Научная статья на тему 'Этапность формирования информационного общества:ориентиры, требования'

Этапность формирования информационного общества:ориентиры, требования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЙ ГРАЖДАНИН / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ / ТРЕБОВАНИЯ К РЕГИОНАЛЬНЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ СИСТЕМАМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакушев В. В., Кравченко В. С.

В статье раскрываются методологические подходы и практика формирования в России начального этапа развития информационного обществаэлектронного правительства. Дается оценка процессов, относящихся к данной сфере, формируется содержание ключевых подходов в зарубежной практике, выявляется опыт лидеров, показаны проблемные области осуществляемого глобального проекта в российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of Formation of Information Society: Reference-points, Requirements

The article descrbes methodological approaches and the practice of formation in Russia of the beginning stage of the information society development -electronic government. The assessment is given to the processes, relating to this sphere, the content of the key approaches in foreign practice is formed, the expertise of the leaders is revealed, the problem areas of the realizing global project in the Russian conditions are shown.

Текст научной работы на тему «Этапность формирования информационного общества:ориентиры, требования»

УДК 323

Бакушев В.В., д. полит. н., проф., Кравченко В.С., соиск.

Этапность формирования информационного общества: ориентиры, требования

В статье раскрываются методологические подходы и практика формирования в России начального этапа развития информационного общества - электронного правительства. Дается оценка процессов, относящихся к данной сфере, формируется содержание ключевых подходов в зарубежной практике, выявляется опыт лидеров, показаны проблемные области осуществляемого глобального проекта в российских условиях.

Ключевые слова и словосочетания: электронное правительство, электронный гражданин; информационное общество; государственные и муниципальные услуги в электронном виде, требования к региональным и муниципальным системам.

Известный зарубежный специалист по современному менеджменту Ст. Кови неоднократно отмечал, что принцип «центричное лидерство» присущ только профессионалам, строго и критично относящимся к себе, умело делегирующим полномочия и устремленным в будущее [1]. Именно такие кадры профессионалов требует сфера, которая в документах и статьях ученых футуристов называется «информационным обществом». Для обеспечения успеха требуется понимание конечной цели и промежуточных задач, умение делегирования полномочий на управленческом уровне, согласованность на организационном уровне.

Важно напомнить, что Россия включилась в процесс формирования информационного общества условиях кризисности и нестабильности (тогда только что избранный второй Президент России В.В. Путин, проявив политическую волю, в 2002 сложном году сделал два ключевых заявления: «Россия будет платить по своим обязательствам» и «Россия включается в процесс формирования «информационного общества»). Сегодня под этим понимается единство трех трансформационных этапов: «электронное правительство» -«электронное государство» - «информационное общество».

Формирование единой системы подходов «электронного правительства»

Оценивая трудности первого десятилетия, можно утверждать, что начальный процесс формирования электронного правительства и переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде уже в конце первого десятилетия XXI века в России стал знаковым. Здесь сосредоточивались наиболее значимые проекты, предложенные гражданскому обществу российской властью. Этот период стал также этапом подготовки основных правовых предпосылок, на основе которых подготавливались административные решения. Здесь сосредоточиваются и ныне довольно

114

значительные финансовые и кадровые ресурсы. При превалирующей общей критической оценке темпов и качества продвижения по обозначенному пути, важно подойти все же более объективно к оценкам, раскрыв некоторые тенденции, складывающиеся в этой относительно закрытой и малоизученной сфере. К сожалению, данная сфера пока не стала достаточной сферой внимания различных коллективов ученых-гуманитариев, а пока привлекает любознательных одиночек.

Главной целью формирования электронного правительства (первый этап), как уже принято понимать, является повышение качества государственного управления. Оно должно выражаться через существенное сокращение:

- временных, организационных и финансовых издержек для граждан и организаций при получении государственных (муниципальных) услуг;

- административных барьеров и бремени избыточного регулирования для хозяйствующих субъектов;

- бюджетных расходов на деятельность органов исполнительной власти и повышение эффективности этих расходов с повышением прозрачности деятельности других органов власти и управления.

