УДК 35
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И НФОРМ АЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ РОССИИ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ1
Кайль доктор экономических наук, профессор кафедры управления
Яков персоналом, Волгоградский государственный социально-
Яковлевич педагогический университет (400066, Россия, г. Волгоград,
пр. им. В.И. Ленина, 27). E-mail: [email protected] Ламзин старший преподаватель кафедры управления персоналом,
Роман Волгоградский государственный социально-педагогический
Михайлович университет (400066, Россия, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27).
E-mail: [email protected] Воловик кандидат экономических наук, старший научный сотрудник,
Валерий доцент кафедры «Менеджмент», Волгоградский государственный
Соломонович университет (400062, Россия, г. Волгоград, пр. Университетский, 100). E-mail: [email protected] Аннотация
В статье с учетом использования информационных технологий дается характеристика взаимодействия органов государственной власти, представителей бизнес-структур и гражданского общества. Доказывается эффективность и результативность публичного управления, сформированная на основе сотрудничества и развития профессионализма индивидуальных пользователей востребованной информации в социально-экономических процессах.
Ключевые слова: информационные технологии, публичное управление, информация, направление, взаимодействие, человеческий капитал.
В современном постиндустриальном информационном обществе достоверная и актуальная информация становится стратегическим ресурсом, а применение информационных технологий - одним из инструментов повышения эффективности публичного управления, поскольку является условием и одновременно обязательной предпосылкой для формирования и всестороннего расширения эффективного взаимодействия через компьютерные сети органов публичной власти с представителями бизнес-структур и гражданского общества. Данное взаимодействие основано на интеграции всех уровней публичного управления в единое информационное пространство, что создает принципиально новые возможности для повышения качества жизни населения и улучшения условий развития бизнеса, поскольку обеспечивает учет их мнений, ожиданий и потребностей в принимаемых органами публичной власти решениях.
Устойчивость указанного взаимодействия зависит от информационных технологий, способствующих своевременному перемещению информации для принятия соответствующих решений субъектами публичного партнерства с последующей их реализацией в практических действиях.
Информационные технологии представляют собой комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих создание, хранение, обработку, передачу, защиту и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда [1, с. 49]. Активное применение информационных технологий в публичном управлении позволяет обобщать разрозненные сведения в массивы
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Волгоградской области в рамках научного проекта № 16-12-34014 «Механизмы повышения результативности и эффективности публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города в системе показателей комфортности и энергоэффективности жизнедеятельности населения».
данных с возможностью комплексного воздействия на деятельность органов публичной власти сразу по нескольким ее аспектам.
Среди признаков современного публичного управления следует особо выделить:
1. Совмещение в структуре публично-управленческой деятельности общественно значимых целей и задач дальнейшего развития с оптимизацией существующих социально-экономических условий в соответствии с действующим законодательством.
2. Формирование и использование горизонтальных методов взаимодействия между органами власти публичного управления, представителями бизнес-структур и гражданского общества при совмещении с гибкими вертикальными субъектно-объектными взаимосвязями через замену непосредственного господства и администрирования способами координации и кооперации.
3. Активную деятельность независимых общественных организаций, защищающих прав граждан и выражающих их интересы в политической деятельности, а также способствующих участию гражданам в публичной политике как сфере коммуникаций власти и граждан.
4. Легитимное решение социально-экономических проблем с преобладанием координирующей функции институтов публичной власти с опорой на профессионально-интеллектуальные ресурсы частного экономического сектора и гражданского общества.
5. Осуществление общественного контроля в функционировании органов власти с целью усиления борьбы с коррупцией при тесном взаимодействии с правоохранительными и судебными органами, а также с частным предпринимательским сообществом.
6. Реализацию систематического мониторинга решений и действий органов публичной власти, чему способствует «наличие достаточно полной и достоверной информации о деятельности таких органов ... за исключением информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну» [5, с. 165].
Реализация указанных признаков является целью дальнейшего развития деятельности федеральных органов публичной власти в условиях построения современного информационного общества.
Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального менеджмента является задачей стратегической важности. Поэтому вопросы правового регулирования использования информационных технологий в публичном управлении нашли отражение в следующих основных федеральных нормативных правовых актах (табл. 1).
