Научная статья на тему 'Государственная политика в области публичного управления развитием социально-экономических макросистем в условиях глобализации и становления информационного общества'

Государственная политика в области публичного управления развитием социально-экономических макросистем в условиях глобализации и становления информационного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МАКРОСИСТЕМА / STATE POLICY / PUBLIC ADMINISTRATION / GLOBALIZATION / INFORMATION SOCIETY / SOCIO-ECONOMIC MACROSYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Восканов Михаил Эдуардович,

В статье рассматриваются особенности государственной политики в области публичного управления развитием социально-экономических макросистем в условиях глобализации и становления информационного общества. Кроме того, в статье раскрывается сущность понятия "публичное управление", даётся характеристика информационного общества, раскрываются цели и принципы государственной политики в области публичного управления. Также в статье предлагаются основные направления реализации государственной политики в области публичного управления развитием социально-экономических макросистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Восканов Михаил Эдуардович,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy in the field of public management of the development of socio-economic macro-systems in the context of globalization and the formation of the information society

The article discusses the features of state policy in the field of public management of the development of socio-economic macrosystems in the context of globalization and the formation of the information society. In addition, the article reveals the essence of the concept of "public administration", describes the information society, reveals the goals and principles of public policy in the field of public administration. The article also proposes the main directions of the implementation of state policy in the field of public management of the development of socio-economic macrosystems.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области публичного управления развитием социально-экономических макросистем в условиях глобализации и становления информационного общества»

ного образованна // Вестник Севкавгти. - 2014. -№19.-С 42-47.

А. Мазин А, 0. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования на примере Лев-толстовского района Липецкой области // Наука и образование сегодня. - 2018. - № 5 (28), - С. 47-48.

5. Терехин, В. И. Проблемы государственного управления развитием административно-территориальных образований: оценка уровня развития и эффективности управления муниципальным образованием // Человек: преступление и наказание. - 2011. - № 2. - С. 88-92.

6. Гфграфов О. 6. Управление социально-эконо-мическим развитием муниципальных территорий: направления совершенствования // Современные вызовы и тенденции развития местного самоуправления : сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции. -Чебоксары, 2019.-С. 79-82.

7. Рогач 0. S. Управление развитием инноваци онного потенциала общего образования на муниципальном уровне в условиях социально-экономической модернизации // Материалы ивановских чтений. - 2017. - № 1 (1). - С. 353-357.

8. Козлов 6. А., Ильичева О. В., Пипякина Ю. А. Определение понятия финансово-экономической стратегии развития применительно для сельскохозяйственных организаций // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018,

- № 2 (23),- Том 7, - С. 269-272,

9. Беспалых А. В. Влияние организационной структуры на управление предприятием// Актуальные вопросы экономических наук. - 2008. - №2-3.- С 200-205.

10. Забазнова Т. А. Применение SWOT-a нал иза при разработке стратегии развития сельских территорий //Транспортное дело России. - 2009. - Na4.

- С 24-25.

05

т—I

о cu

-0 о. ш

СС

ь-X

LU

о

аГ m

го

STATE POLICY IN THE FIELD OF PUBLIC MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC MACRO-SYSTEMS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION AND THE FORMATION OF THE INFORMATION SOCIETY Voskanov Mikhail Eduardovich, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Management, Essen tuki Institute of Management, Business and Law, Essentuki

The article discusses the features of state policy in the field of public management of the development of socioeconomic macrosystems in the context of globalization and the formation of the information society. In addition, the article reveals the essence of the concept of "public administration", describes the information society, reveals the goals and principles of public policy in the field of public administration. The article also proposes the main directions of the implementation of state policy in the field of public management of the development of socioeconomic macrosystems.

Keywords: state policy; public administration; globalization; information society; socio-economic macrosystem.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКИХ МАКРОСИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО

ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются особенности государственной политики в области публичного управления развитием социально-экономических макросистем в условиях глобализации и становления информационного общества. Кроме того, в статье раскрывается сущность понятия "публичноеуправление", даётся характеристика информационного общества, раскрываются цели и принци пы государственной политики в области публичного управления. Также в статье предлагаются основные направления реализации государственной политики в области публичного управления развитием социально-экономических макросистем.

Ключевые слова: государственная политика; публичное управление; глобализация; информационное общество; социально-экономическая макросистема.

УДК 338.246.2+005.1 ВАК РФ 08.00.05

í Восканов М.Э., 2019

kk~ : i

261

Процессы глобализации в мире, становление информационного общества в России, масштабы нашей страны и необходимость интенсификации роста российской экономики актуализируют вопросы развития публичного управления социально-экономическими макросистемами (федеральными округами) в рамках единой государственной политики.

