УДК 323
Бакушев В.В., д. полит. н., проф., Кравченко В.С., соиск.
Этапность формирования информационного общества: ориентиры, требования
В статье раскрываются методологические подходы и практика формирования в России начального этапа развития информационного общества - электронного правительства. Дается оценка процессов, относящихся к данной сфере, формируется содержание ключевых подходов в зарубежной практике, выявляется опыт лидеров, показаны проблемные области осуществляемого глобального проекта в российских условиях.
Ключевые слова и словосочетания: электронное правительство, электронный гражданин; информационное общество; государственные и муниципальные услуги в электронном виде, требования к региональным и муниципальным системам.
Известный зарубежный специалист по современному менеджменту Ст. Кови неоднократно отмечал, что принцип «центричное лидерство» присущ только профессионалам, строго и критично относящимся к себе, умело делегирующим полномочия и устремленным в будущее [1]. Именно такие кадры профессионалов требует сфера, которая в документах и статьях ученых футуристов называется «информационным обществом». Для обеспечения успеха требуется понимание конечной цели и промежуточных задач, умение делегирования полномочий на управленческом уровне, согласованность на организационном уровне.
Важно напомнить, что Россия включилась в процесс формирования информационного общества условиях кризисности и нестабильности (тогда только что избранный второй Президент России В.В. Путин, проявив политическую волю, в 2002 сложном году сделал два ключевых заявления: «Россия будет платить по своим обязательствам» и «Россия включается в процесс формирования «информационного общества»). Сегодня под этим понимается единство трех трансформационных этапов: «электронное правительство» -«электронное государство» - «информационное общество».
Формирование единой системы подходов «электронного правительства»
Оценивая трудности первого десятилетия, можно утверждать, что начальный процесс формирования электронного правительства и переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде уже в конце первого десятилетия XXI века в России стал знаковым. Здесь сосредоточивались наиболее значимые проекты, предложенные гражданскому обществу российской властью. Этот период стал также этапом подготовки основных правовых предпосылок, на основе которых подготавливались административные решения. Здесь сосредоточиваются и ныне довольно
114
значительные финансовые и кадровые ресурсы. При превалирующей общей критической оценке темпов и качества продвижения по обозначенному пути, важно подойти все же более объективно к оценкам, раскрыв некоторые тенденции, складывающиеся в этой относительно закрытой и малоизученной сфере. К сожалению, данная сфера пока не стала достаточной сферой внимания различных коллективов ученых-гуманитариев, а пока привлекает любознательных одиночек.
Главной целью формирования электронного правительства (первый этап), как уже принято понимать, является повышение качества государственного управления. Оно должно выражаться через существенное сокращение:
- временных, организационных и финансовых издержек для граждан и организаций при получении государственных (муниципальных) услуг;
- административных барьеров и бремени избыточного регулирования для хозяйствующих субъектов;
- бюджетных расходов на деятельность органов исполнительной власти и повышение эффективности этих расходов с повышением прозрачности деятельности других органов власти и управления.
Эти благородные идеи не могут реализоваться сами по себе. Если на первом этапе субъектом мобильности выступает власть, то постепенно должна расти и гражданская активность. Действительно на втором этапе (уровне)
- формирование электронного государства - подразумевается решение относительно уже меньшего круга задач, связанных непосредственно с исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, подсистемой местного самоуправления. Но обеспечивается единство и синхронность их функционирования
Современный уровень знания о третьем уровне - построении «информационного общества» - ныне связывается с более широкими преобразованиями, затрагивающими и все уровни государственной власти и местного самоуправления, а также все основные сферы общественных отношений (здравоохранение, образование, культура и т.д.), бизнес и, конечно, отдельных граждан. Таков основной пейзаж. Для этого должны направляться достаточные политические, организационно-управленческие и социальные ресурсы.
