Богданович, Е. Я. Титаренко. Симферополь : Издательский дом КФУ, 2020. Т. 1. С. 196-204.

4. Коваль Т. В., Ковалева Г. С., Дюкова С. Е. «Большие идеи» и функ-

а циональная грамотность: опыт разработки модуля «Глобальные компетен-

ве

да ции» в программе по формированию функциональной грамотности // Отече-

^ ственная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4. (85). С. 79-93.

^ 5. Милославский И. Г. О несоответствии школьных и вузовских пред-

нк ставлений о русском языке целям его преподавания как родного и как нероде

на ного // Динамика языковых и культурных процессов в современной России.

^ 2018. № 6. С. 394-398.

О

к; 6. Цукерман Г. А., Клещ Н. А. Понимание понятийного текста и владение

понятиями // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 3. С. 19-27.

7. Мосунова Л. А. Чтение как средство коммуникации в эпоху глобализации // Вестник Вятского государственного университета. 2021. № 4 (142). С.119-128.

8. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Баранова В. Ю. Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS-2016 // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 58-78.

9. Проблемы оценки и формирования функциональной читательской грамотности учеников основной школы / Ю. Н. Гостева [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 155-180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю. Н. Гостева [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34-57.

11. Иваненко Г. С. Стратегия анализа текстов различных стилей в ас- У пекте формирования читательской грамотности // Русский язык в поликуль- *

о

турном мире : VI Международный симпозиум, 8-12 июня 2022 г. : сб. науч. >■§

*

статей : в 2 т. Симферополь : Издательскй дом КФУ, 2022. Т. 2. С. 242-248. >■§

о

12. Архипова Е. В., Лагунова Л. В. Читательская грамотность и пери- н

к

фрастическая способность в аспекте речевого развития личности // Русский л язык в школе. 2021. № 1 (82). С. 7-15. 8

13. Терентьева Н. П., Баталова Е. В. Олимпиада по смысловому чтению как ресурс формирования функциональной грамотности // Филологиче- к* ский класс. 2019. № 3 (57). С. 108-113. у

14. Коновалова Н. И. Современный учебный текст по русскому языку: н*

Й

механизмы восприятия и принципы конструирования // Филологический класс. 2020. Т. 25, № 1. С. 164-172. е

ч ж

н

15. Громова Л. А. Функциональная грамотность учителя как условие достижения планируемых результатов общего образования // Журавлевские е чтения «Трансформационные процессы в педагогической науке и образовании» : материалы VI Международной научно-практической конференции, по-

а г о г *

л

ес

свящённой памяти Журавлева Василия Ивановича, 11-16 февраля 2022 г. / §

го

отв. ред. Н. А. Горлова. М. : Московский государственный областной универ- ® ситет, 2022. С. 136-141. а

16. Юздова Л. П., Милютина А. А., Звягин К. А. Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического вуза // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 2. С. 186-201. DOI 10.25588/CSPU.2021.162.2.010.

17. Божович Е. Д. Критерии понимания текста школьниками // Русский язык в школе. 2016. № 10. С. 13-17.

18. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. М. : Мой учебник, 2007. - 256 с.

19. Краткие результаты исследования PISA-2018 : [сайт]. URL: http://www.centeroko.ru/public.html (дата обращения: 12.10.2022).

20. Лебедева М. Ю. Стратегии работы с цифровым текстом для решения учебных читательских задач: исследование методом вербальных протоколов // Вопросы образования. 2022 № 1. С. 244-270.

21. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования / Н. А. Борисенко [и др.] // Science for Education Today. 2020. № 5. С. 28-49.

22. Проблемы оценки и формирования функциональной читательской грамотности учеников основной школы / Ю. Н. Гостева [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 155-180.

23. Как российские 15-летние учащиеся справляются с традиционными и новыми читательскими задачами (на основе анализа результатов PISA-2018) / Т. Ю. Чабан [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2, № 5 (79). С. 9-30.

