Научная статья на тему 'Модернизация публичного управления в условиях развития информационного общества'

Модернизация публичного управления в условиях развития информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
372
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / PUBLIC ADMINISTRATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Секирина Елена Евгеньевна

В статье рассматривается информационное общество как постиндустриальная форма социально-экономической организации, базирующегося на массовом использовании информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ). Нарастание темпов общественного развития сопровождается видоизменением структур гражданского общества возникновение сетевых сообществ и организаций. В данных условиях органы государственной власти испытывают потребность в новых, более эффективных технологиях управления. Однако согласно рейтингу «Глобальный инновационный индекс» (GII-2017) в мире сохраняется разрыв в инновационных возможностях развитых и развивающихся стран, что свидетельствует о недостаточном уровне результативности публичного управления в новых информационных условиях. Решение проблемы «информационного неравенства» представляется только в рамках комплексного подхода, поскольку информационное общество является катализатором социально-экономического развития государства. В результате проведенного анализа акцентированы проблемы взаимодействия публичного управления и информационного общества, представлены возможные пути их решения для модернизации системы государственного управления в целом. Коллаборация передовых ИКТ, таких как интернет-приложения Things (IoT) («умный город», «умная среда») и государственного управления, способствуют достижению прогресса в области устойчивого развития государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modernization of public administration in case of information society’s development

The article actualizes the information society’s formation as a postindustrial form of society’s socio-economic organization based on the mass use of information and telecommunication technologies (ICT). The growing rates of social development is followed by modification of the civil society’s structure: network communities and organizations. In these conditions public authorities are forced to look for a new and more efficient technologies of administration (management). However, according to the Global Innovation Index (GII-2017), a gap in the innovative opportunities remains across in the world (experience of developed and developing countries) which shows the low level of public administration in new information conditions. The solution of this “information inequality” becomes possible only within an integrated approach, because the information society is a catalyst for the socio-economic development of a state. The analysis made it possible to actualize the problems of interaction between public administration and the society, provide possible ways of their solving to modernize the system of public administration. The collaboration between advanced ICTs such as Internet of Things (IoT) (“smart city”; “smart environment”) and public administration contributes to the progress in the field of sustainable development of a country in general.

Текст научной работы на тему «Модернизация публичного управления в условиях развития информационного общества»

Вестник РУДН. Серия: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

RUDN Journal of Public Administration 2018 Vol. б No 2 200-206

http://journals.rudn.ru/ public-administration

й01: 10.22363/2312-8313-2018-5-2-200-206

Модернизация публичного управления в условиях развития информационного общества

В статье рассматривается информационное общество как постиндустриальная форма социально-экономической организации, базирующегося на массовом использовании информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ). Нарастание темпов общественного развития сопровождается видоизменением структур гражданского общества - возникновение сетевых сообществ и организаций. В данных условиях органы государственной власти испытывают потребность в новых, более эффективных технологиях управления.

Однако согласно рейтингу «Глобальный инновационный индекс» (GII-2017) в мире сохраняется разрыв в инновационных возможностях развитых и развивающихся стран, что свидетельствует о недостаточном уровне результативности публичного управления в новых информационных условиях. Решение проблемы «информационного неравенства» представляется только в рамках комплексного подхода, поскольку информационное общество является катализатором социально-экономического развития государства.

В результате проведенного анализа акцентированы проблемы взаимодействия публичного управления и информационного общества, представлены возможные пути их решения для модернизации системы государственного управления в целом.

Коллаборация передовых ИКТ, таких как интернет-приложения Things (IoT) («умный город», «умная среда») и государственного управления, способствуют достижению прогресса в области устойчивого развития государства в целом.

Ключевые слова: публичное управление, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество

Процесс глобальной информатизации общества коренным образом изменяет привычный уклад жизни и профессиональной деятельности миллионов людей и государств. Возникает вопрос: можно ли выстраивать процесс публичного администрирования в информационном обществе по тем же алгоритмам, как и до применения информационных технологий? Ответ вполне очевиден - государственное управление видоизменяется и становится качественно иным, открытость и прямое участие социума меняют саму его кон -цепцию.

