Научная статья на тему 'Логика и методы регулирования муниципальных социально-экономических систем путем стратегирования потенциала развития'

Логика и методы регулирования муниципальных социально-экономических систем путем стратегирования потенциала развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ СТРАТЕГИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STAGES / STRATEGY DEVELOPMENT / STRATEGIC ANALYSIS / COMPETITIVE ANALYSIS / STRATEGIC GOAL-SETTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кизиль Е. В.

Предмет. Удовлетворение растущих потребностей общества способствует актуализации проблемы планирования потенциала развития социально-экономических систем. Особенно это касается местного уровня, регулирование которого со стратегических позиций всегда отличалось неоднозначным подходом. В настоящее время наблюдается активизация процессов становления системы стратегического планирования на муниципальном уровне, что является прорывом в подходах к роли местного уровня управления в решении проблем социально-экономического развития страны. Цели. Изложение логики и методов регулирования муниципальных социально-экономических систем путем стратегирования потенциалов развития муниципальных образований. Методология. Методологической основой статьи стали логико-интуитивные и таксонометрический методы, методы стратегического и системного анализа, а также табличные и графические способы анализа. Результаты. Проанализированы этапы разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Определены перспективы практического использования предложений по регулированию развития социально-экономических систем муниципального уровня, в том числе при разработке планов стратегического территориального развития. Представлен алгоритм поэтапного стратегирования потенциалов развития муниципального образования. На основе коллективной экспертизы подцелей составлена платежная матрица эффектов и риска, позволяющая выбрать альтернативный вариант цели, соответствующий наиболее эффективным способам ее реализации. Предложена методика проведения конкурентного анализа потенциала развития муниципального образования на основе матрицы Франшона-Романе. Представлена логическая последовательность и методика планирования потенциала развития муниципальных социально-экономических систем. Выводы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке модели развития социально-экономических систем посредством стратегирования потенциала развития, а также будут полезны органам местного самоуправления в процессе поиска наиболее эффективных путей развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The logic and methods of regulation of municipal social-economic systems through strategizing the development potential

Importance The article studies the processes of formation of a strategic planning system at the municipal level. Objectives The paper aims to outline the logic and methods of regulation of municipal social-economic systems by strategizing the municipal development potential. Methods For the study, I used logical and intuitive methods, like goal-setting, tree of objectives, a matrix method; taxonomy methods, strategic and systems analyses, as well as the tabular and graphical methods of analysis. Results I present an algorithm of step-by-step strategizing of municipal development potentials. On the basis of the collective expertise of sub-goals, I compiled a payoff matrix of effect and risk, to choose an alternative objective corresponding to the most effective way to attain it. I propose a technique of conducting a competitive analysis of the capacity of development of a municipal formation based on the Franchon-Romanet matrix of financial strategies. As well, I present a logical sequence and methods of planning the development capacity of municipal socio-economic systems. Relevance The results of the research can be used to develop a model for the development of socio-economic systems by strategizing the development potential, as well as can be useful to the local self-government bodies in finding the most effective ways to develop the territory.

Текст научной работы на тему «Логика и методы регулирования муниципальных социально-экономических систем путем стратегирования потенциала развития»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Региональное стратегическое планирование

ЛОГИКА И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПУТЕМ СТРАТЕГИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ

Елена Витальевна КИЗИЛЬ

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 28.06.2016 Принята в доработанном виде 20.07.2016 Одобрена 03.08.2016

УДК 332.145 JEL: 010, О18, 020

Ключевые слова:

этапы стратегирования, стратегический анализ, конкурентный анализ, стратегическое целеполагание, муниципальное образование

Аннотация

Предмет. Удовлетворение растущих потребностей общества способствует актуализации проблемы планирования потенциала развития социально-экономических систем. Особенно это касается местного уровня, регулирование которого со стратегических позиций всегда отличалось неоднозначным подходом. В настоящее время наблюдается активизация процессов становления системы стратегического планирования на муниципальном уровне, что является прорывом в подходах к роли местного уровня управления в решении проблем социально-экономического развития страны.

Цели. Изложение логики и методов регулирования муниципальных социально-экономических систем путем стратегирования потенциалов развития муниципальных образований.

Методология. Методологической основой статьи стали логико-интуитивные и таксонометрический методы, методы стратегического и системного анализа, а также табличные и графические способы анализа.

Результаты. Проанализированы этапы разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Определены перспективы практического использования предложений по регулированию развития социально-экономических систем муниципального уровня, в том числе при разработке планов стратегического территориального развития. Представлен алгоритм поэтапного стратегирования потенциалов развития муниципального образования. На основе коллективной экспертизы подцелей составлена платежная матрица эффектов и риска, позволяющая выбрать альтернативный вариант цели, соответствующий наиболее эффективным способам ее реализации. Предложена методика проведения конкурентного анализа потенциала развития муниципального образования на основе матрицы Франшона-Романе. Представлена логическая последовательность и методика планирования потенциала развития муниципальных социально-экономических систем.

Выводы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке модели развития социально-экономических систем посредством стратегирования потенциала развития, а также будут полезны органам местного самоуправления в процессе поиска наиболее эффективных путей развития территории.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Методология регулирования развития муниципальных социально-экономических систем основывается на совокупности представлений о последовательности действий по достижению заданных величин (количественных и качественных) потенциала развития локальной социально-экономической системы (СЭС) посредством стратегирования (планирования). Проблемами стратегического планирования социально-экономических систем различных иерархических уровней занималась целая плеяда отечественных и зарубежных ученых: И. Ансофф, Н.Д. Кондратьев, Б.С. Жихаревич, В.Г. Марача, П.Г. Щедровицкий, А.Г. Гранберг, В.Н. Лексин, Ю.В. Филиппов, Д.А. Гайнанов, П.А. Минакир [1-10]. Выбор стратегии развития потенциала социально-экономической системы зависит от состава, структуры, качества его

