Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ "УСТОЙЧИВЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК"'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ "УСТОЙЧИВЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ И ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эрзнукаев Б.В.

В статье рассмотрен институт муниципальных закупок как механизм реализации стратегии устойчивого развития государства. Проанализированы основные принципы его развития, такие как социальная ответственность, экологическая безопасность и экономическая эффективность. На основании проведенного исследования выявлена важность грамотной имплементации принципов устойчивости в процедуры муниципальных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MECHANISMS OF REALIZATION OF "STEADY MUNICIPAL PROCUREMENT"

In article the institute of municipal procurement as the mechanism of realization of strategy of sustainable development of the state is considered. the basic principles of his development, such as social responsibility, ecological safety and economic efficiency are analysed. on the basis of the conducted research importance of competent implementation of the principles of stability in procedures of municipal procurement is revealed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ "УСТОЙЧИВЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК"»

УДК 37

Эрзнукаев Б.В. студент 3 курса магистратуры научный руководитель: Фомичев Н.Я., к.юр.н.

доцент

«РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ «УСТОЙЧИВЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК» Аннотация. В статье рассмотрен институт муниципальных закупок как механизм реализации стратегии устойчивого развития государства. Проанализированы основные принципы его развития, такие как социальная ответственность, экологическая безопасность и экономическая эффективность. На основании проведенного исследования выявлена важность грамотной имплементации принципов устойчивости в процедуры муниципальных закупок.

Ключевые слова: устойчивые муниципальные закупки; социальная ответственность, экологическая безопасность, экономическая эффективность; национальные стратегии и программы.

Erznukaev B. V.

3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk Scientific аdviser: Fomichev N. Ya. candidate of legal Sciences, associate Professor The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk MODERN MECHANISMS OF REALIZATION OF "STEADY MUNICIPAL PROCUREMENT" Abstract. In article the institute of municipal procurement as the mechanism of realization of strategy of sustainable development of the state is considered. the basic principles of his development, such as social responsibility, ecological safety and economic efficiency are analysed. on the basis of the conducted research importance of competent implementation of the principles of stability in procedures of municipal procurement is revealed.

Keywords: steady municipal procurement; social responsibility, ecological safety, economic efficiency; national strategy and programs.

В настоящее время одним из действенных механизмов реализации стратегии устойчивого развития для государств являются муниципальные закупки. Выступая узловым покупателем на рынке и обладая политической волей и властными полномочиями, муниципальные образования могут путем

закупок влиять на производителей и потребителей и способствовать устойчивому производству и потреблению. Ряд стран, находящихся на разных уровнях экономического и социального развития, применяют на практике устойчивые закупки, стимулируя производство экологически чистой продукции, вторичное использование ресурсов, поддерживая малый бизнес, решая вопросы социального равенства национальных и этнических меньшинств, создавая новые рабочие места и стимулируя честную торговлю. Таким образом, муниципальные закупки реально способствуют устойчивому развитию как муниципальных образований, так и страны в целом.

Понятие «устойчивые муниципальные закупки» неразрывно связано с понятием «устойчивое развитие». Термин «устойчивое развитие» был введен в 1987 г. Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию. Поскольку правовая природа муниципальных образований, которые наделены властью, обладают политической волей и призваны решать социальнозначимые вопросы, следовательно, закупки всегда были и будут использоваться в качестве важного инструмента достижения широкого круга социально-экономических и политических целей.

В этой связи устойчивыми муниципальными закупками (далее - УМЗ) современная правовая и экономическая наука называют закупки, при осуществлении которых реализуются принципы устойчивого развития: экономическая эффективность, социальная справедливость и экологическая безопасность. По каждому из этих направлений определяются задачи, которые решаются в ходе закупок, и формулируются требования к закупке.

К социальным задачам относятся: поддержка малого бизнеса, НКО, содействие развитию надомного производства, предприятий, в которых трудятся женщины, инвалиды, поддержка занятости темнокожих.

Задачи экологической безопасности включают требования о защите окружающей среды, стимулируя и поддерживая производителей, соблюдающих эти требования, давая им возможность заключить контракты на поставку продукции в рамках публичных закупок.

Задачи экономической эффективности выражается в том, что муниципальные закупки должны стимулировать инновации, «покупка инновационных товаров, работ и услуг играет ключевую роль в повышении эффективности и качества оказываемых услуг при решении социальных задач. Это способствует достижению максимальной отдачи от бюджетных средств, а также получению более широких экономических, экологических и социальных выгод с точки зрения генерирования новых идей, их воплощения в инновационные товары и услуги, способствуя тем самым устойчивому развитию».

Закупки всегда были и будут использоваться в качестве важного инструмента достижения широкого круга социально-экономических и политических целей457.

457 Qiao,Y., Th ai, K. & Cummings, G. (2009). State and Local Procurement Preferences: a Survey. Journal of

Согласно исследованиям Г. Мюррей, именно органы публичной власти, в отличие от частного бизнеса, выстраивают четкие стратегические цели, направленные на экономическое развитие своих территорий, туризма, охрану окружающей среды, на клиентоориентированность при предоставлении муниципальных услуг, и политическая пропаганда органов власти является одним из инструментов достижения этих целей458.

Следовательно, если цель органа публичной власти направлена на устойчивое развитие - устойчивость местной экономики, поддержание здоровой среды обитания, общественную сплоченность, - то и закупки должны логично отражать эту цель. Если государство хочет развивать безопасное, процветающее, справедливое общество, снижать экологические и социальные риски, то оно само должно стать примером.

В современных условиях ухудшения экологии и роста социального неравенства стремление муниципальных образований к идее устойчивых закупок является наглядным доказательством их приверженности устойчивому развитию, что повышает как имидж, так и деловую репутацию.

