Научная статья на тему 'Система дистанционного обучения (СДО) и формирование студенческих групп'

Система дистанционного обучения (СДО) и формирование студенческих групп Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП / OPTIMIZATION METHOD OF GROUP FORMATION / ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ / THEORY OF MOTIVATION / LMS / LC-MS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несвит Виталий Дмитриевич, Бондарец Олег Анатольевич, Овсиенко Галина Михайловна, Пузина Валентина Михайловна, Старощук Татьяна Александровна

Внедрение системы дистанционного обучения (СДО) в образовательный процесс зависит от самостоятельной работы студентов в большей степени, нежели в традиционной системе. Для активизации самостоятельной работы студентов предлагается определить их психологический профиль, IQ и соответственно полученным данным формировать виртуальные группы с дальнейшим их обучением по подобранным индивидуальным программам, наиболее эффективным для данной категории студентов. Работа является дальнейшим продолжением и развитием работ [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Несвит Виталий Дмитриевич, Бондарец Олег Анатольевич, Овсиенко Галина Михайловна, Пузина Валентина Михайловна, Старощук Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система дистанционного обучения (СДО) и формирование студенческих групп»

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (СДО) И ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП Несвит В.Д.1, Бондарец О.А.2, Овсиенко Г.М.3, Пузина В.М.4, Старощук Т.А.5, Стрельцова О.Е.6, Степанищев Н.Н.7 Email: Nesvit1794@scientifictext.ru

'Несвит Виталий Дмитриевич - кандидат технических наук, доцент; 2Бондарец Олег Анатольевич — ассистент; 3Овсиенко Галина Михайловна - старший преподаватель; 4Пузина Валентина Михайловна - кандидат технических наук, доцент; 5Старощук Татьяна Александровна - старший преподаватель;

6Стрельцова Ольга Евгеньевна - старший лаборант; 7Степанищев Николай Николаевич - старший преподаватель, кафедра сопротивления материалов и теоретической механики, Государственное образовательное учреждение Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск, Луганская Народная Республика

Аннотация: внедрение системы дистанционного обучения (СДО) в образовательный процесс зависит от самостоятельной работы студентов в большей степени, нежели в традиционной системе. Для активизации самостоятельной работы студентов предлагается определить их психологический профиль, IQ и соответственно полученным данным формировать виртуальные группы с дальнейшим их обучением по подобранным индивидуальным программам, наиболее эффективным для данной категории студентов. Работа является дальнейшим продолжением и развитием работ [7].

Ключевые слова: самостоятельная работа, оптимизационная методика формирования групп, теория мотивации, LMS, LCMS.

DISTANCE TRAINING SYSTEM (DLS) AND FORMATION OF STUDENT

GROUPS

Nesvit V.D.1, Bondarec OA.2, Ovsienko GM.3, Puzina VM.4, Staroschuk TA.5, Streltsova O^.6, Stepanishev N.N.7

'Nesvit Vitaly Dmitrievich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor; 2Bondarec Oleg Anatolievich — Assistant; 3Ovsienko Galina Mikhailovna - Senior lecturer; 4Puzina Valentina Mikhailovna - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor; 5Staroschuk Tatiana Alexandrovna - Senior lecturer; 6Streltsova Olga Evgenievna - Senior laboratory assistant; 7Stepanishev Nikolai Nikolaevich - Senior lecturer, DEPARTMENT RESISTANCE OF MATERIALS AND THEORETICAL MECHANICS, STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OFLUHANSK NATIONAL AGRARIAN UNIVERSITY, LUGANSK, LUGANSK PEOPLE'S REPUBLIC

Abstract: the introduction of a distance learning system (DLS) into the educational process depends on the independent work of students to a greater extent than in the traditional system. In order to activate the independent work of students, it is proposed to determine their psychological profile, IQ and, accordingly, the obtained data, to form virtual groups with their further education on the selected individual programs most effective for this category of students. The work is a further continuation and development of the work.

Keywords: independent work, optimization method of group formation, theory of motivation, LMS, LCMS.

УДК 378.147.88

Основная часть: Внедрение СДО в установившейся столетиями традиционной системе обучения требует, как монтажа новой системы, так и демонтажа какой-то части традиционной системы обучения. Причем известно еще со времен Гегеля [4], что внедрение новой системы, независимо от того прогрессивна она или регрессивна, вызывает сопротивление человеческого эго, которое, как утверждает Гегель, предпочитает вместо нового использовать сложившуюся

систему. Особенно это касается формирования групп студентов будь-то очной или заочной форм обучения. И хотя в СДО нет групп студентов в том понимании, как мы их привыкли видеть в обычной системе обучения, студенты обычно объединяются при обучении в группы по 40-50 человек и с этой группой уже работает тьютор [7]. Поскольку студенты (равно как и преподаватели) должны пользоваться обучающими программами (Битрикс «Управление сайтом», «Netcut», «In dynamic 2.3», Amigo CMS, Прометей), то, как правило, студентов должны сначала ознакомить с этими программами в любой форме: в группе, индивидуально по интернету, через специальные курсы и т.п. [5]. Для этого группы должны подбираться по специальным группировочным тестам. Студенты все имеют разную школьную подготовку, разную скорость адаптации и т.д. и подходить с одними требованиями ко всем абсолютно неправильно. В одной стране (не будем ее называть) шутят, что бог создал всех людей разными и только полковник Кольт всех уравнял в правах. Дело в том, что обычно у всех людей разный психопрофиль: амбоверт, экстраверт или интроверт и разная степень нейротизма. Таким образом, если амбровертов и экстравертов можно объединить в одну группу, то интровертов было бы ошибкой включать в одну группу с ними [3].