Эти благородные идеи не могут реализоваться сами по себе. Если на первом этапе субъектом мобильности выступает власть, то постепенно должна расти и гражданская активность. Действительно на втором этапе (уровне)

- формирование электронного государства - подразумевается решение относительно уже меньшего круга задач, связанных непосредственно с исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, подсистемой местного самоуправления. Но обеспечивается единство и синхронность их функционирования

Современный уровень знания о третьем уровне - построении «информационного общества» - ныне связывается с более широкими преобразованиями, затрагивающими и все уровни государственной власти и местного самоуправления, а также все основные сферы общественных отношений (здравоохранение, образование, культура и т.д.), бизнес и, конечно, отдельных граждан. Таков основной пейзаж. Для этого должны направляться достаточные политические, организационно-управленческие и социальные ресурсы.

Ныне непосредственное отношение к гражданам и бизнесу на федеральном уровне, как выявлено, имеют 889 услуг и функций. А всего в сводный реестр включается более 8,5 тыс. региональных и муниципальных услуг. Первый перечень реализации услуг на федеральном уровне в 2009 г. был утвержден решением Правительства Российской Федерации. Их реализация уже требовала системных мер. Но со временем потребуется расширение перечня и наращивание системности в подготовке и предоставлении госуслуг в электронном виде. Для этого следует реализовать значительный перечень мероприятий новой Общероссийской государственной программы «Развитие информационного общества в 2011 - 2020 гг.» [2]. Из федерального бюджета

будет выделено 88 млрд руб. Но с учетом ведомственных вливаний «на вырост» (через целевые программы) - ежегодное бюджетирование составит около 120 млрд руб.

Таким образом, уже в ближайшие годы востребуется создание функционирующей модели электронного правительства, которое непосредственно связано с формированием качественно новой инфраструктуры и механизма взаимодействия органов власти с массовым применением ИТ-ресурсов для получения гражданами услуг от уполномоченных структур в сфере публичного управления. Поэтому уже на начальном этапе в нормативных правовых документах, методиках и рекомендациях, разрабатывавшихся на федеральном уровне, все более стремительно формируются соответствующие механизмы взаимодействия между уровнями власти. Как показывает анализ, прежде всего, это связано с организацией работы по ведению различных реестров и регистров (недвижимости, физических и юридических лиц, органов власти управления, их правовых актов и т.д.). Унифицируются смежные действия с формированием электронных документов. Все это требует высокой и специальной профессиональной подготовки специалистов и руководителей, занятых в данной сфере деятельности, а также квалифицированного инженерного и правового сопровождения. Но мы, к счастью, не единственные на этом пути в мире.

Исходя из оценок международного опыта, можно выделить этапы перехода к электронному правительству. И по классификации ООН, Россия находится только на первом этапе перехода к электронному правительству ({всего выделяется четыре: информационный; интерактивный; транзакционный; информационное общество). Охарактеризуем названные этапы:

1. Информационный. (государства Гана, Китай, Таиланд, Казахстан, Россия). На этом этапе создаются сайты органов госвласти, предоставляющие актуальную и в то же время статичную информацию о структуре гос-органа, расположении приемных, территориальных подразделений, центрального аппарата; о регламентах работы и руководителях, включая контактные данные, часы приема и т.п.);

2. Интерактивный. (Япония, Италия, Германия, Эстония). Ведомства начинают предоставлять несложные интерактивные сервисы; простые го-суслуги из числа наиболее востребованных;'

3. Транзакционный. (Корея, США, Сингапур, Канада). Госорганы переходят к оказанию онлайн-услуг, начинают предоставляться возможности для осуществления наиболее востребованных платежей: налогов, сборов, платежей;

4. Информационное общество. (пока такого нет нигде). Услуги в электронной форме начинают преобладать над бумажными; Госуслуги предоставляются полностью в электронном виде без очного посещения соответствующего уполномоченного органа госвласти.

