Научная статья на тему 'ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ ОПЦИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ'

ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ ОПЦИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОПЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аджиев Р.И.

В статье рассмотрены механизмы взаимодействия государства и бизнеса. Проанализированы характерные особенности стратегических планов по реализации проектов государственно-частного партнерства. Выявлено, что до законодательного закрепления опционных конструкций их использование сторонами было сопряжено со значительным риском неверной (либо невыгодной сторонам) квалификации заключенного соглашения судом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аджиев Р.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PUBLIC INTERESTS IN STATE POLICY ARISING FROM OPTION AGREEMENTS

In article mechanisms of interaction of the state and business are considered. Characteristics of strategic plans for implementation of projects of public-private partnership are analysed. It is revealed that before legislative fixing of option designs their use by the parties has been accompanied by great risk incorrect (or unprofitable to the parties) qualifications of the concluded agreement court.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ ОПЦИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ»

УДК 347

Аджиев Р.И. студент 3 курса магистратуры «РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ ОПЦИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены механизмы взаимодействия государства и бизнеса. Проанализированы характерные особенности стратегических планов по реализации проектов государственно-частного партнерства. Выявлено, что до законодательного закрепления опционных конструкций их использование сторонами было сопряжено со значительным риском неверной (либо невыгодной сторонам) квалификации заключенного соглашения судом.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; опционные соглашения; инвестиционные проекты; предпринимательская деятельность.

Adzhiev R.I.

3nd year student of magistracy

The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk THE PUBLIC INTERESTS IN STATE POLICY ARISING FROM OPTION AGREEMENTS

Abstract. In article mechanisms of interaction of the state and business are considered. Characteristics of strategic plans for implementation of projects of public-private partnership are analysed. It is revealed that before legislative fixing of option designs their use by the parties has been accompanied by great risk incorrect (or unprofitable to the parties) qualifications of the concluded agreement court.

Keywords: public-private partnership; option agreements; investment projects; business activity.

Несмотря на то, что опционные соглашения носят в большей степени практический характер и направлены на повышение защиты прав предпринимателей в рамках определенных сделок, публичные интересы из данных соглашений могут возникнуть и в государственной политике; например, в сфере государственно-частного партнерства.

Являясь перспективным механизмом взаимодействия государства и бизнеса, государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) обладает рядом факторов, способных заинтересовать как публичного партнера, так и инвесторов.

Основной фактор привлекательности механизма ГЧП для государства

связан непосредственно с задачами и целями государства по развитию инфраструктуры и различных секторов экономики (транспорт, энергетика), а также обеспечению социальной стабильности и удовлетворению нужд граждан (социальная, коммунальная сферы). Для эффективного решения данных задач в рамках ГЧП государству целесообразно привлекать компетенции, опыт и средства инвесторов.

Положительный эффект для государства от реализации, например, инфраструктурных ГЧП-проектов, заключается как в модернизации самих объектов инфраструктуры, так и в дополнительных налоговых поступлениях в бюджет. Помимо этого, успешный опыт реализации проектов ГЧП в конкретном регионе положительно сказывается на его инвестиционной привлекательности и в будущем может положительно отразиться на возможности реализации новых инвестиционных проектов.

Для государства дополнительными стимулами применения ГЧП являются:

- стратегические планы по реализации проектов мирового масштаба. Это требует привлечения частного капитала и профессиональных компетенций квалифицированных инвесторов;

- необходимость сокращать бюджетные расходы в условиях сложной экономической ситуации в стране вынуждает государство искать внебюджетные источники финансированияб;

- высокая степень износа многих объектов инфраструктуры повышает социальные риски, что вынуждает государство привлекать дополнительные объемы инвестиций в совершенствование инфраструктуры^.

Очевидно, что для бизнеса основные факторы привлекательности участия в ГЧП-проектах связаны с возможностью обеспечить возврат вложенных инвестиций и приобрести компетенции в сфере реализации проектов ГЧП. Приобретение опыта реализации ГЧП-проектов и стремление закрепиться на развивающемся рынке ГЧП (в перспективе это положительно скажется на репутации инвестора и позволит ему участвовать в будущих крупномасштабных проектах) является важным стимулом для частных инвесторов участвовать в ГЧП-проектах. Уровень выгоды для инвестора зависит от конкретного проекта, схемы его реализации и условий контракта. Для бизнеса одним из актуальных направлений участия в ГЧП-проектах является инвестиции в развитие региональной инфраструктуры. При использовании механизмов ГЧП рентабельность инфраструктурных проектов достигается как для публичной, так и для частной стороны.

6 Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27). С. 30-33.

7 Караев Р.Ш., Караев А.Ш., Полякова О.А. Проблемные аспекты политико-правового регулирования инвестиционной деятельности России на современном этапе // Структурные преобразования экономики Северного Кавказа: точки роста и перспективы развития. Материалы международного экономического форума / под ред. Гришина В.И., Некрасова Е.Е., Асланова Д.И. Пятигорск: РИА-КМВ, 2016. С. 139-145.

