УДК 614.253.4+611.018+378.4+37.018.46
особенности преподавания элективных дисциплин на морфологических кафедрах вгму им н.н. Бурденко
© Наталия Тимофеевна Алексеева, Зоя Афанасьевна Воронцова, Виктория Викторовна Шишкина, Светлана Николаевна Золотарева, Анна Гуладиевна Кварацхелия
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко. 394036, г. Воронеж, Студенческая ул., д.10
Контактная информация: Виктория Викторовна Шишкина — к.м.н., доцент кафедры гистологии, заместитель декана педиатрического факультета. E-mail: [email protected].
РЕЗЮМЕ: Включение и организация элективных дисциплин в программу подготовки студентов педиатрического факультета открывает возможности для расширения, углубления и систематизации знаний по одной из выбранной дисциплин. Целью создания элективных дисциплин является не только получение студентами профессиональных знаний, но и углубление, совершенствование их по отдельным разделам медицины, создавая основу для прочной теоретической подготовки, необходимой в будущей научной и практической деятельности. Профессорско-преподавательским составом кафедр гистологии и нормальной анатомии человека были разработаны рабочие программы по актуальным разделам медицины, такие как «Рентген-анатомия опорно-двигательного аппарата» и «морфологические особенности детского организма». Данные элективные дисциплины направлены на углубление знаний о макро- и микроскопическом строении человеческого организма для студентов 2 курса педиатрического факультета. Практические занятия по элективным курсам проводятся по музейным экспонатам, с использованием наглядных пособий, решением ситуационных задач и тестовых заданий, демонстрацией гистологических микропрепаратов и анатомических макропрепаратов. В соответствии с требованиями ФГОС Во в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения практических занятий: объяснительно-иллюстративное обучение с визуализацией аудиторных занятий, модульное обучение, мультимедийное обучение. Для обеспечения визуализации кафедрой нормальной анатомии человека был создан кабинет для просмотра рентгеновских снимков, позволяющий изучить анатомическую форму органов, их положение, тонус, перистальтику, состояние рельефа слизистой оболочки. Специально для элективного курса «морфологические особенности детского организма» профессорско-преподавательским составом кафедры было издано одноименное учебное пособие, в котором содержится качественный иллюстративный материал, отражающий точное микроскопическое строение тканей и органов по возрастным периодам. отражены вопросы развития органов, важные с позиций уточнения практических периодов и процессов индукции. Разработанные элективные курсы дисциплин на кафедре нормальной анатомии и гистологии ВГмУ им Н.Н. Бурденко способствуют развитию клинического мышления, систематизации и конкретизации знаний, необходимых для будущего становления конкурентоспособного специалиста «Врача-педиатра».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нормальная анатомия, гистология, элективная дисциплина.
FEATURES OF TEACHING ELECTIVE DISCIPLINES AT MORPHOLOGICAL DEPARTMENTS OF VGMU NAMED AFTER NN BURDENKO
© Natalia T. Alekseeva, Zoya A. Vorontsova, Victoria V. Shishkina, Svetlana N. Zolotareva, Anna G. Kvaratskhelia
VGMU named after N.N. Burdenko. 394036, Voronezh, Student str., 10
Contact Information: Victoria V. Shishkina — PhD, Associate Professor of Histology, deputy dean of the pediatric
faculty. E-mail: [email protected]
ABSTRACT: Inclusion and organization of selective disciplines in the program of training of students of pediatric faculty opens opportunities for expansion, deepening and systematization of knowledge on one of selected disciplines. The purpose of creating elective disciplines is not only to obtain professional knowledge from students, but also to deepen and improve them from the whole sections of medicine, creating the basis for solid theoretical training necessary in future scientific and practical activities. The faculty of the Departments of Histology and Normal Anatomy of human have developed working programs on topical sections of medicine, such as "X-ray anatomy of musculoskeletal system" and "Morphological features of children 's organism." These elective disciplines are aimed at deepening knowledge about the macro and microscopic structure of the human body for students of the 2 year of pediatrics faculty. Practical classes on elective courses are held on museum exhibits, using visual aids, solving situational tasks and test tasks, demonstration of histological micro-preparations and anatomical macro-preparations. In accordance with the requirements of GEF, active and interactive forms of practical training are widely used in the training process: explanatory and illustrative training with visualization of classroom classes, modular training, multimedia training. In order to provide imaging by the Department of Normal Anatomy of human, an office was created to view X-ray images, allowing to study anatomical shape of organs, their position, tone, peristaltics, state of mucosal relief. Especially for the elective course Morphological Features of Children 's Organism, the faculty of the Department published a training manual of the same name, which contains qualitative illustrative material reflecting the exact microscopic structure of tissues and organs by age periods. Issues of development of bodies important in terms of clarification of practical periods and processes of induction are reflected. Developed elective courses of disciplines at the Department of Normal Anatomy and Histology of VGMU named after N. N. Burdenko contribute to the development of clinical thinking, systematization and concretiza-tion of knowledge necessary for the future formation of a competitive specialist "Pediatrician."
