Научная статья на тему 'Публичное управление социально-экономическими макросистемами в условиях необходимости перехода к экономике знаний'

Публичное управление социально-экономическими макросистемами в условиях необходимости перехода к экономике знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МАКРОСИСТЕМА / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / STATE ECONOMIC POLICY / SOCIO-ECONOMIC MACROSYSTEM / KNOWLEDGE ECONOMY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Восканов Михаил Эдуардович

В статье рассматриваются ключевые вопросы развития системы публичного управления социально-экономическими макросистемами в России в условиях необходимости перехода страны к экономике знаний. В рамках данной статьи даётся авторская трактовка понятия "социально-экономическая макросистема". Кроме того в статье приводится определение понятия "публичное управление", формулируются основные функции публичного управления и обозначаются целевые ориентиры публичного управления социально-экономическими макросистемами при переходе к экономике знаний. В России на данном этапе общественного развития ещё не сформирована полностью система публичного управления. Поэтому требуется принятие ряда мер, способствующих выстраиванию системы публичного управления, которая позволит создать условия для перехода России к экономике знаний. Реализация этих мер должна осуществляться в рамках государственной экономической политики. Таким образом, целью публичного управления социально-экономическими макросистемами является обеспечение конкурентоспособности страны в глобальном экономическом пространстве, развитие социально-экономической, правовой, политической, культурной и духовной сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Восканов Михаил Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public management of socio-economic macrosystems in the conditions of necessity of transition to the economy of knowledge

The article discusses the key issues of the development of the public administration system of socio-economic macrosystems in Russia in the context of the need for the country's transition to a knowledge economy. In this article, the author's interpretation of the notion "socio-economic macrosystem" is given. In addition, the article provides a definition of the concept of "public administration", formulates the main functions of public administration and outlines the targets of public administration of socio-economic macrosystems during the transition to the knowledge economy. At this stage of social development in Russia the public administration system is not fully formed. Therefore, a number of measures are needed to promote the building of a public administration system that will allow to create the conditions for Russia's transition to a knowledge economy. The implementation of these measures should be implemented within the framework of state economic policy. Thus, the goal of public administration of socio-economic macrosystems is to ensure the competitiveness of the country in the global economic space, the development of the socio-economic, legal, political, cultural and spiritual spheres of society, improving the level and quality of life of the population.

Текст научной работы на тему «Публичное управление социально-экономическими макросистемами в условиях необходимости перехода к экономике знаний»

PUBLIC MANAGEMENT OF SOCIO-ECONOMIC MACROSYSTEMS IN THE CONDITIONS OF NECESSITY OF TRANSITION TO THE ECONOMY OF KNOWLEDGE

S

LU

S

о

LU T

s X

О X

о ^

л

#

* *

240

Voskanov Mikhail Eduardovich, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Management, Essentuki institute of Management, Business and Law, Essentuki

The article discusses the key issues of the development of the public administration system of socio-economic macrosystems in Russia in the context of the need for the country's transition to a knowledge economy, in this article, the author's interpretation of the notion "socio-economic macrosystem" is given, in addition, the article provides a definition of the concept of "public administration ", formulates the main functions of public administration and outlines the targets of public administration of socio-economic macrosystems during the transition to the knowledge economy. At this stage of social development in Russia the public administration system is not fully formed. Therefore, a number of measures are needed to promote the building of a public administration system that will allow to create the conditions for Russia's transition to a knowledge economy. The implementation of these measures should be implemented within the framework of state economic policy. Thus, the goal of public administration of socio-economic macrosystems is to ensure the competitiveness of the country in the global economic space, the development of the socio-economic, legal, political, cultural and spiritual spheres of society, improving the level and quality of life of the population.

Keywords: public administration; state economic policy; socio-economic macrosystem; knowledge economy; socioeconomic development.