В целях стимулирования аппаратов государственной и муниципальной службы в последнее время принято более тридцати федеральных зако-

нов, документов Президента и Правительства РФ и более двухсот ведомственных актов [3]. Во-первых, это стратегия развития информационного общества, где обозначены критерии (индикаторы), которые надо было достигнуть к 2010 и к 2015 гг. Во-вторых, это положение об общероссийском государственном центре (ОГИЦ) - госпортал. В-третьих, регламентация «доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В-четвертых, правила размещения в государственных информационных системах сведений об услугах (функциях), в т.ч. электронном виде. В-пятых, законодательно принятый порядок организации предоставления государственных муниципальных услуг. На их основе уже выстраивается процессуальная модель электронизации услуг как основа регламентации и оптимизации деятельности служащих госаппарата. При этом федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года № 227 (фактически одновременно с принятием известного закона «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210) были внесены поправки в уже действовавшие 28 федеральных законов. Были введены положения и нормы, требующие организации соответствующей деятельности с применением электронных технологий (см. законы о милиции, занятости населения, правах граждан на свободу передвижения, безопасности дорожного движения, индивидуальном учете, негосударственных пенсионных фондах, обязательном пенсионном страховании, нетрудовых пенсиях и др.). Далее акцентность на предоставление услуг в электронном виде будет только усиливаться.

Все это позволило сегодня оформить принципиальную схему практической деятельности предоставления государственных и муниципальных услуг в современной России. Она основывается на трех крупных составных элементах (см. рис. 1).

Заметим, что Правительством России установлены контрольные сроки, отведенные для всей подготовки, - два года. То есть до июля 2012 года. Поэтому требуется интенсивно вести подготовку соответствующих административных регламентов; государственных реестров и реестров муниципальных услуг. Все необходимые сведения должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы. С 1 июля 2011 г. ведение реестров должно осуществляться только в электронной форме. Для этого органы субъектов Российской Федерации и муниципалитеты должны создать региональные и муниципальные информационные системы. Для муниципальных образований, где нет достаточных финансов, это может быть рабочим полем по созданию систем на принципах кооперации (особенно актуально здесь муниципальное сотрудничество).

Государственные и муниципальные услуги

Непосредственное взаимодействие органов предоставляющих услуги, с заявителями (гражданами)

Универсальные электронные карты с электронными приложениями (федеральные, региональные, муниципальные)

Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

Рис. 1. Основные формы предоставления государственных и муниципальных услуг в российской модели

Главным, при этом, остается требование, чтобы существовала «возможность их интеграции с федеральной государственной информационной системой» и обеспечивалась синхронность при информационном взаимодействии с субъектами РФ. То есть должна функционировать единая система [4]. Таковы «общие» требования к построению электронного правительства на федеральном, региональном и местном уровнях.

Как свидетельствует «оценка региональных политико-управленческих практик формирования требуемой «системности», то ее можно рассматривать через следующие направления действий при формировании электронного правительства:

• перевод в электронный вид государственной учетной деятельности;

• создание информационно-технологических и инженерных компонентов электронного правительства;

• формирование ключевой инфраструктуры электронного правительства;

• переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде.

При этом важно, чтобы организаторы и участники вышеназванных процессов, также обеспечивали: доступность государственных услуг для граждан и организаций; эффективность использования бюджетных расходов на внедрение ИКТ федеральными органами исполнительной власти; точный порядок управления процессом формирования электронного правительства на основе плана мероприятий.

На начальном этапе на федеральном уровне запланирована подготовка и оказание 74 госуслуг (это зафиксировано Постановлениями Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 1555-р и от 8.09.2010 г. № 1519-р). Поэтапно, через 5 уровней, они как обязательные должны предоставляться на всей территории России.

Поскольку подготовительные сроки исполнения были затянуты, то Президент России Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 г. был вынужден публично потребовать завершить эту работу до конца 2010 г. Этим также дополнительно подчеркивались значимость обсуждаемых и реализуемых различных мер, связанных с переходным этапом и его трудностями (ранее в такие короткие сроки не осуществлялись подобные организационно-управленческие действия, связанные со сменой и качественным обновлением массового сознания и перестройкой деятельности аппаратов государственной и муниципальной службы). Во второй половине 2010 и в 2011 гг. уже стали регулярными в стране сообщения о введении все новых пооперационных и комплексных услуг для населения [5].

