Научная статья на тему 'ПУТЬ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА'

ПУТЬ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
ВАРИАТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА / СРЕДНИЙ БАЛЛ / КАЧЕСТВЕННАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / A SELECTIVE COURSE / THE AVERAGE GRADE / QUALITY PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Путалова Ирина Николаевна, Сусло Александр Павлович, Славнов Андрей Анатольевич

С 2017 года на кафедре анатомии человека дополнительно к базовой дисциплине «Анатомия человека» разработана и преподается вариативная дисциплина «Анатомические особенности детей». Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 зачетные единицы). По учебному графику студентов педиатров эта дисциплина проходит в 3-м семестре сразу после базовой дисциплины, после чего студенты сдают экзамен по базовой дисциплине «Анатомия человека». Разрабатывая образовательную программу по вариативной дисциплине, профессорско преподавательский коллектив кафедры исходил из представлений о том, что студенты, изучив базовую дисциплину, к началу освоения вариативной уже накопили определенные навыки и умения по систематической анатомии человека. Дополнительные часы, выделенные на вариативную дисциплину, позволят им углубить знания по анатомическим особенностям детей и параллельно оценить свою готовность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач, что они должны будут продемонстрировать на промежуточной аттестации по «Анатомии человека». Практические занятия по вариативной дисциплине проходят по типу семинаров, с заранее известными вопросами, часто сформулированными аналогично экзаменационным, и ситуационными задачами. При изложении ответа студент должен уметь анализировать, аргументировать, оценивать ту информацию, которой владеет сам, и сказанную преподавателем или коллегой. Для эффективного овладения предметом и дальнейшего профессионального совершенствования мы стремимся развивать у обучающихся умение самообразовательной деятельности. При этом акцент делается на формирование умений самостоятельно использовать различные информационные источники для получения знаний о строении тела человека и овладение анатомическим понятийным аппаратом. Но всегда следует помнить, что самостоятельная работа студента должна быть направляемой и контролируемой, только в этом случае можно говорить об ее эффективности. Возможности образовательного портала университета позволяют это осуществлять. По прошествии нескольких лет мы провели анализ и оценили эффективность введения вариантной дисциплины на педиатрическом факультете. В основу критериев оценивания были взяты показатели значения среднего балла и качественной успеваемости по дисциплине. Эти данные позволяют говорить о положительной динамике успеваемости студентов педиатрического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Путалова Ирина Николаевна, Сусло Александр Павлович, Славнов Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAY TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF TRAINING PEDIATRIC STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF HUMAN ANATOMY

Since 2017, the Department of Human Anatomy has developed and taught a selective course “Anatomical Features of Children” in addition to the basic discipline “Human Anatomy”. The total workload of the discipline is 72 hours or 2 credits. According to the curriculum of pediatric students, this discipline is studied in the 3rd semester immediately after the basic discipline; on completion students pass the exam on the basic discipline “Human Anatomy”. When developing an educational program for a selective course, the teaching staff of the Department proceeded from the idea that students, having studied the basic discipline, had already accumulated certain skills and abilities in systematic human anatomy. Additional hours allocated to the selective course will allow them to deepen their knowledge of the anatomical features of children and get ready to assess morphofunctional, physiological states and pathological processes in the human body for solving professional tasks, which they will have to demonstrate during their midterm exam in “Human Anatomy”. Practical classes in the selective course take the form of seminars, with pre known questions, often formulated similarly to the examination ones, and case study. When presenting the answer, the student must be able to analyze, argue, and evaluate the information that he or she owns and one given by a teacher or a colleague. For effective mastery of the subject and further professional improvement, we strive to develop students’ self education skills. The emphasis is on developing the ability to independently use various information sources to gain knowledge about the structure of the human body and mastering the anatomical nomenclature. But one should always remember that the student’s independent work should be directed and controlled, only in this case can we talk about its effectiveness. The University’s educational portal allows doing this. After a few years we have analyzed and evaluated the effectiveness of the introduction of the selective course at the Pediatrics Faculty. The evaluation criteria were based on indicators of the average grade and quality performance in the discipline. These data allow us to speak about positive dynamics of progress of the pediatric students.