ВОСКАНОВ Михаил Эдуардович, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры Менеджмента, Ессентукский институт управления, бизнеса и права, Ессентуки

1-И S

О 1-И 3-

s о

X

о

л

#

* *

г

Граждане

Субъекты Российской Федерации по определению являются социально-экономическими системами, соответственно федеральные округа следует рассматривать как социально-экономические макросистемы. Подобный подход, на наш взгляд, наиболее целесообразен при разработке государственной политики в сфере публичного управления в России.

Кроме того, на сегодняшний день в России наблюдается определённое недоверие граждан и бизнес-сообщества к властным структурам. Это обусловлено следующими факторами:

1) низкий уровень доходов населения;

2} безработица (в т.ч. среди молодёжи};

3) низкое качество медицинского обслуживания населения;

4) неудовлетворительное состояние жилищно-коммунально-го хозяйства;

5) неблагоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности;

6) несоответствие системы образования требованиям современной экономики;

7) неблагоприятные условия для развития науки [4];

8) несовершенство российского законодательства;

9) наличие административных и бюрократических барьеров;

10) наличие коррупционной составляющей в различных сферах [7] и т.п.

Решению вышеперечисленных проблем должно способствовать развитие публичного управления социально-экономическими макросистемами.

Сущность публичного управления

Публичное управление - это система управления, которая формируется в условиях правового государства, направлена на обеспечение и защиту общественных интересов и объединяет деятельность не только государственных и муниципальных властных структур, но и деятельность различных общественных объединений и бизнес-сообщества (рис. 1).

ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Органы власти

Федеральные органы государственной власти

Органы государственной оласт субъектов федерации

Бизнес-сообщество

Муниципальные органы власти

Решение социально-экономических проблем населения и повышение уровня и качества жизни граждан

Особенности публичного управления:

1) целенаправленность - публичное управление осуществляется в рамках единой государственной политики в этой сфере и имеет строго обозначенные целевые ориентиры;

2) квалифицированность - публичное управление осуществляется профессионалами с учётом потребностей населения и интересов бизес-сообществ а;

3) интагрированность-субъектами публичного управления являются не только органы государстве иной и муниципальной власти, но и неправительственные организации и бизнес-сообщество;

4) децентрализованное^- полномочия в рэмках публичного управления перераспределяются по уровням власти;

5) подотчётность - при выполнении своих функций субъекты публичного управления несут ответственность перед гражданами и подотиётти

Рисунок 1 Система публичного управления (авторский рисунок)

Необходимость публичного управления в современном обществе продиктована двойственной ролью государства в экономике. С одной стороны, государство выполняет регулирующую функцию в экономике, а с другой - государство является участником экономических отношений наряду с другими экономическими агентами. Таким образом, публичное управление становится своего рода противовесом, обеспечивающим баланс интересов государства и общества.

На сегодняшний день в России ведётся работа по развитию и совершенствованию системы публичного управления. Эта деятельность осуществляется в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации на период до 2020 года [1]; Указа Президента РФ "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" [2]; Распоряжения Правительства РФ "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" [3].

Система публичного управления в России сложна, функции органов власти избыточны, многие процедуры забюрократизированы. Проводимые преобразования ставят целью устранение этих недостатков и направлены на достижение следующих результатов:

1} повышение доступности и качества предоставляемых физическими юридическим лицам государственных и муниципальных услуг;

2} упрощение процедур оказания государственных и муниципальных услуг;

3) сокращение сроков оказания государственных и муниципальных услуг;

4} снижение стоимости государственных и муниципальных услуг для физических и юридических лиц;

5} внедрение стандартов обслуживания физических и юридических лиц при получении ими государственных и муниципальных услуг;

6) повышение прозрачности деятельности органов государственной и муниципальной власти;

7) расширение доступа к информации о деятельности государственных и муниципальных органов для граждан;

8) обеспечение участия граждан и организаций в процессе принятия решений на всех уровнях власти;

9) обеспечение контроля за решениями, принятыми органами власти, со стороны граждан;

10} обеспечение и нформаци о нной безопасности.

Глобализация и становление информационного общества

Глобализационные процессы в мире и формирование информационного общества в России предопределяют ключевые направления развития системы публичного управления в стрзне.