Проекты административных регламентов должны размещаться в сети «Интернет» на официальном сайте органа. Все проекты подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти паи уполномоченным органом местного самоуправления. Они должны становиться предметом и независимой экспертизы. Независимая экспертиза не может проводиться физическими и юридическими лицами, принимавшими участие в разработке проекта административного регламента, а также организациями, находящимися в ведении органа, являющегося разработчиком административного регламента . К сожалению, до закрепления этих положений в Федеральном законе № 210 (2010 г.) данное требование не всегда исполнялось. Поэтому требуется пересмотр уже сделанной, но не качественно, работы. И еще раз уточним, что требуется по каждой функции (услуге) решать целый ряд управленческих задач:

- оптимизация исполнения функций, в т.ч. в интересах граждан и организаций;

- упрощение административных процедур, включая устранение избыточных административных действий и процедур, стадий их исполнения;

* Предметом экспертизы проектов административных регламентов, проводимой уполномоченными органами государственной власти или уполномоченными органами местного самоуправления, является оценка соответствия проектов административных регламентов требованиям, предъявляемым законодательством и .принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проектах административных регламентов.

- уменьшение сроков исполнения административных действий и процедур;

- устранение необоснованных обременении для граждан и организаций;

- сокращение затрат граждан и организаций в связи с исполнением функций, доступность для граждан и организаций информации об исполнении функции, возможность оперативного контроля исполнения функции;

- установление персональной ответственности должностных лиц за соблюдением требований административных регламентов по каждой административной процедуре или действию при исполнении функции.

Каковы же условия для предъявляемых требований по переводу разрешительных полномочий в электронный вид? Заметим, что они еще не закреплены управленческими решениями и существуют на экспертном уровне. Есть только ультимативное правительственное решение - штрафы для чиновников, требующих документы (справки и т.д.) от заявителей. Но требуется, чтобы повсеместно для реализации разрешительных полномочий в электронном виде использовались электронное межведомственное и межуровневое взаимодействие, а также взаимодействие с подведомственными организациями (вместо запроса документов или сведений у заявителя). Важно по каждому этапу, во-первых, иметь регламенты, а во-вторых, осуществить обязательные действия, описание которых приводится ниже:

• на информационном этапе (это предоставление разнообразной информации):

информация о государственной услуге должна быть доступна в сети Интернет (в Сводном реестре и на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также, согласно действующему законодательству на официальных сайтах органов власти);

- информация из открытых государственных учетных информационных систем (далее ИС), в том числе носящая правоподтверждающий или правоустанавливающий характер, должна быть доступна в сети Интернет;

- выработанные формализованные критерии размещаемой информации доступны (возможность реализации мониторинга фактической доступности информации);

- разрабатываются механизмы оперативной корректировки размещаемой информации в результате выявляемых ошибок и неполноты;

- реализуются меры, обеспечивающие юридическую значимость размещаемой информации;

- создаются информационные сервисы, специфичные для конкретной услуги (поиск ближайшего территориального органа, проверка названий регистрируемых объектов и т. д.);

• на этапе одностороннего взаимодействия (предоставляются необходимые формы и бланки):

- публикуются формы заявлений и иных документов (анкеты, бланки, платежные документы и т.п.) доступные для:

^ заполнения и последующей распечатки заполненного документа заявителем;

^ скачивания и заполнения заявителями в электронной форме;

^ скачивания, распечатки и заполнения заявителем в бумажной форме;

- реализация сервисов контроля корректности заполнения форм, выбора вводимых данных из доверенных нормативно-справочных источников;

- реализация сервисов хранения частично заполненных форм, предоставления предзаполненных типовым образом форм;

- обеспечение юридической значимости размещаемых форм;

- обеспечение выполнения требования обязательного приема органом власти документов, формы которых размещены на портале.