Текст научной работы на тему «ПУТЬ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 611+355.48+614.253.4+616-053.2

путь для улучшения эффективности подготовки студентов-педиатров на кафедре анатомии человека

© Ирина Николаевна Путалова, Александр Павлович Сусло, Андрей Анатольевич Славнов омский государственный медицинский университет. 644099, омск, ул. Ленина, 12

Контактная информация: Ирина Николаевна Путалова — заведующая кафедрой анатомии человека. E-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ: С 2017 года на кафедре анатомии человека дополнительно к базовой дисциплине «Анатомия человека» разработана и преподается вариативная дисциплина «Анатомические особенности детей». общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 зачетные единицы). По учебному графику студентов-педиатров эта дисциплина проходит в 3-м семестре сразу после базовой дисциплины, после чего студенты сдают экзамен по базовой дисциплине «Анатомия человека». Разрабатывая образовательную программу по вариативной дисциплине, профессорско-преподавательский коллектив кафедры исходил из представлений о том, что студенты, изучив базовую дисциплину, к началу освоения вариативной уже накопили определенные навыки и умения по систематической анатомии человека. Дополнительные часы, выделенные на вариативную дисциплину, позволят им углубить знания по анатомическим особенностям детей и параллельно оценить свою готовность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач, что они должны будут продемонстрировать на промежуточной аттестации по «Анатомии человека». Практические занятия по вариативной дисциплине проходят по типу семинаров, с заранее известными вопросами, часто сформулированными аналогично экзаменационным, и ситуационными задачами. При изложении ответа студент должен уметь анализировать, аргументировать, оценивать ту информацию, которой владеет сам, и сказанную преподавателем или коллегой. Для эффективного овладения предметом и дальнейшего профессионального совершенствования мы стремимся развивать у обучающихся умение самообразовательной деятельности. При этом акцент делается на формирование умений самостоятельно использовать различные информационные источники для получения знаний о строении тела человека и овладение анатомическим понятийным аппаратом. Но всегда следует помнить, что самостоятельная работа студента должна быть направляемой и контролируемой, только в этом случае можно говорить об ее эффективности. Возможности образовательного портала университета позволяют это осуществлять. По прошествии нескольких лет мы провели анализ и оценили эффективность введения вариантной дисциплины на педиатрическом факультете. В основу критериев оценивания были взяты показатели значения среднего балла и качественной успеваемости по дисциплине. Эти данные позволяют говорить о положительной динамике успеваемости студентов педиатрического факультета.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вариативная дисциплина, средний балл, качественная успеваемость

the way to improve the effectiveness of training pediatric students at the department of human anatomy

© Irina N. Putalova, Alexander P. Suslo, Andrey A. Slavnov

omsk State Medical university. 644099, Russia, omsk, Lenina str., 12

Contact Information: Irina N. Putalova — Head of the Human Anatomy Department. e-mail: [email protected]

ABSTRACT: Since 2017, the Department of Human Anatomy has developed and taught a selective course "Anatomical Features of Children" in addition to the basic discipline "Human Anatomy". The total workload of the discipline is 72 hours or 2 credits. According to the curriculum of pediatric students, this discipline is studied in the 3rd semester immediately after the basic discipline; on completion students pass the exam on the basic discipline "Human Anatomy". When developing an educational program for a selective course, the teaching staff of the Department proceeded from the idea that students, having studied the basic discipline, had already accumulated certain skills and abilities in systematic human anatomy. Additional hours allocated to the selective course will allow them to deepen their knowledge of the anatomical features of children and get ready to assess morphofunc-tional, physiological states and pathological processes in the human body for solving professional tasks, which they will have to demonstrate during their midterm exam in "Human Anatomy". Practical classes in the selective course take the form of seminars, with pre-known questions, often formulated similarly to the examination ones, and case study. When presenting the answer, the student must be able to analyze, argue, and evaluate the information that he or she owns and one given by a teacher or a colleague. For effective mastery of the subject and further professional improvement, we strive to develop students' self-education skills. The emphasis is on developing the ability to independently use various information sources to gain knowledge about the structure of the human body and mastering the anatomical nomenclature. But one should always remember that the student's independent work should be directed and controlled, only in this case can we talk about its effectiveness. The University's educational portal allows doing this. After a few years we have analyzed and evaluated the effectiveness of the introduction of the selective course at the Pediatrics Faculty. The evaluation criteria were based on indicators of the average grade and quality performance in the discipline. These data allow us to speak about positive dynamics of progress of the pediatric students.

KEY WORDS: a selective course, the average grade, quality performance.

введение

Одна из первоочередных задач современного здравоохранения — это сохранение здоровья народа за счет повышения качества оказания медицинских услуг. Врач-педиатр — это особая профессия, требующая знаний не только взрослого организма, но и детского на разных этапах его развития. Педиатры занимаются профилактикой, диагностированием и лечением заболеваний у детей от самого рождения до 18 лет в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования значительно повышены требования к уровню профессиональной подготовки выпускников вузов, их готовности успешно решать основные задачи профессиональной деятельности. Концепция содержания непрерывного образования — это эффективное поступательное развитие обучающегося (студента, врача), которое возможно при умении учиться, поэтому ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования является формирование умения учиться [1].

