Вопросы подготовки медицинских кадров
УДК 611:378.146/.147: 355.1 Р.В. Басни, А.Е. Малов, Ю.В. Довгялло, В.А. Васильев, В.В. Иванченко
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, 83003, пр. Ильича, 16, тел. +38-(062)-385-95-00, г. Донецк
Резюме
В работе оценена эффективность применения современных образовательных технологий для самостоятельной работы студентов на кафедре анатомии человека. Представлены особенности очно-дистанционной формы обучения на нашей кафедре с использованием средств интерактивного обучения и контроля знаний. Путем сопоставления среднего балла по дисциплине проведено сравнение успеваемости студентов в 2013 и 2014 годах, которое показало отсутствие снижения качества подготовки студентов несмотря на тяжелую социально-политическую обстановку в г. Донецке. Таким образом, была доказана эффективность применения современных образовательных технологий для самостоятельной работы студентов на кафедре анатомии человека.
Ключевые слова: анатомия человека, современные образовательные технологии, самостоятельная работа студентов, онлайн-обучение.
R.V. Basiy, A.Y. Malov, Yu.V. Dovgyallo, V.A. Vasiliev, V.V. Ivanchenko
EFFICIENCY OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR STUDENTS' SELF-STUDIES AT THE DEPARTMENT OF HUMAN ANATOMY
National medical university named after M. Gorkiy, Donetsk Summary
The authors estimated the effect of modern educational technologies for students' self-studies at the Human Anatomy Department. Peculiarities of a full-time and distant forms of studying at the department using interactive education and knowledge control are analyzed. The authors compared a mean grade for the discipline in 2013 and 2014. The results demonstrated that the quality of education had not deteriorated because of difficult socio-political situation in Donetsk city. Thus, the efficiency of modern educational technologies for students' self-studies at the department of Human Anatomy has been confirmed.
Key words: human anatomy, modern educational technology, students' self-studies, online learning.
Анатомия человека, как учебная дисциплина, одна из важных составляющих, обеспечивающих качественную подготовку будущих врачей [5]. Этот предмет является той основой, без которой невозможно успешное усвоение студентом последующих теоретических и клинических дисциплин [2]. Одним из путей повышения эффективности обучения в курсе анатомии человека является применение современных образовательных технологий, таких как интерактивная подача учебного материала, контроль полученных знаний, проведение онлайн-консультаций в режиме реально-
го времени и др. [1, 3]. Использование современных средств коммуникации делает возможным применение данных способов обучения и контроля знаний в условиях сложной социально-политической обстановки, когда в силу ряда объективных причин невозможен личный контакт между студентом и преподавателем. Вместе с тем, важным вопросом на сегодняшний день остается оценка эффективности применения современных образовательных технологий. В доступной литературе нам не удалось найти работ, посвященных данному вопросу. В этой связи целью работы явилась
оценка эффективности применения современных образовательных технологий на кафедре анатомии человека для самостоятельной работы студентов в условиях напряженной социально-политической обстановки.
Материалы и методы
В настоящей статье обобщен уникальный опыт педагогической работы кафедры анатомии человека Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького в условиях сложной социальной обстановки. Проведено статистическое сравнение результатов усвоения студентами предмета «анатомия человека» в 2013 и 2014 годах. Первую группу составили 560 студентов медицинских факультетов, завершивших обучение по дисциплине «Анатомия человека» в
2013 г, учебный процесс у которых строился в традиционной форме, с обязательным посещением лекций и практических занятий. Вторую группу составили 214 студентов медицинских факультетов, которые завершили обучение по дисциплине «Анатомия человека» в
2014 г., когда учебный процесс на нашей кафедре вынужденно неоднократно прерывался в связи с напряженной обстановкой в городе Донецке. В этой связи самостоятельная работа студентов была обеспечена в дистанционной форме с использованием современных информационных технологий. Сравнение результатов обучения этих двух групп студентов проводили в лицензионном пакете компьютерных программ MedStat с использованием критериев вариационной статистики [4]. В работе применялись формально-логический метод исследования, а также системный анализ.
