FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE TYPE ECONOMY IN RUSSIA: INSTITUTIONAL ASPECT
О
CU
-О X
9
со eu
eu
Voskanov Mikhail Eduardovich, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Economic Theory, Essentuki institute of Management, Business and Law, Essentuki, Russia E-mail: [email protected]
The article is a summary of the results of the author's previous research on the innovative development of socioeconomic macrosystems as a factor in the transition to a knowledge economy in a changing institutional en vironment. This article is devoted to the institutional aspects of the formation and development of an innovation-type economy in Russia. The problems associated with the development, implementation and commercialization of innovations, as weii as institutional support for the development of the national innovation system at the present stage of Russia's economic development are described. Based on the analysis of the features of the functioning of the Russian economy and foreign experience, the main directions for implementing economic policy are proposed with a view to moving the country to an innovative development path, in the long run, this should allow the formation of a knowledge economy in Russia, ensure the country's competitiveness in the world community and will contribute to improving the quality of life of the population.
Keywords: economy; innovative economy; knowledge economy; economic growth; national innovation system; institutional changes.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ УДК 330.88
ИННОВАЦИОННОГО ТИПА В РОССИИ: ВАК РФ 08.00.05
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Статья представляет собой обобщение результатов предыдущих исследований © Восканов М.Э., 2017 ""T^S-L автора, касающихся инновационного развития социально-экономических мак- к Li
росистем, как фактора перехода к экономике знаний в условиях меняющейся **
институциональной среды. Данная статья посвящена институциональным аспектам формирования и развития экономики инновационного типа в России. Описываются проблемы, связанные с разработкой, внедрением и коммерциализацией инноваций, а также институциональной поддержкой становления национальной инновационной системы на современном этапе экономического развития России. На основе анализа особенностей функционирования российской экономики и зарубежного опыта предлагаются основные направления реализации экономической политики с целью перехода страны на инновационный путь развития. Это в конечном итоге должно позволить сформировать в России экономику знаний, обеспечить стране конкурентоспособность в мировом сообществе и будет способствовать повышению качества жизни населе-
Ключевые слова: экономика; инновационная экономика; экономика знаний; экономический рост; национальная инновационная система; институциональные изменения.
Ё
111
Эффективная экономика, ориентированная на повышение качества жизни населения, в современных условиях во многом зависит не только от выгодного геостратегического положения страны, наличия природно-климатических ресурсов, но и от так называемого интеллектуального потенциала страны и познавательных (когнитивных) возможностей населения, что обеспечивает инновацион-ность экономики и обеспечивает стабильность экономического роста.
На данном этапе экономического развития России существует ряд проблем, связанных с разработкой, внедрением и коммерциализацией инноваций, а также институциональной поддержкой становления национальной инновационной системы (НИС). Как отмечают многие исследователи, в частности кандидат социологических наук, доцент A.B. Кравец: "В современной России ... до сих пор сохраняется очень низкий уровень инновационной активности. Цели, которые связаны со стимулированием и институциональной поддержкой развития российской науки и инновационных технологий, не реализуются в том масштабе, который необходим при существу-
ВОСКАНОВ Михаил Эдуардович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономической теории, Ессентукский институт управления, бизнеса и права, Ессентуки, Россия
m vos кап о v@maii. ru
ющих вызовах со стороны высокоразвитых стран. В масштабе страны эффект от внедрения инновационных разработок практически незаметен, нет тесных связей и контактов между наукой и бизнесом, что говорит о том, что национальная инновационная система функционирует неэффективно". [12, с. 21 -34] Таким образом, становится очевидной необходимость интеграции науки, образования и бизнеса с целью формирования и развития полноценной инновационной экономики в России.
Дополняя картину, можно выделить несколько причин торможения российской экономики, среди которых:
- отсутствие институциональной поддержки процессов формирования экономики инновационного типа [6, с. 118-121 ];
- недостаточная диверсификация экономики;
- преобладание сырьевого сектора в экономике;
- зависимость от цен на энергоресурсы;
- дефицит квалифицированных кадров;
- высокий уровень монополизации экономики;
- недостаточно развитая конкуренция;
- дефицит инвестиционных ресурсов;
- наличие коррупции в стране.