Кроме того, у всех людей от 5 до 95 лет разные потребности, разные интересы и разное социальное и материальное положение. Следовательно, подходить к комплектованию групп с одной меркой невозможно. Особенно это касается СДО [9] Если в традиционной системе обучения преподаватель встречается со студентом, как бы тет-а-тет, видит его, анализирует его видеомоторные реакции, видит, как он реагирует (с какой скоростью) на те или иные вербальные рулады и пассажи, соответственно он может применять наработанную им собственным опытом методику подачи материала. И главное, он устанавливает обратную связь с аудиторией. Опытный педагог по выражению лица видит, усвоил ли студент, изложенный постулат или он у него вызывает когнитивный диссонанс [1]. И соответственно меняет методику изложения материала. При всей хорошести и перспективности СДО, такой возможности у виртуального преподавателя нет. Кроме того, еще в позапрошлом веке ряд ученых сформулировали теории мотивации. Одним из ярких представителей этой группы, которых называли бихевиористами, являлся А. Маслоу (A. Maslow). В своих работах [6] он изложил иерархию потребностей. Он доказывал, что у всех людей эта иерархия примерно одинакова и выглядит, как представлено на рисунке ниже.

/ПОТРЕБНОСТИ В\ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

ПОТРЕБНОСТИ В УВАЖЕНИИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Как видно из рисунка, наиболее оптимальной является потребность самореализации. Но это для той категории людей, у которых, как говорят, все есть. У других материальная заинтересованность главная. Иначе: не заинтересует чукчу Абрамовича, если ему повысят зарплату после окончания обучения в два раза с МРОТ 8000 рублей до 16000. Поэтому, необходимо подбирать в группы студентов с одинаковым психопрофилем и с одинаковым уровнем из иерархии потребностей. Конечно это трудно, тем более, что до этого такого подбора

не было, нет и аттестационных группировочных тестов с учетом вышеперечисленного и с учетом коэффициента IQ.

Соответственно должны быть разработаны методики для работы с такими группами. В основу должен быть положен приказ правительства Российской Федерации от 24.09.2012 № 957 «О внесении изменений в положение о лицензировании образовательной деятельности», согласно которому вуз не получит лицензии, если у него не будет СДО. Т.е. преподаватель должен понимать, что если он не сделает все возможное для оптимизации внедрения СДО, то его ареал обитания будет существовать, но без него. Т.е. та иерархия потребностей, о которой было сказано выше, начинает работать. Преподаватель должен почувствовать потребность в скорейшем внедрении СДО в систему образования.

Одним из главных требований к виртуальному преподавателю является то, что он должен понимать сам, как преодолевать лакуну между традиционной системой обучения и той, в которой практически весь контент идет в инфомедиапространстве. Обычный студент (не корифей в электронике и компьютерных технологиях) привык получать информацию из бумажных носителей или из той электронной литературы, которая статична и количество которой у него фиксировано: находится в компьютере или на флэш-накопителе, т.е. он эту литературу уже имеет в наличии и может ее периодически «доставать» из накопителей [8]. При дистанционном обучении студенту придется столкнуться с рядом особенностей. СДО хороша тем, что имеет ряд программ, интенсифицирующих сам процесс обучения и предусматривает широкое использование контента непосредственно из интернета или web kwesta. Причем материала в интернете, как говорят, «выше крыши», поэтому искать нужный необходимо на пользовательском уровне. Почему? Человеческая психика устроена так, что мозг пытается прочесть все, что видит на экране монитора. А для студента важна мгновенная оценка: «нужно - ненужно» материала, поскольку только просмотр выданного на сайте материала может занять часы (а иногда и сутки). И тут важно студенту под руководством преподавателя выработать умение находить нужный материал, как говорят, в одно касание. Ибо, чем быстрее студент будет отбирать и анализировать материал, тем глубже и значительнее будет осуществляться его профессиональная подготовка. Если не интенсифицировать такую адаптацию от традиционной системы подготовки к СДО, то мы не получим качественного специалиста, и все преимущества СДО будут нивелированы. Поэтому главное требование к преподавателю: необходимость знания основных программ СДО, или хотя бы тех, которые распространены в данном вузе. Одним из оптимальных пакетов программ по соотношению цена-качество, это «Прометей», адаптированная и рекомендованная к применению в РФ.