УДК 338.246.2+005.1 ВАК РФ 08.00.01

ê> Воска нов М.Э., 2018

ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МАКРОСИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ ПЕРЕХОДА К ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

В статье рассматриваются ключевые вопросы развития системы публичного управления социально-экономическими макросистемами в России в условиях необходимости перехода страны к экономике знаний. В рамках данной статьи даётся авторская трактовка понятия "социально-экономическая макросистема". Кроме того в статье приводится определение понятия "публичное управление", формулируются основные функции публичного управления и обозначаются целевые ориентиры публичного управления социально-экономическими макросистемами при переходе к экономике знаний. В России на данном этапе общественного развития ещё не сформирована полностью система публичного управления. Поэтому требуется принятие ряда мер, способствующих выстраиванию системы публичного управления, которая позволит создать условия для перехода России к экономике знаний. Реализация этих мер должна осуществляться в рамках государственной экономической политики. Таким образом, целью публичного управления социально-экономическими макросистемами является обеспечение конкурентоспособности страны в глобальном экономическом пространстве, развитие социально-экономической, правовой, политической, культурной и духовной сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни населения.

Ключевые слова: публичное управление; государственная экономическая политика; социально-экономическая макросистема; экономика знаний; социально-экономическое развитие.

ВОСКАНОВ Михаил Эдуардович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Менеджмента, Ессентукский институт управления, бизнеса и права, Ессентуки

В развитых странах начало XXI в. стало периодом интенсивного развития информационного общества, нацеленного на переход к экономике знаний. На фоне этого в России наблюдается отставание в области образования и науки, что значительно актуализирует необходимость создания эффективной системы публичного управления, обеспечивающей переход к экономике, основанной на знаниях. Учитывая масштабы страны, целесообразным видится создание эффективной системы публичного управления социально-экономическими макросистемами в условиях необходимости перехода к экономике знаний.

Социально-экономическая макросистема - это целостная локализованная в экономическом времени и пространстве совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодействующих социальных и экономических институтов и отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления в обществе, состоя-

щая из подсистем,обладающих общей спецификой функционирования. Применительно к России, в качестве макросистем следует рассматривать, на наш взгляд, федеральные округа.

Исходя из этого, под социально-экономическими макросистемами следует понимать части территории государства, которые характеризуются относительной однородностью социально-экономических параметров или пространственной близостью к одному из центров, взаимодействуют сдругими частями территории государства и, в некоторых случаях, имеют органы управления или координации, общие программы и стратегии развития федерального уровня.

Для социально-экономических макросистем характерно сочетание природно-климатической, правовой, экономической, социальной, информационной составляющих, наличие множества разнообразных элементов, большого числа сложных связей, протекание потоков различных ресурсов (информационных, материальных, финансовых и др.).

Особенности публичного управления социально-экономическими макросистемами. Термин "публичное управление" применяется в различных сферах, таких как экономика, юриспруденция, политология, социология и др. Данное понятие имеет различные трактовки, однако, на наш взгляд, применительно к менеджменту целесообразно отталкиваться от следующего определения: публичное управление -это система, объединяющая деятельность органов власти всех уровней, неправительственные организации и обеспечивающая удовлетворение и защиту интересов общества. Публичное управление характерно для стран, в которых сформировано гражданское общество и достигнут высокий уровень социально-экономического развития.

Система публичного управления в России является многоуровневой и имеет сложную структуру и является базовым элементом при разработке и реализации социально-экономической политики. Публичное управление социально-экономическими макросистемами должно обеспечить точное прогнозирование, разработку и реализацию стратегий, программ и проектов социального-экономического развития России в условиях необходимости перехода к экономике знаний в рамках интегрированных государственно-частных образований. При этом основной целью функционирования системы публичного управления является повышениеуровня и качества жизни населения. [13]

Функционирование системы публичного управления, как отмечает доктор юридических наук, профессор И.В. Понкин, осуществляется на основе следующих принципов:

1)верховенство закона;

2) перманентность;

3) транспарентность;

4) равенство всех перед законом и судом;

5) эффективность;

6) подотчетность и подконтрольность;

7) демократичность;

8) социальность;

9) светскость. [15, с. 16 - 17]

Кроме того, И.В. Понкин выделяет следующие функции публичного управления:

1) обеспечение роста благосостояния населения, борьба с бедностью, выполнение социальных обязательств перед обществом;

2) обеспечение правопорядка и безопасности;

3) защита суверенитета и государственности;

4) защита нравственности и морали, культурных устоев и традиций;

5) обеспечение социально-экономической стабильности и устойчивого экономического роста, в т.ч. в условиях кризисов;

6) стимулирование и институционализация позитивных социально-экономических изменений;

7) оказание публичных услуг. [15, с. 16]

Целями публичного управления является

обеспечение эффективного функционирования органов власти всех уровней, исполнение органами власти своих функций в интересах общества, обеспечение социальной направленности государства. [15, с. 21]

Функции публичного управления социально-экономическими макросистемами при переходе к экономике знаний. Впервые термин "экономика знаний" применил Фриц Махлуп, австрийский и американский учёный-экономист. Он ввёл данное понятие в отношении одного из секторов экономики. Впоследствии термин получил более широкое распространение и стал использоваться в научном обороте как обозначение типа экономики, основанной на знаниях. [14, с. 450]

Развитие современного общества и необходимость становления экономики знаний в России оказывают непосредственное влияние на процессы выстраивания эффективной системы публичного управления. При этом основная роль, отводимая системе публичного управления, заключается в развитии современной эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения. Это

1-И S

О 1-И 3-

s о

X

о

л

#

* *

242

Функция образования и фундаментальных и прикладных научных исследований

должно стать новой парадигмои государственной политики социально-экономического развития России. Однако подобный подход требует создания определённых институциональных условий, что является первоочередной задачей, которую призвано решить государство. [16]

На сегодняшний день реализуется ряд мероприятий по повышению эффективности публичного управления и цифровизации российской экономики. С целью институционального закрепления данных мероприятий и в дополнение к ранее принятым документам в рамках государственной социально-экономической политики в 2016-2017 гг. был принят ряд новых нормативно-правовых актов, в т.ч.:

1. Указ Президента РФ "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" от

01 декабря 2016 № 642. [1]

2. Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" от 28.07.2017 №1632-р. [2]

Эти документы следует считать основой системы публичного управления при переходе России к экономике знаний. Особый акцент при этом, по нашему мнению, необходимо сделать на публичном управлении федеральными округами как социально-экономическими макросистемами.

Можно выделить пять специфических ключевых функций публичного управления социально-экономическими макросистемами при переходе к экономике знаний:

1. Функция образования и фундаментальных и прикладных научных исследований, целью которой является активизация и использование познавательной деятельности населения.

2. Функция генерации и аккумулирования знаний, целью которой является формирование условий развития науки и образования на основе интеграции научно-образовательной и познавательной деятельности населения.

3. Функция генерации и аккумулирования технологий, целью которой является стимулирование инновационной деятельности экономических субъектов для обеспечения развития

различных отраслей экономики, что позволит трансформировать знания в коммерческие продукты с высокими значениями добавленной стоимости.

4. Функция технологического перевооружения предприятий, целью которой является разработка и реализация программ по внедрению на предприятиях высокопроизводительных, экологичных и ресурсосберегающих технологий наряду с повышением требований к качеству производимой продукции, выполняемым работам и оказываемым услугам.

5. Функция развития инновационной инфраструктуры, целью которой является формирование условий осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ФУНКЦИИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

Функция генерации и аккумулирования знаний

Функция генерации и аккумулирования технологий

Функция технологического перевооружения предприятий

Функция развития инновационной инфраструктуры

ОБРАЗОВАНИЕ

НАУКА

БИЗНЕС

ЭКОНОМИКАЗНАНИЙ

Рисунок 1 - Функции публичного управления при переходе к экономике знаний (составлено автором)

С целью обеспечения функционирования названных подсистем в рамках системы публичного управления социально-экономическими макросистемами, на наш взгляд, видится целесообразным формирование интегрированных научно-образовательных центров, созданных по принципу сообществ практики в федеральных округах на правах общественных

организаций, объединяющих учёных, специалистов-практиков, профессионалов, представителей бизнес-сообщества и государства. Основой функционирования интегрированных научно-образовательных центров в рамках социально-экономических макросистем, по нашему мнению, должно стать взаимодействие на основе триединой системы "образование -наука - бизнес", что позволит обеспечить получение си нергетического эффекта отдеятельности участников (рис. 1).