Выстраивание в России экономики инновационного типа сопряжено со значительным отставанием страны в сфере высоких технологий, недостатком частных инвестиций и бюджетного финансирования, отсутствием соответствующей эффективной экономической политики. Значительная доля валового внутреннего продукта (ВВП) России формируется за счёт сырьевых отраслей. [9] Наукоёмкие и высокотехнологичные производства наоборот имеют всё ещё очень низкую долю в ВВП, которая за счёт военно-промышленного комплекса к 2016 году достигла исторического максимума и составила 22,3% [10] (в развитых странах - около 60%). Всё это происходит на фоне кризиса науки и образования в стране. [9]
Однако, как показывает мировая практика, "структурная перестройка в пользу наукоемких секторов позволяет достаточно быстро повысить темпы роста экономики", отмечает кандидат экономических наук, доцент Дмитриева Е.И. [9]
Кроме того, в российской экономике всё ещё сохраняются негативные процессы, связанные с началом мирового экономического кризиса (2011 г.) и второй волной глобальной рецессии (с 2013 г.). Также, свой отпечаток наложили события на Украине, в Сирии; санкции
западных стран и российские контрсанкции; падение цен на энергоресурсы;ситуация в международной геополитике и мировой экономике в целом.
Генезис и становление мировой экономики демонстрируют, что за постиндустриальным этапом в развитых странах следует переход к экономике знаний в результате перехода к новой парадигме развития, основанной на формировании интеллектуального капитала и развитии глобальных информационных систем. [16, с. 20-24] Инновационная деятельность обеспечивает не только рост экономики и конкурентоспособность страны, но и конкурентоспособность отдельных хозяйствующих субъектов, высокое качество жизни населения и развитие человека как личности. [15, с. 282285] Таким образом, на наш взгляд, именно инновационный путь развития позволит обеспечить экономический рост в России и становление полноценного социального государства.
Однако, как уже отмечалось нами выше, текущая ситуация в российской экономике не позволяет обеспечить экономический рост на основе существующей модели национальной экономики в связи с отсутствием институционального базиса инновационного развития, неэффективностью механизмов финансирования инновационной деятельности и низким уровнем использования научно-технического потенциала страны. [12, с. 21 -34]
Экономическая политика последних 10 лет в сфере инновации в России оказалась нежизнеспособна и неэффективна, т.к. не решала главной задачи - задачи стимулирования инновационной деятельности в частном секторе. Акценты были смещены на развитие инноваций в госсекторе. [9] Также следует учитывать тот факт, отмечает доктор экономических наук, профессор Жиц Г.И., что "инновационный потенциал системы характеризуется не наличием новшеств, ... а способностью системы использовать их в практике своего функционирования или обеспечить их эффективное потребление, которое должно найти безусловное выражение в улучшении качества жизни населения" [11]. Иначе говоря, инновационная деятельность не должна становиться самоцелью, а должна обеспечивать эффективность и социальную направленность функционирования и развития национальной экономики.
Таким образом, первоочередной задачей государственной политики в области экономики становится обеспечение эффективности экономических процессов за счёт выстраива-
ния адекватной институциональном структуры российской экономики, нацеленной на формирование национальной инновационной системы. Решению этой задачи, на наш взгляд, будет способствовать развитие науки и образования, их интеграция с бизнесом путём создания интегрированных научно-образовательных центров в рамках федеральных округов (социально-экономических макросистем [7, с. 141 -146]), которые могут стать основой национальной инновационной системы в России. Это позволит обеспечить опережающее развитие фундаментальной и прикладной науки, образования, стимулировать инновационную деятельность хозяйствующих субъектов и индивидов, а также будет способствовать коммерциализации инноваций. [8, с. 146-154]
Инновационное развитие экономики - это объективный процесс, на определённой стадии которого формируется национальная инновационная система. Как указывает кандидат экономических наук, доцент Красноперова Т.Я., "что технологическое развитие представляет собой не цепочку односторонне направленных причинно-следственных связей, ведущих от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) к инновациям, а процесс взаимодействия и обратных связей всего комплекса экономических, социальных, политических, организационных и других факторов, влияющих на создание, внедрение, коммерциализацию инноваций и финансовое обеспечение этих процессов". Это говорит о системном характере инновационного развития. [13, с. 152-156]
НИС, как и любая другая система, отвечает определённому набору характеристик:
1) целенаправленность;
2) иерархичность и соподчинённость структурных элементов;
3) единство и целостность структурных элементов;
4) взаимодействие и взаимовлияние структурных элементов;
5) координация процессов функционирования структурных элементов;
6) открытость;
7) сложность;
8) надёжность;
9) эффективность функционирования;
10)результативность функционирования. [13, с. 152-156]
По своей сути, НИС является подсистемой экономической системы. Таким образом, НИС представляет собой специфицированную институциональную структуру, включающую в
себя субъекты экономики (научные и образовательные организации, субъекты предпринимательской деятельности, органы власти) и нормы права, этики и морали. Целью НИС при этом является создание базиса формирования инновационной экономики. [13, с. 152-156]
Развитые страны уже осуществили свой переход к VI технологическому укладу, который считают эпохой нанотехнологий и глобальных сетей. На наш взгляд, именно развитие глобальных сетей позволит сформировать в России национальную инновационную систему на базе интегрированных научно-образовательных центров, функционирующих по принципу скоординированных "сообществ практики" - виртуальных площадок взаимодействия науки, образования и бизнеса; исследователей и практиков. [12, с. 21-34] Результатом деятельности подобных центров должны стать инновации -результаты инвестирования интеллек-! туального решения в разработку и получение нового знания; новые или значительно улучшенные продукты (товары,услугу) или процессы, новые организационные методы в деловой практике; внедрённые новшества, которые являются конечным результатом познавательной деятельности человека. [1] При этом важно отметить, что инновационное развитие является "перманентным процессом новаторской деятельности". [2, с. 543 - 551 ]
Переход экономики на инновационный путь развития требуетзначительных вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (рис. 1-3), которые в перспективе обеспечивают конкурентоспособность страны в мировой экономике. Однако, следует отметить, что в развитых странах инновационная экономика формируется нетолько за счёт растущих расходов на НИОКР, но и путём выстраивания соответствующей институциональной структуры. [12, с. 21-34] Таким образом происходит становление экономики, основанной на знаниях, которая в будущем может трансформироваться в когнитивную экономику.