ресурсных составляющих (бюджетных, имущественных, предпринимательских, инвестиционных, институциональных), стратегической позиции, которую занимает система среди других социально-экономических подсистем (конкурентный статус), и генеральной цели, стоящей перед ней в обозримом будущем. Поскольку потенциал развития социально-экономической системы муниципального уровня ранее был структурирован нами по сферам деятельности органов государственного и муниципального управления (бюджетно-имущественной, инвестиционно-предпринимательской, институциональной) и ресурсно-пространственно-воспроизводственно-институциональному делению, объектом стратегического планирования потенциала станут его одноименные элементы [11, 12]. Повышение уровня потенциала развития

посредством стратегирования (планирования)

заключается:

• в выявлении концептуального видения глобальной цели развития социально-экономической системы и связанных с ее воплощением путей развития;

• в перспективном (стратегическом) анализе и оценке структуры потенциала развития социально-экономической системы;

• в планировании приоритетных направлений развития потенциала, ориентированных на перспективные цели и имеющиеся ресурсы;

• в стратегическом целеполагании и выборе целей-альтернатив на основе анализа имеющихся внутренних возможностей и факторов внешней среды.

Алгоритм стратегирования потенциала развития

включает два этапа.

• 1-й этап. Идеологизация развития. На этом этапе предполагается идентификация причинно-следственных связей, определяющих путь социально-экономических преобразований в муниципальном образовании, его исторической онтологии, преобладающих традиций, производственно-культурной специализации. Представление муниципального образования как социальной корпорации1 [13, 14] позволяет в качестве единой стратегии его развития выбрать модель 7С, предложенную Т. Питерсом и Р. Уотерманом, которые рассматривали организацию через взаимодействие таких социально-экономических факторов, как стратегия, система, совместные ценности, стиль, способности сотрудников. Данная модель определяет философию развития муниципального образования и рассматривает стратегическое планирование как механизм принятия управленческого решения, увязывающий личные интересы членов сообщества с общими целями муниципального образования, опирающийся на изучение коренных интересов местного сообщества, общественного мнения, ментальности населения.

• 2-й этап. Стратегический анализ. Первая итерация. Анализ социально-экономической ситуации в муниципальном образовании.

1 По мнению В.Л. Макарова, муниципальное образование -холдинг с управляющей компанией (муниципалитетом) и входящими в холдинг «предприятиями» (гражданами, частными фирмами, общественными объединениями и т.д.).

Анализ социально-экономического развития муниципального образования можно проводить по методике таксонометрирования. Согласно классическому определению рейтинга, он представляет собой оценку значимости, масштабности, важности объекта, проблемы, характеризуемую числовым показателем или номером места, занимаемого ими в ряду сходных объектов2. В данном случае рейтинг рассматривается как выстраивание муниципального образования в порядке, соответствующем заранее установленным правилам и критериям [15]. В основе составления рейтинга должна лежать обширная экономическая информация о функционировании муниципального образования в целях выработки оптимальных управленческих решений по обеспечению его развития. Выбирается система из определенного количества показателей Хтп, позволяющих оценить социально-экономическое положение муниципального образования3. Совокупность этих показателей за ряд лет (или за один период, но разных муниципальных образований) можно представить в виде матрицы X. Так как показатели различны и по значениям, и по качеству, следует провести их нормирование (матрица 2, рис. 1, 2).

Для всех элементов матрицы 2 можно рассчитать их отклонение от эталонного значения, под которым понимается наибольший или наименьший компонент матрицы в зависимости от его оптимальной величины. Расчет производится по формуле:

п

= К-Г)2 , , = 1

где Яг - год, имеющий минимальное значение.

Год, имеющий минимальное значение Я,, признается «лучшим» по динамике социально-экономического и финансового состояния территории. Приведенный способ таксонометрирования также поможет выявить наилучший период развития муниципального образования или лучшее муниципальное

2 РайзбергБ.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2014. 512 с.

3 В работе Е.В. Кизиль «Оценка уровня социально-экономического состояния муниципального образования

с помощью методики рейтингования» (Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 30. С. 33-37) в качестве таких показателей были рассмотрены уровень бюджетной автономии, степень бюджетной зависимости, уровень дефицита бюджета и т.д.

образование в муниципальном районе по степени экономической активности и наполняемости потенциала. Пример определения рейтингов муниципальных образований Комсомольского муниципального района, рассчитанных по показателям устойчивости бюджета, уровню бюджетных доходов и степени бюджетной обеспеченности на душу населения приведен в табл. 1. Размах колебаний относительно лучшего рейтингового числа из рассчитанных для муниципального образования определится по формуле [16]:

I

A =

\X ср

— 1

100

N

где х, - значение рейтингового числа для конкретного муниципального образования или конкретного периода функционирования;

Хср - среднее значение показателя (рейтингового числа) для группы муниципальных образований;

N - количество подсистем одного уровня иерархии (количество муниципальных образований одного уровня управления или одного муниципального образования в динамике за несколько лет).

Общий тренд, согласно динамике рейтинга за рассматриваемый пятилетний период, показывает ухудшение социально-экономической ситуации в районе, так как растет амплитуда колебания рейтинга, что свидетельствует о росте дифференциации муниципального образования по уровню социально-экономического положения (рис. 3а). На рис. 3б представлена динамика изменения рейтинга муниципального образования района в 2012 г., по которому можно судит о лучших из них по степени соответствия эталонным показателям развития.

Вторая итерация. Характеристика потенциала, обеспечивающего развитие муниципального образования. Для формирования стратегии необходима диагностика текущего состояния потенциала развития муниципального

образования. Традиционно одним их самых широко используемых методов является SWOT-анализ4, в котором для оценки сильных и слабых сторон муниципального образования, условий внутренней и внешней среды, определенным образом влияющих на потенциал развития, используются мнения экспертов. Их степень согласованности определяет коэффициент

4 Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальное управление: справочное пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 96.

вариации по известному алгоритму (определение дисперсии оценок; нахождение среднеквадратического отклонения; расчет коэффициента вариации, показывающего степень согласованности мнений экспертов по конкретной оценке). Сформированная оценка потенциала развития является характеристикой стартовых условий социально-экономического развития муниципального образования [17]. Их качественную характеристику автор определяет условно тремя составляющими потенциала развития (базовой, обеспечивающей и готовности к социально-экономическим преобразованиям).