Публичное управление по своей сути является результатом своего рода общественного договора между государством и гражданами, а предлагаемая нами система интегрированных научно-образовательных центров в рамках социально-экономических макросистем позволит создать институциональную платформу для взаимодействия государства и общества и обеспечить предпосылки перехода России к экономике знаний. [16]

Учитывая ситуацию, складывающуюся в мировой экономике, кризисные явления, санкци-онные войны и т.п., становится очевидно, что сырьевая модель экономики имеет высокую зависимость от конъюнктуры на мировых рынках. В подобных условиях актуализируется переход России к экономике знаний, которая имеет ряд явных преимуществ:

1) высокая конкурентоспособность наукоёмких продуктов;

2) высокие значения добавленной стоимости инновационных продуктов;

3) востребованность профессиональных компетенций человека (знаний, умений и навыков); [12]

4) высокая производительность труда;

5) устойчивый экономический рост;

6) повышение качества жизни населения.

Целевыми ориентирами публичного управления социально-экономическими макросистемами при переходе кэкономике знаний должны стать:

1) формирование институциональной среды;

2) повышение доли перерабатывающих отраслей в структуре промышленного производства по сравнению с долей добывающих отраслей;

3) создание современной инновационной инфраструктуры;

4) повышение предпринимательской активности населения за счёт сокращения административных барьеров и стимулирования предпринимательской деятельности;

5) развитие конкурентной среды и сокращение уровня монополизации экономики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) обеспечение опережающих темпов роста производства наукоемкой продукции;

7) ростуровня и качества жизни населения. В заключение, обобщая вышесказанное, отметим, что целью публичного управления социально-экономическими макросистемами в условиях необходимости перехода к экономике знаний в современной России является обеспечение конкурентоспособности страны в глобальном экономическом пространстве, развитие социально-экономической, правовой, политической, культурной и духовной сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни населения. [11]

В России на данном этапе общественного развития ещё не сформирована полностью система публичного управления. Поэтомутребуется принятие ряда мер, способствующих выстраиванию системы публичного управления, которая позволит создать условия для перехода России к экономике знаний. Реализация этих мер должна осуществляться в рамках государственной экономической политики. При этом государство, учитывая масштабы страны, должно способствовать интеграции науки, образования и бизнеса. Подобную интеграцию, по нашему мнению, можно обеспечить путём создания научно-образовательных центров в рамках социально-экономических макросистем как основы перехода России к экономике, основанной на знаниях.

Примечания:

1. Указ Президента РФ "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" [Электронный ресурс]: [от01 декабря 2016 №642] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 31. 10.2018).

2. Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" [Электронный ресурс]: [от 28.07.2017 № 1632-р] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". URL: http://www. consultant.ru/(дата обращения:31.10.2018).

3. Байрамукова Ф.А. Особенности развития новых институциональных структур и форм хозяйствования с позиции воспроизводства человеческого капитала // Глобальный научный потенциал. -2016.-№5(62).-С. 34-38

4. Байрамукова Ф.А. Развитие институционализированных кластеров в системе современных экономических отношений // Современные фундаментальные и прикладные исследования.-2016. -Т. 1.-№2(21).-С. 29-36.

5. Байрамукова Ф.А. Теоретические аспекты возрастания услуговой компоненты в контексте развития постиндустриальной экономики (на примере региона Кавказские Минеральные Воды) // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2013. - № S1. - С. 83-86.

6. Байрамукова Ф.А. Феномен курортной услуги с позиции формирования и накопления человеческого капитала (на примере Особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды) // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2014. - № 3 (14). - С. 49-53.

7. Восканов М.Э. Необходимость и институциональные особенности перехода России к экономике знаний // Инновационное развитие экономики. - 2017. - №3(39). - С. 7-11.