Таблица 1
Краткая характеристика нормативно-правовой базы
использования информационных технологий в публичном управлении
№ п/п Перечень нормативных правовых актов Основные приоритеты
1 Федеральный закон от 06.04.2011 №63-Ф3 (ред. от 28.06.2014) «Об электронной подписи» Регулирование отношений в области использования электронных подписей при предоставлении госуслуг, исполнении госфункций; снятие ряда правовых препятствий на пути предоставления электронных госуслуг; гармонизация отечественного и европейского законодательства
2 Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Регулирование отношений, возникающих при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
3 Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» Регулирование отношений, связанных с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами госвласти, органами госвласти субъектов РФ, иными госорганами, органами МСУ, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации
4 Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Обеспечение открытости, доступности, достоверности информации о деятельности госорганов и органов МСУ и своевременности ее предоставления; свободы поиска, получения, передачи и распространения данной информации любым законным способом; соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности госорганов и органов МСУ.
5 Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением госуслуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами госвласти субъектов РФ, а также местными администрациями и иными органами МСУ, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия
6 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №313 (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении государственной программы РФ "Информационное общество (2011-2020 годы)"» Обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий; развитие технической и технологической основы становления информационного общества; предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе
7 Стратегия развития информационного общества в РФ (утв. Президентом РФ 07.02.2008 №Пр-212) Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий; повышение эффективности госуправления и МСУ, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами госвласти, качества и оперативности предоставления госуслуг
8 Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 №2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года Формирование единого системного подхода государства к развитию отрасли информационных технологий; повышение прозрачности принятия решений в государственном секторе, повышение прозрачности работы бизнеса, увеличение инвестиционной привлекательности российской экономики и снижение уровня коррупции
Источник: сост. авт. по: [6-13].
Действие представленных в табл. 1 нормативных правовых актов создает условия для модернизации публичного управления посредством внедрения и развития информационных технологий, которые осуществляют передачу определенного количества востребованных сведений, отражающих существующую ситуацию в со-
циально-экономических процессах. Функционирование множества взаимосвязанных информационных технологий, обеспечивая электронное взаимодействие органов публичной власти с представителями бизнес-структур и гражданского общества, формирует элементы «виртуальной общественности» и «цифровой власти» как трансформированных форм публичного управления, для которых характерно:
1. Беспрепятственное перемещение информационных данных (за исключением сведений, составляющих государственную тайну, коммерческие секреты или иную информацию ограниченного пользования).
2. Расширение форм аудиовизуального общения с помощью развития современной компьютерной техники, так как текстовая форма информации «требует от читателя некоторого анализа и интеллектуальных усилий» [3, с. 79], в то время как изображение на экране позволяет задействовать визуальный и звуковой аспекты воздействия на сознание.
3. Интерактивность современных медиасредств, применяемых в системе публичного управления - новых медиа формируют информационную реальность с возможностью ее воплощения в реальных социально-экономических отношениях путем производственных преобразований, заключения торговых сделок и прочих формах.
4. Анонимность коллективного и индивидуального общения в сети Интернет, что дает возможность снизить уровень личной ответственности за принятые решения и предпринятые действия отдельных лиц. Также это создает возможность скрыть истинные экономические интересы под прикрытием активности безликой виртуальной массы с одновременным латентным манипулированием деятельностью экономических компаний и общественных групп с помощью ложной информации, противоречащей принципам демократии и построения государственно-частного партнерства.
5. Стремительное распространение информации посредством современных коммуникаций, что позволяет расширить число субъектов, воспринимающих ее, повысить уровень экономического потребления самой информации и материальных продуктов, которые идентифицирует данная информация.
6. Современные средства формирования и передачи информации позволяют независимым гражданским объединениям выражать свою позицию в системе существующих процессов с выражением общественного мнения на всех уровнях публичного управления.