Ныне непосредственное отношение к гражданам и бизнесу на федеральном уровне, как выявлено, имеют 889 услуг и функций. А всего в сводный реестр включается более 8,5 тыс. региональных и муниципальных услуг. Первый перечень реализации услуг на федеральном уровне в 2009 г. был утвержден решением Правительства Российской Федерации. Их реализация уже требовала системных мер. Но со временем потребуется расширение перечня и наращивание системности в подготовке и предоставлении госуслуг в электронном виде. Для этого следует реализовать значительный перечень мероприятий новой Общероссийской государственной программы «Развитие информационного общества в 2011 - 2020 гг.» [2]. Из федерального бюджета
будет выделено 88 млрд руб. Но с учетом ведомственных вливаний «на вырост» (через целевые программы) - ежегодное бюджетирование составит около 120 млрд руб.
Таким образом, уже в ближайшие годы востребуется создание функционирующей модели электронного правительства, которое непосредственно связано с формированием качественно новой инфраструктуры и механизма взаимодействия органов власти с массовым применением ИТ-ресурсов для получения гражданами услуг от уполномоченных структур в сфере публичного управления. Поэтому уже на начальном этапе в нормативных правовых документах, методиках и рекомендациях, разрабатывавшихся на федеральном уровне, все более стремительно формируются соответствующие механизмы взаимодействия между уровнями власти. Как показывает анализ, прежде всего, это связано с организацией работы по ведению различных реестров и регистров (недвижимости, физических и юридических лиц, органов власти управления, их правовых актов и т.д.). Унифицируются смежные действия с формированием электронных документов. Все это требует высокой и специальной профессиональной подготовки специалистов и руководителей, занятых в данной сфере деятельности, а также квалифицированного инженерного и правового сопровождения. Но мы, к счастью, не единственные на этом пути в мире.
Исходя из оценок международного опыта, можно выделить этапы перехода к электронному правительству. И по классификации ООН, Россия находится только на первом этапе перехода к электронному правительству ({всего выделяется четыре: информационный; интерактивный; транзакционный; информационное общество). Охарактеризуем названные этапы:
1. Информационный. (государства Гана, Китай, Таиланд, Казахстан, Россия). На этом этапе создаются сайты органов госвласти, предоставляющие актуальную и в то же время статичную информацию о структуре гос-органа, расположении приемных, территориальных подразделений, центрального аппарата; о регламентах работы и руководителях, включая контактные данные, часы приема и т.п.);
2. Интерактивный. (Япония, Италия, Германия, Эстония). Ведомства начинают предоставлять несложные интерактивные сервисы; простые го-суслуги из числа наиболее востребованных;'
3. Транзакционный. (Корея, США, Сингапур, Канада). Госорганы переходят к оказанию онлайн-услуг, начинают предоставляться возможности для осуществления наиболее востребованных платежей: налогов, сборов, платежей;
4. Информационное общество. (пока такого нет нигде). Услуги в электронной форме начинают преобладать над бумажными; Госуслуги предоставляются полностью в электронном виде без очного посещения соответствующего уполномоченного органа госвласти.
В целях стимулирования аппаратов государственной и муниципальной службы в последнее время принято более тридцати федеральных зако-
нов, документов Президента и Правительства РФ и более двухсот ведомственных актов [3]. Во-первых, это стратегия развития информационного общества, где обозначены критерии (индикаторы), которые надо было достигнуть к 2010 и к 2015 гг. Во-вторых, это положение об общероссийском государственном центре (ОГИЦ) - госпортал. В-третьих, регламентация «доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В-четвертых, правила размещения в государственных информационных системах сведений об услугах (функциях), в т.ч. электронном виде. В-пятых, законодательно принятый порядок организации предоставления государственных муниципальных услуг. На их основе уже выстраивается процессуальная модель электронизации услуг как основа регламентации и оптимизации деятельности служащих госаппарата. При этом федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года № 227 (фактически одновременно с принятием известного закона «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210) были внесены поправки в уже действовавшие 28 федеральных законов. Были введены положения и нормы, требующие организации соответствующей деятельности с применением электронных технологий (см. законы о милиции, занятости населения, правах граждан на свободу передвижения, безопасности дорожного движения, индивидуальном учете, негосударственных пенсионных фондах, обязательном пенсионном страховании, нетрудовых пенсиях и др.). Далее акцентность на предоставление услуг в электронном виде будет только усиливаться.