24. Адаева О. Б. Информационная задача как прием формирования читательской грамотности на уроках русского языка // Русский язык в поликультурном мире : сборник научных статей IV Международного симпозиума, 9-

а

^ 11 июня 2020 г. / отв. ред. Г. Ю. Богданович, Е. Я. Титаренко : в 2 т. Симфе-

^ рополь : Издательский дом КФУ, 2020. Т. 2. С. 22-27.

tq

^ 25. Иваненко Г. С. Художественный текст: формирование читатель-

§ ской грамотности : учебно-методическое пособие. Челябинск : Южно-Ураль-

I ский центр РАО, 2022. - 159 с.

^ 26. Адаева О. Б. Формируем читательские умения : учебно-методиче-

ское пособие. Челябинск : ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. - 64 с.

G. S. Ivanenko1, O. B. Adaeva2

1ORCID No. 0000-0003-1454-5047 Docent, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Russian Language and Methods of Russian Language Teaching, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: gala.april@mail.ru

2ORCID No. 0000-0001-5933-365X Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Russian Language and Methods of Russian Language Teaching, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: adaevaob@yandex.ru

WAYS OF FORMING READING SKILLS OF STUDENTS

OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITYS a

Abstract 00

Introduction. The issues of the formation of functional literacy in general and reading literacy in particular in relation to primary and secondary school students are actively discussed in the scientific and methodological community, while the student audience has not yet become the object of the same close atten-

the process of forming the reading skills of students of a pedagog-

s

g

e

a i

n'

g

s i

u

tion. The subject of this study is the methodological support of e

n

s a

ical university in the aspect of professional functional literacy. e

a

Materials and methods. As research methods, we used the g

o

. . . . . . . . i analysis of scientific and methodological literature describing g

the results of diagnostics, formation and evaluation of functional i

literacy, and reflection of our own scientific and pedagogical

activities and experience in developing tasks for reading literacy.

r 3

s >1

Results. The typology of professional pedagogical speech situations is determined, which is based on the consideration of the goals, nature and conditions of communication. Situations related to the teaching activity of the teacher, carried out in the classroom and in preparation for it, are highlighted; with extracurricular educational work; communication with students and their parents, with colleagues and management; with the need for constant self-education. In different speech situations, the teacher is required to select reliable and relevant information from various sources, summarize it, translate it into a language accessible to schoolchildren, formulate their position on social, political, moral and ethical issues, influence the formation of a system of views of their students, convince in something of their parents, to correctly interpret job descriptions, to resist someone else's pragmatic and purposeful negative influence. These actions are possible under the condition of regular reference to texts of different styles, genres and types of presentation of information.

Discussion. The subject for discussion in the pedagogical community can be the results of a diagnostic study conducted in the 2nd and 3rd years of the Faculty of Philology of a pedagogical university on the acquisition by future teachers of a number of necessary reading skills. The list of deficient reading skills

a

§ of students, of course, needs to be clarified as part of a larger

^ study. However, it can already be stated that future teachers are

° not fully able to successfully switch their attention from one

£

§ piece of text to another, work with graphic information, compare

§

vI information and build logical connections, analyze not only the

tí proposed text, but also the task for it, evaluate the quality and

reliability of the information source, apply the information received in new conditions, based on personal experience and creative abilities. We believe that overcoming the identified problems is possible with the regular use of information tasks during practical classes, which would be, if possible, interdisciplinary in nature, would be aimed at the formation of all groups of reading skills, based on composite authentic texts that are in demand in teacher practice.

Conclusion. The polythematic nature of teacher reading determines the requirements for his reading skills. The article presents five groups of skills: 1) to find and extract information, 2) to carry out analytical procedures, 3) to carry out synthetic procedures, 4) to critically evaluate information, 5) to connect

the received information with life. a

0

The results of a pilot study diagnosing the reading skills ^ of students of a pedagogical university are described. It is stated that philology students experience difficulties when working with graphic information, they do not know how to analyze tasks for the text, build logical connections between parts of the text, g evaluate the reliability and reliability of the information source.