Эффективность публичной власти напрямую зависит от характера специфики ее обеспечения важнейшими ресурсами управленческой деятельности. Информация как один из данных ресурсов отражает истинный вид объекта регулирования. Посредством информационных технологий происходит укрепление сотрудничества органов публичной власти, представителей бизнес-структур и гражданского общества на основе функционирования различных электронных сетей. Использование этих сетей позволяет обеспечить баланс в способах выражения названным субъектам публичного взаимодействия своих задач и интересов. Происходит разработка планов их выполнения с повышением уровня положительного общественного мнения к своей позиции при увеличении числа своих сторонников или потребителей различных услуг.
Информационные технологии в публичном управлении основаны на использовании возможностей сети Интернет и дают ряд преимуществ в реализации социально-экономических проектов, а именно:
1. Делают более доступной информацию по значимым экономическим и социальным вопросам.
2. Укрепляют уровень взаимного доверия в обществе и обеспечивают эффективность государственной политики через повышение информационной транспарентности государственных структур [2,с. 6].
3. Укрепляют обратные связи между государственными и общественными субъектами публично-управленческих отношений.
4. Создают инновационные формы участия населения в публичном управлении, становятся источником прозрачности действий взаимодействующих институтов [14, с. 54], реализуя принципы демократического регулирования социально-экономических процессов.
5. Обеспечивают рост продуктивности электронного правительства при сокращении временных и трудовых затрат при обработке информации и принятию решения на основе данных сведений, повышают качество и общественную доступность «государственных услуг» [15, с. 141].
Для дальнейшего повышения степени продуктивности применяемых в публичном управлении информационных технологий требуется эффективный человеческий капитал. Данный капитал выражается в наличии востребованных в структуре публичного управления профессиональных знаний, умений и практических навыков использования технических средств передачи информации и поддержания высокого уровня технологической эффективности управления. Необходимы качественные педагогические технологии для подготовки профессиональных аналитиков и специалистов по различным аспектам использования информационных массивов. Это связано с потребностью повышения уровня культуры диалогового взаимодействия в виртуальном пространстве в виде преобразования и применения информации, адекватной происходящим в обществе процессам.
Эффективный гражданский контроль способны осуществлять специалисты, имеющие профессиональную подготовку, знания и опыт работы в соответствующей области общественной жизни и деятельности органов власти, а также умения должным образом представлять общественному вниманию полученные результаты экспертизы.
С повышением уровня информационного профессионализма пользователей компонентов информационных систем и технического персонала расширяется спектр вариантов проявления электронной демократии и деятельности электронного правительства. Это связано с опорой государственного регулирования на эффективную научную экспертизу разрабатываемых управленческих решений со стороны государственных экспертов (государственных служащих), специалистов бизнес-сообщества, а также независимых общественных экспертов по факту степени соответствия специфике стоящих социально-экономических проблем. Исходя из этих условий, публично востребованная информация и профессиональные знания выступают немаловажным источником власти и средством ее осуществления.
На основе имеющихся информационных данных происходит аналитическая оценка социально-экономической ситуации в масштабе всего государства с учетом специфического ее проявления в отдельных регионах с рассмотрением динамики экономических отношений, что необходимо для прогнозирования развития сложившегося положения в обществе. Путем рассмотрения имеющейся информации представители трех секторов публичного управленческого взаимодействия (государственного, частно-экономического и гражданско-некоммерческого) осуществляют сбор последующих сведений с целью получения эффективных информационных ресурсов для разработки публично значимых решений.
В условиях функционирования публичной власти на основе современных информационных технологий возникают как положительные, так и отрицательные явления в процедуре выбора оптимальных вариантов решения сложившихся социально-экономических проблем. Благоприятным является то, что происходит укрепление диалога органов публичной власти с представителями бизнес-структур и гражданского общества. Это позволило ввести электронный документооборот, что
объективно сокращает бюрократические препятствия для ускоренного устранения проблем, «а также переводит в формат интерактивного цифрового диалога общение граждан и бизнеса с органами государственной власти» [4, с. 117].
Отрицательным фактом является отсутствие современного технического оснащения на региональном и местном уровнях власти для своевременной обработки деловой информации. Это влечет за собой замедление разработки эффективных решений, отражающих специфику управленческой ситуации на всех уровнях публичного управления.