Говоря об отраслях, в которых реализуются ГЧП-проекты, необходимо отметить медицинскую сферу. Несмотря на существующий интерес бизнеса к ГЧП-проектам в области медицины, нужно отметить, что со стороны частных инвесторов интерес к крупным проектам сдерживается длительным сроком окупаемости. В таких проектах больше всего заинтересованы инвесторы уже имеющие положительный опыт в области развития медицинского бизнеса и обладающие необходимыми финансовыми ресурсами для инвестирования. В текущих экономических условиях реализация ГЧП-проектов в медицинской сфере получила распространение в сегментах, предполагающих гарантированную окупаемость вложенных средств (например, проекты высокотехнологичной медицины, клинические лаборатории, проекты узкоспециализированной медицинской помощи -например, перинатальные и гемодиализные центры). Также негативно на привлечении инвестиций в медицинскую отрасль сказывается и то, что система здравоохранения активно реформируется, из-за чего для бизнеса создаются условия неопределенности. Положительно на привлечении частных инвестиций в медицинскую сферу могло бы сказаться утверждение на федеральном уровне долгосрочной стратегии развития отрасли, описывающей направления развития государственных и частных медицинских организаций. В целом же медицинский сектор останется достаточно перспективным для применения ГЧП в ближайшие годы.

В текущих условиях наиболее привлекательным для инвесторов становятся самоокупаемые проекты. К таким относятся, например, проекты по созданию систем фото- и видеофиксации и весогабаритного контроля. Данные проекты представляют интерес также и для государства, так как они способствуют пополнению бюджета8.

Следует также отметить, что наряду с осуществлением контролирующих функций важнейшим направлением деятельности государства является поддержка отдельных видов предпринимательской деятельности, в частности, малого и среднего предпринимательства, субъектов внешнеэкономической деятельности и т.д. С помощью такого правового средства не только стимулируется деловая активность хозяйствующих субъектов, но и повышается их социальная ответственность, создается заинтересованность в совершении общественно полезных действий в обмен на получение дополнительных благ от государства.

Не менее важным правовым средством обеспечения публичных интересов являются государственные меры, направленные на поддержку социально незащищенных групп населения. Чаще всего это касается интересов работников в отношениях с предпринимателем-работодателем, дополнительных гарантий инвалидам, пожилым гражданам и т.д.

В последних двух случаях государством активно используются такие

8 Шишкин С.Н. Проблемы правового обеспечения государственного регулирования экономики // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2016. №40 (257). С. 112-117.

стимулирующие инструменты, как введение налоговых послаблений и бюджетное кредитование.

Стоит отметить, что составить исчерпывающий перечень правовых средств невозможно ввиду их обширного многообразия и отнесения к различным видам правового регулирования. Представляется, что вышеуказанный инструментарий наиболее понятно отражает путь к реализации публичных интересов в сфере предпринимательства.

Все правовые средства достижения публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности теснейшим образом взаимосвязаны, а чаще всего вытекают одно из другого, создавая тем самым единый механизм удовлетворения общественных потребностей в указанной сфере. Вместе с тем видится возможным выделить два основных этапа осуществления правового регулирования предпринимательства. Первый включает в себя в основном норморегулятивную составляющую и имеет своей целью установить исходные правила игры, основанные на фундаментальных принципах свободного осуществления предпринимательской деятельности. Второй - не позволяет допустить произвола со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов, в связи с чем в качестве средства применяет в основном (но не только их) правоприменительные функции государства.

Говоря об эффективности применения государством указанных выше правовых средств, стоит еще раз обратить внимание на формулу «цель -средство - результат». Поскольку в сфере предпринимательства государство должно стремиться к максимально возможному совпадению публичных и частных интересов, то успешным результатом такого стремления должна служить ситуация, при которой общество в наименьшей степени нуждалось бы в активном государственном участии в частных правоотношениях.

Существующая реальность не позволяет в данном случае сделать вывод о наличии желаемой близости между результатом и целью, что свидетельствует о несовершенстве либо правовых средств, либо навыков их применения у тех, на кого это возложено законом. При этом справедливости ради необходимо отметить, что немалое значение при оценке успехов в достижении публичных интересов в сфере предпринимательства также имеет такой фактор, как уровень правовой культуры самих субъектов предпринимательской деятельности и их социальной ответственности.

До внесения указанных поправок в Гражданский кодекс РФ опцион по российскому законодательству являлся либо эмиссионной ценной бумагой, выпущенной акционерным обществом и предоставляющей право на покупку его акций (опцион эмитента), либо производным финансовым инструментом, используемым при торгах на бирже (опционный контракт).

В коммерческих отношениях данный механизм использовался достаточно редко. Несмотря на то что теоретически, в силу принципа свободы договора, опционные соглашения могли заключаться, на практике суд мог признать такое соглашение недействительным как сделку с условием, наступление которого зависит от воли сторон (потестативное

условие).

Практика, сформированная по данному вопросу Президиумом ВАС РФ, также являлась противоречивой. Так, Президиум ВАС РФ в своем постановлении еще в 2001 г. признал самостоятельное существование опционного договора в российском праве, отметив, что нижестоящие суды ошибочно квалифицировали его исключительно как договор купли-продажи, не дав оценки характеру совершенной сделки как опционной, с учетом конкретного волеизъявления сторон.

Таким образом, до законодательного закрепления опционных конструкций их использование сторонами было сопряжено со значительным риском неверной (либо невыгодной сторонам) квалификации заключенного соглашения судом.

Использованные источники:

1. Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27).

2. Караев Р.Ш., Караев А.Ш., Полякова О.А. Проблемные аспекты политико-правового регулирования инвестиционной деятельности России на современном этапе // Структурные преобразования экономики Северного Кавказа: точки роста и перспективы развития. Материалы международного экономического форума / под ред. Гришина В.И., Некрасова Е.Е., Асланова Д.И. Пятигорск: РИА-КМВ, 2016.

3. Шишкин С.Н. Проблемы правового обеспечения государственного регулирования экономики // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2016. №40 (257).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.