цель исследования

Оценить эффективность введения вариантной дисциплины «Анатомические осо-

бенности детей» на педиатрическом факультете.

результаты исследований и обсуждение

Анатомия человека, как первая медицинская дисциплина, не только приобщает студентов 1-го курса к медицине, но и инициирует формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. они необходимы не только для изучения других фундаментальных и клинических дисциплин, но и в последующей практической деятельности врача. Адаптация к новой социальной среде, условиям студенческой жизни и быта, особому графику учебного плана; работа в команде, приобретение навыков к самостоятельной работе, освоение и использование информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий, знание основных требований информационной безопасности [3]. Это только небольшой перечень содержания компетенций, который должен позволить обучающимся научиться решать стандартные задачи профессиональной деятельности.

Вместе с тем, результатом реформ современного медицинского образования явилось

уменьшение общего количества часов (с 420 до 360), в том числе и аудиторных (в омском государственном медицинском университете до 194 часов), отведенных на изучение анатомии человека. Этот факт вызвал определенные трудности как для преподавания данной дисциплины, так и для освоения ее студентами. В разных регионах России есть различия в часах, что определяется «дорожной картой» вуза. Сокращение часов, отводимых на изучение учебной базовой дисциплины, привело к тому, что такой фундаментальный предмет, как анатомия человека, при сохраненном объеме программы оказался в условиях жестких временных рамок, когда более 30% часов приходится на самостоятельную работу студентов, которая совершенно не учитывает особенности контингента. «Анатомия человека» в системе медицинского образования, независимо от изменяющихся государственных образовательных стандартов, остается одной из основополагающих базовых медицинских дисциплин при подготовке кадров по всем врачебным специальностям и направлениям. Без знаний строения тела человека невозможна никакая врачебная деятельность.

В основу разработки рабочей программы по анатомии человека для студентов-педиатров положен ФГоС высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия, утвержденный министерством образования и науки РФ «17» августа 2015 г., приказ № 853. Согласно п. 6.1 структура программы специали-тета включает обязательную (базовую) часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета в рамках одной специальности. С 2017 года на кафедре анатомии человека дополнительно к базовой дисциплине «Анатомия человека» разработана и преподается вариативная дисциплина «Анатомические особенности детей». общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 зачетные единицы). По учебному графику студентов-педиатров эта дисциплина проходит в 3-м семестре сразу после базовой дисциплины и завершается зачетом, после чего студенты сдают экзамен по базовой дисциплине «Анатомия человека». Разрабатывая образовательную программу по вариативной дисциплине, профессорско-преподавательский коллектив кафедры исходил из представлений о том, что студенты, изучив базовую дисциплину, к началу освоения вариативной

уже накопили определенные навыки и умения по систематической анатомии человека. Дополнительные часы, выделенные на вариативную дисциплину, позволят им углубить знания по анатомическим особенностям детей и параллельно оценить свою готовность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач, что они должны будут продемонстрировать на промежуточной аттестации по «Анатомии человека».

Учебно-методический комплекс вариативной дисциплины включает перечень необходимых документов: рабочую программу, фонд оценочных средств, тематические планы лекций, практических занятий, методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся, перечень примерной тематики рефератов, научных сообщений и докладов, методические разработки к лекциям, методические разработки к практическим занятиям для студентов, методические разработки к практическим занятиям для преподавателя, учебные пособия и рабочие тетради, разработанные сотрудниками кафедры. Практические занятия по вариативной дисциплине проходят по типу семинаров, с заранее известными вопросами, часто сформулированными аналогично экзаменационным, и ситуационными задачами. При изложении ответа студент должен уметь анализировать, аргументировать, оценивать свою информацию и сказанную преподавателем или коллегой. Для эффективного овладения предметом и дальнейшего профессионального совершенствования мы стремимся развивать у обучающихся умение самообразовательной деятельности. При этом акцент делается на формирование умений самостоятельно использовать различные информационные источники для получения знаний о строении тела человека и овладение анатомическим понятийным аппаратом. Но всегда следует помнить, что самостоятельная работа студента должна быть направляемой и контролируемой, только в этом случае можно говорить об ее эффективности. Возможности образовательного портала университета позволяют это осуществлять [2]. По прошествии нескольких лет мы провели анализ и оценили эффективность введения вариантной дисциплины на педиатрическом факультете. В основу критериев оценивания было взято значение среднего балла и качественной успеваемости по дисциплине. Эти данные позволяют говорить о положительной динамике успеваемости

студентов педиатрического факультета. На рисунке 1 наглядно продемонстрирована динамика среднего балла на протяжении 7 лет (с 2014 по 2020 гг.).

