Научная статья на тему 'Государственные услуги населению: возможности и перспективы интернет-технологий'

Государственные услуги населению: возможности и перспективы интернет-технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные услуги населению: возможности и перспективы интернет-технологий»

А.Н. Покида,

кандидат социологических наук

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

В 2006 г. Россия вступила во второй этап административной реформы, который должен продлиться до 2010 г. Ставится задача сделать госуслуги для граждан доступными, качественными и комфортными. Предполагается разработать и внедрить стандарты наиболее общественно значимых государственных услуг, которые оказывают как федеральные органы власти, так и органы власти субъектов Федерации. В частности, это стандарты таких услуг, как получение паспорта (общегражданского и заграничного), регистрация прав на недвижимость, регистрация автомобиля, получение социальных пособий.

Частью административной реформы должны стать инновационные процессы на основе информационно-коммуникативных технологий, без которых невозможно обеспечить высокий уровень стабильности и доступности государственных услуг. Если по «классической» схеме потребитель госуслуг сам обращается во все необходимые инстанции, при этом каждое учреждение в основном действует самостоятельно, то при «электронизации» управления налаживается внутренний обмен информацией между его различными структурами, и потребителю нет необходимости обращаться во все заведения, достаточно заявления в «одно окно».

Мировой опыт показывает, что использование новых информационно-коммуникационных технологий позволяет расширить доступ потребителей к государственным услугам и информации о них. В рамках работ по созданию «электронных правительств» в развитых странах созданы порталы для информирования населения и предоставления услуг по широкому спектру вопросов.

Так, в Германии предоставление услуг административными органами государства усовершенствуется на основе использования информационных технологий в рамках программы электронного правительства «BundOnline-2005». В федеральном правительстве уже 170 видов услуг оказываются с использованием Интернета. При этом особое внимание уделяется упрощению процедур регистрации предприятий малого и среднего бизнеса.

В Австралии в сфере предоставления услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий создан проект «Canberra-Connect», посредством которого населению столицы предоставляются услуги всех госучреждений. В 2003 г. «Canberra-Connect» предоставлял 132 вида услуг в обычных офисах, 77 - через Интернет и 62 - через телефонизированные центры. Посредством веб-сайта (http://www. canberraconnect.act.gov.au) этой организации в режиме он-лайн предоставляются такие услуги, как регистрация предприятия, автомобиля, оплата коммунальных услуг, поиск работы, услуги здравоохранения и т. д.1

Во Франции открыт раздел правительственного портала, который называется «Телесервисы». Он позволяет получить прямой доступ к онлайновым государственным сервисам, обеспечиваемых национальной и локальными властями. В настоящее время практически все государственные услуги представлены в Интернете (www.service-public.fr). Французские пользователи могут совершить такие операции, как запрос на выписку из криминального досье, оплата различных услуг, оформление заявки на материальную помощь и др.

Многие страны добились больших успехов в области формирования электронного правительства. Темпы роста развития и качество предоставляемых услуг в разных государствах изменяются в широких пределах - от публикации правительственной информации до подачи налоговых деклараций и платежей в бюджет.

В целом стандартизация создания, сопровождения и утилизации, а также унификация государственных автоматизированных систем, упрощение, сокращение числа и унификация бизнес-процессов государственных органов, во-первых, обеспечивают обслуживание граждан безотносительно к тому, как они вступают в контакт с госучреждением - по телефону, лично, через веб-сайт или другим способом; во-вторых снижают расходы и упрощают взаимодействие бизнеса с правительством; в-третьих, сокращают правительственные операционные расходы; в-четвертых, открывают доступ к госучреждениям людям с ограниченными физическими возможностями; в-пятых, повышают прозрачность и ответственность правительства2.

В настоящее время выделяются пять основных последовательных стадий развития электронного правительства3:

1 International Public Administration Reform: Implications for Russian Federation. Nick Manning and Neil Parison. World Bank. 2003. February.

2 См.: Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / А.В. Гиглавый, Ю.М. Горностаев,

B.И. Дрожжинов, С.Н. Сериков, А.А. Штрик. Под ред. В.И. Дрожжинова. М., 2002.

C. 4.

3 См. там же. С. 5.

