Научная статья на тему 'Формирование системы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных районов'

Формирование системы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных районов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / МИССИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS / MUNICIPALITY / STRATEGY / STANDARD OF LIVING / LOCAL POPULATION / MISSION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большакова Юлия Александровна,

Управление социально-экономическим развитием территории муниципального образования означает ее способность противостоять к воздействиям различного характера, неуклонное повышение качества жизни населения и обеспечение непрерывного расширенного воспроизводства муниципального хозяйственного комплекса. Автором обосновано использование стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием муниципального образования, предложен алгоритм формирования стратегии развития на примере Княгининского муниципального образования, дающий возможность использовать сильные стороны конкретного муниципального образования и достигать наиболее актуальных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Большакова Юлия Александровна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the system of strategic management of social and economic development of municipal districts

Management of socio-economic development of the territory of the municipality means its ability to withstand the effects of different nature, the steady improvement of the quality of life of the population and ensuring continuous expanded reproduction of the municipal economic complex. The author substantiates the use of a strategic approach to the management of socio-economic development of the municipality, the algorithm of formation of the development strategy on the example of the Princess municipality, which makes it possible to use the strengths of a particular municipality and achieve the most urgent goals.

Текст научной работы на тему «Формирование системы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных районов»

5. Колесникова С. И. Модификация метода анализа иерархий для динамических наборов альтернатив / С И. Колесникова // Математические основы ин Тешсктуальньк .шстсм. - 2009. №'4 (б) - С. 102-109.

6. Минаков И. А. Формирование рынка плодово-ягодной продукции в России / И. Д. Минаков //

Экономика сельскохозяйственных и перерабаты вающих предприятий. - 2006. - № 5. - С. 56-60, 7. Саати Т. Аналитическое планирование. Орга ни за ци я систем / Т. Саати, К. Керне ; пер. с англ. -М,: Радио и связь, 1991. - 224 с.

S

LU

S X

о

LU

X

О X

о

л

#

# *

256

FORMATION OF THE SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL DISTRICTS

Botshakova Yuliya Ateksandrovna, PhD of Economics, Associate Professor, Deputy Director of Institute of additional education, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino

Management of socio-economic development of the territory of the municipality means Usability to withstand the effects of different nature, the steady improvement of the quality of Ufe of the population and ensuring continuous expanded reproduction of the municipal economic complex. The author substantiates the use of a strategic approach to the management of socio-economic development of the municipality, the algorithm of formation of the development strategy on the example of the Princess municipality, which makes it possible to use the strengths of a particular municipality and achieve the most urgent goals.

Keywords; socio-economic conditions; municipality; strategy; standard of living; local population; mission; sustainable development; internal and external factors; strategic management

УДК 332.12 ВАК РФ 08,00,05

? Большакова Ю. А., 2019

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРА ТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

Управление социально-экономическим развитием территории муниципального образования означает ее способность противостоять к воздействиям различного характера, неуклонное повышение качества жизни населений и обеспечение непрерывного расширенного воспроизводства муниципального хозяйственного комплекса. Автором обосновано использование стратеги ческого подхода к управлению социально-экономическим развитием муниципального образования, предложен алгоритм формирования стратегии развития на примере Киягининского муниципального образования дающий возможность использовать сильные стороны конкретного муниципального образования и достигать наиболее актуальных целей.

Ключевые слова; социально-экономические условия; муниципальное образование; стратегия;уровень жизни; местное население; миссия; устойчивое развитие; внутренние и внешние факторы; стратегическое управление.

БОЛЬШАКОВА Юлия Александровна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Института дополнительного образования, Нижегородский гос.ударе геенный инженерно -экономический университет, Княгинино

Благополучие и социально-экономическое развитие любого муниципального образования во многом определяется эффективностью системы муниципального управления и организации местного самоуправления конкретной территории, что определяет актуальность исследования.

Основной целью исследования является теоретическое обоснование применения стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием муниципальных районов.

Как показывает практика, на сегодняшний день, наиболее распространенный во многих муниципальных образованиях программно-целевой подход к управлению не позволяет достигать тех целевых ориентиров, которые заложены в стратегии социально-экономического развития страны.

