Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ'

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / НЕОБОСНОВАННЫЕ ТРАТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исмаилов М.Ш.

В статье рассмотрены современные проблемы контрактной системы связанны с недостаточным уровнем разработки основных положений Федерального законодательства касающейся государственных и муниципальных закупок. Проанализированы и выявлены недостатки механизмов реализации субъективных гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей при проведении государственных закупок. Внесены предложения по совершенствованию данной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF THE GOVERNMENT AND MUNICIPAL PROCUREMENT: CURRENT PROBLEMS OF REFORMING

The article modern problems of contract system are considered connected with the insufficient level of the development of basic provisions of the Federal legislation concerning the government and municipal procurements. Shortcomings of mechanisms of realization of the subjective civil rights and execution of civil duties when carrying out government procurements are analysed and revealed. Suggestions for improvement of this system are made.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ»

УДК 34

Исмаилов М.Ш. студент 3 курса магистратуры «РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ Аннотация. В статье рассмотрены современные проблемы контрактной системы связанны с недостаточным уровнем разработки основных положений Федерального законодательства касающейся государственных и муниципальных закупок. Проанализированы и выявлены недостатки механизмов реализации субъективных гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей при проведении государственных закупок. Внесены предложения по совершенствованию данной системы.

Ключевые слова: государственные закупки; контрактные отношения; правовые принципы; необоснованные траты.

Ismailov M.Sh.

3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk INSTITUTE OF THE GOVERNMENT AND MUNICIPAL PROCUREMENT: CURRENT PROBLEMS OF REFORMING Abstract. The article modern problems of contract system are considered connected with the insufficient level of the development of basic provisions of the Federal legislation concerning the government and municipal procurements. Shortcomings of mechanisms of realization of the subjective civil rights and execution of civil duties when carrying out government procurements are analysed and revealed. Suggestions for improvement of this system are made.

Keywords: government procurement; contract relations; legal principles; unreasonable expenditure.

В настоящее время в России действуют рыночные механизмы закупок, в отличие от предшествующих планово-административных. Специфика данной деятельности заключается в том, что публично-правовые образования самостоятельно определяют порядок осуществления закупок. Современные рыночные механизмы предопределили необходимость формирования контрактной системы и ее правового регулирования. Тем не менее, отечественная контрактная система на сегодняшний день еще не сформирована, поскольку на практике существуют проблемные аспекты, не позволяющие достичь экономического и социального эффекта в сфере закупок ни для государства, ни для участников.

Данные проблемы связанны, в первую очередь, с недостаточным

уровнем разработки основных положений Федерального законодательства касающейся государственных и муниципальных закупок, к которым можно отнести, в частности:

- несостоятельность комплексного нормативно-правового регулирования, приводящего к злоупотреблениям как со стороны заказчиков товаров, работ и услуг, так и со стороны участников государственных закупок;

- несовершенство действующих законов, регулирующих контрактные отношения в сфере государственных (муниципальных) закупок159;

- высокий уровень коррупции, угрожающий национальным интересам государства160;

- низкий уровень профессионализма и квалификации государственных (муниципальный) заказчиков, о чем свидетельствует большое количество судебных и административных дел, возбуждаемых в отношении заказчиков161;

- несовершенство типовых требований к товарам, работам, услугам, закупаемым заказчиками в рамках государственного (муниципального) заказа, вследствие чего появляется, возможность закупки некачественных товаров, работ и услуг;

- недостаточное обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с государственными закупками и исполнением государственных контрактов; недоступность для отдельных категорий заказчиков достаточной методической и правовой информации по вопросам, связанным с планированием, заключением и исполнением государственных контрактов;

- низкий уровень конкурентной среды в России, сформировавшейся из-за отсутствия необходимого правового механизма участия в государственных закупках. Исходя из этого, научный интерес и теоретическую ценность представляют изучение сущности контрактных правоотношений, складывающихся между публично-правовыми образованиями в лице своих органов и участниками гражданского оборота при закупке товаров, выполнении работ, оказании услуг, создании необходимого правового механизма реализации таких отношений, а также разработке предложений по совершенствованию законодательства.

Наличие такого большого количества недостатков российской системы контрактных отношений указывают на то, что она была создана по аналогии

159 Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27). С. 30-33.