Е.Е. Секирина

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 10/2, Москва, Россия, 117198

Введение

Информационное общество как фактор модернизации

Информационное общество как новая постиндустриальная форма организации социума характеризуется интенсивным уровнем использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) гражданами, бизнесом и государственной властью. Это общество нового порядка, новая форма социальной организации.

Социолог Мануэль Кастельс утверждает, что в современном мире происходит разрушение традиционных систем социальной иерархии [1]. Современное общество представляет собой сложную, многослойную конфигурацию сетевых структур.

Происходят два взаимопроникающих уникальных процесса - с одной стороны - размытие границ для общения и сбора информации. С другой - образование сетевых сообществ, объединений людей не по территориальному признаку, а на основании идеи. Такие локальные сетевые сообщества становятся информационной реальностью в процессе социализации индивидуума, площадкой для решения гражданских проблем (защита прав граждан, организация праздника улиц и прочее) и для провозглашения политических идей -интернет-партии.

Развитие информационного общества на основе непрерывного совершенствования информационных технологий формирует вызовы всем институтам государства и социума, от отдельного индивида до любых форм ассоциаций экономической, социальной, культурной жизни.

Транспарентность, свободное участие граждан в управлении благодаря развитию ИКТ коренным образом меняют концепцию государственного управления. Открытость и подотчетность государственного управления в условиях развитых ИКТ является целью современного информационного общества. Современное государство уже не осуществляет прямолинейное управление «сверху - вниз», потеряно право бесконтрольного осуществления своей воли. Контроль за деятельностью современного государства распространился за границами самого государства. Современное государство становится ответственным за свои действия перед международным сообществом.

Идея открытого правительства, как коллаборации гражданского общества и государственного управления, приходит на смену классической модели властного государственного управления. Переход к сетевой структуре государственного управления, позволяющий произвести большее количество информационных коммуникаций, дает возможность наиболее эффективно обрабатывать объемы информации и соответственно принимать наиболее качественные решения.

В то же время новые информационные условия видоизменяют мировоззрение индивидуумов, государственных служащих, заменяют прямолинейные связи на хаотичные, тяжело прогнозируемые, взаимодействия.

Иными словами, в публичном управлении управляющая подсистема перестает непосредственно регулировать поведение объекта управления, а про-

ектирует внутренний механизм для самоорганизации системы. В сложившихся условиях коммуникацию следует воспринимать как социальную технологию управления процессами самоорганизации и саморегуляции взаимодействия публичной власти и информационного общества. Социальные технологии в рамках синергетического подхода позволяют осуществлять мягкие управленческие воздействия на социальные системы, изменяя их в благоприятную сторону.

Информационная модель государственного устройства предполагает формирование властных структур как системы функционального представительства, в условиях массового распространения информационных технологий и коммуникаций.

Контрольным показателем уровня развития ИКТ в различных странах мира является Индекс развития ИКТ (ГО1), составляемый Международным союзом электросвязи. В ГО1 входят 11 показателей доступа к ИКТ и навыков их использования [2].

Исландия занимает первое место в рейтинге ГО1 за 2017 год (значение составляет 8,98). Далее следуют шесть европейских стран и три страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В этих странах наблюдается устойчивое развитие конкурентных рынков информационных технологий, а также рост инвестиций в данную сферу. Кроме того, стоит отметить, что страны, входящие в первую десятку рейтинга, характеризуются высокими показателями личностной эффективности индивидуумов (благосостояние, компьютерная грамотность, навыки и прочее), которая предоставляет возможность полноформатного использования преимуществ информационно-телекоммуникационных технологий.

Стоить отметить, что среднее значение ГО1 с 2016 по 2017 год по всем странам поднялось на 0,18 пункта, достигнув 5,11 пункта, впервые поднявшись выше середины шкалы. Особенно улучшения заметны в странах, которые можно отнести к развивающимся со средним уровнем дохода граждан.

При этом в 2017 году в рейтинге ГО1 разрыв между странами с наивысшим и наиболее низким показателем в Индексе возрос до 8 пункта из 10, что является свидетельством взаимосвязи между экономическим развитием и развитием ИКТ. Европа по-прежнему остается ведущим регионом в развитии ИКТ. 28 из 40 европейских государств находятся в высшем квартиле, и только одна, Албания не входит в верхнюю половину распределения. Наиболее заметные повышения значений отмечаются по Кипру и Турции. В регионе Северной и Южной Америки рейтинг ГО1 возглавляют Соединенные Штаты Америки и Канада. Африка остается регионом с самыми низкими показателями ГО1 [3].