Среди основных причин подобной ситуации можно выделить следующие:

- размытость рамок формирования проблем муниципальных образований в контексте программных индикаторов;

- обобщенный подход к формированию основных целей и задач программы развития муниципальных образований, не учитываю-

щий их специфики, ресурсного потенциала и реальных проблем конкретных территорий;

- ориентация финансирования на достижение общих целей программы, без конкретизации задач - "из пушки по воробьям";

- циклы реализации программ, не адаптированные под производственно-экономические циклы отдельных регионов;

- отсутствие четкого согласований и системности решения основных социально-экономических проблем муниципальных образований,

В контексте муниципального управления стратегию социально-экономического развития можно представить как систему долгосрочных приоритетов, целей и задач муниципального управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития.

В настоящее время стратегический подход позволяет максимально полно и эффективно удовлетворять озвученные выше требования. Вместе с тем, ориентация на стабильное развитие социально-экономических показателей является неотъемлемым элементом современной государственной политики в целом, и муниципального управления, в частности.

Однако, несмотря на востребованность стратегического подхода к управлению соци-ально-экономическимразвигиеммуниципаль-ных образований, его актуальность и эффективность, на сегодня отсутствует единство методологии организации стратегического управления муниципальными образованиями.

По мнению Е.8. Марченко: "Для разработки стратегий формирования механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований различных типов следует исходить из социально-экономического потенциала муниципальных образований" [1,75].

По мнению С.Н, Семеновой и Е.В, Ильинской: "Алгоритм формирования системы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципального района содержит шесть этапов: формирование группы, участники которой должны обладать методами стратегического анализа; разработка модели организационно-экономического механизма для повышения показателей социально-экономического развития муниципального района; проведение социологического исследования; разработка вариантов стратегий повышения сквозных показателей социально-экономического развития муниципального района; выбор наиболее эффективной стратегии решения актуальных проблем; раз-

работка программы обеспечения развития муниципального района" [2, 313].

В.Н. Медведева предложила построить алгоритм процесса формирования и реализации стратегии развития муниципального района как систему, состоящую из трех основных блоков: постановка стратегической цели (в нашем случае это устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования); процесс стратегического планирования; реализация стратегических программ, которая должна проходить в условиях перманентного мониторинга и оценки на предмет соответствия первоначально заданной стратегической цели и поставленным индикаторам [3,47].

В своей работеА.О. Мазина, ссылаясь на труды отечественных авторов, приводит пять основных разделов разработки стратегического плана устойчивого развития муниципального образования: "Анализ устойчивого состояния ; муниципального образования; проектирование целей, задач, стратегических направлений социально-экономического развития; разработка системы проектов и программных мероприятий; оценка эффективности проектов и программных мероприятий; общественная апробация программы" [4].

Использование разнообразных подходов к стратегическому управлению социально-экономическим развитием позволяет достаточно разносторонне подходить к этому процессу. Вместе с тем, стоит отметить, что отсутствие единой методологической базыделает процесс разрозненным и малоэффективным, поскольку на практике не достигают тех результатов, на которые ориентированы стратегические цели.

В такой ситуации для стратегического управления социально-экономическим развитием муниципального образования важным становится акцент на стратегическом планировании, за счет которого появляется возможность удержания собственных самостоятельных позиций.

Стратегическое планирование социально-экономического развития любого муниципального образования должно опираться на общие экономические законы и закономерности, федеральные и региональные директивы, нормативно-правовую базу, а также должно строиться на соблюдении основных принципов, отражающих специфику процесса и позволяющих достигать эффективности планируемых результатов. Систематизируя принципы стратегического планирования в рамках муниципального управления, можно выделить шесть базовых моментов (рис. 1}.

05

т—I

о си

-О о. ш

СС

ь-

ш о

аГ го

го

а 2

Ё 257

а к X £ V г

1 X X _ В 1 1 * и Ф 1 3 ¥ 5 5 5 41 О £ I > V >

га -о а. с

>

И а. \

ф 2 >

Я $ ш к с >

\

Необходимо выявить основные характеристики муниципального образований, а также возможности и угрозы его развитию, связанные с его внешним окружением Стратегия должна быть чувствительна к изменениям внешней среды.

Необходимо выбрать конкурентоспособную позиции муниципального образования

в пространстве «рынка муниципалитетов», сформировать образ будущего ыуни!щипального образования, способный увлечь участников промесса и задать для них перепет1 иву действия

Стратегии должна опираться на ценности и интересы люден, определяющих жизнь муниципального образования

Стратегия должна строиться с учетом состояния и возможностей структуры управления муниципальным образованием и. при необходимости, сопровождаться специальной работой, направленной на ее реорганизацию.