Комплексный подход к формированию стартового потенциала, обеспечивающего развитие на основе ресурсных и организационных возможностей муниципальной территории, представлен на рис. 4.

Таким образом, ресурсно-базовая, ресурсно-обеспечивающая и организационно-обеспечивающая составляющие стартового потенциала трансформируются в потенциал, связанный с направлениями и сферами деятельности органов местного самоуправления (потенциал, задающий развитие территории). Такой подход позволяет органам управления на местах не только получить необходимую информацию о социально-экономическом состоянии муниципального образования, но и упрощает сбор данных, необходимых для количественной оценки потенциальных возможностей подконтрольной территории развиваться в дальнейшем.

Абсолютная оценка потенциала развития, исходя из невозможности применить одни и те же способы оценки к различным составляющим потенциала (ресурсной и обеспечивающей), значительно усложняется и может привести к недостоверности результата, поэтому относительная количественная оценка потенциала развития может быть сделана на основе применения методов экспертных, балльных оценок и весовых коэффициентов [18].

Комплексный потенциал муниципальной территории и риск, влияющий на возможности социально-экономической системы развиваться, количественно определяются суммированием относительного влияния набора факторов путем применения различных индикаторов и опираются на использование статистических баз данных, ранжирование, определение оценок влияния факторов на основе динамики статистических показателей. Для определения

5 Там же, с. 105.

X

количественного значения потенциала и риска муниципального образования (сельскохозяйственный район) предлагается использовать данные, представленные в табл. 2. Алгоритм численного определения потенциала развития локальной социально-экономической системы проводится в несколько этапов:

1) сбор массива статистических данных, характеризующих потенциал и риски территории;

2) приведение показателей к индикативному виду;

3) нормирование в целях приведения к сопоставимому виду на основе стандартных процедур нахождения среднего значения, дисперсии;

4) применение статистических методов обработки данных (ранжирования, методики балльных и весовых коэффициентов).

Третья итерация. Конкурентный анализ. Для

муниципальных социально-экономических систем рекомендуется проводить анализ на основе, методов и моделей для корпоративных систем [19] (модель Бостонской консалтинговой группы, модели Портера, матрицы Мак-Кинзи и т.д.). Для прогнозирования допустимых пределов риска и выявления порога возможностей потенциала развития муниципального образования предлагаем использовать матрицу Франшона-Романе [20], адаптированную для нашей сферы исследования (классическая матрица применяется в финансово-хозяйственной области деятельности предприятия) (рис. 5).

В каждой ячейке матрицы расположен результат влияния внутренней (сила-слабость) и внешней (угрозы-возможности) среды муниципального образования на потенциал развития (Р - результат, У - угрозы, В - возможности, С - сила, Сл. -слабость). При этом 1, 2 и 3-я ячейки отображают позиции равновесия, 7, 8 и 9-я - позиции дефицита, а 4, 5 и 6-я - позиции успеха. По диагонали проходит граница между двумя зонами.

Далее представлены возможности, а также благоприятные и неблагоприятные последствия тех или иных экономических решений, влияющих на состояние потенциала развития, в зависимости от занимаемой позиции в матрице (рис. 6).

В оригинальном виде сохранена только часть названий позиций. В табл. 3 представлена характеристика потенциала развития в соответствии с занимаемой позицией в матрице Франшона-Романе. Конкурентный анализ

муниципального образования можно провести путем ранжирования в зависимости от его рейтинга и местоположения в стратегических зонах хозяйствования. При этом для определения конкурентного статуса, например, сельских поселений, входящих в муниципальный район, следует использовать принцип стратегического позиционирования, позволяющий ранжировать существующее состояние социально-экономической системы в зависимости от факторов экономического и социального развития, что дает возможность сформировать стратегию поведения.

Муниципальные образования, обладая тем или иным уровнем развития, который выражается рейтингом, занимают свою стратегическую позицию в кластере стратегических зон хозяйствования муниципального района. В табл. 4 представлены границы вхождения муниципального образования в ту или иную группу в зависимости от рейтинга, определенного с помощью метода таксонометрирования (лучший, средний, худший), описанного ранее (табл. 1). Принадлежность муниципального образования к тому или иному рейтингу соответствует наличию у него потенциала развития определенного уровня. Стратегическое позиционирование муниципального образования «Поселок Ягодное» Комсомольского муниципального района в системе рейтинг (внутреннее влияние среды) -межбюджетные трансферты (внешнее воздействие среды), показывающее изменение в динамике в зависимости от наполняемости потенциала развития и помощи из вышестоящих бюджетов представлено на рис. 7.

При этом зоны рейтингов приведены к следующей шкале:

• 5-20 - лучший рейтинг;

• 20-30 - средний рейтинг;

• 30-40 - худший рейтинг.

Муниципальное образование в рассматриваемые годы меняло конкурентную позицию, проходя 2, 6, 4-ю ячейки матрицы. В 2008 г. потенциал соответствовал позиции «Устойчивое равновесие», которая означала баланс сил и возможностей муниципального образования (рис. 7а).

В 2009 г. переход в зону «Запас прочности» свидетельствует о повышении потенциала развития (лучший рейтинг), об улучшении социально-экономического положения муниципального образования и его конкурентных

позиций (уменьшение зависимости от внешних источников финансирования). Такое положение сохранялось и в 2010 г. В 2011 г. происходит смещение в зону «Средний рейтинг» (4-я ячейка матрицы), что соответствует конкурентной позиции «Дилемма 2». Это означает, что вероятность попадания в ячейки 2, 7, 1 (ухудшение рейтинга) будет зависеть от способности органов власти использовать конкурентные преимущества муниципального образования и смягчить негативное влияние внешней среды. Наиболее благоприятный исход - это переход в зону «Устойчивое равновесие». Данные 2012 г. свидетельствуют о сохранении предыдущей конкурентной позиции муниципального образования. Перемещение в 4-ю, а затем во 2-ю ячейки свидетельствует о возвращение к ситуации 2010 г. (рис. 7б).