Все это позволило сегодня оформить принципиальную схему практической деятельности предоставления государственных и муниципальных услуг в современной России. Она основывается на трех крупных составных элементах (см. рис. 1).
Заметим, что Правительством России установлены контрольные сроки, отведенные для всей подготовки, - два года. То есть до июля 2012 года. Поэтому требуется интенсивно вести подготовку соответствующих административных регламентов; государственных реестров и реестров муниципальных услуг. Все необходимые сведения должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы. С 1 июля 2011 г. ведение реестров должно осуществляться только в электронной форме. Для этого органы субъектов Российской Федерации и муниципалитеты должны создать региональные и муниципальные информационные системы. Для муниципальных образований, где нет достаточных финансов, это может быть рабочим полем по созданию систем на принципах кооперации (особенно актуально здесь муниципальное сотрудничество).
Государственные и муниципальные услуги
Непосредственное взаимодействие органов предоставляющих услуги, с заявителями (гражданами)
Универсальные электронные карты с электронными приложениями (федеральные, региональные, муниципальные)
Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах
Рис. 1. Основные формы предоставления государственных и муниципальных услуг в российской модели
Главным, при этом, остается требование, чтобы существовала «возможность их интеграции с федеральной государственной информационной системой» и обеспечивалась синхронность при информационном взаимодействии с субъектами РФ. То есть должна функционировать единая система [4]. Таковы «общие» требования к построению электронного правительства на федеральном, региональном и местном уровнях.
Как свидетельствует «оценка региональных политико-управленческих практик формирования требуемой «системности», то ее можно рассматривать через следующие направления действий при формировании электронного правительства:
• перевод в электронный вид государственной учетной деятельности;
• создание информационно-технологических и инженерных компонентов электронного правительства;
• формирование ключевой инфраструктуры электронного правительства;
• переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде.
При этом важно, чтобы организаторы и участники вышеназванных процессов, также обеспечивали: доступность государственных услуг для граждан и организаций; эффективность использования бюджетных расходов на внедрение ИКТ федеральными органами исполнительной власти; точный порядок управления процессом формирования электронного правительства на основе плана мероприятий.
На начальном этапе на федеральном уровне запланирована подготовка и оказание 74 госуслуг (это зафиксировано Постановлениями Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 1555-р и от 8.09.2010 г. № 1519-р). Поэтапно, через 5 уровней, они как обязательные должны предоставляться на всей территории России.
Поскольку подготовительные сроки исполнения были затянуты, то Президент России Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 г. был вынужден публично потребовать завершить эту работу до конца 2010 г. Этим также дополнительно подчеркивались значимость обсуждаемых и реализуемых различных мер, связанных с переходным этапом и его трудностями (ранее в такие короткие сроки не осуществлялись подобные организационно-управленческие действия, связанные со сменой и качественным обновлением массового сознания и перестройкой деятельности аппаратов государственной и муниципальной службы). Во второй половине 2010 и в 2011 гг. уже стали регулярными в стране сообщения о введении все новых пооперационных и комплексных услуг для населения [5].