Необходимо 'троить стратеги« на основе сбора и использования разной информации, упорядочивая ее в соответствии с задачами процесса ппанированип

Необходимо строшь процесс планирования ка* последовательность отельных тагов, анализируя удачи и неудачи работы, проделанной на предыдущем шаге, и последовательно наращивая опыт планирования

Рисунок 1 - Принципы стратегического планирования в муниципальном управлении *

Если рассматривать взаимосвязь социальной и экономической составляющих в управлении развитием муниципального образования, то, беря во внимание каноны экономической тории, - целью должно являться социальное развитие населения, а развитие экономики должно выступать средством достижения этого. Однако, как показывает практика, на сегодняшний день, большинство социальных вопросов опираются на экономический интерес, в связи с чем, целью уже выступает развитие экономики, а улучшение уровня жизни людей рассматривается как средство ее достижения. В этой связи, на наш взгляд, при разработке стратегии управления социально-экономическим развитием муниципальных образований необходимо менять приоритетность. На первый план должно выходит обеспечение повышения уровня жизни населения и социальных факторов, а уже для этого должна развиваться производственно-экономическая система.

'^Составлено автором по материалам статьи В.И. Терехина "Проблемы государственного управления развитием административно-территориальных образований: оценка уровня развития и эффективности управления муниципальным образованием" Человек: преступление и наказание, - 2011. - № 2. - С. 88-92. [5]

* Составлено автором по материалам статьи В.И. Терехина "Проблемы государственного управления развитием административно-территориальных образований: оценка уровня развития и эффективности управления муниципальным образованием" Человек: преступление и наказание.

2011. Г 2.-С. 88-92. [5]

В подтверждение нашей позиции можно привести высказывание О. Ф Ефграфо-ва: "Рыночные отношения, сложившиеся в России требуют переосмысления сущности управления социально-экономическим развитием муниципальной территорией, так как современные вызовы реалий ориентируют общество на то, что при определении стратегических приоритетов развития отдельных территорий необходимо акцентировать внимание на потребности человека, его интересы и мнения" |б].

Для анализа потенциала муниципального образования необходимо применение специального аналитического инструментария и методики, Действующие модели муниципального управления образованием в сложившихся условиях не адекватны целям и задачам его развития, во многом тормозят достижению целей, стоящих перед системой муниципального образования, что обуславливает необходимость перераспределения функциональной нагрузки по управлению инновационным потенциалом системы муниципального образования.

При этом в компетенции муниципальных органов управления территорией целесообразно определить те виды работ, которые необходимы для реализации стратегии модернизации [7].

Нам представляется, что новый стратегический выбор муниципального образования должен делаться сучетом потенциала всех экономических субъектов, расположенных в социально-экономическом пространстве, под которым понимают всю совокупность находящихся в его границах человеческих, природных, земельных, материальных и финансовых ресурсов, вне зависимости от формы собственности, степени их вовлечения в хозяйственный оборот и уровня использования (рис, 2),

На наш взгляд, стратегический анализ должен включать не только ориентацию на приоритетные федеральные и региональные программы, но и учитывать сформированный ресурсный потенциал муниципального образования и среду стратегического управления, включающую с инвестиционной и институционной составляющей, такие элементы, как ин-

теллектуальные, нравственные, психологические и мотивационные характеристики.

Вместе с тем, стратегия развития муниципального образования должна включать: стратегии пространственного и инфраструктурного развития для формирования благоприятной среды проживания местного населения; стратегии специализированных видов деятельности (маркетинговой, финансовой, обучение и развитие, инвестиции в человеческий капитал, жизнеобеспечение муниципального образования и пр.}; стратегии отдельных бизнесов на территории муниципального образования, особенно это касается градообразующих организаций и отраслей.

Ценности Целевые ори внти ры

Среда стратегического _управления_

■ интелектуальная: ■нравственная; -мотивационная: -психологическая. - институционная: -инвестиционная

Стратегический анализ

Стратегические ориентиры

. Федеральные стратегичесше программы и концепции - Региональные стратегические программы

Ресурсный потенциал муниципального

- интелектуальная: -нравственная; -■иотивационная. -психологическая, -институционная: -инвестиционная.