Стратегическое целеполагание и выбор альтернативных вариантов целей. Для любого муниципального образования, как организации, обладающей множественностью структурных подразделений и достаточной разветвленностью каналов управления, имеет место иерархия, представляющая собой разделение целей более высокого уровня на цели низшего уровня, которую принято называть «Дерево целей». Важность роли иерархии целей сложно переоценить для конкретного муниципального образования. Многоуровневая система целей, основанная на выявлении проблемных областей и ситуаций в развитии муниципального образования «Комсомольский муниципальный район», представлена на рис. 8. В практике стратегического планирования сложилась устойчивая тенденция выделения главной (генеральной) цели, которая определяет горизонт социально-экономического развития, соотношение направлений, задач и соответствующих целей. Выбор альтернативных вариантов целей, ориентированных на особенности того или иного муниципального образования, может основываться на пошаговой процедуре, заключающейся в формировании системы целей для каждого муниципального образования (с обязательным условием сопоставимости по структуре и экономическим показателям) и на ее базе общей системы приоритетов для муниципальных образований всего района. На основе анализа потенциалов развития муниципального

образования, а также с учетом федеральных и региональных приоритетов социально-экономического развития, формируются стратегии, соответствующие целям, и их возможные комбинации. При этом количество возможных

84 Ийр://йп-каа!|

альтернатив должно быть необходимым и достаточным, чтобы проанализировать все возможные варианты сочетания целей и потенциальных возможностей муниципального образования с оказывающими на него влияние возмущающими факторами внешней и внутренней среды. В этом случае целесообразно прибегнуть к методам сравнения целей по важности. Это может быть метод коллективной экспертизы6, а также метод построения матрицы эффектов и ущерба. В табл. 5 представлены результаты коллективной экспертизы подцелей Комсомольского муниципального района, которые определяют подцели 1.1.1, 1.2.1 и 1.3.1 как наиболее приоритетные из всего перечня. При этом подцель 1.1 имеет статусе важности 0,35; подцель 1.2 - 0,33, подцель 1.3 - 0, 32. Степень согласованности мнений экспертов определяется по коэффициенту вариации. Важность подцелей 1.1.2, 1.1.4, 1.2.3, 1.2.4, 1.3.5 нельзя определить однозначно, так как уровень расхождения мнений экспертов относительно важности данных подцелей более 25% (табл. 5). Платежная матрица эффектов и ущерба, а также матрица риска, позволяющие оценить значения целевой функции для каждого сочетания /-го варианта решения (возможные стратегии развития муниципального образования) и ,-го варианта подцели развития представлены на рис. 9, 10.

Ситуация определяется возможными стратегиями развития:

• обеспечение экономического роста за счет притока капитала и улучшения состояния инвестиционного климата на территории района

(СО;

• активизация инновационно-инвестиционной компоненты во всех отраслях экономики (С2);

• создание развитой общественной инфраструктуры (коммунальной, дорожной, транспортной и др. (Сэ);

• укрепление конкурентных позиций на внутренних и на внешних рынках за счет минимизации издержек и реструктуризации убыточных предприятий (С4).

Варианты намеченных решений (подцель развития) выбраны в соответствии с результатами коллективной экспертизы по важности (табл. 5):

• создание современной инфраструктуры экономики (содействие развитию малого предпринимательства, самозанятости

6 Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальное управление: справочное пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 96.

и производственной кооперации), развитие сельского хозяйства (Ц0;

• развитие человеческого потенциала (образование, здравоохранение) (Ц2);

• повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления (развитие доходной базы и эффективности бюджетных расходов) (Цз).

Матрица риска позволит количественно оценить риск для каждой 7-й цели при реализации /-й стратегии (разница между максимально возможным для этой ситуации эффектом Ф/мах и его фактическим значением Г/.).

Так как логика стратегического выбора базируется на сценарном подходе, заключающемся в разработке системы альтернативных целей социально-экономического развития муниципального образования на основе различных вариантов долгосрочного прогноза, выбор базового сценария развития определяется на основе наибольшей вероятности соответствующего прогноза (в данном случае наибольшей важности цели). Выбор цели осуществляется по принципу соответствия минимальному математическому ожиданию риска

и максимальному математическому ожиданию эффекта (оценки последствий от реализации цели посредством осуществления той или иной стратегии), то есть выбирается тот альтернативный вариант цели, который соответствует максимальному математическому ожиданию целевой функции и минимальному математическому ожиданию риска. Таким условиям удовлетворяет цель Ц (математическое ожидание целевой функции - 8,4; математическое ожидание риска - 0,7).

Таким образом, представленный в работе алгоритм стратегирования потенциала развития

муниципального образования, основан на рассмотрении стратегического и конкурентного анализа, а также стратегического целеполагания, как наиболее важных его этапах. Данный подход может быть полезен органам местного самоуправления в процессе поиска наиболее эффективных путей развития территории, в выборе конкурентных стратегий, позволяющих использовать преимущества локальной территории и нивелировать внешние вызовы и угрозы. Дальнейшее исследование будет направлено на апробацию методов выбора стратегий -альтернатив и разработку рекомендаций по их использованию.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рейтинговые числа муниципальных образований, входящих в Комсомольский-на-Амуре муниципальный район Table 1

Rating numbers of municipalities of the Komsomolsk-on-Amur municipal district

Год Село Бельго Село Боктор Село Большая Картель Село Верхнетамбовское Село Верхняя Эконь Село Гайтер Поселок Галичный Поселок Гурское Село Даппы Поселок Кенай Поселок Молодёжный

2008 22,4 15,1 21,22 11,84 20,86 19,9 23,5 33,7 7,67 33,3 21,42

2009 31,4 17,9 27,1 21,65 27,3 23,4 26,6 21,6 33,5 32 31,24

2010 17,1 25,7 23,85 25,89 22,61 25 32,5 19,7 37,2 17,6 23,07

2011 18 35,2 22,38 17,01 25,16 25,3 26,8 23,7 34 22,7 23,32

2012 30,8 17,6 20,84 36,56 24,44 35,4 26,9 6,29 12,1 22,2 20,82

Продолжение таблицы

Год Село Нижнетамбовское Село Нижние Халбы Село Новоильиновка Село Новый Мир Село Пивань Село Селихино Поселок Снежный Поселок Уктур Село Хурба ЯгодныйПоселок Комсомольский муниципальный район