Востребованность экологической продукции со стороны органов власти является сигналом рынку и способствует распространению «полезной привычки» приобретать экологически чистые товары, товары честной торговли частными потребителями. Это, в свою очередь, стимулирует производство экологичной продукции и развитие социальноответственного бизнеса. В итоге все это способствует решению экономических, экологических и социальных задач. В этой связи муниципальные закупки становятся одним из действенных механизмов реализации политики устойчивого развития.

Другим важным критерием устойчивости муниципальных закупок являются минимизация коррупции459, обеспечение прозрачности и конкуренции. Для решения вопросов коррупции, защиты прав частного бизнеса, а также для препятствования утечки бюджетных денег на личные нужды и поддержку терроризма необходимо создать соответствующую институциональную среду, в том числе независимые органы контроля460, строгую систему исполнения закона, четкое функционирование таможенных служб, систему защиты прав частного бизнеса и систему подотчетности и прозрачности публичных закупок, а также наладить систему образования граждан и повышения информированности общественности. Для функционирования устойчивой системы закупок в России именно решение вопросов прозрачности, отчетности, некоррумпированности на сегодня

Public Procurement, vol. 9, no 3-4, pp. 371-410.

458 Murray, G. (2009). Improving the Validity of Public Procurement Research. International Journal of Public Sector Management, vol. 22, no 2, pp. 91-103.

459 Щербович И.А., Караев Р.Ш. Анализ детерминантов низовой коррупционной преступности в России // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 2 (67). С. 69-75.

460 Караев Р.Ш., Полякова О.А., Тавалаев Т.Р., Шавхалов А.А. Сущностные факторы, детерминирующие коррупцию и основные направления противодействия // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2017. №1 (21). С. 234-239.

является самым главным условием.

Полагаясь на зарубежный опыт по внедрению УМЗ укажем, что практика применения УМЗ в разных странах трансформируется исходя из национальных особенностей461. Укажем общие факторы, влияющие на внедрение УМЗ:

Главными факторами, благоприятствующими внедрению УМЗ, являются наличие политической воли, высокого уровня понимая важности УМЗ, наличие национальных стратегий и программ по УМЗ, оказание качественной информационной помощи муниципальным закупщикам, разработка руководств и методических материалов, вовлечение в процесс внедрения УМЗ бизнеса и НКО. К факторам, препятствующим внедрению УМЗ, относят: бюджетные ограничения; отсутствие квалификации закупщиков и поставщиков; отсутствие информации о возможностях рынка и о требованиях к продукции; отсутствие поддержки высшего руководства, отсутствие четких указаний; наличие правовой проблемы - многие заказчики считают, что применение УМЗ противоречит закону.

Основой для реализации УМЗ является разработка инструментов внедрения УМЗ и определение алгоритма внедрения. Многие международные программы предлагают универсальные инструменты и алгоритмы внедрения УМЗ, к которым относятся: информационные и поддерживающие инструменты (например, проведение тренингов, разработка муниципальных органов по внедрению УМЗ, создание и обеспечение доступа к информационным ресурсам - сайтам, отчетам; проведение кампаний с награждением лучших); инструменты партнерства (создание профессиональной сети, заключение соглашений, создание ГЧП, ведение диалога); финансовые или экономические инструменты (инвестиции, субсидии, гранты)462; правовые инструменты (создание законов, указов, резолюций, руководств); гибридные инструменты (разработка стратегии плюс плана действий плюс программы; или создание центра внедрения УМЗ плюс необходимых институтов).

Подводя итог отметим, что, определение существующих в мировой практике механизмов имплементации принципов устойчивости в процедуре муниципальных закупок позволит более прицельно анализировать российские правовые акты и прогнозировать, с помощью каких методов и приемов муниципальные заказчики могут внедрять устойчивые закупки даже без прямого правового регулирования данного явления.

Использованные источники: 1. Brammer S. & Walker H. (2011). Sustainable Procurement in the Public Sector: An International Comparative Study. International Journal of Operations

461 Brammer S. & Walker H. (2011). Sustainable Procurement in the Public Sector: An International Comparative Study. International Journal of Operations & Production Management, vol. 31, no 4, pp. 452-476.

462 Караев Р.Ш., Караев А.Ш., Полякова О.А. Проблемные аспекты политико-правового регулирования инвестиционной деятельности России на современном этапе // Структурные преобразования экономики Северного Кавказа: точки роста и перспективы развития. Материалы международного экономического форума / под ред. Гришина В.И., Некрасова Е.Е., Асланова Д.И. Пятигорск: РИА-КМВ, 2016. С. 139-145.

& Production Management, vol. 31, no 4, pp. 452-476.

2. Murray, G. (2009). Improving the Validity of Public Procurement Research. International Journal of Public Sector Management, vol. 22, no 2, pp. 91-103.

3. Qiao,Y., Th ai, K. & Cummings, G. (2009). State and Local Procurement Preferences: a Survey. Journal of Public Procurement, vol. 9, no 3-4, pp. 371-410.

4. Караев Р.Ш., Караев А.Ш., Полякова О.А. Проблемные аспекты политико-правового регулирования инвестиционной деятельности России на современном этапе // Структурные преобразования экономики Северного Кавказа: точки роста и перспективы развития. Материалы международного экономического форума / под ред. Гришина В.И., Некрасова Е.Е., Асланова Д.И. Пятигорск: РИА-КМВ, 2016. С. 139-145.

5. Караев Р.Ш., Полякова О.А., Тавалаев Т.Р., Шавхалов А.А. Сущностные факторы, детерминирующие коррупцию и основные направления противодействия // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2017. №1 (21). С. 234-239.

6. Щербович И.А., Караев Р.Ш. Анализ детерминантов низовой коррупционной преступности в России // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 2 (67). С. 69-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.