Проекты административных регламентов должны размещаться в сети «Интернет» на официальном сайте органа. Все проекты подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти паи уполномоченным органом местного самоуправления. Они должны становиться предметом и независимой экспертизы. Независимая экспертиза не может проводиться физическими и юридическими лицами, принимавшими участие в разработке проекта административного регламента, а также организациями, находящимися в ведении органа, являющегося разработчиком административного регламента . К сожалению, до закрепления этих положений в Федеральном законе № 210 (2010 г.) данное требование не всегда исполнялось. Поэтому требуется пересмотр уже сделанной, но не качественно, работы. И еще раз уточним, что требуется по каждой функции (услуге) решать целый ряд управленческих задач:
- оптимизация исполнения функций, в т.ч. в интересах граждан и организаций;
- упрощение административных процедур, включая устранение избыточных административных действий и процедур, стадий их исполнения;
* Предметом экспертизы проектов административных регламентов, проводимой уполномоченными органами государственной власти или уполномоченными органами местного самоуправления, является оценка соответствия проектов административных регламентов требованиям, предъявляемым законодательством и .принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проектах административных регламентов.
- уменьшение сроков исполнения административных действий и процедур;
- устранение необоснованных обременении для граждан и организаций;
- сокращение затрат граждан и организаций в связи с исполнением функций, доступность для граждан и организаций информации об исполнении функции, возможность оперативного контроля исполнения функции;
- установление персональной ответственности должностных лиц за соблюдением требований административных регламентов по каждой административной процедуре или действию при исполнении функции.
Каковы же условия для предъявляемых требований по переводу разрешительных полномочий в электронный вид? Заметим, что они еще не закреплены управленческими решениями и существуют на экспертном уровне. Есть только ультимативное правительственное решение - штрафы для чиновников, требующих документы (справки и т.д.) от заявителей. Но требуется, чтобы повсеместно для реализации разрешительных полномочий в электронном виде использовались электронное межведомственное и межуровневое взаимодействие, а также взаимодействие с подведомственными организациями (вместо запроса документов или сведений у заявителя). Важно по каждому этапу, во-первых, иметь регламенты, а во-вторых, осуществить обязательные действия, описание которых приводится ниже:
• на информационном этапе (это предоставление разнообразной информации):
информация о государственной услуге должна быть доступна в сети Интернет (в Сводном реестре и на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также, согласно действующему законодательству на официальных сайтах органов власти);
- информация из открытых государственных учетных информационных систем (далее ИС), в том числе носящая правоподтверждающий или правоустанавливающий характер, должна быть доступна в сети Интернет;
- выработанные формализованные критерии размещаемой информации доступны (возможность реализации мониторинга фактической доступности информации);
- разрабатываются механизмы оперативной корректировки размещаемой информации в результате выявляемых ошибок и неполноты;
- реализуются меры, обеспечивающие юридическую значимость размещаемой информации;
- создаются информационные сервисы, специфичные для конкретной услуги (поиск ближайшего территориального органа, проверка названий регистрируемых объектов и т. д.);
• на этапе одностороннего взаимодействия (предоставляются необходимые формы и бланки):
- публикуются формы заявлений и иных документов (анкеты, бланки, платежные документы и т.п.) доступные для:
^ заполнения и последующей распечатки заполненного документа заявителем;
^ скачивания и заполнения заявителями в электронной форме;
^ скачивания, распечатки и заполнения заявителем в бумажной форме;
- реализация сервисов контроля корректности заполнения форм, выбора вводимых данных из доверенных нормативно-справочных источников;
- реализация сервисов хранения частично заполненных форм, предоставления предзаполненных типовым образом форм;
- обеспечение юридической значимости размещаемых форм;
- обеспечение выполнения требования обязательного приема органом власти документов, формы которых размещены на портале.