KEY WORDS: normal anatomy, histology, elective discipline.
введение
Особенностью современных федеральных государственных образовательных стандартов является ориентация на компетентностный подход к освоению теоретических знаний и практических навыков при подготовке врача. Включение и организация элективных дисциплин в программу подготовки студентов педиатрического факультета открывает возможности для расширения, углубления и систематизации знаний по одной из выбранной дисциплин [1, 4, 5].
цель ' исследования""
Осветить цели создания элективных дисциплин и особенности преподавания элективных дисциплин на морфологических кафедрах ВГМУ им Н.Н. Бурденко.
результаты' 'исследований и' обсуждение
Целью создания элективных дисциплин является не только получение студентами
профессиональных знаний, но и углубление, совершенствование их по отдельным разделам медицины, создавая основу для прочной теоретической подготовки, необходимой в будущей научной и практической деятельности [3, 6].
На кафедрах гистологии и нормальной анатомии человека Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко педиатрическим факультетом было предложено внедрение двух элективных дисциплин по углублению знаний о макро-и микроскопическом строении человеческого организма для студентов 2-го курса педиатрического факультета. Профессорско-преподавательским составом кафедр гистологии и нормальной анатомии человека были разработаны рабочие программы по актуальным разделам медицины, в частности, кафедра нормальной анатомии человека предложила электив на тему «Рентген-анатомия опорно-двигательного аппарата», который вызвал большой интерес со стороны студентов педиатрического факультета. Для обеспечения визуализации кафедрой нормальной анатомии
человека был создан кабинет для просмотра рентгеновских снимков, позволяющий изучить анатомическую форму органов, их положение, тонус, перистальтику, состояние рельефа слизистой оболочки.
обучение складывается из аудиторных занятий (40 часов), включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы (29 часов). основное учебное время выделяется на практическую работу по усвоению теоретических знаний, приобретению практических навыков и умений.
При изучении учебной дисциплины (модуля) необходимо использовать весь ресурс основной и дополнительной учебной литературы, лекционного материала, наглядных пособий и демонстрационных материалов, лабораторного оборудования и освоить практические навыки и умения, приобретаемые в ходе работы с демонстрационными визуальными пособиями и решения ситуационных задач.
Практические занятия проводятся на основе изучения макро- и микропрепаратов, музейных экспонатов и использования наглядных пособий, решения ситуационных задач и тестовых заданий.
В соответствии с требованиями ФГоС Во в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения практических занятий: объяснительно-иллюстративное обучение с визуализацией аудиторных занятий, модульное обучение, мультимедийное обучение.
На кафедре гистологии для студентов педиатрического факультета разработан элективный курс «морфологические особенности детского организма». Уникальность и значимость данной элективной дисциплины раскрывается тем, что особенности детского организма в основном представлены в доступной литературе с позиций только анатомии или физиологии, а морфологические особенности детского организма описаны весьма скудно, либо представленные данные сильно устарели. А ведь именно тканевые возрастные особенности лежат в основе понимания патогенеза многих заболеваний, которые в первую очередь развиваются на клеточном уровне и в межклеточном веществе тканей, образующих органы [2].
модуль «морфологические особенности детского организма» составляет всего 2 зачетные единицы, максимально насыщенные необходимой для обучающихся информацией. Лекционный курс (10 часов) проводится с ис-
пользованием мультимедийной техники, часть лекций проходит в форме «активной дискуссии», с обсуждением актуальных проблем возрастной морфологии. такой подход позволяет студентам почувствовать себя «на равных» с профессорско-преподавательским составом и откладывает глубокий след в сознании по той или иной тематике.
Практические занятия по элективному курсу (30 часов) насыщены иллюстративным материалом — таблицы, схемы, 3D реконструкции периодов эмбрионального развития, коллекция эмбрионов человека на разных стадиях развития (начиная с 14 дня эмбриогенеза). обширная коллекция гистологических микропрепаратов по всем изучаемым разделам, по которым каждый студент может индивидуально ознакомиться с морфологическими особенностями детского организма. На практических занятиях активно используется интерактивная доска, с демонстрацией моделей процесса оплодотворения и дробления, с особенностями, характерными только для человеческого организма. Большой ажиотаж и интерес у студентов вызывают интеллектуальные «круглые столы» в рамках практических занятий с заслушиванием рефератов и активной дискуссией, по таким темам как: «Возрастные особенности и аномалии развития сердца в аспекте морфологии ткани», «Коронарные сосуды. Возрастные изменения и возможности репарации», «Аэрогематиче-ский барьер. Роль сурфактанта в его функционировании» и многие другие.