• на этапе двустороннего взаимодействия (является началом предоставления услуг в электронном виде) обеспечивается:

- прием заявлений о предоставлении гос- и муниципальной услуги в электронной форме;

- прием в электронной форме документов, необходимых для подтверждения права получения услуги;

- прием электронных графических образов (изображений) документов, необходимых для подтверждения права получения услуги, предоставленных третьими лицами в бумажной форме;

- прием платежей (налогов, пошлин, сборов) посредством электронных и мобильных платежных систем;

- прием реквизитов платежных документов, подтверждающих совершение заявителем обязательных платежей посредством электронных и мобильных платежных систем;

- реализация механизмов взаимного преобразования документов и сведений, хранящихся в юридически значимом виде в бумажной и электронной форме;

- предоставление заявителю в электронной форме документов (сведений), являющихся доказательством факта удаленного взаимодействия и отражающих его содержание;

- обеспечивается механизм оперативного доказательного досудебного обжалования действий (бездействия) органа власти, обращения в контролирующие органы или судебного обращения.

• на интерактивном этапе:

- заявитель может осуществлять удаленный мониторинг хода предоставления услуги (прием заявления, запрос дополнительных сведений, отказ, принятие решения);

- заявитель может поручить (доверить) органу власти получение необходимых для предоставления государственной услуги документов (сведений) в иных федеральных органах исполнительной власти;

- заявитель может не предоставлять документы (сведения), имеющиеся у иных федеральных органов исполнительной власти;

- мониторинг хода предоставления услуги осуществляется по множественным каналам доступа (компьютеры, мобильные устройства, SMS, почтовые сообщения);

- обеспечивается электронная форма ведения государственных учетов юридическим фактом принятия решения и получения результата предоставления услуги, появляется учетная запись в электронной учетной системе;

- заявителю предоставляется документ, подтверждающий результат предоставления услуги по его выбору в бумажной и (или) электронной форме и является выпиской (справкой) из электронной учетной системы;

- третьей доверенной стороной заявителю предоставляются в электронной форме в юридически значимом виде доказательства факта и содержания удаленного взаимодействия с предоставляющим государственную услугу органом власти.

• на этапе полностью удаленного взаимодействия:

- заявитель может осуществить все необходимые для предоставления государственной услуги действия в полностью удаленном режиме;

- обеспечивается юридически значимое электронное взаимодействие между всеми участниками предоставления услуги;

- органам власти обеспечивается возможность (при согласии заявителя) самостоятельно запрашивать документы (сведения) в электронных учетных системах иных органов власти и организаций, участвующих в предоставлении услуги;

- документ, подтверждающий результат предоставления услуги, предоставляется заявителю по его выбору в бумажной и (или) электронной форме;

- заявителю предоставляются в электронной форме доказательства факта и содержания удаленного взаимодействия с предоставляющим государственную услугу органом власти.

Чтобы понять, что же открывается за «подготовкой» заявленной услуги, требуется достаточно ясно представлять механизм осуществления последующих процессов. Как показывает анализ технологической и организационно-управленческой практики, для получения одной услуги надо совершить при исполнении почти два с половиной десятка точных направленных действий. Поскольку эти подходы ранее не рассматривались, то их требуется обозначить как новую деятельность в сфере гос- и муниципального управления. Это прежде всего:

- получение исчерпывающей информации о порядке исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;

- сбор подтверждающих документов, выдаваемых подведомственными организациями, иными государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, сторонними организациями;

- уплата государственной пошлины, иных неналоговых платежей (если это предусмотрено процедурой получения/подтверждения статуса или права), а также совершения иных юридически значимых действий;

- поиск, заполнение заявления в бумажно-письменной форме, скрепление его печатью и/или подписью с указанием контактных данных и способа взаимодействия с исполнительными органами государственной власти (почта, телефон, иные способы);

- запись на прием в исполнительный орган государственной власти в случае необходимости подачи заявления, пакета документов, материальных объектов лично, либо при наличии установленного разрешения через представителя;

- непосредственное и личное посещение государственного органа исполнительной власти, либо при наличии установленного разрешения через представителя, и представление устного или письменного заявления, пакета документов, материальных объектов уполномоченному должностному лицу;