Концепция стратегии развития муниципального образования

Стратегии пространственного и инфраструктурного

развития мунииипзльного

Стратегии специализированных видов деятельности

Программно- це левое

С юджегирование

(ПЧ&>

Обратная связь

Стратегический контроллинг |.......

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2 - Стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципального образования (составлено автором)

Еще одной отличительной особенностью, на наш взгляд, является разделение бюджета на реализацию стратегии. Программно-целевое бюджетирование (ПЦБ) должно выступать гарантом определения приоритетных направлений развития муниципального образования, а бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), позволяет стимулировать достижение конкретных количественных и качественных показателей развития.

Как уже было сказано ранее, стратегическое управление включает в себя такие важные составляющие элементы, как стратегический анализ, разработку альтернатив, с учетом ре-

альных потребностей муниципального образования и его потенциалом, оценку и анализ выработанных альтернатив [8, 270; 9,203].

На первоначальном этапе, при анализе стратегической среды, необходимо помнить, что многообразие, динамичность и детерминированность факторов внешней и внутренней среды требует особого внимания.

Несмотря на то, что на сегодняшний день основные факторы как внешней, так и внутренней среды, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования, всем хорошо известны, тем не менее, на наш взгляд, имеет смысл систематизировать наиболее влиятельные факторы.

Внешнюю среду, на наш взгляд, целесообразно анализировать с точки зрения отношений с областными и региональными центрами : и демографическими и социальными процессами в стране, что в свою очередь определяется общей политикой и экономической ситуацией в регионе и стране в целом. Кроме того, на развитие муниципального образования оказывают определённое влияние Федеральные и региональные программы и проекты.

Что касается факторов внутренней среды, то здесь целесообразно выделить уровень социальной и жилищной сферы, как ключевые критерии формирования уровня жизни местного населения. Экономический и природный потенциал, позволяющие обеспечить планомерное развитие конкретного муниципального образования.

Вместе с тем, на наш взгляд, до сих пор практически без внимания остается интеллектуальный потенциал населения муниципального образования как один из источников его инновационного развития.

Для проведения наиболее детального стратегического анализа, на наш взгляд, эффективным является уже зарекомендовавший себя инструмент - $\А/ОТ-анализ. По результатам проведения такого анализа аппарат управления муниципальным образованием, как правило, может оценить не только сильные и слабые стороны, но также выявить основные

Стратегии отдельных бизнесом на территории муниципального обоазовэния

Бюджетирование,

ориентированное но результат (БОР)

Обратная связь

05

т—I

о си

-О о. ш

СС

ь-

ш о

аГ го

го

Ё 259

ш

260

возможности для дальнейшего устойчивого развития и вероятные риски и угрозы. По результатам анализа вырабатывается ряд мер, направленных на дальнейшее стратегическое развитие муниципального образования [10], На основании изученного материала мы предлагаем алгоритм формирования стратегии развития Княгининского муниципального образования {рис. 3)

Книги ми некое муниципальное образование

Определение цели Устойчивое социально-экономическое развитие Княгининского МО

Сбор информации, стратегический анализ, выявление проблемны* зон Княгининского района

Формулирование основных стратегических направлений развития МО

Разработка сбалансированной системы показателей

Выработха стратегически* альтернатив

Достижение стратегической цели: создание нормативных, организационных, управленческих экономических и других условий для эффективной деятельности Княгининского муниципального образования

Рисунок 3 - Алгоритм формирования стратегии развития Княгининского муниципального образования (составлено автором)

Основными преимуществами разработки стратегии развития Княгининского муниципального образования является ориентация на будущее. А именно изначальная постановка стратегической цели и разработка мероприятий для ее достижения с учетом потенциала района и Федеральных и региональных задач. Тогда как на сегодняшний день процесс управления строится по схеме "Сценка социально-экономического положения - Прогноз социально-экономического развития - Политические цели развития - Социально-экономическая политика развития района".

Мы предлагаем идти от обратного, сначала определить стратегическую цель, далее оценить ресурсный потенциал и только потом вырабатывать конкретную стратегию социаль-

но-экономического развития Княгининского муниципального района.

При этом в случае неудачи (не получение необходимого результата) на контрольных точках, алгоритм позволяет вернуться на предыдущий этап и присмотреть ключевые события.

Завершаться данный процесс должен либо достижением стратегических целей, либо началом цикла заново, для более продуктивного результата. Кроме того, ключевыми особенностями данного алгоритма, мы считаем этап разработки системы сбалансированных показателей, достаточно широко применяемую в крупных корпорациях, но незаслуженно обойденную в государственном муниципальном управлении.

