Как показывают приведенные данные, большинство студентов (79,5%) написали внеаудиторные контрольные работы на «отлично» и «хорошо». Большинство студентов показали высокий уровень усвоенных знаний, глубину понимания сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, продемонстрировали умение самостоятельно делать выводы и обобщения, способность творчески использовать полученную информацию, работать с несколькими источниками литературы, знание анатомических понятий и терминов.
Таким образом, внеаудиторные контрольные работы являются необходимым компонентом промежуточной аттестации студентов 1 курса фармацевтического факультета по дисциплине «Анатомия человека», так как позволяют реализовать все лучшие качества самостоятельной учебной деятельности.
Литература
1. Сусло А. П., Славнов А. А. Самостоятельная работа студентов фармацевтических факультетов по дисциплине «Анатомия человека» / Проблемы современной науки и образования, 2016. № 8 (50). С. 118-120.
2. [Электронный ресурс]: Учебный план подготовки специалистов по направлению 33.05.01 «Фармация». URL: http://omsk-osma.ru/files/480/Ucheb_plan_Farm%28ochn%29_18.02.16g.pdf.
3. [Электронный ресурс]: Рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия человека (вариативная часть)» / составители: Сусло А. П., Путалова И. Н. URL: http://omsk-osma.ru/files/1528/programma%20farm.pdf.
4. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов 1 курса очного и заочного отделения фармацевтического факультета по учебной дисциплине: «Анатомия человека»: Учебно-методическое пособие / И. Н. Путалова, Сусло А. П. Омск: Изд-во ОмГМА, 2014. 48 с.
Independent work of students and its control in light SDL (system of distance learning) Nesvit V.1, Evsyukov V.2, Puzina V.3, Stepanishev N.4, Malich A.5, Bondarec O.6 Самостоятельная работа студента и ее контроль в свете СДО (системы дистанционного обучения) Несвит В. Д.1, Евсюков В. А.2, Пузина В. М.3, Степанищев Н. Н.4, Малич А. Н.5,
Бондарец О. А.6
'Несвит Виталий Дмитриевич /Nesvit Vitaly - кандидат технических наук, доцент; 2Евсюков Виктор Алексеевич /Evsyukov Viktor - кандидат технических наук, доцент; 3Пузина Валентина Михайловна /Puzina Valentina - кандидат технических наук, доцент; 4Степанищев Николай Николаевич /Stepanishev Nikolay - старший преподаватель; 5Малич Анатолий Николаевич /Malich Anatoliy - старший преподаватель; 6Бондарец Олег Анатольевич /Bondarec Oleg - ассистент, кафедра сопротивления материалов и теоретической механики, Государственное образовательное учреждение Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск, Украина
Аннотация: в системе дистанционного обучения основной упор делается на самостоятельную работу студентов. В статье освещается вопрос интенсификации самостоятельной работы студентов, которая является залогом подготовки быстро адаптирующихся к любому производству специалистов. Abstract: the distance learning system, the emphasis is on independent work of students. The article highlights the issue of intensification of independent work of students, which is the key to prepare quickly adapting to any production specialists.
Ключевые слова: самостоятельная работа студента, web-kwest, психологический профиль обучаемого, иерархия потребностей, система дистанционного обучения, А. Маслоу, СДО. Keywords: independent work of students, web-kwest, the psychological profile of the learner, the hierarchy of needs, the distance learning system, Maslow, SDL.
УДК 378.147.88
Постановка задачи. На современном этапе развития студенческого ареала постсоветского пространства априори следует усовершенствование и улучшение самостоятельной работы студентов, как компенсация сокращения аудиторных занятий.
Цель статьи. Обоснование ряда факторов, как, например, создание психопрофиля студента для активации самостоятельной работы студента.
Одной из задач любого государства, при создании эффективной экономики, является подготовка качественных специалистов для любой отрасли народного хозяйства страны, как для тех которые существуют, так и для тех, которые страна проектирует на перспективу. Для стран постсоветского пространства стоят те же задачи, как и для Америки, Англии и т.д. то есть для традиционно университетских стран. Мнение некоторой части общества о том, что в СССР было образование лучше, на наш взгляд, имеет под собой основания. Во-первых, та часть общества, которая получила образование раньше, считает, что и преподаватели и студенты тогда были умнее, усидчивее и т.д. Часть населения ругает то образование. Однако еще при раскопках в стране пирамид нашли папирус, в котором говорилось, что нынешняя молодежь не хочет учиться, ведет разгульный образ жизни и не уважает старших и т.д., т.е. за 2000 лет до н. э. мнение было то же.