2008 26,91 26,7 21,2 23,9 25,8 29,5 33 22,3 22,1 28,7 20,77

2009 17,46 28,13 28,39 16,1 27,1 18,1 26,4 28 14,9 15,4 38,78

2010 16,28 15,51 22,51 23,1 22,6 24,9 18,9 21,1 14,4 10,8 17,66

2011 9,337 23,45 10,29 28,1 17,7 17,8 29 24,5 12,3 20,4 18,92

2012 34,62 28,51 35,54 17,6 26,6 30,2 10,6 19,7 21,8 25,2 17,2

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 2

Количественные характеристики потенциала и риска территории Table 2

Quantitative characteristics of the capacity and risk of a territory

Факторы (индикаторы) второго порядка Факторы (индикаторы) первого порядка

Потенциал

Природно-ресурсный потенциал Темп роста численности населения, % к предыдущему году

Производство основных продуктов животноводства на душу населения, т

Размещение природно-ресурсного потенциала (земли общего пользования) на душу населения, тыс. га

Размещение природно-ресурсного потенциала (лесные земли) на душу населения, тыс. га

Размещение природно-ресурсного потенциала (площадь сельскохозяйственных угодий на душу населения), тыс. га

Валовой сбор основных культур на душу населения, т.

Урожайность основных культур на 1 га убранной площади, ц

Поголовье скота и птицы на душу населения, ед.

Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб.

Объем платных услуг на душу населения, тыс. руб.

Количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 000 жителей, ед.

Доля оборота малого и среднего предпринимательства в общем обороте предприятий, %

Социально-трудовой потенциал Доля экономически активного населения во всем населении, %

Доля среднегодовой численности занятых в экономике в экономически активном населении, %

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работника организации, руб.

Финансовый потенциал Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы, %

Сальдированный финансовый результат одного субъекта предприятий, тыс. руб.

Инфраструктурный потенциал Плотность автодорог общего пользования с твердым (грунтовым) покрытием (на 1 000 км2 территории)

Грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности (кроме малых и микропредприятий), млн т/км

Риск

Производственный и природно-ресурсный риск Темп роста инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году

Темп роста валовой продукция сельского хозяйства, % к предыдущему году

Темп роста стоимости основных фондов, % к предыдущему году

Темп роста количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, % к предыдущему году

Темп роста естественного прироста населения на 10 000 чел., % к предыдущему году

Социально-трудовой риск Темп роста доли среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях в среднесписочной численности работников, % к предыдущему году

Доля безработных в экономически активном населении, % к предыдущему году

Доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения, %

Доля численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года), %

Институциональный риск Темп роста доли субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку, к количеству действующих субъектов, % к предыдущему году

Темп роста доли малых предприятий на 1 000 чел. населения, % к предыдущему году

Финансовый риск Темп роста объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических и физических лиц), % к предыдущему году

Соотношение доходов и расходов бюджета на душу населения, млн руб.

Криминальный риск Количество зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел.

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними на 10 тыс. чел.

Экологический риск Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу воздуха, отходящего от стационарных источников, на душу населения, т

Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты на душу населения, млн м3

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 3

Характеристика позиций потенциала развития

Table 3

Characteristic of the positions of development capacity

Позиция Характеристика позиции

Неустойчивое равновесие 1 Потенциал развития находится под влиянием внешней среды, хотя внутренние факторы сильны и положительно влияют на его состояние. При частичной нейтрализации внешних угроз возможен переход в 4-й квадрат или во 2-й. Последний вариант сопряжен с ухудшением внутренних резервов роста. Переход в 7-й квадрат означает потерю преимуществ внутренних положительных факторов

Устойчивое равновесие Отрицательный результат влияния внешних угроз и слабости внутренней среды нивелированы ростом возможностей и усилением положительных факторов внутренней среды. Удержать это устойчивое равновесное состояние - задача органов власти

Неустойчивое равновесие 2 Потенциал развития формируется под влиянием благоприятных условий внешней среды, но слабость внутренних позиций делает его состояние неустойчивым. Возможно усиление позиции потенциала при условии превалирования внутренних возможностей и переход в 5-й квадрат (в дальнейшем -и к неустойчивому равновесию, 2-й квадрат). Доминирование внешних угроз и неспособность активизировать внутреннюю среду могут способствовать перемещению позиции потенциала в 8-й квадрат

Эпизодический дефицит Положение потенциала в 7-м квадрате характеризует попытку выправить кризисное положение, воспользовавшись некоторым улучшением внутренних факторов среды. Данная позиция является перспективной в плане того, что попадание в 1 и 2-й квадраты улучшает конкурентную позицию потенциала за счет благоприятного влияния сильных сторон внутренней среды и появления новых возможностей извне. Перемещение в 8-й квадрат сщздает ситуацию близкую к кризису, так как начинают преобладать слабые стороны потенциала, несмотря на то, что уменьшаются угрозы внешней среды

Дилемма 1 Потенциал находится в дефицитной зоне. В данном случае возможны диаметрально противоположные варианты: перемещение в 9-й квадрат еще больше ослабляет его позиции, так как возможно усиление влияния угроз со стороны внешней среды. Попадание во 2-й квадрат значительно усилит положительное влияние как внутренней, так и внешней среды на потенциал. Местоположение, занимаемое в 7-м квадрате, слабее предыдущего, так как сопряжено с возвращением негативного влияния угрожающих факторов внешней среды

Кризис Влияния внешней (угрозы) и внутренней среды (сильное влияние слабых сторон) входят в резонанс. Результат совокупного влияния внутренней и внешней среды резко отрицательный. Требуется активизация антикризисных мер в управлении муниципальным образованием в целях перехода хотя бы в 7 или 8-й квадраты