Ключевым фактором глобализации является всестороннее использование информационно-коммуникационных технологий.В свою очередь, информационное общество характеризуется применением современных информационных технологий не только на всех стадиях воспроизводственного процесса в экономике и в системе государственного и

муниципального управления, но и в повседневной жизни граждан. Рост качества жизни населения в условиях развития информационного общества обеспечивается за счёт достижения следующих результатов;

1} снижение издержек производства благодаря внедрению информационных технологий;

2) повышение производительности труда;

3) рост конкурентоспособности отечественных компаний в мировой экономике;

4} создание новых рабочих мест;

5) формирование комфортной среды для жизни населения;

6) повышение доступности для населения товаров и услуг;

7) повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

8 обеспечение граждан доступной и качественной медицинской помощью; :

9) обеспечение безопасности населения;

10 преодоление бедности и социального неравенства в стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, система публичного управления должна быть нацелена на создание условий достижения вышеперечисленных результатов.

Политика публичного управления развитием социально-экономических макросистем

При реализации публичного управления в этот процесс оказываются вовлечёнными не толькоорганы государственной и муниципальной власти, но и граждане, неправительственные организации, представители бизнеса и др. [7] Такой подход позволяет повысить качество государственного и муниципального управления в стране, а также создать условия стабильного социально-экономического роста, обеспечить развитие гражданского общества, повысить качество жизни населения. [4]

Можно выделить следующие особенности публичного управления:

1) целенаправленность - публичное управление осуществляется в рамках единой государственной политики в этой сфере и имеет строго обозначенные целевые ориентиры;

2) квалифицированность - публичное управление осуществляется профессионалами с учётом потребностей населения и интересов бизес-сообщества;

3) интегрированность- субъектами публичного управления являются не только органы государственной и муниципальной власти, но и нелравительственныеорганизации и бизнес-сообщество;

05

т—I

о си

-О о. ш

СС

ь-

ш о

аГ го

го

а 2

ё

263

LH

s о

LH 3-

s X

О X

о

л

#

* *

264

4) децентрализованное^ - полномочия в рамках публичного управления перераспределяются по уровням власти;

5) подотчётность - при выполнении своих функций субъекты публичного управления несут ответственность перед гражданами и подотчётны им. [6]

Таким образом, государственная политика в области публичного управления, учитывая российскую специфику, в первую очередьдол-жна быть нацелена на совершенствование механизма публичного управления развитием социально-экономических макросистем. Механизм публичного управления представляет собой определённую институциональную структуру, элементами которой являются субъекты публичного управления, а связи между ними носят институциональный характер.

Целями государственной политики в области публичного управления являются:

1} развитие правового социально-ориентированного государства;

2} обеспечение социально-экономического развития страны;

3} рост благосостояния граждан и повышение качества жизни населения.

К принципам государственной политики в области публичного управления следует отнести:

1) верховенство закона и всеобщее равенство перед законом и судом;

2 обеспечение устойчивости и стабильности системы публичного управления;

3) транспарентность;

4) подконтрольность;

5} эффективность;

6) социальную направленность;

7) светскость. [5]

На наш взгляд, процесс разработки и реализации государственной политики в области публичного управления развитием социально-экономических макросистем должен включать следующие этапы:

1) определение специфики той или иной социально-экономической макросистемы;

2) выявление положительных и отрицательных факторов, влияющих на развитие данной социально-экономической макросистемы;

3) создание институциональных условий реализации публичного управления развитием данной социально-экономической макросистемы.

Кроме того, политика публичного управления развитиемсоцизльно-экономических макросистем в России должна включать следующие направления:

1) развитие науки и образования;

2) поддержка малого предпринимательства;

3} снижение уровня монополизации в экономике;

4} формирование информационного общества;

5} развитие национальной инновационной системы на основе сети интегрированных научно-образовательных центров в рамках социально-экономических макросистем.

В заключение отметим, что публичное управление формируется в условиях правового государства и направлено в первую очередь на достижение интересов общества. Публичное управление как система объединяет деятельность не только органов власти, но и неправительственных организаций и бизнес-сообщества. Такое взаимодействие субъектов управления позволяет наиболее эффективно обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие стрзны в рамках единой государственной политики. Деятельность по рэзвитию и совершенствовзнию системы публичного управления должна быть нзлрэвленз на реэлизэцию принципов трзнс-парентности и демокрзтичности. При этом процессы глобализации и становления информационного общества должны способствовать повышению эффективности системы публичного управления. В конечном итоге, выстраивание системы публичного управления должно быть нацелено на достижение главного результата - на решение социально-экономических проблем населения и на повышение уровня и качества жизни граждан.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 Года" [Электронный ресурс]: [от 17.11.2008 №>1662-р) {ред. от 28.09.2018) (вместе с "Концепцией дол госрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Справочно правовая система "Консультант Плюс". URL http://www.consultant.fu/(дата обращения: 07.08.2019).

