Технологии мониторинга государственных закупок в Центральном Федеральном округе
Панкова Людмила Николаевна
доктор философских наук, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, pankovaln@mail.ru
Государственные закупки - действенный механизм обеспечения устойчивого глобального развития. Большое влияние на эффективное функционирование системы государственных и муниципальных закупок в современной России оказали Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановления Правительства РФ. Система мониторинга государственных и муниципальных закупок в ЦФО также совершенствуется. Таким образом, действующий в настоящих условиях механизм финансирования учитывает полученный ранее практический опыт реализации государственных и муниципальных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения рекомендаций Комиссии ООН по правилам международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Он должен способствовать повышению качества обеспечения государственных нужд с учетом системного подхода к процессу формирования, заключения и исполнения государственных контрактов. Несомненно, это значительный шаг на пути формирования современной закупочной системы в России.
Ключевые слова: Устойчивое развитие, государственные и муниципальные закупки, контрактная система, устойчивая система, общественные закупки, ЦФО РФ, мониторинг.
Одним из действенных механизмов реализации стратегии устойчивого развития для государств являются государственные закупки. Выступая крупнейшим покупателем на рынке, государство может путем государственных закупок влиять на производителей и потребителей, способствовать устойчивому производству и потреблению. Ряд стран, находящихся на разных уровнях экономического и социального развития, применяют на практике закупки, стимулируя производство экологически чистой продукции, поддерживая малый бизнес, решая вопросы социальных лифтов, создавая новые рабочие места и стимулируя честную торговлю. Таким образом, государственные закупки реально способствуют устойчивому развитию.
В зарубежной литературе для обозначения закупок такого рода используют термин sustainable public procurement. По аналогии переводов на русский язык таких терминов, как sustainable development - устойчивое развитие, sustainable business -устойчивый бизнес, иногда sustainable public procurement переводят как устойчивые государственные закупки.
Система размещения государственного заказа выступает в качестве инструмента по оптимизации расходов средств бюджета государства, а также в роли фактора формирования конкурентной среды, так необходимой для развития рыночной экономики, а также является основополагающей для поддержки и стимулирования деятельности бизнес структур.
Формирование системы государственных и муниципальных закупок исходит из необходимости реализации государством своих функций с целью удовлетворения общественных потребностей, в том числе для обеспечения стабильного функционирования и развития отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства. Значимым является условие насыщения рынка товарами и услугами первой необходимости для населения, обеспечения удовлетворения других необходимых для жизни потребностей, и в конечном итоге - достижение стабильного роста экономики.
Выполнение экономических функций государством, функционирование экономики, социальная поддержка населения и другие функции могут быть осуществлены рационально при всемерной экономии государственных ресурсов. Для этого на всех уровнях бюджетной системы должна проводиться эффективная бюджетная политика по расходованию государственных и муниципальных средств. Несомненно, что именно бюджетные расходы являются финансовой основой формирования системы государственных заказов.
В связи с этим значение формируемой системы государственных закупок в современной практике бюджетного финансирования постоянно увеличивается.
Возникла актуальная проблема, заключающаяся в необходимости обеспечения оптимального сочетания интересов участников рынка государственного (муниципального) заказа - государственных (муниципальных) заказчиков, поставщиков, а также населения как потребителя государственных услуг.
Именно поэтому необходимо продолжать исследование проблемы функционирования системы государственных закупок в Российской Федерации с целью выявления основных трендов, разработки путей совершенствования показателей оценки эффективности размещения государственных заказов.
По своему экономическому содержанию государственные закупки, призванные удовлетворять государственные и муниципальные нужды, отражают потребности хозяйствующих субъектов в лице государственных заказчиков во всех необходимых для исполнения государственных функций товарах, работах и услугах для реализации их полномочий.
О
ю
5
*
а
2 а
7
сч из £
Б
а
2 о
Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и учреждений субъектов РФ понимаются их потребности в товарах, работах и услугах для осуществления деятельности.