Многие экономисты отмечают, что функционирование и рост современной экономики являются результатом познавательной деятельности человека. Это подтверждает тезис о зарождении когнитивной экономики и даёт возможность говорить об институционализа-ции когнитивной экономики как новой перспективной ветви экономической теории. Также отметим, что зарождение и становление когнитивной экономики является одним из
О си
-О X
9
со
CU
си
S
113
признаков постиндустриального общества. Рассматривая в широком разрезе когнитивную экономику, на наш взгляд, можно выделить три основных направления, обеспечивающих экономический рост:
1) эффективное управление знаниями и познавательными процессами в экономике;
2) использование инновационных интеллектуальных и когнитивных (познавательных) систем в экономике;
3) применение набора когнитивных инструментов в процессе управления функционированием и развитием экономики. [5, с. 122126]
Рисунок 1 - Двадцатка стран-лидеров по объему внутренних затрат на исследования и разработки по данным на 2015 г. (млрд долл. США; в расчете по паритету покупательной способности
национальных валют) [14]
Рисунок2- Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП по странам на 2015 г. [14]
Необходимость перехода России к экономике инновационного типа предопределяет ряд задач, которые призвана решить экономическая политика на сегодня:
1) определение отраслей национальной экономики, обладающих максимальным потенциалом инновационного развития [3, с. 29-36];
2) определение областей науки, техники и технологий, обладающих наибольшим потенциалом формирования и развития инновационной экономики [12, с. 21-34];
3) учёт масштабов страны и региональной специфики экономического развития [12, с. 21 -34].
Решение обозначенныхзадач будет способствовать достижению важной цели - снижению уровня территориальной дифференциации развития экономики, а также увеличению доли социально-экономических макросистем в инновационной структуре России. [4, с. 37-50] При этом основой решения проблем формирования и развития экономики инновационного типа в России должно стать формирование инновационной платформы НИС на базе интегрированных научно-образовательных центров в рамках социально-экономических макросистем.
Рисунок 3 - Динамика внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП в период
с 1995 по 2015 гг. [14]
Отсюда можно выделить ряд направлений реализации экономической политики в России:
1. Формирование законодательной базы в сфере правового регулирования инновационной деятельности.
2. Создание интегрированных научно-образовательных центров в рамках социально-экономических макросистем.
3. Поддержка высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики.
4. Стимулирование инвестиций (как внешних, так и внутренних) в инновационную деятельность хозяйствующих субъектов и населения.
5. Развитие государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности.
6. Создание инфраструктуры функционирования национальной инновационной системы.
На наш взгляд, именно эти направления должны стать драйвером роста российской экономики и позволить осуществить её переход на инновационный путь развития, что в конечном итоге позволит сформировать в России экономику знаний, обеспечит стране конкурентоспособность в мировом сообществе и будет способствовать повышению качества жизни населения.
Примечания:
1. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" [Электронный ресурс]: [от 23 августа 1996 № 127-ФЗ] (ред. от 23.05.201 б, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свобод-
О си
-О X
9
со
CU
си
2. Алексеев A.A., Глушак Н.В., Титов А.Б. Экономический феномен: инновационное развитие//; Научное обозрение. - 2011. - № 5. - С. 543-551.
3. Байрамукова Ф.А. Развитие институционализированных кластеров в системе современных экономических отношений // Международное научное издание "Современные фундаментальные и прикладные исследования". - 2016. - №2(21).
- С. 29 - 36.