Кроме того, скорость и эффективность внедрения СДО в учебный процесс будет зависеть во многом и от того, какое количество адептов появится у новой системы, и как это количество будет соотносится с количеством адептов традиционной системы, той системы, которая насчитывает несколько веков. Дело в том, что подавляющее количество педагогов базисные знания черпали из Песталоцци, Сухомлинского и т.д. Корифеев СДО почему-то не рекламируют, не акцентируют на них внимание социума. А для того, чтобы подавляющее большинство обучающихся (согласно новой терминологии вместо обучаемых) и те, кто их курируют, дает знания и т.д. считали СДО равноценной традиционной системе обучения должно создавать и кумиров СДО. У нас есть ряд вузов, в которых СДО является неотъемлемой частью процесса обучения. Дело в том, что при составлении рейтинга вузов, с целью интенсификации процесса внедрения СДО, необходима комиссия, которая разрабатывая методику расчета рейтинга, обязано учитывать глубину и качество СДО вуза. Поскольку зарплата преподавателей не зависит от рейтинга вуза, то естественно не все преподаватели озабочены скорейшим внедрением СДО. Кроме того, на наш взгляд нет детальной проработки системы контроля знаний при СДО. Если мы возьмем ЕГЭ, то видно, что все системы контроля включаются государством: видеокамеры, контроль с помощью сканеров за входящими школьниками, постоянное наблюдение «вживую» и т.д. При СДО этого пока нет. В тех странах, которые с 60-х годов прошлого века внедряли СДО, есть связь выпускник-производство. Например, в Японии, когда претендента принимают на работу, он носит зеленый пиджак. И пока он не станет штатным работником, зеленый пиджак он не снимет. А пока он носит зеленый пиджак, работника испытывают на те профессиональные знания и навыки, которые он приобрел в институте. Работодатель связывается с вузом и дает информацию о качестве знаний выпускника. И если обнаруживается недоработка преподавателя по какому-то предмету, естественно с этим преподавателем контракт не будет продлен. Если же все время со стороны работодателей в адрес преподавателя курится фимиам, то ему повышают зарплату и работодатели стараются этому преподавателю заказывать те или иные качества выпускника.

Как работодатели узнают сведения о преподавателе? В Японии оказывается тоже есть сарафанное радио [2]. Авторы надеются, что с помощью хорошо оптимизированной СДО, наша страна сможет подготовить таких специалистов, которые в будущем будут нобелевскими лауреатами, изменят статистику по их количеству в нашу пользу. Пока США, Англия имеют 384 лауреата, а у нас 17. Поэтому может быть уже сейчас необходимо студентов готовить так, как будто они уже не кандидаты в кандидаты, а кандидаты в нобелевские лауреаты и ставить перед ними задачи, которые сейчас по плечу академикам: чем выше требования, тем будет лучше подготовка. Выводы:

1. Необходимо разработать именно для наших регионов примерные рекомендации для преподавателей по мотивации студентов к самостоятельной работе. В основу положить разработку иерархии потребностей по А. Маслоу.

2. Провести on-line семинары по организации проверки итоговых знаний студентов, обучающихся по СДО.

3. Определить обязательный перечень программ СДО, которыми должен быть оснащен вуз (вернее все вузы, т.к. вуз не работающий в СДО, не получит лицензию).

4. Апробировать группировочные тесты в on-line конференциях с целью выработок оптимального их варианта с учетом психопрофиля студентов.

Список литературы / References

1. Аверченко Л.К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых и философия образования, 2011. № 6 (39). С. 322-329.

2. Бурцев Г.Г. Оптимизация оптимальных аспектов самостоятельной работы студентов / Г.Г.Бурцев, В.Д. Несвит, В.Е. Кириченко, В.В. Скотаренко, О.А. Бондарец // Научный Вестник ЛНАУ, 2013. № 47. С. 85-91.

3. Вольвак С. Ф. О внедрении дистанционных образовательных технологий в учебный процесс вузов / С.Ф. Вольвак, В.Д. Несвит, Н.В. Нестерова, О.А. Бондарец // Вестник украинского отделения международной академии аграрного образования, 2015. № 3. С. 218-224.

4. Гегель Г.В.Ф. Феменология духа. / Георг Вильгельм Фридрих Гегель // Перевод с немецкого Г.Г. Шпета. М.: Наука, 2000. 495 с.

5. Джалиашвили З.О. Организация дистанционного образования. [Электронный ресурс]: Элитариум: центр дистанционного образования. Режим доступа: http://www.elitarium.ru./2006/03/24/organizacija-systemy.distancionnogo_obrazovanija.html/ (дата обращения: 31.03.2017).

6. Маслоу А. Теория человеческой мотивации. Психология мотиваций и эмоций. / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.:ЧеРо, 2002.

7. Несвит В.Д. Активизация конструкторско-расчетной составляющей курсового проектирования / В.Д.Несвит, О.А. Бондарец, С.Ф. Вольвак, А.С. Пушка, Р.В. Выхватнюк // Проблеми тдготовки фах^вщв-аграрш у навчальних закладах вищо! професшно! освгги. Матерiали Х Всеукрашсько! науково-методично! конференцй. Шд аг. ред.. 1.М. Бенбери, Л.Ю. Збаравсько!, 2014. с. 214-219.

8. Ольнев А.С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки, 2011. № 1. С. 96.

9. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.