Муниципальные нужды - это потребности муниципальных образований в средствах для решения вопросов самоуправления на местах и осуществления отдельных полномочий, переданных им государственными распорядителями бюджетных средств на основе законов РФ или законодательных актов субъектов РФ.
Государственными (муниципальными) заказчиками выступают, соответственно, государственные органы, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, казенные, бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств в ходе осуществления ими закупочных процедур.
Система государственных закупок в Российской Федерации продолжает совершенствоваться. Принимаются новые законодательные акты, более подробно прописываются аспекты, регламентирующие деятельность участников закупочных процедур. Расширяются способы определения поставщика, которые по видам закупочных процедур включают электронный аукцион, открытый конкурс и его модификации, закрытые способы, запрос котировок, запрос предложений - все они относятся к конкурентным способам. К неконкурентным способам закупок относятся такие, как закупка у единственного поставщика, и другие способы. Заказчик сам выбирает один из способов проведения закупки в зависимости от многих факторов таких, например, как: предмет закупки, объем поставок, цена, качественные и технические характеристики и другие условия, закрепленные государственными нормативно-правовыми актами. Всё это способствует формированию более эффективной и развитой системы государственного заказа.
Наиболее часто используемыми способами определения поставщика, заказчика, исполнителя являются электронный аукцион, закупка у единственного поставщика и открытый конкурс.
Преимущества электронного аукциона заключаются в максимальной экономии при закупке для заказчика; в прозрачности и независимости поставщика от заказчика и определении победителя. К недостаткам можно отнести отсутствие гарантированного положительного ре-
зультата закупки и риск заключения договора с недобросовестным поставщиком. Существует «реестр недобросовестных поставщиков», но он не выполняет свою функцию в полном объеме, так как недобросовестный поставщик, даже попавший в реестр, может просто использовать иное юридическое лицо для закупочных процедур, не попадавшее в реестр, а значит, относящееся к добросовестным поставщикам.
Из проведенного анализа следует, что большинство крупных заказов осуществляется посредством проведения электронного аукциона, а не конкурса, как это планировалось ранее в ходе разработки закупочных процедур.
Можно предположить, что проведение аукциона в электронной форме делает процедуру государственных закупок максимально независимой и прозрачной от предпочтений заказчика.
Нынешнее состояние законодательной базы государственных закупок в России определяется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.06.2017).
Рынок государственных закупок, включая федеральные, региональные и муниципальные органы власти, их территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, бюджетные учреждения, оценивается примерно в 6,6 триллионов рублей в год по данным Минэкономразвития.
С применением антидемпинговых мер было заключено соответственно 16,4% и 3,9% от общего количества и объема всех контрактов, заключенных за 2016 г. Совершенствуется система государственных и муниципальных закупок в Центральном Федеральном округе Российской Федерации.
На сайте ЦФО все заказчики, которые фактически осуществляют закупки, размещают планы-графики закупок в структурированном виде, вносят изменения. Основными причинами внесения изменений являются:
• необходимость уточнения плана-графика в случае несостоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
• распределение экономии, полученной по результатам состоявшихся процедур закупок.
В рамках совершенствования законодательства Российской Федерации о кон-
трактной системе в сфере закупок в настоящее время прорабатываются следующие вопросы.
1. Введение каталога товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, которое обеспечит:
- повышение прозрачности закупок и снижение коррупционных рисков за счет введения единообразных наименований товаров, работ, услуг, использование которых заказчиками будет обязательно при планировании и осуществлении закупок;
- повышение конкуренции при осуществлении закупок за счет улучшения условий для поиска участниками рынка интересующих их закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- снижение издержек заказчиков за счет стандартизации подходов к описанию объектов закупок;
- снижение рисков совершения заказчиками непреднамеренных ошибок при планировании и осуществлении закупок в посредством включения в каталог информации о действующих нормативно-правовых актах, определяющих порядок осуществления закупок конкретных товаров, работ, услуг;
- повышение эффективности контроля за закупками, в том числе общественного, за счет расширения возможностей по поиску и анализу информации о закупках.