Но в СССР отводилось много времени на становление молодого специалиста. Если перейти к реалиям сегодняшнего дня, то в СССР было масса заводов, фабрик, трестов, объединений и т.д., то есть была масса должностей, на которых была еще большая масса ИТРовских должностей, в том числе инженеры по НОТ, ответственные за соцсоревнование, ОТК, нормоконтроль и т.д., то есть была масса должностей, на которых можно было начинающему выпускнику повысить квалификацию. Кроме того любому молодому специалисту независимо от направления подготовки гарантировано трехлетнее безоблачное существование на предприятии т.е. ему гарантировано трудоустройство и три года его не могли уволить независимо от квалификации и трудолюбия. В современной России немножко другие условия. В основном частные предприятия, хозяева которых очень хорошо умеют считать деньги, и поэтому им нужен специалист, который может интенсифицировать производство и знает все производство, а не только тот участок, где он работает. В некоторых странах, например в Японии, на некоторых предприятиях начальника цеха не назначат до тех пор, пока он не проработает на всех ключевых участках цеха и т.д. У нас, в России, сейчас стоит задача выпустить из вуза качественного специалиста для конкретного производства. Это диктуется рядом особенностей современного производства. Современные менеджеры (кадрового отдела) не дадут специалисту времени на подготовку: как шутят (плохо) нужен 20-летний специалист с 50-тилетним опытом работы. Однако... вузы выпускают специалистов для каких-то производств: от детских садов до атомных производств, т.е. все эти производства являются клиентами вузов, а согласно рыночной экономике: клиент всегда прав, т.е. вузы должны давать таких специалистов, которых требует клиент, а не каких-то других. Иначе говоря, любой вуз должен знать, для какого фермера, цеха, и т.д. готовится специалист. Мы не можем готовить физика-теоретика для мебельной фабрики. После того, как программа подготовки специалистов составлена, основной задачей любого вуза является оптимальная организация самостоятельной работы студентов [4].
Ибо на современном этапе развития общества, когда информационное пространство ежесекундно пополняется новыми данными, техника непрерывно совершенствуется, оборудование устаревает за 2 -3 года - без самостоятельной работы индивида его базовое образование не позволит ему занять соответствующую нишу в ареале того производства, где у него есть все перспективы роста [1].
С подписанием РФ Болонской декларации ученый мир буквально взорвали - резко увеличились исследования по оптимизации самостоятельной работы студентов, и поскольку без этого практически невозможно подготовить специалиста. Количество аудиторных занятий уменьшилось, а объем материала увеличился при оставшемся менталитете студенческого сообщества. Т.е. индивидуальная работа преподавателя со студентом требует нового подхода в ограниченное время. Лучше всего это работает, если перед преподавателем уже есть готовый психопрофиль студента. Ибо, не зная потребностей студента, нельзя создать его мотивационное поведение, а поиски подходов к студенту займут все отведенное на соответствующий курс время [3]. Кроме того, одним из традиционных факторов, влияющих на запоминание студентами аудиторного материала, являются видеомоторные реакции, т.е. как говорил великий педагог Сухомлинский - сколько умения в руке ребенка, столько отложится и в голове (примерная интерпретация цитаты). Т.е. студент раньше получал, как бы тройную информацию (что и требует педагогика); 1) он глазами видел доску и все телодвижения и руковождения преподавателя (видео); 2) он слышал речь и интонацию преподавателя (аудио); 3) он конспектировал увиденное и услышанное (видеомоторика). Таким образом, студент усваивал более или менее необходимый материал.
С уменьшением объема аудиторных занятий, студент получает какую-то одну из трех составляющих информации, а зачастую только видео - текст из интернета, и как результат - глубокого «залегания» знаний у студента нет. И задача педагогики высшей школы найти мотивацию для студента глубоко усваивать, те знания, которые ему необходимы, а следовательно, студент должен сам осознать и понять, какие знания ему необходимы, и сам, без давления сверху, свободно изучать предмет, понимая, что свобода - это осознанная необходимость. Для этого необходимо преподавателю, зная
психопрофиль студента, подобрать ему перспективу (например, в виде какого-либо фермерского хозяйства, с известным должностным окладом, карьерным ростом и т.д.) и оконтурить тот эвентуальный эррэй знаний, который будет ему необходим.