- начальное появление - развернуто онлайновое присутствие правительственных учреждений в Интернете;

- расширенное присутствие - число правительственных сайтов постоянно увеличивается, а информация на них делается все более динамичной;

- интерактивное взаимодействие - пользователям предоставляются возможности загрузки типовых форм различных официальных документов, получения официальной электронной почты и организации взаимодействия через веб-сайт;

- проведение транзакций - пользователи могут реально осуществлять различные сделки (транзакции) с госучреждениями в онлайновом режиме;

- бесшовное взаимодействие - полная интеграция электронных услуг в пределах административных границ.

В России формирование информационного общества, информатизация органов госвласти рассматривается как необходимое условие устойчивого социально-экономического развития и полноценной интеграции в мировую экономику. Развитие этих технологий в целом получило значительное развитие как в федеральных министерствах и ведомствах, так и в региональных госорганах, где наблюдается значительное увеличение работ в этой сфере. Отдельным госорганам удалось достичь значительных успехов. Созданы различные правительственные Интернет-порталы, которые позволили получить сравнительно высокие показатели в области информационных взаимодействий, оказания услуг населению, автоматизации внутриведомственных процессов (официальный сервер Правительства Москвы - http://www.mos.ru и др.). В их числе правоохранительный портал (http://www.02.ru), основной целью которого является создание новых открытых информационных ресурсов, предоставляющих гражданам необходимую информацию правоохранительного и иного характера, интерактивных сервисов взаимодействия граждан и общественных организаций с правоохранительными органами, обеспечивающих прием, обработку и обратную связь по обращениям граждан на основе интеграции сервисов с внутренней системой управления электронными административными регламентами правоохранительных органов.

Однако в целом Интернет-технологии сегодня мало используются федеральными органами власти России для предоставления услуг гражданам и организациям. Аналогичная ситуация наблюдается и в работе органов государственной власти других уровней, несмотря на активное проникновение современных информационных технологий в социально-экономическую сферу. При этом, по данным Ми-нинформсвязи, 93% государственных органов имеют собственные

сайты, а треть из них предоставляет интерактивные сервисы, например, он-лайн консультации. Кроме того, увеличивается количество пользователей сети Интернет. Каждый шестой россиянин пользуется услугами всемирной сети (диаграмма 1), в Москве - каждый второй1.

Диаграмма 1 Динамика использования информационных технологий* (в % от общего количества)

2001 2002 2003 2004 2005

* См.: Рейман Л.Д. Итоги и перспективы // Экономика России - XXI век. 2005. № 19.

Распространение информационных технологий в России носит неравномерный характер как в географическом плане (территориально и в разных типах поселений), так и социально-демографическом. В силу этого значительная часть общества лишена возможности даже «заочного» знакомства с большинством информационных технологий, не говоря о непосредственном использовании их в работе и частной жизни.

Развитие этой сферы тормозится прежде всего из-за отсутствия необходимой законодательной базы. Успехи в этой сфере измеряются в лучшем случае только двумя начальными фазами: публикацией информации на Интернет-сайтах органов госвласти и односторонним взаимодействием «власть - общество». Несмотря на широкие возможности Интернет-представительств, они лишь в небольшой степени используются для повышения информационной открытости органов государственной власти. Можно констатировать, что Россия находится на начальном этапе создания электронного правительства1.

Информация, предоставленная на сайтах федеральных органов госвласти, не структурирована, не существует единого перечня сведе-

1 Данные Министерства информационных технологий и связи по итогам развития отрасли за 2005 г. // http://www.minsvyaz.ru/site_print.shtml?id=4&n_id=3284.

2 См.: Солонин В. 12 веб-услуг, которые могут оказать госорганы. CNews Analytics // http://cnews.ru/reviews/free/gov2005/part4/

ний о деятельности, обязательных для опубликования. Использование инструментов интерактивного взаимодействия часто исчерпывается возможностью отправить краткое сообщение в орган государственной власти после регистрации на его веб-сайте, голосованием по различным вопросам в режиме он-лайн и участием в тематических форумах. На многих сайтах отсутствуют данные о работе с населением, сведения о кадровой политике, финансовой структуре, статистическая и аналитическая информация, отражающая состояние сферы деятельности органа1. Возможности Интернета для взаимодействия с гражданами и бизнесом не используются даже там, где оно осуществляется с одним органом государственной власти и заключается в произведении простых операций, не предусматривающих задействования межведомственных или многоступенчатых внутриведомственных механизмов.