Дилемма 2 Находясь в зоне успеха (4-й квадрат), велика вероятность попадания в зону дефицита при условии снижения влияния сильных сторон потенциала и превалирования угроз внешней среды (7-й квадрат). На линию равновесия можно «угодить», сохраняя позиции, обусловленные сильными сторонами потенциала и усилением негативного влияния внешней среды (1-й квадрат). При сохранении позиций, касающихся влияния внешней среды, ослабление влияния внутренних факторов может переместить потенциал во 2-й квадрат

Эпизодический успех Потенциал находится в благоприятной зоне успеха. При ухудшении внешней ситуации, но с сохранением своего положения в средней зоне по влиянию внутренних факторов среды, есть вероятность попадания во 2-й квадрат. В случае неблагоприятной ситуации можно сместиться в 8-й квадрат со «скатыванием» в «слабую» зону и уменьшением возможностей внешней среды положительно влиять на ситуацию

Запас прочности Находясь в благоприятной зоне (сила + возможности), потенциал развития, приобретая запас прочности, существенно не теряет накопленной положительной инерции к дальнейшему развитию, попадая в 4-й (снижение возможностей внешней среды) или в 5-й (проявление слабых сторон потенциала) квадраты

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 4

Границы областей вхождения муниципальных образований в группу с соответствующим рейтингом Table 4

Boundaries of municipal district to be attributed to the corresponding rating group

Год Рейтинг

Лучший Средний Худший

2008 10,8-19,2 21,1-25,9 26,7-37,2

2009 14,9-18,1 21,6-27,1 28-33,5

2010 10,8-19,2 21,1-25,9 32,5-37,2

2011 9,3-18 20,4-26,8 28,1-36,56

2012 6,29-17,6 19,7-26,9 28,51-36,56

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Таблица 5

Результаты коллективной экспертизы подцелей Комсомольского муниципального района Table 5

The results of the collective examination of sub-goals of the Komsomolsk municipal district

Эксперт Номер цели (подцели)

1.1 1.1.1 1.2.1 1.3.1 1.4.1 1.2 1.2.1 1.2.2 1.2.3 1.2.4 1.2.5 1.3 1.3.1 1.3.2 1.3.3 1.3.4 1.3.5

1 10 10 1 5 1 10 10 6 1 1 3 9 10 4 3 2 7

2 10 10 2 3 1 10 10 7 1 1 3 8 10 4 3 2 5

3 10 10 1 5 1 9 10 6 1 1 3 9 10 4 3 2 3

4 10 10 1 3 1 8 10 6 2 2 4 9 10 4 3 2 4

5 10 9 1 5 9 10 6 1 1 3 10 10 4 3 2 5

6 10 10 2 6 1 10 10 7 1 1 3 9 10 4 3 2 3

7 10 10 1 4 1 10 10 6 1 1 3 8 10 4 3 2 4

8 10 10 2 6 1 9 9 6 2 1 5 9 10 4 3 2 4

9 10 10 1 4 1 9 10 7 1 1 3 8 9 4 3 2 5

10 9 10 1 6 1 10 10 6 2 2 3 10 10 4 3 2 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднее оценок Z Cj M =j=1- n 9,9 9,9 1 4,7 1,1 9,4 9,9 6,3 1,3 1,2 3,3 8,9 9,9 4 3 2 4,5

Относительная значимость цели M r = ij ij Z Mk k-1 0,35 0,59 0,06 0,28 0,07 0,33 0,45 0,29 0,06 0,05 0,15 0,32 0,42 0,17 0,13 0,09 0,19

Важ ность цели z n| 0,35 0,21 0,02 0,1 0,02 0,33 0,15 0,1 0,02 0,02 0,05 0,32 0,13 0,05 0,04 0,04 0,06

Дисперсия Z (C,-M,f D= - n 0,1 0,1 0,23 1,34 0,1 0,48 0,1 0,23 0,23 0,17 0,45 0,54 0,1 0 0 0 1,38

Стандартное отклонение a-{rDi 0,31 0,31 0,48 1,15 0,31 0,69 0,31 0,48 0,48 0,42 0,67 0,73 0,31 0 0 0 1,17

Коэффициент вариации = Vi Ml 0,03 0,03 0,37 0,24 0,28 0,07 0,03 0,07 0,37 0,35 0,2 0,08 0,03 0 0 0 0,26

Примечание. Cj - оценка i-й цели j-м экспертом; rij — относительная значимость i-й подцели j-й цели; mg — количество подцелей, необходимых для достижения g-й цели (i - порядковый номер цели, находящейся на i-м уровне); R -iK — относительная важность k-й цели, находящейся на более высоком уровне i — 1; n — количество экспертов.

Источник: авторская разработка с использованием справочного пособия Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальное управление. М.: ИНФРА-М, 2006. 718 с.

Note. Си — evaluation of i goal by j expert; ru — relative significance of i sub-goal of j goal; m„ — sub-goals needed to attain g target (i — target sequence number, at the i level); Ri-iK — relative significance of k target at a higher level i — 1; n — number of experts. Source: Authoring, based on manual by Ivanov V.V., Korobova A.N. Munitsipal'noe upravlenie [Municipal administration]. Moscow, INFRA-M Publ., 2006, 718 p.

Regional Economics: Theory and Practice

Рисунок 1

Определение компонентов матрицы Z и эталонной матрицы Figure 1

Determination of the components of Z matrix and reference matrix

Zj Среднее значение i-го элемента Среднее квадратичное отклонение i-го элемента Эталонная вектор-матрица Zy

x.. - x. z _ j j _ оi 1 " Xi = Z xij mp\ J Ч = J — Z( Xij-x, )2 i m К

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 2 Вид матриц X и Z Figure 2

Matrices X and Z

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 3

Графическое изображение рейтингов муниципальных образований Комсомольского муниципального района:

а - по уровню социально-экономического положения; б - динамика изменения рейтинга муниципальных образований района в 2008-2012 г.