Поскольку самостоятельная работа (как и любая) состоит, как бы из двух взаимосвязанных действий: воспроизводящих и творческих. И соответственно ученые указывают на три подраздела самостоятельной работы: репродуктивный, реконструктивный и творческий. Согласно А. Маслоу (одного из основоположников теорий мотивации) именно творческий раздел является высшим в иерархии потребностей. Следовательно, необходимо уделять особое внимание составлению учебных и рабочих планов т.о., чтобы интенсифицировать именно творческую составляющую.
Одновременно с этим преподаватель так должен построить изложение материала, чтобы студент, прозанимавшись в аудитории, вынужден был бы искать материал в леЬ-к^е^ах.
Наш опыт показывает, что хорошо заставляет самостоятельно работать студента, незавершенность лабораторной работы: необходимо так рассчитать время, что бы часть работы переносилась на самостоятельную проработку. Покажем на примере лабораторной работы: «Изучение подшипников качения на натуральном образце». Эта работа составлена таким образом, чтобы студент получил индивидуальный набор из 8 (9) подшипников для изучения. Четыре из них он должен, зная номер, найти в справочнике и заэскизировать, описав их технические характеристики. Обычно на этом аудиторное время заканчивается, и пять подшипников отечественного производства он должен заменить по каталогу на аналогичные производства других стран (справочник-каталог имеется в аудитории). До следующей лабораторной работы студент, без сдачи предыдущей не допускается. А для того, чтобы, например, подшипнику №608 производства стран СНГ найти аналог испанский, или немецкий необходимо зайти в леЬ-к^^ и «перелопатить» ряд сайтов. В чертеже студент должен указать размеры и обозначения в соответствии с нормами страны изготовителя. Поскольку задания группе студентов даются на разные номера и типы подшипников, то списать (скачать) студенту у друга работу невозможно. И он вынужден делать это сам, тем более, что у него 75% работы уже сделано и бросать ее, вроде, не имеет смысла [2]. Так у американских карабинов в прикладах делались карманы, где солдаты хранили ценные вещи и документы, и бросить карабин, какие бы сложности в бою не возникали, он не мог: человек по натуре стяжатель и если казенную вещь он мог бросить, то личные (деньги и документы) нет.
Оптимизация самостоятельной работы студентов (СРС) невозможна без осознания, может и спорных, но постулатов, которые авторы принимают как неизбежную данность новым веяниям и новым технологиям в обучении:
1. Когда ряд преподавателей говорят, что студент должен самостоятельно работать, то мы должны осознать с точки зрения студента, он никому ничего не должен. Должны все ему. Дело в том, что преподаватели рассуждают с высоты своего возраста и с годами воспитанного понятия о долге. Студент в силу своего молодого возраста, максимализма и т. д. считает, что его должны учить. Тем более, что в этом его убедила волюнтаристически введенная Болонская система, которая при отсутствии всех входящих основополагающих положений считается почему-то введенной (нет единого диплома, нет финансовой самостоятельности вузов, нет возможности, набрав кредитов ЕСТС, поехать в любую страну Болонской системы, из-за отсутствия шенгенской визы и 36 евро на день, нет бесплатного повышения квалификации).
2. Нет того стимула, который есть у стран, введших СДО еще полвека назад: материальное поощрение за успешную самостоятельную работу.
3. В наших вузах не принято формировать группы по группировочным тестам, или хотя бы по тестам Айзека. Нельзя в одну группу собирать студентов с достигающим 150 и еле-еле достигающим 70 (причем 70 выводится, если у него даже не достигает 10).
Для того чтобы студент охотнее работал в леЬ-к^^-ах, преподаватель должен расположить материал по классической схеме нарастания сложности.
Поскольку обычно леЬ-к^^ создается кафедрой, то в нем огромное количество материалов, желательно в самом леЬ-к^^е ввести поисковую систему, хотя бы на ключевые слова. Для стимулирования самостоятельной работы студентов желательно ввести систему дифференциальной выплаты стипендии [5].
Сейчас оценка знаний ведется по 100-балльной шкале: за семестр студент сдает 5 - 6 экзаменов плюс дифференцированные зачеты т.о. получается при оптимуме около 800 баллов. В зависимости от стандартной величины стипендии можно разработать шкалу баллов и не назначать одинаковую стипендию всем успевающим студентам, а в зависимости от полученных баллов. Таким образом, стипендия может варьироваться (при 6-ти экзаменах и 2-х дифференцированных зачетах) 1000 - 2500 рублей. Если говорить о трудностях бухгалтерии с начислением стипендий, то в ведомостях
подаваемых деканатами уже выведен средний балл студента; нужно только узаконить эти баллы, как финансовый документ.
