литература
1. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам первого полугодия 2015 года. Электронный ресурс. Режим доступа: сайт Министерства экономического развития Российской Федерации
2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Электронный ресурс. Режим доступа: сайт министерства экономического развития Российской Федерации.
3. Розничная торговля. Прогнозы на 2016 год. Электронный ресурс. Режим доступа: сайт Агентства экономической информации «Пройм»
4. Яковлева-Чернышева А.Ю. Особенности процесса управления устойчивым развитием предпринимательских структур // Транспортное дело России. - 2014. - №6. - С. 110-112.
5. Яковлева-Чернышева А.Ю. Некоторые подходы к исследованию факторов устойчивого развития предпринимательских структур // Управление и экономика в XXI веке. - 2013. - №2. - С. 3-10.
6. Яковлева-Чернышева А.Ю. Формирование методологических подходов к управлению социально-экономической системой предпринимательства// Транспортное дело России. - 2012. - №2. - С. 19-21.
7. Яковлева-Чернышева А.Ю. Формирование концептуальных подходов к исследованию предпринимательства как социально-экономической системы/ Т.П. Левченко, А.Ю. Яковлева-Чернышева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - №5. - С. 2.
8. Годовые отчеты ГК «Диски», «Магнит», «X5 Retail Group» за 2015 год.
Гайдамака И.И., Белова H.H., Мельник Е.А.
проблемы создания государственно-частного партнерства в инновационном развитии рекреационного сектора региона кмв
Различные формы долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях во всем мире и в нашей стране стали теми инструментами, которые позволяют решать общественно значимые задачи, соблюдая баланс интересов частного и государственного партнеров. Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это институциональный и организационный альянс, организуемый для реализации масштабных и локальных проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг. Развитие многообразных национальных и международных проектов ГЧП во всех регионах
мира, их широкое распространение и разнообразие форм позволяют выделить этот вид сотрудничества государства и бизнеса в качестве характерной черты современной экономики [4] .
Общепринятые классификации выделяют множество разнообразных организационно-правовых форм ГЧП. Наиболее распространены среди них, такие как контрактная, которая применяется для реализации общественно необходимых и полезных видов деятельности посредством административного договора между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой. Это может быть договор аренды в традиционной форме аренды, в том числе и в виде лизинга. Часто применяется также концессионное соглашение, при которой государство (муниципальное образование) как собственник имущества предлагает партнеру (частному лицу, фирме и т.п.) выполнять в течение длительного срока оговариваемые в соглашении функции. С позиций права собственности ГЧП -это разнообразные модели, использующие преимущества уже существующих и новых форм партнерств. При реализации проектов ГЧП применяются различные механизмы сотрудничества государственных структур и предприятий частного бизнеса. Они различаются объемами передаваемых частному партнеру правомочий собственности, масштабами инвестиционных обязательств сторон, принципами распределения рисков, мерой ответственности за проведение различных видов работ. Из всех механизмов ГЧП в Российском законодательстве получили развитие лишь несколько. Следует отметить, что все эти формы сотрудничества замечательно подходят к вновь создаваемым объектам, для осуществления крупномасштабных инвестиций в общественную инфраструктуру, так как в подобных проектах присутствуют наибольшие риски, и, безусловно, участие государства их минимизирует.
При этом государство как носитель власти является одновременно субъектом публично-правовых отношений, так и гражданско-правовых, поскольку становится участником хозяйственного оборота. Государство во всех формах партнерства обеспечивает приоритет общественных интересов, поскольку сохраняет властные функции, определяет правовые рамки, обязательные для всех остальных участников альянса. в качестве активного участника хозяйственного оборота государство также реализует свои экономические интересы (эффект от проекта) и осуществляет не только целеполагающую, но и контрольную функцию. Частный предприниматель в стремлении получить максимальную прибыль реализует собственные интересы, при этом обеспечивая партнерству необходимый импульс развития. Границы разделения возможных рисков, степень делегирования полномочий, условия передачи и использования результатов, как правило, закрепляются в договорах в каждом отдельном случае. Именно поэтому такая форма взаимодействия остается постоянно новой, развивающейся и изменяющейся в зависимости от потребностей каждого конкретного проекта, места и времени.