Figure 3

Graphic image of ratings of municipalities of the Komsomolsk municipal district:

a - by level of socio-economic status; б - changes in ranking of municipalities of the district in 2008-2012

Рейтинговые числа

а

%

100 90 80 70

10

0 J-Т-Т-Т-1

2008 2009 2010 2011 2012

- О - Амплитуда колебаний по муниципальным образованиям

б

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 4

Формирование стартового потенциала и потенциала, задающего развитие СЭС Figure 4

Formation of a starting capacity and capacity initializing the development of a socio-economic system

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 5

Матрица Франшона-Романе для оценки перспектив потенциала развития Figure 5

The matrix of Franchon-Romanet to assess the prospects for development capacity

Усиление положительного влияния внешней среды муниципального образования Угрозы Возможности

-► Слабость Сила Усиление положительного влияния внутренней среды муниципального образования РУВССл > 0 4 РУВССл »0 6

РУВССл< 0 7 ^^РУВССл = 0 2 РУВССл<0 5

РУВСС л« 0 9 РУВССл <0 8 "■\РУВССл = 0 3

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 6

Характеристика потенциала развития в зависимости от занимаемой в матрице Франшона-Романе позиции Figure 6

Characteristic of the development capacity, depending on the position in the Franchon-Romanet matrix

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 7

Пример изменения стратегической позиции муниципального образования «Поселок Ягодное»:

а - позиционирование муниципального образования в системе «Рейтинг-МТ на душу населения»; б - изменение позиции в матрице Франшона-Романе

Figure 7

Example of a change in the strategic position of Poselok Yagodnoe municipal district

a - positioning of a municipal district in the Rating-MT per capita system; б - change of the position in the Franchon-Romanet matrix

Лучший

Рейтинг

Средний

Худший

Низкий

Средний

Высокий

1 4 2011Я 6 2009л 2010

7 2 ¿у 20 5

9 S 3

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 8

Многоуровневая система целей, основанная на выявлении проблемных областей и ситуаций в развитии МО Figure 8

A multilevel system of goals based on the identification of problem areas and situations in the development of a municipal district

Источник: авторская разработка Source: Authoring

б

а

Рисунок 9

Матрица эффектов и ущерба Figure 9

Effect and damage matrix

Ситуация развития) Вариант ^^^^ (подцель pa Ci Cl С3 С, ф) Min фт ах Pj Математическое ожидание значения целевой функции SР/фу

Цх 6 7 5 6 5 7 0.35 8.4

Цг 3 5 7 3 3 7 0.33 5.94

Лз 6 6 5 6 5 6 0.32 7,36

Фхмах 6 7 7 6 - - - -

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 10 Матрица риска Figure 10 Risk matrix

Ситуация (стратегия развития) Вариант (подцель развития)^\^^ Ci Cl Ci Сх Л'мах Математическое ожидание риска ZPj-nj

Ц\ 0 0 2 0 2 0.7

#2 3 2 0 3 3 3,63

Цз 0 1 2 0 2 0,96

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Ансофф И. Стратегическое управление. СПб.: Питер, 1999. 416 с.

2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. 767 с.

3. Жихаревич Б.С., Прибышин Т.К. Распространение практики стратегического планирования в городах России: 1997-2013 гг. // Известия Русского географического общества. 2013. № 6. С. 1-10.

4. Марача В.Г. Региональное стратегирование как метод повышения эффективности государственного управления региональным развитием в Российской Федерации // Инновации в общественной сфере. Сборник трудов Института системного анализа Российской академии наук. М.: УРСС, 2008. 192 с.

5. Щедровицкий П.Г. Формула развития: сборник статей 1987-2005. М.: Архитектура, 2005. С. 224.

6. Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 15-27.

7. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1999. 368 с.

8. ФилипповЮ.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. М.: Дело, 2000. 276 с.

9. Гайнанов Д.А., Тажитдинов И.А. Методологические основы исследования функционирования и развития муниципального образования // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 317. С. 171-176.

10. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Очерки по пространственной экономике. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2014. 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Беломестное В.Г. Управление потенциалом социально-экономических систем региона. СПб.: РОСТ, 2005. 226 с.

12. Жиц Г.И. Способности по реализации возможностей: продолжение рассуждений о методологии оценки инновационного потенциала социально-экономических систем различного уровня сложности // Инновации. 2008. № 8. С. 75-78.

13. Макаров В.Л. Социальные технологии устойчивого развития муниципального образования // Устойчивое развитие муниципального образования: теория, методология, практика: материалы международной научно-практической конференции. Одинцово: ОГИ, 2004. С. 23-37.

14. Гладышее А.Г., Иванов В.Н., Патрушев В.И. Муниципальная наука: теория, методология, практика. М.: Муниципальный мир, 2003. 284 с.

15. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности. М.: ТК Велби, 2002. 424 с.

16. Родионов В.Г. Прогнозирование динамики социально-экономических систем // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. 2007. № 4. С. 49-57.

17. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф., Знаменская К.Н., Тишин Е.В. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования: монография. М.: Муниципальная власть, 2000. 486 с.

18. Осипов С.Л., Емельянов Л.П., Осипова Е.С. Управление инвестиционными процессами в муниципальном образовании северных территорий. Хабаровск: ДВАГС, 2007. 182 с.

19. Королева Е.Н. Стратегическое управление развитием муниципальных социально-экономических систем в условиях глобализации: теоретико-методологические аспекты: монография. М.: ВГНА Минфина России, 2006. 288 с.

20. Стоянов Е.А., Стоянова Е.А. Аудит, экспертная диагностика, финансовая стратегия. М: Перспектива, 1993. 88 с.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Regional Strategic Planning

THE LOGIC AND METHODS OF REGULATION OF MUNICIPAL SOCIAL-ECONOMIC SYSTEMS THROUGH STRATEGIZING THE DEVELOPMENT POTENTIAL

Elena V. KIZIL'

Komsomolsk-na-Amure State Technical University, Komsomolsk-on-Amur, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 28 June 2016 Received in revised form 20 July 2016 Accepted 3 August 2016

JEL classification: 010, 018, 020

Keywords: stages, strategy development, strategic analysis, competitive analysis, strategic goal-setting

Abstract

Importance The article studies the processes of formation of a strategic planning system at the municipal level.

Objectives The paper aims to outline the logic and methods of regulation of municipal social-economic systems by strategizing the municipal development potential.