- направление заявления и пакета документов при отсутствии требований по представлению оригинальных документов и/или материальных объектов по почтовой связи или иными нормативно установленными способами;

- подтверждение исполнительным органом государственной власти получения заявления, пакета документов, материальных объектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отказ или приостановление исполнительным органом государственной власти рассмотрения заявления, пакета документов, материальных объектов, до предоставления заявителем дополнительных подтверждающих его статус документов, материальных объектов;

- проверка и экспертиза исполнительным органом государственной власти возможности получения/подтверждения статуса или права, в том числе выездная проверка или экспертиза, исследования с участием подведомственных и иных организаций;

- размещение, обработка, хранение документов, представленных заявителем в архивных делах в письменно-бумажной форме;

- согласование исполнительным органом государственной власти принимаемого промежуточного или итогового решения с иными исполнительными органами государственной власти;

- информационное взаимодействие ответственного за итоговое решение исполнительного органа государственной власти с иными органами власти, третьими лицами в целях запроса и/или ' подтверждения сведений, предоставленных заявителем;

- принятие решения исполнительным органом государственной власти, в том числе путем регистрации факта принятия решения и занесения соответствующей записи в государственную базу данных, а также при наличии в учетную информационную систему;

- уведомление заявителя о принятом решении с использованием почтовой, телефонной, а также иных применяемых исполнительным органом государственной власти средств коммуникации;

- выдача заявителю документа на бумажном носителе, подтверждающего факт отказа или получения/подтверждения статуса или права, являющегося итоговым результатом исполняемых государственных услуг;

- внесение регистрационной записи о полученном/подтвержденном статусе или праве в оригинальный документ, принадлежащей заявителю;

- предоставление дубликата выданного разрешительного (подтверждающего) документа (за отдельную плату);

- приостановление, либо отмена действия выданного на бумажном носителе разрешительного (подтверждающего), с одновременной регистрацией факта принятого решения и занесения соответствующей записи в государственную базу данных, а также при наличии в учетную ИС;

- получение материальных результатов по итогам присвоения или подтверждения статуса или права (материальная помощь, денежные средства, льготы, знаки и т. д.);

- формирование, ведение, обработка и хранение юридически значимых событий или действий, сопровождающих реализация разрешительных полномочий, в государственной базе данных, а также при наличии в учетной ИС;

- делегирование подведомственным организациям учетных полномочий по регистрации факта принятия решения и занесения соответствующей записи в государственную базу данных, а также при наличии в учетную ИС;

- предоставление исполнительным органом государственной власти сведений в форме выписок, справок, получившему/подтвердившему статус или право физическому или юридическому лицу, а также третьим лицам;

- размещение исполнительным органом государственной власти ограниченного объема сведений о зарегистрированных правах и статусах в свободном или платном доступе на официальном сайте ведомства.

К сожалению, нынешний уровень подготовки большинства работающих в гос- и муниципальных аппаратах служащих не соответствует стоящим задачам. В полном объеме эти процессы пока слабо представляют руководители муниципалитетов, среднее звено аппаратов управления. А часть сотрудников даже их сторонится. Поэтому в стране нужен «ИТ-всеобуч».

Цель построения информационного общества для России, как и для других государств, является более высокой и более значимой, чем только отдельная цель формирования «электронного правительства». Требуется подготовка «электронного гражданина», а затем и «электронного государства». Каждая из этих важнейших целей включает многоплановую и многозатратную деятельность государственных органов и бизнеса. Цель может быть достигнута только при качественно новой профессионализации и управленческих кадров, и специалистов, занятых в аппаратах все больше операторскими функциями в условиях электронизации управленческих процессов. А также в повышении гражданской активности.

Отрадно, что ныне в России проявляется более высокая политическая воля для формирования в стране информационного общества. Даже несмотря на то, что страна включилась в эти процессы с опозданием в 15-20 лет, к началу второго десятилетия XXI века уже создано немало стимулов для широ-

кого вовлечения населения в атмосферу современного гражданского общества и качественного развития инфраструктуры на основе ИКТ-ресурсов.