Результаты и обсуждение
В группе студентов, завершивших обучение на нашей кафедре в 2013 году, в процессе педагогической работы использовались традиционные образовательные технологии, включающие в себя обычные практические занятия и лекции, количество которых регламентировалось календарно-тематическими планами. При проведении лекций во всех случаях подача необходимого материала строилась на основе мультимедийных презентаций. Оценка усвоения учебного материала проводилась как на практических занятиях, так и на итоговом модульном контроле с использованием опроса на анатомических препаратах и муляжах, а также стандартизированных тестовых заданий. Общая оценка за дисциплину формировалась как сумма баллов, полученных студентом за все 4 модуля, разделенная на количество модулей. При оценке знаний студентов использовали четырех балльную шкалу с градациями: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
В связи с напряженной социально-политической обстановкой в г. Донецке осенью и зимой 2014 года у нас отсутствовала реальная возможность обеспечить непрерывный учебный процесс в его традиционной форме. Поэтому самостоятельная работа студентов обеспечивалась в очно-дистанционной форме, при которой физическое посещение студентами занятий на кафедре было заменено дистанционным обучением на сайте университета в реальном времени с ежедневным проведением онлайн-консультаций. Отдельно следует
подчеркнуть, что при возникновении малейшей возможности проведения очных занятий, учебный процесс в его традиционной форме возобновлялся. После этого материал, представленный дистанционно, еще раз повторялся и закреплялся. Безусловно, что все это приводило к пролонгации семестра, однако учебная программа была полностью выполнена за счет работы на зимних и летних каникулах.
Для обеспечения непрерывности учебного процесса, в группе студентов, завершивших обучение на нашей кафедре в 2014 году, в процессе работы стали применять инновационные образовательные технологии. Для этого на портале информационно-образовательной среды нашего университета в перечне учебных дисциплин был организован раздел «анатомия человека», где студент после изучения подготовленных нашими сотрудниками интерактивных материалов по тому или иному занятию в онлайн-режиме решал блок тестовых заданий и практическую задачу, связанную с правильным обозначением анатомических структур на представленной иллюстрации. Самостоятельность и объективность работы студентов над практическим и тестовыми заданиями стимулировали ограничением времени на выполняемую ими работу. После этого электронные работы студентов проверялись преподавателями кафедры, и выставлялась оценка за тему по традиционной четырехбалльной шкале. Администрирование электронного раздела кафедры на портале университета велось каждый день дежурными преподавателями. Двусторонняя связь преподаватель-студент была реализована посредством программного окна для комментариев, в котором студент имел возможность просмотреть допущенные ошибки, получить обоснование оценки, а также задать вопросы своему наставнику.
Анализ результатов обучения этих двух групп студентов проводился путем сопоставления среднего балла по факультетам. Данные анализа представлены в таблице.
Таблица
Успеваемость студентов по дисциплине «Анатомия человека»
2013—2014 учебный год 2014—2015 учебный год
факультет средний балл кол-во студентов факультет средний балл кол-во студентов
I медицинский 3,9 209 I медицинский 3,9 94
II медицинский 3,8 203 II медицинский 4,0 62
III медицинский 3,6 148 III медицинский 3,5 58
Всего 3,8 560 Всего 3,8 214
Как видно из приведенных данных, сложная социальная обстановка отразилась и на количестве обучающихся у нас студентов. Так в 2014 году на нашей кафедре обучалось студентов в 2,6 раза меньше чем в 2013 году.