2 2

S

g

e

a

i g

s

The conclusion is made about the need for systematic, purpose- e

ful work on the formation of reading skills based on texts of different styles and types that are in demand in real professional ^ teaching practice. The results can be useful for university teachers who are interested in developing students' reading skills.

Keywords: Functional literacy; Reading literacy; Reading skills; Educational process in a pedagogical university; Teacher's professional activity.

C6

g

2 c'

a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

i

s >1

Highlights:

A typology of professional pedagogical speech situations that require reading skills has been determined;

Clarified the reading skills of students - future teachers, necessary for successful education at the university and the implementation of professional activities;

On the basis of diagnostic tasks, the reading skills of students were studied;

Assumptions are made about the causes of problems in mastering the skills of reading literacy by students;

Pedagogical ways of improving the reading literacy of students of a pedagogical university are proposed.

References

1. Basyuk V.S., Kovaleva G.S (2019), Innovacionnyj proekt Minis-terstva prosveshcheniya "Monitoring formirovaniya funkcional'noj gramotnosti": osnovnye napravleniya i pervye rezul'taty [Innovative project of the ministry of education "Monitoring offunctional literacy development": the main directions and the first results ], Otechestvennaya i za-rubezhnaya pedagogika, 1, 4 (61), 13 -33. (In Russian).

2. Drozdova O.E. (2013), Metapredmetnoe obuchenie russkomu yazyku v shkole: formirovanie metodicheskoj bazy [Metasubject teaching of the Russian language at school: formation of a methodological base], Russkij yazyk v shkole, 8, 5-11. (In Russian).

| 3. Ivanenko G.S. (2020), Funkcional'naya gramotnost': diskursivnaya

^ tipologiya [Functional literacy: discursive typology], Sbornik nauchnyh ^ statej IV Mezhdunarodnogo simpoziuma "Russkij yazyk v polikul'turn om mire ", 9-11 iyunya 2020 goda, v 2 tomah [A collection of scientific articles of the IV International Symposium "Russian language in a multicultural

►5; world", in 2 volumes], Izdatel'skij dom Krymskogo gosudarstvennogo uni-^ versiteta, Simferopol', June 9-11, 2020, 1, 196-204. (In Russian).

4. Koval' T.V., Kovaleva G.S. & Dyukova S.E. (2022), "Bol'shie idei" i funkcional'naya gramotnost': opyt razrabotki modulya "Global'nye kompetencii" v programme po formirovaniyu funkcional'noj gramotnosti ["Big ideas" and functional literacy: experience in developing the "Global competences" module In the program for the formation of functional literacy], Otechestvennaya i zarubezhnayapedagogika, 1, 4 (85), 79-93. (In Russian).

5. Miloslavskij I.G. (2018), O nesootvetstvii shkol'nyh i vuzovskih predstavlenij o russkom yazyke celyam ego prepodavaniya kak rodnogo i kak nerodnogo [About the discrepancy between school and university ideas about the Russian language to the goals of teaching it as a native and as a non-native], Dinamika yazykovyh i kul'turnyh processov v sovremennoj Rossii, 6, 394-398. (In Russian).

6. Cukerman G. A. & Kleshch N.A. (2017), Ponimanieponyatijnogo teksta i vladenie ponyatiyami [Understanding conceptual texts and mastering concepts], Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 22, 3, 19-27. (In Russian).