160 Щербович И.А. Анализ детерминантов низовой коррупционной преступности в России // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 2 (67). С. 69-75.; Караев Р.Ш., Полякова О.А., Тавалаев Т.Р., Шавхалов А.А. Сущностные факторы, детерминирующие коррупцию и основные направления противодействия // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2017. №1 (21). С. 234-239.

161 Караев Р.Ш., Пазулова З.Я., Полякова Э.И. Современные проблемы и пути оптимизации деятельности института местного самоуправления // Вестник Северо-Кавказского гуманитарно-го института. 2017. №3 (23). С. 138-142.

существующих в зарубежных странах, в частности США162 и Великобритании, контрактных систем, без учета особенностей российской правовой системы.

Анализ российской законодательной системы показал, что контрактная система, являясь важнейшим механизмом реализации субъективных гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей при проведении государственных закупок товаров (работ, услуг) в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, не имеет детальной проработки ни в одном законодательном акте.

В этой связи, для совершенствования контрактной системы считаем целесообразным выработать следящие рекомендации:

- выделить контрактные отношения в особую группу и определить самостоятельный круг регулируемых вопросов;

- систематизировать действующее законодательство РФ, регулирующее государственные и муниципальные закупки путем внесения изменений и поправок в гл. 56 и 57. Гражданского кодекса РФ;

- обеспечить единство экономического пространства на территории РФ и эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;

- расширить цели системы государственного заказа. В этой связи предлагаем в ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) (далее - Закона N 44-ФЗ) внести изменения в части указания целей осуществления контрактной системы, и изложить в следующей редакции: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях достижения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, повышения эффективности и результативности использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, соблюдения гласности и прозрачности закупок, развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок ...»;

- дополнить ст. 3 Закона N 44-ФЗ следующими пунктами: «1.1. Государственные (муниципальные) нужды - это обеспечиваемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления целей, задач, функций и полномочий государства (муниципальных

162 Смирнов Р.О. Федеральная контрактная система США: анализ механизма функционирования [Текст] / Р.О. Смирнов // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2011. №2. С. 40-51.

образований) (в том числе для реализации целей осуществления закупок, указанных в ст. 13 настоящего Федерального закона».

Резюмируя изложенное можно сказать, что контрактная система довольно сложный механизм, требующий детальной проработки на современном этапе, так как для эффективного функционирования контрактные отношения должны базироваться на принципах: открытости и прозрачности; эффективности закупок; равноправия участников закупок; запрета на ограничение допуска к участию в закупке путем установления нереальных требований к участникам закупки, когда контракт присуждается участнику, предложившему лучшие условия его исполнения; обязательности заключения контракта (договора); обеспечения восстановления нарушенных прав. Но по объективным причинам государственные заказчики не готовы в полном объеме осуществлять закупочную деятельность в рамках Закона N 44-ФЗ163. Несмотря на то, что данный Закон ввел нормирование в сфере закупок,1 т.е.! установил! требования! к! закупаемым! заказчиком! товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам на обеспечение функций государственных органов (приобретение излишних товаров рассматривается как факт приобретения предметов роскоши), требуется налаживание проработанного механизма проверки качества (проведение экспертиз) предлагаемых товаров и услуг.

На сегодняшний день законодатель стремится создать прозрачную и открытую контрактную систему, исключающую коррупционные вмешательства и! необоснованные! траты! заказчиков.! Однако! большое количество неточностей и шероховатостей, существующих в законодательной системе порождает больше вопросов, чем ответов на них.

Использованные источники:

1. Караев Р.Ш.,! Арутюнян Г.А.,! Полякова! Э.И.! Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27).

2. Караев Р.Ш., Пазулова З.Я., Полякова Э.И. Современные проблемы и пути оптимизации деятельности института местного самоуправления // Вестник Северо-Кавказского гуманитарно-го института. 2017. №3 (23).

3. Караев Р.Ш., Полякова О.А., Тавалаев Т.Р., Шавхалов А.А. Сущностные факторы, детерминирующие коррупцию и основные направления противодействия // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2017. №1 (21).

4. Косарев К.В. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Право и экономика. 2013. N 7.

5. Смирнов Р.О. Федеральная контрактная система США: анализ механизма функционирования! [Текст]! / Р.О. Смирнов // Вестник СПбГУ. Серия 5.

163 Косарев К.В. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Право и экономика. 2013. N 7. С. 21-26.

Экономика. 2011. №2.

6. Щербович! И.А.! Анализ! детерминантов! низовой! коррупционной преступности в России // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 2 (67).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.