Значение среднего балла, как среднего показателя оценки, полученной студентами педиатрического факультета с 2014 по 2017 гг. составил 3,59, начиная с 2017 по 2020 гг., в среднем составляет 3,78. На рисунке 2 представлена динамика показателя качественной успеваемости (суммарный процент отличных и хороших оценок) на протяжении 7 лет (с 2014 по 2020 гг.).

С 2014 по 2017 гг. среднее значение показателя качественной успеваемости студентов по итогам промежуточной аттестации составило 53,58%, после добавления в учебный план вариативной дисциплины этот показатель достиг 61,1%. По результатам текущего года показатели промежуточной атте-

стации: среднего балла и качественной успеваемости, у студентов педиатрического факультета — самые высокие в сравнении с результатами студентов других трех) факультетов. Только в учебном плане педиатрического факультета введена вариативная дисциплина в 3-м семестре перед промежуточной аттестацией. 79% групп 2-го курса педиатрического факультета имеют показатель качественной успеваемости больше 50%, однако только 43% групп имеют средний балл больше 4,0.

заключение

В целях поиска новых путей для улучшения эффективности подготовки студентов на кафедре анатомии человека была введена вариативная дисциплина для студентов педиатрического факультета, которая позволя-

Рис 1. Динамика показателя среднего балла по итогам промежуточной аттестации студентов педиатрического факультета с 2014 по 2020 годы

Рис 2. Динамика показателя качественной успеваемости по итогам промежуточной аттестации студентов педиатрического факультета с 2014 по 2020 годы

ет объединить знания по отдельным системам в единое целое и тем самым добиться главной цели обучения: создание представления о целостном строении организма человека. Вариативную дисциплину студенты проходят на 2-м курсе в преддверии промежуточной аттестации, что и позволяет осуществить синтетический подход в обучении. Эффективность такого подхода подтверждают результаты аттестации по дисциплине.

литература.....

1. Гиббс Т., Химион Л.В. Эффективное преподавание через активное обучение. Пер. с англ. под ред. Бал-кизова З.З. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011; 2(4): 98-102.

2. Путалова И.Н., Сусло А.П., Славнов А.А. Опыт использования образовательного портала ОмГМУ в учебном процессе на кафедре анатомии человека. Журнал анатомии и гистопатологии. 2017; 2: 36-6.

3. Путалова И.Н., Мусохранова М.Б., Сусло А.П., Славнов А.А. и др. Формирование анатомической терминологической грамотности студентов-медиков. Единство науки, образования и практики медицине будущего. Посвящается 110-летию со дня рождения академика АМН СССР, профессора Д.А. Жданова и 260-летию Первого МГМУ имени И.М. Сеченова. Сб. статей. М.: Издатель-

ство Первого МГМУ имени И.М. Сеченова; 2018. 317-20.

references

1. Gibbs T., Khimion L.V. Effektivnoye prepodavaniye cherez aktivnoye obucheniye. [Effective teaching through active learning]. Per. s angl. pod red. Balkizova Z.Z. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye. 2011; 2(4): 98-102. (in Russian).

2. Putalova I.N., Suslo A.P., Slavnov A.A. Opyt ispol'zovaniya obrazovatel'nogo portala OmGMU v uchebnom protsesse na kafedre anatomii cheloveka. [The experience of using the educational portal of omsk State Medical University in the educational process at the Department of Human Anatomy]. Zhurnal anatomii i gistopatologii. 2017; 2: 36-6. (in Russian).

3. Putalova I.N., Musokhranova M.B., Suslo A.P., Slavnov A.A. i dr. Formirovaniye anatomicheskoy terminologicheskoy gramotnosti studentov-medikov. Yedinstvo nauki, obrazovaniya i praktiki meditsine budushchego. [Formation of anatomical terminological literacy of medical students. The unity of science, education and practice is the medicine of the future]. Posvyashchayetsya 110-letiyu so dnya rozhdeniya akademika AMN SSSR, professora D.A. Zhdanova i 260-letiyu Pervogo MGMU imeni I.M. Sechenova. Sb. statey. M.: Izdatel'stvo Pervogo MGMU imeni I.M. Sechenova; 2018. 317-20. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.