7. Mosunova L.A. (2021), Chtenie kak sredstvo kommunikacii v epohu globalizacii [Reading as a means of communication in the era of y globalization], Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta, 4(142), f 119-128. (In Russian). m

8. Cukerman G.A., Kovaleva G.S. & Baranova V.Yu. (2018), Chi- g

tatel'skie umeniya rossijskih chetveroklassnikov: uroki PIRLS-2016 [Read- |

i

ing literacy of russian fourth-graders: lessons from PIRLS-2016], Voprosy gg obrazovaniya, 1, 58-78. (In Russian). l

9. Gosteva Yu.N., Kuznecova M.I., Ryabinina L.A., Sidorova G.A. f

& Chaban T.Yu. (2020), Problemy ocenki i formirovaniya funkcional'noj u

e

chitatel'skoj gramotnosti uchenikov osnovnoj shkoly [Problems of Assess- n

s

ment and Formation of Lower Secondary Education Students' Functional of Reading Literacy], Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2, 2 (70), P 155-180. (In Russian). g

10. Gosteva Yu.N., Kuznecova M.I., Ryabinina L.A., Sidorova i

c

G.A. & Chaban T.Yu. (2019), Teoriya i praktika ocenivaniya chitatel'skoj ~

n

gramotnosti kak komponenta funkcional'noj gramotnosti [Theory and prac- v' tice of reading literacy as a component of functional literacy], Otechestven- t

is

naya i zarubezhnaya pedagogika, 1, 4 (61), 34-57. (In Russian). S

11. Ivanenko G.S. (2022), Strategiya analiza tekstov razlichnyh stilej v aspekte formirovaniya chitatel'skoj gramotnosti [The strategy of analyzing texts of various styles in the aspect of the formation of reader literacy], Sbornik nauchnyh statej, VI Mezhdunarodnyj simpozium "Russkij yazyk v polikul'turnom mire", 8-12 iyunya 2022 goda, v 2 tomah [A collection of scientific articles, VI International Symposium "Russian language in a multicultural world", in 2 volumes], Izdatel'skij dom Krymsko go gosudarstven-nogo universiteta, Simferopol', June 8-12, 2022, 2, 242-248. (In Russian).

12. Arkhipova E.V. & Lagunova L.V. (2021), Chitatel'skaya gramotnost' i perifrasticheskaya sposobnost' v aspekte rechevogo razvitiya lichnosti [Reading literacy and periphrastic capacity in the context of individual language development], Russkij yazyk v shkole, 1(82), 7-15. (In Russian).

13. Terentieva N.P. & Batalova E.V. (2019), Olimpiada po smys-lovomu chteniyu kak resurs formirovaniya funkcional'noj gramotnosti [Olympiad in Intensive Reading as a Resource of Functional Literacy Formation], Filologicheskij klass, 3 (57), 108-113. (In Russian).

14. Konovalova N.I. (2020), Sovremennyj uchebnyj tekst po russ-komu yazyku: mekhanizmy vospriyatiya i principy konstruirovaniya [Modern didactic text in russian: mechanisms of perception and principles of construction], Filologicheskij klass, 25, 1, 164-172. (In Russian).

15. Gromova L.A. (2022), Funkcional'naya gramotnost' uchitelya kak uslovie dostizheniya planiruemyh rezul'tatov obshchego obrazovaniya [Functional literacy of a teacher as a condition for achieving the planned results of general education], Materialy VIMezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii, posvyashchyonnoj pamyati Zhuravleva Vasiliya Iva-novicha (11-16 fevralya 2022 goda) "Zhuravlevskie chteniya. Transfor-macionnyeprocessy v pedagogicheskoj nauke i obrazovanii" [Materials of the VI International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Vasily Ivanovich Zhuravlev "Zhuravle v readings. Transformational processes in pedagogical science and education"], Moskovskij gosudarstven-nyj oblastnoj universitet, february 11 -16, 2022, 136-141. (In Russian).

a v e

ead

^

Qj £

n

§ 16. Yuzdova L.P., Milyutina A.A. & Zvyagin K.A. (2021), Formiro

va

vanie funkcional'noj gramotnosti u studentov pedagogicheskogo vuza [For-tí mation of Functional Literacy of Pedagogical University Students], Vestnik

Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo uni-versiteta, 2, 186-201. DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.010. (In Russian).