Применение ИКТ в самых широких областях жизнедеятельности российских граждан поможет значительно повысить качество жизни, активизировать креативность их мышления и стимулировать более совершенную организацию труда. Технологии электронного правительства также потребуют мобильности и оперативности, в том числе при обработке сложной информации. Учитывая это, расширение перечня электронных услуг уже в течение второго десятилетия XXI в. должно непреложно расти и восприниматься большинством граждан как норма. Социальные сети не могут быть альтернативой качественных госуслуг в электронном виде.

Литература

1. Кови. Лидерство, основанное на принципах. Пер. с англ. 2-е изд., М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. С. 24-25.

2. См.: Распоряжение Правительства РФ «О Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» от 20.10.2010 № 1815-р.

3. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ, «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ (а также ФЗ № 227 от 27.07.2010 г.), «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 г. (Пр-212), Федеральный закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 г., «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.» от 27 сентября 2004 г. № 1244-р., «Концепция региональной информатизации до 2010 года» от 17 июля 2006 г. № 1024-р.,«О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям» от 25 декабря 2007 № 931, «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 6 мая 2008 г. № 362, «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» от 6 июня 2008 г. № 632-р., «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем» от 10 сентября 2009 г. № 723, «Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» от 15 июня 2009 г. № 478, «Правила размещения в федеральных государственных информационных системах "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях)» от 15 июня 2009 г. № 478, «О внесении изменений в план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» от 8 сентября 2010 г. № 1519-р (доп. к расп. Прав, от 17 октября 2009 г. № 1555-р), «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от

26 августа 2009 г. № 1231 -р» от 16 августа 2010 г. № 135-р, «Стандарты раскрытия информации субъектам естественных монополий, осуществляющими деятельность в области оказания услуг связи» от 9 июня 2010 г. 401, «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» от 24 мая 2010 г. N 365, «Правила размещения в федеральных государственных информационных системах "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях)» от 15 июня 2009 г. № 478 и др.

4. Принятые решения (ФЗ № 210 от 27.07.2010 г. и Пост. Правительства РФ 365 от 24.05.2010 г.) обязывают федеральные министерства и ведомства (прежде всего Минкомсвязъ, Минфин, Минэкономразвития и др.), а также администрации субъектов РФ и муниципальных органов подготовить и принять свои акты.

5. В Федеральном законе (210 от 27 июля 2010 г.) целая глава 3 посвящена требованиям создания инфраструктуры, порядку разработки проектов административных регламентов (ст. 12 и 13). Изложены требования к стандарту предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 14).

УДК 323 (575.2) (04)

Харченко В.А., первый секретарь посольства РФ в Киргизии, к.полит.н.

Международные политико-правовые подходы к внутригосударственным межэтническим конфликтам (на примере Киргизской Республики)

В статье рассматривается реакция международного сообщества на межэтнический конфликт в Киргизии в июне 2010 г., в частности проанализирован опыт создания Международной исследовательской комиссии как инструмента политического расследования и предупреждения дальнейшей эскалации внутригосударственного конфликта.

Ключевые слова: межэтнический конфликт, этнические меньшинства, международное право, международная комиссия.

Открытый киргизско-узбекский межэтнический конфликт на Юге Киргизской Республики 10 - 14 июня 2010 г., когда в г. Ош, Ошской и Джа-лал-Абадской областях произошли массовые столкновения киргизов и узбеков, сопровождавшиеся погромами, поджогами, мародерством, убийствами и приведшие к многочисленным жертвам с обеих сторон, потряс весь мир. По официальным данным, « в г. Ош, Ошской и Джалал-Абадской областях обнаружено всего 426 трупов, из них опознано 381: 276 узбеков, 105 киргизов и 2

- других национальностей. Неопознано - 45. Телесные повреждения выявлены у 1930 граждан, из которых у 925 - огнестрельные ранения. В правоохранительные органы поступило 120 заявлений о розыске без вести пропавших

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.