Тем не менее, в многообразии моделей и структур ГЧП выделяются общие характерные черты. Это, как правило, длительные сроки действия соглашений; специфические, эксклюзивные схемы финансирования проектов; тщательный
отбор участников на основе конкурсов; разделение рисков между участниками на основе соответствующих договоренностей сторон. Также специфичны сферы распределения полномочий между партнерами: государство устанавливает цели проекта, определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг реализации проектов, правовую и организационную поддержку. Частный же партнер занимается оперативной деятельностью на разных стадиях проекта - разработкой, финансированием, строительством и эксплуатацией, управлением, практической реализацией услуг потребителям.
Поскольку эта форма становится все более востребованной и перспективной в России, то потенциал отечественных регионов по привлечению инвестиций постоянно оценивается в Центре развития ГЧП и в Торгово-промышленной палате РФ. В число субъектов-лидеров входят Санкт-Петербург, Татарстан, Новосибирская, Свердловская, Нижегородская и воронежская области. Эксперты отмечают, что в реализуемых по схеме ГЧП проектах 87,4% составляют частные инвестиции, а наиболее востребованной формой сотрудничества бизнеса и государства стали концессионные соглашения, составляющие 53% всех проектов [5]. На сегодняшний день в России принято решение о реализации более 1400 проектов ГЧП, по которым заключены соглашения [7].
Если изначально в мировой практике ГЧП использовались главным образом в отраслях инфраструктурного комплекса, то сейчас есть немало примеров успешной реализации альянсов в сфере услуг, например, в здравоохранении. в нашей стране также имеются примеры успешного партнерства в здравоохранении, реализуемого через обязательное и добровольное страхование граждан. в ряде случаев частные медицинские организации осуществляют работу по отдельным направлениям отраслевых целевых программ, таких как нацпроект «Здоровье», программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью и др. Партнерство в здравоохранении осуществляется также в сфере фармацевтического бизнеса и производства лекарственных препаратов; производстве медицинского оборудования, инвентаря, медицинских изделий, расходных материалов. Развиваются с его помощью медицинские биотехнологии; производство компьютерных технологий и разработка систем учета, создание банков данных и организации расчетов за оказанную помощь между производителями и потребителями; эксклюзивные медицинские услуги повышенного качества и комфортности. Осуществляется развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
При министерстве здравоохранения РФ был создан Координационный совет по государственно-частному партнёрству в данной отрасли. После вступления в силу Закона № 224-ФЗ о ГЧП [1] разработаны методические рекомендации по применению механизмов государственно-частного сотрудничества в области здравоохранения. Развернута работа по созданию подзаконных актов для улучшения работы инвесторов и учреждений здравоохранения [2]. В Министерстве здравоохранения РФ рассматриваются более 20 ГЧП-проектов с использованием различных способов привлечения внебюджетных инвестиций в объеме более 10
млрд. рублей.
Также имеется положительный опыт работы ГЧП в сфере туризма, где, как правило, реализуются комплексные проекты по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа, федеральных или региональных целевых программ. Также разрабатываются некоторые целевые проекты по отдельным направлениям или задачам развития туристической отрасли [8]. В последние пять лет в субъектах РФ реализуются 65 региональных целевых программ развития туризма, финансирование которых составляет по предварительным оценкам около 37 млрд. руб. Из них из внебюджетных источников около 32 млрд. руб., или почти 85% от общей суммы [3].
Среди реализуемых проектов в области туризма более 10 находятся на территории СКФО (КБР, КЧР, Дагестан). При этом Ставропольский край, занимая 43 место в рейтинге активности развития ГЧП, в настоящее время не реализует ни одного проекта. Это говорит о том, что имеющийся инвестиционный потенциал региона пока используется недостаточно активно. Особенно актуально это для объектов санаторно-курортного комплекса, который является ведущим кластером, способным в наибольшей степени обеспечить рост региональной экономики, стать «полюсом роста» региона СКФО. Анализ показал, что среди заявленных проектов в основном вновь вводимые и только один по поводу реконструкции [9].