• на этапе двустороннего взаимодействия (является началом предоставления услуг в электронном виде) обеспечивается:
- прием заявлений о предоставлении гос- и муниципальной услуги в электронной форме;
- прием в электронной форме документов, необходимых для подтверждения права получения услуги;
- прием электронных графических образов (изображений) документов, необходимых для подтверждения права получения услуги, предоставленных третьими лицами в бумажной форме;
- прием платежей (налогов, пошлин, сборов) посредством электронных и мобильных платежных систем;
- прием реквизитов платежных документов, подтверждающих совершение заявителем обязательных платежей посредством электронных и мобильных платежных систем;
- реализация механизмов взаимного преобразования документов и сведений, хранящихся в юридически значимом виде в бумажной и электронной форме;
- предоставление заявителю в электронной форме документов (сведений), являющихся доказательством факта удаленного взаимодействия и отражающих его содержание;
- обеспечивается механизм оперативного доказательного досудебного обжалования действий (бездействия) органа власти, обращения в контролирующие органы или судебного обращения.
• на интерактивном этапе:
- заявитель может осуществлять удаленный мониторинг хода предоставления услуги (прием заявления, запрос дополнительных сведений, отказ, принятие решения);
- заявитель может поручить (доверить) органу власти получение необходимых для предоставления государственной услуги документов (сведений) в иных федеральных органах исполнительной власти;
- заявитель может не предоставлять документы (сведения), имеющиеся у иных федеральных органов исполнительной власти;
- мониторинг хода предоставления услуги осуществляется по множественным каналам доступа (компьютеры, мобильные устройства, SMS, почтовые сообщения);
- обеспечивается электронная форма ведения государственных учетов юридическим фактом принятия решения и получения результата предоставления услуги, появляется учетная запись в электронной учетной системе;
- заявителю предоставляется документ, подтверждающий результат предоставления услуги по его выбору в бумажной и (или) электронной форме и является выпиской (справкой) из электронной учетной системы;
- третьей доверенной стороной заявителю предоставляются в электронной форме в юридически значимом виде доказательства факта и содержания удаленного взаимодействия с предоставляющим государственную услугу органом власти.
• на этапе полностью удаленного взаимодействия:
- заявитель может осуществить все необходимые для предоставления государственной услуги действия в полностью удаленном режиме;
- обеспечивается юридически значимое электронное взаимодействие между всеми участниками предоставления услуги;
- органам власти обеспечивается возможность (при согласии заявителя) самостоятельно запрашивать документы (сведения) в электронных учетных системах иных органов власти и организаций, участвующих в предоставлении услуги;
- документ, подтверждающий результат предоставления услуги, предоставляется заявителю по его выбору в бумажной и (или) электронной форме;
- заявителю предоставляются в электронной форме доказательства факта и содержания удаленного взаимодействия с предоставляющим государственную услугу органом власти.
Чтобы понять, что же открывается за «подготовкой» заявленной услуги, требуется достаточно ясно представлять механизм осуществления последующих процессов. Как показывает анализ технологической и организационно-управленческой практики, для получения одной услуги надо совершить при исполнении почти два с половиной десятка точных направленных действий. Поскольку эти подходы ранее не рассматривались, то их требуется обозначить как новую деятельность в сфере гос- и муниципального управления. Это прежде всего:
- получение исчерпывающей информации о порядке исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;
- сбор подтверждающих документов, выдаваемых подведомственными организациями, иными государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, сторонними организациями;
- уплата государственной пошлины, иных неналоговых платежей (если это предусмотрено процедурой получения/подтверждения статуса или права), а также совершения иных юридически значимых действий;
- поиск, заполнение заявления в бумажно-письменной форме, скрепление его печатью и/или подписью с указанием контактных данных и способа взаимодействия с исполнительными органами государственной власти (почта, телефон, иные способы);
- запись на прием в исполнительный орган государственной власти в случае необходимости подачи заявления, пакета документов, материальных объектов лично, либо при наличии установленного разрешения через представителя;
- непосредственное и личное посещение государственного органа исполнительной власти, либо при наличии установленного разрешения через представителя, и представление устного или письменного заявления, пакета документов, материальных объектов уполномоченному должностному лицу;