4. Байрамукова Ф.А., Новосёлова H.H. Некоторые закономерности и направления развития новых институциональных структур и форм хозяйствования в постиндустриальном обществе // Международное научное издание "Современные фундаментальные и прикладные исследования". -2016.-№2(21).-С. 37-50.
5. Восканов М.Э. Формирование и функционирование новых институциональных структур на основе когнитивного инструментария в условиях трансформаций социально-экономических систем // Международное научное издание "Современные фундаментальные и прикладные исследования". - 2016. - №3(22). - С. 122 - 126.
6. Восканов М.Э., Байрамукова Ф.А. Институциональные условия формирования постиндустриальной экономики в современной России // Международное научное издание "Современные фундаментальные и прикладные исследования".
- 2016. - №3(22). - 2016. - №3(22). - С. 118-121.
7. Восканов М.Э., Козлов А.Н. Формирование экономических структур и институтов национальной инновационной системы России // Международное научное издание "Современные фундаментальные и прикладные исследования".
- 2016. - №4(23). - С. 141 - 146.
8. Восканов М.Э., Таранова И.В. Развитие институциональных структур в постиндустриальном обществе // Международное научное издание "Современные фундаментальные и прикладные исследования". - 2016. - №4(23). - С. 146 - 154.
9. Дмитриева Е.И. Инновационная экономика России: противоречия и перспективы развития [Электронный ресурс] // Политическое управление: научный информационно-образовательный
S
115
электронный журнал. - 2014. - № 02 (08). - Режим доступа: ИИр:/Лллллл/.политуправление.рф/агЫу/ 2014/02/Dmitrieva.htm, свободный. Ю.Евстигнеева А. Доля высокотехнологичной продукции достигла исторического максимума [Электронный ресурс] // Газета "Известия". -8.02.2017. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/ 663075, свободный.
П.Жиц Г.И. Способности и возможности: рассуждения о некоторых аспектах методологии оценки влияния инновационного потенциала на развитие социально-экономических систем различного уровня сложности // Инновационная экономика. - 2008. - №11.
12.Кравец A.B. Инновационная экономика России: проблемы и перспективы экономического роста // Креативная экономика. - 2016. - Том 10. -№1.- С. 21-34.
13.Красноперова Т.Я. Национальная инновационная система: структура, роль финансовой составляющей // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
- 2013. - №6(88). - С. 152-156.
14.Ратай Т.В. Наука, технологии, инновации [Электронный ресурс] // Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. - 20.09.2016.
- №19. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2016/ 09/20/1123278216/ЫТ1_Ы_19_20092016.pdf,.
15.Тишина И.М. Необходимость инновационного развития российской экономики // Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 282-285.
16.Щетинцева И.А. Необходимость формирования инновационной экономики как вектор современного развития России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2011. - 8(14). - С. 20-24.
THE APPLICATION OF PROGRAM-TARGET MANAGEMENT TECHNOLOGIES TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE CONSTRUCTION COMPLEX
Gasanova Naida Muhudadaevna, PhD of Economics, Associate Professor, Daghestan State Technical University, Makhachkala, Republic of Dagestan
The article focuses on the essential substantive feature of the programme-target approach to management. On the basis of the conducted research the conclusions about the usefulness of such technologies for the management of sustainable development of the construction industry.
Keywords: program-target management technology; building complex; complex target program.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
В статье подробно рассматривается сущностно-содержательная характеристика программно-целевого подхода к управлению. На основании проведенного исследования делаются выводы о целесообразности применения таких технологий для управления устойчивым развитием строительного комплекса. Ключевые слова: программно-целевые технологии управления; строительный комплекс; комплексная целевая программа.
УДК 338.2 ВАК РФ 08.00.05
5 Гасанова Н.М., 2017
ГАСАНОВА Наида Мухудадаевна, кандидат экономических наук, доцент, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Республика Дагестан
naida 7 [email protected]
Устойчивое развитие современной инфраструктуры систем расселения, городов и их агломераций, различных форм поселений, текущее и перспективное состояние городского хозяйства, безопасность жилых строений, зданий производственного назначения, уровень комфортности труда, отдыха и проживания граждан, уровень и качество их жизни в значительной степени определяются результатами функционирования строительного комплекса. Это сегмент национальной экономики в современных условиях выступает генератором инновационного развития большого количества смежных отраслей промышленности и одной из важнейших точек роста национальной экономики в социоэкономическом развитии страны. В строительной отрасли функционирует большое количество разнообразных субъектов хозяйствования, которые принимают непосредственное участие в процессе создания новых объектов и производственных мощностей и образующих в своей совокупности архитектурно-строительный комплекс [2]. При этом, необходимо подчеркнуть, что результаты, которых удалось достичь в архитекту-