2. Указ Президента РФ "Об оценке эффективное ти деятельности органов местного самоуправлении городских округов и муниципальных районов" [Электронный ресурс]: [от 28.04.2008 № 607] (ред. от 09.05.2018) // Справочно-правовая систе ма "Консультант Плюс". URL: http:// www.consultanl.ru/ {дата обращения: 07.08.2019).

3. Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении программы "Цифровая экономика России ской Федерации" [Электронный ресурс]: [от 28.07.2017 № 1632 pj // Справочно-правовая сис гема "Консультант Плюс". URL: http:// www.consultanl.ru/ {дата обращения: 07.08.2019).

4. Воска нов М.Э. Особенности развития системы публичного управления в России на современном этапе //Финансовая экономика. - 2018,- №7. -Ч. 6.-С. 655-657.

5. Воска нов М.Э. Публичное управление социально-экономическими макросистемами в условиях необходимости перехода к экономике знаний // Kant. - 2018. - №4(29). - С. 240-244.

6. Кайль Я.Я., Ламзип P.M. Сущность, структура и отличительные особенности системы публично-

го управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2016. -№4. -С 41-47.

7, Лосева Н.8., Полковников A.A., Логинова Р.В., Калинин А.П. Оценка реализации публичного управления в регионах России на основе матема тических методов моделирования // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. №3(51).

FACTORS OF EVOLUTION OF PRODUCTION AND CONSUMER RELATIONS ÎNTHE ECONOMY OF JOINT CONSUMPTION Gimranov German Artemovkh, Postgraduate student, Department of General Economic Theory, Institute of Economics, Finance and Business, Bashkir State University, Ufa, Republic of Bashkortostan

The article discusses the theoretical and methodological problems of production consumer relations in the sharing economy. Along with issues of factors and patterns in the evolution of consumer behavior of households in the new economic system, features of the business mode) of a shared consumption economy, problems of the establishment of a shared consumption institution in the new economy: the use of decentralized net works, redistribution, building trust relationships between participants Internet platforms.

Keywords: sharing economy; digital economy; consumer behavior; rating system; peer-to-peer; internet platform. ;

ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

УДК 330.3 ВАК РФ 08.00.01

В статье рассматриваются теоретико-методологические проблемы производ ственно потребительских отношений в экономике совместного потребления. Наряду с вопросами факторов и закономерностей эволюции потребительского поведения домохозяйств в новой экономической системе, особенностей функционирования бизнес-модели экономики совместного потребления, рассматриваются проблемы становления института совместного потребления в новой экономике: использование децентрализованных сетей, перераспределение, построение доверительных отношений между участниками системы на основе рейтинговой системы интернет платформ.

Ключевые слова: совместное потребление; цифровая экономика; поведение по требителей; рейтинговая сис тема; децентрализованная сеть; Интернет-пла г форма.

1 Гнмранов ГА., 2019

05

т—I

о

CU

-Û о. ш

СС

ь-X

LU

о

ЙГ m

го

а 2

S

265

Примерно 10 лет назад впервые в истории большинство людей по всему миру стали жить в городах. Развивались технологии, что приводило к созданию множества услуг и новых бизнес-моделей. Новые технологии, такие как сетевые сервисы, большие данные, мобильные устройства, самодостаточные системы данных, эффективные системы микротранзакций и онлайн-системы оценки репутации завоевывали доверие большого количества людей. Все эти элементы, в конечном счете, позволили создать благоприятную среду для становления экономики совместного потребления. [1]

Экономика совместного пользования - новая социально-экономическая модель, которая влияет на потребление товаров и услуг революционным образом. Переориентация потребительского поведения с приобретения на совместное пользование стала реальностью. Сегодня в крупном городе иметь автомобиль для поездок на работу из спального района в центр города становится все более затратным. Проблемы с трафиком и парковкой делают такую поездку непредсказуемой по времени и стоимости, Шеринговые сервисы - один из инструментов, решающих эту проблему экономно, быстро и комфортно, с точки зрения перемещения. Из других эффектов ше-

ШМРАНОВ Герман Артемович, аспирант, кафедра Общей экономической теории, Институт экономики, финансов и бизнеса, Башкирский государс геенный университет, Уфа, Республика Башкортостан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.