Недостаточно активное вовлечение санаторно-курортного комплекса в эти перспективные формы сотрудничества, по нашему мнению, заключается в том, что санаторно-курортная деятельность не получает должного внимания и адекватной оценки как важная составляющая структуры отраслей хозяйства нашей страны. Согласно распространенной классификации курортная деятельность относится к лечебному туризму, на том основании, что ее услуги оказываются в пределах рекреационного времени, требуют перемещения из постоянного места проживания, удовлетворяют не только оздоровительные потребности, но и познавательно-развлекательные. Но при этом данный вид рекреации реализуется только в специальных местностях, обладающих набором бальнеоресурсов, а наиболее существенная составляющая этого вида рекреации - лечение, которое должно проводиться под врачебным контролем, по утвержденным методикам и стандартам. Эти аспекты деятельности курируются министерством здравоохранения. вопросы стратегического развития санаторно-курортной отрасли отнесены к сфере компетенции Ростуризма. На деле же санаторно-курортный сектор не получает достаточного внимания, поскольку не является гетерогенным элементом для этих структур. Реформирование российской экономики привело к изменению организационно-правовых форм и структуры собственности на курортные объекты. Децентрализация системы санаторно-курортной помощи между министерствами, ведомствами, общественными организациями, акционерными обществами и частными лицами привела к зависимости развития санаторных учреждений от интересов и возможностей собственников. Разрушение структуры управления санаторно-курортным комплексом и централизованной системы реализации услуг привело к упадку материальной базы курортов, поскольку изменились источники и
способы их финансирования. Пренебрегая социальной значимостью курортного сектора, собственники стремятся его все более коммерциализировать, оценивая эффективность не в медицинском или социальном аспекте, а в экономическом. Естественно, что данная сфера не может быть такой же высокодоходной, как например, добывающие отрасли промышленности. Невысокая норма прибыли не обеспечивает финансовые интересы самих здравниц, интересы муниципалитетов и регионов, на территории которых располагаются курорты. кроме того, территориальные стратегии развития на многих давно существующих курортах, как, например, КМВ, не совпадают, а порой и прямо противоречат интересам собственников курортных объектов. все эти обстоятельства снижают заинтересованность потенциальных инвесторов в финансировании и эксплуатации курортных объектов хозяйствования.
в то же время низкая эффективность деятельности санаторно-курортного комплекса негативно отражается на экономике региона в целом. ведомственная разобщенность здравниц и инфраструктурных объектов (парки, терренкуры, грязе- и водолечебницы), недостаток средств на их содержание, а зачастую и нежелание собственников что-либо менять, разрушают положительный имидж отечественных курортов, приводят к перманентной распродаже бывшего общенародного достояния [6]. Естественно, что муниципальные и региональные власти, не имея полномочий вмешиваться в вопросы управления этой собственностью, также не заинтересованы в ее адекватном обновлении.
Отмеченные процессы в управлении собственностью не отвечают целям и задачам развития рекреационного комплекса. По нашему мнению, необходимо решить задачу формирования эффективного собственника. Учитывая высокую социальную значимость санаторно-курортного комплекса в оздоровлении нации, его существенную роль в современной системе здравоохранения необходимо неиспользуемую или неэффективно используемую собственность передавать в управление, реструктуризировать, акционировать и т.д. на конкурсной основе. Для чего идеально подходят формы и механизмы ГЧП. Такой подход не только расширяет возможности использования собственности для привлечения инвестиций в развитие здравниц, но и позволяет исправить просчеты, допущенные в процессе разграничения собственности курортов между государственными, федеральным и муниципальным уровнями власти, следствием которых явился неоправданно низкий удельный вес муниципальной, региональной собственности в составе санаторно-курортного комплекса. Данный просчет можно исправить посредством передачи части акций администрациям городов-курортов с целью получения муниципалитетами доходов от собственности и контроля за эффективностью использования через участие в советах.