Довольно много времени вынесено в рамках элективного курса на самостоятельную работу (29 часов). Чтобы данный процесс не оставался «односторонним» преподавательский состав кафедры гистологии активно использует систему дистанционного обучения «Moodle», где проходит активное общение со студентами «Чат» и представлен весь необходимый теоретический и иллюстративный материал, необходимый для самостоятельной работы и самоподготовки студентов.
Специально для элективного курса «морфологические особенности детского организма» профессорско-преподавательским составом кафедры было издано одноименное учебное пособие для студентов педиатрического факультета. Его созданию предшествовал длительный кропотливый труд, включавший в себя работу с литературными источниками и консультации с ведущими практикующими врачами — педиатрами. В учебном пособии содержится качественный иллюстративный
материал, отражающий точное микроскопическое строение тканей и органов. Отражены вопросы развития органов, важные с позиций уточнения практических периодов и процессов индукции. Еще одной особенностью пособия является медицинская направленность, рассматриваются вопросы раннего периода развития зародыша человека, которые недоступны врачам — некоторые данные о молекулярных взаимодействиях между клетками на этапе гисто- и органогенеза, не входящие в учебную программу. Кроме того, каждый раздел учебного пособия завершается тестовыми заданиями, для закрепления полученных знаний.
заключение
Таким образом, разработанные элективные курсы дисциплин на кафедре нормальной анатомии и гистологии ВГМУ им Н.Н. Бурденко способствуют развитию клинического мышления, систематизации и конкретизации знаний, необходимых для будущего становления конкурентоспособного специалиста «Врача-педиатра».
литература
1. Логачева В.В., Золотарева С.Н., Шишкина В.В. Клинические аспекты в преподавании гистологии. Журнал анатомии и гистопатологии. 2017; S: 26-7.
2. Шлыков И.П., Воронцова З.А. Морфофункцио-нальные особенности тканей и органов у детей. Международный журнал экспериментального образования. 2011; 12: 26-7.
3. Логачева В.В., Золотарева С.Н. Мотивационный аспект цитоклинических подходов в проведении практических занятий по гистологии. Морфология. 2017; 151(3): 83-4.
4. Иванова Е.Е., Воронцова З.А., Селявин С.С. На пути преодоления интеллектуальных трудностей. Морфология. 2017; 151(3): 72.
5. Федоров В.П., Гундарова О.П., Кварацхелия А.Г. Некоторые проблемы преподавания морфологических дисциплин в медицинских и спортивных вузах. В сборнике: Основные направления обеспечения качества профессионального образования.
Материалы XXIV Межрегиональной учебно-методической конференции. 2019: 190-3.
6. Карандеева А.М., Кварацхелия А.Г., Гундарова О.П. Проблемно-ориентированное обучение на кафедрах анатомического профиля. В сборнике: Социологические и педагогические аспекты образования. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Под редакцией Л.А. Абрамовой, И.Е. Поверинова. 2019: 106-8.
references.....
1. Logacheva V. V., Zolotareva S.N., Shishkina V. V. Klin-icheskiye aspekty v prepodavanii gistologii. [Clinical aspects in the teaching of histology]. Zhurnal anatomii i gistopatologii. 2017; S: 26-7. (in Russian).
2. Shlykov I.P., Vorontsova Z.A. Morfofunktsional'nyye osobennosti tkaney i organov u detey. [Morphofunc-tional features of tissues and organs in children]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazo-vaniya. 2011; 12: 26-7. (in Russian).
3. Logacheva V.V., Zolotareva S.N. Motivatsionnyy aspekt tsitoklinicheskikh podkhodov v provedenii prak-ticheskikh zanyatiy po gistologii. [The motivational aspect of cytoclinic approaches in conducting practical studies in histology]. Morfologiya 2017; 151(3): 83-4. (in Russian).
4. Ivanova E.E., Vorontsova Z.A., Selyavin S.S. Na puti preodoleniya intellektual'nykh trudnostey. [On the way to overcoming intellectual difficulties]. Morfologiya. 2017; 151(3): 72. (in Russian).
5. Fedorov V.P., Gundarova O.P., Kvaratskheliya A.G. Nekotoryye problemy prepodavaniya morfologich-eskikh distsiplin v meditsinskikh i sportivnykh vu-zakh. [Some problems of teaching morphological disciplines in medical and sports universities]. V sborni-ke: Osnovnyye napravleniya obespecheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya. Materialy XXIV Mezhregional'noy uchebno-metodicheskoy konferent-sii. 2019: 190-3. (in Russian).
6. Karandeyeva A.M., Kvaratskheliya A.G., Gundarova
0.P. Problemno-oriyentirovannoye obucheniye na kafed-rakh anatomicheskogo profilya. [Problem-oriented training in the departments of anatomical profile]. V sbornike: Sotsiologicheskiye i pedagogicheskiye aspekty obrazo-vaniya. Sbornik trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii. Pod redaktsiyey L.A. Abramovoy,
1.Ye. Poverinova. 2019: 106-8. (in Russian).