Статистический анализ полученных данных в пакете компьютерных программ MedStat показал отсутствие достоверных отличий между успеваемостью студентов в 2013-2014 г. и 2014-2015 г. (р>0,05). Полученный результат доказывает, что снижения успеваемости студентов в изученных совокупностях не
наблюдалось. Таким образом, в условиях сложной социально-политической обстановки нам удалось на должном уровне сохранить качество подготовки студентов. Безусловно, что такой результат был достигнут за счет сплоченной и самоотверженной работы коллектива кафедры анатомии человека ДонНМУ, а также за счет использования современных образовательных технологий описанных выше. Примененная на нашей кафедре очно-дистанционная форма обучения позволила нам, с одной стороны, сохранить непрерывность и доступность учебного процесса, а с другой - повысить мотивацию обучающихся студентов.
По нашему мнению, анатомия человека, как учебная дисциплина, относится к тем предметам, где не представляется возможной полная замена учебного процесса на дистанционную форму обучения. Во-первых, это связано с необходимостью обучения на на-
туральных анатомических препаратах, объем, структуру и форму которых на сегодняшний день невозможно передать дистанционно никакими современными технологиями. Во-вторых, только очная форма контроля знаний дает возможность получить объективную оценку усвоения материала студентом. Однако управление качеством самостоятельной работы студентов при подготовке к занятиям с использованием современных образовательных технологий может найти свое место в преподавании анатомических дисциплин.
Таким образом, применение представленных современных образовательных технологий на кафедре анатомии человека в условиях сложной социально-политической обстановки явилось эффективным. Это позволило обеспечить непрерывность учебного процесса, сохранить качество подготовки специалистов на должном уровне, повысить мотивацию студентов к обучению.
Литература
1. Владзимирский А.В. Телемедицина в системе организации и менеджмента здравоохранения. - Донецк: Ноулидж, 2012. - 468 с.
2. Ковешников В.Г., Бобрик И.И., Головацкий А.С. и др. Анатомия человека. - Луганск: Шико, 2008. -400 с.
3. Лепшина С.М. Использование современных образовательных технологий в медицине. - Донецк: Но-улидж, 2013. - 194 с.
4. Лях Ю.Е., Выхованец Ю.Г., Тетюра С.М., Чупри-на Е.И., Остапенко В.И., Никитенко С.Н., Горшков О.Г. Медицинская информатика. - Донецк: Каштан, 2013. -240 с.
5. Малов А.Е., Кирьякулов Г.С., Васильев В.А. и др. Болонский процесс в системе высшего медицинского образования Украины: проблемы и пути их решения // Украшський морфолопчний альманах. - 2013. - Т. 16, № 1. - С. 147-149.
Literature
1. Vladzimirskiy A.V. Telemedicine in the organization and management of health care system. - Donetsk: Nou-lidg, 2012. - P. 468.
2. Koveshnikov VG., Bobrik I.I., Golovatskiy A.S., et al. Human Anatomy. - Lugansk: Shuko, 2008. - P. 400.
3. Lepshuna S.M. Modern educational technologies in medicine. - Donetsk: Noulidg, 2013. - P. 194.
4. Lyah Y.E., Vuhovanets Y.G., Tetura S.M., Thupri-na E.I., Ostapenko VI., Nikitenko S.N., Gorshkov O.G. Medical informatics. - Donetsk: Kashtan, 2013. - P. 240.
5. Malov A.Ye., Kiryakulov G.S., Vasiliev VA., et al. Bologna process in the system of higher medical education of Ukraine: the problems and ways of solution // Ukrainian morphologic almanah. - 2013. - Vol. 16, № 1. - P. 147-149.
Координаты для связи с авторами: Малов Анатолий Евгеньевич - канд. мед. наук, доцент кафедры анатомии человека и латинского языка Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, тел. +38-(050)-192-41-47, e-mail: [email protected]; Басий Раиса Васильевна - канд. мед. наук, профессор, зав. кафедрой анатомии человека и латинского языка Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького; Довгялло Юлия Викторовна - канд. мед. наук, доцент кафедры анатомии человека и латинского языка Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького; Васильев Владимир Анатольевич - д-р мед. наук, профессор кафедры анатомии человека и латинского языка Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького; Иванченко Виктория Викторовна - ассистент кафедры анатомии человека и латинского языка Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.
□□□