8. Восканов М.Э. Формирование и развитие экономики инновационного типа в России: институциональный аспект// Kant. - 2017. - №2(23). - С. 111 -11 б.

9. Восканов М.Э. Формирование парадигмы управления макрорегиональной социально-экономической системой Юга России в условиях меняющейся институциональной среды : монография.

- Кисловодск: МАГИСТР, 2015. - 176 с

10.Восканов М.Э., Байрамукова Ф.А. Институциональные условия формирования постиндустриальной экономики в современной России // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2016. - № 3 (22). - С. 118-121. П.Гаврилова И.В.,Захарова К.В.,Малащенкова,Т.А. Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые условия ее формирования [Электронный ресурс]// Молодой ученый. - 2016. - №10.

- С. 655-659. URL: https://moluch.ru/archive/114/ 29877/(дата обращения: 31.10.2018). 12.Галкин В.В. Достоинства и недостатки экономики знаний [Электронный ресурс] // vadim-galkin.ru. 9 июля 2015 г. URL: http://vadim-galkin.ru/ politics/economy/dostoinstva-i-nedostatki-ekonomiki-znanij'/(дата обращения:31.10.2018).

13.Карапетян А.А. Основы публичного управления социально-экономическими системами на различных иерархических уровнях [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 22.06.2015. URL: http:// www.jurnal.org/articles/2015/ekon70.html (дата обращения: 31.10.2018).

14.Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник российской академии наук. -2003. - Том 73. - № 5. - С. 450.

15.Понкин И.В. Общая теория публичного управления: избранные лекции : учебное пособие. - М., 2013.-196 с.

16.Халилова М.А., Романова Ю.А. Эффективность публичного управления в Российской Федерации [Электронный ресурс] //Управление экономическими системами. 2014. №1(61). URL: http://uecs.ru/ uecs61 -61 2014/item/2703 (дата обращения: 31.10.2018).

17.Voskanov М.Е. The development of the Russian national innovative system on the basis of personal cognitive activities [Восканов М.Э. Развитие национальной инновационной системы России на основе когнитивной деятельности человека] // International scientific periodical "Modern fundamental and applied researches". - 2017. -№4(27). - Part. 2. - Pp. 34-38.

18.Voskanov M.E. The institutional features of Russia's transition to the knowledge economy [Восканов М.Э. Институциональные особенности перехода России к экономике знаний] // International scientific periodical "Modern fundamental and applied researches". - 2017. -№2(25).-Part. 2.-Pp. 42-48.

ANALYSIS OF STAGES OF FORMATIONAND MODERN CONDITION OF SYSTEM OFTHE REFERENCE WITH PRODUCTION WASTES AND CONSUMPTION, INCLUDING MUNICIPAL SOLID WASTE MANAGEMENT INTHE RUSSIAN FEDERATION Gutieva Natalia Andreevna, PhD of Technical sciences, Associate Professor Kiseleva irina Eduardovna, PhD of Chemical sciences, Associate Professor

Department of Natural Sciences, Engineering and Humanities, Rostov State Transport University (branch), Minerainye Vody

The article analyzes the stages of formation and the current state of the system of production and consumption waste management in Russia. The key factors that determine the effectiveness of the system, regardless of the type of government, the ideological content of society. The rapid development of the consumer market in Russia has exacerbated the situation in the field of solid municipal waste management, stressing the fundamental problem of Russian society - mutual distrust in the relations between the government and the population. An effective waste management system requires the transfer of the population from the category of "consumer services" to the category of "partner" in the minds of officials and government programs, which is possible only if citizens are aware of the responsibility for their own actions and increase their participation in solving the problem.

Keywords: solid municipal waste; waste management system; stages of formation; integrated strategy; separate collection.

АНАЛИЗ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье проанализированы этапы формирования и современное состояние системы обращения с отходами производства и потребления в России. Назва-

УДК 338+502.24 ВАК РФ 08.00.05

© Гутиева H.A., 2018 © Киселева ИЗ., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.