Согласно рейтингу ГО1 очевидна планомерная работа мировых государств в области создания информационной реальности. Внедрение информационных технологий в государственное управление и как следствие - его модернизация является закономерным процессом. Развитое общество требует и современных методов управления государством, активно принимая участие в данном процессе.

Можно заключить, что государство как система подвергается «внешним атакам» и теряет традиционную индивидуальность. В отношении многих го-

сударственных институтов диагностируется состояние «мягкого кризиса». В укрепленном виде можно выделить несколько факторов, представляющих угрозу для современного государственного устройства.

Первый фактор - это процесс оказания публичных услуг. Государство как система является производителем публичных услуг для своих граждан.

В настоящее время оказание этих услуг государство часто доверяет внешним частным операторам (аутсорсинг). Это, с одной стороны, создает конкуренцию на рынке и повышает уровень предоставления услуг. Но с другой стороны - государство добровольно отказывается от части своих приоритетных возможностей - создание собственных предприятий.

Вторым фактором можно считать добровольный отказ государства от централизации в пользу процесса децентрализации. Территориальная децентрализация, как результат государственных реформ, становится основой для регионального развития и более эффективного со-взаимодействия с местным сообществом. Однако в то же время наблюдается тенденция ослабления взаимосвязи власти центра и региона, возникают локальные автономии. Развитие ИКТ дает возможность создавать взаимосвязи минуя фактические границы.

Возникает угроза распада государств физически, учитывая происходящие на сегодняшний день политические метаморфозы. Наглядным примером могут служить происходящие в последние годы в Европе обсуждения по вопросу самоопределения публично-правовых образований - Шотландии и Каталонии.

Кроме территориальной децентрализации развитие ИКТ воздействует на государственный аппарат как систему, вовлекая его в процесс «фрагментации», который представляет собой образование саморегулируемых организаций, отделение от государственных органов публичных организаций, впоследствии переходящих в частную форму. Процесс «фрагментации» связан с перераспределением функций между структурными подразделениями аппарата управления, при необходимости специализированного подхода к решению проблемы.

Процесс глобализации можно назвать третьим фактором «разрушения» государственного устройства. Происходит модификация государства, в результате чего оно теряет важные функции - прежде всего регулирующую. Возникают новые транснациональные субъекты, которые рушат монополию государства в международных отношениях, возникают новые способы управления. С точки зрения права это ощущается как давление международных конвенций над национальным правом. В то же время глобализационные процессы стимулирует развитие сетевого подхода и модульной организации в государственном управлении. Происходит коллаборация передовых ИКТ, таких как интернет-приложения Things (IoT) («умный город», «умная среда») и государственного управления, что способствует достижению прогресса в области устойчивого развития государства в целом.

Четвертым фактором выступает национальная интеграция. Для государств Европы этот процесс носит название европеизация, для России - евразийское объединение. Возникающие наднациональные объединения планомерно заби-

рают часть государственных функций, в результате чего национальная политика государства становится восприимчивой к внешним источникам давления.

Безусловно происходящие процессы являются отличительной чертой современности - результатом быстрого развития ИКТ. И те угрозы, с которыми сталкивается государственное управление, необходимо решать в кратчайшие сроки, поскольку информационная революция происходит быстрыми темпами.

Нивелировать угрозы информационной реальности представляется следующими способами, как главными направлениями государственной политики:

- совершенствование правового регулирования защиты информации;

- модернизация системы контроля общества за властными институтами;

- защита геополитической идентификации государства;

- создание сбалансированной системы государственной вертикали власти и самоуправленческих сетевых структур гражданского общества.

Стоит отметить, что, как и у любого процесса, информационное развитие имеет и положительные качества, особенно в части влияния на публичное управление. Развитие ИКТ и включение данных технологий в публичное управление позволяет значительно стабилизировать диалог с гражданским (информационным) обществом, переключив вектор обращений граждан с «жалоба-обращение» на «участие-консультирование». Ярким примером может служить информационная платформа «Активный гражданин», которая является площадкой для обсуждения решений в области реализации государственных программ. Портал Правительства Московской области «Добродел» предоставляет возможность для оперативного решения возникших проблем, минуя традиционные (бумажные) обращения в органы власти.

