2. Гончарова М. В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе. Сборник научных статей / Под ред. Ю. Б. Кузьменковой. М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. (Дискуссионный клуб FLTxовременные тенденции и опыт профессионалов. Вып. № 5. С. 95-100.
3. Grosse U. C. The Case Study Approach to Teaching Business English // English for Specific Purposes, 1988. Vol. 7. Р. 131-132.
4. Долгоруков А. М. Casestady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21-44.
5. Козина И. Casestudy: некоторые методические проблемы / И. Козина // Рубеж, 1997. № 10-11. С. 177-189.
6. Колесник Н. П. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике / Методические рекомендации -в 2-х частях / 41 - СПб НП «Стратегия будущего», 2006, 198 с. 13,25 п. Л., Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: общее понятия // Маркетинг, 1999. № 1. С. 109-117.
7. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально -ориентированного обучения студентов // Молодой ученый, 2011. № 5. Т. 2. С. 155-157.
Extracurricular activities as a form of interim сertification of the students of pharmaceutical departments studying "Human Anatomy" Suslo A.1, Slavnov A.2, Putalova I.3 Внеаудиторная контрольная работа как форма промежуточной аттестации студентов фармацевтического факультета по дисциплине «Анатомия человека» Сусло А. П.1, Славнов А. А.2, Путалова И. Н.3
'Сусло Александр Павлович / Suslo Alexander — кандидат медицинских наук, доцент; 2Славнов Андрей Анатольевич /Slavnov Andrey - кандидат медицинских наук, доцент; 3Путалова Ирина Николаевна /Putalova Irina — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра анатомии человека, Омский государственный медицинский университет, г. Омск
Аннотация: действующие образовательные стандарты в РФ предусматривают увеличение удельного веса самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения дисциплины. В статье рассматривается возможность использования внеаудиторных контрольных работ как средства промежуточной аттестации по дисциплине «Анатомия человека» для студентов фармацевтического факультета и обосновывается их эффективность.
Abstract: current educational standarts in the Russian Federation require more individual work from students. This article runs about an opportunity of using extracurricular activities as means of interim certification of the students ofpharmaceutical departments studying "Human Anatomy" and its efficiency.
Ключевые слова: компетенции, самостоятельная работа, анатомия человека, внеаудиторная контрольная работа.
Keywords: competence, individual work, human anatomy, extracurricular activities.
В настоящее время согласно действующим образовательным стандартам осуществляется компетентностно-ориентированное обучение студентов в высших учебных заведениях. При этом акцент делается на самостоятельную работу обучающихся, как аудиторную, так и внеаудиторную. Вследствие этого создаются условия, в которых для достижения успеха студенту приходится самому добывать необходимые знания и, опираясь на них, проделывать конкретную учебную работу, зачастую привлекая знания из различных областей, если это необходимо для решения проблемы. Другими словами он должен научиться самостоятельно приобретать знания.
Для студентов фармацевтического факультета, изучающих дисциплину «Анатомия человека», наиболее приемлемыми видами самостоятельной образовательной деятельности являются: написание реферата, подготовка информационного сообщения, написание опорного конспекта, составление схем, глоссария, создание изображений [1, С. 118-120].
Студент должен потратить на самостоятельную работу чуть более 40% процентов от часов учебного плана [2, С. 2]. При этом контроль ее результатов по большей части проходит на практическом занятии, что
отнимает время. Поэтому необходимо использовать такую форму промежуточной аттестации, которая бы позволила оценить достижения самостоятельной образовательной деятельности студентов без ущерба для контактной работы с обучающимися. Мы предлагаем проводить промежуточную аттестацию, используя, в частности, внеаудиторные контрольные работы.
В целом «контрольная работа» - это одна из форм оценивания учебной деятельности студента, которая позволяет получить объективную информацию об уровне полученных знаний, умений и степени самостоятельности в ходе обучения. Письменная контрольная работа, несомненно, обладает большей объективностью по сравнению с устными опросами. Внеаудиторная же контрольная работа направлена, в первую очередь, на выявление полученных умений самостоятельно оценить суть изучаемых объектов, процессов, понять закономерности влияния различных факторов на эти процессы, их взаимосвязь и умение сделать обобщающие выводы. Во вторую очередь, внеаудиторная контрольная работа позволяет оценить уровень знаний по какой-либо теме или модулю.
Согласно учебному плану дисциплина «Анатомия человека» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла дисциплин (С. 2) [2, С. 2].
В рабочей программе определена цель освоения дисциплины, состоящая в овладении знаниями о строении, формах и положении органов, систем органов человеческого тела, с учетом многочисленных разнообразных и динамичных формообразующих факторов на основе современных достижений науки. Это необходимо для создания представления о целостном строении организма человека, что важно для последующего изучения других фундаментальных и практических дисциплин [3]. Для достижения цели и решения задач освоения дисциплины сформированы следующие компетенции: ОК-1, ОК-6, ПК-48.