Methods For the study, I used logical and intuitive methods, like goal-setting, tree of objectives, a matrix method; taxonomy methods, strategic and systems analyses, as well as the tabular and graphical methods of analysis.

Results I present an algorithm of step-by-step strategizing of municipal development potentials. On the basis of the collective expertise of sub-goals, I compiled a payoff matrix of effect and risk, to choose an alternative objective corresponding to the most effective way to attain it. I propose a technique of conducting a competitive analysis of the capacity of development of a municipal formation based on the Franchon-Romanet matrix of financial strategies. As well, I present a logical sequence and methods of planning the development capacity of municipal socio-economic systems. Relevance The results of the research can be used to develop a model for the development of socioeconomic systems by strategizing the development potential, as well as can be useful to the local self-government bodies in finding the most effective ways to develop the territory.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie [Strategic Management]. St. Petersburg, Piter Publ.,1999, 416 p.

2. Kondratieff N.D. Bol'shie tsikly kon"yunktury i teoriyapredvideniya [The Major Cycles of the Conjuncture and the Theory of Forecasting]. Moscow, Ekonomika Publ., 2002, 767 p.

3. Zhikharevich B.S., Pribyshin T.K. [Dissemination of the practice of strategic planning in cities of Russia: 1997-2013]. Izvestiya Russkogo geograficheskogo obshchestva = Proceedings of the Russian Geographical Society, 2013, no. 6, pp. 1-10. (In Russ.)

4. Maracha V.G. Regional'noe strategirovanie kak metod povysheniya effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya regional'nym razvitiem v Rossiiskoi Federatsii. V kn.: Innovatsii v obshchestvennoi sfere. Sbornik trudov Instituta sistemnogo analiza Rossiiskoi akademii nauk [Regional strategizing as a method of increasing the efficiency of public administration of regional development in the Russian Federation. In: Innovation in the public sphere. Proceedings of the Institute of Systems Analysis, Russian Academy of Sciences]. Moscow, URSS Publ., 2008, 192 p.

5. Shchedrovitskii P.G. Formula razvitiya: Sbornik statei [The formula of development: A collection of articles]. Moscow, Arkhitektura Publ., 2005, 224 p.

6. Granberg A.G. [A strategy of territorial socio-economic development of Russia: From concept to implementation]. Voprosy Ekonomiki, 2001, no. 9, pp. 15-27. (In Russ.)

7. Leksin V.N., Shvetsov A.N. Gosudarstvo i regiony. Teoriya i praktika gosudarstvennogo regulirovaniya territorialnogo razvitiya [The State and the regions. Theory and practice of State regulation of territorial development]. Moscow, URSS Publ., 1999, 368 p.

8. Filippov Yu.V., Avdeeva T.T. Osnovy razvitiya mestnogo khozyaistva [Fundamentals of the development of local economy]. Moscow, Delo Publ., 2000, 276 p.

9. Gainanov D.A., Tazhitdinov I.A. [Methodological bases of research in the functioning and development of the municipality]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University, 2008, no. 317, pp. 171-176. (In Russ.)

10. Minakir P.A., Dem'yanenko A.N. Ocherki po prostranstvennoi ekonomike [Essays on spatial economy]. Khabarovsk, ERI FEB RAS Publ., 2014, 272 p.

11. Belomestnov V.G. Upravlenie potentsialom sotsial'no-ekonomicheskikh sistem regiona: monografiya [Managing of the socio-economic systems' capacity of a region: a monograph]. St. Petersburg, ROST Publ., 2005, 226 p.

12. Zhits G.I. [Possibilities of implementation: The continuation of discussion on the methodology for assessing the innovative potential of social and economic systems of various levels of complexity]. Innovatsii = Innovation, 2008, no. 8, pp. 75-78. (In Russ.)

13. Makarov V.L. [Social technologies for sustainable development of the municipality]. Ustoichivoe razvitie munitsipal'nogo obrazovaniya: teoriya, metodologiya, praktika: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Sustainable Development of the Municipality: Theory, Methodology, Practice]. Odintsovo, OGI Publ., 2004, pp. 23-37.

14. Gladyshev A.G., Ivanov V.N., Patrushev V.I. Munitsipal'naya nauka: teoriya, metodologiya, praktika [Municipal science: theory, methodology, practice]. Moscow, Munitsipal'nyi mir Publ., 2003, 284 p.

15. Kovalev V.V., Volkova O.N. Analiz khozyaistvennoi deyatel'nosti [An analysis of economic activity]. Moscow, TK Velbi Publ., 2002, 424 p.

16. Rodionov V.G. [Predicting the dynamics of socio-economic systems]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 5: Ekonomika = Vestnik of St. Petersburg State University. Ser. Economics, 2007, no. 4, pp. 49-57. (In Russ.)

17. Rokhchin V.E., Zhilkin S.F., Znamenskaya K.N., Tishin E.V. Metodicheskie rekomendatsii po formirovaniyu kontseptsii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nogo obrazovaniya: monografiya [Methodological recommendations on development of the concept of socio-economic development of the municipality: a monograph]. Moscow, Munitsipal'naya vlast' Publ., 2000, 486 p.

18. Osipov S.L., Emel'yanov L.P., Osipova E.S. Upravlenie investitsionnymi protsessami v munitsipal'nom obrazovanii severnykh territorii [Management of the investment processes in a municipality of the northern territories]. Khabarovsk, DVAGS Publ., 2007, 182 p.

19. Koroleva E.N Strategicheskoe upravlenie razvitiem munitsipal'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem v usloviyakh globalizatsii: teoretiko-metodologicheskie aspekty: monografiya [Strategic management of the development of municipal socio-economic systems in the context of globalization: theoretical and methodological aspects: a monograph]. Moscow, RSTA of Russian Ministry of Finance Publ., 2006, 288 p.

20. Stoyanov E.A., Stoyanova E.A. Audit, ekspertnaya diagnostika, finansovaya strategiya [Audit, expert diagnostics, financial strategy]. Moscow, Perspektiva Publ., 1993, 88 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.