Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов фармацевтических факультетов по дисциплине "Анатомия человека"'

Самостоятельная работа студентов фармацевтических факультетов по дисциплине "Анатомия человека" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDIVIDUAL WORK / АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN ANATOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сусло Александр Павлович, Славнов Андрей Анатольевич

Современные стандарты образования в Российской Федерации направлены на развитие различных компетенций, что достигается, в том числе, увеличением самостоятельной работы обучающихся. В статье рассмотрены формы самостоятельной работы и их эффективность для освоения дисциплины «Анатомия человека».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сусло Александр Павлович, Славнов Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов фармацевтических факультетов по дисциплине "Анатомия человека"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Individual work of the students of pharmaceutical departments studying

«Human Anatomy» Suslo A.1, Slavnov A.2 Самостоятельная работа студентов фармацевтических факультетов по дисциплине «Анатомия человека» Сусло А. П.1, Славнов А. А.2

'Сусло Александр Павлович /Suslo Alexander - кандидат медицинских наук, доцент;

2Славнов Андрей Анатольевич /Slavnov Andrey - кандидат медицинских наук, доцент, кафедра анатомии человека, Омский государственный медицинский университет, г. Омск

Аннотация: современные стандарты образования в Российской Федерации направлены на развитие различных компетенций, что достигается, в том числе, увеличением самостоятельной работы обучающихся. В статье рассмотрены формы самостоятельной работы и их эффективность для освоения дисциплины «Анатомия человека».

Abstract: various competences are taken under cosideration by modern standarts of education in Russian Federation, which requires more individual work from students. This article runs about different kinds of individual work, used by the students of pharmaceutical departments studying «Human Anatomy».

Ключевые слова: компетенции, самостоятельная работа, анатомия человека. Keywords: competence, individual work, human anatomy.

В условиях реализации современных стандартов образования используется компетентностный подход, где внимание направлено на развитие у студентов творческой инициативы, а также потребности в самообразовании и стремления к дальнейшему совершенствованию умений индивидуальной самообразовательной деятельности. Это согласуется с формируемыми компетенциями (ОК-1, ОК-6, ПК-48) в соответствии с рабочей программой дисциплины «Анатомия человека», входящей в вариативную часть учебного плана фармацевтического факультета. В этих компетенциях акцент делается на формирование умений самостоятельно использовать учебную литературу и другие информационные источники для получения знаний о строении тела человека и овладения анатомическим понятийным аппаратом. Поэтому большое внимание уделено самостоятельной работе обучающихся, для чего отводится значительное количество часов учебного плана. Самостоятельная работа, в особенности внеаудиторная, позволяет сформировать такие качества, как целеустремленность, инициативность, самодисциплина, ответственность и главное самостоятельность [1, с. 93-97, 2, с. 10-15].

При освоении дисциплины «Анатомия человека» на фармацевтическом факультете по учебному плану предусмотрено 108 часов из них 36 на самостоятельную работу студентов, что составляет 33,3 %. По учебному плану на 2015-2016 учебный год отведенное количество часов для самостоятельной работы еще больше (44 часа из 108, что составляет 40,7 %) [3, с. 3]. Эти цифры демонстрируют необходимость в регламентации самостоятельной работы студентов для эффективного использования отведенных часов.

Так как дисциплина «Анатомия человека» для фармацевтического факультета входит в состав вариативной части математического и естественнонаучного цикла дисциплин, то остро ощущается отсутствие специализированной учебной литературы по дисциплине и рекомендаций для самостоятельной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной). Этим и определяется актуальность настоящей работы.

Исследование проводилось на кафедре анатомии человека ОмГМУ, г. Омск при обучении дисциплине «Анатомия человека» студентов 1 курса фармацевтического факультета (группы 176, 177, 178) в количестве 39 человек в течение 1 семестра.

Были использованы следующие формы самостоятельной работы студентов: «написание опорного конспекта», «подготовка информационного сообщения», «составление схем», «составление глоссария». Для оценки эффективности использовался анализ успеваемости (средний балл и качество знаний) студентов на протяжении всего периода обучения.

Так как большинство использованных форм самостоятельной работы являются средствами для повышения эффективности подготовки к практическим занятиям, позволяющими нивелировать

отсутствие специализированной учебной литературы по дисциплине «Анатомия человека» для 1 курса фармацевтического факультета, для анализа эффективности были использованные результаты текущей успеваемости и результаты внеаудиторных контрольных работ. В качестве оценки текущей успеваемости использовались средний балл и качество знаний в начале срока обучения дисциплины и в конце (Таблица 1, 2). Для определения степени мотивации студентов использовался опрос.