Таким образом, стоит отметить, что управление устойчивым социально-экономическим развитием муниципального образования выступает одной из главных функций муниципального управления любого административно-хозяйственного элемента. Однако подходы, широко применяемые и используемые повсеместно, на сегодняшний день не оправдали своей актуальности и не позволяют полноценно достигать цели и удовлетворять потребности местного населения и участников институциональной среды муниципальных образований. Новые подходы муниципального управления, основанные на стратегическомуправлении, на наш взгляд, позволят устранить эти проблемы.

Литература:

1. Марченко Е. В. Разработка стратегий формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований: монография, - Ста враполь, 2014.-С. 75-93.

2. Семенов С. Н., Рубцрва 8. И., Ильинская Е, В. формирование систем стратегического управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных районов П Никоновские чтения. - 2015. - №20-1. - С. 312-313.

3. Медведева В. Н. с грате г и чес кое управление социально-экономическим развитием муниципал ь-

ного образованна // Вестник Севкавгти. - 2014. -№19.-С 42-47.

4. Мазин А, 0. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования на примере Лев-толстовского района Липецкой области // Наука и образование сегодня. - 2018. - № 5 (28), - С. 47-48.

5. Терехин, В. И. Проблемы государственного управления развитием административно-территориальных образований: оценка уровня развития и эффективности управления муниципальным образованием // Человек: преступление и наказание. - 2011. - № 2. - С. 88-92.

6. Гфграфов О. 6. Управление социально-эконо-мическим развитием муниципальных территорий: направления совершенствования // Современные вызовы и тенденции развития местного самоуправления : сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции. -Чебоксары, 2019.-С. 79-82.

7. Рогач 0. S. Управление развитием инноваци он ного потенциала общего образования на муниципальном уровне в условиях социально-экономической модернизации // Материалы ивановских чтений. - 2017. - № 1 (1). - С. 353-357.

8. Козлов 6. А., Ильичева О. В., Пипякина Ю. А. Определение понятия финансово-экономической стратегии развития применительно для сельскохозяйственных организаций // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018,

- № 2 (23),- Том 7, - С. 269-272,

9. Беспалых А. В. Влияние организационной структуры на управление предприятием// Актуальные вопросы экономических наук. - 2008. - №2-3.- С 200-205.

10. Забазнова Т. А. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии развития сельских территорий //Транспортное дело России. - 2009. - Na4.

- С 24-25.

05

т—I

о cu

-0 о. ш

СС

ь-X

LU

о

аГ m

со

STATE POLICY fN THE FIELD OF PUBLIC MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC MACRO-SYSTEMS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION AND THE FORMATION OF THE INFORMATION SOCIETY Voskanov Mikhail Eduardovich, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Management, Essen tu lei Institute of Management, Business and Law, Essentuki

The article discusses the features of state policy in the field of public management of the development of socioeconomic macrosystems in the context of globalization and the formation of the information society, in addition, the article reveals the essence of the concept of "public, administration", describes the information society, reveals the goals and principles of public policy in the field of public administration. The article also proposes the main directions of the implementation of state policy in the field of public management of the development of socioeconomic macrosystems.

Keywords; state policy; public administration; globalization; Information society; socio-economic macrosystem.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКИХ МАКРОСИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО

ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются особенности государственной политики в области публичного управления развитием социально-экономических макросистем в условиях глобализации и становления информационного общества. Кроме того, в статье раскрывается сущность понятия "публичноеуправление", даётся характеристика информационного общества, раскрываются цели и принци пы государственной политики в области публичного управления. Также в статье предлагаются основные направления реализации государственной политики в области публичного управления развитием социально-экономических макросистем.

Ключевые слова; государственная политика; публичное управление; глобализация; информационное общество; социально-экономическая макросистема.

УДК 338.246.2+005.1 ВАК РФ 08.00.05

í Восканов М.Э., 2019

kk~ : i

261

Процессы глобализации в мире, становление информационного общества в России, масштабы нашей страны и необходимость интенсификации роста российской экономики актуализируют вопросы развития публичного управления социально-экономическими макросистемами (федеральными округами) в рамках единой государственной политики.

ВОСКАНОВ Михаил Эдуардович, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры Менеджмента, Ессентукский институт управления, бизнеса и права, Ессентуки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.