Внеаудиторные контрольные работы позволяют оценить уровень усвоенных знаний, глубину понимания сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, способность творчески использовать знания и умения. При выполнении внеаудиторной контрольной работы у обучающихся формируются:
1) умение разрабатывать стратегию поиска информации, ее обобщения, и продемонстрировать свой кругозор и эрудицию;
2) умение работать с несколькими источниками литературы (клинические руководства, монографии, научные статьи), самостоятельно обобщать информацию и делать выводы, способность выделять основные термины, понятия и находить их пояснения;
3) умение графически выразить описательную информацию, суметь создать изображение.
Студентам предлагается несколько вариантов внеуадиторных контрольных работ, по каждому из
которых дано «Пояснение», указывающее, на какие вопросы следует ответить кратко, а какие необходимо раскрыть подробнее [4].
Изучение эффективности контрольных работ проводили на кафедре анатомии человека при обучении дисциплине «Анатомия человека» студентов 1 курса фармацевтического факультета (группы 176, 177, 178) в количестве 39 человек в течение 1 семестра 2014 - 2015 учебного года.
При анализе результатов внеаудиторных контрольных работ промежуточной аттестации были получены следующие данные.
Таблица 1. Результаты внеаудиторных контрольных работ
№ группы Оценка
Отлично Хорошо Удовлетворительно
176 6 5 2
177 5 4 4
178 7 4 2
Итого 18 13 8
Качественная успеваемость 79,5%
Рис. 1. Относительная успеваемость студентов по результатам внеаудиторных контрольных работ
Как показывают приведенные данные, большинство студентов (79,5%) написали внеаудиторные контрольные работы на «отлично» и «хорошо». Большинство студентов показали высокий уровень усвоенных знаний, глубину понимания сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, продемонстрировали умение самостоятельно делать выводы и обобщения, способность творчески использовать полученную информацию, работать с несколькими источниками литературы, знание анатомических понятий и терминов.
Таким образом, внеаудиторные контрольные работы являются необходимым компонентом промежуточной аттестации студентов 1 курса фармацевтического факультета по дисциплине «Анатомия человека», так как позволяют реализовать все лучшие качества самостоятельной учебной деятельности.
Литература
1. Сусло А. П., Славнов А. А. Самостоятельная работа студентов фармацевтических факультетов по дисциплине «Анатомия человека» / Проблемы современной науки и образования, 2016. № 8 (50). С. 118-120.
2. [Электронный ресурс]: Учебный план подготовки специалистов по направлению 33.05.01 «Фармация». URL: http://omsk-osma.ru/files/480/Ucheb_plan_Farm%28ochn%29_18.02.16g.pdf.
3. [Электронный ресурс]: Рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия человека (вариативная часть)» / составители: Сусло А. П., Путалова И. Н. URL: http://omsk-osma.ru/files/1528/programma%20farm.pdf.
4. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов 1 курса очного и заочного отделения фармацевтического факультета по учебной дисциплине: «Анатомия человека»: Учебно-методическое пособие / И. Н. Путалова, Сусло А. П. Омск: Изд-во ОмГМА, 2014. 48 с.
Independent work of students and its control in light SDL (system of distance learning) Nesvit V.1, Evsyukov V.2, Puzina V.3, Stepanishev N.4, Malich A.5, Bondarec O.6 Самостоятельная работа студента и ее контроль в свете СДО (системы дистанционного обучения) Несвит В. Д.1, Евсюков В. А.2, Пузина В. М.3, Степанищев Н. Н.4, Малич А. Н.5,
Бондарец О. А.6
'Несвит Виталий Дмитриевич /Nesvit Vitaly - кандидат технических наук, доцент; 2Евсюков Виктор Алексеевич /Evsyukov Viktor - кандидат технических наук, доцент; 3Пузина Валентина Михайловна /Puzina Valentina - кандидат технических наук, доцент; 4Степанищев Николай Николаевич /Stepanishev Nikolay - старший преподаватель; 5Малич Анатолий Николаевич /Malich Anatoliy - старший преподаватель; 6Бондарец Олег Анатольевич /Bondarec Oleg - ассистент, кафедра сопротивления материалов и теоретической механики, Государственное образовательное учреждение Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск, Украина
Аннотация: в системе дистанционного обучения основной упор делается на самостоятельную работу студентов. В статье освещается вопрос интенсификации самостоятельной работы студентов, которая является залогом подготовки быстро адаптирующихся к любому производству специалистов. Abstract: the distance learning system, the emphasis is on independent work of students. The article highlights the issue of intensification of independent work of students, which is the key to prepare quickly adapting to any production specialists.
Ключевые слова: самостоятельная работа студента, web-kwest, психологический профиль обучаемого, иерархия потребностей, система дистанционного обучения, А. Маслоу, СДО. Keywords: independent work of students, web-kwest, the psychological profile of the learner, the hierarchy of needs, the distance learning system, Maslow, SDL.
УДК 378.147.88
Постановка задачи. На современном этапе развития студенческого ареала постсоветского пространства априори следует усовершенствование и улучшение самостоятельной работы студентов, как компенсация сокращения аудиторных занятий.