Таким образом, ГЧП обеспечивает в сфере рекреации ряд преимуществ. Бизнес снабжает финансовыми ресурсами, профессиональным опытом, эффективным управлением, гибкостью и оперативностью в принятии решений, способностью к новаторству. Государство обеспечивает правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финан-
совых ресурсов. В ГЧП оно получает возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. По мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может постепенно смещать акценты в своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. Неизбежные предпринимательские риски при этом перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в итоге выигрывает общество как потребитель более качественных услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Консультант плюс : [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// pppi.ru/sites/default/filesakon_o_gchp_(дата обращения 20.03.2016).
2. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://pppi.ru/ sites/default/files/ (дата обращения 20.03.2016).
3. Власова Т.И. Государственно-частное партнерство - один из основных факторов динамичного развития индустрии туризма и гостеприимства // Материалы международной научно-практической конференции «Роль туризма в модернизации экономики российских регионов», Петрозаводск-кондопога, 8-10 июня 2010 г. - С.49-52
4. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика / Экономический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://institutiones. com/general/partnerstvo.html] (дата обращения 22.03.2016).
5. Куркин К. У регионов есть потенциал . Эксперт онлайн [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2014/21/u-regionov-est-potentsial (дата обращения 28.03.2016).
6. Мельник Е.А. Проблемы функционирования санаторно-курортного сектора КМВ в условиях экономического кризиса // Сб. научных трудов 3-й ежегодной конференции преподавателей, студентов и молодых ученых СКФУ «Университетская наука-региону», Пятигорск, 2015. - Т.2. - С.116-121
7. Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015-2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП / Исследование Ассоциации «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 36 с.
8. Центр развития государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/29/novosti/pppcenter-news (дата обращения 22.03.2016).
9. Яковлева-Чернышева А.Ю. Государственно-частное партнерство как
инструмент оптимизации кластерного взаимодействия в рекреационной сфере// Транспортное дело России. - 2011. - №11.- С. 120-122.
10. Яковлева-Чернышева А.Ю. Теоретико-методологические аспекты управления предпринимательством в санаторно-курортной сфере // Механизмы решения проблем социально-экономического развития / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: Наука и просвещение, 2016. - С. 36-49.
11. Единая информационная система государственно-частного партнёрства в РФ. Отрасли. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// http://www.pppi.ru/ region (дата обращения 14.10.2016).
экономика предприятия
Роганян С.А., Юхновец Л.Ю.
оптимизация финансовой стратегии предприятия посредством налогового планирования
в России налоговая нагрузка довольно высока, поэтому многие пытаются сократить свои расходы именно за счет снижения налогового бремени [1, с. 166].
Существует два варианта снижения налоговой нагрузки (Рисунок 1): законный и незаконный. к незаконным методам относят уклонение от уплаты налогов посредством занижения налогооблагаемой базы, фальсификации бухгалтерской и налоговой отчетности и прочего. Преимуществом данных методов оптимизации является их доступность и дешевизна. Но существуют и минусы в виде рисков при выявлении данных нарушений фискальными органами власти. в связи с развитием фискальной системы, предприятия все реже прибегают к данным методам и переориентируются на законные методы, получившие название методы оптимизации или минимизации налогообложения [2, с. 260]. Целью этих методов является не противодействие фискальной системе, которое влечет применение налоговых санкций или уголовную ответственность, а законное высвобождение активов с целью дальнейшего их использования в экономической деятельности. Оптимизация налогообложения позволяет налогоплательщику правомерно избегать или уменьшать обязательные выплаты в бюджет или получать отсрочку по обязательным выплатам в бюджет, производимым в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей и, следовательно, не влечет неблагоприятных последствий для налогоплательщика. Недостатками методов законной налоговой оптимизации являются высокая стоимость и необходимость специальных знаний. Достоинством