Таким образом, коллаборация передовых ИКТ, таких как интернет-приложения Things (IoT) («умный город», «умная среда»), и государственного управления способствуют достижению прогресса в области устойчивого развития публичного управления в целом.

Заключение

В настоящее время публичная власть и общество существуют в информационном пространстве, которое создают собственными связями по средствам информационно-коммуникационных технологий. Новые информационные технологии становятся самостоятельным актором видоизменяя общество и государство. Как социальный институт государство проходит процесс адаптации к изменениям извне, нивелируя негативные влияния информационной реальности, модернизируя систему в целом. В свою очередь, информационная реальность предоставляет многомерный выбор для модернизации структуры власти - например, разработки в области интернет-приложений Things (IoT), что значительно повышает уровень доверия населения, а также позволяет включить молодое поколение в процесс публичного управления.

Использование коллабарации как взаимного сотрудничества в политическом управлении приводит к достаточно спорным результатам: иерархия сменяется децентрализацией, подконтрольность - самоуправлением, что стимулирует поиск оптимального сотрудничества информационного общества и публичного управления.

Анализ информационного общества и публичного управления синер-гетическим методом позволяет однозначно определить, что специфика со-взаимодействия оказывает стимулирующий эффект как на внутреннее государственное устройство, так и на международное сотрудничество.

Происходящие процессы в условиях информационного воздействия строятся на взаимообменивающихся коммуникативных потоках: с одной стороны, инициированные информационным обществом, с другой стороны -проектированные публичной властью.

© Секирина Е.Е., 2018

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Castells M. The Rise of the Network Society // New postindustrial wave in the West. Antology. P. 494. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/book/10.1002/9781444319514.

[2] Официальная страница Международного союза электросвязи. URL: https://www. itu.int/ru/ITU-D/Pages/publications.aspx#/.

[3] Официальная страница IDI Rank 2017. URL: https://www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/ index.html.

[4] Глобальный инновационный индекс отчет за 2017. Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) - это глобальный форум, занимающийся вопросами политики, укрепления сотрудничества, предоставления услуг и информации в области интеллектуальной собственности. WIPO - это самофинансируемое учреждение системы Организации Объединенных Наций, которая состоит из 191 государства-члена. URL: http://www.wipo.int/publications/ru/details.jsp?id=4193.

The modernization of public administration in case of information society's development

E.E. Sekirina

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) 10/2 Miklukho-Maklaya St., Moscow, 117198, Russia

The article actualizes the information society's formation as a postindustrial form of society's socio-economic organization based on the mass use of information and telecommunication technologies (ICT). The growing rates of social development is followed by modification of the civil society's structure: network communities and organizations. In these conditions public authorities are forced to look for a new and more efficient technologies of administration (management).

However, according to the Global Innovation Index (GII-2017), a gap in the innovative opportunities remains across in the world (experience of developed and developing countries) which shows the low level of public administration in new information conditions. The solution of this "information inequality" becomes possible only within an integrated approach, because the information society is a catalyst for the socio-economic development of a state.

The analysis made it possible to actualize the problems of interaction between public administration and the society, provide possible ways of their solving to modernize the system of public administration.

The collaboration between advanced ICTs such as Internet of Things (IoT) ("smart city"; "smart environment") and public administration contributes to the progress in the field of sustainable development of a country in general.

Key words: public administration, information and communication technologies, information society

REFERENCES

[1] Castells M. The Rise of the Network Society // New postindustrial wave in the West. Antology. P. 494. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/book/10.1002/9781444319514.

[2] Ofitsial'naya stranitsa Mezhdunarodnogo soyuza elektrosvyazi. URL: https://www.itu. int/ru/ITU-D/Pages/publications.aspx#/.

[3] Ofitsial'naya stranitsa IDI Rank 2017. URL: https://www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/ index.html.

[4] Global'nyy innovatsionnyy indeks otchet za 2017. URL: http://www.wipo.int/ publications/ru/details.jsp?id=4193. WIPO is the global forum for intellectual property services, policy, information and cooperation, a self-funding agency of the United Nations, with 191 member states.

Об авторе:

Секирина Елена Евгеньевна - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления РУДН (e-mail: sekirina_ee@ rudn.university).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.