Таблица 1. Средний балл в начале срока обучения (17 сентября 2014 года)

№ группы Средний балл Качественная успеваемость Абсолютная успеваемость

176 3,3 50% 80%

177 3,2 45,5% 72,7%

178 3,4 57,1% 71,4%

Итого 3,3 50,9% 74,7%

Таблица 2. Средний балл в конце срока обучения (22 ноября 2014 года)

№ группы Средний балл Качественная успеваемость Абсолютная успеваемость

176 4,0 60% 90%

177 3,9 69,2% 84,6%

178 4,4 81,8% 90,9%

Итого 4,1 70,3% 88,5%

Диаграмма 1. Изменение качественной успеваемости на протяжении периода обучения дисциплине

«Анатомия человека»

Диаграмма 2. Изменение абсолютной успеваемости на протяжении периода обучения дисциплине

«Анатомия человека»

В результате анализа можно прийти к выводу, что за период обучения студентов фармацевтического факультета дисциплине «Анатомия человека» произошло повышение среднего балла обучающихся на 0,8, а также качественной (на 19,4 %) и абсолютной успеваемости (на 13,8 %). Данное увеличение результативности процесса обучения можно объяснить повышением качества ответов при устном опросе, что связано с улучшением подготовки студентов при использовании форм самостоятельной работы.

«Опорный конспект» способствовал созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть темы учебного занятия. При этом студенты научились выделять главные объекты

изучения, давать им краткую характеристику, структурировать и схематизировать, показывая связи, вследствие чего на протяжении обучения улучшилось качество ответов, что обусловило их более высокую оценку. Также немаловажным подспорьем служил «глоссарий», позволивший студентам лучше запоминать термины и более свободно ими оперировать.

Подготовка «информационного сообщения» позволила увеличить мотивационную привлекательность предмета как такового. На первых порах обучения студенты высказывали мнение, что дисциплина трудна в освоении, так как содержит множество фактической информации, которая на первый взгляд представляется суммой фактов. Но в процессе дальнейшего обучения для большинства студентов дисциплина «Анатомия человека» вызвала интерес, так как позволила узнать о действительном строении человеческого организма, что невозможно сделать в ходе школьного обучения или другого обучения, то есть вне кафедры анатомии человека или не под контролем преподавателей кафедры. Работа над «информационным сообщением» позволила обучающимся показать свои творческие способности, продемонстрировать умения работы с информацией, ее оценкой и выделить главное, необходимое для сообщения, то есть продемонстрировать свои личные качества и интеллектуальные способности и получить дополнительную оценку, повысив свой рейтинг.

В ходе опроса и анализа результатов успеваемости было выяснено, что данные формы самостоятельной работы позволили в процессе изучения дисциплины Анатомия человека» формировать необходимые компетенции. Было выявлено, что студенты имеют знания об основных закономерностях строения тела человека, о его морфофункциональной организации, об особенностях онтогенеза и влиянии факторов внешней и внутренней среды на формирование организма, а также представляют их значимость и необходимость этих знаний для обучения другим дисциплинам и в последующей профессиональной деятельности.

Большинство студентов научились работать с информационными источниками, включающими как рекомендованную учебную литературу и электронные ресурсы, так и привлекать данные различных морфофункциональных исследований, доступных в сети интернет и библиотеке. Это позволило им, опираясь на конспекты, более тщательно готовится к темам аудиторных занятий. При этом было отмечено, что студенты старались овладеть анатомическим понятийным аппаратом.

На основании этих данных можно сказать, что большинство студентов показали высокий уровень усвоенных знаний, глубину понимания сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, продемонстрировали умение самостоятельно делать выводы и обобщения, способность творчески использовать полученную информацию, работать с несколькими источниками литературы, знание анатомических понятий и терминологии.

В современной образовательной деятельности используется множество форм самостоятельной работы студентов при обучении в вузах. Анализ показал, что не все формы можно применить при изучении дисциплины «Анатомия человека» студентами 1 курса фармацевтического факультета. При этом многие виды самостоятельной работы перекликаются друг с другом, но вместе с тем обладают чертами специфичности и могут быть использованы как комплексно, так и изолированно.

Однако формы самостоятельной работы требуют определенной оптимизации применительно к фармацевтическому факультету. Поэтому необходима четкая регламентация применения этих видов самостоятельной работы, разработка оценочных средств и критериев оценивания.

Разработанный комплекс форм самостоятельной работы был апробирован в учебной деятельности и, основываясь на полученных результатах, можно говорить об их достаточной эффективности. К тому же их применение позволит нивелировать отсутствие специализированной учебной литературы по дисциплине «Анатомия человека» для 1 курса фармацевтического факультета.

Литература

1. Тюрикова Г., Филатова О., Прошкина И., Семенова Е. Организация самостоятельной работы студентов — условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 93-97.

2. Семёнова В. Г. Самостоятельная работа студентов как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования // Материалы докладов II Всероссийской научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов». Cаратов. 2013. C. 10-15.

3. [Электронный ресурс]: Учебный план подготовки специалистов по направлению 33.05.01 «Фармация». URL: http://omsk-osma.ru/files/480/Ucheb_plan_Farm%28ochn%29_18.02.16g.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.