Основными элементами формирования информационных коммуникаций в публичном управлении являются: 1. Источники востребованной информации. 2. Каналы передачи информационных сведений по различным вопросам экономической и социальной действительности. 3. Цели использования информации в инновационных сферах производства и оказания социально-экономических услуг.
Тем самым, осуществляется создание информационной основы функционирования системы государственно-частного партнерства, повышается значение информационных ресурсов в регулировании социально-экономических процессов путем ускоренного перемещения сведений, используемых в различных сферах жизни общества.
Направления развития информационных технологий в публичном управлении России должны быть ориентированы на тесное взаимодействие государственных властных структур, частного бизнеса и некоммерческих общественных объединений с целью эффективного решения проблем жизни социума. Это происходит на основе сотрудничества и развития профессионализма индивидуальных пользователей востребованной информации в политических, экономических и гражданско-общественных процессах.
Исходя из текущих задач, сформулированных Президентом РФ и Правительством РФ, и с учетом целевых ориентиров направления развития информационного общества целесообразно определить следующие направления развития информационных технологий в публичном управлении:
- повышение уровня открытости государственных органов и участия представителей бизнес-структур и гражданского общества в принятии государственных решений;
- повышение уровня качества предоставления госуслуг и их доступности на основе развития и использования информационных технологий;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационно-коммуникационных технологий в государственных органах;
- повышение качества подготовки специалистов отрасли информационных технологий;
- повышение уровня информационной безопасности, обеспечение возможности подписки на получение информации сайтов государственных органов по электронной почте;
- повышение грамотности населения в области информационных технологий;
- развитие принципов электронной демократии, расширение практики онлайновых консультаций органов публичной власти с представителями бизнес-структур и гражданского общества.
Литература
1. Воройский Ф.С. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник: введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. 768 с.
2. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Условия повышения информационной транспарентности государственного менеджмента в Российской Федерации // Materialy IX
Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Dynamika naukowych badan - 2013» Volume 4. Economiczne nauki. Politologija.: Przemysl. Nauka i studia - 72 str. S. 6-13.
3. Кёхлер Г. Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога? // Политические исследования. 2013. № 4. С. 75-87.
4. Кочетков А.П. Нетократизм // Политические исследования. 2013. №4. С. 111-121.
5. Нисневич Ю.А. Гражданский контроль как механизм противодействия коррупции: проблемы реализации в России // Политические исследования. 2011. №1. С. 165-176.
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №313 (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"» // СПС КонсультантПлюс.
7. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 №2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года // СПС КонсультантПлюс.
8. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 №Пр-212) // СПС КонсультантПлюс.
9. Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // СПС КонсультантПлюс.
10. Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СПС КонсультантПлюс.
11. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // СПС КонсультантПлюс.
12. Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015) // СПС КонсультантПлюс.
13. Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // СПС КонсультантПлюс.
14. Чернышов А.Г. Политика явная и тайная: о «подводной» части современного публичного «пиар-айсберга» // Власть. 2015. № 8. С. 52- 58.
15. Шевцова И.В., Днепровская Н.В. Социальные медиа в коммуникации между гражданами и органами государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. Выпуск № 51. С. 138-151.
Кау1 Yakov Yakovlevich, Doctor of Economic Sciences, Professor of «Personnel management», Volgograd State social and pedagogical University (27, V. I. Lenin Ave., Volgograd, 400066, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Lamzin Roman Mikhaylovich, Senior lecturer of «Personnel management», Volgograd State social and pedagogical University (27, V. I. Lenin Ave., Volgograd, 400066, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Volovik Valery Solomonovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of «Management», Volgograd State University (100, Universitetsky Ave., Volgograd, 400062, Russian Federation). E-mail: [email protected]
DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PUBLIC ADMINISTRATION IN RUSSIA: FEDERAL LEVEL
Abstract
The article describes the interaction of public authorities, business representatives and civil society, based on the use of information technology. The authors prove the efficiency and effectiveness of public administration, formed on the basis of cooperation and professionalism of the individual user demand information in socio-economic processes.
Keywords: information technology, public administration, information, direction, cooperation, human capital.