При осуществлении ведомственного контроля проверяются: соблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок; соблюдение требований о нормировании в сфере закупок; правильность определения и обоснования НМЦК и др. В ходе проведения плановых и внеплановых проверок в рамках последующего контроля в сфере закупок могут возникать спорные ситуации. Причина тому - отсутствие единого подхода к методам осуществления проверок.
Конкурс и аукцион являются торговыми процедурами, но и они могут быть неконкурентными. Основные проблемы при проведении аукциона - заказчик выставляет излишние требования, не допускающие потенциального поставщика к участию в процедуре. Например, акцентирует внимание на наличии у поставщика многолетнего опыта, соответствующих сертификатов, невыполнимых сроков поставки и т.д.
При проведении конкурса заказчик имеет возможности повлиять на результат торгов. Главный минус конкурса -
его исход в большей степени зависит от критериев отбора, определяемых заказчиком. Положением о закупках критерии могут быть сформулированы под аффилированного участника или быть субъективными. Положительное влияние на систему контроля призвана оказать интеграция автоматизированных систем закупок в регионах.
В частности, интеграция позволит:
- сократить сроки согласования заявок на закупки;
- осуществить в едином информационном пространстве всесторонний контроль, мониторинг и аудит процесса закупок - от бюджетного планирования до исполнения государственных контрактов;
- сократить процедуры запроса котировок, сместить приоритет в сторону закупок в форме открытых конкурсов и электронных аукционов;
- увеличить доли совместных закупок в общем количестве проводимых заказчиками процедур;
- сформировать библиотеку типовых контрактов;
- совершенствовать контроль ГРБС - внутренний контроль.
Говоря о системе информационного обеспечения, нельзя не отметить роль обзорных писем по результатам проверок, которые направляются в адрес ГРБС, органов местного самоуправления в целях профилактики нарушений бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок.
Большое значение имеют проводимые с местными администрациями семинары в ЦФО, аудиоконференции по актуальным вопросам соблюдения законодательства при исполнении полномочий, новациям в сфере финансового контроля, обмену опытом контрольной деятельности и т.д.
Результативность и эффективность механизма зависят во многом от того, насколько контроль совершенен как система, что подразумевает синхронизацию усилий каждого звена - от деятельности контрактных управляющих заказчиков до конечного исполнителя контракта.
Таким образом, действующий в настоящих условиях механизм финансирования учитывает полученный ранее практический опыт реализации государственных и муниципальных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения рекомендаций Комиссии ООН по правилам международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Он должен способствовать повышению качества обеспечения государственных нужд с уче-
том системного подхода к процессу формирования, заключения и исполнения государственных контрактов. Несомненно, это значительный шаг на пути формирования современной закупочной системы в России.
Применение контрактной системы призвано обеспечить прозрачность всего цикла закупок - от планирования до приемки исполненных контрактов, способствовать предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок.
Литература
1. Забоев С.А. Государственные закупки зарубежных стран // Наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2017. С. 319-323.
2. Карташова С.А. Государственные заказы и закупки как организационный механизм управления целевыми программами // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2017. № 1-2. С. 226-228.
3. Кидлова Н.В. Государственные закупки как инструмент обеспечения эффективности бюджета субъекта Российской Федерации // Вестник научных конференций. 2017. № 2-3 (18). С. 41-43.
4. Мельников В.В. Преференциальная политика и стимулирование конкуренции на рынке государственных закупок // Научные исследования и разработки. Экономика. 2017. Т. 5. № 1. С. 39-43.
5. Павлов И.И. Государственные закупки как вид бюджетных расходов // Публичные финансы в XXI. 2017. С. 135136.