- направление заявления и пакета документов при отсутствии требований по представлению оригинальных документов и/или материальных объектов по почтовой связи или иными нормативно установленными способами;
- подтверждение исполнительным органом государственной власти получения заявления, пакета документов, материальных объектов;
- отказ или приостановление исполнительным органом государственной власти рассмотрения заявления, пакета документов, материальных объектов, до предоставления заявителем дополнительных подтверждающих его статус документов, материальных объектов;
- проверка и экспертиза исполнительным органом государственной власти возможности получения/подтверждения статуса или права, в том числе выездная проверка или экспертиза, исследования с участием подведомственных и иных организаций;
- размещение, обработка, хранение документов, представленных заявителем в архивных делах в письменно-бумажной форме;
- согласование исполнительным органом государственной власти принимаемого промежуточного или итогового решения с иными исполнительными органами государственной власти;
- информационное взаимодействие ответственного за итоговое решение исполнительного органа государственной власти с иными органами власти, третьими лицами в целях запроса и/или ' подтверждения сведений, предоставленных заявителем;
- принятие решения исполнительным органом государственной власти, в том числе путем регистрации факта принятия решения и занесения соответствующей записи в государственную базу данных, а также при наличии в учетную информационную систему;
- уведомление заявителя о принятом решении с использованием почтовой, телефонной, а также иных применяемых исполнительным органом государственной власти средств коммуникации;
- выдача заявителю документа на бумажном носителе, подтверждающего факт отказа или получения/подтверждения статуса или права, являющегося итоговым результатом исполняемых государственных услуг;
- внесение регистрационной записи о полученном/подтвержденном статусе или праве в оригинальный документ, принадлежащей заявителю;
- предоставление дубликата выданного разрешительного (подтверждающего) документа (за отдельную плату);
- приостановление, либо отмена действия выданного на бумажном носителе разрешительного (подтверждающего), с одновременной регистрацией факта принятого решения и занесения соответствующей записи в государственную базу данных, а также при наличии в учетную ИС;
- получение материальных результатов по итогам присвоения или подтверждения статуса или права (материальная помощь, денежные средства, льготы, знаки и т. д.);
- формирование, ведение, обработка и хранение юридически значимых событий или действий, сопровождающих реализация разрешительных полномочий, в государственной базе данных, а также при наличии в учетной ИС;
- делегирование подведомственным организациям учетных полномочий по регистрации факта принятия решения и занесения соответствующей записи в государственную базу данных, а также при наличии в учетную ИС;
- предоставление исполнительным органом государственной власти сведений в форме выписок, справок, получившему/подтвердившему статус или право физическому или юридическому лицу, а также третьим лицам;
- размещение исполнительным органом государственной власти ограниченного объема сведений о зарегистрированных правах и статусах в свободном или платном доступе на официальном сайте ведомства.
К сожалению, нынешний уровень подготовки большинства работающих в гос- и муниципальных аппаратах служащих не соответствует стоящим задачам. В полном объеме эти процессы пока слабо представляют руководители муниципалитетов, среднее звено аппаратов управления. А часть сотрудников даже их сторонится. Поэтому в стране нужен «ИТ-всеобуч».
Цель построения информационного общества для России, как и для других государств, является более высокой и более значимой, чем только отдельная цель формирования «электронного правительства». Требуется подготовка «электронного гражданина», а затем и «электронного государства». Каждая из этих важнейших целей включает многоплановую и многозатратную деятельность государственных органов и бизнеса. Цель может быть достигнута только при качественно новой профессионализации и управленческих кадров, и специалистов, занятых в аппаратах все больше операторскими функциями в условиях электронизации управленческих процессов. А также в повышении гражданской активности.
Отрадно, что ныне в России проявляется более высокая политическая воля для формирования в стране информационного общества. Даже несмотря на то, что страна включилась в эти процессы с опозданием в 15-20 лет, к началу второго десятилетия XXI века уже создано немало стимулов для широ-
кого вовлечения населения в атмосферу современного гражданского общества и качественного развития инфраструктуры на основе ИКТ-ресурсов.