17. Bozhovich E.D. (2016), Kriteriiponimaniya teksta shkol'nikami [Criteria for students' understanding of the text], Russkij yazyk v shkole, 10, 13-17. (In Russian).

18. Granik G.G., Bondarenko S.M. & Koncevaya L.A. (2007), Kak uchit'rabotat's knigoj [How to teach how to work with a book], Moj ucheb-nik, Moscow, 256 p. (In Russian).

19. Kratkie rezul'taty issledovaniya PISA-2018 [Summary results of the PISA-2018 study]. Available at: http://www.centeroko.ru/pub-lic.html (Accessed: 12.10.2022). (In Russian).

20. Lebedeva M.Yu. (2022), Strategii raboty s tsifrovym tekstom dlya resheniya uchebnykh chitatel'skikh zadach [Strategies of Reading Digital Texts for Performing Educational Reading Tasks: Study Based on the Think-Aloud Protocols], Voprosy obrazovaniya, 1, 244-270. (In Russian).

21. Borisenko N A., Mironova K.V., Shishkova S.V. & Granik G.G. (2020), Osobennosti cifrovogo chteniya sovremennyh podrostkov: rezul'taty teoretiko-empiricheskogo issledovaniya [Features of digital reading 0 of modern teenagers: results of theoretical and empirical research], Science

for Education Today, 5, 28-49. (In Russian). ^

e

22. Gosteva Yu.N., Kuznecova M.I. & Ryabinina L.A., Sidorova i

gg

G.A. & Chaban T.Yu. (2020), Problemy ocenki i formirovaniya funkcion- s

i

al'noj chitatel'skoj gramotnosti uchenikov osnovnoj shkoly [Problems of Assessment and Formation of Lower Secondary Education Students' Func-

if >1

o

I

tional Reading Literacy], Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2, e 2 (70), 155-180. (In Russian). *

23. Chaban T.Yu., Ryabinina L.A., Kovaleva G.S., Sidorova G.A. &

e

Baranova V.Yu. (2021), Kak rossijskie 15-letnie uchashchiesya sprav- ^ lyayutsya s tradicionnymi i novymi chitatel'skimi zadachami (na osnove an- g aliza rezul'tatov PISA-2018) [How russian 15-year-olds cope with traditional l and new reading tasks (based on the analysis of the results of PISA-2018)], v Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2, 5 (79), 9-30. (In Russian). f

24. Adaeva O.B. (2020), Informacionnaya zadacha kak priem formi- f

rovaniya chitatel'skoj gramotnosti na urokah russkogo yazyka [Information task as a method of forming reader literacy in Russian language lessons], Sbornik nauchnyh statej IVMezhdunarodnogo simpoziuma "Russkij yazyk v polikul'turnom mire", 9-11 iyunya 2020 goda, v 2 tomah [A collection of scientific articles of th e IV International Symposium "Russian language in a multicultural world", in 2 volumes], Izdatel'skij dom Krymskogo gosu-darstvennogo universiteta, Simferopol', June 9-11, 2020, 2, 22-27. (In Russian).

25. Ivanenko G.S. (2022), Hudozhestvennyj tekst: formirovanie chitatel'skoj gramotnosti [Literary text: formation of reader's literacy], Uchebno-metodicheskoe posobie, Yuzhno-Ural'skij centr RAO (Rossijskoj akademii obrazovaniya), Chelyabinsk, 159 p. (In Russian).

26. Adaeva O.B. (2022), Formiruem chitatel'skie umeniya [We form reading skills], Uchebno-metodicheskoe posobiye, Biblioteka A. Mil-lera, Chelyabinsk, 64 p. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 13.12.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 15.12.2022.

The article was submitted 13.12.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 15.12.2022.

a

И5 £

s

50 S

a tí

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.