Неотъемлемой частью совершенствования самостоятельной работы студента, является глобальный преподавательский контроль за этой работой, причем ненавязчивый, но практически неотвратимый. Обычно такой контроль в развитых странах осуществляется при поступлении на работу в ту или иную фирму.
В Японии, например при приеме на работу претендента тестирует корифей со стажем по данной дисциплине не менее 15 лет. Причем обычно это т.н. лучший учитель года или лучший по профессии. Кроме того обязательны рекомендации ведущих преподавателей вуза. (В Японии за эти рекомендации преподавателю платит работодатель и поэтому если он даст необъективную характеристику работнику, то преподавателя больше не пригласят и он потеряет реноме, а это в Японии все равно, что сделать харакири). Экзамен устраивают на рабочем месте с конкретным заданием и контролируемыми параметрами результата и т. д.
Поскольку в РФ главным документом выпускника вуза является диплом, то на преподавателя накладываются дополнительные обязанности по контролю знаний выпускника. Мы предлагаем создать следующий вариант контроля, например, за выполнением курсового (дипломного) проекта. На кафедре создается web-kwest, куда каждый преподаватель вводит свой блок, например «Детали машин». В этом блоке создается несколько разделов, например: редукторы, расчеты, корпуса редукторов и т.д. В другом разделе папки с файлами студентов. Каждый файл заполняет сам студент: он может входить в этот файл и выполнять в нем курсовой проект. Причем открыть этот файл может из студентов только, тот, чья фамилия стоит на файле, другой студент не имеет такого пароля, но туда же может зайти преподаватель, который ведет у студента занятия и декан факультета. Таким образом, осуществляется практически тотальный контроль за самостоятельной работой студента.
Справка: web-kwest - начали создавать в университете Сан-Диего (США), в котором, кстати, 47 нобелевских лауреатов. Это сайт, на котором преподаватели ведущий дисциплину «сбрасывает» весь материал, который эвентуально потребуется студенту для самостоятельной работы по дисциплине преподавателя (лекции, учебники, пособия, чертежи, справочники и т.д.). Кроме того, сайт построен таким образом, чтобы любое посещение студентом web-kwestа фиксировалось в сети и информировало преподавателя.
Выводы: 1. На первом курсе ввести специальный 10 -часовой курс по определению психопрофиля студентов.
2. На всех кафедрах создают web-kwestbi по дисциплинам кафедр, со специальными разделами для каждого студента.
3. Стипендия должна быть строго связана с количеством баллов, полученных студентом на всех формах занятий.
4. Группы студентов создавать согласно группировочным тестам.
Литература
1. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов, как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование, 2009. № 11. с. 124-125.
2. Вольвак С. Ф., Кириченко В. Е., Несвит В. Д., Скотаренко В. В. Интенсификация процесса обучения при помощи работы студенческих кружков технического творчества. Наука и методика. Киев, 2010. № 20 - 21. с. 76-81.
3. Maslow A. H. Motivation and Personality.-New York: Harpaer & Row, 1954.
4. Несвт В. Д., Бондарець О. А., Вольвак С. Ф., Пушка О. С., Вихватнюк Р. В. Активiзацiя конструкторсько-розрахунково! складово! проектування з техшчних дисциплгн / Матерiали Х Всеукрашсько! науково-методично! конференцп «Проблеми тдготовки фахгвцгв-аграрйв у навчальних закладах вищо! та професшно! освгти». Збiрник наукових праць. Шд заг. ред. I. М. Бендери, Л. Ю. Збаравсько!. - Кам'янець- Подшьський: ФОП Сисин Я. I., 2014. С. 214-219.
5. Несвт В. Д., Бондарець О. А., Вольвак С. Ф., Пушка О. С., Вихватнюк Р. В. 1нформацшний супроввд курсового i дипломного проектування з техшчних дисциплгн / Матерiали Х Всеукрашсько! науково-методично! конференцп «Проблеми тдготовки фахгвцгв-аграрйв у навчальних закладах вищо! та професшно! освгти». 36Грник наукових 223 праць. Шд заг. ред. I. М. Бендери, Л. Ю. Збаравсько!. - Кам'янець-Подшьський: ФОП Сисин Я. I., 2014. С. 210-214.