Применение ИКТ в самых широких областях жизнедеятельности российских граждан поможет значительно повысить качество жизни, активизировать креативность их мышления и стимулировать более совершенную организацию труда. Технологии электронного правительства также потребуют мобильности и оперативности, в том числе при обработке сложной информации. Учитывая это, расширение перечня электронных услуг уже в течение второго десятилетия XXI в. должно непреложно расти и восприниматься большинством граждан как норма. Социальные сети не могут быть альтернативой качественных госуслуг в электронном виде.
Литература
1. Кови. Лидерство, основанное на принципах. Пер. с англ. 2-е изд., М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. С. 24-25.
2. См.: Распоряжение Правительства РФ «О Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» от 20.10.2010 № 1815-р.
3. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ, «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ (а также ФЗ № 227 от 27.07.2010 г.), «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 г. (Пр-212), Федеральный закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 г., «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.» от 27 сентября 2004 г. № 1244-р., «Концепция региональной информатизации до 2010 года» от 17 июля 2006 г. № 1024-р.,«О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям» от 25 декабря 2007 № 931, «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 6 мая 2008 г. № 362, «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» от 6 июня 2008 г. № 632-р., «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем» от 10 сентября 2009 г. № 723, «Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» от 15 июня 2009 г. № 478, «Правила размещения в федеральных государственных информационных системах "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях)» от 15 июня 2009 г. № 478, «О внесении изменений в план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» от 8 сентября 2010 г. № 1519-р (доп. к расп. Прав, от 17 октября 2009 г. № 1555-р), «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от
26 августа 2009 г. № 1231 -р» от 16 августа 2010 г. № 135-р, «Стандарты раскрытия информации субъектам естественных монополий, осуществляющими деятельность в области оказания услуг связи» от 9 июня 2010 г. 401, «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» от 24 мая 2010 г. N 365, «Правила размещения в федеральных государственных информационных системах "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях)» от 15 июня 2009 г. № 478 и др.
4. Принятые решения (ФЗ № 210 от 27.07.2010 г. и Пост. Правительства РФ 365 от 24.05.2010 г.) обязывают федеральные министерства и ведомства (прежде всего Минкомсвязъ, Минфин, Минэкономразвития и др.), а также администрации субъектов РФ и муниципальных органов подготовить и принять свои акты.
5. В Федеральном законе (210 от 27 июля 2010 г.) целая глава 3 посвящена требованиям создания инфраструктуры, порядку разработки проектов административных регламентов (ст. 12 и 13). Изложены требования к стандарту предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 14).
УДК 323 (575.2) (04)
Харченко В.А., первый секретарь посольства РФ в Киргизии, к.полит.н.
Международные политико-правовые подходы к внутригосударственным межэтническим конфликтам (на примере Киргизской Республики)
В статье рассматривается реакция международного сообщества на межэтнический конфликт в Киргизии в июне 2010 г., в частности проанализирован опыт создания Международной исследовательской комиссии как инструмента политического расследования и предупреждения дальнейшей эскалации внутригосударственного конфликта.
Ключевые слова: межэтнический конфликт, этнические меньшинства, международное право, международная комиссия.
Открытый киргизско-узбекский межэтнический конфликт на Юге Киргизской Республики 10 - 14 июня 2010 г., когда в г. Ош, Ошской и Джа-лал-Абадской областях произошли массовые столкновения киргизов и узбеков, сопровождавшиеся погромами, поджогами, мародерством, убийствами и приведшие к многочисленным жертвам с обеих сторон, потряс весь мир. По официальным данным, « в г. Ош, Ошской и Джалал-Абадской областях обнаружено всего 426 трупов, из них опознано 381: 276 узбеков, 105 киргизов и 2
- других национальностей. Неопознано - 45. Телесные повреждения выявлены у 1930 граждан, из которых у 925 - огнестрельные ранения. В правоохранительные органы поступило 120 заявлений о розыске без вести пропавших