В то же время концептуальные основы информационного общества предполагают двусторонний информационный обмен и полную реализацию транзакций в электронной форме, включая предоставление и оплату услуги.

Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г. предполагает повышение эффективности механизмов госуправления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления госуслуг. В результате реализации концепции ожидается формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий («электронное правительство»). Для этого планируется создание нормативной базы для оценки состава и качества информационных услуг.

В настоящее время органами государственной власти и муниципального управления предоставляется ряд государственных услуг гражданам на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)2:

1Голубева Е.Г. Изучение обеспечения прозрачности органов власти в Интернете // Е.Г. Голубева, М.К. Зарин, А.М. Смирнов. Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: Труды VIII Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 8 - 11 ноября 2005 г.). СПб., 2005. С. 136.

2 См.: Готовность России к информационному обществу. Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития: Аналитический доклад / Под ред. С.Б. Шапошника. М., 2004.

- подоходный налог: подача декларации, уведомление о результатах проверки деклараций;

- услуги по поиску работы, предоставляемые департаментами труда;

- выплаты из фонда социального страхования;

- выдача документов (паспортов и водительских прав);

- регистрация автомашин (новых, бывших в употреблении или импортированных из-за границы);

- подача заявлений на выдачу разрешений на строительство;

- заявления в милицию (например, о краже, угоне и т. д.);

- публичные библиотеки (доступность каталогов, инструментов поиска);

- акты гражданского состояния (рождение, заключение брака, смерть): запрос и получение;

- подача заявления на поступление в вуз;

- регистрация по месту жительства;

- услуги здравоохранения (например, интерактивное информирование о предоставлении услуг в различных больницах; направления в больницы).

Мининформсвязь России прогнозирует на ближайшие годы существенное увеличение доли и доступности государственных услуг, оказываемых в электронном виде (см. диаграммы 2 и 3)1.

Диаграмма 2 Доступность услуг, оказываемых в электронном виде (в % от общего объема)

252015 1 10% : ПГ 2001 2002 2003 2004 200 1% \ 520 2 16% 1 06 20 2% 07

1 См.: Солонин В. 12 веб-услуг, которые могут оказать госорганы. CNews Апа^юв // http://cnews.ru/reviews/free/gov2005/part4/

Диаграмма 3

Доля государственных услуг, оказываемых в электронном виде

(в % от общего объема)

35%

Концепция административной реформы в России на 2006 - 2010 гг. предполагает повысить степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью госуслуг к 2008 г. до 50% и к 2010 г. - не менее чем до 70%. Развитие услуг, оказываемых на основе ИКТ, является одним из центральных направлений, которое позволит достичь этих показателей.

Мининформсвязь России разрабатывает проекты по созданию, развитию и обеспечению функционирования государственных информационных систем, ресурсов и технологий, которые будут представлены на рассмотрение координационных и совещательных органов в сфере информационных технологий. В 2006 г. в соответствии с концепцией административной реформы и планом-графиком ее реализации запланирован ряд пилотных проектов в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия». Это прежде всего проекты по внедрению электронных административных регламентов, создание механизмов реализации государственных функций и предоставления государственных услуг. В 2006 г. комиссией по административной реформе будут выбраны 6 - 7 наиболее актуальных госуслуг, которые должны будут в этом же году реализованы в нескольких регионах. Среди таких услуг могут быть получение паспорта, оформление документов по регистрации недвижимости, помощь в трудоустройстве и др.

Таким образом, как показывает опыт зарубежных стран, а также анализ современного состояния предоставления электронных государственных услуг в России, можно констатировать, что реформы в сфере повышения качества госуслуг должны сопровождаться активным применением информационных технологий, что позволяет расширить охват и облегчить доступ потребителей к ним.

Поэтому инновационные процессы в России на основе информационно-коммуникационных технологий должны стать частью административной реформы и регулироваться комплексно. В то же время эффективность деятельности государственных и муниципальных органов по оказанию ими государственных (публичных) услуг в значительной мере будет зависеть не только от реформы государственной системы, но и от степени активности граждан. Необходимо создать условия для использования широких возможностей Интернет-технологий, на базе которых можно обеспечить новый уровень качества и доступности государственных (публичных) услуг для населения на всей территории страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.