6. Погорелова Л.И., Бабкина Н.А. Сравнительный анализ особенностей функционирования государственных закупок в России и КНР. // Россия и Китай: вектор развития материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 201-203.
7. Полоскова М.И. Государственные закупки как инструмент регулирования экономики // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2017. № 35. С. 247-252.
8. Рубцов В.Н. Мониторинг государственных закупок как механизм противодействия коррупции // Евразийская адвокатура. 2017. № 1 (26). С. 143-145.
9. Шадрина Е.В., Ромодина И.В. Государственные закупки для устойчивого развития: международный опыт // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 149-172.
10. Шайдуллина В.К. Правовое регулирование государственных закупок в свете вступления России во Всемирную Торговую Организацию //
11. Евразийский юридический журнал. 2017. № 1 (104). С. 52-54.
Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. http:// economy.gov.ru/.
12. Сайт Центрального федерального округа Российской Федерации. http:// cfo.gov.ru/.
The Monitoring Technologies of the State Procurement in the RF Central Federal District Pankova L.N.
Moscow Metropolitan Governance
University Public procurement is an effective mechanism for ensuring sustainable global development. The Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 (as amended on 07.06.2017) «On the contract system in the sphere of procurement of goods, works and services for the provision of state and municipal needs «And the Decree of the Government of the Russian Federation. The system of monitoring state and municipal purchases in the Central Federal District is also being improved. Thus, the current funding mechanism takes into account the previous practical experience of implementing state and municipal procurement, as well as international practice, including the main provisions of the recommendations of the UN Commission on International Trade Rules (UNCITRAL). It should contribute to improving the quality of public needs, taking into account the systematic approach to the process of formation, conclusion and execution of state contracts. Undoubtedly, this is a significant step towards the formation of a modern procurement system in Russia Key words: sustainable development, state and municipal procurement, contract system, sustainable system, public procurement, RF Central Federal district, monitoring.
References
1. Zaboev S.A. State procurement of
foreign countries // Science and education at the present stage of development: experience, problems and ways to solve them. Materials of the International
(correspondence) scientific-practical conference. 2017. pp. 319323.
2. Kartashova S.A. State orders and purchases as an organizational mechanism for managing target programs // New Science: Problems and Prospects. 2017. № 1-2. Pp. 226-228.
3. Kidlova N.V. State purchases as a tool to
ensure the effectiveness of the budget of the subject of the Russian Federation // Bulletin of scientific conferences. 2017. No. 2-3 (18). Pp. 41-43.
О
Ю
5
*
а
2 а
7
4. Melnikov V.V. Preferential Policy and
Stimulation of Competition in the Public Procurement Market // Scientific Research and Development. Economy. 2017. T. 5. № 1. P. 39-43.
5. Pavlov I.I. Public procurement as a type of budgetary expenditure // Public Finance in XXI. 2017. P. 135136.
6. Pogorelova LI, Babkina N.A Comparative analysis of the features of public procurement in Russia and China // Russia and China: vector of development materials of the international
scientific and practical conference. 2017. pp. 201-203.
7. Poloskova M.I. Public procurement
as an instrument for regulating the economy / / Economics and management in the XXI century: development trends. 2017. No. 35. P. 247-252.
8. Rubtsov V.N. Monitoring of public
procurement as a mechanism for counteracting corruption // Eurasian Advocacy. 2017. No. 1 (26). Pp. 143-145.
9. Shadrina EV, Romodina I.V. Public
procurement for sustainable development: international
experience // Issues of state and municipal management. 2017. No. 1. P. 149-172.
10. Shaydullina V.K. Legal regulation of public procurement in the light of Russia's accession to the World Trade Organization //
11. Eurasian Law Journal. 2017. No. 1 (104). Pp. 52-54.
The site of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Http://economy.gov.ru/.
12. The site of the Central Federal District of the Russian Federation. Http://cfo.gov.ru/.
СЧ CS £
6 a
2 ©